Перейти к основному содержанию

03:37 02.03.2021

Святитель Николай как пример истинной любви Христовой

23.12.2020 12:43:32

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/12/18/21-00

Сегодня отмечаем память святителя Николая Чудотворца Угодника Мирликийского. Святитель Николай, будучи святым, принадлежащим достаточно древней эпохе, конец III - начало IV века, эпохе Константина Великого, является одним из самых почитаемых святых на Руси и во всём мире. Для русского человека это один из самых близких святых, которого можно в молитве попросить вытащить телегу с лошадью из грязи, с чем не к каждому русскому святому можно иметь дерзновение обращаться. Количество храмов в честь святителя Николая и его икон находится, как отмечают историки, на следующем месте после количества храмов и икон в честь Пресвятой Богородицы.

 На примере святителя Николая можно получить ответ, что такое роль личности в истории. С христианской точки зрения, роль личности в истории церкви, в истории того или иного народа, в истории всего мира может быть достаточно велика тогда, когда этому способствует сила Божия, благодать Божия. В истории мы найдем примеры, когда личность остается в исторической памяти, будучи "прославлена" теми или иными злодеяниями. Достаточно вспомнить Ирода Великого. Очевидно, что он знаменит, прежде всего, применительно к Евангельской истории. Мало ли какие злодеи существовали на свете. Навуходоноссор, наверное, не сильно лучше или хуже того же Наполеона. Это люди, прославившиеся масштабом тектонических явлений, которые они в какой-то степени возглавляли, но никак не своим духовно- нравственным обликом. Почему Господь попускает тому или иному человеку пройти огнем и мечом? Есть тайна промысла Божия. Чтобы о тебе осталась память, как о святом равноапостольном князе Владимире, которого народ при жизни именовал Красным Солнышком- надо иметь духовно-нравственный облик, который облечен благодатью правды Божией.

Для этого надо серьезно с Божией помощью над собой потрудиться. Войти в историю какими-либо злодеяниями не то, чтобы не так сложно, тоже надо постараться, но войти как святитель Николай, как святой равноапостольный князь Владимир, нужно постараться совсем иначе. Нужно жаждать правды Божией, жить ею и свидетельствовать о ней не только в философствованиях, премудрых словах, или имеющих пусть даже богословский характер размышлениях. Но свидетельствовать самой своей жизнью. Свидетельствовать причастностью к Божией благодати. Это сверхзадача, которая не осуществима одними только человеческими силами. Она осуществима лишь с Божией помощью.

Что к человеку привлекает эту помощь? Иной воцерковленный по всем признакам человек вооружается молитвой, списком собственных грехов, который приносит на исповедь. Может вооружиться и четками, и знанием веры, но при этом пребывать в некоем недоумении: почему у меня многое или что-то главное не получается, ускользает? «Господь меня не слышит» - говорят многие люди, когда приходят в храм посоветоваться. Обычно это говорят не самые воцерковленные люди, потому что человек, уже имеющий опыт духовной жизни, не часто дерзнет так сказать.

Но такую фразу можно периодически услышать, особенно священнику. Когда человек, считающий себя верующим, недоумевает, почему ту или иную скорбь, те или иные трудные обстоятельства не получается преодолеть. Он говорит: «Вроде я прошу Бога, молитвы читаю, свечки ставлю, но Господь меня не слышит». Эта фраза, расхожая для многих людей, является клеветой на самого Бога и на Божий промысел. Господь слышит всякого человека. Почему человек не слышит Бога - для нас это один из главных вопросов, потому что мы должны прислушиваться к Богу, искать волю Божию. Как говорится у настоящих подвижников еще с Ветхозаветных времен, надо учиться ходить пред Богом. Если это будет нашим главным, основным стремлением, то помощь Божья не замедлит. Мы это будем ощущать на самом деле своим сердцем, душой и своей жизнью.

Вопрос: Чем отличаются заповеди Моисея от заповедей Христа?

о. Андрей: В Евангелии Господь говорит: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга". Но заповедь о любви, «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и всем помышлением, возлюби ближнего своего, как самого себя» дана ещё в Ветхом Завете. Дух заповедей Моисея включает в себя эту главную заповедь о любви к Богу и другому человеку. Но по Заповеди Моисея, закон был непосредственно дан Богом прямо через Моисея, но он ещё не был запечатлен, удостоверен во всей полноте крестной жертвы Самого Богочеловека Христа. Поэтому, как говорят святые отцы, новизна Христовых заповедей,  евангельских заповедей в том, что она подтверждена Самим Христом Господом. Заповедь о любви подтверждена тем, что это заповедь крестная. Когда мы задаемся вопросом - ещё одна расхожая фраза: «Куда смотрит Бог, когда такие злодеяния творятся, когда дети страдают?» Каждому человеку свойственно задаваться такого рода вопросами. Просто люди идут своими путями, ставя перед собой эти вопросы. Одни делают для себя этот вопрос риторическим, чтобы оправдать собственное неверие. Столько зла творится в мире, что трудно представить, что такой мир сотворил Бог. Бог не мог сотворить мир с таким количеством зла, невинных страданий. На такого рода вопросы нет рационального ответа. Прежде всего, мы скажем, что Бог не творил именно такой мир. Первозданный мир и первородные Адам и Ева не знали зла, не имели в себе страдания, причина которых грех, отпадение от Бога.

Когда Адам и Ева отпадают от Бога- мир становится иным, не утрачивая то, что было изначально создано Богом. Мир становится исполнен страданиями и смертью, потому что лишается прямой причастности к источнику жизни Богу. Мир причастен к этому источнику через человека. Когда человек сам становится смертным и страдающим, то, как говорит апостол, вся тварь совокупно страдает, стенает, мучается доныне, ожидая откровения сынов Божиих. Это откровение, прежде всего - во Христе, преодоление страдания и смертности мира тоже во Христе, оно уже дано две тысячи лет назад. Ответ этот для маловерующего или неверующего человека звучит абстрактно. Это богословская теория, которая со стороны, другим человеком может быть воспринята только тогда, когда человек имеет настоящую жажду найти истину во Христе. Тогда человек может личностно удостовериться, что Христос - это истина страдающая, Бог страдающий в Своем богочеловечестве. Даже для святых отцов, христианских философов, ставить так вопрос, что Бог страдает на кресте, было довольно страшной постановкой в рациональном плане. Сам по себе Бог не может быть связан личностно со страданием, подвержен страданию. Бог бесстрастен, но речь идет о страстях Христовых. Страсти Христовы - это не страсти человеческие, это страсти именно крестные. Можно философствовать о том, что божественная природа не может страдать даже в богочеловеке Христе, Христос страдает по своему человечеству, а не по своему Божеству. Но если поставить вопрос несколько иначе: на крест восходит не просто что-то, отдельная человеческая природа, которая может страдать. На крест восходит живой конкретный богочеловек Христос, который обладает личностью Бога Слова изначально.

 Как говорят святые отцы и богословы, личность Бога Слова, будучи изначально просто божественной, в воплощении становится сложной, становится богочеловеческой. Это ни какая-то другая личность, тем более- это не новая личность. У Нестория Еретика была идея личности согласия между божественной и человеческой природой, которая якобы даёт некую новую личность, уже другую. Но эта мысль является сугубо еретической. Личность Спасителя остается личностью именно Логоса, Сына Божия, второго лица Пресвятой Троицы, Бога Слова, но она приобретает человечество, воплощаясь, приобретает человека. Если задаться вопросом, кто страдает на кресте, то очевидно, что страдает не что-то, страдает кто-то. Страдает не просто какая-то новая личность, образовавшаяся благодаря боговоплощению, но богочеловек Христос, Который продолжает этой личностью быть.

Здесь надо остановиться, потому что теоретическая постановка вопроса, как может Бог страдать, не разрешима в плоскости рационального понимания. Это невозможно разъяснить до конца. Почему невозможно вопрошания, куда смотрит Бог, почему меня Бог не слышит и другие как-то удовлетворить, дать исчерпывающий ответ? Человек, задающий подобного рода вопрос, не в состоянии воспринять ответ, потому что его можно воспринять только сердцем созревшим, жаждущим веры в личном обретении опыта общения со Христом. Бог смотрит с креста. Только по вере это может объяснить многое в твоем сердце. Всё объяснить невозможно, но когда осознаешь, что Бог во Христе Спаситель именно для каждого человека, Он - твой Спаситель, что твои скорби, страдания, болезни, конечно, значат очень много для тебя, но они значат не меньше и для самого Бога. Потому что Бог не где-то в стороне, не где-то в заоблачных далях смотрит на твои страдания, Он причастен им. Но если Бог причастен им, Он причастен им именно по Своей божественной жертвенной любви. Бог не причастен к греху, ты причастен к греху. Ты страдаешь из-за греховной изначальной поврежденности, которую ты унаследовал. В этом неизбежность для человека, в наследовании этой греховной поврежденности, страдательности ещё от Адама и Евы.

 Для богочеловека Христа этой неизбежности не было. Он становится причастен к этому именно по своей любви. Возвращаясь к вопросу, чем отличаются заповеди Моисея и Христа? - мы отвечаем: тем, что когда Христос дает евангельские заповеди, Он дарует их вместе с Собой, с лекарством от греха. Цена этого лекарства - Его пречистая Кровь, которая стекает с креста. Настоящие святые именно потому истинные, как святитель Николай, что они явили эту любовь Христову во всей возможной для человека жертвенной полноте - в своём служении. Такие избранные святые явили это воочию многим людям. Это не просто запечатлелось в памяти народной, хотя можно говорить и о памяти в жизни народной и церковной. Но дело не в памяти как в обращении к прошлому, дело в обращении к настоящим святым, их примеру, свидетельству, помощи в настоящем. У Бога все живы. Христианин, имеющий опыт жизни в церкви, это прекрасно знает на личном опыте. Потому что обращение к святым - это молитвенное обращение не к прошлому, а к настоящему, в настоящей жизни, в настоящем богочеловеческом бытии, которое может осуществляться в Церкви.

Вопрос: Когда я была невоцерковлена - была учеба в институте, поиски смысла жизни, экзистенциальная философия, 90-е годы. Ушло коммунистическое безбожие, и произошло погружение во всё это. С другой стороны- религиоведение открыло мне глаза на то, что есть соборы, таинства. Я начиталась до такой степени, что упрекнула маму: мол, родив меня на свет, ты обрекла меня на муки смерти. Повторила кого-то. Сейчас я в ужасе от того, что я сделала. Получается, что мы не сами себя вызываем в этот мир.

Я стала себя рассматривать, начала задыхаться от ощущения жизни. Тут же у меня возник вопрос: где я была раньше, и что будет потом? И меня охватил ужас, физический страх смерти. 20 лет, как я воцерковлена. Приближается шестидесятилетие, все батюшки говорят: от этого страха никуда не деться. Насколько уместны эти мысли?

 Моего 11-летнего брата хоронили со значком октябренка. Он был некрещеный, это трагедия. Я его так и помню во гробе. Что с ним будет? Что будет с детьми, которые не дошли до храма, в силу того, что в Ростове все храмы были разрушены, превращены не весть, во что, и по всей России было так. Мы не понимаем, что будет, как Господь решит наши вопросы, но всё-таки можно ли вообще задаваться такими вопросами?

о. Андрей: Человек не может не задаваться вопросами. Человек - существо свободное, созданное по образу и подобию Божиему. Проблема в том, что задаваться вопросами нужно с обращением к Господу, молясь. Можно привести пример: на исповеди священник может услышать-вот, у меня такой грех, я раздражаюсь на детей. Говорю себе, что не буду раздражаться, не должен - но ничего не получается. Очевидно, что человек сам с собой, с теми или иными греховными проявлениями сам справиться не может. Поэтому правильнее не обращаться к себе, а обращаться напрямую к Богу: «Помоги мне разобраться в том-то, справиться с тем-то». Все люди разные, характеры разные, склад душевный и психофизический. Даже что касается экзистенциального страха смерти - люди ощущают его по-разному. Кто-то острее, кто-то более толстокожий. Одному человеку такие уколы-мысли, как слону дробинка, а другой начинает этим жить в переживаниях, во внутреннем ужасе. Это уже страхование. У святых отцов есть понятие "страхование", которое навевается дьяволом. Потому что дьявол знает слабину человека, нападает с тем, в чем человек действительно слаб. Поэтому помни о смерти, но помни об этом с точки зрения того, что надо бороться с грехом. С другой стороны - смерть уже побеждена Господом, она не является чем-то неизбывным, просто нам нужно прийти к этому во Христе. У родителей же, конечно, лучше вовремя попросить прощения. Тут можно добавить, что, к сожалению, мы все несовершенны в любви в отношении близких людей. Иногда можно было чего-то дать больше. Если мы были склонны говорить что-то лишнее обидное, были на слова слишком скорые - то в этом надо каяться и учиться быть осторожнее. Об этом и Священное Писание, и апостолы говорят. Осторожность, покаяние, желание простить и получить прощение должны быть нам свойственны, как христианам. Здесь важна сама молитва, обращенность к Богу, потому что удержаться от зла, в том числе на словах, своими силами очень сложно. Нужна именно молитва.

Вопрос: Для чего молиться, если Бог заранее знает, что с нами будет?

о. Андрей: Есть популярная идея в некоторых богословских системах, в протестантизме - идея предопределения. Она не истинная. Бог предвидит всё, в том числе и определенные действия человека, что с нами будет, или может быть. Но при этом Господь не подавляет свободу воли человека. Сама эта проблема предвидения, предопределения будущего философски и богословски является крайне сложной. Когда мы задумываемся на эту тему и начинаем рассуждать- то выражаясь умным языком, мы направляем на Бога некоторую проекцию, наделяя Его понятными нам свойствами, в каком-то смысле человеческими законами, свойствами, константами окружающего мира. Таким образом, мы Бога сами очеловечиваем,  в каком-то смысле - принижаем. Да, Бог вочеловечился во Христе. Используя философскую терминологию, можно спросить, Бог трансцендентен или имманентен миру? Трансцендентен - это удален, имманентен - это присущ, находится в этом мире. Бог удален от мира или Он в этом мире? Правильный ответ будет, что и трансцендентен, и имманентен. Он и удален от этого мира, и находится в этом мире, действует Своим промыслом. Но являясь Всемогущим, Святой Троицей, Бог никак не зависим от течения времени, от нашего прошлого, настоящего и будущего. Поэтому сама постановка вопроса - Бог знает, предвидит, предопределяет человека-  она не вполне корректна применительно к Богу. Эти формулировки являют суть, принадлежащую человеческому пониманию и человеческому языку, которые всё-таки ограничены. Потому что человек - это человек, а не Бог, он создан Богом. Потому что мы рождаемся, живем и умираем в мире падших.

 Был вопрос у слушательницы, что будет с её близким человеком, умершим в детстве, будучи некрещеным. Это опять же вопрос, на который нет исчерпывающего ответа. Потому что мы задаемся этим вопросом согласно нашему ограниченному пониманию. Хотя, в основе такого вопрошания не просто страх смерти, ужас, а любовь, данная Богом, любовь к близкому человеку. Если мы имеем веру в Бога, Господь нас привел к этой вере, значит, мы имеем любовь к Богу. Имея начатки этой любви, пусть не полноту, как у святых, мы имеем надежду. Потому что крещеный в данном случае человек, или некрещеный, когда он умер, в детстве ли, какие там обстоятельства способствовали, это набор понятий, свойственный именно только нашему миру. Если мы имеем христианскую надежду и любовь, то молясь, мы имеем самое главное благодатное орудие, когда устрашающие нас обстоятельства или причинно-следственные связи могут быть разорваны, преодолены. Если Бог хочет, то Он меняет естества чин. Во Христе нам дана такая полнота любви!  Хотя с нас и много спросится, потому что нам много было дано. Воспользовались ли мы этим- это вопрос.

Вопрос: Кому много дано, с того много и спросится. Как это понимать?

о. Андрей: Так и понимать, что если нам была по вере дана благодать, то с нас спросится согласно благодати, согласно заповеди любви. А тот, кто почему-то до благодати, до веры и истины не дошел -другое дело, почему, ведь свобода выбора всегда остается за человеком - то с него спрос всё-таки меньше. Но за всем этим все равно стоит тайна смотрения Божия, промысла и любви Божией.

Вопрос: В чем заключается польза от чтения Псалтыри?

о. Андрей: В молитве. Псалтыри - это основополагающий молитвенный опыт человечества, начиная ещё с Ветхого Завета. Потому что псалмы составлены ещё задолго до Рождества Христова. Это один из самых великих молитвенных опытов человечества, который лег в основу нашего храмового богослужения, а также всегда предлагался и предлагается для личного келейного чтения. Это образец, к которому человек может стремиться в плане молитвенного устроения. Другое дело, что не всегда человек в своем келейном обиходе имеет время и силы регулярно всю Псалтырь перечитывать. Хотя монашеское правило -это уже для настоящих подвижников- включает в себя чтение Псалтыри одновременно с обязательным упражнением в Иисусовой молитве. Полезно сочетать краткую молитву и чтение Псалтыри, если есть такая возможность.

Вопрос: Как правильно читать Библию?

о. Андрей: Читать Библию нужно тоже с молитвой. Если кто впервые приступает к чтению Библии, начинать читать надо с Нового Завета, с Евангелия. Понимать Ветхий Завет можно истинным образом только в свете Евангелия. Можно читать перед регулярным чтением Евангелия какую-либо молитву, например, своими словами молиться: «Господи, во имя святого Твоего Евангелия помоги мне в том-то, или избави меня от такого-то греха, или страсти». Потом прочитываем по возможности главу в плане ежедневного правила. Потом можем закончить молитвой, в том числе и своими словами. Приступая к чтению Ветхого Завета, особенно это постами полезно - прочитывать или перечитывать ветхозаветные книги, то неплохо запастись теми или иными толкованиями. В наше время толкования легко доступны, очень много издано трудов святых отцов, например, Иоанна Златоуста, святителя Филарета Московского. Помимо того, что есть бумажные версии, сейчас существуют такие программы толкований, которые могут быть доступны и на компьютерах, и в современных гаджетах, и в мобильных телефонах. Есть программа "богослужебные указания", в которой представлены чтения, в том числе богослужебные, на каждый день, со ссылками на толкования. Также есть прекрасный сайт и программа для мобильных устройств "Толкования Оптиной пустыни", где можно открыть любую главу и страницу Библии, кликнуть на тот или иной стих, и вам тут же станут доступны толкования святых отцов. Правильно читать Библию с молитвой, прибегая к толкованию святых отцов. Сейчас это легко осуществить, в другие эпохи это было гораздо сложнее. Поэтому грех этим не воспользоваться.

Вопрос: Как начинать исповедь перед батюшкой, с каких слов?

о. Андрей: Проще всего со слова "каюсь". Каюсь в своем раздражении, осуждении, празднословии, гордыне, нетерпении, опять же, в пререкании с ближними, в отсутствии смирения, и так далее. Если у вас есть необходимость посоветоваться с батюшкой по поводу какой-то ситуации, обстоятельств, и он имеет время всё это выслушать и дать совет, то пожалуйста. Лучше всего не начинать саму исповедь с длительного описания обстоятельств: тогда-то, позавчера, после обеда, в доме по улице такой-то, при встрече с такой-то подругой, с которой я дружу, начиная со школьной скамьи, а училась я в такой-то школе, таком-то районе, с такого-то по такой-то год. Лучше этого избегать, правильнее сразу начинать с конкретных грехов, а потом уже, если нужен совет, попросить. Если необходимо какие-то обстоятельства привести, чтобы получить совет, тогда уже обратиться к описанию этих обстоятельств.

Вопрос: Можно ли перед иконой «Взыскание погибших» читать акафист иконе «Всех Скорбящих Радость»?

о. Андрей: Разумеется, перед любой правильно написанной канонической иконой мы можем читать любые молитвенные последования. Мы всё равно обращаемся к Господу, тем более - через Пресвятую Богородицу и через всех святых, в том числе. Тут никаких противопоказаний нет, читайте те акафисты, последования или ту же Псалтырь перед той иконой, которая у вас в тот или иной момент есть перед глазами.

Святый отче Николае, моли Бога о нас. У микрофона был протоиерей Андрей Спиридонов.             

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+