Перейти к основному содержанию

11:08 24.04.2024

Трудно поверить, что его когда-то не было

20.04.2021 12:43:18

А. Простокишин: Мы продолжаем цикл передач «Уберечь детей от зависимости». Это совместный просветительский проект радио «Радонеж», Московского просветительского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения города Москвы и редакции журнала «Независимость личности». В этом журнале мы обсуждаем темы здорового образа жизни, правового воспитания, популяризации физической культуры и спорта, патриотического, духовно-нравственного и культурно-исторического воспитания молодежи.
Сегодня нашу передачу мы посвятим 30-летнему юбилею радиостанции «Радонеж», поэтому я пригласил на передачу ее директора. Кто, как не Евгений Константинович, знает историю непростого творческого пути всего коллектива? Прежде, чем начать дискуссию, хочу зачитать поздравление от Министерства здравоохранения:
«Вот уже на протяжении 30 лет коллектив радио «Радонеж» трудится на ниве приобщения людей к жизнодательному источнику - православию. Ваша деятельность привлекает к себе не только православных слушателей, но и всех тех, кому небезразличны понятия духовности, культуры, истории, любви к отечеству, патриотизма, семейных ценностей. За прошедший год кружок единомышленников вырос в целое братство, в котором сегодня объединены радиостанция и видеоканал «Радонеж ТВ», газета, паломническая служба, три православных гимназии, международный фестиваль кино и телепрограмм «Радонеж». 
Все эти масштабные проекты обрели всенародную известность, признание, любовь. На современном этапе вы являетесь один из лучших средств массовой информации, которое несет в массы высокую культуру и образование. Осуществляя просвещение, воспитание, радио «Радонеж» поистине является голосом православия. Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения Москвы уже 8-ой год вместе с вашим творческим коллективом взаимодействует в реализации социального просветительского проекта «Уберечь детей от  зависимости», который затрагивает важные социально  значимые проблемы нашего общества. Этот проект является эффективной формой профилактики не только форм зависимого поведения, таких как наркомания, алкоголизм, табакокурение, игромания, но и таких опасных явлений, как экстремизм и терроризм. Вместе с вами в рамках проекта мы занимаемся духовно-нравственным, культурно-историческим и патриотическим воспитанием молодежи. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество и поздравляем весь ваш творческий коллектив с юбилеем и вполне солидным возрастом работ в СМИ. Желаем всему вашему коллективу Божией помощи, здоровья, благополучия, ждем от вас новых таких же интересных и содержательных программ, а также значимых социальных проектов». Подписал доктор медицинских наук, профессор, главный нарколог Минздрава России Евгений Алексеевич Брюн. 
Е. К. Никифоров: - Спаси Господь. Мы с Евгением Алексеевичем знакомы. Он принимал участие в передаче, где участвовал и я. Кстати, Вы упомянули журнал «Независимость личности». Значение личности крайне важно для православия. Все христианство и православие личностны. У нас всегда был большой интерес к личности, к ее весомости, содержательности. 
Спрашивают, какие у нас на радио есть рубрики? У нас есть человек - он сам себе рубрика. Вот Евгений Алексеевич, это весомая личность. К нему в кабинет войдешь - и пить потом становится страшно. Сразу даешь себе обещание бросить пьянство  в силу его внутренней жизненной убедительности. 
Важный инструмент наркологии - замещение. Например, препаратов с тяжелых на более легкие, которые не так быстро разрушают тело. И психологически важно замещать неверное поведение верными паттернами, нормами поведения другого порядка. «Радонеж» этим и занимается. Замещением неправильного на правильное. 
А. Простокишин: - Заполнение духовностью той пустоты у людей, на которых после 10-15 лет употребления наркотиков просто страшно смотреть. По инициативе Евгения Алексеевича в каждом стационаре есть домовый храм, молельные комнаты. Православное воспитание - то направление, которое весьма важно в оздоровлении человека. 
Е. К. Никифоров: - Когда мы посещали клинику с дружественным визитом, я видел этих пациентов. Надежды на выздоровление в их глазах я не видел. Попадаешь - оставь надежду всяк сюда входящий. Ощущение чудовищной безнадеги. Сами ребята напоминают приспущенный кожаный барабан, на котором уже нельзя барабанить. В  Грузии национальный ансамбль, они на этих барабанах играли - потом руки растирали - больно. А здесь бить не по чему. Это овощи. А между тем их жалко. Не знаешь, как помочь. Храм, чтение Писания, говорят, помогает. В случаях, когда на приходах есть такие люди - тут батюшка-подвижник нужен, потому что иметь с ними дело могут только подвижники. И вот эти люди как-то живут нормальной человеческой жизнью за счет замещающего поведения. Колка дров, огородные работы, простые дела - храм всегда требует чего-то. И вот на свежем воздухе,  понемногу человек становится все более похож на человека.
А. Простокишин: -  Интересно, как им оказывают помощь. Этому подтверждение - за 8 лет несколько человек, среди которых один 15 лет на героине находился - восстановился совсем.  Он принимал участие в лечении и реабилитации, каждый год участвовал в передачах, делился своей  бедой, рассказывал, как пришел к этому. Интересно, через 4 года он стал сотрудником Научно-практического центра. Как человек, который занимается вопросами социальной помощи. Сейчас пишет книгу. Помогает нам. 
Е. К. Никифоров: - Это общий случай и правило, я бы сказал, потому что святые отцы, в частности афонские старцы, с которыми я беседовал, говорили, что праведник не всегда может помочь наставить чадо на путь праведный. Потому что он просто не знает, что такое страсть, он это не испытал. А если ты не испытал, то как ты можешь помогать другому вытаскивать это бревно? Часто именно те, кто прошел это и имеет возможность поделиться опытом-они оказываются самыми востребованными в церковной деятельности. 
А. Простокишин: - Интересно, что в этот период, когда он проходил лечение и реабилитацию, то покрестился, а был до этого некрещеный. Мало того, он нашел спутницу жизни и повенчался. Она тоже из этой среды. На этапе реабилитации люди уже могут встречаться, а вот на лечении мужчины, женщины и дети находятся отдельно.
 В Ступино есть реабилитационный центр, самый первый центр в России. Там помогает людям отец Павел. Он назначил специальный день для общения всех пациентов реабилитационного центра. И может быть, этот человек к Богу бы не пришел, если бы не попал в эту историю. Он крестился, когда увидел и почувствовал, что ему это надо. Это закрепило его выздоровление. Он понял, что находится на правильном пути. 
Сегодня говоря о радио «Радонеж», трудно поверить, что его когда-то не было. Тем не менее, в январе 1991 года его ещё не было, и вот оно появилось. Евгений Константинович, как все начиналось?
Е. К. Никифоров: - Все начиналось как будто само собой. Поэтому я искренне отмежевываюсь от тщеславного желания заявить, что я это все придумал. Преподобный Сергий, игумен земли Русской - это можно как метафору применить к нашей жизни монастырской и русской вообще - это наш духовный отец. Основа нашей жизни - святоотеческое православие, которое он принес и развил-он и его ученики. Игумен – это тот, кто заботится. В одном из афонских монастырей игумена нет вовсе. Они считают, что у них Игуменья - Матерь Божия. И вот сколько столетий Она помогает людям, и Ее заботы не прекращаются. Так же и Россия. Не нужно много славословить. Важно помнить, что Преподобный-  Игумен земли Русской, а уж радио нашего – в первейшую очередь. Нам важны духовные ориентиры, критерии. А этот критерий - учение Преподобного, Троице-Сергиева Лавра. 
Почему «Радонеж»? Почему мы решили так назваться? 
Братство или общество преподобного Серия -это звучало бы тяжеловесно. Тогда, в 90-е, вызвало бы большое отторжение. Антирелигиозная пропаганда шла вовсю и давала о себе знать. Во всяком случае, обращаться в государственные органы было бы даже бессмысленно. 
А. Простокишин: - А сказали бы: пропаганда власти...
Е. К. Никифоров: - Нет, это не пропаганда, а устоявшиеся советские атеистические стереотипы. Поэтому братство наше назвали «Радонеж». Возникло оно из небольшой группы близких друзей, чад отца Амвросия Юрасова. Эти люди, почти все выросли большей частью в нерелигиозных семьях. Многие из них потом крестили своих родителей. И это процесс абсолютно мистический. Это не связанно с конъюнктурой, с идеологическим самоопределением. Я чувствовал, что нас Господь ведет. И каждый раз по принципу «это - не это» отбрасывалось то, что не соответствовало внутреннему камертону, который представлялся Духом, Богом. Многие же до этого прошли через восточные медитации, мудрость Востока. 
А. Простокишин: - Тогда это было модно. 
Е. К. Никифоров: - Это единственное, что было понятно! Это было просто. Проще, чем православие. Иногда говорят о миссии. А я приду к неграм на остров, как я их зацеплю? 
А. Простокишин: - Бубен и харе  Кришна!
Е. К. Никифоров: - Отец Олег Стеняев был в Индии.  Как-то он сел у знаменитого красного Форда в центре Дели, это грандиозная крепость, вроде нашего Кремля. Взял бубен и стал бить в него и кричать: харе Иисус!  Моментально вокруг него собралась толпа.  Отец Олег не знал языка, но хотел привлечь людей хоть такой проповедью. 
Я считаю, что это странный атавизм, когда мы отпеваем какого-нибудь человека, мало имеющего отношение к Церкви, и батюшка говорит: «несомненно, исповедовавший Троичность Божества». Формула есть формула, надо над любым это читать. А спроси православных, что есть Троица – скажут, конечно, но мало.
 А помните это дореволюционное заблуждение, когда под Троицей понимали Господа Иисуса Христа, Матерь Божию и святителя Николая? Таких сейчас нет, конечно. Громадная интеллектуальная работа была проделана человечеством, чтобы так сформулировать. А преподобный Сергий понимал эту проблему, в его распоряжении была средневековая Россия, еще совершенно не просвещенная Духом Святым или всеобщей грамотностью. А он проповедовал Троицу. Он был певец святой Троицы. Его ученик Андрей Рублев воплотил в красках учение преподобного о Троице, троичности бытия, которое заключается не в Ветхозаветном сюжете, что шли три путника, сели, тут Авраам и Сарра, бытовой сюжет, принес-унес.  Нет Авраама и Сарры на этой иконе вообще - причем здесь они и Пресвятая Троица - учение о Божестве?
 Стоишь в Третьяковке, смотришь на это удивительное, запечатленное в иконе богомыслие, что эти трое прекрасных юношей объединены любовью. Какой? К личности человека. Они не смотрят в глаза, они смиренно, потупив взор, слушают свое сердце, наблюдая за биением сердца брата - вот как! Это единство во Христе и есть учение, запечатленное в иконе. Так учения и распространяются. Думаю, что, кстати, негры на гипотетическом острове больше поймут эту проповедь через икону, чем разговор в жанре катехизиса Филарета Московского. 
Вернемся к тому, как мы возникли. Мы были камнями. Как говорит Писание: Господь волен из камней создать чад Аврааму. И мы - те самые камни, из которых Бог создавал живую плоть нашего общества - нас преобразовывал в людей. Людьми не рождаются - людьми становятся. Это длинный процесс становления в личность. Нужно потрудиться. Мы искали такие образцы. Сначала восточные книжки, потом поняли, что Дух Святой, жизнь не ограничивается материальным телом. Все увлекались экстрасенсорикой. Искали руками, крутили шары, вся эта японо-китайская борьба. 
Сейчас понимаешь, что это детский лепет. Но мы забавлялись. Потом стало ясно, что духовный мир многообразен, это целая духовная география. Духовный мир существует!
 Но он не есть что-то такое буддистское. Погудел, в нирвану ушел и что? Сложного ничего нет, я видел и бывал там, в этих довольно простых состояниях, которые дает и дыхательная гимнастика,  и йога. Можно успокоить плоть. А дальше что? Будда - величайший из мудрецов перед Христом. Он пришел к тому же, что Христос сделал. Последнее он сказал, что после всех жизненных испытаний это трогательное учение на самом деле. Это реальный опыт человека, который реально искал Бога. И он пришел к тому, что увидел, что весь мир во зле лежит. Это снова буддизм.
 Мир во зле, а дальше что? А спасение - нечто от него не зависящее. Будда сделал максимально, что мог, он увидел циничное, дерзкое, смелое, реальное. Откровение было ему, ясность сознания ему проявила, что весь мир во зле лежит. А дальше? Он принял то, что будет ужасно сказано, но все же: нужно просто выйти из этого мира, а это уже про самоубийство. И буддизм весь - кто пытается его исповедовать смело и до конца - это учение о самоубийстве. Выйти из этой сансары, и уйти в этот ничего не значащий «ом-м-м». 
А. Простокишин: - Что великий грех в православии. 
Е. К. Никифоров: - Конечно. Там выход в отрицании. А у нас есть выход - в спасении,  человек в православии спасается благодаря благодати, данной нам через Иисуса Христа. Это важнейшее откровение, которое мы должны хранить, и благодарить Бога за то, что Он подарил нам эту возможность спасения, продолжения жизни нашей личности во Христе. И во Христе все наши составляющие  в вечности преображаются в святые органы внутреннего человека - происходит совершенно другое. Этот процесс невероятно заманчив, интересен, заниматься собой, вот так наблюдая за собой,  преображая свою душу - занятие чрезвычайно увлекательное. Как это сделать? Книжки? Нет, это не знание. Хочется учителя, того, кто научит конкретно. Такие люди были и есть. И стали мы искать. Отец Амвросий, Царствие ему Небесное, нам попался. Поначалу это был духовник радио «Радонеж». И духовник братства нам попался - а это великое счастье: человек, который может тебе помочь. И вот мы ездили, когда еще было все запрещено, потому что мы начали свою деятельность тогда, когда были еще религиозными диссидентами, печатали самиздатовскую литературу. Все это сами делали, матушки сидели на печатных машинках набирали громадные тома, а тогда за ксерокопию могли посадить. И сейчас остались экземпляры, кстати, в библиотеке нашей гимназии. Это все интересно было - редкие аппараты ксероксы, они под грифом «запрещено», под наблюдением особистов. Велся журнал, кто сколько листов  и что распечатывал. И пишущие машинки были на контроле. Мне вспоминается, что это были такие комнатки, двери, обитые цинковыми пластинами. Сейчас дикостью кажется – печатай, что хочешь, а тогда даже качественной бумаги не было! Была советского типа, вроде туалетной. На такой бумаге цифры и буквы пробивались насквозь от механического удара, а некоторые - через копировальную бумагу сразу печатали несколько экземпляров, и первый пробивался чуть не насквозь. Потому что нужно было добить до четвертого экземпляра. И вот одни распространяли такую литературу. Магазины на дому были. Приходили тихонечко. Все они были под контролем. Приносишь 4 экземпляра - а себе парочку забираешь домой. Это, кстати, не описано - а надо бы, чтобы кто-то описал. Эти люди еще живы! Светлана Ивановна Горлевская, одна из таких могикан, создавшая изумительный магазин православной литературы, он так и называется «Православное слово на Пятницкой», до сих пор самый большой православный магазин в Москве. Для меня она старица, любимая подруга, хотя в возрасте уже, но это такая живая православная жизнь, сознание такое ясное. 
А. Простокишин: - Я тоже люблю заходить в этот магазинчик, даже запах там другой. Это непередаваемо. 
Е. К. Никифоров: - Жажда знаний. Потом - хотелось слышать этих людей. Мы нашли отца Амвросия. Он проповедовал в храме, эти проповеди записывались на кассеты, тиражировались, распространялись нами. Но все равно это очень мало.
 И мы стали проводить вечера в клубе «Меридиан». Это до сих пор один из престижных залов, красивый культурный центр. Там около тысячи мест. Туда мы приглашали самых известных проповедников, залы были переполнены. Так это все радовало, но потом мысли – надо же работать на 10-миллионную Москву, и хорошо бы пару раз в месяц, а организовать такую встречу трудно и затратно.
 Что делать? Возникла идея СМИ. Все, что можно было на то время. А дальше - уже то, что позволил закон, согласно которому мы действовали. Так и возникла радиостанция «Радонеж». Час в эфире, потом два, потом три, сейчас 24х7. Непрерывное вещание есть в интернете, в приложениях на телефоне. 
А. Простокишин: - Даже специальные приемники есть, которые захватывают частоту, на которой транслируется FM диапазон радио «Радонеж», УКВ-3 - советский диапазон. И эти приемники пользуются спросом. 
Е. К. Никифоров: - Уникальная особенность нашей радиостанции. Обычно радиостанции чем занимаются? Хищнически ищут своего слушателя, привлекая его всякого рода гнилью. Чем более гнилой продукт - тем он кажется привлекательнее, тем легче его продать. Эти острые вещи все связаны с ферментацией, которая постоянно происходит. Свежести нет. Мы не ищем, нас ищут. Все хотят неискаженного православного учения. Мы стараемся не повредить, не посрамить людей в ожиданиях. В плеймаркет «Радонеж» заходите, загружайте, слушайте!  
А. Простокишин: - Слушать можно так, как вам удобно, главное, чтобы был интернет. 
Е. К. Никифоров: - В Москве 3g, 4g - всюду, а wi-fi в каждом доме. Даже пожилые уже все это понимают. Настроить легко. И можно всем слушать, все смогут получить информацию, которая желательна сердцу. 
А. Простокишин: - Хотелось бы услышать о лицеях, попасть туда, наверное, очень сложно? 
Е. К. Никифоров: - Не сложно. Есть ограничения - собеседование. Оно выполняет единственную функцию - чтобы не было расщепления ребенка на то, что в доме и на то, что в школе. Лучше- пусть он не поступит в нашу школу, но живет в мире с родителями, нежели в школе будет одно, а дома -другое. А во-вторых, это гимназия, что уже говорит о том, что это гуманитарная школа повышенного уровня образования. А если так, то это требует больших затрат - физических, интеллектуальных, и так далее. Это все сложно. А дети в Москве все невротики, все слабенькие. Здесь требуется выносливость. Однако дети выносят. 
Три школы совершенно разные. Каждый коллектив - семья, со своими лицами, программа даже иногда меняется под педагогов. Считаю, это очень важно потому что какую программу ты ни создавай- что толку,  если нет людей, которые ее воплотят? Есть человек - есть проблема, нет - нет проблемы. Радостно, когда в школу приходят проблемные, горящие своим предметом люди. То же наши учащиеся - папы, мамы, кто приводит детей. 
 30 лет тому назад никто толком ничего не понимал. Чувствовали смутно, чего они хотят. А сейчас и казусы бывают. Матушка одна поинтересовалась, есть ли в гимназии «Радонеж» конная выездка. Это о том, что такое есть представление у людей. В каждой школе у нас домовые храмы. Сейчас я радуюсь новым мамам и папам. Они рациональные, трезвенные, точно понимают, чего они хотят. А хотят они хорошего образования, высокого воспитания. Хотят, чтобы дети были духовно, нравственно защищены. Это достигается большими трудами. Это не просто забор, но нравственный. Мы стараемся, чтобы они за ограду школы все-таки выходили поменьше. Организуем в школе все, что нужно.
А. Простокишин: - А не становятся ли они тепличными растениями, которые потом попадают в агрессивную среду - и что делать? Эта духовная защита как некий иммунитет, которого достаточно, чтобы выжить. 
Е. К. Никифоров: - Многие об этом беспокоятся. А не будут ли дети  делать то-то и то-то? Не будут! Это практически невозможно. Грязи в мире столько, что уберечь полностью нельзя. Как вакцинация сейчас. Чем больше будут в школе, чем более они будут сохранять детскость - тем будет лучше. 
А. Простокишин: - Выходит, они более защищены, у них сил для  защиты больше, в плане противостояния агрессии мира. 
Е. К. Никифоров: - Они вообще такими бойцами вырастают! Они чувствуют себя выше по уровню знаний, духовного понимания явлений. Они выше своих сверстников. 
А. Простокишин: - А после гимназии у них стремление пойти в вуз? 
Е. К. Никифоров: - Они, конечно, поступают все. Они борются. Они же исповедники!
 Они это знают и умеют не потому, что мы их специально учим, хотя есть у них уроки риторики, они прекрасно говорят, свободно выражают мысль.  Они могут сверстникам по-настоящему рассказать о том, что их беспокоит. На своем уровне вполне могут рассказать, без трансляции гадких антицерковных стереотипов, которые благодаря каждому второму «утюгу» разносятся бездумно. Проблема нашего общества в том, что оно транслирует махонькие, куцые, неразвитые идейки. «Попы на мерседесах». Какие мерседесы? Какие попы? Толстые еще притом. Жирные попы на мерседесах. Я не поп, я тоже жирный - но в чем моя вина? Я пытаюсь похудеть, заниматься зарядкой, но- увы! А тут снова жирные попы на мерседесах. Сразу образ некоего алчного, жирного  стяжателя из религиозной литературы XX века, из журнала «Безбожник». И мерседес. А мерседесы-то тоже разные. Есть новенькие, они нам не по зубам, да и не за чем, только тщеславиться? А православному чем тщеславиться? Мерседесом - это же смешно!
 Если ты живешь в Церкви - ты неизбежно осваиваешься с заповедями Божьими, утром  и вечером читаешь молитвы, Причастие - громадное правило к причащению, где сказано про всё тщеславие мира: что ты в мире ищешь, человек? Когда в обыкновенном мире об этом даже не думают, вопросами такими не задаются, естественно - всякая дрянь на этой гнили, на гумусе прорастает. Лопухи растут там изумительно. А ты  поди-ка, зернышко пшеничное воспитай! 
Поэтому странны эти стереотипы о Церкви. А иногда человек с высшим образованием, люди серьезные, заканчивали серьезные ВУЗЫ, откуда у них информация? Где вы читали это? Вы встречались с этим батюшкой? Они все такие. Какие? Где ты прочел? В Московском Комсомольце. Ах, какой достоверный источник?! 
А. Простокишин:  - Слушайте радио «Радонеж» и не читайте по утрам советских газет. 
Е. К. Никифоров: - Наша-то роль в этом и состоит, чтобы призывать людей думать. Ну, додумайте мысль до конца, хотя бы одну, а там, смотришь, вторую и третью додумаете, тогда сами будете решение принимать осознанно, а не транслировать мемы. Плевел набросали вам, а вы клик-клик. Уже и делятся не мыслями, а рожами. А чем это - сформулировать словами не могут. Поэтому школы преследуют эту цель: воспитать и образовать, и научить говорить, писать, осмысливать то, что ты по-настоящему сам думаешь. Давай, братец, прочел книжку, поговорим о ней. Не клише - клево, нравится - не нравится. Расскажи, почему нравится, что тебя тронуло, в чем смысл русской великой литературы. Не в том, чтобы просто знать, кто такая Анна Каренина. Анна по фамилии Каренина, адюльтер там случился. Но речь-то там о другом. А дети переживают. Они в полноте падения Анны не могут понять, но интуитивно неблагополучие они понимают, главное - понимают изумительную речь, и могут даже об этом говорить точными словами. 
А. Простокишин: - Перед тем, как мы перейдем к «Отечественным запискам», зачитаю еще один адрес, это от Совета Федерации в лице Общероссийской Общественной Организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей». Это их детище Совета Федерации. Адрес большой, весь его зачитывать не буду. Выборочно. Вот и сегодня многие программы имеют миссионерскую направленность. Программы радио «Радонеж» включают в себя беседы, лекции, дискуссии, открытый эфир, встречи со священнослужителями, с ведущими представителями духовенства, церковной и гражданской науки, с общественными деятелями, новости, проповеди, музыкальные передачи, литературные композиции и многое другое. Здесь и пожелания соответствующие. 
Е. К. Никифоров: - А знаете, мне даже сам объем поздравления приятен. Написать такое обращение – это труд. Вот я чиновник, сижу на этом месте, мне приходят и говорят, что хорошо бы написать приветственное письмо в связи с тем и тем. И начинаешь думать, о чем писать.
С. В. Шулов: - А тут есть, о чем писать.
Е. К. Никифоров: - Поэтому не клише работает здесь, а желание потрудиться. Дорогого стоит. 
А. Простокишин: - Подписано секретарем Алексеем Гусевым. А теперь к поздравлениям от «Отечественных записок». 
С. В. Шулов: - «Мы рады поздравить коллег с таким славным юбилеем - 30 лет. Учитывая разруху 90-х, половинчатость 2000-х, все это сохранить и сберечь, сохранить эфирную частоту, не отдать ее - большой труд». Пару слов о подарке. В ознаменование 200-летия нашего журнала «Отечественные записки» мы издали ровно 200 коллекционных номеров в кожаном переплете, подарочном футляре, каждый маркирован уникальным номером. Этот номер 91. Намек на 1991 год - год создания «Радонежа». Здесь мы удостоверяем подпись каждого коллекционного экземпляра передаточной записью. С удовольствием вручаем радио «Радонеж», директору Е. К. Никифорову этот номер 91. 
А. Простокишин:  - Слышал, первые номера вручены первым лицам государства? 
С. В. Шулов: - Да, верно, а также культурным и общественным деятелям. 
Е. К. Никифоров: - А вот здесь автор Иван Сергеевич Тургенев.
С. В. Шулов: - Это номер обобщающий такой. Здесь есть и современные авторы. 
Е. К. Никифоров: - Благодарю за неожиданный и приятный дар! 
Шулов: - Теперь «Радонеж» будет одним из немногих 200 обладателей уникального издания. 
Е. К. Никифоров: - С радостью будем ценить. И использовать - там масса прекрасной литературы. 
А. Простокишин: - А сегодня звучали такие пожелания, чтобы у радио «Радонеж» были новые интересные проекты. Как раз сегодня можем анонсировать проект: главный редактор журнала «Отечественные записки» встречался с директором радио «Радонеж», и, наверное, будет проект «Отечественные записки» на радио «Радонеж». 
С. В. Шулов: - Именно так. Есть много что сказать. Мы совершенно не связаны никакими темами. Журнал настолько разноформатный, в целом- литературно-просветительский, политический, ученый. Темы любые, но более всего нас интересует духовная сторона всего, о чем мы пишем. Касается ли это войны, или политики - нас интересует духовность. Мы не являемся православным журналом в традиционном понимании. 
Е. К. Никифоров: - Нашим слушателям вместе с тем лучше бы слушать православных ваших авторов.
С. В. Шулов: - Любые публикации любого профиля подаются у нас через призму нашей русской духовности. Мы понимаем православие как особый вид христианства, где Божий промысел понимается чистым сердцем и разумом. 
Е. К. Никифоров: - Мы как раз сегодня говорили о том, что приветствуется свободная мысль, рассуждение, что в самом христианстве и заложена эта свобода. 
С. В. Шулов: - У нас есть близкая тема. В радио «Радонеж» работает одноименная паломническая служба. В первых же передачах дадим радостную весть православным: у нас в России есть свой путь паломников, про который никто пока не знает. Наш товарищ долгие годы это собирал, мы расскажем о нем. А путь этот будет более значимым, чем все пути паломников в мире. Их всего на пальцах пересчитать. А это будет событие в православном мире. 
Е. К. Никифоров: - Дай Бог, здесь опыт нашей паломнической службы, Юрий Дмитриевич Минулин безусловно методически безупречен, как выстроены у нас поездки. 
А. Простокишин: - Да, там наработан колоссальный опыт.
Е. К. Никифоров: - Это пойдёт в копилку общих наработок.
С. В. Шулов: - Передачу мы будем делать именно с участием паломнической службы, потому что тема эта выходит за рамки просто передачи. 
Е. К. Никифоров: - Сейчас я очень признателен Вам за поздравления, за чудесную книгу, за то, что вы обращаетесь в своей деятельности к его знаменитым авторам, его месте в русской культуре. Будем рады, если этот журнал будет соответствовать своему названию. 
А. Простокишин: - Там, кажется, есть даже отдельная рубрика «Сергий Радонежский». 
С. В. Шулов: - Мы ее вводим в этом году. Она очень серьезная и интересная.
А. Простокишин:  - Не все можно написать, а Евгений Константинович говорит, что люди хотят еще и слышать. Заканчивая, хочу процитировать, что сказал о радиостанции «Радонеж» Евгений Брюн, главный нарколог России- на одной из наших передач в 2016 году. Он сказал, что, к сожалению, у нас всегда была проблема со средствами массовой информации в части их роли в просветительской работе. Я не имею в виду социальную рекламу. Я уже лет 20 пытаюсь организовать образовательную рубрику для молодых родителей, чтобы им давать те знания, которые необходимы для профилактики зависимого поведения в самом широком смысле этого слова. Не только наркомания, но и алкоголизм, табакокурение, игромания, терроризм  - это выход на многие проблемы нынешнего мира. Сегодня радиостанция «Радонеж» системно, на плановой основе раскрывает темы в своих передачах. 
Е. К. Никифоров: - Ни слова преувеличения. В таком случае напомню, что радио «Радонеж» существует только на пожертвования слушателей. От вас мы зависим, пишите, высказывайте ваши пожелания. Смотрите «Радонеж» и помогайте нам! Участвуйте в нашем общем деле, которое является жертвой Богу, жертвой на то, чтобы слово Божие звучало в эфире. 
А. Простокишин: - Наверное, тяжелым будет год. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям сейчас переживает реорганизацию, его функции переданы в другое агентство.
Е. К. Никифоров: - Страшное у него название: «Минцифры». Угрожающее. Думаю, для нас это будет только метафорой их работы. А так те же функции они будут выполнять. Надеюсь, та помощь, которую они часто оказывали в создании вашей программы, будет продолжена.
А. Простокишин: - Нужно учитывать, что аппаратура устаревает, а мы хотим развиваться. Как бы сохраниться? 30 лет уже с Божией помощью работаем. Уважаемые радиослушатели, время нашей передачи подошло к концу. Спасибо всем за участие! 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
6 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+