14.04.2022 10:16:30
Слушать: https://radonezh.ru/radio/2022/04/05/21-00
о. Фёдор: - Прошедшее воскресенье было посвящено памяти Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской. В Евангелии говорится о том, что апостолы Иаков, Иоанн и Петр стали свидетелями чудесного Преображения Господня на горе Фавор. Они пребывали в божественном нетленном свете, видели Моисея и Илию. Когда Иисус и апостолы возвращались к остальным ученикам, они увидели у подножия горы множество людей. Ко Христу подошел мужчина и рассказал о своем сыне, одержимом духом немым. Несчастный отец привел бесноватого к ученикам Иисуса, но они не смогли изгнать демона. Христос, услышав это, воскликнул: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне». Святые отцы-толкователи говорят, что тут Господь обращается к демоническим силам. Род неверный – это те, кто предал Творца, из ангела стал демоном. Также Иисус обращается тут к людям, которые постоянно изменяют Творцу через грехи. Такие люди в разной степени подвержены влиянию демонов. Когда бесноватый увидел Христа, то «валялся, испуская пену». Чем демон ближе к святыне, тем ему хуже. Во второй воскресный день Великого поста мы читали, как четверо друзей принесли расслабленного. Господь, видя веру их, сказал расслабленному: «Встань, прощаются тебе грехи твои». Христу было нужно, чтобы сердце отца исцелилось верой. Возможно, поэтому апостолы не смогли исцелить бесноватого сына.
Соприкасаясь с нейтральными духовными практиками, человек, который только открывает мир духовной жизни, начинает практиковать нечто опасное. Сначала йога – это просто физические упражнения. Затем неизбежно подключаются и духовные практики, начинаются разговоры об энергиях. Человека убеждают, что медитация и молитва – это одно и то же, но это не так. Душа открывается нейтральным энергиям, но таковых не бывает. Есть Святой Дух Божий, и есть падшие демоны. Цель падшего демона – погубить человека. Он ненавидит всё Божие, ненавидит образ Божий. Большевики уничтожали храмы, иконы. Если они не могли уничтожить фреску, то выкалывали глаза у святых. Чтобы погубить человека, надо войти к нему в доверие, тогда он сам себя погубит. Демон сначала помогает человеку в жизни, а потом начинает управлять его душой.
Демон хочет осквернить, погубить, измарать душу человека. В бесноватом подростке это выражалось прямо – его бросало в огонь, в воду. Вспомните Гадаринского бесноватого – он был гоним в пустыню. Пустыня – это территория смерти, там нет ни, воды, ни еды, там живут дикие звери. Человек не может сопротивляться в пустыне. Отец бесноватого просит: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». В этом он свидетельствует о своем маловерии. Никто более из получивших исцеление за всё Евангельское повествование так слабо не верил. Христос не исцеляет сразу, но заставляет человека проникнуться верой, говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему». Дело в тебе, проси с полной верой, иди навстречу Богу, и тогда все возможно. И отец воскликнул со слезами: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» Великие слова. И слух об этом распространился по всем окрестным землям, народ стал сбегаться. Христос не хотел делать чудес напоказ. Он запретил духу нечистому. Дух немой и глухой – это проявление, а нечистый – это блудный человек, оскверненный. В Ветхом Завете сказано: «Нечист пред Господом всяк высокосердный». Гордыня порождает нечистоту души, которая у человека обычно реализуется в грехе блуда. Человек смиренный, любя другого, всегда его уважает. Он не превозносится над другим, его любовь служит другому. Потому человек смиренный не погружается в блудный грех, хранит себя в чистоте. Христос изгоняет духа из бесноватого: «И вскрикнув, и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал».
Позже ученики спросили, почему они не смогли изгнать демона. Господь сказал им удивительные слова: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Необходим аскетический молитвенный труд. Видимо, в аду есть своя страшная демоническая иерархия, и не все уровни ее были подвластны апостолам. Должно было пройти время, чтобы они навыкли в молитве и посте. Пока с ними был жених, они не могли поститься, как сыны чертога брачного. Эти слова важны в связи с памятью преподобного Иоанна Лествичника. Они о сути подвига молитвы и поста.
В пустыню уходят монашествующие, жаждущие встретить Господа. Они уходят от людей не потому, что те грешны или презираемы – этим подвижникам нет дела до грехов других, они своими грехами занимаются. Им важно отвлечься от суеты, которая отрывает их от молитвы. Монашествующие в пустыне часто сражались с демонами. Есть рассказ о Макарии Великом. Он шёл по пустыне и увидел череп. Преподобный спросил молитвенно, кто это. Прозвучал ответ – это языческий жрец, который на этом месте раньше проводил свои обряды и ритуалы. В патериковой литературе много упоминаний о том, что монахи приходили в заброшенные старые капища и творили там молитву. Были страхования, явления демонов, были и физические побои. Это случалось и с нашими святыми подвижниками – Сергием Радонежским, Серафимом Саровским. Были и победы в боях, которые длились десятилетиями. Одним из таких мест была Синайская гора. В этом месте Господь явился Моисею в Неопалимой купине. Поскольку это место избрал Бог, то монашествующие стремились туда. Обнаружили колодец Моисея, который до сих пор действует. Там были найдены кусты, один из которых горел и не сгорал. Основали монастырь, который сейчас известен как монастырь святой Екатерины, потому что туда чудесным образом были перенесены мощи Екатерины Александрийской. Именно этот монастырь был центром огромного города больших и малых монастырей, отдельных келий, которые в этой горе, как в огромной муравейнике, были выстроены. Эти анахореты пребывали в полной тишине и молитве, в субботу приходили на Всенощное бдение, в воскресение причащались, трапезовали вместе, задавали вопросы своим духовникам, и, получив ответы, расходились, чтобы снова пребывать в тишине и безмолвии.
Книга «Лествица», величайший аскетический памятник Православной Церкви, может повергнуть в некоторое уныние с первых же глав. Для нас это недоступно – святые подвижники так с плачем каялись, такие подвиги на себя накладывали! Остается только рукой на себя махнуть. Так нельзя. Нужно внимательно читать книгу, может быть и несколько раз, извлекать оттуда общие для всех законы жизни. У древних монашествующих просто другая степень подвига. Отдельного монашеского христианства не существует, заповеди те же. Преподобный Ефрем Сирин говорил о том, что люди приходят в монастырь за христианским совершенством. В отшельничество новоначального монаха сразу не отпускали, 10–20 лет нужно было пожить в общежитии. Если ты, молодой и гордый, сразу ушел и живешь один, то как ты узнаешь о том, что ты горд, грешен, раздражителен? Тебе будет казаться, что ты свят. Есть древняя монашеская шутка – если видишь молодого монаха, возносящегося на небо, стяни его оттуда за ноги. Отсюда эта монастырская традиция всех смирять. Традиция почему-то перенесена в приходскую практику, хотя так быть не должно. В семье всегда рядом люди, которые тебя смиряют, являются поводом, на который разгораются присущие тебе страсти, и таким образом ты их видишь. Главный закон христианской аскетики – источник греха во мне, снаружи только поводы. Не теща виновата, что я раздражительный – я раздражительный, поэтому сорвался на тещу. Если я один, то мне может казаться, что во мне страстей нет. Есть дивное повествование из древнего патерика. Молодой монах уговаривал своего старца жить отдельно. Авва говорил, что рано, надо потерпеть. Но монах так настаивал, что старец согласился: «Умер такой-то отец, погреби его, прочитай молитвы и занимай келью». Монах исполнил наказ и занял келью. Он увидел полку, поставил на неё свои горшочки. Полка была наклонена, горшочки поехали вниз. Монах их поправил. И так несколько раз. Потом он в ярости эту полку сломал и разбил все горшки. Придя в себя, он понял, почему авва не разрешал ему жить отдельно. Монах вернулся, встал на колени и признал, что ему рано быть одному, потому что все страсти свои он носит с собой.
Советую почитать Иоанна Лествичника, особенно главы о чревоугодии и о посте. Есть очень нужная всем нам глава о молитве. Демоны входят в обладание человеком через укорененность в плоти. В каноне Андрея Критского мы как бы обращаемся к своей душе: «Покорила еси неработное твое достоинство телу твоему». То, что в человеке не должно быть в рабстве – душа, дух – мы покорили своему телу. Удивительный образ. Страсти телесные растлевают душу человека. Человек получает возможность изгонять демонов, когда после долгих молитвенных и постнических трудов преодолевает в себе страсти. Есть еще один путь – мученичество, который был распространен в первые века Церкви. Молодые, не прошедшие никакого аскетического пути, мученики Дмитрий Солунский и Георгий Победоносец повелевали темными силами, те их боялись и слушались. Сейчас нам это доступно только через молитву и пост. Когда человек в себе преодолеет зависимость от управляемого демонами телесного естества, он сможет ими повелевать.
В 9-й молитве Последования ко Святому Причащению есть слова: «Господи Иисусе Христе, Боже мой, ослаби, остави, очисти и прости ми … прегрешения и согрешения». Какая разница между прегрешениями и согрешениями? В утреннем правиле все молитвы заканчиваются в основном «Во веки веков. Аминь», а в вечернем – «Во веки». Имеет ли это большое различие?
о. Фёдор: - Между «во веки» и «во веки веков» разницы нет, это вопрос традиции. Есть библейская традиция повторения слов, чтобы показать превосходящую степень. Длинная-предлинная дорога. Так и здесь. У пророка Исайи было: «Злодеи злодействуют злодейски». Он хочет показать максимальную степень зла, которую человек в себя пускает. Касательно грехов и прегрешений – тут, наверное, степень разная. Что-то поменьше, что-то побольше.
Послания к Коринфянам, к Ефесянам – это послания к Церквям, Апокалипсис – послание к семи Церквям. Большинства Церквей сейчас уже нет, куда они делись? Наша Русская Православная Церковь может так исчезнуть? Она раскалывается. Нашего Патриарха не хотят поминать на Украине.
о. Фёдор: - Некоторые из этих Церквей исчезли, как сказано в Апокалипсисе. Церковь Пергамская. Первым идет послание к Римлянам. Рим отпал от православия, хотя это был первенствующий престол среди пентархии. Пентархия состояла из Римского, Александрийского, Иерусалимского, Антиохийского и Константинопольского епископских престолов. Может ли пасть поместная Церковь? Да. Это мы видим на примере Рима. Церкви, ушедшие в католичество и протестантизм, древние кафедры, основанные во времена Римской Империи, когда Церковь была едина, сейчас православными себя не считают, имеют тяжелейшие искажения вероучения. Люди могут потерять восхождение хиротоний вплоть до апостолов Христовых, могут потерять веру.
Касательно непоминовения. Человек поддается страстным порывам, поэтому им легко управлять. Есть специальные технологии управления общественным сознанием с помощью информации. Мой одноклассник эмигрировал в США. Мы увиделись спустя 18 лет. Разговор зашел о международной повестке, и он сказал: «Не беспокойтесь, сейчас мы Ирак отутюжим, и в мире будет спокойно». Мы не поняли, о чем он. Где Штаты, а где Ирак, на каком основании? Совершенно другой человек из США вернулся. Что можно сделать, чтобы мы не были этому так подвержены? Надо читать Священное Писание, вникать, уметь свою точку зрения отстаивать. Человеку можно промыть мозги так, что докричаться с правдой будет уже невозможно.
Сказано: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Обычному человеку сложно понять и принять это. Однако, больше ли любит Господа ребенок, который в семье поступает по-своему, если родители или члены семьи поступают не по закону Божиему, или заставляют ребенка поступать против закона?
о. Фёдор: - На этот вопрос нет однозначного ответа. У верующего человека есть иерархия ценностей. Главная ценность – Бог. Всё остальное на своем месте, если Господь в центре. Если человек любит Бога, то он соблюдает заповеди, почитает родителей, верит жене, заботится о детях. Если человек любит грех больше, чем Господа, все начинает разрушаться. Есть еще более жесткие слова у Христа: «Кто не возненавидит отца или матерь, не может быть Моим учеником». Эта буквально прочитанная ненависть вызывает вопросы и смущение, но речь о том же. Любовь может быть по результатам как ненависть, когда грех владеет человеком. Такая любовь может разрушать семью. Например, семью сына рушит мать, которая ненавидит невестку. Когда ты любишь Господа, тебе иногда приходится разрывать некоторые отношения. Представьте, что муж изменяет жене. Дети-подростки всё понимают. Девочки обычно очень внимательны, могут открыть маме глаза на отца. Один разговор, второй, а потом муж говорит жене помалкивать, потому что он ее содержит. Не хочешь жить в нищете – терпи. И она терпеть должна? Нет, не может она этого терпеть, потому что есть правда Божия. Жена будет жить бедно, муж уйдет к любовнице, начнет поливать жену помоями и говорить, что она сама виновата. Но правда Божия в том, что нельзя жить с блудником. Эта ложь разрушит души детей и жены. А если человек тяжко пьет. Как спасают того, у кого гангрена ноги? Ампутируют конечность. Человек остается калекой, но продолжает жить. Иногда любовь к Богу требует, чтобы мы поступали достаточно жестко. Этого никогда нельзя разрешать себе просто так. Помню, как жена молодого священника вошла в конфликт с его матерью. Он поехал к отцу Кириллу Павлову спросить, что делать. Батюшка сказал, чтобы священник за мать молился, не грубил и не хамил ей, но всегда был на стороне жены: «Ты с женой – это твоя первая семья, а с матерью семья вторая по значению». Мама страшно обиделась, ожидая другого совета. Это как раз о том, кого ты любишь больше, но у тебя всегда есть закон Божий. Лучшая победа будет, если глава молодой семьи станет молиться, примирять всех между собою.
Есть ли физиологический предел человеческих возможностей, чтобы вместить в сердце любовь, жалость? Речь о простых людях. Как не сорваться в определенный момент?
о. Фёдор: - Человек срывается, когда возлагает упование на себя: «Я смогу, я должен». Когда мы уповаем на себя, с нами нет Божией помощи. Поэтому мы срываемся. Если мы с верой приступаем к подвигу, то получается у нас значительно больше.
Господь иногда попускает срывы. Идет Великий пост. Господь мерит нашу успешность приобретенным смирением. Он попускает обстоятельства, которые нас смиряют. Человек думал, что соблюдет весь пост, но не смог, смирился. Нарушить пост оказалось для него полезнее. Бог дает благодать не за добродетели, не за труды, ради их приобретения понесенные, а за смирение, полученное во время этих трудов. Человек смиренный никогда не ставит перед собой грандиозных целей, а только просит об этом Бога. В Евангелии сказано: «Не клянись». Эта формулировка осталась в монашеских обетах. Целомудрие, нестяжание, послушание – три обета дает постригаемый человек. Он не клянется быть целомудренным. Игумен спрашивает, обещает ли постригаемый целомудренное житие. Тот отвечает: «Ей, Богу содействующу». Это не клятва. Но, когда человек встает на этот многолетний труд, не зная, какие опасности, искушения и томления ждут его впереди, он призывает на помощь Бога. При таком подходе человек скорее всего не сорвется.
Если мы говорим о постном труде современных людей, то надо понимать, что есть устав, и есть мера, которую ты можешь понести. Монашествующие в Троице-Сергиевой Лавре устав поста полностью не соблюдают. Они без растительного масла вкушают пищу только первую, Крестопоклонную и Страстную седмицы. Потому что невозможно это выдержать. Молодой Иоанн Златоуст ушел в пустыню и подорвал здоровье, потому что слишком ревностно постился.
Добавить комментарий