Перейти к основному содержанию

15:28 20.04.2024

Святитель Амвросий Медиоланский и великомученица Варвара

12.01.2021 14:36:22

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/12/19/21-00

Добрый вечер, дорогие братья и сестры. У микрофона публицист и катехизатор Сергей Комаров. Церковный календарь ближайших дней напоминает цветник, в котором мы видим память великих святых, житие которых очень поучительно. Из этих святых я бы хотел выделить троих: святая великомученица Варвара, святитель Амвросий Медиоланский и святитель Николай Чудотворец. Я очень люблю этих святых, надеюсь, что и вы их тоже любите. Сегодня хотелось бы поговорить именно о них.

Начну со святителя Амвросия Медиоланского, память которого мы празднуем 20 декабря. Это удивительный святой. Он родился в 339 году, происходил из знатной римской аристократической семьи, получил прекрасное образование. Семья у него была христианская, но сам он не был крещен в детстве по той причине, что многие в то время откладывали крещение до зрелого возраста. Он по мировоззрению, по своим мыслям был христианином, но крещение откладывалось. Среди его родственников были святые люди - святая мученица Сотирия, убитая за Христа при императоре Диоклетиане. Старшая сестра Амвросия Медиоланского, Марцеллина, приняла монашество. Его род был христианским, можно сказать, святым родом. Амвросий был младшим в семье. Получив прекрасное образование, он овладел грамматикой, риторикой, юриспруденцией, свободно владел ораторским искусством, разбирался в музыке и пении. Все эти знания пригодились ему, когда он стал епископом.

Молодой человек быстро продвигался по карьерной лестнице и занимал ряд ответственных должностей. Был назначен на пост консуляра, по-нашему- губернатора, в провинции Эмилия-Лигурия с центром в Медиолане (современный Милан). Город  был стратегически важным объектом, поскольку там находилась одна из западных императорских резиденций. Именно  в нем губернаторствовал Амвросий. 

Вскоре умер Медиоланский епископ, и христиане города ожесточенно спорили, кто же займет его место. Тогда было такое время, когда в выборах епископа народ принимал активное участие. Сегодня у нас епископа выбирает Святейший Патриарх, Синод. Тогда же епископа могла выбирать община того или иного города. Трудность заключалась в том, что верующие в Медиолане в то время делились на две группы, православные и ариане. Это были два взаимовраждебных лагеря, но в выборе епископа принимали участие и те, и другие. У каждой стороны были свои виды. Ариане хотели поставить своего, арианского епископа. Прения были такими острыми, что самому императору пришлось примирять враждующие стороны. В городе началась смута. Представьте, насколько был высок религиозный градус жизни общества, что из-за выбора епископа могла возникнуть смута! Сегодня вроде бы в православной стране кому какое дело, где сменился епископ? Тогда же город из-за этого мог бурлить. Амвросий как блюститель порядка, ходил по городу, пытался организовать людские массы.

 Однажды он явился в собор, где люди спорили о назначении нового епископа. Вдруг раздался голос мальчика: «Амвросий - епископ!» Этот голос прозвучал, как только Амвросий зашел в храм. Народ был потрясен. Все увидели в этом волю Божью. Посоветовавшись, представители обеих партий решили выбрать епископом Амвросия.

Однако сам губернатор этого вовсе не хотел. Он был верующим, но ещё не был крещен, в его жизненные планы не входило быть епископом. Тяготясь своим избранием, он начал специально творить всякие фокусы, юродствовать. На виду у всех водил к себе в дом публичных женщин, сделался вдруг крайне жестоким к преступникам, хотя раньше их миловал. Но народ ему говорил: «Грех твой на нас». Он пытался убежать из города - его нашли. Есть легенда, что он вышел из Медиолана, шёл всю ночь, а под утро снова подошел к воротам Медиолана. Каким-то образом запутался и вернулся, увидев в этом волю Божию. Тем временем из Рима пришел указ, утверждающий избрание Амвросия, и ему пришлось уже подчиниться воле начальства и воле Божией. Он крестился, за 8 дней прошел все церковные степени и был посвящен в епископы. Апостол Павел пишет, что в епископы нельзя назначать новоначального, чтобы он не возгордился. В данном случае Амвросий и был новоначальный, воля Божья о нем была именно такая. В нем был потенциал святости, который видел Господь.

У Амвросия было классическое образование с юридическим уклоном, но не было богословского. Эту проблему ему пришлось решать в ближайшие сроки, он начал усердно изучать Священное Писание, церковных писателей и очень скоро стал выдающимся экзегетом и проповедником своего времени. В этом отношении Амвросий похож на другого святого человека, патриарха Фотия Константинопольского. Он тоже долгое время был простым библиотекарем, хотя являлся человеком высокообразованным. Когда его решили посвятить в епископы, он тоже не имел никакого церковного сана. За несколько дней его провели по всем степеням, посвятили в епископы, и это назначение оправдало себя. Святой патриарх Фотий издавна известен как выдающийся богослов   и  проповедник, как значительная фигура в истории церкви.

Но вернемся к Амвросию Медиоланскому. По характеру он был тверд. В столкновении с сильными мира сего он всегда имел мужество занимать бескомпромиссно евангельскую позицию. Например, однажды император Валентиан, который сочувствовал арианам, попробовал передать им одну из базилик города. Амвросий не согласился с этим решением, собрал горожан, большая часть которых тоже была не согласна. Император попытался устроить богословский диспут между арианами и православными. На этом диспуте он сам хотел быть арбитром. Но Амвросий ответил, что в церковных делах судьями могут быть только епископы, он не допустил императора и отказался явиться на диспут, где арбитром будет император. Император перешел к угрозам, послал войска для усмирения непокорного епископа. Амвросий заперся в базилике с горожанами, которые ему сочувствовали, и в течение 3 дней выдерживал осаду. Вскоре солдаты увидели, что штурмуют храм, в котором закрыт святой епископ со своими прихожанами, и стали переходить на его сторону. Император понял, что авторитет Медиоланского владыки превосходит его собственный, и вынужден был уступить. Он смирился.

Случались трудности у Амвросия и с другим императором, Феодосием I. Когда летом в 390 году в Фессалониках были убиты несколько офицеров, император приказал своей армии устроить резню. В уличных боях погибло более 7000 мирных жителей. Когда Амвросий об этом узнал, он написал императору письмо, где призвал его к раскаянию, сказал, что не будет молиться с ним на богослужении, не пустит его в алтарь, пока тот не покается. Феодосий все-таки пришел на службу, сказал, что он тайно покаялся перед Богом. Но Амвросий его не причастил до видимого покаяния. Несколько месяцев император противостоял владыке Амвросию, но не выдержал без причастия. Сложив с себя знаки царского достоинства, он пришел к святителю с повинной как раз на Рождественское богослужение. Эта история говорит о высоком уровне отношений между епископами и императорами тех времен.

Амвросий был блестящим проповедником, до нас дошли его проповеди. Беседы владыки привлекли в церковь 32-летнего блаженного Августина. Сейчас он известен как блаженный Августин Иппоно-Заритский, тогда это был просто молодой человек, который долгое время пробыл в секте манихеев, но склонялся к христианству. Встреча со святым Амвросием полностью изменила его жизнь. От епископа Августина Медиоланского он впервые узнал о методе аллегорического толкования Библии, который впоследствии сам широко использовал. Это помогло ему разобраться в тех местах Ветхого Завета, которые он до сих пор не понимал, и которые манихеи считали недостойными и соблазнительными. На Пасху 387 года Амвросий крестил Августина вместе с его сыном Адеодатом и другом Алипием.

Медиоланский епископ всю жизнь боролся с ересью арианства, которая хоть и была осуждена ещё на I Вселенском Соборе, но беспокоила империю ещё 100 лет. Он много писал, много проповедовал, борясь с ересью своим огненным словом.

Что же такое ересь? Это искажение христианского учения. Амвросий боролся с ересью с помощью  истинного христианского учения православия. Он в своей проповеди предлагал правильное богословие, правильное учение о Христе. Эта истина была лучшим оружием в полемике с еретиками.

Он был автором церковных гимнов, дошедших до наших дней. Считается, что ему принадлежит знаменитый Te Deum «Тебе, Бога, славим, Тебе, Господа, исповедуем». Именем Амвросия называется одна из основных западных богослужебных традиций - амвросианский обряд и певческая школа, связанная с этим обрядом - амвросианское пение. Амвросию приписывают также создание системы восьми ладов григорианского пения. Хотя современные исследования показывают, что эта система сформировалась позже. Во всяком случае, его вклад в христианскую гимнографию неоспорим.

Вопрос: Было сказано, что верующие разделились на ариан и православных. В то же время не было еще понятия православия, оно появилось только после разделения на католичество и православие в 1054 году.

С.Комаров - Термин «ортодоксия», православие, использовался и в IV веке. Когда я сейчас употребил термин православие, то имел в виду правильное, чистое церковное учение о Христе. Правильное богословие о Христе, истинное учение христианства. В таком значении, как мы сегодня используем понятие «православие», оно сформировалось позже. Хотя использовалось уже и в то время.

В последние годы жизни святой Амвросий частично отстранился от общественных дел и больше занимался литературным творчеством. До нас дошли многие его беседы: катехизические, богословские, интереснейшие беседы о священстве. Умер он в 397-ом году, был похоронен в одной гробнице с мучениками Гервасием и Протасием. Сам Амвросий некогда обрел их мощи по Божьему указанию. Ему эти мученики являлись и говорили, где находятся их мощи, повелев обрести их. Впоследствии сам Амвросий был похоронен с этими мучениками. Почитание Амвросия как святого началось практически сразу после его кончины. Ни у кого не возникало сомнений по поводу его святости, его чтили. Уже в V-ом веке были написаны латинские и греческие жития Амвросия. Сам Амвросий считается сегодня одним из великих западных отцов церкви, почитается как у католиков, так и у православных.

У святителя Амвросия замечательным образом сочеталась личная святость и великая образованность. Так, чтобы и сверхобразованный, и святой соединились в одном человеке - редко бывало даже в истории Церкви. Такие личности, как святитель Иоанн Златоуст, святитель Григорий Богослов, святитель Василий Великий и другие, были редкостью. Амвросий как раз был одним из таких.

Если бы не личное благочестие, то не было бы у Амвросия ни дерзания перед императором, ни народного авторитета. На одних знаниях он бы не поднялся. Но если бы не глубокие знания, то он не приобрел бы для церкви Блаженного Августина. Это две замечательные его стороны: личная святость и высокая образованность. И сегодня очень нужны такие люди, новые Василии Великие, Иоанны Златоусты, Григории Богословы, Амвросии Медиоланские. Нам нужны святые академики, которые Великим постом кладут поклоны, молятся утром и вечером, часто причащаются, стараются жить по заповедям. В то же время разбираются в искусстве, философии, читают святых отцов, может быть, даже на древних языках, разбираются в тонкостях библейской экзегезы, интересуются богословием. Те, которые могли бы выложить на стол свою кандидатскую и поговорить на равных с кандидатом наук. Таких людей нам сегодня не хватает. Они есть, но их мало. Нам необходимы такие епископы, епископы-миссионеры, епископы-ученые, епископы-богословы. Не просто рафинированные интеллектуалы, а христианские подвижники.

Да и не только епископы нужны, а просто широко образованные православные христиане. Самой невоцерковленной частью общества сегодня является как раз школьная и вузовская интеллигенция, те, кто воспитывает российских детей. Люди, которые участвуют в формировании личности ребенка ничуть не меньше, чем родители, а может даже и больше, потому что больше времени проводят с детьми, чем современные родители. Эти люди, как правило, во Христа не верят и в храм Божий не ходят. Почему? Потому что им никто не проповедовал на их уровне. Мы не способны дать им такой уровень проповеди, потому что у нас сегодня нет Амвросиев и Августинов. Воцерковление интеллигенции сегодня - одна из задач церкви. Для этого нужны знания и святость, потому что если будут только знания - нас будут упрекать, что мы не так живем. Если мы будем жить правильно- нам нужны знания, чтобы разговаривать о вере с интеллигенцией на их уровне. В любом миссионерстве, в том числе и миссионерстве среди интеллигенции, самое главное- это невербальный посыл от души к душе. Когда считывается информация о самой личности, любовь к Богу, сердечная чистота. И это духовные качества, без которых никакой миссионер состояться не может. И если к этому прибавить знания, то это будет Амвросий Медиоланский.

 Обратите внимание, что Амвросия, как ученого, воспитал Рим. Когда я говорю: Рим, я имею в виду всю систему образования Римской Империи того времени. А церковь подарила ему святость, Священное Писание, благодать Духа Святого. Так и сегодня ВУЗ, магистратура могут воспитать ученого, а церковь может воспитать святость, даст богословское развитие, даст Духа Святого и общение со Христом. Поэтому нужно учиться, много учиться и жить в церкви.

Церковным людям нужно дотягиваться до хорошего церковного уровня и говорить с интеллигенцией о вере, иначе у нас нет будущего, иначе детей наших будут воспитывать неверующие, или верующие во всякую ерунду. Я знаю многих людей, которые читали Гомера и Платона в оригинале, в этом разбирались глубоко. Но когда возникала речь о религии- они несли чушь. Как-то так у нас получается на Руси. Молитвослов и учебник истории, храм Божий и библиотека, вера и знания, святость и наука - вот то, что нам сегодня очень нужно.

 Необходимо учиться и говорить с людьми о вере, пока Господь дает такую возможность. Потому что возможность эта может быть закрыта в любой момент, как это уже было в нашей истории. И пусть Амвросий Медиоланский нам в этом помогает. Вот то, что я хотел сегодня сказать о святом Амвросии Медиоланском, замечательном святом. Очень советую почитать его труды тем, кто ещё не читал из Амвросия.

Давайте перейдем к святой мученице Варваре, это вторая святая, о которой я хотел сегодня говорить. Многие знают житие святой Варвары. Родилась она в семье знатного язычника по имени Диоскор. Это страшный человек, который впоследствии убил свою собственную дочь. Изначально он желал сохранить свою очень красивую дочь в чистоте и целомудрии. Поселил ее в высокой башне, как мы читаем в житии. Когда Варвара жила в башне, она наблюдала за красотой окружающего мира, и постепенно её душу начали наполнять трепет и восхищение перед той силой, которая создала небо и землю. Варвара рассуждала в себе, кто это создал, спрашивала у служанок, кто творец мира. Они говорили, что боги, которые стоят в доме ее отца. Она недоумевала, как эти идолы, сделанные человеческими руками, могли создать эту красоту. Мы не знаем, как это произошло, но размышляя о красоте окружающего мира, она постепенно пришла к мыслям о Едином Творце неба и земли, к мыслям о Господе Боге истинном. Это потрясающе, потому что человек уверовал без проповеди. Тут проповедуешь - и люди не веруют, а здесь человек уверовал без проповеди, сам пришел. Да, потом она познакомилась с христианами, они ей проповедовали христианство, Богочеловека, Мессию. Она уверовала во Христа уже благодаря их проповеди, но изначально она поверила в Бога, то есть стала монотеисткой, благодаря своим размышлениям об окружающем мире, об его красоте. Дальше Диоскор начал строить баню, Варвара приказала строителям сделать три  окна и начертила в своей купальне на мраморных камнях крест. Диоскор потребовал от дочери объяснения, она сказала, что это в честь Пресвятой Троицы. И тогда начались истязания от собственного отца. Без содрогания сердца об этом читать невозможно. Он жестоко избил дочь, привез её на суд к местному правителю. Её выставили обнаженной перед толпой, жестоко пытали. Затем её казнил собственный отец, отрубил ей голову. Предание говорит, что сам Диоскор умер от удара молнии. Такая мрачная история. Смерть святой Варвары приблизительно датируется 306-ым годом.

Я хотел бы поговорить о том, как Варвара уверовала в Бога без проповеди. Проповедником для неё явилась красота окружающего мира. В семинарской программе обычно проходят путь богопознания, как естественный. Он обозначен и в Священном Писании. Апостол Павел в послании к римлянам говорит, обращаясь к язычникам: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны». Замечательный стих, невидимое видимо, говорит Павел. Ибо невидимое Его, то есть божественное, от создания мира через рассматривание творений видимы. Невидимое видимо, прекрасно. Через рассматривание творений Божьих, через размышление о сотворенном мире, его гармонии и красоте, можно познать Бога. Это естественное богопознание.

Мне один хирург рассказывал, что он уверовал в Бога, когда оперировал. Он понимал, насколько совершенно устроен человеческий организм, всё больше стал думать о том, что не могло это соткаться само по себе. Здесь есть замысел, здесь есть разум, какой-то высший разум, который создал этот сложнейший организм. Так к нему постепенно пришла вера, когда он стоял над операционным столом и совершал бесчисленные операции. Это предварительное богопознание стало для Варвары основой для слышания Евангелия. Дивны дела Твои, Господи.

Вопрос: Почему ракетным войскам нашим покровительствует святая Варвара? С чем это связано?

С.Комаров – Отвечу немного позже. Что я хотел ещё сказать относительно Варвары? Красота Божьего мира не изменилась с тех пор. Перед нами те же деревья, облака, реки, озера, моря. Библия открывает нам, что эту красоту Бог и создал для того, чтобы она вызывала в человеке религиозные чувства. Чтобы через созерцание этой красоты человек проникался трепетом перед Творцом, чтобы в нём крепла вера. Например, в «Книге Иова» Господь, желая усмирить спорящего с Ним Иова, говорит ему следующие слова: «Где был ты, когда Я полагал основание земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания её, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим? Давал ли ты когда в жизни своей приказание утру и указывал ли заре место ее, чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых, чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда, и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась? Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты ширину земли? Объясни, если знаешь все это. Где путь к жилищу света, и где место тьмы?». И дальше в таком духе очень красиво продолжается до конца главы. По смыслу сказанного Господом мы можем резюмировать, что Бог сотворил красоту мира ради нас. Бог в разговоре с Иовом подчеркивает в величественной картине мира именно отпечаток Своей руки, напоминает, что это Он создал. Именно к этим мыслям, к тому, что это Бог создал, мы должны приходить, рассматривая творение Божие. Грандиозность мироздания показывает нам мудрость Творца и любовь Творца. Ведь всё создано для нас.

Вопрос: Вы сказали про интеллигенцию, что церкви нужно предоставить таких же образованных святых людей, чтобы интеллигенция пришла. Я кандидат наук,  проработал в Академии Наук много лет, сейчас занимаюсь наукой как преподаватель. Я видел эту интеллигенцию. С моей точки зрения, они не хотят учиться. Они относятся к науке неглубоко. И дело не в том, что нет людей, они не будут слушать. Ощущение, что произошла потеря искания в науке. Если человек начинает искать какие-то основы, то волей-неволей с этим сталкивается. Сейчас какая-то другая интеллигенция, она не ищет. То ли времени нет, им некогда.

 С.Комаров -  От человека, знающего внутреннюю ситуацию, это было важно услышать. Почему эта высокообразованная интеллигенция не ищет Бога, что случилось? Ведь не было же так всегда. Наука родилась из недр церковной премудрости. Все первые светила науки более или менее были верующими людьми. Как же так произошло?

Иоанн Златоуст, размышляя о гармоничности творения, высказывал те же мысли, к которым я пытаюсь подвести наш разговор, он пишет: «Бог создал всё не для нашего только употребления, но и для того, чтобы мы, видя великое богатство создания его, изумлялись могуществу Создателя и могли понять, что всё это с премудростью и несказанною благостью создано для чести имеющего явиться человека».  Иоанн Златоуст тут подчеркивает не только божественную силу, которая выражается в красоте творения, но и то, что эта красота для нас, для человека. Святитель Феофан Затворник ещё замечательно пишет: «Возьми снежинку, возьми цветок, возьми крыло насекомого, возьми глаз и стань разбирать, как всё это устроено, и не надивишься премудрости сего устроения. Посмотри далее, былинка травная прикреплена к земле, двигаться не может, но она находит нужное себе корнем в земле и листьями в воздухе и живет. Маленькое насекомое на листе рождается, на листе и умирает. Но тут же оно находит всё потребное для своей жизни. Животные рождаются слабыми детенышами, но матерям их вложена неотразимая забота о них, не дающая им покоя, пока они не воспитаю детей. Кто окружил твари такою попечительностью? А о человеке? Как много встречает он неведомо откуда исходящей попечительности о себе. Всё сие и подобное ни есть ли ясное зерцало беспредельной благости Божией».

Вопрос:   Я хотел бы высказать своё мнение, почему святых академиков так мало. Это штучный товар, если выражаться по-мирски. Василия Великого неспроста называют великим, он был образованным человеком. Он учился, и учились многие, но таких, как он, было несколько человек в ту эпоху. Это же напряжение силы воли и Божья благодать. И в наше время кто-то так же будет стремиться к этому, а кто-то нет. В Библии написано, что время разбрасывать камни, время собирать. Личная святость всегда важна, в том числе и образование. Господь говорил: ищите Царствие небесное, остальное приложится.

С.Комаров - Я бы добавил, что это оскудение связано с падением уровня церковной жизни и с падением уровня образования. Эти грани у нас находятся в некотором кризисе, отсюда и кризисная ситуация, которую мы с вами обсуждаем.

По теме Варвары я хотел бы добавить, что многие ученые говорят сегодня о так называемом антропном принципе существования Вселенной. Якобы мироздание устроено именно так, чтобы в нём жил человек. Вся Вселенная, все ее законы устроены под человека. Отклонение на йоту вправо или влево в тех или иных законах уничтожило бы человеческую расу. Но человек живет, и какая-то сила хранит нашу землю, хранит так, что человек продолжает жить. Так говорят ученые, а верующие знают, что эту красоту Божию Бог создал для нас, чтобы мы хвалили Бога и познавали Его премудрость.

Я обещал ответить на вопрос о покровительстве Варварой наших ракетных войск. Здесь вот в чем дело. Святую Варвару сделало небесной покровительницей ракетных войск совпадение дня памяти святой Варвары с днем образования ракетных войск. 17 декабря 1959 года были образованы ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Этот день стал профессиональным праздником воинов-ракетчиков, и святая Варвара была принята покровительницей ракетных войск. В любой ракетной дивизии есть икона великомученицы Варвары на командном пункте.

Насчет антропного принципа. Мы знаем, что Бог создал эту красоту для нас. Звездное небо над головой, удивительная природа вокруг нас - это всё подарок Божий. Для чего? Чтобы человек прославлял Бога. Посмотрите, сколько псалмов написано с искренним восхищением и удивлением о красоте мира земного. Везде хвалится Творец этого мира. «Благослови душе моя, Господи. Господи, возвеличился еси зело во исповедание и в велепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу». И многие другие поэтические строки можно прочитать в Псалтыри о красоте мира, созданного творцом.

Вопрос: Хочется сказать о несоответствии церковной жизни тому, что написано. Грусть приходит, из-за этого появляются такие сомнения, даже неприятности от осознания того, что нас немного обманывают. Когда некоторые вещи читаем, записываем, выделяем, хочется выяснить. Не хочется на вас нападать, обижать никого не хочется. Но быть обманутым тоже не хочется. «Много сотворил Он и других чудес, о которых не написано в книге сей. Если писать об этом подробно, то весь мир не вместил бы написанных книг». Как может быть, что мир не вместил бы этих написанных книг? Таких мест неправдоподобных много. И ещё, про законы Моисея. Я не против того, что Моисей- вождь настоящий, благочестивый человек. Но я против хочу сказать. Моисей жил в Египте, научился там всякой премудрости. Мы знаем, что египетская «Книга мертвых» заключала в себе эти 10 основных заповедей. Почему же нам тогда в Законах Божьих и детям говорят, что эти заповеди были на скрижалях самим Небом даны Моисею на горе Синай. Это было всё инсценировано. Неприятно, когда так.

С.Комаров Насчет Декалога в Книге мертвых - нет там Декалога. Проверяйте, пожалуйста, информацию. Декалог имеет уникальный статус. Те или иные заповеди Декалога понятны сами по себе. И ясно, что древние люди не были тупыми и понимали, что убивать плохо, и так далее. Это всё входило в законодательство многих стран. В Кодексе Хаммурапи есть подобные вещи.

 Но Декалог сам по себе уникален хотя бы первой заповедью. И там все остальные нравственные духовные заповеди, которые говорят об отношениях с Богом, об отношениях человека с человеком, они все аргументированы авторитетом первой заповеди. Это совершенно уникально в религиозном мире. Там же в будущем времени написано: ты не будешь воровать, ты не будешь убивать, ты не будешь прелюбодействовать. В оригинале в будущем времени, так и переведено в греческом переводе. Почему ты не будешь воровать? Потому что Я Господь Бог твой -первая заповедь. Если ты вступаешь со Мной в завет, то ты не будешь воровать, не будешь прелюбодействовать. Сам уровень взаимоотношений Бога с человеком и наличие единого Творца неба и земли делает Декалог настоящим революционным документом в мире религии. В Тибетской «Книге мертвых» нет ничего подобного. Сейчас ответим на звонок и вернемся к двум оставшимся вопросам.

Вопрос: Вы говорили, что нас хранит какая-то сила. Понятно, что это молитва. Есть такое выражение, самое трудное в жизни - молиться. И, наверное, самое трудное в жизни - предать себя в руки Господа. Потому что, если не предашь себя в руки Бога, то получается, что мы просто вычитываем молитвы. А действительно, чтобы  молиться за Россию, за себя, по-настоящему молиться.   

С.Комаров Когда я говорил, что какая-то сила нас хранит, я имел в виду всю Вселенную и нашу планету. Я даже не говорил о духовной жизни, я говорил о том, что поется в церковном песнопении: «Святым духом всяка душа живится». Мир поддерживается энергиями Божьими. Самозамкнутая наша земная система давно впала бы в унылую энтропию, состарилась и самоуничтожилась бы по всем законам физики, насколько мне когда-то объясняли эту тему. Но эта система работает, как будто бы она питаема чем-то извне. Даже этот факт говорит о том, что невидимая ладонь держит этот мир со всеми плохими и хорошими, молящимися и не молящимися. Я это имел в виду. Бог хранит мир, Бог правит миром. В мире работают вечные законы физические и духовные, которые установил Бог законодатель. Что касается выражения «молиться - кровь проливать», то тут я соглашусь. Самое трудное - это молиться по-настоящему, помнить Бога, жить по Его святым заповедям и иметь мужество вступить во мрак, где Бог. Помните, Моисей в книге «Исход» вступил во мрак, где Бог. Эта фраза аллегорически отражает ту ситуацию, когда человек вопреки волчьим законам мира сего, вопреки мирской логике, всё-таки поступает по заповеди Божией, может быть, в ущерб себе. Есть такие люди, которые готовы вступить во мрак, где Бог. Это и есть, наверное, признак святости, святости-мужественности. Мир будет стоять, и к этому мы все призваны. Это действительно самое трудное.

Вопрос: Если правильно поняла, образование вы имели в виду именно образование, образ Божий. Именно в этом как раз наше поколение бедно, потому-то и нет интеллигентных святых, научных сотрудников, которые духом святы. По всей видимости, в последнее время наши студенты и мужчины, умы в основном мужского пола, заняты зарабатыванием денег. К сожалению, сребролюбие охватило всех, и молодежь в первую очередь. Понятно, что не столько злое сребролюбие, сколько желание обеспечить свою семью, возможно будущую. У меня сыну 21 год, я из Подмосковья, Химки. Я понимаю, как всем им трудно. Поэтому это единицы из тысяч. Мы же неблагодарные. И поэтому, когда ученый благодарен, видя эту книгу жизни -природу, благодарен, изучая и практикуя - тогда Господь и дает всё то, что мы хотим видеть в наших ученых.

С.Комаров - Согласен. Мудрые слова. Страсти человеческие, в том числе и сребролюбие. Мы будем отделять работу для заработка, это необходимо, мы все живем в этой реальности. Человек должен работать, чтобы кормить себя, семью и помогать нуждающимся, это библейский закон. Но когда зарабатывание денег перерастает в сребролюбие, где эта грань, тоже непростой вопрос. Как я с одним знакомым своим все время спорю насчет богатства. Он говорит, богатство - это что? Машину иметь - это же не богатство? У меня двое детей, мне надо их возить. Ну, можно, что же нельзя? А дом свой иметь - это можно, это же не богатство? Ну, допустим, дом можно иметь. А одеться нормально, красивые вещи - это что, богатство? Ну, можно. Как-то так он меня ведет-ведет, и через 5 минут мы доходим до богатства, но оно вроде как уже и не богатство. Ещё что такое богатство, надо понять. Но если речь идет о сребролюбии, конечно, страсти человеческие под корень убивают духовную жизнь. Человек живет, потеряв самое главное в жизни, смысл жизни, богообщение. Это очень мощный фактор, который влияет на всё то, что у нас сейчас происходит.

Отвечу на два вопроса, которые перед этим задали. Насчет того, что «всему миру не вместить написанных книг». Это же метафора, неужели непонятно? Как Гоголь пишет, что редкая птица долетит до середины Днепра. Мы же понимаем, что даже воробей перелетит Днепр, он не такой уж и широкий. Даже попугай перелетит через Днепр. А тут говорится, что редкая птица! Это же метафора, которая говорит о красоте и широте Днепра. Надо понимать, что Библия тоже подчинена законам разных жанров. Используются жанры гимна, сказки, философского трактата, мифа. В тех или иных местах Библии мы видим использование того или иного характерного языка того или иного жанра. В данном случае это метафора.

 Иоанн Богослов не собирался заваливать мир книгами, зачем это нужно? А что касается того, что мы безнравственные верующие - упрек принимаем. Порой мы живем далеко не так, как нас зовет Евангелие. Человеку вообще трудно меняться. Вы, как человек взрослый, сталкивались с тем, насколько трудно самого себя поменять, сделать лучше. Взрослому человеку очень трудно поменяться, или поменять другого. Мы все знаем, как нам жить. Нам в рот палец не клади, сами себе на уме, сами с усами. И даже когда человек пытается меняться ради Господа Иисуса Христа, он уже встает на путь спасения. У кого-то получается больше, у кого-то меньше, но те, кто в Бога не веруют, вообще не ведут этих трудов.

Потом по поводу нашей нравственности. Кураев как-то хорошо сказал, что церковь во многих ситуациях подобна человеку-невидимке Уэллса, которого узнавали по отпечаткам грязных ног. Да, только по грязным следам. Мы почему-то не замечаем того, что делает церковь сегодня, служение милосердное, служение социальное. Мы не замечаем добрых дел, добрых людей не замечаем по-настоящему верующих. Святость чаще всего бывает незаметна. Тут еще важно, под каким углом смотреть на мир. Имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит.

Спасибо всем за вопросы. Поздравляю со всеми праздниками, с Николаем Угодником, с памятью святителя Амвросия Медиоланского. Всего вам доброго, до новых встреч, до свидания.                    

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
12 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+