Перейти к основному содержанию

04:23 24.04.2024

Как приходит вера к человеку и как ее сохранить?

05.02.2021 10:40:37

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/01/26/21-00

Вопрос: - Почему из Церкви уходят те, кто давно искренне верит? Как на деле реализуется христианская свобода взрослого человека? Может ли проповедовать мирянин, и как отвечать на вопросы людей, которые требуют диалога?

о. Фёдор: - Мы сейчас совершали память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Мы знаем, что она 14 или 16- летней девочкой отправилась на территорию современной Грузии на Кавказ. Ее проповедь христианства была настолько убедительной, что именно после этой проповеди началось основание христианской Церкви в Грузии. Давайте себе представим, кто сейчас готов свою дочь одну отправить путешествовать по Кавказу, или даже по Грузии, которая давно христианская страна.

Нина не боялась - настолько она веровала в Господа. Так крепка была ее вера и так велико желание поделиться с другими своим главным сокровищем – верой в Господа Иисуса Христа. Собственно, это и есть главный мотив любого проповедника. Он радуется тому, что может поделиться своим сокровищем с другими и воспринимает это как дар и честь, которые ему оказал Господь. Ее слова были подтверждены ее жизнью и были настолько убедительны, что сначала ей удалось обратить в веру царскую чету, а потом и практически всю страну. Поэтому мирянин может и должен проповедовать. Надо призывать помощь Божию, надо понимать ситуацию – кому, когда и что можно сказать, надо молиться, если приходит время проповедовать. Здесь важны слова апостола Петра, что вы должны быть готовы на всякое время с кротостью дать отчет о своем уповании.

 Обычно в коллективе, где человек учится или работает, даже если там нет сильно горизонтальных связей между людьми-  рано или поздно все понимают, что этот человек церковный, верующий. Скрыть это невозможно. Вдруг начинают задавать вопросы те, от кого христианин этого меньше всего ожидает. Эти вопросы могут быть очень глубокие и искренние. И здесь если мы вспомним, какие мы слабые, неумные, и не ответим на эти вопросы – то мы тяжко согрешим.
Надо помнить: проповедь никогда не совершается силой человеческой! Если человек обращается к Богу через ближнего - то Бог и начинает действовать. Одно, что может этому помешать - если мы начнем этой проповедью гордиться и тщеславиться. Поэтому молитва проповедника должна заключать просьбу ко Господу о даровании слова и об ограждении от тщеславия. Тогда человек вдруг начинает говорить такие вещи, которые касаются сердца и ума собеседника. Начинает вершиться тайна - сын возвращается к Отцу, а проповедник - свидетель этой тайны. Кому-то больше дано, кому-то меньше.

 Если человек знает веру, аргументацию, историю Церкви - то он может проповедовать лучше. Если люди требуют диалога -то вступить в диалог и просить помощи Божией. Если вам задали сложный вопросы - немного помолчите и попросите Господа помочь. И Господь положит на сердце и на ум, как ответить.

 Здесь уже проявится христианская свобода взрослого человека. Взрослый христианин -это человек, который прошел разные стадии неофитства: от спокойного христианского бытия, когда он понимает всю ответственность происходящего, когда у него уже есть христианские навыки.

 Я дважды был в Грузии в паломнических поездках. И это неизгладимое впечатление. Когда мы едем в паломничество, то мы обычно едем к красивым, важным святым местам: иконам, мощам, древним соборам, смотрим – и восторгаемся, Для жителя русской равнины расположенные в горах монастыри храмы Грузии - это невероятно красиво. Чувствуешь себя, как на небе. Христианство, конечно, не в этом. В этом-  только память о том, какое оно было….. Христианство - в навыках. Христианские навыки - это и есть то, что свидетельствует о взрослой христианской жизни.

Однажды мы ехали на автобусе с группой в сторону Давидо-Гареджийского монастыря. Это один из самых почитаемых грузинских святых VI века. По дороге мы должны были заехать в монастырь преподобного Антония Марткопского. Это собрат и сомолитвенник Давида Гареджийского, один из древних 12 отцов – сирийцев. Они под руководством своего духовника, преподобного Иоанна, пришли из Сирии в Грузию и основали главный духовный центр, обители, храмы, епархии.

 Когда мы пришли в монастырь - нас встретил седой архимандрит Вениамин, учившийся в Московской Духовной Академии лет 30 назад. Братии было не очень много. Он нам показал достопримечательности монастыря. Прежде всего мы поднялись на гору, где был столп - башня. Ее всегда посещают паломники, потому что на ней молился преподобный Антоний. Она была в последующие века надстроена, возведено несколько маленьких храмиков.

В сторону башни нас повел брат Антоний, молодой послушник. Он радовался нам, как ребенок. Обычно послушники угрюмые, изображают тех, кем еще только хотят стать - искусными в покаянии монахами. Они обычно негативно воспринимают паломнические группы с шумными московскими тетками, отнимающими у них время, которое надо посвятить послушаниям и молитве. А этот был нам очень рад. Он нас вел и все рассказывал. 2,5 часа подъем в гору, на башню, спуск. Обратно идя, мы зашли к отцу Вениамину и увидели накрытый стол, обед с жареной рыбой, сыром (это была Светлая Седмица), зеленью, вином. Это при том, что монастырь в горах живет бедно, у него нет никаких угодий.

 Отец Вениамин после молитвы повел с нами духовную беседу. Потом он позвал кого-то, вышел батюшка в фартуке, в летах, который, как оказалось, все это приготовил. Он был счастлив, стоит и улыбается во весь рот.

А договоренности об обеде не было, они не должны были нас кормить, но это была  радость, что ты можешь принять на Пасхальной Седмице чужих людей, которых ты видишь первый и последний раз в жизни, по-христиански принять, как праотец Авраам. Добродетель привечания путников и есть христианский навык. Не то, что я сижу в пещере и молюсь. Вдруг меня отвлекают, я переживаю это как искушение, сжимаю зубы. А вот сейчас мне Господь привел этих людей, двадцать образов Божиих, и Он рад. Это и есть христианский навык, который свидетельствует, что христианство в стране и в народе живо. Мы утешались беседой, мы видели те плоды, семена которых были посеяны равноапостольной Ниной и  сирийскими отцами.

 Это люди и есть взрослые христиане. Они любят служить другому человеку, они уже поняли, какие дары благодати Божией это низводит в душу. Взрослый христианин-  это человек, который любит молитву, обязательно имеет к ней вкус, опыт, у которого совершается его собственная молитвенная жизнь. Человек, который торопится молиться и радуется молитве. Который видит и знает, как грех разрушает душу и поэтому старается соблюдать заповеди Божии, уклоняться от грехов не потому, что за это накажут, не потому что у него рабское устроение, и даже не наемническое, а сыновнее. Он любит Господа и потому не хочет грешить. Грех для него - беда. Наверное, такой человек свою свободу реализует правильно.

 Самое высокое, что может он позволить себе в осуществлении христианской свободы - услышать и исполнять волю Божию. Да, Бог не навязывается человеку, но восходит  в творении воли Божией: «Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли» - это и есть взрослость.

То, что из Церкви уходят те, кто искренне верит - это боль для священника, да и самого человека. Он чувствует свою исчерпанность. В практике церковной жизни он начинает искать ответы на свои вопросы - отдельные, такие, что на них нельзя ответить общими цитатами, фразами - и не находит. Не видит результата в изменении себя и уходит из Церкви. Это, к сожалению, бытующее явление.

 Сейчас такое происходит даже со священнослужителями, чего раньше вообще и представить нельзя было. Но жизнь продолжается. Господь продолжает ждать человека.

 Бывает, что человек решает уйти. А вспомним притчу о блудном сыне. Младший сын подходит к отцу и просит следующую ему часть имения, то есть совершает страшный хамский поступок. Как бы говорит отцу: ты для меня умер, зажился, а мне от тебя нужно только наследство, дай сейчас. Отец не спорит - сейчас объяснять бесполезно, он просто отпускает его и ждет. И так Господь ждет. Может быть, у этих людей еще много лет жизни впереди. Может, им из отчего дома надо уйти далеко, наесться свиных рожков, попробовать другое, чтобы понять, что нигде той сладости, радости как у Господа в Церкви они не найдут.

 У блаженного Августина есть такие удивительные слова: Господь ранит Своею любовью человека, и эта рана никогда уже не заживает. Человек, который был в Церкви, регулярно причащался Тайн Христовых - это как человек, который родился и вырос на океане. У него есть понимание, что такое океан. Если его приведут к бассейну с соленой водой и скажут, что это океан, то он прекрасно будет знать, что это не так. Если он с Богом, то он в этой глубине. Или по каким-то своим причинам пока вне. Поэтому мне кажется, что большинство из этих людей вернется. Может, и на смертном одре. Может- не в тех, храмах, где они воцерковлялись и жили церковной жизнью. Не надо от них отворачиваться, но надо о них молиться.

Вопрос: - Я хожу в храм, и меня очень раздражает, когда чтец читает плохо и ничего не понятно. Мне приходится даже дома прочитывать то, что будет на службе. Как мне с этим быть?

о. Фёдор: - Спасибо, это горькая практика. Давайте разделим этот вопрос. Апостол Павел говорит, что любовь не раздражается. Когда я раздражаюсь по любому поводу - это потому что я несовершенен в любви. Меня раздражает то, что не по-моему. Хоть гвоздь, который торчит из пола или человек ведет себя не так, страна не такая, климат, пробки на дороге.

И во мне вскипает страсть гнева. Сначала- в виде раздражения. Это я грешу, в этом надо каяться, с этим надо бороться. Помолиться за этого чтеца, прежде всего. Второе: огромный потенциал, множество возможностей, смыслов, назидания, которые человек может получать от того, что он может услышать в храме -  не реализуется. Получается, что выход только один - читать Иисусову молитву во время Богослужения. Это горько. С этим надо просто подойти к настоятелю, собрать несколько прихожан и сказать, что брат читает - а мы ни слова не понимаем. Есть курсы чтецов, школы, можно учителя попросить позаниматься с ним. Есть люди, у которых к этому просто нет данных. Может, ему нужно только со свечой ходить и кадило подавать, а читать должен другой? Это тоже целое искусство.

Вопрос: - Что такое неофитство и богооставленность?

о. Фёдор: - Неофит - новообращенный. Это человек, который только для себя открыл веру и он прямолинеен, прост в суждениях, он все раскрашивает в чёрное-белое, и он еще не столкнулся со сложностями, прежде всего сложностью себя самого. Человек еще не начал познавать себя. Человек жесток по отношению к другим, потому что известно, что если человек плохо видит свои грехи, то он хорошо видит грехи окружающих. И наоборот, чем лучше человек видит свою немощь, тем снисходительнее он к окружающим и меньше он всех осуждает.

При этом, чтобы познать свою немощь - нужно много времени, проведенного в Церкви. Неофиту кажется, что он завтра уже станет преподобным. Что все очень просто, а на самом деле ему в это время обильно помогает благодать Божия. Это еще одна удивительная характеристика этого времени, когда все чудесно, прекрасно, молиться и каяться легко, прощать грехи легко, уступать. Но на самом деле это происходит помощью Божией, и многое происходит по гордыне человека. Человек гордый, пришедший в храм, хочет и здесь быть первым, отличником.

А потом постепенно Господь опускает человека на землю, и начинается период засухи, отлива, когда человеку все даётся тяжело. Он удивляется, как это раньше он три кафизмы в день, а теперь еле один псалом могу. Что такое?! А это как раз время, которое Господь отводит на познание своей немощи. Это так воспринимается как богооставленность. Были вешние воды, все было напоено благодатью Божией, а теперь пустыня. Я прихожу – это та же служба, которая приводила в полный восторг, теперь же надо за каждую глубокую молитву бороться! Это путь, который надо пройти. Это путь вглубь себя, когда ты с каждым годом и десятилетием начинаешь глубже понимать слова Христа о том, что без Меня не можете творить ничего. Прежде всего, внутри себя - ничего не можем без Господа.

Вопрос: - В Евангелии Иоанн Креститель говорит: «Я не знал Его, но для того пришел крестить вас в воде, чтобы Он явлен был Израилю», и через несколько строк он повторяет эти слова. А как же он Его не знал, если они были родственники? Или тут что-то другое? Есть слова св. Николая Сербского о том, что эта жизнь- это только тень от дерева, а жизнь вечная - само дерево. Что Вы думаете, это же не то место, где были Адам с Евой?

о. Фёдор: - Владыка Николай Велимирович Сербский -это великий поэт и богослов. У него удивительный был талант, ёмко, образно посвящать нас в свой опыт духовной жизни. Кто с ним может сравниться? Но вечная жизнь... она должна начинаться уже здесь. «Мы причащаемся в жизнь вечную» - это не просто слова. Когда мы в молитвах говорим, что да будем причастники жизни вечной - это вера начинается в нас. В каноне Косьме и Дамиану, которым посвящен наш храм, а канон составлен Иоанном Дамаскиным в VIII веке, есть такие слова, что в вечной жизни вы были причастниками проявленно, то есть? это было явленно. А большинству христиан не явленно. Но мы все с вами, причащающиеся Тела и Крови Христовых, «ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне убо пребывает и Аз в нем», и «Я воскрешу его в последний день, да имеет жизнь вечную» - мы уже причастники жизни вечной. Хотя это не проявлено, потому что мы в грехах. Наверное, это приближает нас к тому первозданному состоянию, которое было у Адама и Евы.

Я хотел бы напомнить удивительные слова преподобного Исаака Сирина. Он говорит, что Адам и Ева до грехопадения были в естественном для человека состоянии, сейчас мы находимся в нижеестественном состоянии, а в Царствии Божием должны находиться в вышеестественном состоянии. Как тот блудный сын, который вернулся к отцу, он значительно глубже знает Отца, чем не уходивший старший сын. Он познал отцовскую любовь.

Мы, вернувшиеся, искуплены кровью Христовой, если мы сподобимся быть там, то по Откровению Исаака Сирина, мы будем выше Адама и Евы, будем больше знать. Как апостол Павел говорил – познаем, как и мы познаны. Как Бог знает нас, так и мы будем знать Его. Удивительно так. Такое дерзновение надо иметь, чтобы это говорить, но преподобный Исаак и апостол Павел знали.

А чем говорят? То, чего касается вопрос о Крещении, что «я не знал Его» -то это, конечно, о том, что Иоанн Креститель не знал Его как Мессию. Когда он говорит: «се, Агнец Божий, вземляющий на себя грех мира» - это он сам это с удивлением говорит, потому что в принципе эти слова звучат для исторического контекста диковато.

 Фактически он называет Господа Овном. Как это? Овец зарезают десятками и тысячами в Иерусалимском храме, а вот теперь идет этот Агнец, молодой барашек. И он сам удивляется этому. Конечно, он отсылает к тому, что исполнилось пророчество, жившего за 600 лет до него Исайи пророка – «Яко Агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих; во смирении Его суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот (жизнь) Его» (Ис. 53, 7-8).

 Ранами Его мы исцелились. Вот оно, исполнение пророчества на этом человеке. Он знал Его очень кратко. Согласно преданию, Захария, отец Иоанна Предтечи, был убит между алтарем и жертвенником. Предание говорит, что эти слова сказаны Христом как раз об отце Иоанна Крестителя. А за что убит? За то, что скрыл сына во время убиения Вифлеемских младенцев. Поэтому Иоанн был в пустыне. Он вынужден был жить там. Ангел пустыни от отрочества своего, почти от младенчества.

 Есть знаменитая фреска преподобного Андрея Рублева: огромный ангел, который уводит в пустыню маленького мальчика. Фреска, по-моему, Успенского собора города Владимира. А знал ли Иоанн Господа? В детстве они несколько раз могли видеться. Он Его впервые узнал, когда был во чреве у матери своей Елисаветы. «И взыграл младенец во чреве ее». Она исполнилась Духа Святаго и младенец тоже.

Вопрос: - Не хочет ребенок идти в храм во воскресениям, не хочет причащаться, хотя с малых лет водили его в храм. Сейчас 13 лет. Что делать? Чем мотивировать?

о. Фёдор: - Мне кажется, что не надо давить. Может быть, звать через раз или два на третий, заранее сказать, решить, когда можно пойти, вместе всей семьей. Но и это иногда не действует. Это та самая свобода, которую Господь не может нарушить. Как Максим исповедник говорит: Он может всё, но не может заставить человека любить Себя, Он Сам этого восхотел, Он Сам выделил область Своего умаления, область свободы человека.  Господь эту власть у Себя отобрал, иначе бы человек не был образом и подобием Божиим. Здесь надо молиться, ребенок должен видеть, как прорастает Евангелие в родителях, надо им заниматься, надо разговаривать с ним, надеяться, что та благодать, которая все детство питала его душу, прорастет.

 Мы все время говорим, что мы теряем существенное число выпускников воскресных школ, это 60-70%. Но они вернутся, я свидетель того, что они возвращаются.

 Помню, зашел в храм однажды, сидит девушка, плачет. Я подсел: что такое, чем помочь? Она рассказывает, что ходила в храм в детстве, называет храм, и там были два года воскресной школы, как раз она попала туда.

Потом пошла совсем не церковная, загульная жизнь. А вот шла мимо храма, потянула, зашла- и говорит:  «Я понимаю, что здесь мой дом». И она стала нашей прихожанкой.

Так что ребенок может быть вернется в другой храм, к другому священнику - это тоже тайна -найти своего духовника. В этом же должно быть духовное и душевное созвучие. Надо молиться и ждать. Он вернется.

Вопрос: - По утрам я вынуждена пить лекарство, а как же причащаться?

о. Фёдор: - Можно, если Вы без этого никак не можете доехать до храма, если это лекарство без которого Вам будет больно. Можно пить.

Вопрос: -  Хочу поздравить всех носящих имя Нина с наступающим их днём!

о. Фёдор: - Хочу в этой связи вспомнить о рабе Божией монахине Нине. У нее есть книга «Перейти через Иордан». Аллюзия к словам жития преподобной Марии Египетской. Это была женщина, которая жила с детьми и внуками в огромном доме на побережье в Сухуми. Жила по тем меркам богато, все было у нее хорошо, но началась война, муж, брат погибли, с детьми были всякие скорби. Она оказалась одна, беженка в Москве с четырьмя внуками. И тогда владыка Илия постриг ее в монашество. Она проходила воспитание детей второй раз, будучи монахиней. Ей негде было жить, она жила три года при нашем храме. Просто пришла, и ясно - человеку некуда ехать. Несла всякие разные послушания. Даже водителем - прекрасно водила, в юности была гонщицей. Помолитесь, пожалуйста, завтра и ее память.

Вопрос: - Как приходит вера к человеку и как ее сохранить?

-Прекрасный вопрос! И важен в свете вопроса другого - почему люди отходят от Церкви? Во втором послании апостола Павла к Тимофею есть удивительные слова: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, и теперь готовится мне венец правды. Апостол понимает, что скоро будет казнен. Он пишет это послание из Рима. Вот вся его жизнь на его глазах, он знает, что оттуда он уже никуда не вернется. Господь ему уже это открыл. Венец правды ему готовится - за что? Он не говорит. Он не говорит, что много проповедовал, что творил чудеса, что был восхищен до третьего неба, что ему многократно являлся воскресший Христос - ничего не говорит, кроме того, что сохранил веру. Течение жизни закончил, веру сохранил. То есть для апостола это была борьба. Хранить веру - это труд, война христианина. Когда человек уходит из Церкви - уходит человек, который веру не сохранил. Как хранить веру – отдельный вопрос. Надо тогда понимать, что такое вера. Это не просто набор умственных конструкций, это убеждение о Боге, знание, ради которых ты меняешь свою жизнь. А в пределе ты даже готов ее отдать. Не предав своих взглядов. Апостол Павел говорит - вера действующая любовью, это и есть самое точное определение веры. Чтобы не потерять веру, надо делать несколько вещей. Первое - преуспевать в молитве. Если не разговаривать с любимым, любовь начинает угасать. Мы же хотим близких видеть и разговаривать. Наша вера в Бога реализуется в нашем молитвенном труде, который переходит в диалог с Ним. Далее - не допускать тяжких, смертных грехов, потому что человек не может сохранить веру, если он длит пребывание в смертном грехе. Грех как яд разрушает его веру, выкидывает его из Церкви. Чаще всего от веры уходят люди, которые приняли решение не сохранять свой христианский брак. Уйти от жены к другой, например. Они понимают, что такой поступок невозможно совместить с верой, потому уходят. Большинство из знакомых мне судеб бывших священников оставивших сан, у 9 из 10 - это проблема с браком и новая женщина. Сразу, потом – неважно. Это измена сану, измена долгу семейному. Они идут рука об руку.

И еще: вера должна быть действующей. Надо кому-то служить. Вера должна трудиться. Мы не можем быть только учениками, хотя мы, христиане- ученики до гробовой доски. Ученичество-  это существенная часть христианства. Но мы должны кому-то безвозмездно служить. Чтобы познавать Христа, надо быть на Него похожим в жизни.

Павел говорит, что должны у нас быть те же  чувствования, что во Христе Иисусе, а Сын Божий, как Сам Христос говорил, пришел не чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу на спасение многих. У каждого христианина, если он не лежачий больной и сам не нуждается в помощи, должен быть объект служения в той мере, в какой человек может иногда, но регулярно служить: помогать деньгами, ресурсами. При таком служении ради Христа вера будет разрастаться и укрепляться. Христос будет в тебе жить Своей жизнью. И это будет настолько очевидно, что ты никогда веру не потеряешь.

***

- Вера приходит тайно, это как приходит любовь - вдруг человек понимает, что Христос это что-то, что в его жизни очень важно, кто-то через пение, кто-то через иконы, кто-то через тексты или писателей, или через ближнего. Но вдруг из малого семечка (помните притчу о горчичном семечке, которое меньше всех семян, но может вырасти в дерево, которое будет настолько большим, что птицы небесные смогут укрыться в нем?). Это всё тайна, как приходит вера. Два человека могут услышать одну и ту же проповедь, одного это может вообще никак не тронуть, а у второго перевернет жизнь.

Вопрос: - Как Вы смотрите на митинг в поддержку Навального, где наших детей призывали через Тик-Ток идти на эти сборища? И что такое этот Тик-Ток?

о. Фёдор: - Тик-Ток -это социальная сеть. Очень распущенная, рожденная и собравшая в себе людей совершенно не по- христиански устроенных, с очень короткими, прямолинейными видео, короткими текстами. Я мало что знаю, больше ничего сказать не могу. Сторонники Навального использовали это для того, чтобы призвать детей и подростков на эти митинги. А дети очень легко внушаемы, ими легко манипулировать. Дети не знают истории. Почему на эти митинги не в такой мере зовут людей? Потому что взрослые уже думают  и  знают, что 100 лет назад было то же. Приехал человек из Германии в опломбированном вагоне, лозунги были самые хорошие. Земля - крестьянам, заводы - рабочим, воды - матросам. А никто ничего не получил кроме рек крови. Множество жертв, не считая голода, разрушенной страны, экономики, потерянных территорий, разрушенной культуры.

 Для нас, христиане, это неправильно. Мы знаем, чем это может кончиться. Поэтому зовут детей, которые еще столько не прожили, чтобы понимать, какие плоды эта ненависть принесет. Надо с детьми разговаривать, даже если ребенок вам не говорит, что он собирается идти на эти акции. Надо раскручивать его на разговор. Наши приходские родители просто бьют тревогу. Хотя бы с нашими приходскими детьми можно говорить на основании Евангелия - оно для них авторитетно. А для других!? Мы знаем, как подростки могут быть агрессивны, жестоки. К сожалению это как консервным ножом вскрывается консервная банка, также 100 лет назад была вскрыта Россия. Мощнейшая, огромная держава была просто разорвана в клочья! Последствия мы испытываем до сих пор. Второго такого мы не выдержим, нас не останется. Господи, сохрани нас от этой беды!

Вопрос: - Когда в дом приходит беда, трудно реализовывать слова апостола всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Вернее молишься в три раза больше, благодарить выходит с оттенком обиды, а радоваться совсем не выходит. Как быть?

о. Фёдор: - Знаете, наверное, благодарить за все - вершина, до которой нам надо добираться всю свою христианскую жизнь. Когда человек приближается к праведности, святости - его взаимоотношения с Господом никак не меняются даже при тяжелейших обстоятельствах, как это было у Иова, у Иоанна Златоустого, который был оболган, свергнут с кафедры, которого гнали пешком вооруженные и сидящие на лошадях воины, чтобы он как можно скорее умер от истощения. А последние его слова - слава Богу за всё! Это не лицемерие. Можно вспомнить апостола Павла, когда он говорил, что ему нечем хвалиться кроме креста Христова, которым он распят миру, а мир распят ему. Кроме участия через свои страдания Христа. Когда беда приходит, усиленная молитва - это совершенно правильно, так и надо. Молитва приносит осмысление и горя, и радости. Когда-то придет помощь Божия, и это можно преодолеть.

Вопрос: - Надо ли признаваться в измене? Как жить с таким грузом? Все ли смогут перенести это известие?

о. Фёдор: - Прежде всего, надо назвать измену изменой перед Богом. Надо покаяться. Жить с грузом не надо, надо бежать на покаяние. Стоит ли говорить жене? - не знаю. Наверное, не стоит. Господь сказал, что не позволяет разводиться, кроме как по вине прелюбодеяния. Эти слова говорят нам, что Господь оставил решение этого вопроса за пострадавшей в браке стороной. Есть такие люди - тут жена может быть - которые не могут дальше жить с таким предательством. И будет разрушено детство ваших детей. Это трещина может быть со стороны жены, всем будет плохо.
 Когда будете на исповеди -поговорите с батюшкой, так как я не знаю обстоятельств Вашей жизни. Но принесите деятельное покаяние - сделайте жизнь жены и детей счастливыми. Вы переменитесь и больше не вернетесь ко греху.

Вопрос: - Родным не нравится, что я хожу в храм.

о. Фёдор: - В храм все равно нужно ходить, но, может быть, искать способы, менее для них травмирующие. У нас есть прихожанки, у которых мужья против того, что утром в воскресение жены нет дома. Поэтому прихожанка ходит на раннюю службу, а когда муж просыпается- уже кофе готов, она вернулась. Или ходить через раз, если это скандалы.

 Ваш приход к вере не должен стать поводом для распада семьи. Надо не только сохранить семью, но и медленно, с молитвой привести всех к вере. Они должны посмотреть на Вас и сказать: Вы так поменялись, они Вас и так любили, а тут Вы стали еще лучше. А что источник перемены? Посмотрим. Заинтересовать верой через то, что изменился Ваш характер, Вы помогаете, не осуждаете, не злитесь, не раздражаетесь.

Вопрос: - Общинная жизнь может помочь человеку остаться в церкви?

о. Фёдор: - Безусловно. Общинная жизнь - это воплощение слов Иисуса Христа, которые Он сказал в Своей молитве к Отцу Небесному. Да будут Едино, да познает мир, что Ты Меня послал, и что Ты возлюбил их. Это Евангелие от Иоанна, 17 глава, если не ошибаюсь. Найдите слова, прочитайте. Глядя на единство людей, остальные понимают то, что мы проповедуем. В чем наше миссионерство? Мы говорим людям, что Бог их любит, и что Он послал в мир Сына Своего, потому что хочет, чтобы все были спасены. Чтобы восстановить связь людей с Ним. Просят иногда: покажите человека преображенного. А потом - взаимоотношения между людьми, которые преображены – они не такие, как  у всех.

Вот - община. Люди совершено разные, которые вдруг стали братьями и сестрами, которых объединяет Бог. Поэтому община - величайшая проповедь.

Спасибо за внимание, до следующих встреч, храни всех Господь!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 14 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+