Перейти к основному содержанию

08:18 27.09.2021

Почему собаку многие религии считают нечистым животным? Преданнее существа трудно найти.

19.07.2021 11:46:22

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/06/29/21-00

Вопрос: - Страсть осуждения и борьба с ней – какое Ваше мнение об этом?

о. Фёдор:  - Мы все страдаем этим. Как известно со слова Господа нашего «не судите да не судимы будете» - не осуждайте и не будете осуждены. Желание не быть осужденным на Страшном Суде, что нам обещано нашим Божественным Учителем, достаточно для того, чтобы не осуждать. Святые отцы говорят, что только тот грех, который есть во мне, поскольку подобное познается подобным, я могу осуждать в другом человеке. Ребенок двухлетний идет по пляжу голенький, он совершено вне какого-то суда о том, во что человек одет. В нём пока ещё не развились движения души и мысли в эту сторону. Взрослый так не может и не должен. Когда у человека начинается жизнь греха в нём, то тогда он может его опознать в другом человеке. Так что когда в нас есть осуждение, то мы должны внимать, что этот грех есть в нас. Может быть я его не реализую, борюсь с ним, но он во мне есть. Это воспоминание о том, что я сам грешен, помогает не осуждать других. Более того, мера неосуждения связана с мерой покаянного видения себя. Часто можно увидеть в житиях святых разных эпох такие слова, что святой был очень строг к себе и очень милостив к окружающим. В писаниях святых отцов мы часто читаем, что чем человек сильнее осуждает себя, тем меньше он осуждает других. В монашеской письменности это называется «бросить своего мертвеца и пойти хоронить чужого». Интересное такое определение. У тебя есть покойник в доме, кто-то умер. В древности больниц не было, тело в горнице лежало на столе, в самом лучшем месте. Так было еще недавно, во всех русских домах и деревнях: люди эти дни до похорон окружали это тело, молились, плакали, готовили отпевание, часто и отпевание было дома. Если посмотреть Требник, то там и начинается такими словами, что священник приходит домой к усопшему, в семью. И вот представьте, умер такой человек, а вы бросили все и побежали к кому-то там, у кого другой покойник, его хоронить. Это рассматривалось именно так. Если человек глубоко знает свои грехи, кается в них: «грех мой предо мной есть выну», как сказано в 50-м псалме, или «я попекусь о грехе моем, беззакония моя знаю», то такой обычно других не осуждает. И наоборот, чем больше осуждения, то для святых отцов это было признаком того, что человек в себе не разобрался, и у него нет покаянного взгляда на себя. А я каков? Больше внимания на себя нужно.

Бывает, что мы по работе сталкиваемся с людьми, которые ведут себя недолжно и причиняют нам неприятности, боль и ущерб, но исправить их мы не можем, впрочем, можем отгородиться поссориться и не общаться. Бывает, что нужно и так. Но ругаясь и осуждая, мы его не исправим. Таких людей много, кстати. Есть такие, кто нормально реагирует на замечания, но хамы сразу хамят в ответ. А если мы его не осуждаем, молимся за него, исполняем заповедь молиться за обижающих, то у нас таинственным образом появляются ключи к этой душе. Не всегда, но часто. Получается что-то сказать человеку, что его может и остановить. Должно быть неосуждающее движение ко греху, который воспринимается как болезнь. Преподобный Нил Синайский говорит, что пока ты не научился отделять человека от диавола, который его склоняет ко греху и который на самом деле виноват в том, что причиняет тебе вред, ты его не исправишь. А если святой человек встречает грешника, то он даже будучи прозорливым, как Серафим Саровский, делает ему замечание, открывает ему грехи, но с такой любовью, что  человек чувствует - его не осуждают, что в этом только и есть надежда у человека исправиться. Вдруг грехи обнажили, но его все равно любят. Его не осуждают и не отталкивают. Поэтому борьба с осуждением - это прежде всего молитва за человека и ограждение себя. Суд без милости не сотворившему милость. Если мы всех осуждаем вокруг, то когда предстанем пред Господом, неужели же мы хотим, чтобы Он с нами так поступил? Конечно, нет.

Вопрос: - Что такое давать место Богу?

о. Фёдор:  - Это такой вольный пересказ Священного Писания, послания к Римлянам апостола Павла 12 глав. Не мстите за себя возлюбленные, но дайте место гневу Божию, ибо написано «Мне отмщение, Я воздам», говорит Господь. Апостол ссылается на слова ветхозаветной книги Второзакония. Дать место Богу - самому не мстить, не наказывать человека, не пытаться его вразумить, но отойти и помолиться за него. Причем если в послании к римлянам это сказано о тех, кто причиняет нам зло, то в таком народном варианте это несколько шире. Это вообще предать Богу проблему, печаль. Не знаешь, как решить ситуацию, молишься Господу, чтоб действовал Он, показал как нужно, управил. Иду на разговор, что будет? Скандал, ссора?  Управь Ты Сам, чтоб мне и дело сделать, и чтоб с человеком не разругаться - это значит призвать Бога в помощники.

Вопрос: - Как правильно молиться с детьми?

о. Фёдор:  - Правило взрослого довольно большое. Это 30 минут как минимум. И даже может быть час, если вчитываться в каждое слово и возвращаться к началу молитв, если наш ум ушел куда-то в сторону. У большинства, исходя из нужд, есть и дополнительные молитвы. По соглашению молитвы читают. У нас в храме дополнительно читают акафист или Псалтирь, и молимся за болящих, например. Ребенку вместить такое правило невозможно. Есть дети от чрева матери молитвенники, но большинство стоят и ничего не понимают, некоторые мысли очень длинные, слова сложные. Мы с супругой пришли к вводу, что молиться с детьми надо достаточно кратко, медленно и внятно, призывая их участвовать, чтоб они читали то, что могут и знают, каждый чтобы читал. Тогда каждый ребенок ждет, что он Господу скажет какие-то слова семейной молитвы. Нужно еще менять молитвы. Важно, чтоб подростками они уже узнавали и знали все молитвы вечернего правила, например. Сегодня эту молитву я прибавлю, а потом другую, потом третью. В разных сочетаниях из утреннего и вечернего чина в той мере, в какой ребенок может это выдержать и для него это не становится скучным и непонятным. Прививать ребенку навык, что молитва набивает оскомину, и это время, которое я должен потратить, потому что папа даст по шее или накажет, вот этого делать нельзя. Молитва это радость с некоторым напряжением. Если маленький ребенок еще не может стоять на молитве, играет или рисует - пожалуйста. Или жена кормит ребенка, свет включаем, лампаду зажигаем и читаем правило. Мы дома пришли к такому результату. Что касается молитв по соглашению, то их м читаем после каждых вечерних молитв и просто вставляем тужа просьбы, которые есть сейчас у нашей семьи. Кто-то болеет, кто-то поступает в ВУЗ, нужда ли семейная или приходская, приближается ли мероприятие какое-то. Важно совместную с детьми молитву творить, потому что семья - это малая Церковь. Она не реализуется, если вы вместе с детьми не молитесь. Потом взрослый может восполнить ту меру, которая ему нужна. Допустим, по пути с работы человек читает Иисусову молитву. 

Вопрос: - Как нужно любить детей?   

о. Фёдор:  - Как ответить, не знаю даже. Наверное, нужно помнит, что ребенок это Божие чадо, которое дано тебе на время. На воспитание. А у Бога он такой же, как ты. Когда-то он будет взрослым. Если ты его в детстве отогрел на всю последующую жизнь, то он будет твоя опора, будет тебя любить. А если т только командовал им, не занимался, не уважал его маленького в его интересами, проблемами, болью, нуждами и вопросами, то тогда он любви твоей не почувствовал, она тебе и не вернется. А то, что ты вкалываешь, чтоб его одеть и обуть и накормить, за это дети не любят, они считают, что ты должен и это так и есть. Может быть он поймет, как вкалывали родители, когда будет кормить своих детей. А может и не вспомнить. Поэтому поговорить, обнять, посадить на коленочки, поцеловать, пока не сопротивляется, вместе дела поделать для него важнее и интереснее. Это все обязательно нужно.

Вопрос: - На уроках и дома дети чувствуют себя все раскованнее. Резко, невоспитанно, зачастую просто по-хамски отвечают учителю или родителю теперь в порядке вещей. Между тем, очевидно, что у хамства и непослушания есть глубокие духовные причины. Хуже - дети стали сквернословить везде, даже дома, хотя там никто не ругается. Говорят, в школе ругаются уже с первого класса.

о. Фёдор:  - К большому сожалению, общество все дальше даже от остаточных христианских идеалов, которыми сильно еще общество жило в советское еще время. Не благодаря, а вопреки и по инерции. Эти вещи уходят. Почитание старших. Послушание, умение понять, что общее важнее частного и уступить. Это уходит, а дома не воспитывается. Приносится в школу. Учителя сейчас страдают сильно. Они на переднем крае. Что делать, если один ребенок начинает хамить, дерзить, рисуясь перед классом и разваливает учебный процесс, а ввести его нельзя как раньше, потому что ты будешь за него отвечать, если он из коридора уйдет куда-то или себя поранит или мешать будет? Уголовное дело против учителя может быть возбуждено. И в классе с ним невозможно. Когда много лет педагог, то у человека появляется некая педагогическая власть, когда он умеет этому противостоять, но это не всегда так. Конечно, учителей жалко. Мы от детей должны требовать уважения к учителю. Не разрешать его осуждать дома, ошибки его обсуждать без детей. Важно еще что у человека дома. Если дома уважают бабушек, дедушек, то тогда от ребенка нормально ожидать и легко требовать, чтоб и он так относился к старшим. Если мама хамит бабушке, то никогда она не дождется уважения к себе. И важно детей учить молитве. Сквернословие почти никогда не бывает у человека, который любит молитву. Этот словесный дар, который делает нас похожими на Бога, Бог словесен, у Него есть Слово - Сын Божий, и мы на это своей словесностью похожи. Этот дар - движение. В одну сторону к Богу - молитвой, в другую - ругань. Человек, который молится, чувствует, что если он сквернословит, матерится, то ему труднее молиться. Если ребенок захвачен семейной молитвой, практической, ежедневной, то, скорее всего, он удержится. Он попробует, но это будет настолько в нем диссонировать с чтением Евангелия, с молитвой, с тем, как разговаривают родители, что он себе этого не позволит скорее всего.

Вопрос: - Часто можно видеть, как ребенок замахивается на маму. Это же недопустимо, что делать?

о. Фёдор:  - Есть вещи, за которые ребенка надо наказывать, нельзя попускать, потому что они просто разрушат его судьбу. Хамство, грех Хама в предельном выражении - ударить мать, совершено недопустим. Это надо пресекать в младенчестве. Ребенок совершает это и смотрит, до каких пор мать будет отступать. Наказывать тут важно. Одна из функций власти, в том числе и родительской, это пресечение генерации зла. В ребенке зло пробует пустить корни: а ну-ка я попробую поднять руку на маму, что будет? Если мама будет как старшая подружка хихикать, не надо так делать, давай дам конфетку, только не делай так, то зло только разрастаться будет и захватывать новые части души. Бывает ситуация, когда мать воспитывает ребенка-подростка без отца. Он приносит такие вещи домой и начинает поднимать руку на мать. Что тут делать? Плакать, что неправильно воспитывали, совершили ошибки. Можно уйти. Не разговаривать в таком тоне, не поддерживать этого. Ужина нет, пока ты не попросишь прощения, я не могу тебе готовить. Таким образом. Живи так. Иногда это действует. Кстати, такой прием действует не только к детям, но и к тем, кто на поколение младше - не стану разговаривать в таком тоне.

Вопрос: - Вежливость и учтивость не лишние добродетели для христианина?

о. Фёдор:  - Христианин это человек, который хороший, но кроме этого у него есть добродетели. Нельзя быть христианином и плохим человеком. К сожалению, люди, которые воспринимают православие как набор каких-то действий, как участие в богослужении, как  соблюдение постов и определённого дресс-кода, но при этом не понимают, что христианство требует нравственного поведения, не допускает многих вещей, то иногда люди в храме ведут себя совершенно по-хамски с другими и очень отвращают от Церкви. Апостол говорит, чтоб мы по возможности старались иметь мир со всеми. Вы должны иметь доброе свидетельство от внешних. Люди, которые находятся вне Церкви и пока еще красота Христовых даров не открыта, должны показывать на христиан и видеть в них прекрасных, великодушных, добрых вежливых, образованных людей. Если есть институт, а там знают, что вот этот человек верующий, то он должен быть безупречен в своей профессиональной деятельности, в общении, в помощи, тогда его проповедь будет действовать. Если он рассказывает о Христе, но при этом ведет себя непотребно, то он будет только отвращать от Господа. У апостола Павла в послании к Римлянам есть такие слова, которые являются заповедью для нас всех: будьте братолюбивы друг к другу с нежностью.  Наши отношения с ближними мы должны проверять этой фразой. Где это у нас есть? Бывает ли?

Вопрос: - Часто говорят, что перерастет подростковый возраст и станет нормальным? Нужно ли водить детей в воскресную школу? Обязательно ли это? Дети в храм редко ходят, только к Причастию их водим.

о. Фёдор:  - Воспитание детей состоит из участия в Таинствах, домашних молитв, научении навыку молитв и научения вере. Если почитать Ветхий Завет, то там сказано, что родители должны учить детей вере все время, постоянно. Никто эти  заповеди не отменят. Увы, у нас этих традиций нет. Верующие родители в 30-40 годы уже не могли учить детей основам веры, Закону Божьему, боялись, потому что дети могли выдать это в школе, тогда бы всех могли посадить. Мы, люди, пришедшие к вере самостоятельно, не имеем практики учить наших детей и нам это трудно. Мы это делаем плохо даже тогда, когда делаем. Это большое упущение. Надо с детьми говорить о вере, читать жития святых, объяснять, рассказывать. Часто ребенка водят в храм, но он не знает ни заповедей Моисея, ни заповедей блаженств. Евангелие с ним не читают. Пусть он в воскресной школе тогда хоть научится чему-то пока уши у него к этому открыты. Обязательно водите в воскресную школу. Книга деяний о первых христианах описывает, что люди постоянно пребывали в учении апостолов. Это-то Христово учение давало человеку умом, а не только сердцем знать свою веру, когда он мог знать и ответить тому, кто его спросит, мог полемизировать с сектантом, человеком другой веры, с атеистом. Надо учить! Если учите дома, то в воскресную школу можно не ходить. Но воскресная школа помимо всего восполняет важную функцию. Она дает возможность подружиться с другими верующими детьми. Когда ребенок поступит в колледж, институт, то тогда ребенка будут окружать люди, которые ничего о вере не знают и которые сейчас антицерковно настроены, а друзей единомышленников у ребенка нет. В школе должны быть мероприятия, площадки, где верующие дети могут общаться и дружить.

Что до того, что перерастет. Подростковый возраст часто как заболевание, которое ребенок должен перенести. Потом он действительно большинстве случаев становятся нормальными в том числе, что ни логично мыслят, помнят, что им говорили вчера. Здесь нужно уметь подождать.

Вопрос: - Рукоположение во диакона или иерея осуществляется благодатью Божией, духом Святым. А в чем эта благодать проявляется в священнике? Он должен быть оратором? Приводить  людей к Богу? Или это только Таинства касается? Апостол до сошествия Духа Святого и отходили от Него, и мало верили. А после сошествия Духа Святаго они стали?! Даже пояс апостола Павла исцелял людей. А ведь благодать одна и та же. Почему так выходило тогда и так входит сейчас? 

о. Фёдор:  - Слава Богу, много разных священников, у которых разные дары, призвания. Есть те, что не говорят глубоких и интересных проповедей, но при этом к их исповедальному аналою стоит очередь.

Вопрос: - Сейчас много ученых, специалистов, которые якобы доказали, что Адама и Евы не было, а следовательно, не было греха. А меня подростки осаждают с вопросами на эту тему.

о. Фёдор:  - Что касается генетических исследований, которые предполагают наличие общей матери у всех людей, так называемая митохондриальная Ева и Адам, которые, как считают некоторые ученые, жили с большой разницей во времени, поэтому не могли быть мужем и женой, так пока это только гипотезы. Эта наука только начала развиваться. Много раз за историю науки мы видели, что вступали ученые и кричат, что они всё доказали, что то и то неправильно, а потом через время другие ученые говорят, что это все было не так. Я не биолог, не могу в эту тему влезать профессионально, но наверное есть священники-биологи, которые могут комментировать, есть статьи и работ, которые могут ответить на эту тему. Но совершенно точно есть много верующих генетиков, людей, для которых это не является проблемой. Основной станет гипотеза, которая объясняет наибольшее количество фактов из имеющихся. Объяснить такой не совсем научный, но основной метафизический вопрос происхождения зла без грехопадения не получается. Почему столько зла в человеке? Почему прогресс не улучшает человека? Почему самый прогрессивный за всю историю 20 век принес самые страшные войны? Почему развитие технологий не останавливает человека от греха? Много вопросов! Много теорий, версий. Вот посмотрите на теорию эволюции. Есть многие ученые, которые за и тех, что против. Есть ученые верующие и атеисты. Они в своем же сообществе сами еще не разобрались.   

Вопрос: - Почему собаку многие религии считают нечистым животным? Преданнее существа трудно найти.

о. Фёдор:  - Мне кажется, что это не совсем так. Нечистым животным в Ветхом Завете считалась свинья. Так и осталось в Исламе, поэтому мусульмане не разводят свиней и не едят свинину. Что такое нечистое животное? Это попытка Бога воспитать человека, чтобы он за  послушание Отцу Небесному воздерживался от разных вещей, в том числе и от определённой пищи. Господь, когда пытался воспитать Адама и Еву, запретил есть с древа, где и когда вкусишь от него смертью умрешь. Это не значит, что дерево имело ядовитые плоды. Адам, кстати умер почти через 1000 лет, но смерть вошла в него раньше, потому что он не поверил Богу, он Его не послушался. Заповедь о чистых и нечистых животных, рыбах - это заповедь воспитания. Она должна была приготовить избранный народ к проповеди Христа, который сказал, что ничто входящее в уста не оскверняет человека, но исходящее из уст человека. Из внутрь сердца исходят грехи человека. Убийство, любодеяние, прелюбодеяние, злые помыслы... Все это рождается в сердце человека. Нельзя осквернить человека насильно. Грех это всегда сознательный выбор в рамках свобод человека. Понятие нечистое животное в Новом Завете полностью отсутствует. Поэтому христиане спокойно едят свинину. Когда эти вопросы возникли? Когда первые христиане пытались понять, что такое нечистота. Так вот самая нечистота общение с язычником. Так было для иудеев Ветхого Завета. Апостола Петра, главного ученика Христова, спрашивали, как о мог ходить к язычникам и есть с ними? Это было осквернение. Нужно было приносить жертву, мыть скамейки, стол. Апостолы собрались и сказали, что это все в прошлом. От всего Ветхого Завета остаются нравственные нормы, не ядение удавленины, то есть животных с кровью, поэтому мы гематоген не покупаем и не пьем кровь убитых животных, потому что в крови животного душа его и идоложертвенного не едим, воздерживаемся от блуда, поскольку он часто имел ритуальные аспекты. А все остальное понятие о чистом и нечистом отменено. Сейчас мнение о собаке, как о нечистом животном это языческие вкрапления в церковную жизнь, которые не имеют основания. Другое дело, что собака обычно жила во дворе и была грязная, потому и нечистота - старались собаку не пускать в горницу, где был красный угол. А просто собака не оскверняет человека никак. Скверны как греха от собаки нет. Грех есть главная скверна. Понятие чистый-нечистый очень важно. Когда нам пытаются навязать это снова, то это такие рецидивы ветхозаветного мышления. Легко ограничить свое понятие греха чем-то внешним. А когда нам говорят, что мы должны жить по любви, а это очень сложно, и что любая нелюбовь это и есть самая главная скверна, то нам очень не хочется это слышать.  Выполнить это трудно. Никто не может здесь сказать, что у него в этом плане все в порядке.

Вопрос: - Мне приходит в голову, что в мире много людей страдает от разных болезней, а Господь как смотрит на это?

о. Фёдор:  - Болезнь человека тяжела страшна и не имеет смысла, если мы забываем о том, что человек вечен, а тело его на земле - нет. Если мы доверяем Богу и молимся об исцелении наших болящих, но прежде всего молимся о спасении наших душ, тогда мы понимаем, зачем бывает болезнь. Мы боимся тяжких болезней, просим, чтоб они нас миновали, мы просим христианскую кончину живота нашего, безболезненную, мирную, доброго ответа на Страшнем Судище Христовом просим. За каждым Богослужении дважды просим об этом. Тем не менее, мы доверяем Господу. М знаем многих святых, которые болели. Например, преподобный Амвросий Оптинский, который все свое старческое служение лежал. Болел Серафим Саровский. Умер от тяжелой онкологии Иоанн Кронштадтский - великий чудотворец, через которого Господь исцелил от онкологии сотни и тысячи людей. Болезнь при духовном взгляде самого человека приобретает смысл. Но говорить об этом другому страшно и некорректно. Если вы приходите к больному и говорите, что вот это ему за то и за то, то это грех, так нельзя, надо ему сострадать, помолиться за него. У Бога другой взгляд на человека. Он ждет человека в Своем царстве. Если Он понимает, что до человека иначе не достучаться, то Он начинает разрушать временное в человеке.

Вопрос: - Есть в Евангелии место, где описано, как ученики не могли исцелить бесноватого. И Господь им говорит слова: о род неверный и развращенный, доколе буду терпеть вас? Он же Сам видел, что и ходили они с Ним, но все равно были слабы, благодать Духа сойдет на них уже позднее, после Вознесения. Как понять эти слова Господа?

о. Фёдор:  - Все же эти слова сказаны не апостолам. Демонам, которые обладают этим юношей. И роду, которым эти демоны владеют. Роде неверный и развращенный это прежде всего падший ангел.  Апостолам Он наедине говорит слова другие: сей род изгоняется только молитвой и постом. Вспомните, важные слова. Мы из житий святых подвижников знаем много случаев экзорцизма, изгнания бесов, у мучеников или у многолетних подвижников в конце пути. Мученикам авансом дает Господь дар чудотворения, видя их готовность отдать вообще все, но не отдать своей веры и верности Христу. А у многолетних подвижников это происходит по другим обстоятельствам. Когда человек в себе преодолевает страсть, он становится неподвластен демону, который эту страсть возбуждает. Преодолев блуд, он может изгонять демона блуда из другого человека. Осуждение, зависть. Падшие ангелы заражены этими грехами и отравляют ими людей. А тот, кто в себе преодолел страсти, может получить власть из других изгонять демонов. Об этом долгом пути Господь и говорит - молитва и пост. Сегодня уже упоминались про пояс апостола Павла, который исцелял. А можно еще вспомнить про тень апостола Петра - когда он только проходил рядом с больным, тот исцелялся. Но это все придет к ученикам со временем. Пока они еще обучаются, Христос с ними, власти этой в полноте еще не имеют они.

Вопрос: - Забвение, небрежность, невнимание к истории во многом способствуют развитию хамского и циничного отношения к старшим?

о. Фёдор:  -  А дети и не хотят сейчас читать - сидят в телефонах. Уровень образования падает, потому что любая информация доступна. Набрал в поисковике и тебе не нужно работать с источниками, ты не запоминаешь, тебе это не нужно. Интеллектуальный уровень от этого падает, безусловно.

Вопрос: - Ка мне относиться к родителям, которые друг друга ненавидят, часто ссорились всю мою жизнь, из-за этого у меня социофобия, мне трудно общаться с людьми, часто посещают суицидальные мысли. Что делать?

о. Фёдор:  - Бедная Вы... Ребенку наблюдать, как ссорятся, разводятся, создают новые семьи родители - мука. На его  глазах разваливается его вселенная. И он теряет опору в мире. Опора же это любовь отца и матери. Самое главное впрочем, не осуждать родителей. Почитание родителей это пятая заповедь из Декалога, это 20я глава книги Исход. Там нет сносок. Не сказано, при каких обстоятельствах т можешь не почитать родителей.  Нет исключения. Почитание родителей, когда они неправы, грешат, когда не дали нормального детства детям. Когда Вы станете матерью, у Вас будут искушения вести себя с ними также как мать, Вы во Христе сможете это преодолеть и дать своим детям то, что не дали вам. Любовь, ласку, тепло, время. Если родители продолжают друг друга поносить при встрече, то надо настраивать себя так: я не могу этого слышать, папа, перестань, не надо, мне больно, обещай, что при мне ты не будешь поносить маму. И с мамой также. Если продолжается, то можно просто уйти, чтобы это Вас никак не искушало. А так беда страшная, это сильно ранит на всю жизнь. Вы молитесь, когда будет семья у вас, то с Божией помощью будут сил, чтоб это не проросло в вашу семью. Вам это будет тяжелее, чем тому, кто ребенком вырос в любви и согласии, но в это сможете, потому что благодать Божия будет с вами. Если не будете осуждать родителей, вам будет значительно легче. Вводите родителей из поля суда, за рамки того, что вам подсудно. Мы никого осуждать не должны, но особенно наших родителей.

Вопрос: - Сейчас семья и школа должны прививать гордость за свою историю, а в головах у школьников некий склад, в котором витают отдельные мифы. Воспитание на примерах истории, доблести и отваги наших предков формируют твердый характер, почтения к старшим.

о. Фёдор:  - Когда ребенку с детства объясняют, что Россия - это страна, где все и всегда плохо, а надо уехать в Штат или Германию, то нормально ребенка вы не воспитаете. Действительно надо воспитывать на положительных примерах, а потом, когда врастет, то ему можно говорить об ошибках. Ошибок много. Например, крепостное право. Это страшное предательство Евангельских заветов отношения к ближнему элитой страны, дворянством. Возможно, именно поэтому русское дворянство и не сохранилось, оно исчезло, сейчас мы имеем только крохи оставшихся родов или какие-то пародии, подражания, которые просто смешны. Не может человек владеть человеком. Христианство преодолело рабство воспитанием поколением за поколением христиан еще в Римскую и Византийскую эпоху. И это не должно было возвращаться. К сожалению, это было результатом отказа от христианского видения мира. Чем прозападнее были правители Руси, и в этом парадокс, тем жестче ограничивалось христианство в своих правах. В конце концов, это привело к рабскому совершенно состоянию. Тяжелому. Оно было не такое, как бывало в истории США, владения рабами, которые поднимали американскую экономику ценой своего здоровья и жизни, а считались при этом как животные. На Руси таких примеров было много в 18-19 века. Не знать этого значит не быть готовым к полемике. Были примеры и доблести. Указ императора Александра I о вольных хлебопашцах,   , когда он предложил дворянам отдавать наделы крестьянам, если уж они такие европейцы и так много говорят о рабстве в России и как этого нет в Европе. Так вот император предложил им отдать надел, чтобы крестьянам было на что жить и дать им вольную. Известно, что среди декабристов, которые боролись против крепостного права, ни один не дал своим крестьянам вольную, а Бенкендорф многих крестьян отпустил на свободу, исходя из этого указа. Об этом надо рассказывать детям. У нас есть наследие советское, когда вся история дореволюционная хаялась принципиально. Нам объясняли, что при царе все было плохо. Это традиция до сих пор идет. Сейчас новая волна, когда все, что в России, объявляется плохим. Спасибо всем за вопросы!  Храни Господь!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+