Перейти к основному содержанию

20:57 19.09.2021

Вопросы о вере и спасении. Почему так мало почитают новомучеников?

11.06.2021 16:09:38

о. Фёдор: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Сегодня мы ещё можем приветствовать друг друга словами «Христос воскресе!». Завтра отдание Пасхи. Во многих храмах входит в традицию служить в этот день пасхальным чином, как мы служим и утреню, и Литургию на Светлой седмице. Эта служба важна, чтобы надолго сохранить пасхальную радость. Мы теряем часто эту радость, а ведь у нас есть прекрасный пример - Серафим Саровский, который удивлял своих церковных современников тем, что он круглый год, и даже Великим постом приветствовал любого человека словами «Христос воскресе, радость моя!» Для него это было настолько важно, что, несмотря на замечания и недоумения по этому поводу, он это говорил. Пасхальная радость с ним была всегда, а как нам ее сохранить - сложный вопрос, но для этого существует особая богослужебная практика, которой мы часто пренебрегаем. На воскресном Всенощном бдении значительно меньше людей молится, чем в сам воскресный день. А тропарь, посвященный Воскресению Христову, канон, Евангельское чтение читаются именно на Всенощной. Когда человек приходит только в воскресенье, то чаще всего там читается другое Евангелие, про воскресение обычно уже не говорится, только икона лежит на аналое. И проповедь тоже чаще всего о чуде или святом, которые празднуются в этот день. И таким образом, акцент, зафиксированный в первой части богослужения - а я напомню, что речь идет о едином круге богослужения - который в древней церкви начинался на Всенощном бдении, которое завершалось Литургией - так вот, акцент с Воскресения Христова смещается на важные, но другие вещи. Это не очень правильно.

Забыта ещё одна очень важная и оберегаемая в древней церкви практика - не делать в воскресный день земных поклонов, как на Пасху. Эта практика во многом помогала относиться к воскресному дню как к малой Пасхе, ее отражению и повторению. Напомню, что это 20-е правило I Вселенского Собора и 90-е правило VI Вселенского собора. Первый собрался, чтоб опровергнуть ересь Ария, и вдруг святые отцы подчеркивают, что приняли такую традицию и дальше ее передают. Потом, через столетия, она угасает, и на VI Соборе ее опять вспоминают, потому что для отцов собора это казалось важным, совсем не так, как сейчас для нас. Советую в этот день не вставать на колени, через Пасху мы восстановлены в сыновстве, в Пасху заканчивается покаянный труд. Не потому что он не совершается всегда, а потому что мы собираем свое внимание на радость Воскресения. Смещаем акцент от сорока дней, когда акцент был на покаянном очищении.

Еще важно, если вы не можете пойти в храм по болезни или другим причинам, чтобы этот день мы выделяли как день воскресный. Прочитать Евангелие, которое на Литургии, Евангелия Воскресения Христова в любом из Евангелий. Описано не так много. Апостол Павел говорит, что Христос явился 500 людям по Воскресении, а описано и того меньше, но драгоценные свидетельства, что у нас есть, очень важны для нас. Можно спеть «Воскресение Христово видевше». Поцеловать Евангелие, как делают прихожане на Всенощной. Вспомнить слова преподобного Макария Великого, который говорит: когда мы целуем Евангелие - мы целуем Самую Плоть Господа нашего Иисуса Христа. Удивительны слова древнего подвижника. Поэтому на воскресном полиелее мы подходим и целуем Евангелие, как ученики и ученицы целуют воскресшего Господа, как Мария Магдалина бросилась, как схватились Жены мироносиц за Его ноги, облобызали их. В этот день можно побольше почитать Священное Писание, прочитать канон Воскресения, подумать, пообщаться с близкими после общения с Господом, сделать добрые дела - отметить воскресный день не чрезмерным сном, не просмотром телевизора, не глупым времяпрепровождением, а встречей с Господом.

Вопрос:  - Как в многодетной семье не обделить кого-то из детей? Часто ли это происходит?

о. Фёдор: - Действительно, жизнь в многодетной семье не позволяет общаться с каждым ребенком в такой же мере, как там, где один ребенок или двое. Огромное количество дел, необходимых чтоб просто обеспечить их жизнь, и родители крутятся, как две белки в колесах, поэтому на общение с каждым ресурсов не так много. С годами меньше сил, но больше опыта. Самая большая ошибка, когда рождается младенец в многодетной семье, к предыдущему ребенку, а особенно к первому, мы сразу завышаем требования. Все первые чада многодетных семей обычно потерпели на себе родительское неумение и отсутствие опыта. Только что он был большой, но рядом с малышом он сразу становится большим. И сразу: помоги, это ты не должен, а вот это должен. Почему ты себе такое позволяешь? А ребенок сильно искушается ревностью. Как это так - он был центром внимания, и вдруг его отодвигают? Отсутствие общения и внимания прочитывается его душой как оскудение любви. Он начинает привлекать к себе внимание - кричать, валяться по полу, натягивать памперс, пить из соски, делает гадкие вещи, чтоб мы занимались им, а неопытные родители начинают его наказывать или строжить. Лечится это лаской и любовью, ловите его, тискаете и ласкаете, пока ему не надоест, на какое-то время подпитки хватит. У нас, когда родился третий ребенок, второй сильно заревновал, ходил мимо кроватки, а потом говорит : «убери его обратно в магазин». Лечить надо любовью. А потом, когда дети подрастают до подросткового возраста, родители не успевают сделать одно важное дело: встретиться с каждым отдельно как с отдельным человеком, это беда. Это трудно выполнить, надо хотя бы раз в месяц посидеть с каждым и наладить сердечную связь, разговорить его, потому что в переходном возрасте они стремительно меняются, забывают за пару месяцев, то, о чем вы говорили.

Вопрос:  - Христос воскресе! Рады, что Вы поправились.

о. Фёдор: - Воистину воскресе! Я полагал, что Вы зададите вопрос, а что, собственно, еще имеет значение после этих слов? Мы, увы, утеряли видение смысла этих слов. Когда апостолы приходили в чужие города, культуры, народы -они несли весть о том, что есть Тот, Кто победит смерть, Кто воскрес, они с этого начинали, они и друг друга приветствовали этими словами, потому что они самые главные. Самый страшный коварный, неотступный враг, с которым ты можешь бороться, и он все равно победит - он отступил, он повержен Христом, воплотившимся Господом. Поэтому слава о Воскресении Христовом произносились не как приветствие, а как извещение.  Когда апостол Павел заговорил о воскресении в ареопаге в Афинах, то даже его слушать не стали, вежливо отказали непонятному иудейскому проповеднику. А для него это было главное, остались только те, кто это мог услышать.

Вопрос:  - Почему все-таки мы так мало почитаем новомучеников и исповедников Российских? Кому принадлежат храмы - Церкви или государству? Не получится ли так двояко, что сегодня храм, а завтра бассейн, что в одно время чтим Христа и Его Евангелие - и оправдываем Сталина?

о. Фёдор: - Храм в большинстве своем находятся в собственности, Федеральной или муниципальной. Они не принадлежат. Один из ста храмов принадлежит Церкви – новопостроенные, и то не все. Сейчас понемногу поднимается этот вопрос, и некоторые храмы передаются Церкви. Но пока ситуация такая: общины получили в бессрочное и безвозмездное пользование здания храмов, домов причта, которые им не принадлежат. Общины сейчас восстанавливают государственное или наше общее имущество. Когда кто-либо упрекает, что тратятся государственные деньги на восстановление храма, то надо говорить о том, что государство восстанавливает то, что ему принадлежит; то, за чем оно не уследило, когда было разрушено. Памятники архитектуры это драгоценность для любой нации, верующий ты или нет, хоть ты Невзоров – ну, нет других памятников такого масштаба у нас в стране, как храм. Есть особняки, Палаты, но, в общем, и все. Храмы надо беречь, они украшение любого города и села. Что касается отнять, то история показывает, что отнять могут и десять раз твою собственность. Если страной снова будут руководить радикалы, что было после 17 года, то такое запросто может быть. Когда нет принципов, которые не могут быть принесены в жертву идеологии. Что касается Вашего вопроса о двоякости, то это грустно, конечно, потому что человек, который почитает Сталина, это тот, кто не усвоил Евангелие. Невозможно быть согласным с коммунистической идеологией и быть христианином. После тех преступлений, которые были совершены, после 70 000 расстрелянных священствующих и монашествующих в 1937-38 годах... и это только год террора. Ходить в церковь и при этом почитать человека, который все это организовал, и это было его решение  - ну, невозможно такое. Горько. Люди, вероятно, мало знают свою христианскую веру.

Вопрос:  - Как преодолеть раздражительность и нетерпение? Я стараюсь сдерживаться, но внутри чувствую.

о. Фёдор: - В аскетике это называется страсть гнева, она живет в каждом из нас, раздражение- это первая ее стадия. Беда любой страсти и этой в том числе, что она как змея в норе живет в душе человека, вроде он спокоен, и о страсти не помним, а вдруг внезапно что-то происходит и все вскипает, страсть показывается и власть берет. Надо идти на исповедь. Это не только покаяние за то, что я впадаю в раздражение. Исповедь это таинство, благодатное излечение души от того, в чем мы каемся. Тысячи раз мы и ходим, и каемся в одном, пока Господь нас от этого не исцелит. Рождается раздражение от гордости. Я точно знаю, как должны вести себя окружающие со мной, какие должны быть обстоятельства, страна, дороги, продукты. И вдруг это не таково, я не могу с этим смириться, я руковожу всем, не Бог Пантократор Вседержитель, а я должен быть вседержителем своей жизни. Поэтому несоответствие меня и раздражает. Гнев вспыхивает. А когда надо - гнев молчит. Как говорят святые отцы, гнев-  это раздражительная душевная сила. Это духовный иммунитет, который не сработал у Адама и Евы, который должен был беречь душу от болезней заразных, так иммунитет души должен беречь ее от падений. Поэтому этот гнев на грех, когда ты на него сердишься, и отталкиваешь помысел -  это как раз самое здоровое и нормальное проявление духовной жизни человека.

Может быть, стоит последовать совету дивного старца Захарии? Он был учеником архимандрита Софрония Сахарова, который в свою очередь был учеником преподобного Силуана, написал о нем книгу. Так вот, старец пишет, что из всех мыслей которые у тебя есть в голове, выбери самую смиренную-  и не ошибешься. Удивительно. Вот я впал в раздражение, согрешил, дальше я могу начать ругаться, толкаться или ответить тем же - или могу беречь это в себе это состояние, даже если ответить не могу. А можно выбрать самую смиренную мысль и держаться ее: Господи, ну кто я такой? Это Твой раб. Благослови, Господи, этого раба Твоего. И гнев сразу начнет стихать. Самый радикальный способ преодолеть неправильное отношение к любому другому человеку - произнести за него молитву.

Вопрос:  - Почему так мало почитают новомучеников?

о. Фёдор: - Почитание новомучеников большой вызов каждой душе человека. Новомученики - люди, которые были носителями настоящего христианства, которое не может жертвовать собою. Человек не может пожертвовать любовью ко Христу. Он готов страдать, терять и даже умереть, но он обладает такой радостью и любовью о Христе, что это самое главное для него, самая большая драгоценность, дороже жизни. Люди такой христианской жизни нас обличают. Читаешь житие - и смотришь на себя, видишь безвольного слизняка по сравнению с этими людьми, которые столько вытерпели и вынесли. Удивительно, что они были носителями радости такой. Много раз читал о таком сюжете даже касаемо тех, кто не причислен к лику святых: отсидели не одно десятилетие, вернулись, продолжали быть пораженными в правах, не могли служить – и, тем не менее, к ним все обращались за утешением и укреплением. Люди, у которых были семьи, работа, все налажено, но они пребывали во внутреннем развале, тоске и  унынии, а вот к этим, которые потеряли все, но сохранили Христа, обращались, как к источнику радости и укрепления сил. Это удивительно. А часто приходится слышать, что новомученики были расстреляны не за Христа, а по политическим соображениям. И даже некоторые люди, члены Церкви, называющие себя христианами, так считают, опираясь на следственные дела, которые доступны, потому что без изучения архивов не реализуется дело канонизации. А там писал неверующий следователь, и, конечно, он не мог писать о тех мотивах, по которым человек арестован.

Вопрос:  - Что такое состояние прелести? Как научиться духовному трезвению, чтобы не впадать в прелесть?

о. Фёдор: - Прелесть со славянского переводится как «лесть» - ложь, «пре»  - очень. Это состояние обмана, которое бывает только у верующих, которые не расстаются со своей гордыней. Прелесть- это уверенность в своей духовной красоте, которую предложил человеку сатана, и таким образом его обманул. Убедил себя человек, что многого достиг, или действительно многого достиг, но как только он перестает нести покаяние, а начинает всех учить вокруг - то это и есть основная черта прелести. Человек ниспровергает все авторитеты. С начала прелести у него разрываются отношения со всеми  верующими друзьями, отношения с духовником, а человек начинает окормляться у другого, необычного духовника, старца пещерно-подземного, или такого, который далеко и не может увидеть истинного его состояния. Человек в прелести не может, как все, ходить в храм, он другой, считает себя святым, при этом учит всех вокруг. Он явственно видит чужие грехи, но плохо- свои, при этом он может иметь длинный список покаяния и приходить в храм, и долго стоять на исповеди. Но если священник ему укажет на грех, который в списке отсутствует- то это его раздосадует. У него есть лишь только то, что он сам решил увидеть в себе, но никто более сказать ничего не может. Беда страшная, но Господь от нее лечит. Как святые отцы говорят - Господь просто отходит, Бог гордым противится, смиренным дает благодать. Когда человек в вере обуян гордостью, то становится таким фарисеем!

 Евангельский образ помните? Христос говорил фарисеям: горе вам, вы любите молиться на перекрестках дорог. На перекрестке тебя видно с четырех сторон и знают, какой ты великий молитвенник. Да не будет этого с нами! В рамках нашей веры и такое бывает. Мы знаем даже святых, который впадали в прелесть, например, св. Никита Новгородский, из Киево-Печерского патерика. Он был очень старательный молитвенник, молодым старался добиться разрешения от духовника отдельно жить в келии и молиться отшельником, ему не благословили, но он ушел. Через время проведенное в строжайшей аскезе и непрестанной молитве, ему явился демон в образе ангела и сказал, что он многого достиг, его послал Господь, поэтому молиться теперь буду я , а ты, мол не молись, но только учи. К нему стало приходить огромное число людей, он прославился и в какой-то момент кто-то из приходящих заметил, что он никогда не цитирует Евангелие, но только Ветхий Завет. Лаврские Отцы узнав забеспокоились, стали за него молиться, в конце концов ему в образе Христа явился сатана, которому он поклонился и был поруган, чудовищно избит демоном. Два года приходил в себя, но раскаялся и был прославлен в лике архиепископа Новгородского. Еще чаще гордость подвижников лечится впадением в блудный грех, потому что это очевидная нечистота, когда человек падает туда, сердце его сокрушается. Тут никак себя не убедишь, что ты прав, жизнь разрушена, но через покаяние он возвращается к истинному общению с Господом.

 Хотел бы договорить по поводу новомучеников. Даже некоторые священнослужители говорят, что новомученики причислены к лику святых ошибочно. Есть житие одного древнего мученика Андрея Стратилата, память 1 сентября по новому стилю, у которого удивительное и очень похожее на новомучеников житие, поэтому важное для нас. Он был любимейший руководитель Стратилы - большого воинского подразделения в римской армии. Он был христианином, но еще не принял Крещение, хотя открыто проповедал Христа, поскольку имел колоссальный авторитет. Верный и мужественный воин, он многих обратил ко Христу. Он должен был принять святое крещение, прошло время катехизации, молитвы, подготовки. С отрядом он покинул воинскую часть, потому что не было войны, и они на конях поскакали. В храме приняли Святое Крещение. Губернатор, правитель области знал о том, что Андрей христианин, и в письмах получил разрешение гонителя христиан-императора его допросить и казнить. Но император, зная о славе Андрея, сказал, что нельзя казнить его за то, что он христианин, потому что так можно только увеличить веру. Нужно придумать другой предлог, причину. И причиной стало то, что Андрей с группой воинов покинул казармы без разрешения начальства. Они поскакали назад и попали в засаду. Андрей предложил своим новокрещенным братьям не применять оружие и отдать себя на убиение. Они склонили головы и были казнены. А причина была объявлена известная, но и Церковь, и все люди понимали истинную причину. Поэтому он был причислен к лику святых. И этот подход к Церкви, когда она понимает, что этого христианина убили именно за то, что он христианин, и учил других, примером был, а уж подверстали под это разные статьи. Так вот, исходя из примера Андрея Стратилата, Церковь так и поступила – канонизировала этого мученика.

Вопрос:  - Если что-то просим у Господа, то рекомендуется добавлять: «да будет воля Твоя». А когда мы просим помочь в бедах, то не странно ли добавлять это же?

о. Фёдор: - Мы постоянно об этом просим в молитве Отче наш. «Да будет воля Твоя на Небеси и на Земли». Что такое земля? Это я, Адам. Адам переводится как земля. Понятно, что вокруг совершается воля Божия. А где она может не совершаться? Внутри воли человека. Человек может воле Божией противиться. В Евангелии сказано, что мытари, грешники и блудницы крестились от Христа, а фарисеи и книжки отвергли волю Божию о себе, не приняв Крещение. Воля Божия всем спастись, прийти в познание истины, но человек может ее отвергнуть. Это не богословское утверждение. Я могу не покоряться воле Бога, я могу обижаться, могу гневаться роптать, унывать от того, что Он не исполняет мою волю. И в молитве «Отче наш Христос» и сказал это. Мы можем просить о чем угодно, но иногда не получаем, потому что просим не на пользу себе. Просим того, что нам вредно, что нас погубит, поэтому Господь не дает то, с чем мы не справимся. Один батюшка написал пост в интернете, что ждет, когда же Господь попустит ему искушаться богатством. Но со священством будет то же, что с народом. Обеднеют обе стороны. Чтобы понимать народ, нужно пройти то же, через что проходит народ. Когда мы читаем молитву «Отче наш», а читать нужно медленно, чтобы вникать в каждое слово. И вообще неправильно, что это молитва перед едой, или Трисвятое. Ее называют Господней, потому что там есть все. Когда мы просим о чем-то, то хорошо бы спросить Господа, зачем Он что-то попустил, чему нужно и можно научиться.    

Вопрос:  - Был разговор про Сталина, есть такие православные которые чуть не молятся за него. А я знаю, что, например, он после войны Грузию освободил от всех налогов, как самую пострадавшую республику. И эту наглую формулировку все проглотили, потому что боялись его.

о. Фёдор: - Это был страшный человек, один из самых страшных в истории человечества, когда преступная душа, порождённая грехом, сочеталась с такой высокой властью. Думаю, что те, кто зная о его преступлениях, продолжают его почитать, если они неверующие - то это люди просто с атрофированной совестью. А если это верующие, то это те, кто не знает своей веры, как следует. Невозможно так сочетать свет со тьмою, Христа - с велиаром. Сталин ненавидел Церковь, был ее гонителем, декларировал своей задачей ее уничтожение, сделал много для реализации этой задачи. У него могли быть и были удачи в управлении страной, которые еще надо рассматривать каждую отдельно, какой ценой это сделано. Но к Церкви у него отношение было однозначное. В 1943 году он чуть сбавил давление, но это ни о чем не свидетельствует. Ход этот был вынужденный, потому что на всех оккупированных территориях немцы разрешали открывать храмы. И если бы к измученным людям на освобождаемых территориях приходили бы советские войска и снова закрывали храмы, то это был бы сильнейший удар по его власти, по отношению к коммунистической власти. Так что это был просто ход прагматика. Аресты не прекращались. Первая группа фронтовиков, которые поступили после фронта 44-45 году, на богословские курсы, которые открылись в Новодевичьем монастыре, которые потом переехали и стали Московской Духовной семинарией. Так вот первый курс был 15-16 человек. Из них до конца дошло 3-4 человека. Все были арестованы, им не дали рукоположиться, они все фронтовики с наградами, ранениями были, пострадали за свое желание служить Церкви. Это было его решение. 

Вопрос:  - как считаете, почему общество нехорошо относится к многодетности.

о. Фёдор: - «Нарожали тут» - частое порицание. Мы сами с нашими 8 детьми часто слышали подобное. Многодетные обличают бездетных. Делала аборт, препятствовал зачатию, обличает своей нормальностью…. Есть данные, что на Кубани, в  Краснодарском крае перед революцией среднее количество детей в семье было 9 человек. Родители такие для себя не живут  - некогда Я однажды поймал себя на мысли, что месяц не причесывался перед зеркалом. Нет времени, причесываешься на ходу. Нет времени на это. Конечно, для того, кто принес в жертву возможность родить, если он в браке и мог себе это позволить, но не родил, обычно это делается для того, чтобы жизнь была более спокойной и комфортной, поэтому это обличает и негатив есть.

Вопрос:  - Как привести детей к вере, чтобы они потом не отдалились?

о. Фёдор: - Их надо не привести, но родителям надо жить по вере, по Евангельским законам. И храм, причастие, совместные молитвы, чтение и обсуждение Евангелия. Тогда Христос войдет в их жизнь и значительно больше надежды, что они останутся в церкви. Они все равно будут сами решать в итоге, это область человеческой свободы, даже Бог не может туда вторгаться. Познакомить ребенка с настоящей христианской жизнью мы можем сами, а также действовать молитвой и таинствами церковными.

Вопрос:  - Что важнее для детей: материальная обеспеченность-или забота и любовь родителей и братьев и сестер?

о. Фёдор: - Думаю, что второе важнее, потому что никакие игрушки не заменят людей, которые тебя любят. И потом, когда родители состарятся, человек опирается на братьев и сестер, и это его опора на земле, он учится жить с другими. Тому, кто живет в большой семье, потом проще построить свою. Он с детства приучен к жертвенной любви, деваться не куда, он привыкает к ней. Нельзя съесть шоколадку, надо разделить ее на 8 частей, хочешь ты или нет. Нельзя шуметь, когда кто-то болеет. В любом случае надо помогать на кухне, мальчик ты или девочка. У тебя будут обязанности, потому что иначе родители просто сломаются. Материальная обеспеченность –это, конечно, обязанность отца. К сожалению, сейчас уже который раз сталкиваюсь с историями, когда отец бросает жену с ребенком и торжествует, если ему удается не платить алименты. Как это совмещается с тем, что человек считает себя порядочным - не понимаю.

Вопрос:  - Как помочь ребенку полюбить храм и службы, где нужно долго стоять, а не играть?

о. Фёдор: - Есть такая проблема. Считаю, что нужно приходить с ребенком не к началу Литургии, а к какому-то моменту начиная с которого, он в состоянии благоговейно постоять. Например, к Символу Веры, к Херувимской. Ребенок растет, становится покрепче, его можно пораньше приводить, а потом уже и к началу можно. Но есть выход - детские комнаты при храме. Если 2 летний малыш никак не может стоять в храме, а на него все шикают, то с ним надо приходить попозже. Но при этом могут быть дети и постарше у вас, кого надо приводить к самому началу Литургии. Поэтому мы в подвале храма мы оборудовали помещение, куда провели трансляцию, повесили иконы, поставили подсвечники. Семья с тремя детьми приходит, родители распределяются - кто-то молится со старшими наверху, второй родитель внизу с малышом. Дети там слышат Богослужение, мама видит на ребенка и может молиться. А потом все вместе идут к святому Причащению.

Мы на пороге празднования Вознесения Господня. Хочется вспомнить слова апостола Павла: «наше жительство на Небесах». Мы небесные люди, мы призваны жить по законам Неба, Царствия Небесного еще до того, как оно полностью воцарилось в Творении Божием. Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге, то есть мы все вознесены со Христом, в общении с Отцом Небесным. Пока тайна, а когда-то будет явно. Христос воскресе!  

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+