Перейти к основному содержанию

03:08 07.12.2022

Почему я много не могу понять при чтении Евангелия и святых отцов?

16.05.2022 11:05:25

Вопрос:  - Нужно ли подавать нищему? А если он мошенник?

о. Фёдор: - Если он мошенник, то он ответит перед Богом. С меня Господь спросит, мог ли я дать. Если мог, то почему не дал. Просящему у тебя дай. Такой императив нам дал Господь. С другой стороны, мы знаем слова «пусть милостыня твоя запотеет в руке твоей прежде, чем ты дашь ее». К чему применить эти слова? Если мы даем человеку, который пьянствует, очевидно, что эти деньги он  использует на спиртное. К сожалению, мы священники много с этим сталкиваемся. В храм заходят люди, которые видят священника и сразу идут просить его о деньгах. Не думают, на что он живет, сколько у него детей. Дай денег и всё. Что тут скажешь? Священник учит в проповеди о милосердии, наверное, Господь так проверяет. Но я в какой-то момент услышал совет опытного священника, решил ему следовать. Если чувствуешь запах спиртного, тогда не подавай, потому что фактически ты будешь участвовать в грехе этого человека. Однажды в сильный мороз в храм зашел человек бездомный, который попросил денег. От него пахло спиртным, и я хотел отказать. Потом подумал, а сидел бы я, как и он, где-то на скамейке у Курского вокзала, без документов, без перспектив, без дома, без медицинской помощи, без денег даже на сегодня, и на этом холоде была бы возможность выпить. Удержался бы я? И я ему дал. В общем же на этот вопрос нет ответа очевидного. Вероятно, стоит вспомнить, как советовали святые отцы - выбрать одного или двух конкретных людей, многодетную малоимущую семью или пожилую женщину-пенсионерку, и им помогать. Вы уверены, что они нуждаются в деньгах, и вы им раз в месяц помогаете. При этом вы можете уже не давать никакому нищему, у вас есть объект помощи. А те, кому вы будете помогать регулярно, будут опираться на то, что помощь у них есть, будут молиться за вас. Тогда вы будете знать, что ваши деньги точно не попадут к мошенникам.

Вопрос:  - Как помочь 15-летнему подростку преодолеть кризис? Бросил тренировки, не хочет учиться, потерял мотивацию, завис в телефоне и ничего не хочет делать. Тупик.

о. Фёдор: - Тяжело, потому что одного ответа на такой вопрос нет. Самое неприятное в том,  «завис в телефоне». В кризисной такой ситуации это для подростка как выпивка для взрослого. Он ушел в полу-вымышленный мир, и все больше выключается, реальный мир все сильнее разрушается. Отстает в школе. Что здесь делать? Нужно готовиться заранее - строить доверительные отношения с ребёнком, когда ему год, пять, семь. Войдя в сложный возраст, в кризис, он все-таки будет вам доверять. Думаю, что в 15 еще можно отобрать телефон и давать на время или выключить вайфай, поставить родительский контроль. Ломки пройдут, ребенок все равно начнет что-то искать себе в качестве занятия. Можно конечно попытаться вырваться с ребенком куда-то на каникулы. Это тоже помогает. Жалко, что забросил тренировки, потому что часто помогает именно спорт, где результат виден довольно скоро, если человек тренируется. Тут хорошая мотивация. Но возможно надо вспомнить о важном христианском принципе: Господь не дает труда и задачи человеку, не давая на нее благодати. Если вы родитель подростка и рассматриваете это как служение спасения, как свою дорогу ко спасению, то можете припасть ко Христу, и сказать: «Господи, я в тупике, не знаю, что делать с сыном, отогрей его сердце, открой его ко мне снова, дай мне разум и мудрость, что мне ему говорить». Еще важно, что в период кризиса нельзя за все и постоянно ругать ребенка. Надо говорить, что ты с ним не согласен только в самых критических случаях.  Два из трех случаев можно перевести в шутку, сделать вид, что не расслышал, переменить тему. Иначе все общение становится постоянной руганью и он совсем закрывается.

Вопрос:  - Как привить любовь детям в семье, чтоб стали более участливыми в отношении сестер и братьев младших? Вижу безразличие друг ко другу. Каждый старший занят телефоном.

о. Фёдор: - Да, телефон - виртуальная жизнь, которая убивает жизнь настоящую. То же скажу - выключайте роутер. Насильно. Нет, и всё. Сейчас у нас 40 минут, когда мы все трудимся. Ты подмети, ты почитай младшим. Важно дать конкретные обязанности по дому каждому. И требовать. Если открыт интернет, то вы не будете интереснее видео, которое смотрит ребенок. Волевое решение - выключайте интернет.

Вопрос:  - Благодаря Воскресению Христову мы становимся новым творением?

о. Фёдор: - Да, во Христе новая тварь. Ветхий человек умер со Христом, а мы, поскольку крещены в Его смерть, и воскресению причастницы будем. Это из апостола Павла к Римлянам, которое читают на Крещении каждого из нас, как самая главная проповедь о Крещении. Да в обновленной жизни ходить начнем. Чтобы нам осуществлять наше движение через жизнь, быть обновлёнными. Это легко сказать, но сложно сделать, конечно. Тем не менее, человек к этому призван.

Вопрос:  - Каким Иисус воскрес?

о. Фёдор: - Это немного тайна. Мы знаем, что тело Христово несло на себе зажившие раны на руках и ногах, на ребре. Господь показал это Фоме и предлагал вложить перста в раны. Знаем, что Христос воскресший ел и пил перед учениками. Специально евангелист упоминает, чтобы мы поняли, что Христос воскрес в теле со всеми его функциями, но тем не менее, это Тело проходило сквозь закрытые двери, становилось невидимым как в Эммаусе. Это тайна, медленное восхождение ко Отцу, когда Он запретил Марии Магдалине касаться Себя, потому что Он еще не взошел к Отцу, как Он сказал. Мы не знаем, что там происходило, кроме как про преображенное Тело Христово, принимая которое в себя в Таинстве Причастия, мы тоже преображаемся. Это залог того, какими и мы будем когда-то. Пока нам это открыто в тайне.

Вопрос:  - Человек приносит на исповедь одни и те же грехи, как с этим быть?

о. Фёдор: - Рано или поздно с этим вопросом столкнется каждый воцерковлённый человек. С одной стороны, грех, если мы его рассматриваем со святоотеческой традиции, это не только факт преступления воли Божией. Это некая болезнь, которая, как корень рождает стебель и приносит плод, рождает дело греха. Эта болезнь называется страстью. Это корень. Святые отцы говорят, побрился человек - щека гладкая, а к вечеру снова щетина, потому что корень волоса остался. Также в нас остался грех. Как устроение, как болезнь, искажение первоначальной природы человека. Грех лечится десятилетиями. Человек кается в этом грехе, даже иногда может дойти до отчаяния. Борюсь, а снова падаю в грех. Стыдно же приходить к духовнику и говорить сотый раз одно и то же. Перед ним стыдно, перед Господом, самому неловко перед собой. Но медленно, медленно, благодать нисходит на человека в Таинстве покаяния. Любое таинство это не просто юридическое действие, когда ты покаялся и тебе простили, это благодать как дар Божий. Венчание это не просто фиксация брака на небе, но помощь построить малую Церковь. Там, где обычные люди построят хорошую семью, у христиан будет прообраз большой Церкви, где будет тайное присутствие Божие. И здесь - сходит благодать и медленно тебя лечит. Медленно потому, что если бы я не был горд, то Господь мог бы и быстро вылечить. Но я припишу эти заслуги себе, а Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Я не смиренный. Господь балансирует - облегчить мне грех, его давление на меня, а также умалить силы врага рода человеческого. Он здесь участвует кроме моей собственно страсти. Демоны начальники страстей, они больны страстями бесконечно больше, чем человек, и они будят и провоцируют страсти в человеке. Поучения святых отцов таковы, что за каждой страстью стоит демон этой страсти или дух. Поэтому в молитве Ефрема Сирина мы и молимся о том, чтобы Господь не дал духа уныния, праздности, любоначалия, но дал дух смиренномудрия, целомудрия и любви прежде всего. А еще Господь иногда оставляет человеку очевидный грех, чтобы человек, может быть даже очень хороший и добродетельный, труженик, не имел окончательного повода возгордиться. Как говорил апостол Павел, нарушивший закон в чем-то одном, уже является нарушителем закона, потому что нарушил весь закон. Проехал на красный - нарушил правило одно, у тебя даже права могут отобрать. Здесь то же: нарушил закон, и никогда не вознесешься сердцем. Человеку нужен какой-то недуг, чтобы он не возносился.  Так что нужно приходить, постоянно в этом каяться, смиряться с тем, что это надо делать. С другой стороны, если священник хорошо вас знает и много лет, то сказать - всё, как обычно, делом, словом и помышлением, каюсь, грешен, а вот еще было такое: и рассказать, что вы на кого-то накричали или поругались или позавидовали, то, в чем совесть зазирает, что надо высказать как факт. Скажу вам, что священник точно также приносит покаяние. И к своему духовнику, обычно более старшему, ездит и ему также стыдно, он также мучается и скорбит об этом. У всех грехи  конечно разные. Помню, в 90-ее только, только поступив в Семинарию, я разговаривал с одним покойным уже игуменом из Троице-Сергиевой Лавры. Он сказал, Федя, у нас разные грехи, молодых диавол искушает одним, монахов другим, более духовными грехами типа тонкого тщеславия, гордыни, иногда это очень трудно распознать. А где тонко, туда он и бьёт. Священник, точно зная о себе, что он немощный, никого не осуждает, но сострадает, как человек, который был искушаем и прощен в разрешительной молитве, когда бремя «развязывается». У меня всегда образ такой, что ты будто тонешь с большим камнем, привязанным к тебе, а вот его взяли и развязали. Камень пошел на дно без тебя, а ты - наверх, на воздух. Это происходит на исповеди.         

Вопрос:  - Почему на Светлой седмице без исповеди причащают только тех, кто весь пост постился?

о. Фёдор: - Если человек хоть немного церковный, то хоть часть Великого поста он соблюдает. Хоть Страстную. Если он совсем ничего не предпринимает, мимо него это прошло, значит и в пире этом он не участвует. Или по крайней мере участвует не так, как те, кто постился. А постившимся зачем поститься? С ними Жених, не могут поститься сыны чертога брачного. Эта традиция причащаться без поста на Светлой седмице может быть невыносима для тех, кто не постился Великим постом и лишен самой элементарной церковной жизни. Но часто причащение без исповеди может быть им во вред, потому что пост и покаяние и есть то, что нас готовит к Причастию. В Великий четверг читался отрывок послания апостола Павла к Коринфянам, где он говорил о том, что многие из вас болеют и умирают, потому то недостойно причащаются. А из самого текста важно понять, что надо рассуждать о Теле и Крови Христовой, то есть надо заниматься богомыслием, надо сосредоточиться, понять, что с тобой сегодня происходит, к Чему ты приступаешь, надо прочитать, помолиться, сокрушить свое сердце, осудить себя. Это очень помогает. И нужно судить себя, чтобы не осудиться с миром, как говорит апостол. Рассуждение над Телом и Кровью и суд над собой - условия достойного причащения. А если человек шел мимо, знать не знает, Светлая седмица или нет, для него это новое и непонятное, а ему говорят, что он может совсем никак не готовиться, причащаться, как те, кто строго провел пост. Он может этого просто не выдержать.

Вопрос:  - Как совмещать пение на клиросе и молитву?

о. Фёдор: - К пению на клиросе призваны не все, но у кого есть к этому дар. Когда перед тобой открыты книги богослужебные, ты иначе понимаешь структуру богослужения, больше открывается смыслов. Хотя есть и свои сложности. Успевая следить за нотами, за рукой регента, за ритмами, человеку тяжелее  молиться. Преподобный Исидор Пелусиот, древний святой в одном из писем написал, что нерассеянно молиться - большой труд, которого достигают немногие, а петь и молиться - удел совершенных. Есть еще такой человек, как уставщик, который должен всем разложить одинаковые ноты, партии, книги, и молиться при этом еще тяжелее. Я знал одного уставщика, великого молитвенника, митрополита Арсения из Святогорской Лавры на Украине, где сейчас идут бои. В Лавре сейчас много боевиков, они заняли Лавру, принуждают монахов уйти из Московского патриархата, угрожают. Владыка Арсений был как раз уставщиком самого большого первого хора под управлением Марка Харитоновича, который около 60 лет управлял хором Московской Духовной Академии в Покровским храме. Будущий митрополит учился молиться сквозь все эти обязанности, когда каждому надо положить Октоих, Минею или Триодь, раздать ноты, да еще и вовремя, да и никого при этом не толкнуть. Человек стал удивительным молитвенником.   

Вопрос:  - Кто не признается рабом Божиим?

о. Фёдор: - Тот, кто не слушается Бога. Кто не принадлежит Богу. Мы давно не живем там, где есть рабовладение, и мы немного не понимаем, что это. Раб - то, что принадлежит хозяину. Это его имущество, может быть, чуть более сложное и дорогое, чем корова и овца. Раб Божий значит «я принадлежу Христу». Именно это значит в библейском значении слово «святой», взятый в удел, то есть освященный и переданный Богу. Например, есть у вас два ковра. Один лежит перед диваном, второй вы пожертвовали в храм, и этот последний святой ковер в этом смысле, он Божий. Если из дома у вас украдут ковер, то украдут воры, а из храма – святотатцы. Татьба - воровство святого, того, что принадлежит Богу. Святотатство. Если я раб Царя, то никакой вельможа мне ничего приказывать не может. Раб Божий принадлежит Богу и ему никто больше не господин. Своему Господину мы принадлежим полностью и этому рады, а если мы Богу принадлежим, то и слушаемся Его.

Вопрос:  - Нужно ли прощать предательство, если кто-то из супругов совершил прелюбодеяние?

о. Фёдор: - Как ответить на этот вопрос, должна решать пострадавшая сторона. Может она простить или нет? Если есть глубокое покаяние, если есть дети, которые в случае развода будут расти без отца или матери, то может быть и надо простить. Мы просим у Господа прощения и получаем его. Если есть покаяние, то стоит простить, но такого доверия к предавшему уже не будет, это надо понимать.

Вопрос:  - Кто о себе может сказать, что он постился и занимался Богомыслием, тем более перед Причастием, и имеет ли он право на Светлой причащаться без поста? Может ли кто в нашей сегодняшней суете сказать, что он постился?

о. Фёдор: -  Вопрос так поставлен, что ответить на него нельзя. Модно спросить, кто может себя назвать полностью верующим? Если Христос совершено точно в конце Евангелия от Марка говорит, что «верующим в Меня знамения сии последуют, на недужных руки возложат, и живы будут, аще что смертное испьют, не вредит им». Кто-то из нас подпадает под такое определение верующего? Нет. Но сказать, что мы неверующие значит погрешить против истины. Другое дело, что мы слабые люди, грешные. Мы постились и думали о Боге. Получилось плохо, но мы старались трудиться. В канонах говорится, что на Светлой нельзя поститься, а верные пусть наслаждаются Телом и Кровью Христовой, и здесь мы просто слушаемся Церковь. Если мы со своими трудами слабыми приходим к смирению, то это тоже результат, и может быть даже самый главный.

Вопрос:  - Моя невеста сербка, и я часто испытываю маловерие, поженимся ли, да и вообще маловерие. Отчего оно бывает?

о. Фёдор: - Маловерием мы искушаемся все. Даже великие святые были искушаемы маловерием. Может быть, к этому надо проще относиться? Сами себя, и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Это завершительное прошение из малой ектеньи почаще для себя медленно произносите в молитве. Когда вы женитесь, то избранник ваш загадка, вы человека не знаете. Парадокс в том, что чем меньше вы его знаете, чем меньше следуете современному разрушаемому мнению, что надо до свадьбы узнать друг друга получше, тем больше надежды, что Бог вам будет помогать и вы станете счастливой христианской семьей. Такое удивительное слово «невеста». Оно означает «непознанная», Вы ее не познали в смысле телесном и другом. Если она искренне глубоко верит в Бога, и Вы доверяете Богу, то Господь будет с вами и поможет. Столетия назад на Руси жених и невеста разве хорошо знали друг друга? Нет. Да и были они очень молоды. Ему 15 лет, ей 13. Их помолвили, через полтора года повенчали. Она из одной деревни, он в другой, а родители договорились. Семьи были крепче, разводов не было. Общество не признавало развод как возможный выход из ситуации, но люди настолько были другие, настолько смирялись перед суженым, перед тем, кто рядом, что приходила любовь. Я другому отдана и буду век ему верна, как говорила Татьяна Ларина. Уверяю, она искренно и глубоко получит своего генерала. Господь в ответ на этот труд верности и служения даст настоящую любовь. Верую, Господи, помоги моему неверию - такая молитва еще есть. Два человека, которые сейчас создают семью, очень рискуют. Настолько все эгоистичны, разные, не хотят меняться, но хотят получить человека в свою судьбу, чтобы от него получать набор «услуг». Чуть человек становится не таким, его, как запчасть, надо поменять. Недавно разговаривал с человеком, который бросил жену, у которой мать стала лежачей больной. Жена вынуждена была уйти с работы и ездить к матери, а ему нужна жена, которая у него дома живет. Решил себе найти нормальную жену. Как к этому относиться? Он должен был за время брака полюбить свою тещу, это задача Христова ему, она должна была стать ему родным человеком, и естественно помогать ей они должны вдвоем. Как Господь будет лечить такого человека? Даст ему такую же ситуацию, может быть, дети ему наймут сиделку.

Вопрос:  - Как Петр, простой рыбак из деревни в Галилее, стал первым главой Церкви?

о. Фёдор: - Глава Церкви у нас Иисус Христос. Апостол Петр не глава Церкви, это католики исповедуют, не мы. Он - уста, главный администратор, управитель первой иерусалимской апостольской общины. Посмотрите книгу деяний, рассказывающую об апостольском соборе 52 или 53 года, когда апостол Петр выступает и говорит, а от имени Церкви говорит первый иерей иерусалимский апостол Иаков. Общее мнение и окончательное решение выносит Иаков, а не Петр. Петр все время ходит и проповедует, а Иаков сидит на месте и он глава местной иерусалимской Церкви в том уже смысле, в котором мы говорим сейчас о патриархе или архиепископе - главе Церкви.

Вопрос:  - Почему я много не могу понять при чтении Евангелия и святых отцов? Пропускаю мимо ушей, а понять хочется, это важно, время уходит, так мало остается.

о. Фёдор: -  У Вас остается все, что Вы прочитали. У апостола Павла есть слова о том, что духовный человек понимает всё, а душевный духовного не понимает. Духовный мудрствует обо всем. Святые отцы прошли огромный путь. Когда они выдают нам то, чем бы хотели поделиться, мы часто не способны эту твердую пишу переварить, мы к ней не готовы. Апостол Павел пишет в одном из посланий, что «давал вам твердую пищу, а вам, оказывается, надо было молоко». Но эта пища остается в глубине памяти, она пускает корешок, как зерно, начинает расти. Поэтому читайте Писания, отцов, толкования. Вспомните, как воскресший Христос открыл апостолам ум к уразумению Писаний. Господь открывает ум человека в ответ на просьбу, на молитву, в ответ на усилие в чтении. Так и с молитвой, когда человек не понимает, но произносит слова молитвы. Здесь количество перерастает в качество, это мысль преподобного Иоанна Лествичника. Читаете Евангелие, многое вам не понятно, вы ищете, бьетесь, а потом Господь вам отверзает ум и вы поднимаетесь на ступеньку выше, многое открывается. Или вдруг в памяти возникает мысль, что читал - не понимал, а теперь открылось. Это же происходит с книгами святых отцов. Читаешь книгу через 20 лет после того, как в первый раз прочел, и она совершенно другими гранями тебе открывается. Как же я мимо этого прошел? Тогда еще не дорос. Священное писание  на каждый рост, уровень. Всякому человеку там найдется то, что ему поможет. Читайте, молитесь, смысл будет открыт.

Вопрос:  - Пьяницы Царства Божия не наследуют, а кто такие пьяницы? Про запойных всё ясно, а те, кто пьют за обедом рюмку или в гостях - они пьяницы?

о. Фёдор: - Знаете, это к наркологу, решать, с какого момента начинается зависимость алкогольная. Я слышал такое определение, что если человек не может отдохнуть без того, чтобы даже немного не выпить пива или рюмку, то это уже зависимость. С другой стороны, вино употреблялось даже в очень строгих монастырях, вино веселит сердце человека, правда, вино сильно разбавленное, не крепленое, но тем не менее. Здесь нужно просто себя контролировать. Если тянет, то опасность есть.

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Fill in the blank.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+