Перейти к основному содержанию

10:22 11.04.2021

Кому молиться в отчаянии?

07.04.2021 14:31:12

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/03/30/21-00

о. Федор –У микрофона протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке города Москвы. Мы с вами в прошедшие воскресные богослужения молились святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалоникийскому. И читали Евангелие, об исцелении расслабленного. Евангелист рассказывает о том, как за многолюдством, поскольку дом, где проповедовал Христос, не только был наполнен слушателями, но и окружен толпой, которая жаждала хоть отрывок какого-то слова услышать, то четыре друга, которые принесли в этот дом своего болящего товарища, парализованного человека, никак не могли войти. Тогда они разобрали кровлю и спустили на четырех веревках носилки, на которых лежал их друг. Это сопровождалось замечаниями, шиканьем. Если разбирать кровлю в чужом доме, то хозяева будут недовольны. Мусор будет сыпаться на еду или на скатерть. Но они его опустили. Не сказано, что они что-то просили, сказано, что Христос, видя веру их, сказал: «Прощаются тебе грехи твои». Это и есть то самое удивительное и дающее огромную надежду явление, о котором хотелось бы сказать несколько слов.

 Нас часто просят за кого-то помолиться. Мы, зная себя как слабых христиан и плохих молитвенников, считаем себя недостойными того, что наша молитва может кому-то помочь. Наверное, это справедливо. Но Господь показывает, что по вере одного человека может прийти Божье посещение, произойти чудесное и радостное исцеление от неисцелимой болезни. Поэтому нам не надо пренебрегать просьбами о молитве, надо обязательно эту молитву творить. Для того, чтобы мы не забыли к концу дня, что кто-то просил нас помолиться, кто это был и как его звали, надо сотворить молитву сразу, не стесняться этого. Если тебя просят помолиться -остановись, перекрестись и скажи: «Господи, исцели болящую рабу твою и имя», или «Господи, упокой раба твоего новопреставленного и имя». Если ты к вечерней молитве или к ближайшей литургии ещё вспомнишь, то помяни на божественной литургии. Бывает очень часто, что Господь не исполняет молитву человека о себе, потому что ведет человека каким-то особым путем. Богу надо от человека чего-то добиться, чтобы человек в чем-то вырос, научился в себе что- то преодолевать, делать что-то в жизни, бороться. А молитву за другого человека Господь слышит.

 Я очень много раз от хороших пожилых священников, церковных тружеников слышал, что они за себя не молятся, когда болеют. Господь так смиряет, Он за других молитвы слышит. С одной стороны, человек укрепляется в вере. Он понимает, как быстро Бог слышит его молитвы, что Господь рядом. А с другой стороны- укрепляется в терпении, в доверии, понимает, что Бог мог бы всё исполнить, но не хочет.

Вопрос: Постоянно в псалмах слово «услыши». Бог слышит?

о. Федор – Это вопрос о том, что неужели бывает, что Бог чего-то не знает, неужели человек говорит, а Бог может не слышать. В псалмах говорится: «Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему. Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея. Приклони ухо Твое и услыши ны». Мы постоянно об этом говорим. Мы – это такой образ, потому что дошедшую просьбу до адресата мы описываем словами человеческими. Но дело не в том, что Бог не слышит. Иногда приходится быть свидетелем, когда человек в отчаянии, в унынии, тоске, ропоте повторяет: Бог меня не слышит. Дело не в этом. Нет ничего, что было бы сокрыто от Бога, ни единой мысли, единого чувства и помысла, которые бы не видел и не знал Господь. Господь может не исполнять молитву человека, пока человек не достигнет той цели, ради которой Господь послал ему эти обстоятельства. Что-то во мне должно измениться, тогда Господь услышит, или это перестанет быть тяжелой и острой проблемой, тогда я это пойму, зачем это и почему это. Поэтому молитва за друга, творимая по любви, может очень многое. Тем более молитва четырех. Это удивительный образ соборной молитвы, когда люди собираются и молятся за кого-то. Поэтому пренебрегать этими просьбами не надо, необходимо творить молитву за человека, если вас об этом попросили.

Еще в воскресный день, который прошел, для нас с вами была очень важна память святителя Григория Паламы. Это удивительный человек, живший в XIV веке. Он происходил из знатной семьи, был одним из самых образованных людей своего времени. Но он всё это оставил для того, чтобы подвязаться среди исихастов на горе Афон. Исихиа – это по-гречески «молчание, тишина, безмолвие». Афон тоже переводится, как безмолвие. Фон – это звук, а – отрицательная частица. Это люди, которые в строжайшем аскетическом телесном воздержании, в непрестанном молитвенном труде, в послушании наставнику восходили от силы в силу. Великое множество людей свидетельствовало о том, что благодать Божья, Божье присутствие в виде света достигается человеком, пребывающим в молитве и других добродетелях, прежде всего - в смирении. Это свет, который мы изображаем в виде нимбов на иконах.

 В книге Исход рассказывается, что когда Моисей после того, как получил скрижали Завета, сходил с горы Синай - его лицо настолько сияло, что он вынужден был накидывать покрывало на свою голову, потому что люди не могли поворачиваться к нему. Настолько божественный свет, который освещал его, был невыносим для людей. В западной традиции это не нимбы, а два луча, которые исходят от головы Моисея. Есть знаменитая скульптура Микеланджело Буонарроти, где эти два луча почему-то изображены в виде двух рогов. В восточной православной традиции божественный свет изображается в виде нимба, который обычно золотой в противовес всем остальным краскам. Это благодать, которая не из этого мира. Этот материал, золото совершенного иного качества, не такой, как краски. Свет у многих святых являлся.

 Мы помним рассказ Мотовилова о беседе с преподобным Серафимом, когда он буквально погружался в этот свет. Есть свидетельство о старце Паисии Святогорце. Я читал воспоминания человека, который раз в год или в полгода выполнял послушание, возил старца на своей машине по делам. Однажды он рассказывал старцу что-то своё скорбное, тяжелое, а старец попросил остановить машину. Паисий положил свою руку на руку водителя и начал творить молитву. Рассказчик сказал, что не смог это описать, но всё вокруг преобразилось и наполнилось нестерпимым светом, счастьем и радостью. Водитель понял, что они приближаются к Господу.

 Очень интересно об этом сказано в «Достопамятных сказаниях». Там рассказывается о преподобном Пимене Великом, от которого исходила такая слава в виде света, что на него было больно смотреть. Современники свидетельствуют, что о него исходила слава, как от Моисея, как в полноте слава Адамова. Слава первоначального Адама до падения.

 Слова «безмолвие, исихазм, непрестанная умная молитва» - кажется, что это все так далеко от нас. Мы так воскресенье хорошо отпраздновали, святым поклонились, иконы поцеловали. И это что-то для нас недостижимое.

 На самом деле это не так. Святитель Григорий Палама и все остальные святые молитвенники - люди, которые могут помочь нам научиться каким-то действительно недоступным для нас по образу жизни высшим молитвенным трудам. Это учитель молитвы. Если мы к нему за чем-либо обращаемся, а о молитве не просим - он огорчается от этого. Сокровище, которое было для него главным, молитва, он, наверное, хочет больше всего нам передать. Эта молитва сопровождала его во время его изгнаннических скитаний, когда его выгнали с собственной кафедры. Он плыл на корабле, был захвачен турками, и в течение года его выставляли каждый день на невольничий рынок продавать. Болгары, узнав об этом, собрали большой выкуп, который за него требовали турки. А он оставался всегда спокойным, потому что с ним всегда была молитва. Праздновать память таких святых и при этом не трудиться в молитве, не искать этого удивительного благодатного делания – большая ошибка и большая потеря. Тем более, что когда человек начинает трудиться в молитве - он начинает по-другому читать тексты святых отцов. До этого казалось, что это набор каких-то бессмысленных фраз и слов. А потом он понимает, что это конкретный опыт, воплощенный в слове. Это всё загорается у него в руках, становится важным и интересным.

Вопрос: Когда и как читать каноны, в каких случаях?

 о. Федор – Я думаю, когда душа просит молитвы какому-то святому, Господу или Матери Божией, то можно читать канон. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всяком обстоянии, рекомендуется ежедневно читать, если есть такая возможность. Покаянный канон, когда вы согрешили, душа ваша болит и совесть вас обличает. Канон Ангелу Хранителю тоже очень помогает. Если вы за какого-то человека молитесь, то можно читать канон его святому покровителю. Хорошо читать канон Иоанну Предтече о человеке, которого ваше сердце хотело бы привести ко Христу, который пока не возлюбил Христа, не вошел в церковь. У Иоанна Предтечи именно благодать приводить ко Христу многих людей. Он тот самый голос, вопиющий в пустыне, который людям рассказывает о Христе. Акафисты во время Великого поста не читаются по традиции, а каноны можно читать.

Вопрос: Почему у нас безжалостное отношение к многодетным?

о. Федор – Да, отношение безжалостное, к сожалению. Допустим, мама с тремя детьми, беременная четвертым ребенком, или кормящая четвертого приезжает в храм. Она ехала на двух линиях метрополитена с пересадкой, ещё на автобусе доехала. Сейчас в центре Москвы сделали все парковки платными. На машине приехать очень дорого, практически никто уже не может себе позволить. И вот мама доехала до храма. Позже к этому вернемся. У нас есть вопрос, добрый вечер.

 

Вопрос: Как избавиться от памятозлобия? Вроде все прошло, а потом опять всплывает как волна откуда-то из недр, из детства. Как от этого избавиться?

о. Федор – Есть такое понятие, как молитвенный щит. На первый взгляд это фигура речи. На самом деле это не так. Молитвой мы отражаем приходящие мысли. Приходит помысел к вам памятозлобия за какие-то детские обиды, за когда-то причиненную вам боль в злобе другими людьми. В том, что это приходит, нет греха, это неизбежно. Вражеское дело – вселять в нас греховные помыслы. Наше дело их не принять. Мы можем просто бороться с помыслом, а можем отразить его молитвой. В молитве за того человека, на кого вскипает неприязнь, досада или обида. Как только тебе кто-то что-то плохое делает, даже если незнакомый человек, ты сразу просто произносишь про себя: «Господи, благослови этого человека». Этот помысел обычно отскакивает. Надо за человека помолиться. Это и есть молитвенный щит.

Вопрос: На телефон пришла просьба помолиться о больных раком с условием, что надо переслать это сообщение ещё 9 раз разным людям. У меня душа это не принимает. Бывает, что просят и молятся, а в этом сообщении что-то не так.

 о. Федор – Спасибо. Это похоже на систему. Раньше были такие «письма счастья»: напиши еще 9 другим. В этом есть игра. Если мы возвращаемся к Евангельскому тексту о парализованном, который мы в воскресенье слышали, это были друзья, его близкие люди, которые переживали за него, были ему родными душой, молились за него. Молиться и просто так ещё другим людям написать - не знаю, я бы не стал в этом участвовать. Мне это напоминает эти «письма счастья» из моего детства.

Вопрос: Хотелось бы пожелать всем иметь таких близких духовных братьев и сестер, как тех четырех друзей, о которых было сказано в Евангелии, чтобы в действительно трудные моменты они пришли на помощь. Когда ещё не было пандемии, у одного священника случился инсульт, он упал. Прошли все мимо, никто его не поднял. Хорошо, что рядом оказалась женщина, которая узнала батюшку. Она вызвала скорую и, можно сказать, дотащила его. Безразличие сейчас у многих, не знаю, из-за боязни ли пандемии или чего другого. Какие-то человеческие качества люди растеряли. Очень жаль, что это происходит. Мне бы хотелось, чтобы те, кто когда-то руку не подали, отказали в помощи, подумали о том, что когда-то придет такой момент, когда им нужна будет помощь. И им тоже может никто руки не подать.

о. Федор – Для того, чтобы были друзья, которые тебя выручат, чтобы были друзья-молитвенники, надо понять, что подобное тянется к подобному. Даже внутри храмовой общины притягиваются к друг другу люди, которые устроены или ориентированы на разные части какого-то церковного делания. Кто хочет заниматься социальным служением - тот уходит туда; кто ищет глубокой серьезной молитвы, те объединяются в молитвенные группы; кто хочет изучать Священное писание, встречает таких же. Поэтому для того, чтобы были друзья, которые за вас помолятся, надо преуспевать в молитве самому. И тогда вы непременно встретите этих людей. Молящиеся люди друг друга обычно узнают.

Я помню один интересный эпизод. Когда-то очень давно, году в 89-м или 90-м году, я учился в Семинарии. Вернувшись из заграничной командировки, один священнослужитель привез удивительный альбом. Это был альбом с большими фотографиями новомучеников-исповедников Церкви Русской, архиереями. Альбом был издан Русской Православной Церковью за рубежом, потому что они там уже были прославлены. У нас тогда эти материалы нельзя было достать, эта была удивительная редкость. Он этот календарь давал посмотреть на какое-то время, и мы глядели на эти лица. Я помню одного монашествующего, сейчас он епископ на Украине, митрополит, который увидел фотографии одного и говорит: «Посмотрите, какие глаза. Глаза человека, творящего Иисусову молитву, сразу можно отличить». Потом он увидел, что мы не понимаем, замялся тем, что выдал себя, что он тоже трудится в этом, перевел всё на шутку и ретировался.

Если мы хотим, чтобы у нас были друзья, которые нам помогут, мы сами должны помогать другим. Если мы хотим, чтобы нас окружали люди, которые молятся, мы сами должны молиться.

Если вернуться к вопросу о безжалостном отношении к многодетным - к несчастью и ужасу, оно начинается с наших храмов. Мы все время говорим, что надо заниматься молодежью. Но прежде всего необходимо создать такие условия в храмах, чтобы дети перед тем, как они стали молодежью, чувствовали, что им рады, что в церквях удобно и хорошо. Мамочка входит в храм, коляску поставить негде. Покормить ребенка? Да что вы! Если ребенок шумит, уходите на улицу на мороз, вы нам тут мешаете молиться. Ребенок чувствует это, что ему в храме не рады, что на него все шикают. Ему и так страшно, потому что кругом высокие люди, которые выше него, ему не видно богослужение. Если ещё он чувствует косые взгляды на маму, то он это запомнит. Когда он вырастет - ему не захочется приходить в храм. Я думаю, что мы должны прежде всего поменять отношение к маме и папе с детьми в рамках прихода. Если приехала многодетная семья, то это приехали герои, которым мы все должны помочь.

Вопрос: В молитвах на сон грядущий, где 24 молитвы, мы просим Бога: «Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание». В молитве Пресвятой Богородице написано: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаянного раба Твоего…».

 о. Федор – Особенно это становится непонятным, когда мы слушаем песнь Пресвятой Богородице: «Яко призре на смирение рабы Своея». У меня ребенок спрашивал, говорит папа, как Она хвастается тем, что смиренна перед Господом, что Он увидел это смирение? Нет. Смирение имеет два значения в славянском языке. Смиренный – это малый, незначительный. Когда человек так говорит о себе, что я смирен, он говорит в этом смысле. Смиренный – согнутый, ничего не имеющий, ничего не могущий. Когда призрел на смирение рабы Своея, значит на малость, на худость, незначительность рабы. Это так расшифровывается. А когда мы просим о добродетели смирения - мы просим о совсем другом. Мы просим о нищете духовной, чтобы нам победить гордыню, стяжать эту добродетель. Добродетель смирения – это не некая игра в том, что я сейчас притворюсь, что я ничего не значащий, и тогда Господь увидит. Нет, это реальное видение себя. Когда ты начинаешь видеть себя грешником, тогда ты становишься реалистом. Это не то, что ты выдумываешь, это твоя душа начинает выздоравливать. Удивительны слова Петра Дамаскина: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, как песок морской». Если ты что-то увидел, это не значит, что этого не было. Ты просто раньше не видел эти грехи. Поэтому используется одно слово, но иногда мы теряемся, в каком именно значении оно употреблено.

Вопрос: У меня вызвал смятение вопрос женщины, которая получила СМС на телефон с просьбой помолиться о болящих раком. Я не знаю, почему бы не помолиться? Пусть не так, как там написано по тексту, это на самом деле смущает, но своими словами. Ведь люди же страдают! И потом, не откажи просящему. Господи, помоги всем страдающим, дай силы перенести, как-то так. Не знаю, почему Вы отказали в молитве.

 о. Федор – Спасибо, вы меня очень правильно поправили. В начале передачи мы говорили о том, что не надо никому отказывать. Произнести молитву надо. Я сконцентрировался на смутившей меня системе, что надо кому-то ещё переслать. Мне кажется, что это игра, которая свидетельствует о том, что какой-то не очень глубоко понимающий человек организует эту молитву.

Простите, если был неправильно понят, мы об этом сегодня говорили. Если нас попросили помолиться, то мы молимся, даже если нет какого-то текста перед глазами, мы молимся своими словами. Потому что это действительно очень тяжело, у меня отец умер, был тяжелобольным онкологией. Священники очень часто ездят и причащают этих страдающих больных, видят, как это тяжко. Поэтому надо помолиться. Спасибо, что поправили меня.

Если вернуться к вопросу многодетности, надо обязательно при храмах делать комнату матери и ребенка. Чтобы мать могла там попить чай, иначе у нее не будет молока, ребенок будет кричать, всем будет от этого плохо. Мы при храме сделали такую комнату, и настолько хорошо стало мамам и папам с детьми! Там есть столики для рисования, есть отдельно загородка, где можно покормить ребенка грудью, перепеленать его, есть большой манеж, куда можно поставить ребенка. В эту комнату проведена трансляция богослужения. Если бы так было в каждом храме, проблемы отсутствия молодежи в церкви не было бы. Было бы молодежи в храме ровно столько, сколько везде в процентном соотношении. А то приходишь в храм, смотришь - а там вообще ни одного молодого человека, ни одного ребенка нет. Это пугает.

Вопрос: На иконе «Новомученики и Исповедники Российские» изображены на первом плане дети. Это какой-то образ или же действительно были какие-то конкретные дети, которые исповедовали Христа во время советской власти?

о. Федор – Были убиты и дети, конечно. Их убивали вместе с родителями-священниками. Таких случаев очень много. Царские дети были убиты вместе с государем. Было огромное количество детей, жизнь которых превратилась в сплошное мучение, потому что большевики организовали Гражданскую войну. Партия большевиков – главный инициатор Гражданской войны, в которой погибло около 10 миллионов человек. Сложно представить количество детей, оставшихся без родителей в голодные и страшные годы, существенная часть этих детей потом вошла в преступный мир. Это люди, которые столько претерпели, они не причислены к лику святых, но забывать об этих страданиях мы тоже не можем.

 Что такое ребенок, у которого убили отца и мать? Допустим, в продразверстку приходит отряд в село в сопровождении китайских боевиков, чтобы забрать весь хлеб. Все прекрасно понимают, что зимой они умрут от голода. Но у большевиков задача, чтобы не было голода и бунта в городе, поэтому они отбирают все зерно, им наплевать. Кто-то пытается сказать: это моё зерно - его убивают с женой. Дети остаются одни. Какая это страшная судьба! Я думаю, что следует помнить о том, что миллионы подобных судеб были результатом преступления под названием «революция». Об этом мы не должны забывать ни в коем случае.

Вопрос: Как мальчишкам готовиться к службе в армии, как научить молиться ребенка?

 о. Федор – Научить молиться ребенка можно только собственным примером, делая его участником этой молитвы. Ребенок может прочитать «Отче наш», «Трисвятое», «Символ веры», «Богородице Дево». Вы обязательно даете ему что-то прочитать в составе вашего общего правила. Потом он должен чувствовать, что вы читаете искренне и глубоко, что это не формальность. Иначе он не научится молиться. Вы его призываете участвовать в своей молитве. Желательно, чтобы вся семья молилась вместе.

Вопрос: Что для Вас литургия?

о. Федор – Наверное, это вершина моей жизни. Их много, потому что я служу неоднократно. Но это верхняя точка, которая ближе всего к небу. Это место настоящей жизни, это открытое окно в Царствие Божие. Это место и время, в которое у меня в голове и в сердце всё становится на свои места. Хотя там все слова заданы заранее, это место какого-то удивительного творчества. Это место ходатайства, когда я могу просить. Не мне, а сану моему дана возможность ходатайствовать о том, о чем я как человек не дерзнул бы ходатайствовать. Поэтому это такое чудо, которое постоянно повторяется. Высшая точка – Пасхальная литургия. В течение всего года высшая точка моей жизни, до которой мне Божией милостью дается дотянуться- это Пасхальная литургия. Кажется, что благодать Божию можно просто резать и мазать на хлеб, такая она густая вокруг тебя. Я не очень могу это объяснить.

Вопрос: Может ли Бог изменить прошлое?

 о. Федор – Бог может простить и снять тяжесть прошлого, Он властен сделать грех «яко не бывшим», чтобы этот грех больше не давил, не мучал и не тянул вниз. Это Он может, потому что взошел на крест. Наказание нашего мира на Нем, как говорит пророк Исаия о Христе, который через 6 веков будет распинаться. Ранами Его мы исцелились. Мы приемлем это исцеление от своего прошлого. Мы действительно можем стать другими, чтобы уже к этим грехам не возвращаться, чтобы эти грехи больше не имели в нас место, чтобы помысел, который будет его предлагать, нашим гневом сразу отвергался. Гневная сила души, как говорят святые отцы - это духовный иммунитет, который вложен в человека Богом. Он должен приводить не к тому, что мы орем на ближних и бьем посуду, или сердимся, когда нас не слушаются, поступают не по-нашему. Он должен как раз отвергать грех, который нам предлагается. Это изменение прошлого, которое перестало быть частью нас, потому что Бог сотворил это «яко не бывшее», взойдя на крест дает нам возможность стать другими.

 Мы действительно можем стать другими. Мы верим и знаем, что благодатью Божией Господь нас переделывает. Как Ангел говорит Иосифу в откровении Евангелия: «Ты назовешь Его Иисус». Иисус – это буквально спаситель. Ты назовешь Его Иисус, потому что Он спасет людей своих от грехов их. Его люди – это мы. Он нас спасает от наших грехов, от их последствий, от тяжести груза, который висит на шее и топит нас. В этом смысле Бог может изменить прошлое.

Вопрос:Вы сейчас говорили об Иисусовой молитве. Я хочу вспомнить заповедь: «Почитай отца твоего и мать. Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». Когда мы читаем Иисусову молитву, это тоже получается, что мы почитаем Отца Небесного? Многие считают, что эту молитву нельзя просто так читать, только по особому благословению.

о. Федор – Иисусову молитву можно читать любому человеку, который готов относиться к этому серьезно и внимательно, который готов читать наставления святых отцов об Иисусовой молитве и советоваться об этом с духовником. Чего-то такого отдельного и волшебного, что может как-то вас исказить, в этой молитве нет. Есть опасность, что если вы не будете смиряться, будете тщеславиться и гордиться, то можете впасть в ложные состояния, приписав себе те благодатные состояния, которые могут быть дарованы только Богом при Иисусовой молитве. Надо быть осторожными, смирять себя всегда, помнить о том, что мы никаких откровений недостойны, нас исцеляет только милость Божия. Что касается взаимоотношений молитв Отцу Небесному и исполнения пятой заповеди Декалога о почитании отца и матери- это действительно так и есть. Невозможно хорошо и правильно построить отношения с Отцом Небесным, если ты не построил отношения с земными родителями. Земные родители являются иконой Отца Небесного. Когда Господь по просьбе своих учеников «Научи нас молиться как Иоанн Креститель научил», когда Он отвечал им на вопрос, как молиться, Он сам взял этот образ. Из земных отношений нет более близкого образа к тому, как Бог относится к человеку, чем образ отца и сына. Он сказал: «Молитесь «Отче наш». Поэтому невозможно молиться Отцу Небесному и при этом не исполнять заповедь о почитании родителей.

Вопрос: Мы в вечерней молитве читаем: «Благоугожду пресвятому имени Твоему, Господи, во вся дни живота моего». Можно ли христианину, который не в состоянии не грешить, читать эту молитву вечером? Потому что обманываем Бога в том плане, что не можем благоугождать имени Христову каждый день.

 о. Федор – Мы можем благоугождать имени Христову каждый день, падая в грехи, каясь в них, борясь и восставая, возлагая упование на то, что Бог нас простит, поможет нам их преодолеть. Нет человека, в котором нет греха. И святые – это не безгрешные люди. Каждый человек грешен, потому что каждого человека надо спасать. Не то, что одному чуть-чуть что-то подправить, а другого спасти. Все нуждаются в спасении, все погибают. Мы все тонем, просто у одного привязано 500 кг груза, а у другого 100 кг. Но и тот, и другой утонут очень быстро. И того, и другого нужно спасти, своими силами мы не вытащим себя никак. Тонем мы в своих грехах, это не что-то такое абстрактное. Господь нас от них спасает. А мы боремся, пытаемся Ему благоугождать. У нас не получается.

 У Максима Исповедника об этом очень точно сказано. Пока мы не поймем, что слова «Сами без Меня не можете творить ничего» сказаны конкретно о каждом из нас, Бог и не может нам помогать, потому что мы гордимся любыми добродетелями. Что-то у нас получилось в первый день поста, на кого-то не наехали и не накричали- мы уже на второй день поста вознеслись. Напомню вам древнюю монашескую шутку, если видишь молодого монаха, возносящегося на небо - стяни его оттуда за ноги. Мы не монахи, но все равно нас периодически надо стягивать.

Это удивительное сочетание. С одной стороны мы кающиеся грешники, а с другой - мы все-таки любим Христа. Когда у нас получается, мы Ему благоугождаем. То, что у нас не получается жить полностью благоугодно Ему, является источником нашей сердечной боли. Это и есть та самая сердечная болезнь, сокрушение сердечное, с которым мы живем, которое есть признак настоящей духовной жизни.

 Я приведу другой пример из диалога наставника-старца и молодого послушника из Афонских рассказов. Послушник на исповеди говорит, что не может простить такого-то человека, потому что он ему сделал зло. Тогда старец отвечает, когда ты «Отче наш» читаешь, не говори слова «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим», просто пропусти их. Послушник говорит: ну как же я могу их пропустить, это же молитва Господня! Старец отвечает: но ты же кощунствуешь так, врешь Богу.

Это нам доступно, мы можем потрудиться, чтобы простить и не врать в этом. А всё время благоугождать даже великие святые не могли.

Вопрос: Я бы хотела уточнить. Читаю два Акафиста: «Неупиваемая Чаша» и святому мученику Вонифатию. Неужели их нельзя читать в Великий пост?

 о. Федор – Великий пост - время, когда мы смещаем акценты от радости в сторону покаяния. Это не потому, что радости нет в нашей жизни, бывает период, когда мы больше трудимся в какой-либо части духовной жизни. Радости больше будет после Пасхи, там как раз даже Псалтирь читаться не будет Светлую седмицу, земных поклонов там не будет, потому что это именно телесный образ покаяния. Если вам хочется молиться, потому что у вас кто-то тяжко страдает алкогольной зависимостью, и эти акафисты лежат на вашем сердце- то читайте, конечно. Можно заменить их канонами. Если вы посмотрите и найдете в интернете, есть прекрасный Канон Вонифатию и Канон «Неупиваемая Чаша». Это другая структура и другой набор молитв, но тому же святому и перед той же иконой. Почему бы на Великий пост не заменить, например, этим? Эти постоянные повторения «радуйся» не очень уместны Великим постом.

Помню одного священника, которого уже давно нет с нами, он иногда был немного грубоват в словах, но очень хорошо все иллюстрировал. Он говорил: «И селедка хорошо, и варенье хорошо. А селедка с вареньем – нехорошо». Поэтому очень важно, что по уставу не должны служиться панихиды, заупокойная ектенья не должна произноситься ни в один воскресный день. Воскресенье – это малая Пасха, потому что мертвый ни един во гробе. И земные поклоны не делались. Это постановления двух Вселенских Соборов, первого и шестого: не делать земные поклоны в воскресные дни. Мы их очень легко нарушаем. Почему? Потому что не то, что мы стали святыми в эти дни, или какими-то другими, нет, мы концентрируемся больше на радости воскресения Христова. Каждое воскресенье – это малая Пасха. Это отсюда, от культуры разного инструментария молитвенного, когда и что лучше. Даже Псалмы все разные. Можно сквозное чтение Псалтырей всю жизнь практиковать, когда читаешь от первого Псалма до последнего по кафизме в день. А можно, когда ты уже хорошо знаешь, какие Псалмы в каком устроении, можно читать те Псалмы, которые тебе сейчас подходят. Они тоже очень разные. Есть торжественные, есть хвалебные Богу, как победные марши и гимны. Есть Псалмы плача, когда человек в тяжелом состоянии, сдавлен изнутри, у него тяжелые обстоятельства, он задыхается от своих грехов, ему кажется, что он слишком далек от Господа. Есть покаянные Псалмы. Это всё Псалмы разные. Ведь Давид тоже их писал Духом Святым, исходя из разных обстоятельств своей жизни. Я не могу здесь вас ограничивать, вам надо у вашего духовника спросить, но обычно акафисты Великим постом не читают, заменяют чем-то. Возможно их заменить земными поклонами за человека, который подвержен винопитию. Например, вы можете класть 25 земных поклонов за такого человека с молитвой: «Господи, исцели раба твоего такого-то от недуга винопития». Это тоже очень хороший труд. Если вернуться к началу разговора, к воскресному Евангелию, мы бы хотели, чтобы и про нас евангелист сказал: «Видя веру их, Господь сказал этому человеку: прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Каноны обычно более древние, чем акафисты.

Вопрос: Кому молиться в отчаянии?

о. Федор – Господу надо молиться. Надо прежде всего молиться Господу: Господи, помоги мне понять, почему так тяжелы обстоятельства моей жизни, почему не на кого опереться, что не так во мне, зачем вокруг меня сгустился этот мрак, что я должен увидеть? Обычно мы на небо глаза поднимаем, когда все горизонты закрыты. Тогда мы глядим вверх, и Господу приходится так нас воспитывать.

Вопрос: Что такое проскомидия о здравии?

о. Федор – Проскомидия – это часть Божественной литургии, которая совершается неслышно для прихожан в алтаре перед литургией. Когда приготавливается хлеб и вино, которые потом станут Телом и Кровью Христовыми. Не что такое проскомидия о здравии-это хороший был бы вопрос, а что такое поминовение о здравии на проскомидии? На проскомидии мы поминаем Матерь Божию, всех святых, мы поминаем о здравии и упокоении тех людей, за которых поданы записки. Священник берет небольшой обоюдоострый треугольный ножичек, который называется копие, потому что он похож на копье, и за каждое имя вынимает маленькую частички из бока просфоры. Вы когда берете просфору в храме в конце божественной литургии, то видите там ямочки по боку идут. Это как раз места вынутых частиц. Эта маленькая частица хлеба символизирует человека рядом с Господом Иисусом Христом. В центре дискоса - металлической тарелки на высокой ножке, кладется Агнец, который станет телом Христовым, а вокруг него гора из вынутых частичек. Это символ церкви. Все собраны вокруг Господа Нашего Иисуса Христа, все мы составляем это единство. Уже после того, как священник в конце литургии причастит из чаши всех причастников, он уходит в алтарь, кладет лжицу на плат, поднимает двумя руками дискос с этими частицами и ссыпает их в Кровь Христову со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». По чину это должен делать дьякон, но обычно это делает священник. Грехи того, кого поминали сегодня, омываются Кровью Христовой. Все наши грехи омыты Кровью Христовой. Это происходит каждую литургию. Поэтому так важно литургическое поминовение о наших близких. Заупокойное - точно такое же поминовение на проскомидии. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Мы все окружаем Его, как эти частички окружают Святой Агнец, живые и мертвые одинаково являются членами церкви. Поминовение за тех и за других для Господа практически одинаково, у Него все живые.

Вопрос: Может ли «Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии» заменить вычитывание вечерних молитв?

 о. Федор – Само выражение «вычитывание вечерних молитв» очень неверное. Просто вечерняя молитва. Я думаю, что может. Если сейчас ваша душа рвется помолиться именно Матери Божией, и сердце чувствует отклик, то можно вместо вечернего правила почитать эти молитвы. Но не забыть перед этим все же помолиться Господу, потому что первая молитва – всегда молитва к Господу, а потом уже ко всем остальным.

Храни вас всех Господь, у микрофона был протоиерей Федор Бородин. До встречи в следующий вторник, до свидания.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+