Перейти к основному содержанию

06:15 24.01.2022

Есть неофитство прихожан и священников. Что это, как выйти из этого?

28.12.2021 12:21:59

Вопрос: - Что бы вы рекомендовали почитать детям? Как привить им любовь к чтению и научить запоминать стихи?

о. Федор: - Можно научить детей запоминать стихи в том случае, если вы сами их цитируете. Начинать следует с простых произведений, постепенно переходя к более сложным. Когда человек учит стихотворения, его память укрепляется. Именно поэтому заучивание стихов является неотъемлемой частью традиционной русской педагогики.  Любовь к чтению нужно прививать собственным примером. Когда я укладываю детей спать после вечерних молитв, то немного читаю им, а потом включаю запись книги, и они под неё засыпают. Но книга, читаемая вживую, воспринимается глубже. Могу порекомендовать к прочтению «Детские годы Багрова-внука» Сергея Аксакова. Вроде бы книга не для современного ребёнка, в ней не так много событий. Но удивляет и красота русского языка, и атмосфера, царящая в дворянской семье. Это стандарты того, как надо общаться. Помню, как мама со мной и с моей сестрой читала «Илиаду» в переводе Гнедича, всё нам объясняла. «Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос», - что такое пурпурные персты, кто такая Эос? Это было невероятно интересно. Важно читать книги о святых, но только этим я бы не ограничивался. У меня в семье есть традиция – во время ужина мы читаем жития в изложении монахини Таисии. Это собранные и изданные за рубежом в эмиграции, замечательным языком написанные жития русских местночтимых и малоизвестных святых. Удивительным образом вплетена жизнь этих святых в исторические события XI–XVIII веков. Княжеские деяния, междоусобицы и войны показывают утраченную Русь. Киево-Печерский патерик мы тоже читали за столом, он вызвал у детей огромный интерес. Это живой пример исполнения заповедей Христовых.

Вопрос: - Господь не посылает страданий свыше сил. Но Солженицын описывает ужасные лагерные условия и людей, которые страдали от холода и голода, теряли облик человеческий. Или пример святителя Луки - он писал в автобиографии, что, когда начались допросы и не давали спать сутками, он попытался совершить самоубийство. В то время он уже был в сане.

о. Федор: - Такие допросы ломают психику человека. Невозможно не спать несколько дней подряд. Человек неизбежно начинает совершать ошибки – чтобы избежать продолжения этого ужаса, он подписывает любые документы. У меня после ковида бывает бессонница, лежу и до утра не могу заснуть. Звонит будильник, и я встаю. Но нет сил что-либо делать. Это очень нервное и уязвимое состояние. Тайна промысла Божия не так прямолинейна. Когда говорят, что Господь не даёт креста не по силам, это противоречит многим высказываниям святых отцов. Бог может послать искушения и испытания, превосходящие силы человека, для того чтобы человек победил свою гордость – это святоотеческая мысль, которая многократно встречается у разных авторов. Чаще всего это какое-то искушение против нарушения седьмой заповеди. Допустим, человек пребывает в подвиге, в строжайшей аскезе, уничтожает грех внутри себя, а Господь от него отступает. Человек думает, что сам всё преодолел, но это не так. Только благодать Божия избавляет нас от греха. Но человек из-за своей гордыни приписывает это достижение себе. Бог отступает от возгордившихся. Человек, вспоминая это, больше не может возгордиться. Бывает, что чрезмерные страдания посылаются для испытания человека, чтобы другие, глядя на него, укреплялись в вере. Человек несет этот крест ради других людей, чтобы они, видя страдания праведника, не роптали на свой крест, несли его и спасались. Вы помянули святителя Луку, который говорил, что полюбил страдание. Страдание рождало в нём близость к Богу. В испытаниях, которые Господь попускает человеку, есть смысл, который в земной жизни может быть нам и не открыт. Но мы верим в святой промысел Господа, верим в единого Бога Отца, Вседержителя, Который держит всё, в том числе и наши судьбы.

Вопрос: - Некоторые возмущаются тем, что где-то поставили памятник Сталину. Как тогда понимать ту любовь, которую народ испытывал к своему руководителю?

о. Федор: - Я тоже этим возмущаюсь. Сталин — это ненавистник церкви, гонитель души, кровавый палач. Он ответственен за гибель миллионов верующих людей. Все подчинённые Сталина работали по его указанию. Любовь к нему была искусственно создана за счёт средств массовой информации. Это была настоящая истерическая любовь, «культ личности». Сталин — это богоборец, ненавистник Христа. Это ушло с ним в мир иной, никакого покаяния не было. Для меня, как для верующего человека, это однозначная фигура. Какие-то экономические и иные прорывы Сталина не оправдывают его реальную деятельность. Все сталинские стройки организованы путем разлучения семей и расстрелами. Я очень огорчаюсь, когда встречаю православных людей, которые почитают Иосифа Джугашвили. Должна быть полная нравственная дезориентация, чтобы такому человеку приносить хвалу и ставить памятники.

Вопрос: - Как вычислить глупого человека, чтобы бежать от него подальше. Что такое глупость?

о. Федор: - Глупость не является грехом. Когда мы в Священном Писании Ветхого Завета читаем, что глупые делают то-то, а мудрые делают то-то, это не глупость и ум в нашем понимании. Ум – благочестивая праведность, глупость — грех, или тот, кто не понимает воли Божией. Сейчас умный человек – это обладатель мощного интеллекта и разума. У глупого же этого дара Божия нет. В школьные годы я услышал слова: «Радуйся, Ты бо наказала еси окраденыя умом», - подумал, что это ужасная несправедливость. Почему Матерь Божия наказывает тех, кто не очень умный?  Им и так живётся нелегко, а их ещё наказывают. Потом я понял, что слово «наказать» употребляется в значении «научить». Человек может быть умным, но ничего не понимать и не знать. А полуграмотная деревенская старушка может знать о Боге очень многое, потому что она уподобилась Ему в своей жизни. Хорошо работать с умными людьми. Лучше для сотрудничества найти себе верующих и смиренных людей. С ними точно будет спокойнее, чем с умными и гордыми людьми. Они считают себя пупом земли. И всё должно быть вокруг них, для них, так, как именно им надо. Часто это проявляется и в духовной жизни. Иоанн Лествичник писал, что истинное послушание — это не доверять своему уму в том, что ты считаешь правильным. Ум каждого человека, как бы силён он ни был, искажен грехом. Очень часто умные люди используют ум для того, чтобы организовать себе жизнь за счёт других. Когда такой человек приходит в Церковь, то проверяет, всё ли правильно делают. У нас в храме есть люди, которые настолько пленены своим умом, что с ними мучительно даже просто находиться рядом. Они во всём разбираются, всё лучше всех знают, пытаются всем управлять. Нет никакого смирения, и по этой причине всё разрушается. Поэтому от глупого, если он вам дан, не надо бежать, бежать надо от гордого.

Вопрос: - Марина Цветаева говорила, что умный человек не может быть атеистом. Нужно считать себя хуже всех. Эта фраза не доходит до моего сердца. Как с этим сопоставляется изречение: «Возлюбите ближнего твоего, как самого себя». Если ты себя не любишь, как можешь любить окружающих?

о. Федор: - Считать себя хуже других – это распространённый святоотеческий тезис, предложение, наставление, которое возвращает нас к тому, что мы о себе знаем значительно больше гадостей, чем о ком-либо другом. Все люди должны видеть себя погибающими. Мы Христа называем Спасителем потому, что нуждаемся в спасении. Нас нужно спасать. Мы похожи на людей, которые плывут в море. У одного гиря в 300 килограмм привязана к ноге, у другого в 50, а у третьего в 1000. Все трое утонут. Осуждать нужно только себя, это особый разговор. Вспоминай, кто для тебя Христос, кто ты для Него. Это сбивает с пьедестала, на котором ты стоишь. Твоя любовь к ближним становится созидательной. Любовь гордого человека приносит муку не только самому человеку, но и всем его окружающим. Мы знаем, как умеют любить матери своих выросших и женившийся сыновей, так что брак распадается через 2–3 года. И мать абсолютно уверена, что всё делает правильно, что невестка плохая. Каждый из нас, особенно после многих лет церковной жизни, десятилетий покаяния в одном и том же, знает, что ничего в себе сам я победить не могу. Все грехи преодолеваются благодатью Божией. Это и означает считать себя хуже всех.

Вопрос: - Есть неофитство прихожан и священников. Что это, как выйти из этого?

о. Федор: - Неофитство — это период, когда человек открывает для себя веру и поражается красотой, мудростью, глубиной и возвышенностью христианства. Ничто из того, что раньше наполняло его, не может с этим сравниться. У меня был такой эпизод 4 года назад. Мы с паломниками ездили в горный монастырь XII века, расположенный в Грузии. Удивительное место. Мы должны были служить там пасхальную Литургию. Когда мы вышли после Литургии, нам казалось, что мы на вершине мира. Облака ушли, и показался величественный Казбек. Человек приходит, и вдруг оказывается, что всё, чем он жил, не так прекрасно, как то, что ему открывается во Христе. Он этим восхищается и применяет это к себе, но пока не видит, насколько глубоки в нём раны греха. Помощь Божия авансом выдаётся. Человеку очень легко молиться, каяться, совершать дела милосердия. Он проникновенно и глубоко молится на богослужениях, причащается со слезами, читает Евангелие и Писание так, будто всю жизнь пил хлорированную воду из-под крана, а теперь пьёт из горного источника. Но в это время человек о себе ещё ничего не знает. Он пришёл ко Христу, и у него изменилась жизнь. В этот период Христос показывает человеку, какова жизнь с Господом, чтобы человек потом к этому возвращался, знал, куда идти. Это похоже на то, как Господь поднимает на руках человека, показывает ему даль и говорит: «Смотри, какой там прекрасный замок». И человек видит и понимает, что это самое красивое, что только может быть. Но его потом возвращают на землю в страшный дремучий лес. И вот теперь надо идти к прекрасному замку. Неофитство проходит. У Бориса Пастернака есть прекрасное стихотворение «Рассвет».

Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о Тебе
Ни слуху не было, ни духу.

И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я Твой Завет
И как от обморока ожил.

Мне к людям хочется, в толпу,
В их утреннее оживленье.
Я все готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени.

Человек читает Новый Завет и сознательно становится верующим. «Я всё готов разнесть в щепу и всех поставить на колени», - теперь я знаю, как правильно, и всем это объясню. Неофит, не имея опыта смирения, бросается в аскетику и всех остальных пытается сделать святыми. Одна злая поговорка гласит, если в семье один человек становится неофитом, то остальные становятся мучениками. Только потом через много лет, пробираясь через чудовищный колючий лес, через пустыню, человек возвращается к этим водам. То же бывает и у священников. Когда человек принимает монашеский постриг, у него повторяются точно такие же периоды. Сначала период невероятного горения, а потом период оставленности. В житии преподобного Антония Великого сказано, что в конце он падает, фактически умирает, потому что демоны глумятся над ним, избивают его, как Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Это страхование. Потом является Христос, и Антоний спрашивает, где Он был. Христос отвечает, что всегда был рядом. Когда Антоний уже не мог больше выдерживать, Господь пришёл к нему. Эти испытания верности и труда даются прежде всего для смирения. И у священников бывает то же самое. Первый год или два священник будто летает на крыльях. У него есть ощущение, что так будет всегда. Но нет. Один архиерей мне рассказывал, что у него было общее христианское неофитство, затем монашеское, а после и архиерейское. Это такие периоды. Но человек, помня, как было в неофитстве, утешается и укрепляется, потому что знает, как бывает, когда Господь близко. Сейчас у него не так, но счастье обретения Христа он не готов заменить ничем, он просто тоскует и пытается туда вернуться. Иногда на это уходят годы.

Вопрос: - Как показать детям христианские корни нашей культуры?

о. Федор: - Надо говорить о явлениях культуры, о милосердии, например. Расскажите детям о преподобномученице Елизавете Фёдоровне. Почитайте, как Наташа Ростова скидывает свое приданое с повозок для того, чтобы положить туда раненых солдат. Ей важно спасти и сохранить жизни людей. Всё имеет евангельские корни.

Вопрос: - Господь знает, как мы поступим в каждой ситуации нашей жизни, какой выбор сделаем, Он знает наши возможности. Иногда люди кончают жизнь самоубийством. Господь знает, что человек выберет именно этот путь. Почему Бог не посылает того, кто мог бы как-то отвлечь отчаявшегося? Это спасло бы душу человека для вечности.

о. Федор: - Я не могу отвечать, как промышляет о каждом с любовью Бог. Мне кажется, что Бог посылает помощь, просто иной человек не готов и не хочет этого слышать. Эти звоночки Божьи всегда останавливают человека от греха. Всеведение Божие сочетается с человеческой свободой. Бог ограничил своё всемогущество, вышел из этого места. Но место человеческой свободы растянуто во времени, а Бог времени не подвластен. Господь знает, как поступит человек, но не лишает его свободы выбора. Таким образом, с человека не снимается ответственность. Бог принял бы и Иуду, если бы тот покаялся, как принял обратно Петра.  Об этом говорят многие святые отцы. Иуда не покаялся. Он понял, что не прав, но покаяния в этом не было. А Петр покаялся. У человека есть свобода, иначе он не был бы образом Божиим. Без свободы нет любви, потому что настоящая любовь может быть только добровольной. Есть очень много обстоятельств, в связи с которыми осуждать самоубийц никому из нас не надо. Бывает, что человек накладывает на себя руки в состоянии психического заболевания. Такого человека древняя Церковь не отпевала, не упоминала на Литургии. Это значит, что о нём нельзя произнести некоторые слова. Но воля Божья – это воля ко спасению. Если есть способ спасти человека, Господь обязательно его использует. Бывают ситуации, когда самоубийство не вменяется человеку в грех. Например, если на поле боя остается один офицер. При нём документы, и он прекрасно понимает, если начнутся пытки, то он не сможет выдержать. А из-за этого могут погибнуть несколько тысяч человек. В древней Церкви при гонениях Диоклетиана воинам приказывали совершать надругательство над христианками, чтобы их унизить. Девушки накладывали на себя руки, чтобы не быть поругаемыми таким образом. Среди них есть причисленные к лику святых. Поэтому то, что Церковь не отпевает, ещё не значит, что мы кого-то осуждаем. Это страшный конец, но мы не знаем, каков будет окончательный суд.

Вопрос: - Дети, выросшие в церковных семьях, к подростковому возрасту охладевает к Церкви, в старших классах или на курсах перестают ходить в храм. Почему так бывает? Как это выдержать?

о. Федор: — Это огромная проблема. Мы теряем многих выпускников воскресных школ. Прежде всего, это происходит потому, что каждый человек свободен. Если родители выбрали жить со Христом, это не значит, что их сын, когда вырастет, сделает такой же выбор. Родители и Господь в этот выбор вторгнуться не могут. Мы знаем великих святых, у которых были никуда не годные дети. И у страшных грешников и богоборцев бывают дети, которые обретают веру. Эту свободу преодолеть нельзя. Жизнь в христианской семье должна быть правильной и нелицемерной, чтобы ребёнок знал, что такое христианское сожительство. Он вырастет, отслужит в армии, придёт в коллектив и увидит холодные пользовательские отношения друг с другом, когда человек человеку ресурс, если не волк. И тогда ему снова захочется в Церковь. Знаю многодетную семью, где отец давал ребенку подзатыльник, когда тот отворачивался во время чтения вечернего правила. Ребёнка поднимали чуть ли не за ухо для того, чтобы он пошёл в храм в воскресенье, а он просто раз в месяц просил пропустить воскресную службу, чтобы выспаться, потому что нагрузка в школе была колоссальная. Христианство в семье должно быть милосердным, сострадательным, любовным и уважительным даже к маленькому ребёнку. И в приходе должно быть то же самое. Важно, чтобы в приходе несколько поменялся взгляд на функцию воскресной школы.  У нас вся приходская жизнь заточена под отдельно пришедшего в храм человека, чаще всего под пожилую женщину. Она не настроена на семью. Недавно я разговаривал с женщиной, у которой двое маленьких детей. Она говорила, что в храм на службу прийти очень сложно. Раньше было маленькое место на ступеньках бокового придела, где дети могли посидеть и во что-то поиграть, но настоятель закрыл это место. Есть дети, которые могут спокойно стоять всю службу, а есть дети, которым надо двигаться. Сейчас очень много гиперактивных детей. На них шикают. Повесить пальто и раздеться негде, маме покормить ребёнка негде, коляску поставить некуда, ребенка переодеть вообще невозможно. Всё это не продумано. В любом Ашане есть комната матери и ребёнка. А таких храмов мало сейчас. Ребёнок чувствует, что ему не рады. Он захочет свечку потрогать, а ему по рукам дадут, или какая-нибудь бабушка на него сразу начнет шипеть. Ребёнок всё это чувствует. Он должен прийти в место, где его любят, где им занимаются, где ему интересно. Тогда то, что вы ему расскажете о Боге в воскресной школе, запомнится как соответствующее действительности. Воскресная школа должна стать площадкой, где дети знакомятся со своими единомышленниками по вере, чтобы потом с ними войти в ту самую взрослую жизнь. Представьте, ребёнок приходит в институт, а там нет верующих. Сейчас быть верующим или лояльным по отношению к Русской Православной Церкви в высших учебных заведениях почти всегда считается дурным тоном. Это ужасно, но так произошло. В этом наша вина тоже есть. Например, часто можно увидеть, как накрашенная девушка заходит в храм в мини-юбке. Она ещё ничего не понимает. И тут на неё начинают шикать и выгоняют её из храма. Это распространённый сюжет. Ребёнок, который учится в воскресной школе, должен посещать какие-то мероприятия, ходить в походы, ездить в лагеря и паломничества, чтобы найти себе верующих друзей. Тогда, придя в институт, он будет реализовывать дружбу с теми, кто тоже любит Христа. Для этого нужно обязательно проводить какие-то детские и молодежные мероприятия на интересные темы. Также в каждом приходе должен быть клуб ветеранов воскресных школ. Это место, где есть чайник, телевизор, гитара, стулья и стол. Ключи могут находиться в руках у нескольких проверенных выпускников разных групп воскресной школы. Должно быть обозначено, что там невозможно спиртное, сигареты и прочие безобразия. В остальном не нужно дёргать ребят, пусть они сидят, смотрят фильмы, поют песни, пьют чай, отмечают день рождения с тортиком. Нужно, чтобы они могли приехать и при храме посидеть. Могут свидетельствовать, что наш приход теряет меньше, чем рядовой приход. И ещё мне удалось сделать комнату матери и ребёнка при храме. Туда проведена аудио трансляция богослужения, там стоят закрепленные подсвечники. Это продолжение храма. Дети, когда шумят в комнате матери и ребенка, никому в храме не мешают. Это отдельное помещение, где мама может молиться. Там есть большой манеж с мягким полом и игрушками, куда можно поставить малыша, чтобы не держать его на руках все полтора часа, есть занавеска, за которой можно покормить маленького ребёночка. Потом мама возвращается в храм к папе, который стоит с другими детьми на службе, и ведет малыша к причастию. Ребенку необходимо понимать, что, оказавшись в храме, он должен стоять там благоговейно. Время пребывания ребёнка в храме постепенно с возрастом увеличивается. В конце концов он доходит до полной литургии. Тогда у ребёнка не будет отторжения.

Вопрос: - Почему нельзя жаловаться на людей вокруг?

о. Федор: - Такого совета в Священном Писании не помню. Но жалобы, ропот и упреки — это показатели не очень сильного духовно человека, который не видит свои грехи. Если видишь свои грехи, то других осуждаешь значительно меньше. Это прямая зависимость.

Вопрос: - Почему Церковь допускает второй и даже третий брак?

о. Федор: - Если грех разрушил семью, и сделать с этим уже ничего нельзя, то вместо того, чтобы человеку жить в блуде, лучше жить в венчанном во второй раз браке. Но в принципе Церковь знает только один брак. И в древней Церкви даже вдовец, женившийся повторно, отлучался от причастия на год. Церковь знала, что его супруга ждёт его в Царстве Небесном.

Вопрос: - Как перестать сквернословить за рулём из-за тех, кто нарушает?

о. Федор: - Грех сквернословия постепенно оставляет человека, если он не позволяет себе ругаться, когда себя контролирует. Уйдёт ругань, и через несколько лет вы перестанете ругаться даже в такие моменты. Молитва и ругань – это противоположные направления словесного дара души. Если я люблю молитву, то не буду ругаться и сквернословить. Если вас подрезали, скажите: «Господи, спаси раба Твоего». И за это Господь вам поможет освободиться от сквернословия.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+