Перейти к основному содержанию

19:11 27.09.2021

Проспала, а надо бежать к Литургии, допустима ли молитва на ходу?

26.07.2021 10:32:51

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/07/06/21-00

о. Фёдор: - Поздравляю всех с праздником Владимирской иконы Божией Матери, главной святыни града Москвы. Икона находится в Никольском храме в Толмачах, в Третьяковской галерее, куда можно зайти помолиться, приложиться к великой святыне. Несколько раз в году празднуется память иконе. Сегодня празднование связано с чудом, которое произошло в 1480 году. В течение еще ста лет после Куликовской битв Русь платила дань Орде, совершались страшные набеги. В 1382 году хан Тохтамыш полностью разорил и сжег Москву, воспользовавшись предательством некоторых бояр и доверчивостью жителей Москвы. А вот победа, которая празднуется сегодня, особенная и уникальная. В 1480 году произошло стояние на реке Угре. Войска русские стояли через эту не очень большую реку. До нее сегодня можно доехать по Калужскому шоссе, это часа полтора от Москвы. Весной эта река разливается, там большие пойменные луга, летом она не такая широкая. По другую сторону стояла огромная ордынская рать, которая так за несколько месяцев не решилась перейти эту реку и вступить в бой. Эта победа состоялась после 1480 года после множества набегов. Напомню, что когда распалась Орда, ее осколки - Казанское, Астраханское, Крымское ханства, очень долго терзали Русь набегами, которые продолжались вплоть до времени Иоанна Грозного, до конца 16 века. Тем не менее, уже не было вассалитета и уплаты дани. Эта победа была одержана не силой оружия, потому что битва так и не состоялась. Наши с вами благочестивые предки так и поняли, что победа была даром Божиим и даром Пресвятой Богородицы, Которая по всеобщей молитве, посту сохранила Русь в 1395 году от нашествия Тамерлана, также и в 1480. Этот праздник интересен - он переносит в общенациональный масштаб важнейший принцип духовной жизни, который формулируется словами Господа: без Меня не можете творити ничесоже. И словами апостола Павла: все могу о укрепляющем меня Иисусе.

Слова Христа вроде не имеют отношения к действительности на первый взгляд. Люди очень много чего творят и большого масштабного, грандиозного, как кажется, а совершено не вспоминая о Христе. Тем не менее, Господь говорит эти слова. Говорит потому, что все что имеет отношение к Царству Небесному, все что остается в памяти Божией, все что может быть соотнесено и без стыда показано на Страшном Суде - все это без Христа  не делается. А если делается, то имеет совершенно другие характеристики. В духовной жизни каждого - то же. Даже добродетели настоящие без испорченности, тщеславия, гордости не может творить, пока этого не сделает с ним Христос. Мы это хорошо по себе знаем. Год за годом, десятилетние за десятилетием приносим Господу исповедь в Таинстве покаяния, каемся, иногда в одних и тех же грехах, и не можем их преодолеть, пока, наконец, в каком-то внутреннем плаче или крике не скажем: Господи, ничего у меня без Тебя не получается, я без Тебя ничего не могу, только Ты можешь чудом освободить меня от этого греха. И вдруг он заканчивается. Человек вдруг понимает, что его больше не тянет к этому греху. Страсть, болезнь сердца, которая руководила актом этого греха, исцелена. Но до тех пор, пока человек считает, что он может сам это сделать, до конца ни одну страсть исцелить нельзя, хотя без человеческого усилия Господь этого тоже не делает. Слова апостола как раз о том, что человек может многократно больше, нежели кажется по его силам, сделать, если он готов противостоять тщеславию, не приписывать это себе, но смирено молиться, помоги Господи, я не знаю. Допустим, учитель перед тем, как войти в трудный класс молится Господу, что вот не знаю я, как справиться с детьми, они становятся все сложнее и сложнее, не уважают начальство, ни во что ставят учащих, что мне делать, благослови их, Господи, дай им разум, помоги мне. И вдруг входит, что получается значительно лучше, чем если бы она прочитала множество книг по педагогической психологии, хотя и это нужно. И так во всем: в молитве, проповеди, в обращении других ко Христу, человек не может ничего сделать, пока он приписывает это себе, и много может, если он обращается за помощью ко Господу. Этот удивительный праздник Владимирской иконы Божией Матери в память о победе без битвы, без ратного труда, а только по молитвам перед образом Пречистой, он нас учит этому явлению в национальном масштабе.

А сейчас мы в преддверии празднования дня рождения Иоанна Предтечи. День рождения всегда праздник для нас. День рождения Иоанна Предтечи, о котором Сам Господь засвидетельствовал, что из рожденных женами нет более, чем этот пророк, для нас это великое торжество. Мы все радуемся.

Вопрос: - Любовь и ненависть в семье так близки, что, бывает, люди расстаются, обвиняя свою половину, а объективно не хотят посмотреть. А дальше остаются дети в неполных семьях, а дети всегда мечтают о возвращении отца. Надо ли ради детей терпеть сварливую жену? Как?

о. Фёдор: - Обязательно. Человек женится, и кажется ему, что он впускает другого в свою вселенную, что отчасти так и есть. И этот человек должен быть таким, каким он его полюбил. А пока он его еще плохо знает, влюбленность пока только застилает глаза. И он не меняется и не выполняет те функции, которые ему отведены. Это не так, конечно. Центром в семье, как и во всей жизни христианина, должен быть Господь. И это не близкие мои, и в том числе Христос, вращаются вокруг меня, а я, моя жена и мои дети вращаемся, как планеты, вокруг солнца - Господа. И если я не главная ценность семьи, тогда значительно большая, не меньшая по крайней мере ценность, это судьба моего ребенка, его душа, его сердце. Если он всю жизнь будет жить больным, раненым, с расколотым пополам сердцем от того, что я не могу и не хочу потерпеть мою жену, то конечно это будет мой грех и моя вина. Есть причины, по которым пострадавшая сторона может законно считать брак распавшимся. Господь сказал, что не позволяет разводиться кроме вины прелюбодеяния. Есть грехи, которые по сути такие же, как прелюбодеяние. Это тяжелая алкогольная зависимость, наркотическая зависимость, сводничество, супружеская измена, добровольное оставление - муж, например, взял и уехал, пропал, нет год, два, три, а он просто ушел и живет где-то еще. Предательство таково, что это уже не может быть малой Церковью. Или, например если муж умолял, а жена все равно сделала аборт, то есть убила ребенка. Во всех остальных случаях надо искать возможность через молитву, через терпение, обращение внимания на свои грехи и недостатки, хранить семью. Детям особенно тяжело при разводе родителей. Надо переместить себя из центра вселенной куда-то вбок. Много неприятностей у окружающих меня бывает потому, что меня слишком много. Во всех проблемах моего веса многовато - надо уменьшить и смотреть, как сделать счастливыми тех, кто рядом со мною, кого мне Господь дал под мою ответственность. Вот я хлопну дверью и уйду, потому что ребенок мой не хочет вместе со мной смотреть футбол. А ребенок хочет уйти, потому что он слишком много смотрит футбол, а ей хочется кино. Причин не похожие на прелюбодеяние по сути своей они все решаемые, надо терпеть и это будет спасительно. Повторюсь - есть грехи, которые как гангрена у раненого солдата на ноге если не ампутировать, то погибнет весь человек, вылечить невозможно. Так и здесь бывает. Муж тяжко пьет. Это никак уже не может быть образом Царствия Небесного и малой Церковью, если он не хочет бросать пить, жена может сказать, что все, брака нет, потому что это не Церковь. И подать на развод. Она при этом не согрешит. Хотя если есть надежда и возможность вылечить мужа, хоть каким-то образом, то это надо делать. Знаю много семей, где через терпение и этот грех преодолевался. Но жена может сделать всё, а муж так и не бросит пить. В остальном надо терпеть.

Вопрос: - Проходит время, анализируя жизнь, видишь, что по жизни был кем-то храним, кто-то уберегал от ложных шагов, спасал из безвыходных ситуаций, это и есть промысел Божий?

о. Фёдор: - Да, конечно, это Ангел-хранитель, промысел Божий. Действительно иногда через много лет узнаешь, по какой кромке опасности т проходил. Господь хранит - слава Богу.

Вопрос: - Каков главные причин уныния, в чем его корни?

о. Фёдор: - Уныние оборотная сторона медали, это гордость. Уныние рождается в человеке, который уверен, что знает, как правильно должен жить и быть устроен он сам, окружающие его люди, страна, эпоха, народ, государство, все что угодно. Когда он точно знает, а все вокруг не так, он не может отнестись к этому со смирением, в том числе и к себе. Тогда рождается уныние. Смиренный человек не унывает ни в какой ситуации. Уныние конечно опаснейший грех. Иоанн Лествичник дает унынию два страшных определения. Уныние это паралич души. Если вокруг тебя враги, ты можешь защищаться, руки и ноги работают, это одно. А если ты парализован, ты и защищаться не можешь. Когда ты унываешь, ты не можешь молиться, каяться, у тебя не работают защитные механизмы. Этим опасно уныние. Еще одно определение святого, и оно может быть еще страшнее: уныние - вкушение ада. Когда ты унываешь, то приоткрываешь дверцу туда. Ад это будет окончательное, никогда не прекращающееся уныние, потому что выхода нет, во всем виноват ты сам, потому что только т выбрал такое бытие, демоны пребывают в страшном унынии, потому что знают, чем кончится их бытие. Они будут вечно без Бога, и они пытаются этим заразить человека. Как противостоять? Заставить себя благодарить бога, вспомнить все хорошее, что было в твоей жизни. Часто человек унывает, когда у него еще очень много хорошего. Я вспоминаю, как в начале моего служения году в 93-94, на исповедь пришла женщина, она плакала, унывала, потому что муж ее, сказочно богатый человек, подарил ей какую-то дорогую лошадь и не построил конюшню у них на огромном участке. А через какое-то время я встретил женщину, которая работала нянечкой в доме малютки за гроши, принципиально пошла туда работать, служить этим детям и много лет работала за гроши, ухаживая за тяжелыми отказниками. Когда она рассказывала, как она работает, мне хотелось ей как-то помочь, дать денег может быть.. Она с удивлением увидела такую реакцию - у нее были глаза совершенно счастливого человека. Сравнить жизнь этих двух  женщин в смысле достатка было невозможно, но первый унывал, а второй радовался так, что глядя на него, мог укрепиться любой унывающий человек. Соберите все хорошее, что у вас есть, и вознесите в молитве благодарности к Богу. Уныние сразу ослабнет. Есть, конечно, радикальные способы бороться - пойти помочь тому, которому еще тяжелее, записаться в группу в детский хоспис, пойти помогать. Есть волонтерские программы. Посмотрите, как бывает тяжело. И обязательно нужно посмотреть, где ваш помысел гордыни. Повторюсь, уныние от гордости. Уныние входит через помысел, он прозвучал, а его принял, и он пошел увеличиваться в моем сознание. Так же борются со страстью осуждения: увидел помысел - отсек. Так и тут.

Вопрос: - Как внутреннее устроение человека связано с его настроением?

о. Фёдор: - Хороший вопрос. Слова, понятия совсем разные. Устроение - это то, что постоянно с человеком. Настроение - переменчиво. Но думаю, что если человек живет с Богом, если практикует радостную, благодарную молитву, если молитву он любит, то его настроение никак не влияет на его устроение - он в любой ситуации уходит в молитву и все. Он кается и благодарит в радости, и огорчении. Чем сильнее настроение влияет на устроение, тем это более яркий признак того, что человек не крепок духовно.

Вопрос: - Что такое комфорт и надо ли его избегать?

о. Фёдор: - Избегать не надо. У Нила Синайского есть удивительные слова о том, что почитать добро всё, что связано с житейскими благами, но предоставь их наличие Господу. Ты можешь считать нормальным хорошо устроенную жизнь, но если у тебя этого нет, то относись к этому спокойно, потому что если т уровень комфорта сочтешь достаточным, необходимым и должным, то этот уровень всегда будет расти и потерю всегда будешь воспринимать болезненно. Помню, говорил с человеком, который потерял существенное финансово положение, и он не понимал, как можно находиться в помещении без кондиционера, ходил и переживал, что он лишился такого блага. Господь молчит в такой ситуации, ждет, пока человек исправится. И он постепенно меняет свою точку зрения. Мы вообще считаем нормальным, что нам должен дать Господь, уровень комфорта, тот, что был когда-то максимальным в нашей жизни. У апостола Павла, кажется, есть слова о том, что он научился жить и в довольстве, и в бедности, в нищете и богатстве. Принципиально он чтоб не быть зависимым от этого, работал. Пишет, что руки его послужили к обеспечению его самого и близких, то есть учеников. И это при том, что с утра и до вечера, а иногда и ночами он служил, молился, наставлял. А кроме этого он делал палатки - это было его ремесло. Никто не мог его упрекнуть. Он говорил: нам нужны вы, а не ваше. Как и Господу - нужно сердце человека, а не его состояние. Так что к комфорту отношение должно быть спокойное. Есть - благодарить Бога, нет - благодарить снова за то, что есть. Принимать с благодарностью, потому что тому, кто благодарит, Господь дает значительно больше. Сколько б даров не было, если у человека несытое сердце, то ему не будет хватать. Помните слова из тропаря Страстной седмиц: бежи несытыя души учителю таковая дерзнувши. Про Иуду, ненастную душу, которой все мало, сколько бы ни было. Если благодаришь Бога, то значит, т усвоил те дар, и можно тебе еще давать. Или не дать, но ты все равно счастлив.

Вопрос: - Как и чем утешаются верующие?

о. Фёдор: - Верующие такие же люди, как и все. Утешаются общечеловеческими радостями, и любовью близких, объятьями детей, родными, чтением книг хороших, созерцанием красоты, все это есть утешение для верующей души. Но помимо всего есть и утешение молитвой. Все остальное может быть отнято, затруднено, а молитву нельзя отнять.

Вопрос: - Как правильно жить по полной?

о. Фёдор: - Не совсем христианский вопрос конечно, но хороший. Я себе никогда не отвечал на него, если честно. Спрошу: а в чем полнота жизни? Это когда у тебя есть крыша над головой, еда, любимые люди, и ты радуешься тому, что есть сейчас. Труду, который у тебя есть, и благодаришь Бога. Общению с тем человеком, который сейчас здесь. Так что по полной не совсем хорошее выражение. Но христианское отношение к полноте жизни можно попробовать сформулировать. Она должна быть с радостью о Господе на всех трех уровнях человеческого бытия: духовном, душевном и телесном. Хорошо, когда человек здоров, в меру сыт, не пресыщен, когда у него есть друзья, есть с кем поговорить, когда его окружают любящие и любимые люди, когда он окружен единомышленниками, которые также любят Господа, когда он умеет отодвинуть все и совершить главное, то есть встать перед Богом и начать говорить. Ищущих лице Бога Иаковля - род людей, которые ищут личной встречи с Богом, которая в молитве осуществляется. Наверное, вот это и есть жизнь полная. Что-то может быть отнято, а жизнь с Богом отнять не может никто.

Вопрос: - Как объяснить, что в удовольствие тоже нужно знать меру?

о. Фёдор: - Безусловно. Все святые отцы по-разному это формулируют, но четко говорят, что тот, кто не хочет знать меру, того Господь ограничит. И это может быть телесное страдание. Не можешь остановиться в чревоугодии, вот язва желудка может тебе помочь.

Вопрос: - Что Вы думаете о том, что у нас везде все в заборах? Забор и замки... Кладбища, дачи - все в них. Что это говорит о людях?

о. Фёдор: - Помню, читал воспоминания о том, как до революции в русских деревнях на калитках и на домах были затворы только от скотины, чтоб она не вышла с их огороженного участка. А так можно просунуть руку и засовчик открыть и зайти. Когда деревня живет общиной, все друг друга знает, никто ни у кого ничего не берет. Это связано с тем, что люди понимают, что воровать - грех. К сожалению, христианская основа этого порядка была разрушена в советское время, а другую не создали. А в 90-е появилась у людей частная собственность, у всех разного уровня, люди захотели сохранить то, что у них есть. Отсюда заборы. Увы, воруют, берут. Мы открыли храм, это была Пасха 93 года. В первый же день из открытого храма украли то, что мы туда принесли, полотенце, швабру, мыло. Даже в храмах воруют. Мы утратили старый порядок и отношение. У нас честный человек верующий или просто честный не возьмет чужое ни при каких обстоятельствах. Неважно, накажут его или нет, будет позор или нет. Мы, христиане, не берем чужое. В других странах это основано на остаточных христианских принципах или на общественном договоре. Прибалтика, Европа - цвет на кладбище, куст, таблички, а заборов нет. Надеюсь, рано или поздно, м до этого дорастем. А помните, как было: при похоронах все цвет работник берет и лопатой срубает стебли, потому что на кладбищах орудовали целые банды, которые брали цвет и продавали по второму разу. Беда... Даже те, кто не ворует, вынужден отгораживаться от тех, кто может себе это позволить, кто в таком состоянии нравственном, что не знает даже ветхозаветных заповедей.

Вопрос: Связан ли успех и достаток с благополучием?

о. Фёдор: - Обычно люди мало верующие  или далекие от Христа и называют достаток благополучием. Для нас, христиан, слово благополучие звучит иначе. Получить благо - быть с Богом, поэтому благополучие души мы не хотим и не будем менять на благополучие телесное, разные совсем категории. Возьмешь чужое - будешь благополучен, богаче, чем вчера, но душа потерпит урон. Что польз, если человек весь мир приобретет, а душе повредит?

Вопрос: - Время, намеченное для духовного делания, я заняла пришедшими гостями. Как поступать в таких случаях?

о. Фёдор: - Думаю, Вы верно сделали. Если к Вам пришли гости, которые хотят пообщаться, а вы бы сказали, что сейчас идете читать акафист, потому уходите или сидите на кухне, вот вам чайник, то Вы бы согрешили. М же знаем о гостеприимстве Авраама. Праведники Ветхого Завета имели добродетель гостеприимства. Это не каждому дано, не у каждого есть ресурс и возможности, и не у каждого есть такие талант души, что он может принимать и утешать разговором. Но если к вам уже пришли, то занимайтесь с ними, прочитайте медленно молитву Отче наш, скажите, что у вас дома так принято, это даже будет для гостя глубокой проповедью. 

Вопрос: - Как молиться за умерших неверующих, которые когда-то сделали мне зло?

о. Фёдор: - Думаю, что молиться можно за всех, а за тех, кто сделал зло тоже,  хотя это тяжело. Язык не ворочается. Но это нужно. Это подвиг, который делает человека похожим на Бога, потому что Христос, умирая на кресте, молился за тех, кто Его распинал. Это богоподражательный путь.

Вопрос: - Может ли священник в настоящей нашей известной ситуации назвать непривитых людей глупыми, вменять им это в грех, обвинять, что они всех заразят? Хотя сейчас все не так однозначно. Но слушать это от священника неприятно.

о. Фёдор: - Мне кажется, что это ошибка. У любого священнослужителя есть и те, и другие, кто за прививки, и кто против. Я ковидом переболел и у меня полтора месяца назад была 1,500 g-антител, запредельный уровень. Если я пойду прививаться, то я могу погибнуть, организм может не понять, зачем это нужно, если такой высокий уровень. К сожалению, когда всех заставляют прививаться, на это никак не обращают внимание. Это грех тех, кто организует. Но прививаться или нет, это вопрос не веры, а вопрос медицинский и частный - каждого человека. Уж, как сейчас говорят, топить за одну из сторон, наверное, священнику неразумно, потому что он потеряет тех, кто думает иначе. Тем, что священник занимает позицию одной из сторон, он предает то единство, которое объединяет людей любовью вокруг Чаши, единство во Христе. Я для себя сделал ввод, что по подобным поводам, которые раскалывают общество, лучше не вступать. Это же касается политических взглядов. У нас в храме есть люди с радикально противоположными политическими взглядами, и те и другие причащаются от одной чаши. На самом из высших, доступных человеку уровней, на крове во Христе, они едины, это надо сохранить. Я не должен никого на приходе опускать куда-то ниже, я не имею права.

Вопрос: - Что есть духовный подвиг? Кто действительно может о себе сказать, что он безусловный абсолютный христианин и человек православный?

о. Фёдор: - Сказать такое о себе как о подвижнике настоящий православный не может, потому что по-настоящему православный человек - это смиренный человек. Но о том, что человек принадлежит к православной Церкви, он сам должен говорить обязательно. В житии одного святого-духовника рассказано, что пришла молодая братия к нему и стала его обличать: ты завистник, лентяй, блудник, он на все отвечал утвердительно. Назвали его еретиком - он воспротивился. Братия же, услышав о его смирении, пришла его испытать и проверить. Прости, но скажи, почему ты воспротивился только при упоминании о еретике? Он говорит, что, прожив 50 лет в пустыне, он уже не грешит ни блудом, ни сребролюбием, ни чем остальным. Но он знает, что где-то в глубине эти страсти могут жить. Помня слова Господа, что если даже мыслью ты согрешил, то согрешил, он исповедует, что может быть грешным в этом, но если я скажу, что я еретик, то я выйду и Православной Церкви, а этого я позволить не могу себе, потому что я погибну. Да, мы православные по вероисповеданию, нам открыта правильная слава Богу. У нас ортодоксия - мы православные, и ортопраксия - у нас правильное учение о Боге, сохранённое неискаженным в самом главном и существенном от предания святых апостолов. При этом мы грешны, во всем, много или мало. Но духовный подвиг - изменение, точно слово славянское от слова «подвинуться», то есть перейти с одного места на другое. Подвижник - тот кто меняется. Если я воспитан в нормальной интеллигентной семье, где никто не ругался матом, оттого что я не ругаюсь матом, я не становлюсь подвижником. Это не заслуга. А если человек воспитан в семье, где пили, дрались, матерились, и он перестал материться и говорит как культурный человек - он подвижник, он преодолел и подвинулся. Поэтому посмотрите, из того, что вы считаете своими добродетелями, есть что-то, в поту и труде приобретенное? Был гневлив, а перестал раздражаться или хотя бы это проявлять, вот это подвиг изменения себя.

Вопрос: - Проспала, а надо бежать к Литургии, допустима ли молитва на ходу?

о. Фёдор: - Знаете, молитвы допустимы в любом случае, важно получается или нет. Могут быть и такие, почему нет. Помню, меня это поразило в 1992 году. Я приехал к духовнику, архимандриту, опытному и в летах, в Лавру на исповедь. Говорю о том, что когда служба и вечером и утром, ехать далеко, если я утром встану и буду читать молитвы дома, то я просто засыпаю на службе тогда. Он говорит, а что т каешься? Получается у тебя молиться? Получается, говорю, и потому нет никакого греха. Так что лучше помолиться кратко на ходу, но прийти на Литургию. 

Вопрос: Не чувствую духовного роста, периодически на меня нападают страсти.

о. Фёдор: - Они нападают на всех. Духовного роста человек и не чувствует. Это Божий промысел. В Евангелии от Марка есть удивительные слова. Господь говорит, что Царство Божие подобно зерну, который человек посеял на поле своем, оно пускает корень, потом колосс, появляется плод, а человек встает, ложится, спит и не знает, как оно возрастает. Если б нам было открыто, как это происходит, мы бы обязательно этим гордились, поэтому от нас это сокрыто. А страсти нам наши напоминают, что мы грешны.

Вопрос: - Мне тяжело, когда человек со мной не разговаривает. Что делать?

о. Фёдор: - Бывает, человек в обиде, это не может быть не тяжело, особенно если повод несущественный. Это тяжело. Помолясь, стоит подойти и попросить прощения, даже если виноваты не вы, всем легче будет примириться. Помоги, Господи, примириться мне с моим ближним. Господь управит.

Вопрос: - Что означают слова апостола «отцы, не раздражайте детей ваших»?

о. Фёдор: - Это замечательные слова, которые сильно ограничивают власть отцом, потому что часто они считают себя чуть ли не рабовладельцами. Часто таков ставший православным муж по отношению к жене и детям. Ребенок не может ответить отцу, на его воспитательные правильные и неправильные действия. Ребенок только обижается, раздражается. Недавно я был свидетелем того, что подросток просит у отца деньги на подарок другу, а отец, отдавая деньги, спрашивает, когда тот их ему вернет? Ребенок удивился. Отец понимает так, будто ребенок просит в долг. Ребенок огорчается, деньги не берет и уходит. Он же не работает, ему 12 лет. Это называется раздражать детей. Или когда это постоянные упреки и пилёж. Это убивает внутреннюю сердечную связь между родителями и детьми. И потом это выражается в том, что нет родственной любви, навыка общения нет, а отец удивляются почему детям они не нужны, почему ребенок выросший не звонит. А вот потому что так в детстве общались...

Вопрос: - Если в детстве ребенок бузит с утра перед входом в Церковь, не буду причащаться - что делать? Со скрипом удается привести, а там все выравнивается, идет, причащается, и радость после. Что это?

о. Фёдор: -  Всему хорошему греховное естество сопротивляется. Мы даже по себе это знаем, что человек встает с утра, и не хочется. Подросток может сказать, что не готов. Может быть, каждое третье или четвертое воскресение ребенку-школьнику и надо дать выспаться и встретить с ним воскресный день дома, прочитать Евангелие, которое в этот день читается под воскресение и в само воскресение, спеть «Воскресение Христово видевше», побольше помолиться, чтоб ребенок чувствовал, что воскресный день - это день Господа, Божий день. А когда-то надо и надавить, проявить власть, привести его в храм. В храме душа чувствует благодать и человек спокойно идет и на исповедь, и на Причастие, а потом радуется. Чаще нужно с лаской, но твердо говорить, что надо вставить и идти.

Вопрос: - Как ребенка приучать читать Священное Писание? С какого возраста? Как настроиться?

о. Фёдор: - Мы прибавляем Евангелие, зачало дня, к утренней молитве, как это делалось в семинарии. Ребенок этого ждет, постоянно слово Божие в его сознании, таинственным образом оно очищает душу, делает его близким Господу, даже если он пока ничего не понимает. Не все отрывки можно читать маленьким детям. Например, про женщину, взятую в прелюбодеянии. Если можете объяснить так, чтоб ребенка не поранить, то можно читать. Прощальная беседа с учениками, первосвященническая молитва – наверное, это ребенок не сможет выдержать. Ему нужны пока чудеса, притчи, изложение действий Господа. Книгу Деяний можно со старшими читать. Апостольские послания можно, но надо вбирать, это может быть тяжеловато. Со временем ребенок привыкает, что Писание звучит ежедневно, и он сам его будет читать.

Спасибо всем за вопросы, за участие, храни всех Господь!                 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+