Перейти к основному содержанию

01:31 08.08.2020

Игумен Феофан (Замесов). Ответы на вопросы радиослушателей.

21.07.2020 13:35:56

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/07/14/22-24

Н. Карташева: - Добрый день! Батюшка, благословите!

о. Феофан: - Божие благословение да пребывает со всеми вами.

Вопрос:  - Если есть немного времени, хочется зайти в храм, а там уже читают Символ Веры, можно ли заходить, выходить, не грех ли это?

о. Феофан: - Некоторое количество лет назад, помню, в монастырях, даже в Лавре бывало. Я, кажется, даже еще не был священником, в начале 90-х, как идет Евхаристический канон, монах вставал на выходе, это была вынужденная мера, потому что много было туристов, паломников таких нецерковных, но любознательных. И они двигались, не понимая, что называется Евхаристический канон. Монах даже по-английски говорил, братья и сестры, одна святая минута. Во время Евхаристического канона выходить не следует. Если есть необходимость выйти раньше, наверное допустимо. Если есть необходимость позже канона выйти, наверно ситуации бывают разные. Но когда Евхаристический канон, лучше пожертвовать своим временем. Часто люди жертвуют временем на то, что совсем не стоит того. Могут просидеть ночами в интернете. Знал некоторых, которые молиться не успевают, а по телефону по сорок минут - по часу одни сплетни. Это плохо. Тут надо может быть себя ограничить, побыть службу. Во время канона не стоит уходить, потому что это будет небрежное отношение к святыне. В это время нельзя передавать свечи, двигаться нельзя, стараться сосредоточиться, потому что Господь пребывает, это самый момент, выше чего нет другого. Хлеб и вино становятся Телом и Кровью. Для истинно верующего это понятно абсолютно. Все стараются быть очень сосредоточенными, даже не ходить по храму. Думаю, что на это надо обратить внимание. Нельзя небрежным быть. Бывает, выходишь с чашей, а люди случайные заходят, идут свечи ставить. Сказать не скажешь - обиды будут. Я ребенком еще в храм ходил при советской власти,  много не знал, объяснять было некому, так я смотрел на людей церковных: когда крестятся, когда что. Приходя в важное место, особенно в храм, уважать порядки, которые там установлены. В больнице же человек не будет лопать что-то, выпивать или в театре не будет вставать в середине выступления. Приходя в храм, надо сосредоточиться на главном - молитве. Что толку - ты поставишь свечи, пройдешь все иконы, а тем будешь сбивать службу, толкаться и создавать суматоху. Приходите пораньше ставить свечи, писать записки. Записки надо писать вовремя, потому что когда священник вынет частицы - смысл-то основной вынуть частицы из просфоры за каждое имя и чтобы эти частицы погрузили в Чашу с молитвой. Человеку умершему или живому поддается помощь от Бога. А когда после Херувимской подают, то частицы священник не вынимает. В лучшем случае эти записки останутся на следующую службу. Вникать нужно, не поверхностно подходить.

Вопрос:  - Родители мне жалуются друг на друга. Как быть? Я не могу принять сторону кого-то одного.

о. Феофан: - Что интересно, я сейчас служу, разные люди приезжают, почти в каждой семье раздор. Оскудела любовь, терпеть друг друга не хотят, мучаются, просят помощи, а сами себя удерживать не хотят. Но как можно помочь, если ты в ответ на слова кидаешься? С себя начинай. Многие хотят чуда от священника. Недавно один звонил, просил совета. Я посоветовал читать акафист Умягчение злых сердец, чтобы был мир, или помолиться Иоанну Богослову, именуемому апостолом любви, попытаться проанализировать, почему ссора. В ответ только слышу, что дайте мне тайные молитвы. Может, есть такая, которая все разрешит? Думают, что есть тайные молитвы, как магия, когда читают заклинания. Но если ты не хочешь над собой работать, кидаешься как собака, споришь, перебиваешь, хоть тебе тайная, хоть явная молитва, вряд ли тебе это будет на пользу. Надо беседовать с каждым по отдельности из родителей. Отцу показать достоинства матери, обратить внимание, что в ней есть много доброго, хорошего. Бывает, человек видит отрицательные моменты, а надо показать, что человек хороший, сколько сделал добра. Чтобы они не зацикливались на отрицательных сторонах личности друг друга, а смогли видеть хорошее. Обоим сказать, что это просто бес их искушает, как марионетками крутит, всевает злобу. Для такой злобы причин нет, для гнева, раздора. Есть что есть, крыша над головой, сколько лет наверное вместе. Не стоит это того, чтобы из-за мелочей разрушать семейный мир. Конечно за них надо помолиться, о умиротворении, вразумлении, и потом когда такие раздоры, правильно разговор переводить на другое, на то, что было бы интересно, уводить в сторону. Единого совета нет, но эти моменты надо пробовать. Надо держать себя. Сказал кто-то что-то не так, а та скажи спокойно, по-доброму или не заметь. Любовь долготерпит, говорил апостол, милосердствует и не ищет своего. То есть надо все покрывать добротой, любовью, терпением. Если мы человека любим, то даже если он сорвался, это не повод, чтобы мы в ответ гневались. Сорвался - с кем не бывает. Бог терпит нас, а мы должны потерпеть наших ближних. И надо молиться за них.

Вопрос:  - Если человека кремировали, можно ли его прах разделить на две части и захоронить в разных местах.

о. Феофан: - Большинство верующих знают, что кремирование - неправославный обычай. Мы поем, когда отпеваем умершего, земля еси и в землю отъидеши. Тело апостол называет храмом Духа Святого. Мы причащаемся, принимаем Господа и Тело и Плоть Его в наше тело и душу, поэтому и отношение к телу у нас благоговейное, более того, когда мы хороним - на теле остается крест, кладется венчик с иконами на лоб, молитва разрешительная, ставится иконка на грудь. Это ничего не убирается когда хоронят в землю. Мы верим, что тело воскреснет, новое обновленное. А кремировать это не просто плохо, но грех для тех, кто это делает. В Москве ситуация вынуждает, нет денег. Но мне кажется, что надо в чем-то другом себя урезать, но не кремировать. А что касается разделения праха, тоже это не благовидное дело. Умершего, согрешили, кремировали, а тут еще раз - и того хотят на части разделить. Без крайней нужды не стоит это делать. Хорошего нет. Я был свидетелем, рассказывали, что кремировали умершего родственника, а он являлся  и плакал, зачем это сделали. Один и тот же сон видят все члены семьи. Как может вся семья одновременно видеть один сон? Грех это. Светские люди руководствуются материальными ценностями, а для верующего духовная сторона важнее.

Н. Карташева: - А бывает, что мама похоронена на старом кладбище, где больше не хоронят - мест нет, а они хотят рядом с мамой и идут на такое. По желанию покойного, так сказать.

о. Феофан: - Даже если покойный так желал, греха не будет нарушить желание, противоречащее учению и традиции Церкви. Лучше похоронить на другом кладбище. То, что он желал, не соответствует православной традиции, бывает и такое. Некоторые желают и креста не ставить, не отпевать, не молиться, это тоже желание нехорошее. Не все желания надо слепо исполнять. На Руси не бывало, чтобы кремировали за исключением случаев, когда люди сами пострадали в огне при обстоятельствах, это было вынужденно. А там так оправдывая себя, как на западе, где что только не делается. Свечи не зажигают - кидаешь монетку, зажигается лампочка. Много всего. Пастор служит на пляже в шортах, голый торс, одновременно загорает и служит. Благоговение же нужно. Я видел таких людей. Начинался пост. Тяжело некоторым. То молитвы не могут прочесть, то на службу начинают уже от раза к разу ходить. А ведь верный в малом, Господь говорит, над многим тебя поставлю. То есть если в мелочах себя блюдем, то тогда и более в твердом испытании выдержим, а если в мелочах даем слабину, то будет сложно и когда будет более тяжелое испытание.

Вопрос:  - Слышала, что наши болезни - это следствие грехов. Аллергия тоже?

о. Феофан: - На сто процентов сказать несложно обычному человеку, рядовому священнику. У нас недавно одни поехали к старцу, хотели выяснить, какие причины аллергии, узнать, какие нельзя есть продукты. Поехали как к врачу. Так вы сделайте аллергическую пробу, поймете, какова физическая причина. А чаще всего причина болезни - наши грехи, хотя и не всегда. И святые болели. Иногда Господь дает болезни, скорби как вразумление. Человек делает что-то неправильно, грех неявный, но не так делается как нужно. Господь его подталкивает, пробуждает. Иногда бывает болезни как человеку даются в испытание, чтобы человек увидел, какой он есть на самом деле. Легко же быть хорошим, добрым, смиренным, терпеливым, кротким, любезным, когда вокруг все сопутствующие условия. А когда ты попадаешь в ситуацию испытаний, вдруг оказывается, что ты вовсе не такой добрый, любезный, терпеливый. Помню случай, одна женщина была раскланивалась, сюсюкалась, сама любовь. И вдруг ей сделали замечание. И тут же будто другой человек, люди услышали незнамо что. Поэтому иногда Господь помогает нам увидеть самих себя. Иногда это бывает закалка веры, терпения, возможность потерпеть здесь ради Господа, чтобы в вечности избавиться от вечных мучений. Так молился Иоанн Кронштадтский, умирая от рака пищевода. Многие святые сами просили Господа дать здесь на земле поболеть и пострадать, чтобы в вечности уже за грехи эти не страдать. И Господь по их молитвам давал болезнь. Так что кто же скажет, какая причина? Лучше, наверное, думать, что это по грехам и искать причины того, что нужно было бы изменить. Я был свидетелем - женщина тяжело болела, ничего ей не помогало, хотя хороший имела достаток, хорошие были врачи, и только тогда когда она примирилась со своими родственниками, она выздоровела. Другая женщина тяжело болела, на исповеди священнику стала просить помощи, а батюшка спросил, не проклинала ли она кого. А она вспомнила, что судилась с соседями из-за земли, и вот из-за него кляли друг друга. Батюшка отправил примиряться, но она не захотела унижаться. Тогда болей! И она нашла силы, пошла попросила прощения, болезнь пошла на поправку. Так бывают непримирённые обиды, нераскаянные грехи, не сдержанные обещания, не исправленные ошибки, иногда Бог начинает человека пробуждать. Иногда можно и за всю жизнь принести покаяние, а кому-то помогло не просто покаяние на исповеди, а епитимья, покаянный труд. Кается человек в тяжком грехе блуда или аборта, а ведь одного покаяния мало. Грех оставляет последствия, надо нести покаянный труд. Система епитимий в уставе практически неисполнима, когда на годы отлучали от причастия. Ну хотя бы на сорок дней, почитать покаянный канон за грехи, ошибки, для многих было правильно. Подавать милостыню. Милосердие, милостыня - часть нашей веры, если не помогаешь ближним, то ты не полноценный православный. 

Вопрос:  - Существует ли приворот, мой брат внезапно связался и женился на женщине. Она вроде и в храм ходит, но чувство, что она с ним что-то такое сделала.

о. Феофан: - Люди об этом рассказывают. Был человек, нам много помог, познакомился с девушкой, она упоминала, что такое вот магические вещи делать она может и он ее все равно не бросит. Прошло время, он проанализировал ее поведение, образ мыслей, понял, что хорошего впереди ничего не будет, он быстро с ней расстался.  И вдруг он почувствовал такую к ней тягу, ночью вставал и ему хотелось бежать, не мог ни есть, ни пить, он даже подозревал психическое расстройство. Долго, когда он начал молиться Киприану и Устинии мученикам, вот это от него отошло. Но будет сказать правильно так, если человек исповедуется, причащается, ограждаем себя крестом, то это все колдовство вряд ли может повредить. Поэтому живите духовной жизнью, будьте осторожны и внимательны, и Господь укрепит вас. Будем жить беспечно - будем страдать.     

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+