Перейти к основному содержанию

18:35 26.04.2024

Человека, который убивал, не рукополагают в священники. Но мы знаем, что отец Алипий и другие насельники Псково-Печерского монастыря прошли фронт. Я знаю тех, кто прошел Афган, Чечню. Потом эти люди стали священниками.

23.11.2021 11:54:05

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/11/09/21-00

Вопрос: - Что делать, если всё в Ветхом Завете непонятно, за исключением Книги Бытия, Притч, частично Иова?

о. Федор: - Ветхий Завет разнится в том, как понимается. Книга Премудрости Соломона и Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова кажутся более понятными. Книга Бытия несет в себе несколько уровней понимания. Первым главам посвящены тысячи томов исследований, каждое слово рассматривается с разных сторон, на разных смысловых уровнях. До сих пор совершается много открытий, поэтому она не так проста. Священное Писание удивительно тем, что как бы ни был готов человек на каждом этапе его духовной жизни, способности понимать священные тексты открываются ему через Писание. Легче читать книги Судей, Царств, Паралипоменон, Маккавейские книги – там идет повествование. Сложнее читать Книгу Пророка Иезекииля, тем более новозаветный Апокалипсис. Сейчас много прекрасных пособий, которые помогут понять Ветхий Завет. Книга Бытия, если ее внимательно изучить, является ключом ко всему Ветхому Завету. Весь Ветхий Завет описывает взгляд Бога на путь человечества после грехопадения Адама. Это путь ко Христу. Это и пророчества, и борьба за верность Богу, часто очень драматическая, происходящая в душах и сердцах людей, это тяжелые и страшные, а иногда славные и великие судьбы. Во всем этом читается Божие водительство избранного народа к пришествию в мир Мессии. Советую прослушать 2 курса лекций Евгения Авдеенко. Он был причастен к «Радонежу», преподавал в радонежской школе. К сожалению, несколько лет назад Евгений умер. Это был специалист по Библии, знаток древних языков. Он мог сравнивать различные переводы Писания, Ветхого Завета, прежде всего Перевод семидесяти толковников – Септуагинта, Масоретский текст. Синодальная Библия переведена с Масоретского, с еврейской Библии, а церковнославянская переводилась с Септуагинты, с Перевода семидесяти толковников. Масоретская традиция правки текста сложилась, когда иудейская община выработала свое неприятие Христа и христианства. На сравнении вроде бы незначительных оттенков смысла Авдеенко строил глубокие анализы текстов Священного Писания, прежде всего Книги Бытия. У него есть курс по первым главам Книги Бытия. Третьей главе, где описывается грехопадение, у него посвящено 6 лекций. И второй курс называется «Жизнь Авраама». Он рассматривает жизнь великого праведника, отца всех верующих, как некую икону в широком смысле того, каким путем и как должен идти к Богу каждый человек. Он, конечно, разбирает небольшую часть Писания, но дает представление о том, как глубоко и широко может быть Писание, какие удивительные смыслы могут скрываться за каждым оборотом речи, каждым словом. Авдеенко учит нас также глубоко читать Священное Писание. Советую ознакомиться с его лекциями, читать остальные тексты станет легче. Изучать пророческие книги нужно, имея некоторое пособие. За последнее время сделано столько удивительных открытий! Многое, что раньше не понималось, сейчас вполне ясно. На Святой Земле работало и работает колоссальное количество учёных из разных стран. Это христиане и нехристиане, для которых Ветхий Завет одинаково ценен и дорог. Они находят удивительные вещи. Мы помним, как пророк Илия вызвал Ахава на поединок веры. С одной стороны был Бог, Которого Илия проповедовал, с другой стороны были сотни жрецов Ваала. После нескольких лет засухи, которая была послана Богом в наказание Израилю, Илия сказал Ахаву, что надо подняться на гору Кармил, заколоть тельца и положить его на дрова. После того, как это было сделано, Илия предложил жрецам Ваала, которых было больше, выпросить у своего бога чудо. Чей Бог сотворит чудо – огонь сойдет с неба и пожрет эту жертву – тот истинный Бог, и надо будет Ему поклониться. Пророки Ваала долго исполняли ритуальные танцы, били себя, кричали, поднимали руки к небу, но Ваал ничего не смог сделать. В это время Илия, как бы подшучивая над ними, говорил, кричите громче, потому что Ваал может спать. Нам кажется это шуткой или легким издевательством, но это не просто шутка. Порядка 15 лет назад при раскопках обнаружили ханаанский храм, в котором было найдено огромное количество глиняных табличек, в основном религиозного содержания. Часть табличек содержала канонические для хананейского вероисповедания описания мифа о Ваале, его приключениях, борьбе. Там есть повествование, в котором верховные боги послали Ваала с заданием, а он заснул и не выполнил его, за что был весьма сурово наказан. Когда Илия произносит эту шутку, он ссылается на данный эпизод из канонического жизнеописания Ваала. Подобных находок огромное количество. Более того, есть вещи, которые не описаны в Библии, но которые мы можем дополнить. Раскопан исторический объект под названием Тель Дан на севере Израиля, найдены останки древнего города, появившегося еще задолго до Рождества Христова. Также там найдены ворота, через которые проходили путники. Всё было устроено так, чтобы люди, направляющиеся в город, проходили именно через эти ворота с мощными столбами. Путники проходили через ворота и оказывались во дворе с каменными скамейками, на которых восседал царь с вельможами. Они там совещались. Вспоминаем слова Христа: «Врата ада не одолеют Церковь». Совещание проходило прямо при воротах, там же собирали пошлины. Иного пути в Израиль с сервера не было. Мы точно знаем, что праотец Авраам проходил через эти ворота, направляясь в Израиль. Место это называется «Ворота Авраама». Если раньше, чтобы оформить детскую Библию, художник выдумывал, какие это могли быть ворота и где, то теперь нужно просто взять существующий объект, раскрасить его, описать, и будет картинка, соответствующая истории. Таких вещей очень много. И ресурсов в интернете, и прекрасных книг, которые помогают с разных точек зрения взглянуть на тексты Священного Писания, очень много. Сладостно уму и сердцу верующему изучать эти тексты. Христос сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную». Слово Божие – это источник вечной жизни. Когда мы читаем Священное Писание, Бог всевается в наши сердца и начинает там жить Своей таинственной жизнью. У преподобного Макария Великого есть комментарий обычая целовать Евангелие. У нас этот обычай остался на воскресной всенощной – когда мы подходим на помазание, мы сначала целуем Евангелие. Воскресшего Христа ничто так не символизирует, как Слово Божие. И Оно износится из алтаря с престола, как сошел на землю Сын Божий. Мы целуем Евангелие как саму Пречистую Плоть Христову. Так говорит преподобный, у него к этому духовное, мистическое отношение, как к причастию.

Вопрос: - Почему Бог не убил Каина за убийство Авеля? И не только не убил, но и обетования давал? В чём смысл этого?

о. Федор: — Это вопрос, требующий ответа на 30 минут. Ещё раз посоветую лекции Авдеенко, он очень подробно там это разбирает. Убийство – это страшный и тяжелейший грех. Адам и его родня прожили несколько сотен лет каждый, они видели много своих потомков, при которых уже не воспринимались как родные бабушка или дедушка. На Каине была некая таинственное печать, которая вызывала испуг и отторжение у людей, желание его уничтожить. Это был человек, по которому было видно, что он проклят. Это не путь искоренения зла, когда его запрещают убивать. Во-первых, сказано, что никто не должен повторять грех убийства, потому что грех только умножится. Его всё равно уже не исправить. Во-вторых, Каин надеялся на покаяние. У нас даже слово «раскаяние» происходит от имени Каин, то есть перестать быть каином, перестать быть братоубийцей. Вот что значит «раскаяться» в русском языке. И у Господа была такая надежда. Господь надеется на то, что человек в своём свободном решение придет к покаянию. Любой священник может засвидетельствовать, что в своей жизни встречал искреннюю и глубокую исповедь человека, которого, казалось бы, справедливее всего немедленно убить. Бывает, что такой человек приходит к покаянию. Господь надеялся на покаяние Каина.

Поэтому столько тяжких грешников и злодеев живут даже в благоденствии. Один разбойник, распятый на кресте, услышал от Христа: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю». Этот человек заслужил смертную казнь, он сам это засвидетельствовал: «Достойное по делам моим приемлю». Разбойник уверовал во Христа, исповедовал Его, покаялся. Он попросил Господа помянуть его в Царстве Божием, и был спасён. А если бы мы судили по человеческим законам, то убили бы этого разбойника.

Что касается печати убийцы, это очень пространный интересный и важный вопрос. У святых отцов есть много сказанного и написанного об этом. Я могу спутать, потому что уже очень давно читал замечательную книгу «Преступление и наказание». Помните, как Раскольников идёт по улице, и какой-то человек показывает на него пальцем, начинает кричать: «Убивец». Фёдор Михайлович пытался таким образом показать, что убийство накладывает на человека неизгладимую печать. Происходит что-то невообразимое с душой. Почему человек, являющийся защитником, убивший справедливо кого-то на войне, по канонам не может уже быть рукоположен в священство? Он может быть спасён, может быть причислен к лику святых, как Александр Невский – это человек, который много с детства воевал, убивал людей в бою. И он прославлен в лике святых. А Дмитрий Донской? Что-то в человеке ломается – священнодействие Тела и Крови Христовых совершать он уже не может. Что-то безвозвратно теряется в человеке. Поэтому предотвратить распространение зла – самое важное. Пётр спрашивает у Христа, до семи ли раз прощать. А Господь отвечает, не до семи, но до семидесяти семи. То есть прощать столько, сколько будут просить прощения. Сколько Господь нас прощает – бесконечно.

Вопрос: - В молодости изучала Библию вместе с иеговистами. Многое было непонятно. Но мысль, что Иисус Христос – это не Бог, до сих пор сидит в голове и очень мешает. Я думаю об этом в храме перед исповедью, перед причастием, ещё много когда. Как с этим бороться?

о. Фёдор: — Это самая сердцевина веры Церкви. Что никак не могло быть уврачевано, то пришёл врачевать Господь. Это великая тайна благочестия – Бог явился во плоти. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это вера Церкви, она не может быть другой. Есть много людей, которые согласны изучать слова Иисуса Христа, говорить о Нём, но не почитать Его Богом. И в этом вопросе мы никогда с ними не договоримся. Во что мы верим? Апостол Иоанн Богослов пишет в своём первом послании: «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, уверовали в неё». Если спросить, в чём суть нашей веры, то мы ответим, что верим в любовь Божию. Это любовь Евангелия: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Бог приходит потому, что нас любит. Не ходатай, не ангел, но воплотившийся Господь – в этом суть нашей веры. Убери это, и христианство закончится. Мученики страдали и умирали за то, что нет иного Бога. Но для сатаны это невыносимо, поэтому еретики воевали с христианами.

Вопрос: - Вы сказали, что человека, который убивал, не рукополагают в священники. Но мы прекрасно знаем, что отец Алипий и другие насельники Псково-Печерского монастыря прошли фронт. Я знаю тех, кто прошел Афган, Чечню. Потом эти люди стали священниками.

о.Фёдор: - Все насельники Псково-Печерского монастыря и Троице-Сергиевой лавры, которые были фронтовиками, приняли монашеский постриг. В монашеском постриге человеку даётся даже другое имя. У него начинается новая жизнь. Он рождается заново. Он младенец во Христе. Он снова надевает белую рубаху, как когда-то мы с вами надевали в таинстве Крещения. К монашествующим, у которых началась новая жизнь во Христе, эти каноны не относятся. Если ещё раз убьёт, его тоже не будут рукополагать. Что касается Афганистана, Чечни, я не знаю, когда эти священники были крещены. Возможно, они были крещены по возвращению оттуда, когда уверовали там, столкнувшись с какими-то особенными обстоятельствами. Расскажу вам потрясающую историю. Это свидетельство моей матери, которая работала в крестильне Елоховского собора. Однажды в храм, где она трудилась, пришли двое – мать и сын. Сын был после Афганистана. Он там отслужил полтора года. Парню 21 год, а он весь седой. Он дал обет креститься. Всё отрочество юноша изучал змей, очень их любил и не боялся. Такое было странное хобби. Он хотел поступать в институт и изучать именно их. В Афганистане парень служил на объекте, располагавшемся на возвышении в горной местности. Возможно, это был объект радиослежения. Туда доставляли пищу и воду, потому что вода в колодцах могла быть отравлена. Поскольку это была более или менее спокойная часть, постепенно там все расслабились. Никогда не бывало на них нападений. Душманов там не было, этой территорией они не интересовались. Все стали выходить из части. Этот молодой человек повадился разводить сухое молоко во фляге и прикармливать змеенышей. Это были детёныши какой-то большой ядовитой змеи. Однажды он их прикармливал, и вдруг выползла мама. Она сильно обвила ему ноги, встала в боевую стойку, начала шипеть. Парень упал, но змея его не укусила. Как только он пытался освободиться, она снова вставала в стойку. И продержала она его там порядка 2 часов. Он за это время начал седеть. Потом она уползла. А когда он вернулся в часть, там все оказались убитыми. Вырезали всех без единого выстрела. Он поседел совсем, не знал, что делать. На помощь успели позвать – прилетел вертолет. Он сел в вертолёт, в котором находилась боевая группа. Его одного единственного забрали живым. Таких историй очень много. Этот молодой человек пришёл в храм, крестился. Не знаю, стал ли он священником, возможно. Бывает так, что каноны нарушаются. Я знал одного фронтовика, священника, это было лет 25 назад. Он тогда уже был пожилым человеком. Он не был пострижен, может быть, давал какие-то тайны обеты.

Однажды состоялся такой разговор. Нас было несколько священников. К нам в храм приехал служить уже покойный архиепископ Алексий Фролов. Он долго был наместником Новоспасского монастыря, а потом стал архиепископом Костромским. В этой беседе батюшка сказал, что не бывает ни одного нарушения канонов, за которое не пришлось бы горько платить. У него были безвыходные ситуации, когда нужно было найти священника, если умер, например, настоятель храма, а во всей епархии не было ни одного кандидата кроме человека, который был дважды женат, что по канонам недопустимо. Или еще могли быть канонические препятствия. Владыка не хотел этого делать, но выбора не оставалось. Человек искренне хотел служить Господу, и владыка молился за него. Но проходило некоторое время после рукоположения, и человек предавал, оставлял или начинал пить. И так каждый раз – после нарушения канона следует скорбь.

В возрасте 24 лет, когда я был диаконом, меня вызвали на Епархиальный совет и сказали, что надо рукополагаться в священники. Есть канонический возраст – 30 лет, раньше нельзя. Отец Матфей Стаднюк, протопресвитер, настоятель Елоховского собора, удивительный священник развел руками и сказал, что он в 19 лет был благочинным. Бывает, что так нужно. Я пришел к духовнику в Лавре и объяснил, что Патриарх благословляет. Раз Патриарх благословляет, надо слушаться. Но важно помнить, что никакое нарушение канонов просто так не бывает. Мне нужно было еще 6 лет ждать до разрешенного срока, поэтому год пошел за два. Господь создал такую ситуацию, чтобы я быстрее повзрослел. Каноны отражают непреодолимые правила церковной жизни, некоторые из них менее существенны. Но все они написаны не просто так. В духовной жизни есть множество вопросов, которые не освещены в Писании. Например, заповедь декалога гласит: «Не прелюбодействуй». Часто можно встретить человека, который знает, что в Писании сказано не прелюбодействовать, но не сказано избегать блуда. То есть любые связи до брака формально под эту заповедь не подпадают: «Зачем вы пристали ко мне, батюшка, чтобы не допустить меня до причастия? Вот женюсь и изменять не буду». Но в Писании седьмой заповедью объединены все возможные нарушения заповеди целомудрия под одной самой гадкой. Прелюбодеяние – это предательство человека, который тебя любит, которого любишь ты. Это блуд высшей степени. Заповеди просто объединены. Как заповедь «не убий». Там же не сказано, что нельзя человеку кончить жизнь самоубийством, но это всегда было понятно, что себя убивать - крайняя степень, потому что покаяние уже невозможно. За любое другое убийство можно принести покаяние, за это – нет.

Вопрос: - Моя подруга в 90-х годах начала заниматься экстрасенсорикой, умерла. Я не знаю, можно ли мне ее поминать? Она была крещена, Христа не отвергала.

о. Федор: - Тогда вы должны за нее молиться, безусловно. Трудно сказать, можно ли подавать записки в храм. Не знаю, лучше посоветуйтесь со священником того храма, куда вы ходите. Тут дело зависит от опыта и дерзновения самого священника. У нас огромное количество усопших, крещеных, но совершенно не живших Церковью. Из них многие жили по Евангельским законам, но не участвовали в благодатных таинствах. Как к ним относиться? Одни не могли найти Евангелие, чтобы почитать, другие просто не могли попасть в храм, потому что храм за много десятков километров, да и органы все время следили. Об этих людях у Господа будет особый Суд. В 90-е годы люди приходили к вере от полного атеизма и материализма. Часто первым, что они воспринимали как веру, была восточная экстрасенсорика. В экстрасенсорике не надо было смиряться. Казалось, она дает мудрость и возносит над остальными людьми. Очень многие принимали эти учения. Колдовство давало иллюзию власти над другими. Человек становился сверхчеловеком. Потом большинство пришло в Церковь. Действовала Благодать Божия, которая звала людей ко Христу. Я знаю десятки таких людей. Может быть, ваша подруга не успела покаяться. На Божественной Литургии нельзя поминать людей, которые декларировали себя как атеисты, кощунствовали и поносили имя Божие, отвергались, просили не отпевать их, провозглашали себя ни во что не верующими. Поминать таких на Литургии будет ложью, потому что они не возлагали упование на Христа, не жили в вере. Когда священник завершает на проскомидии поминовение усопших, за которых поданы записки, то он вынимает частички из просфоры, кладет её рядом со Святым Агнцем, который потом станет Телом Христовым – это образ Церкви на дискосе. Мы все под видом этих маленьких крошек находимся вокруг Христа, составляем Тело Церкви, а Господь – Глава. После Причастия верных священник ссыпает с дискоса эти частицы в Кровь, в чашу и произносит: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною». Потом совершает поминовение: «… Всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных». Христианин умирает в надежде воскресения, в надежде на вечную жизнь, которая будет общением со Христом. Мы верим, что воскреснем и, как апостолы, будем разговаривать со Христом. Если человек в это не верил, во Христа не верил, то поминать его за упокой на Литургии то же самое, что лгать. Как можно лгать на этом таинстве? Поэтому такое поминовение невозможно.

Вопрос: - Могут ли люди быстро прийти к Богу? Сейчас многие нераскаянными умирают.

о. Федор: - Надо молиться об этом. Если смерть является лишь предполагаемым отдаленным событием в глубокой старости, то человек не делает ничего. А когда вдруг смерть оказывается на пороге, человек может пройти за две недели такой путь к вере, который не проходят и за десять лет. Всё обнуляется, подо всем подведена черта, в знаменателе ноль, а все, что было в числителе, умножаясь на ноль, становится нулем. Зачем я жил? Что остается? Что впереди? Человек цепляется за веру. Таких много. И много тех, кто был крещен в детстве. Святой Дух с ними. В 90-е годы мы провожали в последний путь множество людей, которые были причастны церковной жизни в младенчестве, юности, а под давлением атеистической пропаганды оставили Церковь. В то время почти каждый день какая-нибудь бабушка просила, чтобы приехал священник, каялась, признавала себя христианкой. Господь иногда совершенно невообразимыми путями пробивается к человеку. Был один раб Божий, которого в детстве крестили. Но по личным убеждениям он стал буддистом. Но одному православному храму он очень помог, потому что считал, что храм – это хорошо. Существенную часть своего заработка он отдал на ремонт дома причта, помог, но остался буддистом. Затем он переехал в одну страну, потом в другую, потерял свое состояние, снова переехал и оставшееся количество денег истратил на ресторанчик. У него был друг, человек церковный, который все время пытался его привести к вере. И вдруг буддист просит почитать что-то. У друга ничего нет, кроме текста Великого покаянного канона Андрея Критского на церковнославянском языке. Тот берет, начинает читать и приходит к вере. Сейчас он ходит в храм, исповедуется, причащается. Господь открывается, хочет, чтобы человек Его узнал. Он стучит в наше сердце, но выдвигает определенные условия богопознания. Человек должен серьезно к этому относиться, должен понять, что вера – это не набор философских конструкций, а убеждения, которые меняют жизнь, поступки. Вера — это обязательно покаяние, очищение сердца. Если человек покаялся и стал бороться со своими грехами, условие богопознания выполняется, Бог может открыться. Ещё это, конечно, дела любви. В данном случае – помощь храму. Как говорил преподобный Гавриил Ургебадзе: «Бог любит дела». Добрые дела и есть любовь. То есть любовь — это не чувства, а действия. Такому человеку Господь откроется.

Вопрос: - Не разводилась с мужем, терпела, думала, развод – это грех, но терпение на грани. Что делать?

о. Федор: - Бывают разные ситуации. Есть грехи мужа, которые несовместимы с христианским отношением к браку. Господь Иисус Христос сказал, что не позволяет разводиться кроме вины прелюбодеяния. Если есть такое предательство, как супружеская измена, а это тягчайшее предательство любви и единства, то Господь словом «позволяю» оставил это на решение пострадавшей стороне. Это очень важно. Он не благословил разводиться или терпеть, но позволил решить человеку самостоятельно. Господь знает, что есть люди, которые не могут жить с предавшим супругом, потому что душа знает, что нельзя любить душу одного человека, а тело другого. В этом нет цельность. Если любишь человека, то любишь его душу, тело, сердце, а иначе это не любовь. Если человек предал, то он предал душу и сердце другого, единства больше нет. Бывает, что женщина не может простить, Господь принимает это решение. Бывает, что муж кается. Прежнего единства уже не будет, но жена взвешивает всё, принимает его покаяние ради детей, терпит.

Недавно в храм пришел мужчина и спросил, помню ли я его. Не помню. Оказывается, мы с ним 7 лет назад сидели и разговаривали на скамейке у храма. Я венчал его с супругой. Позже они находились на грани развода, подали документы. Тогда мы поговорили, и я его как-то убедил, что надо немного потерпеть. В итоге он счастлив, что они не развелись – оба потерпели. Восстановилась любовь, появился ребенок, я же его и крестил. Позже я его вспомнил. Этот человек был в ужасном состоянии. Он говорил, что его предали, втоптали в грязь. И я сказал, что он имеет право уйти, но, возможно, эт ситуацию можно преодолеть, перетерпеть. Может быть, будет покаяние с другой стороны. И вот всё свершилось, семья обрела счастье. Священник это не тот, кто скажет одному разводиться, а другому терпеть. Думаю, что это сам человек должен решать. Если муж имеет сложный характер, но это выносимо, то разводиться – тяжкий грех. А если он бьет, угрожает жизни – это другое дело. У нас была знакомая семья. Муж в припадке гнева схватил молоток и швырнул в жену, чуть ни убил её. Бывает, что муж пьет, употребляет наркотики, склоняет к аборту, изменяет и декларирует, что это так и будет, уходит из Церкви, делает что-то другое. Это вещи, которые несовместимы с восприятием семьи как малой Церкви. Церковь Христова — это люди, которые объединены любовью ко Христу и друг к другу. Мы стремимся построить в наших семьях такое же единство. Если происходит что-то греховное, а человек не хочет каяться, то это можно рассматривать, как если бы врач пришел к пациенту, у которого гангрена на ноге, и предложил ампутацию. Или нога остается с человеком, но через две недели он в гробу. Муж изменят, хочет и дальше изменять. А ты терпи, жена, потому что он тебя содержит. В такой ситуации надо разводиться. Воспитать нормальных детей в этой лжи невозможно. Они врастут духовными инвалидами. Но есть вещи, которые надо терпеть. Разводиться нельзя, если человек просто надоел, не вешает полку или сильно храпит.

Вопрос: - Пресвятая Богородица помогает в воспитании детей. Как трудных детей вручить Ей? Что самой делать?

о. Федор: - Мы говорим: «Сами себя, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Мы верим, что Господь печется о нас, ведет каждого в Царствие Небесное. Это трудно принять. Легко сказать, но трудно жить с этим каждый день. Но когда Господь призывает к подвигу, то соизмеряет силы человека с тем, что Он от него ждет. Надо положить упование на Господа и предать Ему себя и ребенка.

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 9 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+