Перейти к основному содержанию

15:47 14.05.2024

Молитва.

13.10.2020 11:46:15

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/08/29/21-00

Добрый вечер, дорогие братья и сестры, вы слушаете радио «Радонеж». Мы в прямом эфире. У микрофона публицист и катехизатор Сергей Комаров.

«Не будьте как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми». Не творите той или иной добродетели (в данном случае имеется в виду молитва) ради похвалы, тщеславия. Да, вообще в молитве есть внешность какая-то, но она обязательно будет. Конечно, можно молиться про себя: сидит человек на лавочке, смотрит по сторонам - и никто не подозревает, что он, может быть, молится в это время. Можно и так, но вообще-то молитва наша церковная, молитва домашняя в классическом понимании – это та, которая имеет внешние формы выражения. И это неплохо, Христос это не запрещает. Он сам так делал. Например, какие вы можете вспомнить внешние проявления молитвенного делания, которые выказывал Господь Иисус Христос? Ну, например, Он подымал очи к небу, Он преклонял колено, Он падал ниц, Он вздыхал, Он проливал слёзы. Об этом мы читаем в Евангелии. Апостолы тоже пользовались внешними движениями. Вот, 1-е послание к Тимофею, 2.8 гласит: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». Вот вам древний молитвенный жест - воздеяние рук к небу. Сейчас этот жест остался только у священников, но раньше так молились и христиане-миряне. Например, святитель Феофан Затворник, толкуя это место, говорит, что в первую очередь здесь надо видеть указание на богослужение - воздеяние рук. Но потом говорит: то же делать апостол велит и христианским мужам, исправляющим общественное богослужение. Да, раньше так молились христиане. Так что Христос не запрещает выказывать внешние формы молитвенного делания, тем более, что молитва без внешности не всегда может быть. Речь идет только о том, чтобы не делать это из тщеславия, напоказ. Вот, например, когда мы проходим мимо храма, мы перекрестимся, поклонимся. Это не грех - выразить внешнее молитвенное почтение перед храмом? Нет, конечно. А что же тогда грех, против чего выступает Христос? Можно молиться даже когда тебя никто не видит, даже не выказывая внешних проявлений молитвы и при этом тщеславиться и гордиться. Например, как человек может «потерять» свою молитву? Если он рассказывает кому-то об этом. Есть такие любители порассказывать про свои подвиги. А я столько-то акафистов читаю, а я столько-то Иисусовых молитв прочитываю, а я вот такие-то богослужения выстаиваю! Вот это как раз то, о чем говорит Христос. «Не будьте как лицемеры, которые любят показаться перед людьми». Ты молишься - это твоё с Богом, личное. Я бы даже сказал- интимное. А человек может всё испортить. Рассказал, возгордился, подумал о себе что-то, что я уже вот молитвенник. Так что Христос тут не порицает общественные молитвы, или внешние формы, а порицает, вернее предупреждает о тщеславии, которое может испортить любую добродетель. В том числе и молитву. Вообще мне кажется, нам поменьше надо, делать образцами каких-то вроде бы молящихся людей, превозносить их, славить. Вот говорят, вот смотрите, как вот этот монах много молится!

Не надо этого. Бог видит, кто молится, а кто не молится. Я где-то читал в Патериках рассказ, что были две монахини, одна молилась Богу долгими вечерами и ночами. А вторая не молилась. Только иногда мимо иконы проходила, кланялась и говорила: «Господи, помилуй!». И Христос явился той, которая проходила мимо иконы, крестилась, кланялась и говорила: «Господи, помилуй!». Говорит ей: ты мало молишься. А потом говорит той, которая ночами Псалтырь читала. А ты, говорит, вообще не молишься. Понимаете, Христос знает, кто молится, кто не молится.

Молиться надо, но тщеславие - это тонкая штука, которая может всё испортить.

У нас есть звонок. Слушаем, добрый вечер.

- Добрый вечер. Батюшка Олег Стеняев тоже рассказывал о молитве. И он говорит, «Я молюсь», а боковым зрением вижу: ой я так крещусь хорошо, поклоны кладу. Это тонко - себя поймать.

- Да, спасибо, верно. Дальше об этом Христос тоже говорит: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Здесь тоже не совсем всё просто в этом стихе. Ну, казалось бы, зайди в какую-то комнату, затвори дверь. Идея такая - чтобы никто не видел, это понятно. Но, дело в том, что в то время далеко не каждый иудей имел многокомнатную квартиру, чтобы зайти в отдельную комнату, молельню, и там молился. Вообще жили скромно.

 Вот как у нас раньше на Руси избы были такие как бы однокомнатные. Так же и еврейские жилища. Они были очень простые, как правило, одна большая комната, в которой помещалась вся семья, и дворик. Поэтому слова: «войди в комнату твою», о какой тайной комнате идет речь? Скорее всего, это некоторая аллегория. Что же эта аллегория обозначает? Тут мы уже должны посмотреть, что пишут об этом наши святые отцы. Что говорит Иларий, Пиктавийский святитель: «Господь призывает нас войти не в укромное место дома, но в горницу нашего сердца. И молиться в тайном соединении нашего ума». Вот, пожалуйста. Комната, о которой говорит Христос, толкование наших святых отцов - это человеческое сердце. Видите, как получается? Если ты вошёл в сердце своё и затворил дверь… А что такое затворить дверь? Тот же святитель говорит, что клеть, то есть комната - это ум, вместилище мыслей. А дверь, которую нужно закрыть это - чувства, то есть глаза, уши, внешние раздражители. По возможности, оградиться от внешних раздражителей. Да, вот если человек вошёл в комнату сердца, и затворил дверь, вошёл в себя - то где бы он ни ходил, чем бы он ни занимался, если действительно в нём есть это «в себе присутствие» вот такое, он будет молиться. И поэтому Иоанн Златоуст, толкуя это место, пишет: «Можно, идучи на площадь, ходя по улицам, творить продолжительные молитвы; можно сидящему и занимающемуся работой посвящать Богу дух свой, и входящему и выходящему можно творить продолжительную и усердную молитву.» Вот об этом же говорят старцы Варсонофий Великий и Иоанн - непрестанно прибегай к Богу. Стоишь ли ты, или сидишь, или лежишь, пусть бодрствует сердце твоё в твоём псалмослужении. Вот, братья и сестры, если широко толковать эти слова Спасителя, то речь идет о чем? О внутреннем молитвенном делании, о памятовании о Боге, о том, что называется пребывать в Божьем присутствии. Как помните про Еноха сказано, он «ходил перед Богом». И «Бог приложи его», взял его на небо. Ходил перед Богом. Вот так же ходить перед Богом может любой верующий человек. Как? Помня о Боге и вознося к Нему молитву. Вообще молитва не ищет места и времени. Молитва - это состояние человеческого духа. Конечно же, есть некоторая обусловленность внешними обстоятельствами, есть обстоятельства, в которых действительно как-то не помолишься. И мы пытаемся создать для себя какие-то молитвенные условия. Мы ходим в храм, об этом мы отдельно скажем, надеюсь, сегодня. Дома мы становимся перед иконами, закрываемся, пытаемся в тишине почитать молитвы, в темноте зажигаем лампадочку, свечечку. То есть мы создаем условия для молитвы. И это правильно, это нужно делать. Но в принципе молитва, может быть такой, но может и быть в других обстоятельствах. Молитва не ищет специального места и специального времени. Она - это состояние человеческого духа. А человек может обращаться к Богу всегда, в любой ситуации. Вот кстати, как вы думаете, как вообще можно практически реализовать эту идею? Вот апостол Павел пишет: «непрестанно молитесь». Значит, это возможно. Как это можно сделать? А вот ещё в древности святые отцы, первые монахи дали ответ. Он заключается в следующем. Надо молиться краткими молитвами. Есть такой древний монашеский, а лучше сказать общехристианский обычай: творить молитву в форме кратких призываний через определенные промежутки времени. Этот обычай был известен в древности в Египте и вне Египта. Вот, например, Блаженный Августин писал следующее:» Говорят, что братья (то есть монахи) в Египте совершают определенные молитвы часто повторяемые, исключительно краткие, которые запускаются быстро, как копья, дабы за время слишком длительное не исчезало и не притуплялось то бдительное внимание, которое необходимо молящемуся». Вот посмотрите, какой прекрасный образ. Молитвы, которые запускаются быстро, как копья! Очевидно, речь идет о кратких молитвословиях. Вот, например, сегодня самая известная такая молитва - это молитва Иисусова. Да, может быть длинный вариант это в русской традиции «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Может быть краткий вариант из пяти слов греческий «Господи Иисусе Христе помилуй мя». Κύριε Ιησού Χριστέ ελέησόν με τον αμαρτωλόν. Вот, очевидно, о такого рода молитвах идет речь. Вот как молились в древности христиане. Ведь надо же понимать, далеко не все были грамотные. Далеко не все в то время могли читать длинные молитвословия и не знали их, и книжки не у всех-то были. А вот краткие молитвы можно было выучить всем, многие великие отцы спасались краткими молитвами.

У нас есть звонок, добрый вечер, слушаем вас.

- Здравствуйте, отец Сергий.

- Здравствуйте, только я не отец, я брат Сергий.

- А, брат Сергий. Очень приятно, Валентина. Скажите, пожалуйста, что такое в каноне Архангелам и Ангелам написано Матери Божьей «крестобогородичен». Что в это время мы делаем?

- «Крестобогородичен» - это такое церковное песнопение, которое можно найти в Минеях, в богослужебных книгах, в Октоихе тоже. То есть если в Молитвослове этот крестобогородичен не даётся, ничего страшного. Можно и без него. Но это такое молитвословие, которое прописано в богослужебных книгах. Оно посвящено как бы сразу двум темам - Богородице и Кресту Христову. Эти две темы как бы соединяются в одно молитвословие. Есть просто богородичен, например, «на слава и ныне», как правило, идет богородичен, песнопение, посвященное Богоматери. А есть крестобогородичен. Вот, собственно, об этом идёт речь.

- Добрый вечер. Брат Сергий.

- Владимир. У меня такой вопрос. У нас соседи, живут внизу под нами, мы на 5ом, а это 4ый. Постоянно идёт ругань матом. Невозможно. Читаешь молитвы, или они просто начинают с пяти часов ругаться, и в течение дня могут, орут просто. Никакая молитва не помогает у меня, не идёт. Что делать не знаю. И в нашем городе, в Лыткарино, мат этот везде. Даже в школах, около школы пройти невозможно. Конечно, мы пытаемся делать замечания ребятам, когда они проходят. Не знаю, как в других городах, может быть, поменьше ругаются, но у нас сильно поставлено на поток буквально.

- Сочувствую вам. Ну что ж тут скажешь? Конечно, как тут молиться, когда матерная ругань под ушами? Ну что ж, могут помочь беруши. Знаете, в аптеке продаются такие штуки, затыкаешь уши и не слышишь матерной ругани. Может быть, стоит выходить и читать молитвы на улице, где-то прогуливаться в тихом месте? Надо найти какой-то практический выход их этой ситуации. Закрывать окна, двери на время молитвы. Не знаю. Да, есть такая проблема в нашем народе. И, конечно, ужасно, когда это всё в уши лезет. Сочувствую вам. Наверное, стоит помолиться Богу, чтобы дал разрешение этой ситуации, чтобы помог вам действительно спокойно совершать своё молитвенное правило.

 Хорошо, мы вернемся к нашей теме. Итак, вот мы зацепили интереснейший вопрос - краткие молитвословия. Древнейшее предание церкви. Вот так молились первые монахи, так молились многие простые христиане, которые грамоте не знали, не могли учить наизусть длинные молитвословия. Они молились краткими молитвами. Какими? Например, были распространены краткие стихи псалмов. Вот это древнейшие молитвы христианских подвижников. Евагрий Понтийский даже даёт примеры молитвенных воззваний. Например, «не убоюсь зла, потому что Ты со мною»- фраза из псалма. Некоторые подвижники, говорит Евагрий, целыми днями повторяют эти слова: «не убоюсь зла, потому что Ты со мною». Или «Боже, приди на помощь мне, поспеши, Господи, на помощь мне». Да, как там по-церковнославянски «Боже, помощи мне потщися». И так далее. Стихи псалтири идеально подходят для такой формы молитвословия. Да там одна фраза -целая молитвенная мысль сконцентрирована. Конечно же ещё такие молитвы использовались: «Боже милостив, буди мне грешному» из Евангелия, «Господи, помилуй мя», «Господи, помоги мне», «Сыне Божий, помоги мне», «Сыне Божий, помилуй мя», «Господи избави мя от лукавого», и так далее. Краткие молитвословия могут составить по сути ежедневный многочасовой молитвенный подвиг христианина.

У нас есть ещё звонок. Добрый вечер, слушаем вас.

- Добрый вечер, брат Сергий. Я хотела бы рассказать, что со мной происходит. У меня очень больные ноги, а мне приходится подниматься на четвертый этаж, старый дом без лифта. Старые дома, ещё послевоенные. Я была благословлена много лет назад своим духовным отцом на пятьдесят Иисусовых молитв. И вот представьте себе, как-то я просчитала, сколько у меня ступенек. Их оказалость 10 в пролете. А пролетов  5.  И я поднимаюсь с этой молитвой. Ко мне приходят мои духовные сестры и братья, когда входят и говорят: а как ты вообще поднимаешься? Я говорю: с молитвой. Недавно я была в Спасо-Вифанском монастыре, на Преображение поехала туда. Кто там был, знают прекрасно, что там есть гора, где совершается служба в большие праздники. Я последняя шла, чтобы никому не создать неудобства, я это медленно делаю. И я поднялась, опять с этой Иисусовой молитвой.

- Слава Богу.

- Но было искушение. В праздник Александра Невского решила пройти крестным ходом, можно сказать: не пройти, проползти. И получилось так, что я хотела перейти с травы на дорожку. И я в какой-то момент упустила молитву, и такое ощущение, что мне кто-то ноги связал, и я упала. И упала на правую сторону, которая и так у меня повреждена, и колено. И я уже не могу встать. Если я падаю, я уже не встану. На какой-то момент я её упустила. И вот такое было. Но я поняла, что это было искушение. Правда, меня подняли. Так что молитва делает большие чудеса.

- Да, Спаси Господи. Спасибо большое за живое свидетельство. Вы знаете, когда вы рассказывали эту историю, что вы на секунду забыли про молитву и упали, я вспомнил про случай из жития Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, как он проснулся по обычаю в 4 утра и решил читать утреннее молитвенное правило и не мог найти молитвослов. И вот он ходит по квартире своей и не может найти молитвослов, раздражен, и вдруг понимает, что он забыл про молитву, про Бога вообще забыл. Что у него сейчас в голове только молитвослов. И он по своему обычаю покаялся тут же, у него было поразительное живое покаяние, когда он чувствовал нечистоту совести перед Богом. Тут же перед Господом покаялся и сразу нашел молитвослов. Да, такая история вспомнилась. Конечно же, жизнь христианская - это когда в идеале каждый поступок наш, каждая мысль, должна сопровождаться молитвой. То есть жизнь христианская - это жизнь в молитве. Не зря апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Или как он говорит: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом». Вот это «всегда» просто поразительно. А вот как всегда молиться, как раз об этом сейчас с вами говорим. Краткие молитвословия, братья и сестры. Нам сегодня надо возвращаться к этой древней христианской традиции. Это наше спасение. Потому что мы в суете больших городов забываем о Боге, забываем обо всём святом, забываем о молитве и просто живём. Вот спасение, вот, если хотите, такая панацея - краткие молитвословия. «Господи помилуй», «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного», «Господи, спаси меня, погибаю», да, как апостол Петр, когда тонул.

Есть ещё звонок. Очень радостно, что звонят. Я очень вам благодарен. Слушаем вас, добрый вечер.

- Добрый вечер, Татьяна. Я хотела сказать молодому человеку, который звонил из Лыткарино, что там мат у соседей слышно. По житию Ксении Блаженной Петербургской, там она пишет про соседей. То сверху кого-то беспокоили значит, молитвы ей помогали, вот теперь звонит снизу. Я думаю, что надо Блаженной Ксении помолиться, и наладится всё.

- Спаси Господи, да. Хороший совет. Принимаем. Пусть Ксения Блаженная поможет нашему брату избавиться от такого неприятного искушения – мат. Вот ещё хотел вам зачитать, в документах древней эфиопской традиции нашёл интересное свидетельство, зачитаю. Авва Павел Киновит сказал, когда ты пребываешь среди братьев - работай, медленно подымай глаза к небу и говори Господу из глубины сердца: «Иисусе, помилуй мя, Иисусе, помоги мне, благословен Ты, Бог мой». Вот это тоже свидетельство V, где-то IV века. Видите, когда Авва говорит послушникам: когда работаете среди братьев, чтоб не показывать что-то такое из себя, говори про себя: «Иисусе, помилуй мя, Иисусе, помоги мне, благословен Ты, Бог мой». Что интересно, такая форма. Их, наверное, тысячи форм каких-то молитвенных. Идея главная такая - краткое, быстрое молитвословие, а за ним сразу следующее. Есть ещё звонок. Добрый вечер, слушаем вас.

- Брат Сергий, игумения одного монастыря давала такой совет: когда ты что-то потеряешь, начинай читать Символ веры. Вот у меня были такие потери, ребенок на даче ключи так потерял, просто невозможно. Бывает - сразу находишь. Я знаю, молятся Иоанну Воину о потере, но здесь уже проверено годами.

- Спасибо.

- Не сразу, но всё равно находишь. Это много-много лет назад, как бы из моей практики. Спаси Христос. Не могла не поделиться.

- Спасибо. Я знал это. Но я знал чуть-чуть в другом варианте. 50 Псалом и Символ веры. Я вот так знал. И тоже слышал много случаев, когда это помогало. Ну что тут сказать, мы не всё можем понять. Тут можно возмутиться, сказать, что вы какие-то магические формулы, да попросите у Бога. Но оно-то так, но с другой стороны, мы не всё понимаем, что происходит в духовном мире. И если нам действительно предание церковное даёт такой совет, то почему бы не воспользоваться? Действительно многим это помогает, я слышал.

Хорошо, насчет вот этой идеи - молиться краткими молитвословиями, я бы ещё хотел заметить, что у нас есть замечательная молитва в вечернем правиле, которая как раз этот навык может развить. Это известные замечательные 24 молитвы святителя Иоанна Златоуста. Помните, из вечернего правила? Там написано, что молитва на каждый час получается. 24 молитвы - молитва на каждый час суток. Ну, тут как бы до конца непонятно: а когда же спать, если молиться каждой из этих молитв каждый час? Ну что же, церковь пытается нашу жизнь обставить памятью о Боге молитвой, чтобы по возможности мы наполнялись молитвенным деланием. Вот на эти молитвы из вечернего правила я бы хотел указать, напомнить, что как раз эти краткие молитвословия, могут нам помочь навыкать в этом молитвенном делании. Краткая молитва, но часто. Есть ещё дозвонившийся, Слава Богу, слушаем, добрый вечер.

- Я хотела бы рассказать о своём случае с моим мужем. Муж у меня неверующий. И он всегда включал телевизор, а у меня через стенку всё время звучит громко, чтобы я меньше молилась. У нас сложные отношения, но терплю. Я однажды от по совету одного священника, начертала крест на этой стене. У меня не было ни деревянного креста, никакого. Ровно через 15 минут телевизор сломался. Новый, хороший телевизор. Поэтому, сестры и братья, крест - это великая сила, она нас спасает. И поэтому я вам желаю не злиться, а воспользоваться тем, что нам дал Бог. Благодарю вас.

- Спаси Господи. Вот такое свидетельство. В общем, дорогие радиослушатели, которые, может быть, неверующие. Вы не трогайте православных, потому что у них есть крест, они вам ноутбук перекрестят Apple, потом не будете знать, где его чинить. Вот, ну шутки шутками, а Господь есть, и крестная сила с нами. Спасибо за такой яркий случай.

А мы идём дальше. Христос дальше в Нагорной проповеди в 7ом стихе продолжает учение о молитве. Вот что мы тут услышим. Христос говорит о продолжительности молитвы интересные слова. Ага, ещё и звонок у нас. Ну, сегодня просто жить весело. Слушаем вас, добрый вечер.

- Добрый вечер, Сергий и слушатели. Извините, что я перебиваю вас, но у меня сложилась своя собственная молитва кроме Иисусовой. У меня папа был летчиком, я с детства люблю самолеты, небо, и немножко у меня тревожное чувство. Я, когда вижу самолет какой-то, обязательно ему желаю счастливого пути и мягкой посадки. Но потом я подумала, что надо расширить эту молитву, и теперь я знаете, как молюсь? Я молюсь, Господи, тех, кто в море, и в небе, на земле и под землёй управи и путешествующим спутешествуй. Простите, всего доброго.

- Замечательно, спасибо. Нет, здорово, это же как раз и есть живой отклик живого человеческого сердца на божественное присутствие. Это и есть реализация живой молитвы. Живое обращение к Богу. Конечно же, мы понимаем с вами, что школу церковных молитвословий, которую предлагает нам церковь, нужно пройти. Все эти молитвы наши нужно знать. Нужно повыучивать наизусть там утреннее правило, вечернее правило. Нужно знать неподвижную часть богослужения, всенощной, литургии. Школу эту нужно пройти, чтобы навыкнуть, так сказать, в правильном молитвенном ощущении. Но никто не мешает, наоборот, церковь даже поощряет живое обращение человека к Господу своими словами. Вот такие свидетельства - они просто замечательные. Слушаем вас, добрый вечер. У нас ещё один дозвонившийся.

- Добрый вечер. Знаете, я хотела поделиться тремя замечательными молитовками, может быть кому-нибудь это пригодится. Первая молитва, это из Григория Паламы. «Господи, прости мою тьму». Вторая молитва не знаю из кого, от кого «Господи, Истина моя, спаси меня от самообмана моего». А вот третья молитва, дай Бог, не знаю, молитва это или нет, это просто из современного поэта. «Помоги мне подняться, Господь, чтобы встать перед Тобой на колени».

- Спасибо, спасибо большое. Да, вот здесь, понимаете, такая, мне кажется, тонкая вещь, что человек со временем должен найти свою молитву. Конечно же, мы все обязательно читаем и слушаем общепринятые церковные песнопения. Но у каждого молитвенника, у каждого верующего должна со временем найтись какая-то своя личная молитва, то ли своими словами, то ли где-то подслушанная. Но такая, которую человек любит повторять, и сердце его как-то особо откликается на эту молитву. Я вот глубоко в этом уверен.

 У нас есть ещё звонок, прекрасно. Добрый вечер, слушаем вас.

- Добрый вечер, Сергий Николаевич. У меня вот вопрос по молитве Иоанна Златоуста, которые 24 молитвы. Вот первые две молитвы «1. Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. 2. Господи, избави мя вечных мук». Я думаю, это разная степень существования на том свете, так сказать, или какая разница в этом? Что это значит, о чем конкретно эти стихи?

- Спаси Господи. Во-первых, святитель Иоанн Златоуст не прокомментировал, к сожалению, эту молитву. Вы знаете, что даётся молитва и комментарий, как ей пользоваться. Но судя по тексту, мы должны понимать, что он предлагает такой вариант молитвословия, такой вариант памятования о Боге на каждый час суток. По сути, можно каждую из этих молитв повторять каждый час суток. Как бы духовно пережёвывать эту молитву. Повторять, вживаться в неё и получать особенный плод. Если говорить о содержании этих первых двух молитв «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ». Здесь всё понятно. «Господи, избави мя вечных мук» - это мы идём от обратного. «Не лиши мене небесных Твоих благ» и можно как бы добавить, и «избави мя вечных мук». По сути, об одном и том же, но разными словами. Это библейский параллелизм, когда два раза говорится об одном и том же, но как бы разными словами. Пример библейского параллелизма я приведу ещё, после того, как мы послушаем очередного дозвонившегося. Добрый вечер, слушаем вас.

- Сергей Николаевич, добрый вечер. Может быть, я что-то прослушала, так что простите в этом случае меня. Есть молитва Оптинских старцев. Вы говорили об этом?

- Нет, про молитву Оптинских старцев я не сказал. Скажите.

- 3 раза «Отче Наш», 3 раза «Богородице Дево, радуйся» и 1 раз «Верую». Это старцы говорили тем послушникам, которые идут на послушание, и у них нет возможности молиться долго.

- Да, Спаси Господи. Эта, по-моему, традиция идет от Серафима Саровского. Его так называемое правило для тех, кто действительно не успевает прочитать полностью утреннее правило. Он говорил: читайте так, а потом определенное количество раз надо повторять ещё днём «Богородице Дево», «Отче Наш». Эти молитвы повторяются в течение суток. Одна из форм такого памятования о Господе. Их могут быть тысячи. Молитва - это общение с Богом. Как ты общаешься с Богом, здесь всё настолько может быть по-разному.

Я обещал привести пример библейского параллелизма. Поскольку тут прозвучал вопрос про молитву Иоанна Златоуста. А у нас ещё есть звонок. Просто сегодня какой-то уникальный день. Хорошо, слушаем вас.

- Алло, здравствуйте, брат Сергий. Я бы хотел рассказать об одном опыте, можно мне рассказать молитвы?

- Да, конечно, слушаем.

- Я услышал от одного человека, что у одного нового русского давно заболела жена раком, и никак не могли помочь. И ему подсказали: каждый      день давай хоть на буханку хлеба просящему «ради Иисуса Христа». Или на «ради Иисуса Христа». И когда он начал это делать, то у жены всё прошло. Со мной произошёл случай очень неприятный, могло дойти до трепанации черепа. И я начал вот так же поступать, как сказано. Но, будучи уже знаком с православием, я старался добиться чистоты сердечной насколько возможно. И читал Иисусову молитву. Я себя настроил так, что я просыпаюсь - и первая мысль «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». И так, подавая милостыню и стараясь жить по Нагорной проповеди, у меня эти дела прошли. Далее, произошла с моей сестрой тоже проблема - рак. И я попросил крестную свою молиться и сам старался поступать так, как я говорил. Но не настолько это было, как о себе хорошо я делал. Но всё равно это остановило рак у сестры. Далее, я когда рассказывал людям некоторым, то люди, поступая так, говорили, что проходило тоже. Я рекомендую, потому что когда я давал «ради Иисуса Христа» просящим, я просил, что бы помолились обо мне. Потому что «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Иисус Христос учил, что вот «братья мои» - это которые веруют в Него, творят волю Его, братья и сестры, и «Матерь Моя» Он учил. И поэтому, подавая милостыню ради Иисуса Христа просящим, мы подаём Ему, Его братьям. Он говорил: «кто сделал им, тот сделал Мне». Я услышал от человека, рекомендую вам. Вера, чистота сердечная должна подтверждаться и делами. Особенно сеяние благодатью происходит с осуждения людей в мыслях человека. Здесь побороть в голове себя трудно. Но когда вот это несчастье ставит тебя на покаяние просто-напросто, Бог даёт силы. В немощи этой совершается сила Его. Рекомендую, попробуйте. Может быть, кому-то поможет.

- Спасибо, замечательное живое свидетельство. Огромное вам спасибо. Тут вы сейчас озвучили сразу несколько очень важных идей. Во-первых, было сказано о соединении милостыни с молитвой. То, о чем мы уже говорили. Пост, милостыня, молитва. Три добродетели, которые идут вместе. Пожалуйста, человек молился и подавал милостыню просящим во имя Иисуса Христа. Правда, таких найти ещё надо, но он нашёл, очевидно. И оно работает. Потом было сказано об очищении сердца, о том, что жизнь идет параллельно с молитвой. Как мы молимся- так мы живем, как мы живем- так мы молимся. Об этом тоже давно ещё было сказано святыми отцами. Если человек работает над очищением сердца и молится, если он ничего над собой не делает и молится - это очень разные молитвы. Потом было сказано о совместной молитве, что попросил молиться друзей, молились вместе о чем-то. И Господь сотворил чудо. Действительно, Господь творит чудеса. Вот ещё вчера мне рассказывала одна знакомая, что её сын тяжело заболел, и врачи сказали, что нужна очень опасная операция, и эта операция неминуемая. И они с мужем попросили врача всё-таки полгода подождать, и попросили всех знакомых молиться. И через полгода болезнь ушла. Действительно вымолили. Так что совместная молитва, молитва по соглашению что называется, это тоже молитва чудотворная. Спасибо, очень хороший был звонок. И у нас есть ещё дозвонившийся, слушаем вас.

- Добрый вечер. Знаете, всем-всем всего самого по молитвам Божьим. Я хочу сказать, ещё Божья Матерь. Такой случай произошел, мы шли вверх, в Сергиевой Лавре были. И потом уже стали вверх подыматься к электричке. И у меня ноги отнялись. А со мной была приятельница, маленькая, худенькая. А я крупная, дородная. Она говорит, что мне делать с тобой? Плачется, что я не могу тебя тащить, ты такая крупная, а я маленькая. А потом вот кто-то правильно сказал: забываем помолиться. И мы стали читать «Богородице Дево, радуйся». Вы знаете, это чудо. Божья Матерь явила чудо, ноги пошли сами. Дошли до электрички, до дома доехали в Москве. Так что будем помнить Божью Матерь Заступницу. Великая Помощница наша, спаси Господи.

- Спаси Господи. Да, заступничество Божьей Матери - это тоже тайна молитвенной жизни. Это то, о чем знает действительно человек молящийся, практик. Потому что молитва к Божьей Матери - это особая тема. Я помню, как покойный Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский куда-то уезжал в важную, непростую поездку. И попросил отцов в Киево-Печерской Лавре читать акафист Божьей Матери за него. А какой-то монах спросил: а почему бы не Христу сразу акафист? Например, акафист Иисусу Сладчайшему? А Блаженнейший ответил, что какой Сын не радуется, когда его Мать хвалят? Так что это такой опыт духовной жизни, такие глубины православия - молитва к Божьей Матери, Её заступничество! Мне ещё понравилось, братья и сестры, что брат, который звонил, сказал, несколько идей хороших. Он ещё сказал: несчастье ставит на покаяние. Тоже важная вещь. По-настоящему мы начинаем молиться, когда плохо. Так как-то мы устроены, к сожалению. Как говорится, гром не грянет - мужик не перекрестится. Такие мы. И Господь нас ставит на молитву, ставит на покаяние. Как? Иногда так, как нам не нравится. По-другому с нами нельзя, к сожалению.

Ну что ж, подытожим наш разговор, потому что уже время наше заканчивается. Мы с вами говорили об учении Спасителя, о молитве. Главная вещь такая была проговорена, самый главный враг молитвы - это тщеславие. Хотя там много врагов: рассеянность, усталость. Утром рассеянность, вечером усталость и так далее. Но один из самых главных врагов - это тщеславие. Это то, что губит любую добродетель. И мы с вами поговорили о кратких молитвах. Какая это замечательная практика, древняя практика церкви. «Господи, помилуй», «Господи Иисусе, помилуй мя грешного», «Господи, помоги мне» и так далее. Краткие молитвы, которые не требуют напряжения памяти, или заучивания длинных текстов наизусть. Но это способ постоянно быть в памяти Божьей, помнить о Господе. Краткие молитвословия - древнейший опыт Православной церкви. Спасибо вам за ваши звонки, берегите себя. С наступающим вас воскресным днём. Всего доброго. С вами был Сергей Комаров. До свидания, до скорых встреч.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
8 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+