Перейти к основному содержанию

14:43 13.10.2021

Ответы на вопросы слушателей Радио «Радонеж»

24.09.2021 10:06:05

Вопрос: - Как случилось, что отец Кирилл Павлов стал вашим духовником? Вы сами Его попросили об этом?

отец Фёдор: - Прошло уже 3 года с того момента, как Господь забрал батюшку. После инсульта отец Кирилл более 10 лет провел в постели, и не было возможности с ним видеться. Только ближайшее окружение и братья из Лавры приезжали к батюшке, служили Божественную Литургию и причащали его прямо в палате. Но до этого мы общались с отцом Кириллом.  С 1988 по 1992 год я учился в Семинарии, и любой из учащихся мог прийти к отцу Кириллу, задать свои вопросы и исповедаться. Но сделать это было довольно сложно, потому что со всего Советского Союза, позже со всей России, к нему ехали люди. Семинаристам было проще, потому что мы могли зайти в алтарь во время Всенощного бдения, когда батюшка в боковом алтаре исповедовал братию монастыря. Он служил вместе с отцом Наумом, исповедовал всех желающих семинаристов. Я не так часто бывал у отца Кирилла. Мы понимали, что не стоит злоупотреблять его временем. Иногда батюшка принимал людей по 10–12 часов подряд. Случалось, что два послушника просто поднимали его из кресла под локти и отводили в келью, потому что он не имел сил встать. Мы предполагали, с какими тяжёлыми вопросами приезжали люди к отцу Кириллу. Это были кардинальные вопросы перемены жизни и выбора жизненного пути. Ходить к батюшке с текущей исповедью среди семинаристов было не принято. Мы шли к нему только тогда, когда решалась что-то очень важное, когда нужно было спросить какого-то совета, или когда наши духовники, которым мы приносили текущую исповедь, перенаправляли нас к отцу Кириллу. Мой духовник из Лавры по определенным вопросам тоже направлял меня к отцу Кириллу. Те разы, которые я бывал у батюшки, остались в моей памяти как драгоценность. Первый раз я попал к отцу Кириллу, когда вернулся из армии в 1988 году. Я принимал решение, сразу ли мне поступать в Семинарию или подождать, для начала поработать и повзрослеть. Отец Кирилл, не задумываясь, сказал, что поступать нужно прямо сейчас, не откладывая. Я послушался и поступил. Другие беседы с батюшкой были особенными, не стоит о них рассказывать в прямом эфире. Но было ощущение, как будто я попал в рай. Отец Кирилл являл собой Царство Божие, пришедшее в силе. Это была мудрость, радость, сосредоточенность на Боге и на тебе, пришедшем на исповедь. Даже если человек попадал к батюшке под вечер после долгого дня, его внимательно выслушивали. Интересно, что отец Кирилл никогда, за исключением редких случаев, не давил на человека. Не помню, чтобы мне кто-нибудь рассказывал о том, что батюшка настаивал, говорил, что надо сделать только так и никак иначе. И вот однажды у меня появилось желание поступить в Академию. Учился я достаточно хорошо, и проблем с поступлением возникнуть было не должно. Но отец Кирилл вдруг сказал, что нужно идти на приход. По его словам, воля Божия была именно такая. Я послушался. Отец Кирилл всегда очень внимательно выслушивал человека и начинал молиться, когда тот просил помощи в принятии решения. Батюшка как бы уходил в себя. Создавалась тишина, и батюшка творил молитву. Потом отец Кирилл говорил: «Ну, давай вот так попробуем». Было видно, что решение открывалось батюшке в молитве. Возможно, это была краткая молитва, но она сразу объединилась со всем огромным молитвенным трудом, который отец Кирилл совершил за весь свой жизненный путь. В этой молитве ему не надо было долго пытаться предстать перед Богом, остановить помыслы, он сразу начинал молиться. Невероятную радость приносило видение просветленного человека, радующегося о Боге, мудрого, кроткого, радостного. Отец Кирилл был примером того, каким может и должен быть христианин. И у меня, и у тысяч людей, которые бывали у отца Кирилла, эта радость сохранилась навсегда. Видение праведника неоспоримо подтверждает Царствие Божие. Была ещё одна ситуация. Прошло примерно полтора года после того, как я поступил в Семинарию. В то время я не ходил к отцу Кириллу, но приносил текущую исповедь своему духовнику. Я как раз шёл на исповедь, поднимался по лестнице в Варваринском корпусе, и навстречу мне медленно спускался отец Кирилл. Я взял у него благословение. Батюшка благословил меня, посмотрел внимательно как бы сквозь меня и произнес очень медленно моё имя – Фёдор. Он не мог меня запомнить. Я был до этого у него только один раз, когда совсем мальчиком спрашивал, поступать мне или не поступать. Я знаю, что он не вспомнил меня человеческой памятью, а как бы прочитал на мне моё имя. Я был свидетелем прозорливости батюшки. Прозорливость образована от слова «взор». Взору отца Кирилла было открыто то, что обычный человек не видит. Остальные случаи я берегу в своей памяти. Сколько людей и сейчас продолжают приходить на могилу отца Кирилла, которая находится рядом с Духовской церковью в Троице-Сергиевой Лавре, там всегда цветы. Мы с супругой приехали в Лавру ночью накануне отпевания. Для моей супруги отец Кирилл был более близким человеком, духовником. Она работала в Лавре, будучи юной девушкой, каждый день бегала к нему на разговор. Она очень ценила эту возможность. Так что батюшка её очень хорошо знал. Мы приехали, увидели потоки людей, которые направлялись к Успенскому собору для того, чтобы попрощаться с отцом Кириллом и последний раз прикоснуться к нему. С двух сторон люди обходили гроб. Люди все шли и шли, хотя была глубокая ночь. Там были все – архиереи, священники, миряне, монашество, мужчины и женщины с детьми. Это была дань любви человеку, который полноправно мог называться духовным отцом. Отец Кирилл своим примером показывал, каким должен быть христианин. Часто такое читаешь в книгах про старцев. Накопил ты вопросы, записал их, чётко сформулировал, приехал, достал список – и вопросов больше не осталось. Всё стало понятно, всё решилось из-за присутствия батюшки. Человек – это главная икона Бога на земле, образ Бога: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши». Было явное чувство, что на отце Кирилле почивает Бог. Мы не знаем, как это происходит, но ясно, что это неоспоримо. Мы продолжаем молиться отцу Кириллу. Я думаю, что мы доживем до того времени, когда он будет прославлен во святых. Для всей Церкви это будет огромная радость. Это утверждение того, что авва Сергий остался со своей братией в Лавре, заботится о ней, посылает в свой монастырь духовников.

Вопрос: - Как поститься детям? С какого возраста дети должны поститься?

отец Фёдор: — Это сложный вопрос, потому что у всех детей разное здоровье. Когда наши старшие дети были ещё маленькими, мы столкнулись с тем, что у старшего ребенка был гастрит, он не мог обходиться без молочного. Остальные на него смотрели и видели, что ему кладут творог, а им не кладут. Если родители соблюдают пост, то и дети в строгий пост могут поститься, а в другие посты им можно воздерживаться только от мяса, развлечений и сладкого. Кто-то ограничивает на время поста компьютерные игры. Все поступают по-разному, но какое-то усилие должно совершаться. Великим постом это усилие должно быть максимальным настолько, насколько человек может его понести, чтобы это не было непосильным для него. Очень важно, чтобы в Великий пост мы больше говорили детям о Боге, объясняли значение поста.

Вопрос: - Как и когда начинать читать с детьми Евангелие, жития святых? С каких святых начинать?

отец Фёдор: - Эти два вопроса об одном. Евангелие надо читать при ребенке с тех пор, как мама начинает кормить ребёнка. Слово Божие — это таинственное действие Господа нашего Иисуса Христа. Макарий Великий говорил, когда мы целуем Евангелие, то целуем пречистую плоть Господа нашего Иисуса Христа. На воскресной Всенощной перед помазанием мы целуем Евангелие, из которого был прочитан отрывок о Его воскресении. Мы целуем воскресшую плоть Христову, это очень символично. Но в символах есть реальность. Слово Божие – сила. И эта сила западает в маленького ребёнка, в его память, в сознание. Как мы знаем из притчи Христовой, во время посева семена оказались на дороге, в поле, на каменистом месте, в терне. Но Господь есть Слово Божие. Слово Божие попадает в землю души человека, начинает пускать там корень, потом зарождается росток. Как мы помним из Евангелия от Марка, человек встаёт, ложиться спать, работает и не знает, как Слово Божие растёт в нем. Это происходит таинственно даже для самого человека. Нужно напитывать ребёнка чтением Священного Писания, заранее выбирать, какие отрывки ему читать. Например, о женщине, взятой в прелюбодеянии, читать достаточно сложно, или тексты Христа о том, кто разведется с женою. Для маленьких детей это пока рано. Но притчи или что-то другое обязательно нужно читать, чтобы вытягивать ребёнка на диалог. Сейчас очень много разных авторов, которые составили жития святых, из них тоже надо выбирать. Есть удивительная притча, рассказ о монахе, который подошёл к другому брату, который находился в периоде некоторого уныния. Он сказал ему: «Что толку, что мы с тобой слушаем Священное Писание в храме, ещё и в келье у себя его читаем. Мы его знаем хорошо, а что толку, ничего у нас не меняется. Другой ответил: «Когда ты моешь на трапезе капусту, вода не остаётся на капусте. Но ты можешь потом есть капусту потому, что она чистая. Тебе кажется, что Слово Божие не осталась в памяти, но Оно очищает твою душу». Душа ребёнка напитывается Словом Божиим. А жития святых – это примеры того, как Слово Божие действует в жизни конкретных людей, это живые примеры. Нужно начинать читать Евангелие с самого раннего возраста. Просто читайте при ребёнке, а дальше уже вместе с ним. Первую и последнюю седмицы надо поститься строже, среду и пятницу необходимо выделять. В остальном надо смотреть на каждого отдельного ребенка, что он может, а что нет. Сегодня была память Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, преподобных духовников обителей, в которых прославился авва Дорофей. В книге «Вопросы и ответы» есть вопросы, которые задавал авва Дорофей, приходя к Варсонофию и Иоанну. Святые многократно в этой книге обращаются к мысли, что устав поста нужен для абсолютно здоровых людей.

Вопрос: - Как совместить заповедь о почитании родителей с их деспотизмом к своим детям?

отец Фёдор: — Это очень тяжело совместить. Но в тексте 20-й главы книги Исход, в которой изложен декалог, 10 заповедей, нет сносок о том, что с такими-то родителями надо соблюдать заповедь, а с такими-то не надо. Заповедь предполагает, что любые родители достойны почитания. Почитание родителей — это отображение на Земле того, как человек относится к своему Небесному Отцу. Неслучайно это единственная заповедь, за которую Господь обещал долголетие и благоденствие на земле, вот насколько Ему это важно. Невозможно построить правильные отношения с Отцом Небесным, нарушая через хамство и грехи отношения с земными родителями. Единственное исключение, если земные родители начинают отвращать человека от Бога. Бог больше всех, и мы знаем это из первой заповеди. Если вы уже взрослый человек, а отец и мать пытаются вами управлять, это не значит, что вы должны во всём их слушаться. Почитание предполагает совсем не это. Пока вы живёте в их доме, пока вы молоды, пока они вас содержат и кормят, вы находитесь у них в послушании. А дальше заповедь о почитании связана с не осуждением родителей, никогда и ни при каких обстоятельствах. Вы не должны хамить, повышать голос, кричать. Необходимо заботиться о нуждах родителей, когда они станут старыми, молиться о них, покоить их старость. Допустим, мать может заревновать своего сына к невестке. Сейчас это часто встречается, потому что мы не умеем правильно любить. Нам кажется, что сын женился, и невестка совсем не такая. Есть пословица о том, что жен у тебя, сын, может быть сколько угодно, а мать одна. Очень часто родители не только не помогают хранить верность в семье, но даже склоняют своих детей к разрушению порядка в их семьях.

Нет заповеди о любви к родителям, но есть заповедь о почитании, и это очень важно. Если родители калечили ребенку жизнь и внушали страх, то любви у него может и не быть. Это колоссальная потеря и трагедия, огромный страх. И всё равно родителей надо почитать, вы должны быть уважительными. Если мать настаивает на том, чтобы сын бросил свою жену, то надо попытаться ей объяснить, что это невозможно. Но во всём остальном, что не против заповедей Божьих, сын готов прислушиваться к матери. Постепенно надо становиться взрослым рядом со своей стареющей матерью, стареющим отцом, если они живы. Но сколько бы вам ни было лет, они всё равно старше вас на поколение, могут вам многое дать. Нужно исполнять все заповеди Божии. Почитай. Почитание начинается с не осуждения. Вы не можете осуждать своих родителей, даже если они ошибаются, и тем более с кем-то об этом разговаривать.

Вопрос: - Как научиться молиться сосредоточенно, чтобы не отвлекаться на помыслы? Так умели молиться святые отцы.

отец Фёдор: - Нет ответа на этот вопрос, потому что все люди молятся рассеяно, и я тоже. Как говорит один проповедник, не рассеяно молятся только Ангелы. Все люди молятся рассеянно, но в разной степени и с разным навыком. Надо приобретать навык не рассеянной молитвы, бороться за молитву не рассеянную, всю жизнь учиться собранной молитве. Как это сделать? Представим себе человека через образ дома, который стоит где-то в селе, а кругом мороз -30°.Что нужно сделать для того, чтобы выжить в таком доме? Во-первых, надо заткнуть все щели, закрыть и завесить все окна, двери, чтобы холод с улицы не входил. Во-вторых, нужно растопить печь. Если вы затопите печь, а окна будут распахнуты, сколько не топи избу, дома у вас будет холодно. Но если вы всё закроете, но печь не растопите, в доме по-прежнему будет холодно. Такой дом как образ не рассеянной молитвы. Есть два варианта. Первый – это ограничение вхождения внешних впечатлений. Человеку, который живёт в большом городе, сделать это крайне непросто. Мы сами пускаем бесконечную суету в свою душу. Человек сел в метро, открыл телефон, и сразу пошли новости, социальные сети, фотографии. Человек сел в машину, включил радио, и начался непрерывный поток информации. О какой сосредоточенной молитве может идти речь, если в любом случае часть этой информации будет греховной? Вы будете терять мир в душе потому, что где-то кто-то на кого-то напал, прозвучала какая-то клевета, ложь. Вас это непременно заденет, и вы на этом потеряете мир. Почему монахи уходили в пустыни? Не потому, что они гнушались людей, дело не в этом. Даже тогда, когда не было телевизора, радио, бесконечного количества мониторов вокруг, люди понимали, что даже простые разговоры со своими односельчанами их отвлекают от молитвы. Поэтому нужно уйти туда, где нет лишних образов. Особенно в Великий пост необходимо ограничивать поступающую к нам в голову информацию. Люди часто устают от информационного шума, от этого у них случаются психические заболевания и различные расстройства. Следует также ограничить количество разговоров и осуждение. Все святые отцы говорят, что молитва исчезает после осуждения. Помимо этого, пытайтесь сосредоточиться и собраться до начала молитвы. Раньше в молитвословах печатались перед началом утренних молитв удивительные слова: «Восставше от сна и истрезвися, представь себя перед лицем всевидящего Бога и стой дондеже утешаться вся чувства твоя». Постой немного, подожди, пока вся эта круговерть остановится. И тогда с сердечным вниманием благослови себя, осени себя крестным знамением, и скажи: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Это практика осталась в богослужении. Всенощное бдение начинается с каждения в молчании, потому что из молчания рождается молитва. Сначала наши помыслы должны утихнуть. Потом уже мы возносим Славу Святой, Единосущной и Животворящей, и Нераздельной Троице. В любых молитвах так надо поступать. Сначала молимся: «Боже, очисти мя грешнаго». Делаем 3 поклона. Или просто стоим в тишине, а уже потом только начинаем молитву. Тогда и будет легче. А так мы прибежали из какой-то суеты и сразу начали молитву в надежде, что мы походу молитвы как-то своё сознание приведём в чувство. В этом есть некоторое пренебрежение, которое мы оказываем Господу. Представьте, что нас вызвали на разговор к директору предприятия, на котором мы работаем, а мы выбегаем туда в пальто, параллельно снимая шарф, протирая очки с мороза, скидывая шапку, отряхивая ботинки. Петр Иванович, здравствуйте, я хотел вам доложить то-то. Нам скажут выйти и зайти ещё раз, потому что в этом есть некоторое неуважение, пренебрежение. Начинать надо с молчания. Что еще нужно для того, чтобы молитва была более глубокой? Нужно молиться не 2 раза за день, этого крайне мало. Невозможно собрать в себе настоящее христианское духовное устроение, если мы молимся только утром и вечером. Мы ходили и продолжаем ходить в байдарочные походы. У нас там бывают различные мероприятия, мы поем песни у костра, беседуем, иногда мамы про детей разговаривают. И вот надо было сделать ещё один костёр, но прошёл дождь, и всё было мокрое. Тогда взяли лопатой угли из старого костра, из которого приготовили ужин, переложили их на небольшое расстояние, положили туда мокрую траву, и всё, через 5 минут костер был готов. А если ты сделал костер с утра, то к вечеру уже всё остыло, и тебе придется заново всё разогревать. Практика и ещё раз практика. Почему в монастырях труд разделён на несколько молитв в день? Даже название осталось – часы. В определённые часы люди собирались на молитву, потому что так было значительно проще сосредоточить свои мысли и внимание.

Вопрос: - Мне нужно долго собираться и настраиваться для утренних и вечерних молитв. А в течение дня я молюсь своими словами, и у меня совершенно не возникает никаких проблем. Недавно были проблемы у сына. Пока я ехала в такси полтора часа, то молилась своими словами, была сосредоточена. Было невероятное молитвенное напряжение. Я молилась и Господу, и Матери Божией, и Ангелу-Хранителю. С сыном всё обошлось, к счастью. Но что касается принуждения себя к утренним и вечерним молитвам, здесь действительно нужно себя понуждать, заставлять. А самой молиться очень легко.

отец Фёдор: — Это действительно так. Надо несколько раз за день вставать на молитву. Если у вас труд не интеллектуальный, а ручной, то можно одновременно читать Иисусову молитву, Богородице Дево, своими словами молиться в течение дня. Если такой возможности нет, то можно во время обеденного перерыва, когда ваши коллеги уйдут, походить по коридору и почитать молитву «Отче наш» 20 раз, например, или Иисусову молитву. Вы будете опираться на эту молитву, и она не замолкнет, молитвенный костёр не потухнет. Для того, чтобы развести новый костер, новую молитву, вы будете опираться на отголоски прошлой молитвы. Макарий Великий говорил, если не умеешь молиться, то молись как можешь, но часто. У пророка Давида в Псалтири сказано: «Седмерицею днем хвалих Тя». Это был деятельный и занятой человек, он строил державу, города. Сколько бы ни было дел, но 7 раз в день Давид всё откладывал и молился, представал перед Богом. Нам нужно подражать в этом пророку Давиду, тогда молиться будет легче. С рассеянием тоже бороться легче, если ты молишься часто.

Вопрос: - Семья имеет ценность только в земной жизни, там она уже теряет свои свойства. Как это соотносится с 1-й главой книги «Бытие»? Почему говорят, что на земле мы только учимся жить?

отец Фёдор: - На земле мы учимся жить вечной жизнью. Но я не согласен с тем, что семья имеет ценность только в земной жизни, это не так. Есть люди, которые считают, что это позиция Церкви. Но для меня это неверно, могу подтвердить свое мнение словами из Священного Писания. Будет так, когда не будет веры, уже не надо будет верить, мы просто будем знать Бога. Не будет надежды. А любовь пребывает вовек. Если на земле была любовь в образе любви Христовой, то есть была жертвенная, служащая любовь, то она обязательно будет продолжена в Царстве Божием. Да, там не женятся, там другая форма общения. Но я люблю свою супругу, и не может быть для меня Царствия Божия без неё. Алексей Мечёв, великий святой XX века, говорил, что в Царствии Божием есть и своя Оптина Пустынь, и своя Маросейка, так назывался Храм Святителя Николая в Кленниках. Этих людей объединяла любовь. Неужели семья, которая объединена Христовой любовью, может исчезнут, семья, которую апостол Павел в «Послании к Ефесянам» фактически приравнивает к Церкви. Этот отрывок читается на венчании. Неужели это единство во Христе исчезнет? Я в это не готов поверить.

Вопрос: - Святитель Игнатий Брянчанинов пишет о молитве: «Мечтательность в молитве ещё вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву бесплодной, а мечтательность служит причиною плодов ложных: самообольщения и, так называемой святыми отцами, бесовской прелести».

отец Фёдор: - Тут сказано о мечтательности и экзальтированности, переходящих в обольщенное состояние, когда молитва соединяется с гордостью и человек не лечит ее смирением. Настоящая молитва рождается только из сокрушенного сердца. Здоровая, трезвенная молитва идет только из покаяния. Любая другая молитва может увести человека в мечтания о себе, что и имеет в виду святитель. Человеку вдруг покажется, что он великий молитвенник. Какая сладость, как у меня хорошо получилось, какой я молитвенник! Враг поймал человека, это сатанинское обольщение. Святитель посвятил многие свои труды борьбе с этим явлением, потому что время, когда он жил, было временем экспансии духовного опыта западных христиан, который во многом рассчитан на эмоции, а не на духовно-трезвенные практики. Сравните икону и западноевропейскую живопись. В детстве я был еще мало воцерковленным человеком. Крестная меня водила в храм, а моя семья жила совершенно иначе. Я ходил в художественную школу. Однажды педагог сказал мне срисовать фотоскульптуру Джованни Лоренцо Бернини, знаменитого европейского архитектора и скульптора. Там были изображен святые. Когда я их рисовал, то чувствовал себя неуютно. Как же так, святые, а движения такие, как так можно о святых? Моя детская душа не могла с этим согласиться. Опыт молитв, из которого рождены такие изображения, абсолютно не трезвенный. Вернемся к предыдущему вопросу о том, что брак только для земной жизни. Эта точка зрения на христианский брак имеет своих адептов даже среди богословов. Я знаком со священником, который написал книгу о браке. Он белый священник, семейный человек. А цензор эту книгу не пропустил. Почему вы тут написали о том, что брак будет продолжен в Царствии Божием? Нет, и всё на этом. Батюшка говорил, это главное, что он вынес из своего брака. Он не смог это убрать, а книгу так и не пропустили, издана она не была. Приведу пример, когда вдовый человек создает новую семью. Об этом есть слова апостола Павла. Это возможно для человека. Но по правилам Церкви вдовец, который женился и венчался, на год отлучается от причастия. Если брак только на земле, то как это объяснить? Никак. Есть только одно объяснение. Да, жена ушла, промыслом Божиим тебе дан такой крест, Господь её забрал. Но она тебя там ждет. И жениться на другой женщине тебе разрешается по немощи. Но год ты не сможешь причащаться. И почему вдовый священник не может жениться второй раз? Не потому, что к семье священника особые требования. Просто к семье священника предъявляются требования такие же, как и ко всем, но на 100%. Брак христианина — это икона Церкви, он свят. Конечно, брак будет иметь продолжение в Царствии Божием. Перечитайте 5-ю главу Послания к Ефесянам апостола Павла. Он говорит о Церкви и о семье практически одинаково. Не может это единство во Христе исчезнуть. Церковь в это не верит. Обычно сторонники такого взгляда основываются на словах Христа, что в Царствии Божием не женятся и не посягают, но здесь имеется в виду создание семей. В Царствии Божием не создаются семьи, там это не нужно. Но созданное единство разве хуже монашеского единства Оптиной Пустыни, где братия друг друга любили? Поэтому в Царствии Божием это единство будет продолжено. Разве единство Петра и Февронии не будет продолжено в Царствии Божием? Я не готов это подтвердить.

Вопрос: - Если брак венчан, но мы расстаемся, как жить дальше? Есть ли развенчивание? Сколько раз можно венчаться?

отец Федор: - Развенчивания в Церкви нет и никогда не будет. Что Бог сочетал, человек да не разлучает, говорил Христос. В Церкви не может быть процедур, потому что нет механизма. Ни священник, ни Патриарх не властен сказать, что он вас разводит. Церковь может засвидетельствовать, что брака больше нет, потому что люди убили его своими грехами, обоюдными или односторонними. Церковь в этом вопросе похожа на врача скорой помощи. Приехал врач по вызову, а тело лежит на улице. Подошел, рукой пульс пощупал, зеркало к губам приложил и написал свидетельство о смерти. Дальше жить тяжело, это страшная рана. Если есть ваша вина в распаде семьи, то надо сделать всё, чтобы семья восстановилась. Начинайте молиться, чтобы Господь открыл вам вашу часть вины: «Не жалей меня, Господи, открой мне, я хочу попытаться исправить это». Венчанный брак — это великая святыня, икона. Часто при обоюдном усилии и смирении брак можно восстановить. Чем эгоистичнее люди, тем тяжелее. Бывает, что христианин делает все, а вторая половина не идет навстречу, изменяет или пьет, бьет или гуляет. Невозможно с блудником или прелюбодеем построить христианскую семью. Но если он кается, не позволяется разводиться, кроме вины прелюбодеяния, говорит Господь. Интересное слово «позволяю». Господь не говорит «разводись», но говорит «позволяю». Муж изменил, но пришел и кается. Есть женщины, которые готовы простить и терпеть, хотя эта рана никогда уже не зарастет, это страшное предательство единства. А есть те, кто не может простить, кто не может после случившегося видеть человека своим мужем. Господь позволил ей, пострадавшей стороне, сказать, что брака больше нет. Конечно, даже в такой ситуации лучше простить, ведь Господь многократно прощает нас за грехи. Если в семье есть дети, то развод родителей для них станет травмой на всю жизнь. Развод калечит все сферы жизни и души ребенка. Потом дети живут со страхом перед созданием семьи, не могут открыться. Когда разводятся два христианина, надо понимать, не они главные в этом вопросе. Сильнее всего пострадают дети. Возможно, надо вместе пойти на исповедь, принести покаяние, вспомнить, что у вас есть источник благодати, который всегда, если вы со смирением припадете к нему, поможет вам восстановить семью. Это то, что вам даровано в таинстве венчания. Никто не может этот источник прикрыть. Если человек кается, то он снова будет пить из него. Представьте, что люди венчаны, прожили вместе 10 лет и разошлись. Сколько бы у них ни было падений, связей, если они имеют желание жить снова вместе, благодать все равно вернется. Как дальше жить? С покаянием. На человека, который виноват в распаде семьи, накладывается епитимья. Почти всегда виноваты оба, поэтому надо искать свою вину. Технически повторный брак для виновной стороны возможен после 2 лет епитимьи. Только епископ может дать разрешение на повторный брак. Священник сам не может принять такое решение. Он в праве только засвидетельствовать епископу, что виновный человек понес епитимью и принес покаяние, понимает, что совершил. Только тогда можно получить разрешение на повторное венчание.

Вопрос: - Семья – это источник раздора и единения?

отец Федор: - В каждой семье много примеров, когда жене хочется упрекнуть мужа, а мужу жену. Это вечная битва между зятем и тещей, свекровью и невесткой. Самая страдающая сторона – это дети. Что такое семья? Это малая Церковь. Церковь — это единство людей, которые любят Христа, друг друга и живут по велению Господа. В таинстве венчания священник соединяет руки жениха и невесты, кладет сверху епитрахиль, в левую руку берет крест и трижды благословляет их с пением древних тропарей. Что это за символ? Это говорит о вечном единстве людей во имя Святой Троицы, основанное на том, что написано в Евангелии. Есть родственники, которые не готовы к тому, что дочь вышла замуж, стала женой «молодого хлыща». И вообще это их дочь, они ее кормили, растили для себя. Женился парень на девушке, которая ему нравится, которую он полюбил. А у нее, оказывается, есть много родственников, с которыми надо ее делить. Такая ситуация вызывает у мужа искреннее возмущение, но и у родственников-то тоже. Это и есть настоящая школа любви. Надо не только смириться и построить правильные отношения со всеми, но надо ещё полюбить новых родственников. Ты не на них женился, они тебе достались довеском и должны стать твоей родней. Часто случается такое, что невестка и свекровь друг друга на дух не переносят, дергают мужа. А он только между ними бегает, то одну успокаивает, то другую. Проходит 40 лет, и невестка, ухаживая последние годы за лежачей больной свекровью, плачет, когда та умирает. Она её уже любит, они теперь родные, делить им ничего не надо. Произведен огромный внутренний труд терпения, когда тебе хочется закричать и по столу стукнуть, а ты молчишь и смиряешься. Свекровь постепенно понимает, что она не главная в семье. Помню, одна женщина рассказывала мне, что у нее были большие проблем со свекровью. Она даже хотела отлучить ее от семьи, не давать ей внуков, потому что та приходила и командовала. Когда-то свекровь командовала сыном, потом решила и невесткой. Потом свекровь, умная женщина, почувствовав это, когда уже всё было на грани, пришла и сказала: «Доченька, ты здесь главная, поэтому ты мне говори, что делать. Я могу сварить борщ, убраться, погулять с детьми». Невестка чуть не села от удивления. И свекровь действительно стала делать то, что её просили. Когда невестка поняла, что никто не собирается командовать, отношения со свекровью наладились, потому что проблем больше не было. Любовь матери и любовь жены — это разная любовь. Они как свет и запах не мешают друг другу. Они мешают, когда эгоистично хотят владеть и рождают ревность. Помехой является наша гордыня, а не любовь. Поэтому наша семья – это система жерновов, которые перемалывают нашу гордыню. Никуда не денешься, если любишь жену, то будешь терпеть её маму. Нельзя любить жену и хамить теще, тем более что она по возрасту тебе в матери годится. Тут надо помнить и о 5-й заповеди. Семья – это школа любви.

Вопрос: - Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь в необходимости изучения своих корней. Наверное, это знание очень важно для семьи. Бывают ведь и проклятья. Как исправить родовое проклятие?

отец Федор: - Не соглашусь с такой постановкой вопроса, как родовое проклятие. Да, умершие родственники нуждаются в наших молитвах за них. Мне повстречалась одна женщина, которая пришла к вере. Ее родители и предки были активными революционерами, много зла и подлости сотворили, пролили кровь. Эта женщина, придя к вере, всё осознала. Предки были партийными работниками, кто-то из них даже на Новодевичьем кладбище похоронен с почестями. Она сказала, что поняла, зачем живет - необходимо было это «отмолить». И женщина ушла в молитвенный труд, читала Псалтирь, подавала поминовение, читала канон за усопших, везде заказывала панихиды. А проклятие не для христиан. Никто не может напакостить тому, кого охраняет Христос. Мы проклятий не боимся не потому, что мы такие сильные, но потому, что с нами Христос.

Вопрос: - А может быть в семье свой праздник, чтобы дети принимали в нем участие? Например, быть на Литургии, причащаться всем в этот день?

отец Федор: - Конечно, прекрасный праздник. У каждой семье должны быть и свои традиции, связанные с особым застольем.

Вопрос: - Если Бог всех видит и слышит каждую секунду в любое время, то зачем ходить в Церковь?

отец Федор: - Бог видит. Но Церковь в глубоком смысле место, куда мы приходим за тем, что мы не можем создать - за дарами Божиими, которые получаются только там, в таинствах.

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+