Перейти к основному содержанию

15:23 01.10.2022

Можно ли сделать кодирование от алкоголя, если другие средства не помогают? Как на это смотрит Церковь?

21.02.2022 11:13:09

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2022/02/08/21-00

Можно ли сделать кодирование от алкоголя, если другие средства не помогают? Как на это смотрит Церковь?

о. Федор: - Здесь надо разбираться, потому что под словом «кодирование» подразумевается много разных практик. Есть такие, которые совершенно неприемлемы для православного христианина – это практики, связанные с оккультизмом, с попыткой воздействия на душу человека, с гипнозом, т. е. с такими средствами, которые в древности назывались колдовством. В древних канонах, апостольских правилах это было сформулировано так: «за поход к ворожее» человек на 3 года отлучался от Причастия.

Кодированием называют и то, что воздействует на тело – укол или зашивание ампулы. Человек знает, что если он употребит хоть немного спиртного, то ему станет невыносимо плохо. Я думаю, что в этом нет ничего плохого, потому что алкоголизм – это проблема, которая поражает дух, душу и тело. У любого из нас есть природный алкоголь в крови, который отвечает за функционирование в том числе и радостных эмоций в человеке. Когда организм видит, что ему не надо тратить силы на выработку этого эндогенного алкоголя, потому что есть внешний источник, он перестает его вырабатывать. Механизм выработки совсем небольшого, но необходимого количества алкоголя ломается. И никто не знает, как его восстановить. Человек становится зависимым от внешнего источника алкоголя. Если он борется с этим, ему очень тяжело. Зависимые от алкоголя люди искренне хотят преодолеть зависимость, понимают, что смертельно больны, полны решимости никогда не употреблять алкоголь. Но проходит какое-то время, организм начинает требовать, и человек становится совсем другим. Апостол Павел сказал: «Все мне позволено, но ничто не должно обладать мною». Страсть винопития настолько владеет человеком, что он теряет силу воли. Зная, что его выгонят с работы, что разрушится семья, что из запоя можно и не вернуться, он продолжает пить. Человек не может с этим справиться. И если есть хоть какая-то внешняя подпорка, которая ему помогает, в данном случае зашитая ампула, то это хорошо. В критический момент, когда у человека своей воли не хватает, он не совершает этот грех благодаря внешнему ограничению.

Тот, кто попал в эту зависимость, нуждается в постоянной помощи Божией. Человек, который ищет у Господа помощи – регулярно исповедуется, причащается, молится и держится за церковную жизнь, значительно легче борется с алкогольной зависимостью. Как только прекращается помощь Божия, человек, который уязвим алкогольной или наркотической зависимостью, сразу проваливается в эту свою беду. Поэтому надо постоянно понуждать себя к церковной жизни, тогда будет значительно легче. А беда эта останется с человеком навсегда.

Около 10 лет назад я был на курсах повышения квалификации священнослужителей в Новоспасском монастыре. К нам в класс пришли два нарколога – профессор, доктор наук, и женщина в возрасте, тоже доктор наук. Она очень искренне и откровенно разговаривала с нами: «Я зависимый от алкоголя человек, который ушел в ремиссию. Вот уже 30 лет не пью». После выхода в ремиссию эта женщина решила работать в наркологическом центре и помогать другим зависимым людям. Мы спросили, почему она называет себя зависимой от алкоголя. Ответ был таким: «Я ни разу не пила за все 30 лет. Но когда я прохожу мимо витрины со спиртным, то помню всё на вкус, знаю действие каждого напитка. Во мне это всё откликается. Просто сейчас я держусь». Поэтому плен действительно остается. Есть замечательная воцерковленная программа реабилитации, основанная на системе «12 шагов», которая приводит человека к участию в таинствах. И хотя она изначально написана в протестантской среде, это покаянная система. Прежде всего человек должен понять, что он тяжко и неизлечимо болен, и только помощь извне (для нас это Божия помощь) может вырвать его из этой беды. Пьющий человек утверждает, что может в любой момент остановиться. Но это не так. Пока он не осознает, что болен, помочь ему невозможно.  Кодирование будет очень хорошим подспорьем для того, чтобы человек не сорвался, когда его будет тянуть во тьму.

Когда я проходил медкомиссию, психолог задал вопрос: «Были ли у вас злые, нехорошие мысли?». Я понял, что этот человек подводит меня к окончательному ответу, поскольку у нас на работе всегда нервы, мы там и ругаемся. Если бы я сказал психологу правду, то он отправил меня на сдачу анализов, завалил медкомиссию. Поэтому ответил, что у меня такого не было. Это грех?

о. Федор: - Достаточно часто мы выбираем между разной степенью зла. Ложь является порой меньшим злом, чем правда. Потому что другой человек может погибнуть, не выдержать её. Приведу два примера. Первый — это случай из древнего патерика. Вечером после трудового дня старец сидел у дверей своей кельи с молодым послушником. Вдруг мимо них пробежал израненный человек. Через некоторое время прибежала толпа деревенских жителей с копьями, палками и дубинами. Спросили, куда побежал израненный человек. Старец указал в противоположную сторону. Когда толпа с криком убежала, послушник сказал старцу: «Ты соврал. Но сказано: ²Не лжесвидетельствуй²».  Старец ответил: «Я выбирал между заповедями «Не лжесвидетельствуй» и «Не убий». Первая легче, чем вторая. Если бы я сказал правду, толпа растерзала бы этого человека. Тогда я был бы тоже в этом виновен». Бывают еще более тяжелые случаи. Например, наши священнослужители, находящиеся в эмиграции во Франции и в других странах, оккупированных фашистами, очень часто попадали в следующую ситуацию. К ним приходили евреи по крови и просили справку о крещении. С этой справкой их не угоняли в концлагеря. Евреи сразу говорили: «Дайте нам справку, но мы крещение принимать не собираемся». И священники составляли и подписывали этот документ, ставили на него храмовую печать с крестом. Ложь закреплялась святым изображением. Все священники на это шли, потому что так спасали жизни евреев. Человек встречался с такой системой ценностей, где главное – это любовь к нему. Обреталась надежда, что после этого спасенные евреи придут ко Христу. В вашем случае я бы ответил так: «Вы знаете, у меня бывают злые мысли, но я их контролирую, борюсь с ними и не даю им себя поглощать, претворяться в действие». Очевидно, что злые мысли бывают у всех людей, помыслы приходят самые разные. Согрешили вы или нет, не могу сказать. Может, в вашей ситуации так правильно было.

Как можно пересилить себя и приготовиться к причастию? Когда я начинаю готовиться – читать каноны, молитвы утренние и вечерние – не могу поститься без молочной еды и мяса. Как быть?

о. Федор: - Вы можете хотя бы один день попоститься?

Да, один день могу.

о. Федор: - У каждого своя мера. Я думаю, что это надо обсуждать с духовником. Люди постятся по-разному. Одно дело, если человек часто причащается.

Я причащался давно, где-то полгода назад.

о. Федор: - Если у вас есть желание сердца причаститься, то надо преодолевать всё, что этому мешает. Это уже второстепенный вопрос, сколько вы можете поститься. У нас есть обязательные условия, с которыми мы приступаем ко Святому Причащению – принадлежность к Православной Церкви, православная вера, сокрушенное сердце (когда человек считает, что у него грехов нет, причащаться нельзя), по возможности, мир со всеми, желание причаститься, евхаристический пост с полуночи. Последование ко Святому Причащению, подготовительные постные дни – это инструменты, которые бывают различными в разные периоды жизни. Есть люди, которые после ковида не могут поститься. Они настолько слабы, что и хотели бы, а не получается. Этот вопрос вам надо обсудить со своим духовником.

Я постоянно отвлекаюсь на интернет и телевизор. Меняется настроение, появляется возмущение или еще что-то. В это время стараюсь повторять слова молитвы. Знаю, что молитву оставлять нельзя, но получается как-то не совсем правильно. Всё ненужное сверху во мне, а молитва где-то там есть, но она не главная.

о. Федор: - Суета и лишняя информация сильно мешают молитве. Раньше те, кто любил молитву и для кого она была самым главным, уходили из городских селений подальше. Мы их знаем как монашествующих. Но большинство из нас – это семейные люди, мы не можем уйти. Что же делать? Значительно реже смотреть новости. Повлиять на тревожащие нас события мы можем только молитвой. Но молиться после ток-шоу у вас не получится. В православном богослужении есть молитвы обо всем, в том числе и о мире во всем мире.  Сейчас мы подошли к такому ужасу, что может начаться война с нашим братским народом, у которого одна с нами вера. И отношение христианина к таким новостям – это молитва. Если вам по кругу общения нужно быть в курсе этих событий, то пробегайтесь по заголовкам статей один раз в день. Если я буду слушать много новостей, то уйдет молитва и радость от молитвы. Зачем мне это нужно? Приближающийся Великий пост – это время, когда мы должны поститься, ограничивать себя. Новостей это тоже касается.

Если муж изменил жене, должен ли он ей об этом рассказать? Обман – это меньший грех, чем невыносимая правда?

о. Федор: - Как священник я много раз сталкивался с подобной ситуацией. Допустим, муж приходит и горько кается, что изменил жене. Вроде бы внешне это счастливый брак, в семье есть дети. И муж спрашивает, должен ли он рассказать жене об этом. Я отвечаю: «Вы должны решить сами. Но я бы не советовал вам говорить ей об этом. Она может не выдержать этой правды, этого предательства». У меня был совсем тяжелый для меня как для священника случай. Большая семья, живут вместе много лет. Муж приезжает в храм, но причащается крайне редко. И по косвенным признакам я узнаю, что он изменяет жене. В Великий четверг подходит на исповедь жена с детьми, потом подходит муж. Если я не допущу его к Причастию, то она поймет, что что-то было. Сложная ситуация. Может распасться семья, а там много маленьких детей. Поэтому не всегда понятно, как следует поступить. Если ради того, чтобы избежать зло, ты допускаешь ложь, надо рассказать об этом духовнику. Потом я каялся в этом. Духовник подтвердил, что я был прав.

Бывают случаи, когда человек, который задает тебе вопрос, не готов услышать правду. Приведу пример из собственной жизни. Была зима 1989 года, я учился в первом классе семинарии. Меня вместе с другими студентами поставили разливать крещенскую воду в Покровском храме. Я только что вернувшийся из армии молодой человек, сержант ВДВ, спортивный, коротко стриженный. И вдруг заходят парни моего возраста. Они с удивлением смотрят на меня (тогда в храмах молодых людей практически не было, только дети священников и дьяконов). Подходят ко мне и спрашивают: «Ты действительно сильно во все это веришь?». Я знаю, что у меня слабая вера, вспоминаю слова апостола: «Господи, умножь в нас веру». Отвечаю, что у меня слабая вера. И в этот же момент понимаю, что ошибся. Они говорят, что всё ясно, разворачиваются и уходят. Я поделился переживанием, что у меня слабая вера, что я молюсь о том, чтобы Господь ее укрепил. Но нельзя было им об этом говорить. Я их искусил, стал для них таким камнем преткновения. Поэтому не всё и не всегда можно прямо сказать. Нужно понимать, что человек способен выдержать, должна быть мудрость. У меня тогда ее не было. Если мы встаем перед каким-то тяжелым выбором, надо уйти в себя и помолиться: «Господи, вразуми меня, что мне сказать, как ответить. Благослови этого человека и дай мне мысль правильную».

В храмах Москвы много икон с частицами мощей разных святых, очередей к ним нет. Почему, когда привозят частицы мощей этих же святых, это становится великим событием? Люди часами стоят в очереди, чтобы приложиться. Или совершают поездки к мощам и говорят, что в этих случаях молитва больше помогает. В чем разница?

о. Федор: - Да, это несколько странный феномен. Но почему-то ни один человек не хочет спокойно и постоянно трудиться. Сорваться и совершить подвиг, сделать что-то большое, потешить свое тщеславие всеобщими восторгами, в том числе и в духовной жизни, на это каждый из нас готов. А постоянно тихонечко трудиться гораздо сложнее. Например, вы помогли финансово малоимущему человеку, он вам очень благодарен. Потом еще несколько раз помогли. Он подходит к вам и просит: «Вы не могли бы мне переводить небольшую сумму, но каждый месяц?». Понятно, что ему так будет легче планировать. Вы говорите: «Да, конечно». И на третий или четвертый месяц у вас внутри закипает возмущение – а почему это я должен, зачем? За это уже никто не хвалит, никак наше тщеславие не тешится. Когда привозят мощи и все стоят в очереди, в этом много неправильного устроения. Но неправильного духовного устроения у нас много во всем. Господь смотрит на веру человека. Когда впервые привезли часть пояса Пресвятой Богородицы, стояли огромные очереди. И сколько чудес тогда произошло! Хотя в Москве есть храмы, где хранятся частицы пояса Богородицы. Близость Пресвятой Богородицы к человеку не зависит ни от пояса, ни от икон. Но любые действия человека, совершаемые с верой и упованием, принимаются Богом.

Как проводятся огласительные беседы для крестного перед крещением младенца?

о. Федор: — Младенца крестят в Церкви, уповая на веру тех, кто будет его воспитывать. Поэтому крестить ребенка, если у него неверующие родители, нельзя. Хотя бы крестные должны быть верующими церковными людьми. Я вошел в Церковь благодаря трудам и воле моей крестной, которая брала нас с сестрой за шкирку и вела в храм. Мы ничего не понимали и первое время вообще не хотели идти, потому что спина болела и хотелось поспать. Так что крестный может многое. Но что такое одна беседа перед крещением? Становится ли человек верующим после неё? Должно быть проведено минимум 3 беседы по благословению Святейшего Патриарха. Но и это капля в море. Крестный должен помнить, что есть такой закон – никто не может дать больше, чем обладает сам. Если крестный не читал Евангелие, не знает веры, то чему он может научить ребенка? Максимум он купит плюшевого мишку или машинку на радиоуправлении, подарит торт. Но это не крестный. Я очень рад тому, что Патриарх благословил проводить хотя бы 3 беседы. Так катехизатор или священник успевает рассказать пришедшим людям хотя бы об основных моментах церковной жизни.

В 1993 году состоялось одно из первых моих крещений. Тогда в храме, в котором я служил, за ящиком оформлялись крестины и производилась оплата. Это тяжелейший грех, навязанный Церкви в хрущевское время. У Таинства нет цены. Я начал крещение и дошел до момента, когда крестный отец должен читать «Символ веры». Я дал ему текст, а он начал безудержно хохотать. Ему казалось, что перед ним какие-то мультяшные слова. Он не мог прочесть «Символ веры», потому что задыхался от смеха. Я сказал ему: «Отойдите в сторону, пожалуйста. Вы не можете быть крестным». Он страшно на меня рассердился: «Я заплатил. Кто вы вообще такой? Мы пришли крестить ребенка, а вы испортили нам настроение». Я был намного моложе него, поэтому он говорил с явным пренебрежением.

Во время беседы перед крещением человеку дают текст молитвы, он знакомится с ним, отвечает на вопросы. Ему могут сказать: «На данный момент вы не можете быть крестным. Прочитайте хотя бы одно Евангелие». После прочтения Евангелия семена Слова Божьего западают в душу человека. Человек может начать жить церковной жизнью. Поэтому беседы перед крещением необходимы. Нужно сначала прочесть Евангелие и катехизис о вере, а потом уже становиться крестным. В этом прежде всего заинтересован малыш. Ему нужен крестный, который понимает, как устроена Церковь, и может всё объяснить.

У меня есть несколько бумажных икон, решила заказать для них рамки в багетной мастерской. Нужно ли освящать иконы после обрамления?

о. Федор: - Что такое освящение иконы? Это некая санкция священноначалия Церкви, в данном случае приходского священника, что икона нормальная, что она действительно является каноничной иконой, перед которой можно молиться без ущерба для духовной жизни. Текст молитв на освящение икон разный.  Икона Господа, Божией Матери, святых, освящение разноличных икон – это удивительные молитвы. Когда человек приносит освятить крест или икону, я всегда ставлю его рядом, особенно если видно, что человек нецерковный. Спрашиваю, как его зовут, и читаю молитву так, чтобы он хорошо слышал. Это производит очень глубокое впечатление на человека, особенно молитва на освящение нательного креста. Я всегда хотя бы кратко объясняю человеку, для чего это нужно, что это такое.

Может ли быть препятствием для крещения отсутствие крестных у ребенка? Нам отказали в храме. Почему так бывает?

о. Федор: - Конечно, может. Когда мы крестим в храме детей из знакомых нам семей, то мы даже можем не спрашивать у крестного, прошел он беседу или нет. Обычно это тоже церковные люди. Понятно, что если человек уже 15 лет ходит в храм, то с ним никакие беседы проводить не надо. Но как крестить ребенка без крестных? Особенно если это далекая от Церкви семья. Как мы можем дать это Таинство, если мы крестим, рассчитывая на веру родителей, а родители очень далеки от веры.

Мне в наследство досталась икона от бабушки. Эта икона повидала много слез и горя. Надо ли отнести эту икону на освящение? Бывает, что икона приходит и от чужих людей, как тогда поступать?

о. Федор: - Если икона хорошо сохранилась, нет смысла еще раз её освящать. Она же была в другом доме, перед ней молились. Иногда иконы освящают после реставрации. Чин освящения иконы очень поздний. Нет такого, что до освящения это не икона, а после икона. В древности священник или старший иконописец, который писал лики, надписывал икону, и с этого момента она считалась освященной. Но со временем, когда стали приходить традиции западного письма, чтобы неправильные, искаженные изображения не проникали в храмы и в дома прихожан, были разработаны чины освящения икон.

Хочу начать путь воцерковления. Крещен в детстве, но уверовал в Бога в 40 лет. Церковь почти не посещаю. Как все сделать правильно и по-христиански?

о. Федор: - Как хорошо, что вы уверовали. Вам в храме рады. Господь радуется, что вы для себя наконец-то открыли красоту Божественного присутствия в вашей жизни. Первое, что надо сделать – начать читать Евангелие. Второе – взять некое молитвенное правило, утреннее и вечернее, большое или маленькое – это зависит уже от ваших возможностей. Если вы уверовали и полюбили Господа, ваша душа просит общения с Ним. Это и есть молитва. В молитве мы говорим Богу, а в Священном Писании Он отвечает нам. Прилепитесь к какому-то храму, найдите священника, проповедь которого будет вам созвучна. Походите на исповедь к разным священникам, посмотрите, где вы чувствуете наибольшее созвучие. Помолитесь, чтобы Господь дал вам духовного отца. Воскресный день – день Господень, христианин в этот день в храме. Если есть возможность, он причащается Тела и Крови Христовой. Также читайте святых отцов или благочестивых подвижников, сейчас огромное количество литературы. Это то, с чего надо начинать.

Как поступить в ситуации, когда знакомая просит меня не только помочь по учебе, но и написать за нее работу?

о. Федор: — Если вы сделаете за нее работу, это будет обманом. Но если у нее скоро роды, или мать в больнице лежит, и она никак не успевает, это другое. Здесь надо приехать и вместе с ней сделать работу. В другой ситуации это будет подлогом и грехом.

Как отвечать на претензии неверующих людей: «Иисус уже умер за ваши грехи, поэтому можно грешить, сколько хочешь».

о. Федор: - Иногда нам говорят: «Вы придумали себе исповедь для того, чтобы каяться и со спокойной душой продолжать грешить». Бывают люди, которые действительно так живут. Но они на самом деле глубоко никогда не каялись. Настоящее глубокое покаяние так перепахивает душу, что человек начинает ненавидеть грех, начинает чувствовать, как грех разлучает его с Господом. Это настолько больно для человека, искренне любящего Бога, что он никогда не скажет себе: «Сейчас согрешу, потом покаюсь, и все будет нормально». Сокрушенное сердце болит у человека. Варсонофий Великий пишет, что христианин всегда живет с сердечной болью о том, что он должен быть святым, но он грешен. Исповедь – это момент операции на больном сердце человека. Мы к ней спешим, потому что знаем, что придет облегчение. Но это никогда не бывает просто. Каждый наш грех прощен не потому, что священник накрыл нас епитрахилью, а потому, что Христос умер за грехи наши. Каждый наш грех – это боль Христа на кресте, это Его страдания. «Наказание мира нашего на Нем, ранами Его мы исцелились», - пророчествует Исайя о Христе за 600 лет до Его рождения. То, что мы не можем не грешить – это самое главное горе в жизни каждого христианина.

Мне сказали, что нельзя говорить «спасибо». Разве это не православный обычай, ведь слово «спасибо» происходит от «спаси Бог»?

о. Федор: - Мы привыкли говорить «спасибо». Очень часто мы не вкладываем сюда смысл, который возвращает нас к памяти Божией. И тогда слово «спасибо» не становится ли нарушением заповеди «не произноси имени Божьего всуе»? Возможно, лучше говорить «благодарю» или «спаси Бог».

Как вкушать артос? В каких случаях? Если человек в больнице, а священника не пускают из-за карантина, будет ли это как Причастие?

о. Федор: - Нет, как Причастие не будет. Но это великая святыня, которая освящается после Пасхальной службы. В молитве на освящение артоса так и говорится – «во исцеление от болезней». Артос вкушается натощак и запивается святой водой. Так мы обращаемся к Богу с просьбой об исцелении.

Слабость духа, непостоянство в чтении молитв и делании поклонов – это малодушие? Как воспитать в себе внимание и дисциплину?

о. Федор: - Само понуждение к постоянству вам поможет. Чем чаще вы будете себя понуждать, тем легче вам будет с каждым разом. Это все зависит от желания. Нужно молиться и просить: «Укрепи, Господи, меня в моем постоянстве». Это вопрос навыка. Если вы понуждаете себя молиться и ходить в храм, то ваша воля тренируется на победу. Если вы разрешаете себе проиграть, то ваша воля тренируется на поражение.

Как правильно подготовиться к исповеди и причастию? Что такое генеральная исповедь, сколько времени на нее уделяется?

о. Федор: - Генеральная исповедь – это исповедь за всю жизнь, или когда человек чувствует, что он недостаточно раскаялся в своих прошлых грехах, особенно тяжких, или не помнит, приносил ли он в них покаяние. Тогда он просит у священника отдельного времени, чтобы встретиться с ним не во время богослужения. В этом случае необходимо все подробно расписать, чтобы ничего не забыть, и принести эту генеральную исповедь. Не все священники для нее приспособлены. Но есть и такие знатоки человеческого духа, которые чувствуют и понимают, какие наводящие вопросы необходимо задать.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Fill in the blank.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+