Перейти к основному содержанию

04:14 02.03.2021

Вопросы о вере и спасении

15.01.2021 14:31:12

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/12/22/21-00

о.Елеазар - Приветствуем вас, дорогие братья и сестры. В эфире радио «Радонеж». Сегодня вечер вопросов и ответов. На ваши вопросы отвечает протоиерей Сергий Конобас, и я, ведущий иеродиакон Елеазар Титов.

Наша задача на земле — это спасение. Нам дано не очень много лет здесь, несколько десятков лет, кому сколько, для того, чтобы подготовить свою душу к вечности. Люди строят здесь дома, ищут на земле счастье,  не зная или забывая о том, что на земле счастья нет. Оно относительно - то, что мы можем назвать счастьем. Потому что нынешняя земля, где мы пребываем- это место нашего изгнания, нашей ссылки. Наше отечество - небо. Мы сотворены и поселены в Раю. Там наше счастье, блаженство, там наш дом. А эта земля проклята за наши грехи.

 Здесь по определению счастье невозможно. Люди думают, как найти счастье. Надо: найти хорошую жену или мужа, построить большой дом, заработать много денег - и тогда можно спокойно жить, будет счастье. Не будет. Потому что человек испорчен грехом. Мы настолько испорчены, что по нашей сегодняшней природе, по нашей душе, по нашей воле невозможно судить о том, каким был Адам до грехопадения. Об этом говорят святые отцы. Вся наша задача — это возвращение в наше отечество - на небо, в небесный град Иерусалим. Для этого нам и дано время земной жизни. Но что же делать? Мы с вами живем, нужно трудиться, воспитывать детей, зарабатывать на хлеб, всё это необходимо. Но православные христиане живут так, что это всё делают для своего спасения. Творят в сердце молитву, когда работают, воспитывают детей в крепкой православной вере, ходят в храмы каждое воскресенье и все праздники, а самое главное - любят Бога и любят ближних. Потому что кто не любит ближнего своего, тот в смерти пребывает, говорит апостол Иоанн Богослов. Это самая главная задача нашей земной жизни. Чтобы немного прояснить эту задачу, пастыри выступают на радио «Радонеж» и отвечают на ваши вопросы, которые возникают в повседневной жизни. Сегодня отец Сергий будет отвечать на эти вопросы, а я ему помогу. Отче, может быть, есть какое-то вступительное слово?

о. Сергий -  Некоторые люди думают, что Рай или Ад начнется после этой земной жизни. Это большое заблуждение. И Ад и Рай начинаются здесь, на земле, в душе человека.

Что такое состояние Рая? Это состояние радости, состояние вседовольства и общения с Господом в молитве, в радости общения с Духом Святым. Когда Дух Святой посещает сердце человека- в человеке проявляется милосердие, у него течет непрестанная молитва, он всех любит, всех оправдывает, всех прощает, никому не желает зла. Не радуется, как апостол Павел говорит, о неправде, а радуется об истине. С плачущими плачьте, а с радующимися радуйтесь. Только человек в Духе Святом может с плачущими плакать, а с радующимися радоваться, понимая состояние и тех, и других. Также и Ад начинается не после смерти, это большое заблуждение. Начало Ада начинается на земле, в душе человека.   Если у человека внутри постоянно состояние озлобленности, недовольства, ропота на всё и всех, или человека одолевают страсти, которые на земле никогда насытить невозможно, их насыщаешь, а они не насыщаются, стремишься их как-то утихомирить - а они только возрастают, это начало адских мук.

Что такое адские муки? Когда душа выходит из тела, она переходит в иной мир. И там не обязательно, что тебя сразу потащат куда-то на сковородку или в огонь вечный. В эти страшные места люди попадают, но туда попадают отпетые грешники, которые ставили своей целью делать людям зло. Все остальные, кто жили беспечно, имели страсти, пороки, недостатки, на земле не покаялись, а просто продолжали свое существование.

Человек до 3-х дней пребывает на земле. Когда душа выходит из тела - с 3-го по 9-ый день душе показываются райские места, где люди ликуют, живут с Богом. Проходя эти места, душа радуется, видя тех людей, которых она видела или знала на земле. С 9-го по 20-ый день душе показывается ад, где она также всё видит, где люди мучаются, страдают. Когда душа выходит из тела, первое время ей интересно посмотреть направо, налево, полетать. Потому что это совершенно другое состояние. Но проходит это время, и у человека начинают возникать желания. Кто курил, тому хочется курить, а закурить нечем, тела нет, а желание осталось. Страсть в душе находится, а не в теле. Тоже самое, хочется человеку пить или наркотики употреблять, блудить - а тела нет! Желание возрастает. Чтобы представить, что такое адские муки, хоть чуть-чуть, хоть на секунду — это желание, которое невозможно удовлетворить. Один день не пейте воду, второй день не пейте, третий - это же невозможно, начнутся страшные страдания! Человеку хочется пить воду.

 То же самое, когда человек привык ко грехам, ему хочется эти грехи творить. Удовлетворять эти желания уже нечем, тела нет. В этом и заключается страшное страдание. Это желание удовлетворить страсти, оно в том мире начинает расти до космических размеров. Это страдание бесконечно.

Вчера мы вспоминали нашего духовного наставника, и сегодня не можем не вспоминать отца Амвросия. Расскажу один случай, когда еще при советской власти батюшка пришел в гости к матушке Любови, жившей в Москве. Это была подвижница благочестия. Последние годы своей жизни она болела раком, у неё был рак желудка. Она практически ничего не ела и не пила, только причащалась. Но матушка не роптала и благодарила Бога. В своей жизни она очень много помогала людям.

Однажды отец Амвросий заехал к ней в гости. У неё была довольно большая комната. Заходит батюшка к ней и начинает спрашивать: а что у тебя здесь? Открывает один шкаф, второй, третий. Матушка удивилась, отец Амвросий никогда такого не делал. Батюшка продолжает открывать все шкафы и спрашивать, что там находится. Она заметила, что он один маленький комод не открыл. В том комоде лежали самиздатовские Евангелия, что-то ещё лежало. В те времена это было подсудное дело. Где-то заказывали, делали, потом батюшки приезжали и распространяли эти книги между православными людьми. Отец Амвросий уехал.

Буквально на следующий день у матушки был обыск, приехало КГБ. Они говорят: вот о вас написали, что вы занимаетесь тем-то и тем-то, у нас ордер на обыск. Матушка села, только молитву Иисусову читает, знает, что у неё всё в этом комоде лежит. Сотрудники КГБ всё обыскали, открыли все двери, повыкидывали всё, только эту дверь, которую не открыл отец Амвросий, они не открыли. Когда они ушли, матушка подумала: как же так получилось, что именно эту дверку, за которой всё лежит, они не открыли? А батюшка как будто прошелся по комнате и показал, что можно открывать. Почему мы постоянно вспоминаем благочестивых святых людей? Потому что и нашей жизни без этих людей не было бы. Всё на примерах. Если кто-то знал Иоанна Кронштадтского, он же не может о нем не говорить, как он благословлял, чудеса творил. Так же и Серафима Саровского. Так получилось в нашей жизни, Господь так дал, что ничего не прерывается. Господь меня сподобил, я был знаком с людьми, которые лично знали Иоанна Кронштадтского. Они давно они уже умерли, конечно.

 Одного человека я знал, которого Иоанн исцелил. Монахине Варваре было 95 лет, когда я с ней познакомился. В детстве она жила в Петербурге, и туда приехал Иоанн Кронштадтский освящать небольшой завод по производству самоваров.  После освящения накрыли стол, все сели. Матушка Варвара дружила  с сыном хозяина этого завода. Они бегали вокруг стола, и отец Иоанн поманил её пальцем. Она подошла, и он посадил её на колени. Он измерил ей своими пальцами лицо, как крестом, и спросил, как её зовут. Потом Иоанн Кронштадтский сказал ей: будешь хорошей девочкой. Позже она поступила в Леушинский монастырь, когда ей было уже 12 лет. Второй раз она увидела Иоанна Кронштадтского, когда он приезжал буквально за 5 месяцев до своей смерти. Он болел, не снимал рясу, ему пели разные духовные песнопения. Господь сподобил, я знал людей, которые видели нашего императора, его семью. Как говорил Антоний Великий, я не монах, но я видел монахов. Мы видели тех людей, тех святых, которым мы молимся. Этот момент непрерывности духовного общения передается.

о.Елеазар - Это и есть подлинное предание. Предание - это не то, что пишут, а потом другие читают, как некоторые себе представляют. Предание - это живая жизнь Духа Святого, это ручей, который берет свое начало от Христа, через апостолов, через преемников апостолов, епископов, через святых угодников Божьих течет и до наших дней. От духовного отца к чаду так и передается.

о. Сергий - Отец Амвросий рассказывал, что он тоже в жизни при своей молодости много встречал святых, юродивых, которые были великими святыми. Он лично был знаком со святым митрополитом Иосифом Алма-Атинским.

о.Елеазар - Вот даже взять прямое предание. Духовным отцом отца Амвросия был отец Наум, духовным отцом отца Наума был отец Амвросий, который в Балабаново жил.

о. Сергий - Да, великий старец Амвросий Балабановский.

о.Елеазар - Духовным отцом старца Амвросия был один из последних Оптинских старцев. Дальше можно даже не прослеживать. Вот откуда идет эта цепочка, это все не просто так, не на ровном месте вырастает. Это именно предание.

Вопрос: Рай и Царствие Небесное это одно и то же, или это разное? 

о. Сергий - Так говорится. И Рай, и Царствие Небесное — это одно и то же. Просто синонимы райского блаженства.

о.Елеазар - Есть ещё один синоним Рая — это церковь. Святые отцы говорят, что границы Царствия Небесного и церкви совпадают. Поэтому и говорится, когда мы заходим в храм, мы переступаем с земли на небо. Только наши плотские глаза, наша грубая плоть мешает нам увидеть ту духовную жизнь, которая течет в церкви, что происходит во время литургии, как всё в огне пребывает в благодати. Это нам мешает наша греховность. А это Рай.

С.К. - Греховность мешает, но иногда Господь дает нам это, чтобы мы не впадали в гордыню. Только смиренные люди, как Серафим Саровский, могут видеть эту благодать во время литургии. Потому что иногда человек может впасть в гордыню, что он стоит, а вокруг него Херувимы и Серафимы.

о.Елеазар - Когда я учился в Семинарии, с нами разговаривал один священник. Он тоже был рукоположен еще во времена Советского Союза. Он рассказывал, что приехал на Соловки, когда Соловки были ещё музеем, там не было ни храмов, ничего, просто музей. Но хранитель музея знал его, провел в запасники, в подвал куда-то с группой верующих. Только свои были, чтобы никто не проболтался. Там стопками лежали антиминсы, чаши стояли, какие хочешь, Евангелия, всё древнее. Там и престол был в этих запасниках. Они решили служить литургию, потому что давно литургии не было, тайком, тихо, чтобы власти не знали. Всё приготовили, потихоньку поют, служат литургию. В Евхаристическом каноне, когда нужно поднимать чашу, он берет чашу, а она в его руках похожа на бумагу, на пакет, в который налита жидкость. То есть, если он отпустит, то всё разольется. Она, серебряная чаша, стала мягкой. Он испугался, не знает, как это людям сказать, потому что боится руки опустить, вино прольется, всё содержимое выльется. Он стал молиться: Господи, помоги. Что происходит- он не понимает. Вдруг чаша опять стала твердой. Господь показал, какая благодать присутствует во время совершения таинства. В недоуменных случаях во время литургии, есть и такие записки, для священника говорится, если ты вдруг во время литургии увидел на престоле на дискосе лежащего младенца или мясо с кровью, то знай, что это тебе дано видение для укрепления твоей веры, чтобы ты избавился от маловерия. Такие случаи могут быть.

о. Сергий - Такой случай произошел в 6-ом веке в Испании. Один из священников - тогда Испания была ещё православной- совершал божественную литургию. Он увидел, что просфора, на которой совершалась литургия, на его глазах превратилась в кусок человеческого тела. Перед этим он сомневался, как же так, мы совершаем литургию - и хлеб становится Телом Христовым, как такое вообще возможно? У него постоянно было это сомнение. Господь за это сомнение его наказал. И вдруг это всё произошло на его глазах, он увидел часть тела, вырезанного как бы из человека. Он молился, чтобы это опять превратилось в просфору, но оно не превращалось. Тогда его замуровали в стену, и оно много веков до наших дней там находилось. Буквально 30 лет назад достали эту часть, Папа Римский приказал  разобраться с тем, что это. Когда ученые стали разбираться, оказалось, что это вырезанная часть из сердца человека. Сделали тончайший срез, взяли материал, и удивились, что группа крови этого человека 4-ая, резус отрицательный. Точно такая же, как когда изучали Плащаницу, которая находилась совершенно в другом месте. Это сейчас мы знаем, что такое резус отрицательный, а тогда ничего не знали. Кровь Христа Спасителя, которая была на Плащанице, тоже имеет резус отрицательный группа крови 4-ая.

 Чудеса происходят. Господь иногда по маловерию посылает людям такие видения, даже священникам. Но когда мы причащаемся достойно по милости Господней телом и кровью Христа, то душа каждого человека чувствует преображение в своем сердце. А преображение наступает тогда, когда в нашей душе мир, радость и спокойствие. Никогда не надо ничего и никого бояться. Надо бояться только одного — делать грехи. А больше в жизни никого и ничего бояться не надо. Ибо с нами ангелы Божьи, Господь посылает нам огромное количество святых, которые за нас заступаются, молятся. Мы не одиноки в этом мире. Этот момент всегда надо помнить и знать.

 У врага цель одна — нас запугать, страхов нагнать. Как мы поем в церковных песнопениях: «Страха же вашего не убоимся», - то есть бесовского страха- «Ниже смутимся, яко с нами Бог». Бог всегда с нами, Он к нам ближе, чем наше собственное дыхание. Это чувствует только душа человека, который молится. Господь иногда дает по Своей милости такое чувство. Человек чувствует, что Господь всегда находится с ним рядом, никогда не оставит и не бросит. Но труды нужно прилагать, потому что без труда не вытащишь и рыбку из пруда. А какие труды? Труды понуждать себя к молитве. Это однозначно. Сама молитва литься из твоего сердца не будет, если ты не будешь стремиться молиться. А когда человек начинает молиться, то по милости Божьей Господь дает чувство радости во время молитвы. Человек, который почувствовал эту радость молитвы, никогда уже от неё не отойдет.

Вопрос: Прошу слово утешения об отце Амвросии. Мы были его прихожанами. Поставьте кассету на 5 минут, чтобы услышать голос батюшки. И книги пишите о батюшке, пожалуйста, мы вам поможем.  

о.Елеазар - У нас было так заведено с батюшкой, он в конце говорил минут 5 слово утешения. Я вам сегодня включу слово утешения от батюшки, на 30 секунд там будет.

Вопрос: Кому много дано, с того много спросится. Как это понимать?

о. Сергий - Прежде всего, много дано тем людям, которые имеют духовную обязанность перед другими людьми. Это епископы, потом священники, потом уже идут миряне. Эта иерархия существует. Есть такая пословица, что можно священнику, то нельзя дьякону, у него другой чин. То же самое епископ. Если епископ и священник ведут благочестивую жизнь, постоянно молятся за себя, за людей, которых Бог им посылает в этой земной жизни, тогда им даются особые дары. Ещё больше приумножаются дары, чтобы помогать людям. Как отец Амвросий всю свою жизнь, его духовный отец Наум, и другие духовные люди многим людям помогали, выводили их из бездны греха. Но если человек имеет епископский, священнический или диаконский сан, если он свой дар закапывает, где-то там отслужил и ушел, ему никто не нужен, то за это он будет отвечать.

 Человек, который работает, например, пекарем, его дело испечь качественный хлеб, или сапожником- хорошо сделать сапоги, учителем- правильно преподать какую-то науку, с него этого будет достаточно. И чтобы он в сердце своем по отношению к близким имел любовь. С него не спросят больше того, что ему дано. Люди, которым дано, не только епископам и священникам, еще и власть имущим, им тоже многое дано, они могут распоряжаться большими материальными и политическими ресурсами, с них тоже спросится, как они относились к тому, что Бог дал им в этой жизни.  Надо вести жизнь соответственно, чтобы помогать людям. Помогали они или нет - за всё придется в жизни отвечать. Не надо никогда думать, что если человек занимает какой-то пост, или какой-то богатый человек, то он с этого уже счастье обрел. Чем больше дано, тем счастья меньше. Потому что очень большая ответственность за все.

Вопрос: Когда говорят, что отец Амвросий собрал монастырь, что имеют в виду?

о.Елеазар - Я отвечу словами самого батюшки. Он говорил так, что монастырь — это не стены, монастырь — это люди, которые собрались в одно место для того, чтобы всю свою жизнь, всё свое внимание, всё свое время посвятить служению Богу. Но просто так люди не собираются. Святые отцы говорят: беда тому монастырю, где нет духовного наставника, где нет того, на кого равняться. А когда такой наставник есть- к нему тянутся люди, которые желают спасения. Таких людей приводит Сам Господь к такому пастырю. И таким пастырем был батюшка, к нему люди тянулись. Поэтому и монастырь, который собрал батюшка, в разное время по-разному, но цифра колебалась около 200 человек. Это помимо тех, кто приезжал просто потрудиться. А сколько было чад у него! Поэтому и говорят, что отец Амвросий собрал монастырь. То есть вокруг него собрались люди, которые хотят посвятить свою жизнь Богу.

 Ещё святые отцы сравнивают духовного отца с сухой палкой, которая воткнута в землю, и на которую повешена лоза. Духовный отец — это на кого опираются духовные дети, они возрастают, дают плоды. А если не будет духовного отца, уберите палку из-под виноградной лозы -она упадет на землю, весь плод сгниет, его съедят муравьи и мыши, никакой пользы от неё не будет, она одичает. Вот так важны духовные отцы для православных христиан, для православных монахов. Они дают нам возможность правильно расти и возрастать в Боге.

Вопрос: Хочу внести ясность в событие, где священник увидел частичку. Много лет назад у меня был буклет. Вообще это событие произошло в Италии, в местечке Ланчано. И священник именно когда вкусил, почувствовал эту частичку. Но самое интересное было потом. Эта частичка оказалась сердечной мышцей. Это на буклете было написано. Она маленькой была по весу, потом как бы разделилась на 5 частичек. А когда частички разделились, они опять были все по 5. Их стало 25, в физике это просто невозможно. Сейчас туда едут паломники, где находится эта частичка, в день, когда это произошло. И люди могут приложиться и помолиться. Может быть, что такое чудо было и в Испании.

о.Елеазар - Я думаю, что такое чудо происходило во многих местах. Если бы это не было довольно распространенным явлением, то и в записках для священнослужителей «Недоуменные случаи во время богослужения» это не было бы указано. Раз такое указано – значит, это может случиться. Поэтому это и в Италии могло быть, и в Испании, и в России, наверняка, бывало.

Вопрос: Есть ли границы у послушания?

о. Сергий - Границы есть. Если послушание противоречит Евангелию, это уже не послушание. Послушание должно быть всё в пределах Евангелия, как сказано в Священном Писании. Апостол Павел говорит: почитайте наставников ваших, ибо те бдят о душах ваших. Некоторые скажут: про отца Амвросия все время вспоминают. Мы будем вспоминать про всех духовных наставников, потому что они все от Господа. Просто апостолы, ученики Христа ещё в 1-ом веке говорили: почитайте наставников ваших, ибо те бдят о душах ваших. Это как отец заботится о своих детях, так и духовный отец заботится духовно. Он понимает свою ответственность. Господь ему дает это чувство ответственности за своих духовных детей, которых Бог ему посылает. У отца Амвросия было огромное количество духовных чад. Господь говорит: где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них. Чем больше людей единого духа молятся, тем крепче стоит то или иное государство. Если в государстве пропадают монахи в том смысле, что никто не идет в монахи- это государство разваливается.  Это мы видим сейчас в Европе. Там монахов практически нет, а которые в так называемых монастырях- не будем о них говорить. Это уже просто изживается там.

 Эти государства распадаются, начинается и духовный распад, и материальный, и так далее. Слава Богу, что в России иначе. Всё-таки наша земля дает монахов, тех молитвенников, которые по мере своих сил возносят свои молитвы Господу. У каждого свой подвиг, у каждого своё послушание. Послушание должно иметь только одни границы — границы, если это выходит за учения Евангелия. Если это всё в пределах Евангелия, то эти границы единственные есть.

о.Елеазар - Приведу пример, как понять границы послушания. Опять же из литургической жизни священнослужителей. Мало кто знает, но это не секрет, у священнослужителей при совершении литургии есть немало границ и рамок, которых они должны придерживаться.

 Вот одна из них. После совершения литургии, когда вино преложилось в кровь Христову, то священник должен влить в вино теплоты, теплой воды. Потому что сказано: изошла кровь и вода, когда сотник пронзил ребро Христу. Кровь должна быть с водой. Но сказано, что воды нужно влить столько, чтобы не изменилось свойство вина. А если священник вольет столько воды, что сильно разбавит кровь, свойство вина пропадет, то тяжко смертно согрешит. Представьте себе, к примеру, я такого не знаю, священник говорит диакону: «Лей». А уже не надо лить. Он говорит: «Я тебе сказал. Ты должен слушаться, лей!». Обязанность диакона — не послушаться. Он должен не согрешить против тела и крови Христовой, потому что так нельзя. Здесь надо уже проявить благое непослушание. Так что границы послушания существуют. Но не нам о них разговаривать, потому что у нас, наоборот, не хватает послушания. У нас порой вообще никакого послушания нет, а уж границ-то!

о. Сергий - Хотелось бы сейчас сказать как раз по поводу тела и крови Христовой. Есть книга «Требник Петра Могилы», там слово о теле Христовом. Какая должна быть мука, какое должно быть вино, на котором совершается Божественная литургия. Мы должны по отношению к послушанию церкви совершать именно на такой муке, которая прописана в правилах церковных, и на таком вине, которое прописано в правилах церковных. В «Требнике Петра Могилы» сказано, что «вино да будет естественное в самом себе». То есть вино не может быть крепленым, добавлен какой-то спирт туда, или ещё какие-то вкусовые добавки. Должно быть естественное вино. Если вино выше 16 градусов - мы знаем, что это японская водка, саке- это уже не вино. На нем совершать божественную литургию ни в коем случае нельзя, как гласят церковные правила. Бог так создал вино, что оно выше 14-ти градусов вообще не играет, 14,5 бывает. Я многие вина знаю. Когда ещё управделами у нас был митрополит Сергий, он благословил мне купить всё вино, которое продается в магазинах, весь кагор - и отвезти во Францию. Там есть под Парижем лаборатория, которая проверяет наличие спирта, и так далее. Я привез 8 бутылок кагора, который купил в магазинах в России. Приехал по послушанию туда во Францию, мы отдали бутылки. Через дня 4 они нам выдали толстую папку. Когда я пришел с переводчиком, мне сказали: вы знаете, ни в одной бутылке нет вина. Как нет вина? Вот смотрите, в этой бутылке спирт, разбавленный с красителями, добавлены вкусовые добавки и т.д. Здесь не 16 градусов, как написано, а до 19 градусов добавлено спирта. Вина не было в этом кагоре, что я привез. Документы привез и отдал митрополиту Сергию. Так что вино должно быть только натуральное, которое Господь дает из чистой виноградной лозы.

 У нас такое вино в России тоже есть. Оно выращивается и на Кубани, и в Крыму. Это натуральные вина, которые максимально до 14 градусов. А так вино 9,5-10 градусов, это натуральное красное сухое вино. Все остальные вина, если кто на них совершает литургию, то смертно грешит, литургия будет не совершаться. Потому что есть правила, которые человек нарушает. Если ты нарушаешь послушания церкви, то за это тебе придется отвечать и в этой, и в будущей жизни.

Вопрос: Есть две традиции чтения Иисусовой молитвы. Игнатий Брянчанинов учит читать Иисусову молитву неспешно. А на Афоне быстро произносят, чтобы уходить от помыслов. Расскажите об этих традициях. Можно ли их чередовать?Как лучше?

о. Сергий - Мы с отцом Амвросием жили в горах вдвоем, никого там не было. У нас было правило: целый день мы читали Иисусову молитву, работали и трудились. Насчет произношения. Древние молитвы произносятся так, не два раза Иисусе, а по-древнему, ещё до Никоновской реформы было «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».  Это важный момент. До сегодняшнего дня старообрядческая церковь так и читает. Попробуйте почитать молитву два раза Иисусе и почитайте молитву Исусе Христе Сыне Божий. Разница чувствуется очень большая. Я читаю молитву «Господи Исусе Христе Сыне Божий». Когда я так читаю - молитва внутри идет по-другому, летит, можно сказать. А там есть какие-то нюансы, не знаю, почему. Что-то в этом присутствует. Если кто-то не знает таких тонкостей, моментов, о которых я говорю, если он так читает, то и это хорошо. А когда уже знаешь, то можешь попробовать и так, и так. Молитва — это жизнь души. Если человек не молится, он не может почувствовать Господа. Если вы кого-то любите, то стараетесь с этим человеком общаться, говорить, гулять, потому что у вас есть чувство любви. И у того человека есть к вам чувство любви. Поэтому влюбленные ходят часами, могут день ходить, не замечая, как время пролетает. Потому что они любят друг друга, им приятно общаться. Им все приятно во время их общения. Если земные чувства до такой степени человека берут в оборот, говорят, что любовь такого плана немного помрачает разум, человек впадает в состояние прострации.

о.Елеазар - Говорят, от любви с ума сошел.

о. Сергий - Да. То же самое, но это в другом измерении. Надо понимать, что это такое, когда мы молимся Тому, Кто нас создал по любви, Господу Иисусу Христу. Бог нас создал, потому что Он не какой-то эксперимент над нами делал, Он создал по любви человека, чтобы с людьми разделить ту радость, в которой пребывает Святая Троица. Эта радость дается только тем людям, которые стремятся общаться с Господом. Для этого нужно трудиться, постоянно через силу читать. Придет время, когда Господь вам даст легкое восприятие этой молитвы. Будет такая радость от этой молитвы, что всё остальное на земле без исключения покажется просто мрачным, ненужным и пустым. Когда человек почувствует благодать Иисусовой молитвы. Как один святой на Афоне сказал, была Пасха, он молился и говорил: это моя келья или не моя, всё уже другое, потому что человек сам стал другим, ему не до земного. Вы думаете, что монахи с ума сходят, живут в пустынях? Антоний Великий, другие святые, и богатые люди всё оставляли. Они что, с ума сходили? Они просто почувствовали Господа и понимали, что мирское,  земное их отдаляет, рассеивает их внимание, которое они должны отдавать Тому, Кто действительно искренне их любит, Тому, Который никогда их не предаст, никогда не обманет. Это только Господь. В Библии сказано, что всяк человек ложь. Люди немощные, они могут сегодня тебя любить, а завтра разлюбить, пакости какие-то сделать, наговорить на тебя сплетни. Это нормально, этого не избежать. Но Господь никогда это не сделает. Потому что Он любит тебя, Он создал тебя. Тот, Который тебя создал, Он желает тебе спасения не только на земле, но и в вечности. Как апостол Павел говорит: лучше пять слов глаголать сердцем, нежели тьму языком. Эти пять слов — это и есть Иисусова молитва. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного.  Есть книги очень хорошие «На горах Кавказа», «Очарованный странник», советую почитать. В этих книгах рассказывается о делательной молитве Иисусовой, как люди к ней приходили трудами. Это были люди разного звания, но их объединяла любовь к Господу и благодать, в которой они пребывали, когда уже достигали эту молитву.

о.Елеазар - Я добавлю, как батюшка говорил. Как узнать, на правильном мы пути находимся, в каком состоянии мы пребываем? Если нам хочется молиться, ходить в храм, посещать божественную литургию, читать Священное Писание, жить по заповедям Божьим- это свидетельство выздоравливания души, что мы стоим на правильном пути. Нам тогда хочется любить и Бога, любить и ближних. Это правильно.

А если нам молиться не хочется, мы ленимся ходить в храм, Евангелие читать не хотим, святых отцов читать не хотим, это свидетельство болезни души и закостенения во грехе. Надо на это обратить внимание, может быть беда. Греческая и русская традиции молитвы могут быть немного разными. Вы правильно сказали, что Игнатий Брянчанинов говорит про правильную святоотеческую золотую середину, так и батюшка нас учил молиться. Когда читаешь Иисусову молитву, должно быть внимание. Потому что когда мы молимся- на нас смотрит Господь, это надо понимать. И как говорят святые, Он практически рассматривает, не просто смотрит, а рассматривает молящегося, ищет, может быть этот по-настоящему ко Мне обратится? Не так, как все, языком говорят одно, а ум витает там где-то в облаках. А Господь рассматривает, ищет внимательного. И когда Он найдет, изливает на человека благодать. Как говорят, не мерою  дает Бог Духа. То есть столько, сколько можешь унести, и еще в 2-3 раза больше, тебе утрясут эту меру и ещё насыплют. Господь рассматривает нас, когда мы молимся. Поэтому мы должны молиться со вниманием. Но мы должны молиться и с покаянием, не мечтать о себе, а именно каяться, зная, что молитва — это подвиг, но подвиг покаянный. В нем должно быть самое главное - покаяние. Как только мы начинаем ставить своему подвигу цену, то есть говорить: вот я молюсь, всё, тут же все перечеркивается и умножается на ноль. Когда у человека от молитвы возникает сердце сокрушенное и смиренное, вот этого ищет Господь. Это самое главное — неспешная внимательная молитва, которая сопрягается с покаянием. Это самое главное. Как правильно читать Иисусову молитву. Господи Иисусе Христе  Сыне Божий, помилуй меня грешного. Внимание на «грешного». Надо знать, что нас Господь спасает не за молитву, это всё костыли. Когда храм строится,вокруг леса ставятся. Вот если мы будем гордиться лесами и говорить, смотри, какие у меня прекрасные леса. Так не леса главное, а храм. А то леса купили, выставили, а храм так и не строится. Нас спасает Христос,  когда сердце сокрушенное и смиренное Он не уничижит. Он рассматривает молящихся, ищет внимательных и кающихся грешников и тогда спасает.

Вопрос: Благодарю вас за продолжение темы отца Амвросия о покаянии. Мысли наши встречаются. Те, кто любил батюшку, и продолжают любить, хотят, чтобы была издана книга воспоминаний от каждого из вас и тех, кто в монастыре. Хочется попросить руководство включать проповеди отца Амвросия прямо на целый час. Много не будет, а тем более не лишнее. Такой праведник жил среди нас, перед нами ходил. Что таить такое добро? Неизвестно, сколько нам осталось так вместе пребывать. Давайте воспользуемся возможностью, очень вас прошу.

о.Елеазар - Спаси Господи. Многие уже подходят с этим вопросом, пишется ли книга? Пишется. Прошу молитв, чтобы эта книга удалась. Потому что нужны воспоминания многих людей. Те, кто раньше были просто послушниками, прихожанами, сейчас епископы, архимандриты. У всех очень много дел, до всех дозвониться сложно, а если дозвонился, трудно им потом найти время, чтобы сесть и поговорить. Нужно, чтобы в одну точку сошлось очень много составляющих. Просим ваших святых молитв, братья и сестры, чтобы этот труд увенчался, чтобы всё получилось. Потому что жизнь есть жизнь.

о. Сергий - Хотел бы по поводу молитвы ещё добавить. Понимаете, мы должны иметь полное упование на Господа. Никого и ничего не бояться: война, пандемия, ещё что-нибудь. Я приведу в пример случай, который был много лет назад на Афоне. Один Афонский монастырь стал нерадиво жить. Монахи начали жить греховной жизнью, только один старец там пребывал в молитве смиренно и кротко. Ему даже говорили: брось ты этот монастырь, уходи оттуда, там одни беззаконники живут. А он оставался в монастыре и всё молился в келье. Господь попустил, что на этот монастырь напали разбойники. Не просто разбойники, а садисты. Мало того, что они всех монахов переловили, поломали им руки и ноги, потом на них наложили какие-то бревна, подожгли их, монахи живьем сгорали. Когда это всё уже произошло, увидели дым и пришли из других монастырей- разбойники уже уехали. Потом пришли и стали искать, кто остался жив. Нашли келью, она была незапертой, просто дверь прикрыта, открывают, а там старец молится. Ему говорят: отче, вы не знаете, что произошло в монастыре? Он говорит: нет, не знаю. Ему говорят: выйдите и посмотрите. Он увидел и сказал, что ничего не слышал. Там люди кричали, их убивали, повсюду крики были, а Господь его защитил. Своих людей, дорогие братья и сестры, Господь защитит, даже если всё будет рушиться, все будут умирать, вокруг война. Своих людей Господь защитит и никогда не бросит, главное - уповать на Бога, и Он всегда будет с нами. 

Есть такое высказывание, одним цветком земля беднее стала, одной звездой богаче небосвод. Когда люди уходят, наши близкие, знакомые в тот мир, они не пропадают где-то. Они всё о нас знают, молятся за нас, радуются, когда мы молимся. Они нам помогают. Потому что Церковь Христова не только на земле, Она и небесная Церковь, единая Церковь. Когда совершается Божественная литургия на земле, она тут же совершается и на небесах. Также ангелы поют с певчими, которые искренне молятся, поют здесь на земле. И все святые, и те прихожане, которые были в этом храме и перешли в тот мир, они тоже молятся за нас.

 Мы в этом мире не одиноки, у нас много помощников. Господь, прежде всего, и огромное количество святых. Ибо Святая Церковь зиждется на крови мучеников и исповедников, тех благочестивых мирян, священников, епископов, которые эту жизнь посвятили служению Господу. Ибо благодаря этим людям солнце всходит на небе, земля дает плоды, и мы что-то имеем. Только благодаря этим людям, которые благочестиво здесь жили и живут на земле.

о.Елеазар подошла к концу. На ваши вопросы отвечал протоиерей Сергий Конобас, вел передачу иеродиакон Елеазар Титов. Просим ваших святых молитв. 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+