Перейти к основному содержанию

23:50 13.10.2021

Как не воспитать «павликов морозовых»

27.06.2021 10:27:21

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/06/22/19-00

В. Лебедев: - Добрый вечер, дорогие слушатели! Передача Любовь и верность. Передача о семье и о всех жизненных событиях радостных и невзгодах, о становлении отношений между мужчинами и женщинами, о воспитании детей разного возраста, даже взрослых. Передача взрослая, напомню. Зайти разговор может о чем угодно, когда мы говорим о муже и жене, да и вопрос может любой прозвучать. О чем сегодня будем говорить? Продолжим передачу прошлую. Тема была вопиющая, было много звонков. И хотели узнать, о ком же речь шла. А говорили о православной семье, в которой дочь, по сути, отреклась от родителей, да и вынесла это на общественное обсуждение в своих литературных трудах. Под псевдонимом, но узнать можно, хотя дело не в этом. Дело в явлении. На наш взгляд, это произошло оттого, что она отправилась на сторону далече, выйдя замуж за человека, который по специальности литературно-художественной, музыкальной ей был близок, но по вере и образу жизни никак не традиционно православный. И через некоторое время, как часто бывает с женщинами, а мы сейчас о женщине говорим, потому ее природа такова, чтобы равняться на мужа, несмотря на все современные штуковины феминистские и ЛГБТ, а что ни говори. Вот эта женщина выровнялась и вот такой результат. У них появились дети. Теперь встанет вопрос воспитания. Такое сплошь и рядом. А потом вопрос пойдут: почему не справились, как воспитали. К мальчикам это тоже имеет отношение, но особенно когда женщина такой фортель выкидывает. Один пример есть, достаточно. И мы размышляли в прошлый раз о воспитании детей, а потом и их детей. Сегодня мы пригласили человека опытного в вопросах воспитания, отца Дмитрия Котова. Диакон, который уже много лет служит. Но известен он и тем, что он педагог много лет. А 32 года - сугубо православный. И он преподает сам в коррекционной школе. Это школа, где дети сложные, с разной судьбой. А это как раз и подходит для нашей передачи... У отца Дмитрия четверо детей, восемь внуков и много детей, которых он воспитывает. А вот Вы воспитываете, а бац, и девочка входит замуж за хозяина бензоколонки азербайджанца. Как пример. Почему  это происходит и что делать начальникам, наставникам? Как остановить?

о. Дмитрий: - Есть русская пословица, что когда человек идет на войну, то он молиться должен. Когда он идет в море, должен молиться дважды. А когда он женится, трижды. Часто молодые люди, которые подвержены чувствам, более чем зрелые люди, целиком отдаваясь чувствам, забывают о последствиях, которые могут быть самыми неожиданными. Есть много примеров. Человек светский, с номинальным отношением к религии, не русский, жена светская, хотя и считает себя православной. Проходит время. Пятеро детей. Менталитет русского более моногамный. Восточные люди более полигамы. Так вот он приводит ребенка и говорит, что это его сын не сдержался, было увлечение, сейчас ничего нет. Это мой сын, не могу от него отречься. Жена преодолела это так: взяла мальчишку в семью. Превозмогла себя. До сих пор измена мучительна для нее. Думаю, она совершила подвиг. Глубоко уважаю ее поступок. Исторически у людей разных вероисповеданий, национальности накоплен опыт, генетический даже. Он может сработать независимо от человека даже. Так здесь и произошло. И той гармонии, которую ждала жена, нет, потому что разность менталитетов рано или поздно проявится.

В. Лебедев: - Соглашусь. Вспомним слова апостола Павла. Часто невест наставники мягкотелые. Родители соглашаются. Пусть он не из инославных, а хоть бы из активных наших атеистов. Муж освятится через жену, а жена через мужа. Слова Писания непреходящи, но что-то в наше время это часто не получается так. Муж вслед за женой что-то в храм не идет. Пусть и наш даже. Скорее жена сдвинется в сторону. И как и что думать о словах апостола Павла? Да, дочь выполнит миссию, и может муж станет православным? А становятся?

о. Дмитрий: - Надо исходить из особенностей времени. Или он, или она становились христианином. А один не готов. Другая культура, вера. Не каждый способен Христа вместить в сердце. Тогда это было часто очень, потому апостол и сказал эти слова - для его времени они были очень важны. Он сказал так, как бы сказал Христос. Павел - уста Христовы. Для меня это живое и питающее слово. Потом VI Вселенский собор эти браки запретил, потому что наступило время другое. Вопрос веры стали сложнее. Появился ислам. Иначе стоял вопрос. Ислам и христианство вещи несовместимые. Язычество все же не так. Язычество - холодность. Христианство - горячность. Из холодного в горячее легче войти. Несовместим два разных дерева, два разных сорта. Если взять грушу и яблоко, Мичурин прививал, у него получалось. Но вообще-то если мы привьем, то яблоня и груша уже не будут самими собой.

В. Лебедев: - Отец Дмитрий, а про другую веру. Аактивнее атеист или просто обычные современные люди, которые живут простыми ценностями, а вернее бесценностями. Один известный пастырь-проповедник сказал недавно, а что вы ищете для своих дочерей каких-то православных женихов? Что в них хорошего? Они и пить могут, и на сторону пойти, работать не любят. Найти мужа надо трезвого, работящего и детей хотящего. Входит, это по схеме, когда и хороший человек может быть лучше христианина. Заочное христианство такое. Вот тебе и на...

о. Дмитрий: - Женщина еще не знавшая Христа, вышла замуж по любви, все было замечательно. Со временем скорби, болезни, Господь призвал к Себе и стала она в храм ходить. Ходит и все больше воцерковляется. Крестила детей, стала причащать. Муж не против был, но со временем его стало все это очень раздражать. Не мог человек вместить, зачем так жить. Ссоры стали появляться. И он не смог этого выдержать и что-то понять. И он взял и женился на стороне на светской девушке. А жену обвинил в фанатизме, в том, что детей за собой тащит. Жизнь у меня идет, а я не могу жить с таким менталитетом, который ты мне предлагаешь. Для нее это был удар. Она снесла это с трудом. Но дети пошли за матерью. А она после ухода мужа стала молиться о том, чтоб девочкам дал зятьев православных, и родственники у них, чтоб были православные. Чтоб совсем из православных семей. Результат потрясающий. И второй зять мало что православный, так еще и священником скоро станет. Мать Христа не предала. Я ей говорил, что Господь все вернет через девочек и так и вышло, да и больше того. Четверо внуков уже. Но насколько Господь милостив! Не стала ублажать мужа, осталась христианской, и все стало на свои места.

В. Лебедев: - Молиться надо, как и говорит Патриарх наш. Вслушайтесь в его слова. Молитесь, попробуйте, увидите на своем опте. Сегодня мы говорим о смешанных браках. Отец Дмитрий, Вы специалист по трудным детям. Балуются, не успевают, проказничают. Иногда в семьях происходит не то, о чем мы уже сегодня рассказывали, а настоящие разломы. Что будет с детьми, когда один родитель в одну сторону, а другой в другую?

о. Дмитрий: - Дети считывают действия родителей. Всем известно, что подростки часто уходят из храма. Если родители не истинно православные, а только позиционируют себя. У истинно православных дети не уйдут из храма. Есть книга воспоминаний Соколовых. Владыка Сергий покойный мне вспоминал, что ни мама, ни папа не заставляли особо молиться или подвиги совершать. Но дети когда заспали, всегда видели одну картину - мама читает Псалтирь или Евангелие. А когда проспались, видели, что она носом клюёт, но с книгой все еще. Это оставило след и сделало их верующими. А вот сын Келдыша, академик, вспоминал, что его сделало его учёным. Когда он подростком вставал по нужде ночью, то всегда видел свет в кабинете своего отца. Тот всегда работал. Этот свет сделал его таким, каким он стал. Известно, что в семье священников бывает нередко такое, что дети уходят их храма. Когда заставляют, всегда возникает противодействие. А что может помочь? Общение. Наша воскресная школа удивительная. Таких мало. Никто не ушел из учеников из храма, значит что-то настоящее там было. В чем это настоящее? Дам пример. У нас в школе дают очень хорошее художественное обучение, хотя мы не готовим художников, а просто христиан. Однажды пришла мамочка, привела сна. Ходит он. Заметил я, что все молятся, а он нет. Приходит мама, я ей рассказываю. А ему нравится к вам ходить. Но может быть лучше ходить тогда в обычную художественную школу? Здесь дети православные, они ходят на службу. А ваше ребенок не знает молитв, как это смущает других - они вообще могут подумать, что можно не молиться. Она серьезно к этому отнеслась, подумала, и сказала так покаянно, что они не достойны нашей школ, и наверное нужно им уходить, потому что они не смогут так всё делать. Но тут-то я и воскликнул, что такие нам как раз и нужны. И случилось то, что женщина стала настолько православной, что я сам у нее вере учусь. Она все отписки в Иерусалиме. Любую возможность находит туда уехать. Далее скажу о праздниках. У нас их два - Рождество и Пасха. Так вот всегда приходят ученики, и бывшие ученики со своими уже детьми. Мало в общем тех, кто не ходит. А ушли из храма совсем всего несколько человек. Их компьютер сломал. Они потихоньку и отошли от храма. Важный момент - атмосфера. Так многие супруги у нас как раз знакомятся в храме  и в школе.

В. Лебедев: - У меня же примеров много других. Лет до 13 ребенок еще ходит в храм, а потом всё, нет его. Как хорошо, что у вашей школы такие успехи, но многие просто заводят школу при храме, а результат увы. У вас же высокий результат.

о. Дмитрий: - Меня очень поддерживает этот феномен - никто не ушел. Все дружны, не распались, сейчас огромная семья. У нас много лагерей при монастырях, где мы мозаики делаем, рисуем. Художественный уклон. Но дети же должны чем-то заниматься. Сначала монастыри да храм восстанавливали, а потом стали мозаикой заниматься и рисовать, книги создавать. Мы ни одного движения не делаем без молитв. Представьте себе, 20 лет проводим лагеря и без происшествий. Первый лагерь меня многому научил и потряс. Первый лагерь при монастыре Серафимо-Знаменским. Там речка небольшая. Я сам излазил место для купания. Всё, родителей отпускаю. Мальчики девочки отдельно. Я спокоен. Вижу детей нет и нет, которые купаться ушли вместе с родителями. Я потому и спокоен. Одна девочка 6 лет была без родителей. Подходит ко мне женщина и говорит, что девочка чуть не утонула, там ямка есть оказывается, а я ее не увидел.  У меня б жизнь закончилась. Но и мать и бабушка там молитвенниц. И мы потому все время с молитвой. Куда б ни шли, что б ни делали. А дети уже знают, что с молитвой безопасно. И вот уже 20 лет мы Божией милостью без происшествий.

В. Лебедев: - А если вернемся к тому, что делать, чтоб дети из храма не уходили? Не удалялись?

о. Дмитрий: - Так я и рассказываю, что детей никогда надолго нельзя оставлять без внимания, присмотра. За три месяца каникул, представьте, чего они могут набраться. И у нас я без лагеря в школу не принимаю. Беспрерывное должно быть воспитание. За три месяца душу можно просто уничтожить. Компьютер все больше и больше занимает ум и души наших детей. Возвращать надо детей к естественным играм, к мечу тому же, любой ценой. Мы не должны терять детей. М не теряли детей в предыдущие поколения потому, что компьютера не было. А теперь?

В. Лебедев: - А теперь если не компьютер, так телефон. Из мам легко втащить, папе все равно, бабушка боится мам, которая как сказала, так и будет.

о. Дмитрий: - А у нас закон есть - все телефон забираются. Иного входа нет. Я же говорю, ты не услышишь пения птиц со своим телефоном. Нам важно понимать опасность и спасать детей до того возраста, пока они не окрепнут. В Китае вышел закон, говорят, по которому нельзя использовать компьютер до определённого возраста.

В. Лебедев: - Не слышал я такого, но впрочем, почему и нет?

о. Дмитрий: - Убивается творческая личность.

В. Лебедев: - А если такая причина, то вполне вероятно. Китай же нерелигиозен, не исторически, но из-за коммунистического режима, поэтому наверное творческое начало они хотят беречь. Но возвращаясь к нашей теме, входит, что тяжело быть родителем?

о. Дмитрий: - Тяжела доля конечно. Но если родители не отобьют у своего ребенка стремления к тому, что предлагают современные технологии, они его потеряют. По плоти вроде мой, а чужой по духу совершенно. Диавол как никогда власть над детскими душами получил.

В. Лебедев: - И это несмотря на религиозное возрождение... А надо быть жестче с детьми?

о. Дмитрий: - Нет, не жестче, а умнее. Если родители действительно любят ребенка своего, то включают голову. У одного священника 7 детей, один компьютер на всю семью. Кода занятия нужно проводить, они сидят и смотрят вместе с детьми. Детки живее, активнее, потому что родители не дали растерзать детей.

В. Лебедев: - Должна быть настоящая любовь. Если мы твердо будем стоять в вере, не предадим Христа, то не предадут и они, а мы умножим. Если мы твердо будем стоять в вере, не предадим Христа, то не предадут и они, а мы умножим благочестие в нашем роду, пусть и теперешнем.

о. Дмитрий: - Трудно удержать и найти язык с людьми разной культуры и тем более веры. Рано или поздно может происходить непоправимое. Поэтому молодому нужно знать эти опасные места, а то сегодняшнее счастье может обернуться несчастьем. А старики должно рассказывать, как жили наши предки и дед. Спаси всех Господь.

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+