Перейти к основному содержанию

04:55 27.04.2024

Как понять фразу «гневаясь, не согрешайте?»

09.09.2021 12:42:53

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/08/17/21-00

Вопрос: - Бывает, что люди не могут примириться, дети не общаются с родителями. Но это самое важное в жизни, как вы считаете?

отец Фёдор: - Бывает такая трагедия, когда в жизни и воцерковлённых христиан случаются раны, которые болят и кровоточат. Нарушенные отношения с ближними, которые невозможно возродить, как незаживающие раны.  Бывают случаи, когда и враги человеку – домашние его, как сказал Господь. Христос говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Если родной человек является источником опасности духовной, если он склоняет к греху, если он ведёт разрушительный для себя и окружающих образ жизни. Бывает, что иного ближнего даже нельзя пустить домой, чтобы не ввести в соблазн детей. При этом родственник, будь то брат, мать или отец, может являться зависимым человеком или жутким оккультистом. Или же он просто не принимает то, что у вас православная семья, и вы не хотите, чтобы ваши дети подвергались его влиянию. Человек настаивает, что будет говорить то, что считает нужным. Или ближний развратен и пытается учить этому ваших детей. Или он категорически не хочет мириться. Такая рана кровоточит. Общение с человеком противопоставляется общению с Богом. Тогда нужно выбирать между человеком и Богом. Бывает, что грех, в котором близкий живет, настолько разрушителен, что его нельзя показывать детям, за которых вы отвечаете перед Богом. Случается, что человек просто хлопает дверью и уходит. В нашем храме была семья, состоящая из воцерковленных матери и сына. Сын выбрал себе невесту, а мать её не приняла. Но вопреки уговорам, он все-таки женился. Сын счастлив в браке уже много лет, у него появились дети. Однако мать разорвала с ним все отношения, и его попытки примириться не увенчались успехом. Сейчас сын живёт в другом городе, посещает другой храм. А мать осталась и продолжила ходить в наш храм. Я знаю её взрывной характер. Однажды я попытался намекнуть, что выбор жены – это дело сына. Но она уверена в обратном. Говорит, что не благословила сына, что жена ему не пара. Но у неё нет права выбора жены для сына, ей надо полюбить ту невестку, которую он приведет домой. Эта женщина ушла из нашего храма и обвинила меня в том, что я разрушил её отношения с сыном, хотя я и не участвовал в выборе невесты. Что здесь поделать, остается только молиться. Священников иногда упрекают в том, что, отвечая на все вопросы, мы напоминаем о необходимости молиться. Но чем острее и сильнее трудности в жизни христианина, тем больше молитвенного труда ожидает Господь, чтобы помочь нам. Посланные нам обстоятельства – это разговор Отца Небесного с нами, Его детьми. Во время молитвенного труда мы меняем в себе то, что стало источником и создало необходимость этих испытаний, которые мы принимаем от промысла Божия. Молитва исцеляет нас. Через покаяние и молитву Бог избавляет нас от скорбей. Но хочется пребывать в мире с близкими. Больно от того, что враг разделяет нас через наши грехи. Если бы мы были праведны и любили Господа, то никогда бы ни родители с детьми, ни мужья с женами не расходились. Было бы торжество любви. Но всё разрушается через грех и гордыню.

Вопрос: - Почему нельзя навязывать веру в Бога?

отец Фёдор: - Навязать веру в Бога невозможно, такой подход не работает. Мы не можем заставить увидеть красоту, это будет проповедь. Мы можем рассказать о ней, но и это тоже будет проповедь. Веру надо показывать. Человек, которому мы рассказываем о Христе, должен захотеть жить так, как живет проповедник. Поэтому лучшие проповедники – это святые.  Обсудим слово «навязывать». Навязываем ли мы веру своим детям? Да, в какой-то степени навязываем. Мы воспитываем детей в этой вере, вводим их в определённый жизненный опыт. Это не только наш личный опыт, но и весь двухтысячелетний опыт жизни христиан. Он познаётся, когда ты в нём живёшь. Мы не спрашиваем трехлетних детей, будут они молиться или нет, просто встаём и молимся. Это традиция семьи, которая обучает человека жизни в вере и в Церкви, показывает ему, как это красиво, глубоко и радостно. Вырастая, человек может от этой веры отказаться. Сейчас по прошествии 20 лет с момента массового воцерковления большого количества людей мы видим, что многие дети глубоко верующих и церковных людей не разделяют эту любовь несмотря на то, что они воспитаны в вере. Это происходит потому, что веру навязать нельзя. Её можно показать, к ней можно помочь прикоснуться, но выбор человек всё равно делает сам. Если в семье царила искренняя любовь, смирение всех перед всеми, а родители старались вести себя так, как проповедовали, то ребенок знает, куда вернуться, когда он вырастет и придёт время его выбора.

Вопрос: - К еде надо относиться как к Божьему дару. А как на людях молиться перед едой? Можно крестить глазами, сказав, Господи, благослови?

отец Фёдор: - Можно, прочитав про себя молитву, перекреститься. Читать вслух молитву вслух в людном шумном месте не стоит, конечно. Да, мы относимся к еде как к дару Божьему. И другие дары мы называем едой: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Это не буквальная просьба о хлебе, но о том, чтобы мы по милости Господа получили из Его рук необходимое для жизни. Благодарность и до еды, и после еды должна звучать.

Вопрос: - Как воспитывать в себе разговорчивость и сообразительность? Нужные слова и мысли приходят в голову с опозданием. Есть люди-фейерверки цитат, а другие думают в глубину. В чем разница?

отец Фёдор: — Это не совсем к священнику вопрос. Могу поделиться своим опытом. Есть люди быстрые умом, есть тугодумы. Я отношусь к последним. Я всегда только после разговора понимал, о чем шла речь. Когда я пришел после армии в семинарию, то почувствовал, что мне не хватает интеллектуальной гибкости и скорости мышления. Память за несколько лет тоже стала хуже. Я понимал, что так нельзя, потому что для священника это очень важно. И тогда начал читать святых отцов. Я брал собрание сочинений Афанасия Александрийского, Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста и всё свободное время читал. В какой-то момент я обрел словесный дар. Для меня служение слова – это дар, который священник и в хиротонии получает. Для любого другого человека я бы посоветовал чтение. Читайте русскую литературу – Тургенева, Бунина, Чехова. Перечитайте «Капитанскую дочку» Пушкина. Удивительно простой и великий язык. А как там работает мысль у автора! Необходимо читать глубокую взрослую литературу.

Вопрос: - Как понять фразу «гневаясь, не согрешайте»?

отец Фёдор: — Это послание к Ефесянам. «Гневаясь не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем», - пишет апостол Павел. Хороший вопрос. Обычно мы воспринимаем гнев как грех. Страсть гнева, которая имеет форму раздражения или ярости, когда человек себя не контролирует, может наделать таких бед, за которые он потом всю жизнь расплачивается. Начинается все с того, что человек разрешает себе распускаться. Раздражение – это очевидный грех. И вдруг оказывается, что можно гневаться и не согрешать. Объяснение этого есть у многих святых отцов. Они говорят, что гнев – это изначально заложенное качество души, раздражительная сила души, чтобы человек мог отвергать грех. Гнев, который испытывает человек на предлагаемый ему через помысел грех – это то, что не сработало у Адама и Евы, когда сатана искушал их в раю. Гнев говорит внутри нас: «Это не моё, отрицаю, не согласен». И этот внутренний гнев должен быть у человека. Но после грехопадения все силы человека искажены. В правильном виде гнев присущ и святым людям. Мы знаем, что Христос с гневом изгонял торговцев из храма. Гнев присущ и Богу. Гнев Божий — это страшно. Если человек гневается на грех, а не на того, кто ему грех предлагает, то этот гнев праведный. Бывает, что люди ссорятся и впадают в греховный гнев. Тогда уже слова имеют другой смысл. Нужно попросить прощения и примириться. «Солнце да не зайдет во гневе вашем». До вечера, до захождения солнца надо потрудиться и помириться с другим. Когда остыл, понял, что неправильно поступил, есть возможность примириться. Но возможность есть не всегда. Апостол Павел говорит: «По возможности имейте мир со всеми». Не каждый может простить, не каждый может найти человека, на которого раздражился. Как тогда быть? Нужно помолиться за человека. Это универсальный совет. Если молишься за человека, то твое греховное отношение к нему начинает меняться.

Вопрос: - Как справиться с недовольством и раздражительностью?

отец Фёдор: - Раздражительность как начало гнева связана с недовольством. Вспомним слова из тропаря великих дней Страстной седмицы: «Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия». Мы обращаемся к себе и вспоминаем об Иуде. Несытая душа – это душа, недовольная тем, что дал ей Бог, душа, которая хочет большего. Справиться с этим греховным недугом можно благодарностью. Когда ты недоволен, тебе всего мало, всё из-за этого тебя раздражает. Раздражают люди, потому что они не такие, как ты планируешь, страна не такая, режим не такой, погода, зарплата, дети, жена и т. д. А ты встань и поблагодари Бога за то, что ты вообще жив. Не все в твоем возрасте живы. Я своего отца уже пережил на три года. Он умер в 50 лет. Ты изнываешь, что твои дети не такие, каких бы ты хотел. Но есть те, у кого вообще нет детей, они одиноки. Вознеси благодарение Богу, перестань быть несытым душой. Пока ты несыт, так будет всегда.

Вопрос: - Почему прощение нужно обиженному, а не обидчику?

отец Фёдор: - Прощение нужно обоим, но обидчик этого не осознает. Это может быть злой человек, который причинил зло и считает, что так и должно быть, поскольку он сильнее, богаче, выше положением. Ему нужно прощение от обиженного, чтобы на Страшном Суде было легче получить прощение Божие. Господь поэтому и говорит, что все должны примириться. Когда другой человек простил, мне легче испросить прощения у Бога. Грех, даже если совершен против человека, все равно совершен против закона Божия и против человека, который есть образ Божий. Если я обидчик, мне все равно нужно прощение и примирение. Если я христианин, то это жжет мою совесть, она мне все время об этом напоминает. А если я обиженный, то это тоже разрушает мою душу. Христос говорит: «Молитесь за обижающих вас». Как от этого исцелиться? Сейчас люди уверены, что существуют хорошие психологические тренинги. Обида теперь может лечиться таким методом. Мне кажется, что это не до конца работает. Когда ты молишься, то благодать Божия исцеляет твою душу. Как иначе? Если ты не отпустил обиду и пребываешь в этом состоянии, то при возможности причинишь зло обидчику. Но Священное Писание говорит нам: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». В себе, прежде всего. Нужно не дать продолжиться злу, но победить его. Для этого необходимо простить. Прощение делает нас похожими на Бога и принуждает Бога простить нас. Поэтому обиженному тоже нужно прощение. Ты простил, и тебя Бог простит. Так сказал Христос, Он связал одно с другим. Если ты преодолел обиду в себе, то будешь прощен, когда попросишь об этом на Страшном Суде. Ты уподобился Богу. Христос простил тех, кто Его распинал: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят».

Вопрос: - Прощать ли предательство, и как? Прелюбодеяние оправдывает развод? Муж уходит и требует, чтобы именно я подала прошение на развенчание. Надо ли мне это делать?

отец Фёдор: - В православной Церкви нет развенчания, потому что нет механизма. Никто из священнослужителей не может сказать, что он вас разводит. Что Бог сочетал, то человек да не разлучает. В Церкви может быть дано разрешение на повторный брак тому, у кого брак распался. Если этот человек виноват в разводе, то после соблюдения епитимьи в течение 2 лет он может вступить в брак. Если муж инициатор развода, то сам священник решить этот вопрос не сможет. Жене будет необходимо приехать в каноническую епархиальную комиссию и объясниться. Тогда будет выдано разрешение за подписью владыки о том, что вы можете вступить в повторный брак. Священник на приходе может прочитать документ и совершать таинство венчания.

Я не могу ответить на вопрос, прощать ли вам предательство и как это сделать. Христос оставил решение этого вопроса за пострадавшей стороной, сказав, что не позволяет разводиться, кроме вины прелюбодеяния. Здесь есть вопрос, можешь ты простить человека или нет? Кто-то может, а кто-то нет. Знаю людей, которые не смогли простить именно потому, что для них это было страшное предательство духовного и душевного единства в Боге, телесного единства.  Жить с предавшим человеком было уже невозможно. Христос принимает это решение. В таком случае брак распадается. Кто-то найдет в себе силы простить, но такого единства как раньше уже, конечно, не будет. Честь и хвала тому, кто простит. Это очень тяжело. Может быть, и оба спасутся, согрешивший придет в чувство, исправится. А если он упорствует во грехе, то ни о какой малой Церкви как образе брака тут речь не идет. Прощать тут бесполезно. Это как топить печь зимой с открытым окном. Ложь, обман и предательство зайдут в ваш дом и исковеркают души детей. Жить в такой циничной лжи невозможно.

Вопрос: - Что такое непрестанная молитва?

отец Фёдор: — На такой вопрос ответ надо искать у монашествующих. Чтобы была непрестанная молитва, нужно иметь определённые условия. Тишина, сведенное к минимуму общение с другими людьми, возможность быть многократно в течение дня на богослужении. Я видел таких людей, могу об этом засвидетельствовать. Была весна 1991 года. К нам на урок не смог прийти замечательный московский священник, частый гость Радонежа, протоиерей Александр Шаргунов. Он уже служил на Ордынке. Еще не был, наверное, открыт храм Николы в Пыжах. И тогда позвали монаха, сейчас уже покойного, игумена Исайю Белова, потому что нужно было срочно провести урок. Я сидел на первой парте и очень рад был его видеть. Он был замечательным молитвенником. Игумен сморит в окно, там синие купола Успенского собора со звездами. Он спрашивает, какая у нас тема урока. Отвечаем, что послание апостола Павла. Он 30 секунд смотрит в окно, думает и сходу проводит блистательную интереснейшую лекцию. Я сижу в первом ряду и вижу, что его левая рука, опущенная вниз, перебирает четки. Человек, занимаясь даже таким стрессовым интеллектуальным трудом, продолжает читать Иисусову молитву. Спрашивать надо таких людей.

Вопрос о непрестанной молитве очень важен. Бывает, что мирянин, прочитав вдохновляющие слова о непрестанной молитве, думает, что и он так может. Берет четки и пытается с ними жить. Как правило, это никогда не получается. Чтобы построить забор и повесить рабицу, надо сначала вбить столбы, укрепить их. Начинать молитвенный путь нужно скромно и со смирением, в течение дня делать молитвенные остановки. Все вышли курить на перерыве, а вы идите в сторону и медленно 10 раз читайте молитву «Отче наш» или иную. И так несколько раз в день. Вы почувствуете, что вся ваша молитва, даже утреннее и вечернее правило, даже молитва на богослужении, будет совершенно другой. Можно привести параллель — это как разводить костер. Если у вас тлеют угли, то вам достаточно просто положить дрова, они даже сырые разгорятся. Но если костер потух, а всё ещё сырое, дрова мокрые, дождь льет, то вам придется потратить много сил. Если через пару часов подходить и подкладывать дровишки, то все горит. Вы пришли на всенощное богослужение, а ум сразу открывается для молитвы, так как он не остыл, потому что 2 часа назад вы сделали остановку на молитву. Едете в метро - помолитесь, закройте глаза, прочитайте Иисусову молитву, что-то из Псалтири, ещё есть прекрасная молитва на каждый час Иоанна Златоуста. Сосредоточьтесь на одной из этих молитв. Непрестанная молитва — это тот подвиг, до которого мы, живущие в миру, находящиеся в постоянной суете пока не доросли. Если будем на пенсии, дел будет меньше, то можно пробовать непрестанно молиться. Но для начала надо поставить решаемую задачу.   

Вопрос: - Читал, что Деву Марию привели в храм. Там Она провела 9 лет, а потом ее отдали за Иосифа. Выходит, что Сына Она родила очень рано. Хочу спросить, как в древние времена устраивались браки?

отец Фёдор: - В Библии в описании введения во храм Богородицы это не описано. Это то, что известно нам из Священного предания Церкви. Оно говорит о чуде, которое произошло, когда священник по явному внушению Божию ввел Пресвятую Богородицу во храм. Там Она жила, там состоялось великое таинство Благовещения, там на Нее сошел Дух Святой, и произошло безмужнее зачатие. После этого Богородица вернулась к обычной жизни. Сколько Ей было лет, точно сказать мы не можем. Но вообще на Востоке девочки входили замуж в раннем возрасте. Да и на Руси могли просватать в юном возрасте, а в 16 уже свадьбу сыграть. Жизнь была значительно короче. На Востоке человек созревает быстрее, чем на Севере. Но эти сроки удивлять не должны. Представим Александра Невского. Во время Ледового побоища ему было 22–24 года, а во время Невской битвы едва ли не 19 лет. По нашему представлению это юноша, а тогда уже взрослый человек. Точно сказать нельзя, но во время непорочного зачатия и рождества Господа нашего Иисуса Христа Пресвятая Богородица была совсем-совсем молодой по современным меркам.

Вопрос: - У людей, которые давно в Церкви, есть привычное выражение «раб Божий». Мы спокойно себя так называем. А того, кто только попал в Церковь, смущает данное выражение. Почему такое обращение существует, откуда такая традиция?

отец Фёдор: - Многое из смысла этого выражения утеряно и нам совершенно непонятно. Могу привести параллель. При Константине Великом в IV веке была категорически запрещена смертная казнь через распятие, поскольку так умер Иисус Христос. Данная казнь вышла из употребления во всем христианском мире навсегда. Когда в Возрождение начали рисовать распятого Господа, то рисовали Его пречистые ладони и руки пробитыми. То есть Он был прибит к кресту прямо через ладонь. Это совершено не соответствует действительности. Человек, прибитый через ладонь гвоздями, молниеносно сорвется с креста, но живописцы этого не знали. Так и здесь. Выражение «раб Божий», которое вошло в употребление в древности, когда было рабство, звучало очень громко. Раб царя не слушается ни вельможу, ни военачальника, но только царя. Царь его посылает с заданием, и никто не вправе его остановить, потому что тогда он войдет в противоречие с волей царя. Отсюда выражение раб Божий. Сейчас, когда мы об этом забыли, когда люди совершенно зациклены на своей свободе, иногда в ущерб всему, это название становится соблазном. Это не существенно в нашей вере. «Я не называю вас рабами, Я называю вас друзьями. Все вы сыны Божии», - говорит апостол Павел. Мы со Христом усыновлены Его Отцом Небесным. Он наш брат. Мы вместе сыны Божии.

Вопрос: - Как не обижать человека, который откровенно живет греховно, пропагандирует это?

отец Фёдор: - Иногда мы говорим вещи, обидные для других, но говорим их неизбежно, потому что не можем принять того, что люди пропагандируют. Мы не можем соглашаться с тем, что грех – это норма, и напрямую говорим об этом. Мы никого не заставляем от греха отказываться, ни к кому не лезем кроме тех, за кого отвечаем. Но грех всегда считается грехом. Обидно слушателю или нет, нас это не касается. Личное дело человека – обижаться на Бога и на Его волю, или нет. В данном случае надо почитать пророческие книги и книги Царств. Вы увидите, как относились к пророкам их современники, глубоко верующие люди. Что говорить о том, как к тому, что мы, верующие, говорим, относятся атеисты или богоборцы. Зачем нам на это ориентироваться?

Вопрос: - Как соединить внутреннюю молитву с внешней?

отец Фёдор: — Это очень важно. Мы все знаем, как бывает больно, когда вдруг на середине молитвы ты обнаруживаешь, что твои уста молятся, а ум и сердце занимаются совершенно другим. Недавно была память Василия Блаженного. Однажды святой сказал Ивану Грозному, что царя не было сегодня на службе. «Как так? Мы в Успенском соборе вместе на службе стояли. Я на самом видном месте был у колонны», - возмутился царь. «Не было тебя! Ты был в своем новом дворце, который ты строишь». И царь, потупив очи, вынужден был признать, что литургия шла, а он думал о том, какой удобный и красивый дворец он себе строит, как там решить инженерные проблемы. Так что это больной вопрос для всех нас. Но не надо унывать и отчаиваться, потому что нерассеянно молятся только ангелы, а все остальные молятся рассеянно. Степень сосредоточенности зависит от навыка, от количества лет, проведенных в молитвенном труде. Тот путь, о котором мы говорили, когда несколько раз за день молишься, а не только утренними и вечерними молитвами, помогает значительно быстрее собираться для молитвы. Внешние впечатления тоже мешают тому, чтобы ум и сердце следовали за внешней молитвой, поэтому их надо уменьшать. Необходимо фильтровать ненужный контент, в котором захлёбываются современные люди. Человек открыл соцсети, начал листать видео, и это всё остается в памяти, через это все потом рассеивается внимание человека. Нужно этого избегать, и станет легче. Бывает, что человек стоит на богослужении, поет стихиру, а смысл уловить не может. Хор сложно поет, текст большой. Даже если видишь текст перед глазами, все равно нужно приложить усилия, чтобы его понять. Человек пришел на службу поговорить с Богом. Если ты на богослужении понимаешь, что произносится, то можешь включить ум в молитву. «Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, у Господа просим», - кому из нас это не нужно? Это крик души каждого из нас. Святитель Иннокентий Херсонский при каждом этом прошении на богослужении клал земной поклон, просил об этом вплоть до кончины своей. Если же ты не понимаешь, о чем поют, то молись Иисусовой молитвой.

Вопрос: - Кому молиться о решении жилищных проблем?

отец Фёдор: - Советую молиться святителю Николаю и святителю Спиридону Тримифунтскому. Я стал свидетелем тому, как вопрос с жильем решался молитвами святителя Николая и архимандрита Иоанна Крестьянкина. У нас не было своего жилья, мы мотались по съемным квартирам с четырьмя детьми. Был участок земли, подаренный мне другом детства, на нем стоял сруб, накрытый рубероидом. Средств совсем не было. Мы написали письмо отцу Иоанну, и он прислал нам следующий ответ: «Читайте раз в неделю акафист и каждый день молитву святителю Спиридону. Моя молитва вам в помощь, будем вымаливать кров над головой». Чудесным образом люди, которых я не просил, появились, как ангелы, и помогли достроить дом на подаренном участке. У меня бы наглости не хватило просить кого-то помогать мне. Храму помогать – это совсем другое. В этом чуде я живу уже 21 год, и таких свидетельств очень много.

Вопрос: - Как правильно творить Иисусову молитву, что ценного она дает?

отец Фёдор: - Есть хорошая литература об Иисусовой молитве. Те, кто искренне любят молитву, приходят к тому, что краткая, немногословная и вдумчиво повторяемая молитва является лучшей. Иисусова молитва в истории Церкви была не всегда. Иоанн Кассиан Римлянин, христианский монах и богослов, один из основателей монашества в Галлии, подарил итальянским монастырям следующую практику. В V–VIII веках они читали молитву: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися». Возможно, это была практика, привезенная Иоанном из иерусалимских монастырей. Эта молитва дает сокрушение сердечное, покаяние и приносит радость.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
10 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+