Перейти к основному содержанию

17:55 24.04.2024

Сказки как необычная профилактика зависимого поведения

25.03.2022 12:10:17

А. Простокишин: - У микрофона Александр Простокишин, ведущий программы «Рай истинный и ложный». У нас в гостях научный руководитель журнала «Отечественные записки», профессор кафедры Истории России Института истории и политики Московского педагогического государственного университета, доктор исторических наук, доцент, писатель и публицист Галина Владимировна Аксенова. 2022 год – это год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Мы продолжаем говорить о сказках как необычной профилактике зависимого поведения. Сегодня у нас в студии уникальное издание «Русские народные сказки». Сначала было слово, затем появилась сказка, а потом только письменность.

Г. Аксенова: - Наша прошлая встреча была посвящена истории записи, фиксации отечественной сказки. Мы воспринимаем сказку как что-то мифологическое. А миф — это тоже реалия. В общем, относимся как к забаве и развлечению. Но сказка – это удивительное наставляющее явление, литература, потому что зафиксирована письменно, хотя является частью фольклора. Это богатейший этнографический и исторический материал. Когда в XVIII столетии реформирующаяся Россия начала отрываться от своих корней реформами Петра, обращение к сказке стало основной потребностью общества. Без сказки воспитание ребенка, народа, нации невозможно. Неслучайно Екатерина писала сказки для своего внука Александра.

А. Простокишин: - Сказка для ребенка является игровой формой познания мира. 

Г. Аксенова: — Это этика поведения и общения, культура, высокая духовность, грамотная литература и красивая речь. Русская сказка содержит и говор, и диалектные слова. Всё это остается и в научном повествовании Афанасьева, Гильфердинга, Сахарова, Даля. Это научный анализ сказки. Здесь же и работа Тенишевского этнографического бюро, которое записывало сказку. Русские писатели считают, что сказка – богатейший литературный материал, который дает возможность раскрыться и писателю. Тургенев, Аксаков, братья Киреевские, Хомяков обращались к сказкам. Пушкин, Ершов, Жуковский – вершина русского сказительства. Елена Дмитриевна Поленова – первая женщина-художница, которая проиллюстрировала русскую народную сказку. «Война грибов», с которой начался изобразительный рассказ о русской сказке, потрясает. Сказку «Репка» удивительно проиллюстрировала Елизавета Меркурьевна Бём. Эти иллюстрации остаются лучшими. «Маленькие черныши» — это силуэтные иллюстрации. Говоря о сказке, вспоминаются слова Пушкина: «Что за прелесть эти сказки!» Поэта в лицее учили по французским и немецким учебникам, русских преподавателей там практически не было. Пушкин, которого мы знаем, появился благодаря сказкам его няни, Арины Родионовны, и общению с крестьянами, которые разговаривали поговорками и присказками. «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «О попе и работнике его Балде», «Золотой петушок». Через сказки мы вспоминаем замечательного русского художника Билибина. Его работы являются вершиной иллюстрации сказочного материала.

А. Простокишин: - Иллюстрация важна, потому что она добавляет содержания сказке. Это как гармония музыки и слов.

Г. Аксенова: - Сказки Пушкина — это работы Бориса Зворыкина, лучшего его иллюстратора.

А. Простокишин: - Смотришь на картинку и попадаешь в сказку.

Г. Аксенова: - Я была рада вспомнить имена людей, которые сохранили для нас ту подлинную сказку. Пропп – человек, который исследовал сказку. Это знаковое имя для тех, кто со сказкой соприкасается. Книги Проппа – удивительные исследования.

А. Простокишин: - Напомню, что 90% сказок еще совсем не обработаны, но сохранены. Сколько еще открытий!

Г. Аксенова: - В архиве хранится очень много любопытных вещей. Можно вспомнить Марию Алексеевну Рыбникову, которая вместе со своими учениками занималась собиранием и систематизацией фольклорного материала (поговорки, пословицы, сказки). Этот материал частично опубликован, частично хранится в ее архиве. У нас есть удивительная вещь, связанная с историей ГУЛАГА. Лагеря находились на местах строительства каналов, строек, новых городов. Но все эти стройки возникали на месте старых деревень. А деревня — это крестьянская жизнь, люди, которые хранили традиции, наше устное предание и наследие. Ученые и писатели, которые оказались в ГУЛАГЕ на строительстве, были людьми удивительными. Они днем работали на строительстве, а ночами ходили по деревням и собирали фольклор. Дмитровлаг – исправительно-трудовой лагерь. Там сидели некоторые наши авантюрные писатели, строили Иваньковское водохранилище. Они понимали, что деревни будут затоплены, а коренные жители переселены, целостность и привязка национального фольклорного материала уйдет. Поэтому они всё это собирали и записывали. Слава Богу, их архивы сохранились. До них просто руки не дошли. Это потрясающей красоты материалы. Московский регион, места центральной России, где и в 30-е годы мы имели возможность соприкоснуться со сказкой в том виде, в каком она пришла из X–XI вв. Сказка передается из уст в уста. Корни сказки уходят в древнейшие времена. Вспомним сибиряка Марка Азадовского, который собирал сказки. У нас присутствует мощная сибирская волна. Азадовский в 30-е годы стал инициатором издания собрания сказок. В 1932 году вышел первый сборник сказок, который он подготовил, очень интересное академическое издание. Архив его хранится в Москве. Он доступен, как и архивы Даля, братьев Киреевских. Каждый из этих людей проделал такую работу, которую сейчас не под силу проделать и десятерым – осмыслить, подготовить к изданию, донести до каждого человека. В год нематериальной культуры стоит обратить внимание на мощнейший фольклорный сказительный материал, который дает нам возможность понять, как жил человек в древности, какие духовные ценности у него были.

А. Простокишин: - Возможно, журналу «Отечественные записки» стоит обратиться к президенту с инициативой, чтобы в стране издали библиотеку сказок?

Г. Аксенова: - В советское время такая инициатива была, библиотека сказочная выходила. Вопрос этот можно решить только при государственном финансировании. Это национальное достояние народа.

В Якутии есть институт Олонхо, который изучает национальный якутский эпос Олонхо. Есть олонхосуты, сказители этого эпоса. Было бы логично создать мощнейший институт, который бы изучал русский фольклор, сказку – Институт русской сказки. У нас есть институты этнологии, археологии. Но этнологи и этнографы не занимаются сказкой, это область деятельности лингвистов и литературоведов. У нас всё отдельно – фольклор, костюм, жилище. Сказка остается на каком-то 150-м месте, потому что это сложнейший материал. С одной стороны, мы относимся к сказкам как к наивному детскому лепету. Но если человеку в детстве не читали сказки, он вырос как минимум обделенным.

Часто сказка – это сюжет о семье, где есть три сына, старший, средний и младший. Или есть действующее лицо под именем Иван-дурак.

А. Простокишин: - Образ дурачка в сказках — это хорошо или плохо?

Г. Аксенова: - Мы здесь опять соприкасаемся со словом. Оно хранит нашу историческую память. В современном понимании «дурак» — это оскорбление. Если бы мы произнесли это слово в крестьянской среде в XIX веке, то на нас бы никто не обиделся, потому что дурак – это добрый, наивный и искренний в помыслах человек, который всегда готов оказать помощь ближнему. А старший умный детина – это тот, кто думает только о собственном благополучии, эгоист. Как старшие поступают в сказке «Бой на Калиновом мосту»? Братья заснули, сражается младший. Старшие потом убивают младшего, чтобы выдать его подвиги за свои. Но есть живая вода. Птицы и животные, которых спасал младший по доброте душевной, ему помогают. Вспомните борьбу с Кощеем. Иван-царевич помог медведю, зайцу, уточке. Потом они ему помогают в борьбе с Кощеем. Иванушка-дурачок, Емеля и просто младший брат живут на благо общества.

При издании сказки должен быть комментарий, почему «дурак» является положительным персонажем, который в итоге побеждает. Он добрый, его служение всегда находит отклик. Иванушка-дурачок служит потому, что так надо – это подлинное христианское самопожертвование. Детская простота и искренность живут в сказках.

А. Простокишин: - Некоторые из тех, кто сейчас управляет нашим государством, в 90-е годы были школьниками. Какие тогда были школы, что в них творилось, какие появились мультфильмы! Сейчас этим людям 38–45 лет – это как раз возраст директоров, заместителей, начальников отделов. Они не столкнулись с русской сказкой, в которой говорится о доброте, честности, благородстве.

Г. Аксенова: - 90-е еще были, по сути, годами выживания. Когда человек выживает, он расталкивает всех локтями, понятие морали уходит.

А. Простокишин: - У этих выросших детей уже есть свои дети. Им сегодня нужно подсказать, что есть русские народные сказки. Мы должны кричать об этом.

Г. Аксенова: - Верно! Я сама преподаю древнерусскую историю и палеографию, то, что связано с русской письменностью. В древнерусских сказках обилие информации. Часто за примерами приходится обращаться именно к сказкам. Первый вопрос, который задаю – читали ли люди сказки? Тишина... Это так грустно. Родителям было не до детей, они вкалывали на работе. Дети выросли недолюбленными, брошенными, недовоспитанными. Школу преобразовали до того, что мы стали оказывать там образовательные услуги. Никакого воспитания, общего чтения. Все только готовятся к экзаменам. Нет обращения к сказке, к высокой литературе. Мы должны читать Солженицына. Но есть же Есенин, Тургенев, Пушкин – блистательная русская литература. Людей не приучили к искусству наслаждения словом. Надо этому учиться. Сказка дает возможность слушать, слышать и задавать вопросы – там много непонятного, ребенок непременно начинает задавать вопросы. Сказка приучает познавать мир. Она показывает, как шел процесс познания и освоения мира. В сказке только намек, его надо раскрыть и расшифровать. Как можно влезть в одно конское ушко, вылезти из другого и стать добрым молодцем? Сказка об утке и золотом пёрышке – прообраз сказки о Коньке-Горбунке. Очень рада, что родители принесли мне книгу русских народных сказок, как только я научилась читать. В книге этой и Аксаков, и Толстой, и Тургенев – они отобрали, обработали и издали эти сказки. Книга с удивительными черно-белыми иллюстрациями. Обращаясь к иллюстрации, ты отдыхаешь. Иллюстрация добавляет образ визуальный к текстовому. И снова возникает масса вопросов – а почему такой костюм, а какое это время. У меня есть книга 1967 года, которую я купила для нашей семьи. Я читала эти сказки дочери. Это хорошая подборка сказок, которая приводит нас к самым разным вещам, показывает, что сказка, однажды появившись где-то на заре человеческого общества, постоянно развивается. Каждое знаковое историческое событие (реформа Петра, яркий и показательный для своего времени судебный процесс) — все это в сказках есть. Например, сказка о Шемякином суде. Как литературное это произведение появляется в XVII веке, а сама сказка родилась в XV веке. Крестьянин пришел на суд, за пазуху положив камень, завёрнутый в тряпку. Он решил, что убьет судью, если тот его накажет. Во время суда он распахивал полу своего зипуна и показывал этот завернутый в тряпку камень. Суд закончился, крестьянин победил. Судья подходит и спрашивает, что же крестьянин ему показывал. Думал, что золото. Судья обрадовался, что крестьянина не осудил. Он мечтал уже о золоте, но своим правильным решением спас себе жизнь. А повесть о Петре и Февронии, крестьянской жене. Позже появилась сказка о мудрой девке, которая пришла ни конная, ни пешая, ни одетая, ни раздетая, ни с подарком, ни без подарочка.

Петровская реформа. Что делает Петр? Мало того, что Церковь реформирует, так еще и велит закрыть все монастыри, монахов отправить на работу, колокола перелить на пушки. Событие серьезное и страшное. Идет Северная война. У нас появляется новая сказка «Беззаботный монастырь», которая отражает суть этой реформы. Петр увидел, как праздно живут монахи, сказал им, что если они отгадают его три загадки, то монастырь он трогать не будет, а если не ответят, то все пойдут трудиться, а монастырь будет закрыт. Вот история Петра, личность Петра в оценке народа. Загадки были такие – много ли звезд на небе, глубока ли земля, что я сейчас думаю. Монахи пригорюнились, а тут солдат навстречу. Решу ваши загадки, да и пойду за ваш монастырь в виде монаха к царю на пир. Оделся в монашеские одежды, явился к царю, ответил на все загадки. Да как ответил! Таким образом, сказка фиксирует действительность. Она появилась как попытка осмыслить мир вокруг себя. Сказка «Солдат Семен – скорый гонец». Рекрутский набор, это сказка новой эпохи. История уходит в сказку.

Когда мы забываем, что у нас есть такой пласт самосознания, мы лишаемся исторической памяти. Мы вправе это делать? Это не мы создали. Наша задача – сохранить и передать. Неслучайно лучшие писатели и художники обратились к сказке. Если мы произносим имя Васнецов, то сразу вспоминаем «Ковер-самолет». Или «Иван-царевич и серый волк». Если мы говорим о Пушкине, то тут же вспоминается Билибин.

Когда появилась фильмография, начался новый этап. Советские фильмы и фильмы военных лет сказочные. Вспомните «Про царевну-лягушку» или «Василису Прекрасную». Это фильмы 30–40 годов. В годы войны обращались через сказку к истории, к Александру Невскому, Нахимову, Ушакову, Макарову. И здесь сказка.

А. Простокишин: - А кто-то наверняка говорил, да что вы, такое время, не до сказок нам. А сказка помогла!

Г. Аксенова: - В 33–34 годах в Германии к власти пришли нацисты. Было осознание того, что это наш враг, и с ним надо будет бороться. А как противостоять ему, если мы историю из школы выгнали, с русским и литературой расправились. Что делать? И возвращается история в школу. Какой мощный подъем собирания фольклора, сказок и записей, издания их в 30-е годы! Неслучайно я вспомнила об Азадовском. В 30-е начинается многотомное научное издание сказок. Издается Афанасьев. Издательство «Академия» нацелено на издание национальной литературы и русского фольклора. Помимо истории именно сказка учит нас любить отечество. Если мы декларируем, то сразу отталкиваем людей. Все должно быть умно – сказка ложь, да в ней намек. Что за прелесть эти сказки! Мне хотелось бы процитировать Афанасьева, который в конце своей исследовательской работы писал: «Нет сомнения, что в сказке найдется многое, что не может удовлетворить нашим образованным требованиям и взглядам на природу, жизнь и поэзию. Но если в зрелых летах мы любим останавливать свой взор на детских играх и забавах, если при этом невольно пробуждаются в нас те чистейшие побуждения, которые давно были подавлены под бременем вседневных забот, то не с той ли теплой любовью, не с теми ли освежающими душу чувствами может образованный человек останавливать свое внимание на этой поэтической чистоте и детском простодушии народных произведений?" Игра, возвращение к детской наивности, поэтическая чистота позволяют нам сохранять наши лучшие человеческие качества и говорить о любви к отечеству, понимать, что у нашего отечества есть будущее.

Передо мной находится книга 94-го года издания с иллюстрациями Бориса Зворыкина. Первый человек, издавший эту книгу – Жаклин Кеннеди Онассис, вдова Кеннеди. Рукописная книга была сделана Зворыкиным в годы эмиграции. Потрясающе иллюстрированная книга. Борис Зворыкин создал ее, тоскуя по родине. Книга сказок оказалась в собственности Онассис Кеннеди, и она ее издала. Так работают американцы против нас – чтобы понять русскую душу, они читают Лескова и русские сказки. Русская душа в сказках. Наши добрые друзья на западе очень хорошо понимают, как с нами бороться, как сломать нас и через что – книги дают им ответы на вопросы.

А. Простокишин: - Совместное чтение сказок улучшает детско-родительские отношения. Сказка как камертон помогает настроить отношения правильно.

Есть фантастика и фэнтези. Как их отличать, как сравнить со сказкой?

Г. Аксенова: - Фэнтези – это некая современная интерпретация сказки, особое явление, не сказочный материал, а что-то иное. Про фантастику мы даже говорить не будем. Целеполагание разное, истории разные.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
14 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+