Перейти к основному содержанию

18:40 04.06.2020

Тело и Кровь Христовы остаются ли вином и хлебом? Сохраняют ли они свои качества?

08.04.2020 01:08:50

 

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/03/27/21-00

Комаров: - Добрый вечер, у микрофона публицист Сергей Комаров. Я бы сначала хотел выполнить просьбу руководства радио «Радонеж» и заявить: враг рода человеческого старается, чтобы мы закрыли храмы в Русской Православной Церкви. Пока этого нет, но уже есть некоторые поползновения. Ответ православных людей в подобных случаях  - молитва. Руководство радио попросило меня помолиться вместе с вами, чтобы эпидемия быстрее закончилась, и храмы остались открытыми без вреда для людей.

Какую молитву читать? Давайте вместе помолимся Честному и Животворящему Кресту Господню: Да воскреснет Бог,  и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Продолжаем разговор, друзья. Закончилась Крестопоклонная седмица. Я бы хотел поговорить о том, как Господь наш нас спас, зачем нужен был Крест, крестное распятие. Была мысль поговорить об этом в Великую Пятницу или Субботу, но сама Великая Суббота заслуживает отдельного разговора. Поэтому сегодня будем общаться на сотериологическую тему. Сотериология (греч. σωτηρία «спасение» + греч. λόγος — учение, слово) - этобогословская наука о нашем спасении.

Итак, то, что сделал Господь наш Иисус Христос во имя нашего спасения, домостроительство нашего спасения\ обозначается в Священном Писании разными словами. Освящение, оправдание, искупление, усыновление и так далее. Слова, с одной стороны, говорят об одном и том же, а с другой - подчеркивают грани того, что совершил Христос. В Символе Веры, если смотреть христологический блок со второго по шестой член Символа Веры, мы сможем увидеть цепочку событий, которую этот Символ нам предлагает для осмысления спасительного подвига Иисуса Христа. Цепочка такая: воплощение, распятие, страдание, погребение, воскресение, вознесение.

Там дальше еще пришествие Духа и рождение Церкви, но это уже не христологический блок, хотя тоже относится к теме спасения. И именно в такой последовательности я хочу говорить о деле нашего спасения:

«Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;

Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна;

И воскре́сшаго в третий день, по Писанием;

И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца».

Воплощение Христово - что оно значило для нас? Если читать святых отцов, то для них сам факт Боговоплощения –это факт исцеления человеческой природы. Однако, если мы дальше посмотрим по смыслу развития Евангельской истории, если рассмотрим божественность действий, обозначенных в « Символе веры» -то увидим, что воплощения как такового недостаточно. Нужно было еще что-то.

Все, что сделал с нами Христос, нельзя обозначить одним словом или событием. Вся Его земная жизнь имела искупительное, сотериологическое, спасительное значение для нас. Воплощение, обрезание, преображение, Тайная Вечеря, Гефсимания, и крестные страдания, смерть и воскресение - всё это! Поэтому мы не можем выделить самое главное, но лишь обозначить самые знаковые пункты. Христос не делает ничего лишнего, что не относилось бы к нашему спасению.

Первая, важнейшая, граньискупления - воплощение. Интересно сказано в Символе Веры о воплощении. Там употребляются несколько выражений. Христос сошел с небес, воплотился и вочеловечился. Можно кратко разобрать эти три понятия. Почему Церковь не использует одно понятие, но все три?

«Сшедшаго с небес» - это не о чем-то материальном, как если бы Христос был на небесах, а потом сошел. Здесь нам указывают на безграничное Божественное снисхождение к нам в воплощении.  Вбогословии это называется кенозис, то есть умаление Божества. Подчеркивают реальность этого события:«Сшедшаго с небес» -значит, Сын Божий из этой предвечной Божественной жизни выходит во временную земную нашу жизнь и воплощается, принимает нашу человеческую плоть.

Помните тропарь Великой Субботы: Во гро́бе пло́тски, во а́де же с душе́ю я́ко Бог, / в раи́ же с разбо́йником, и на Престо́ле был еси́ Христе́, со Отце́м и Ду́хом, // вся исполня́яй, неопи́санный. Этот тропарь говорит о том, что Сын Божий, воплотившись на земле, не переставал быть в то же время со Отцом на престоле. И когда Он даже плотски пребывал во гробе, Он в это время был в раю с разбойником и Своей человеческой душой был во аде, совершая дело нашего искупления. То есть, Сын Божий пребывал одновременно и там, и там, и там.

Мне вспоминается икос 8 из Акафиста Пресвятой Богородице: Ве́сь бе́ в ни́жних и вы́шних ника́коже отступи́ неопи́санное Сло́во: снизхожде́ние бо Боже́ственное, не прехожде́ние же ме́стное бы́сть. Интересные слова. В переводе: неописанное Слово (Сын Божий), необъяснимое, неописанное, все было в нижних областях Бытия и в вышних одновременно. Оно не отступало от вышних. И дальше - перемещение Божества не было географическим перемещением с одного места на другое.

Как наша гимнография открывает нюансы воплощения Иисуса Христа? Церковь говорит нам, что человечество Спасителя не существовало ни одногомгновения до воплощения. Христос - это уникальная личность в истории. Богочеловек рождается именно в момент зачатия и последующего рождения на земле. Его не было в истории, как Богочеловека. Он появляется в определённый исторический момент и уже не разлучается со Своим телом. Так рождается Спаситель.

Для чего же воплощается Христос? «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес». Спасение имеет два направления- с отрицательным смыслом и с положительным. Спасение с отрицательным смыслом: это то, от чего спасает Христос. Христос спасает нас от последствия грехопадения Адама, а именно - от рабства диаволу, удобопреклонности ко злу, тления, смерти, разрыва с Богом, греха и проклятия.

 Если вкратце разобрать эти понятия, то напомню, что в начале человеческой цивилизации происходит трагедия:грехопадение Адама и Евы. Первые люди совершают первый в мире грех. Грех - неправильное направление воли человека. Этот грех усугубляется. Мы видим, что потом происходит: они прячутся под кустом от Бога, а потом начинают друг на друга все валить. Потом Библия дает нам понять, что люди заболели, стали такими, какими не были раньше. Церковь через Писание пытается обозначить эту болезнь, которая с человеком произошла и разграничивает области повреждения. Прежде всего, Церковь говорит, что человек, послушав диавола, дал ему доступ к природе человека, и диавол завладел человеком. Именно этоявилось отправной точкой для всех остальных проблем.

Что дальше? У человека появляется страстность, которую мы можем поделить на две категории: страсти укоризненные и неукоризненные. Это терминология преподобного Максима исповедника.

Страсти неукоризненные - наша потребность в еде, мы голодаем, испытываем голод и жажду, страдаем, плачем, мерзнем. Безгрешные страсти сами по себе не являются грехом, но одним из последствий грехопадения Адама и Евы. До этого Адам не мог замерзать, голодать, он ел не для того, чтобы не умереть. Мы можем только приблизительно предполагать, в каком состоянии был Адам. Но появляются греховные страсти: искажения тех или иных сил души.

 

Вопрос: - Я думаю, что Господь наш принес Свою искупительную жертву, а кому Он ее принес?

Комаров: - Этот вопрос задавали еще в первые века христианства, наши богословы пытались на них отвечать. Был такой ответ, который покажется странным. Святитель Григорий Нисский, а с ними Ориген, например, говорили, что жертва Христова принесена диаволу. Но в каком смысле? В том, что Христос обманывает диавола. Его человеческая плоть делается как бы наживкой для диавола. Христос обманывает диавола. Он, пользуясь тем, что Он человек, позволяет диаволу убить Себя, сходит душою во ад, а там разбивает эти адовы оковы, уничтожает ад, побеждает диавола. То есть, Он, как партизан, спускается в ад. Диавол Его принял за обычного человека, а в итоге оказалось, что во Христе нет греха, ад не мог Его удержать, диавол тоже. И потому Христос выходит победителем из ада. В этом смысле жертва Христа - приманка.

Но Григорий Богослов в IV веке с возмущением отвергает эту точку зрения. Разбойникам жертвы не приносят. Наверное, это правильно. Григорий Богослов говорит, что жертва Христова - это жертва любви. Прошу акцентировать внимание наэтом. Григорий Богослов переводит эту тему совершено в другую плоскость. Он говорит: человеку нужно было освятиться человечеством Бога. Вот, куда переводит он эту тему. Другая плоскость - онтологическая. Жертва Христа - жертва любви. Можем представить себе: мама спасает ребенка из горящего здания. Сама обгорает и погибает, а ребенок остается жить. Вопрос: кому она принесла в жертву себя? Не огню же? Ребенку? Да, но не  в том смысле, что ребенок потребовал жертвы. Христос принес жертву Богу Отцу в том смысле, что Ему нужна была кровавая жертва? Нет. Христос приносить жертву нам, тем, кого спасает или иначе - Богу Отцу, Который нас спасает.

Нужно понимать жертву Христову не в юридической плоскости, а в плоскости любви. Жертва любви. Она приносится тем, тем, кого спасают. Есть и такое - Христоспринес жертву Пресвятой Троице, это одно из постановлений Константинопольского собораXIвека. Поэтому и говорится в молитвах на Херувимской: «Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш». Он приносит жертву, потому что Он - первосвященник своего рода по чину Мелхиседека. Жертвой Он и является. Его раздают на Литургии Тело и Кровь Христовы - Он Сам руками священников раздает. И Он же принимает эту жертву, потому что Он Бог. Он ее приносит, Он ею является, Он ее и принимает. Это тайна. В разговоре о ней надо избегать юридической плоскости и рассуждать в сфере любви.

Есть еще особая тема, о которой можно говорить - заместительная жертва. Все жертвоприношения Ветхого Завета, все животные, которых приносили - заместительные жертвы за других, животные за людей. Христос тоже стал агнцем в духовном смысле, закланным за спасение людей. Эта жертва заместительная за нас.

Идем дальше. От чего пришел Христос спасти людей? От последствий грехопадения - страсти. Есть безгрешные и греховные страсти. Например, неправильная работа сил души человека, извращение естественных отправлений человеческой природы. Например, есть - это не грех, а обжираться -  страсть и грех. Продолжать род в браке не грех, потому что это было благословлено еще враю, а когда человек злоупотребляет этим вне брака или до брака - это блуд, страсть, грех. Отдыхать - это не грех, а лень - это страсть и грех. И так далее. Страстьесть  искаженная работа человеческой природы, жизни.

Вопрос: - Тело и Кровь Христовы остаются ли вином и хлебом? Сохраняют ли они свои качества? Пьянит ли вино?

Комаров: - Да, хлеб и вино, которые потом прилагаются в Тело и Кровь Христовы  называются на Литургии вместообразными. Они вмещают в себя что-то, не переставая оставаться хлебом и вином. Они остаются собою, но в то же время после преложения являются Телом и Кровью Христовыми. Мы никогда не поймем, как это. Но знаем, что они сохраняют свои онтологические свойства: хлеб пахнет и выглядит как хлеб,вино имеет вкус вина и пьянит, если его выпить много. Когда диакон потребляет Чашу, если там много Крови Христовой - он может захмелеть, потому что вино сохраняет свои качества. Тело и Кровь Христовы имеют духовное измерение, это то, что невидимо человеческому взгляду, то, что нельзя ощутить на вкус. Как происходит преложение - мы не знаем. Были попытки объяснить, но они все натянутые. Это некоторая тайна. Иногда в истории Церкви, чтобы люди не сомневались в этом, были такие чудеса, когда хлеб и вино превращались в кусочки мяса пропитанные кровью. Ланчанское чудо, например. Это совершается  для вразумления. В служебнике для священников есть даже такое распоряжение, что если такое произошло, то есть определённые действия. Как священникдолжен поступать. Такие случаи в истории Церкви были.

Мы остановились на последствиях грехопадения Адама и Евы. Итак, удобопреклонность ко греху. Как писал апостол Павел, чего хочу- не делаю, чего не хочу - делаю. Вот состояние, в котором мы оказались. Потом есть еще проклятие - такое слово, которое употребляется в Писании, и отцы о нем говорят. Согласно катехизису, проклятие -  это осуждение зла праведным гневом Божиим, и от греха происшедшее зло в наказание человекам. Проклятие - это не то, что Бог проклял человека, проклятие - это некоторое отделение от Бога. Человек ужев новом состоянии приходит в новый мир. Он сам грешен, и мир становится другим. Кстати, этот разрыв человека и окружающего мира также обозначен в словах апостола Павла: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». Творение связано с человеком. Помните, проклята земля за тебя - говорит Господь человеку, когда изгоняет его из рая. Отныне будет тебе приносить тернии и волчцы, то есть состояние окружающего мира тоже меняется. В конце концов, человек становится смертным, это, наверное, самое страшное - человек стареет, болеет, умирает и разлагается на составляющие. О чем говорят святые отцы - тление, как способность человека болеть, страдать, умирать, а потом разлагаться на составляющие. Тление и смерть. Адам и Ева сразу после того, как согрешили, не умирают физически, но умирают потом, смерь есть духовная и телесная. Духовная смерть - отделение души человеческой от Бога, а смерть телесная - отделение от тела. Сначала происходит смерть духовная, а потом телесная. И в этот мир приходит Христос, чтобы обожить человека спасти, ввести в общение с Богом, примирить человека с Богом, исцелить его природу. Это исцеление человеческой природы и обожение ее и примирение с Богом - это тоже спасение уже как положительная сторона спасения. Итак, есть отрицательная сторона спасения - от чего спасает Христос. И, положительная сторона - для чегоспасает: для обожения, жизни с Богом, Богообщения, вечного блаженства.

Потом два слова:«воплотившася и вочеловечшася». Зачем два раза говорить о том же? «Воплотился»означает сам факт принятия плоти, материализация, а «вочеловечшася»значит, что стал именно человеком. Причем эти два термина связаны с Александрийской богословской школой, в которой было слово «воплотившагося» и с антиохийской школой, которой ближе было слово «вочеловечшася». Оба эти термины связаны с теми или иными ересями, которые посрамляются этими терминами.

Вопрос: - Если вернуться к вопросу о том, кому была принесена жертва Спасителем. Есть много лекций. Например, у Алексея Ильича Осипова, Вы их, наверное, хорошо знаете. Там он, ссылаясь на святых отцов, говорит однозначно: именно нам, тем, кого он спасает. Послушайте лекции - и в голове все уложится.

Комаров:  - Спасибо. Мы продолжаем. Нужно сказать о том, какова была природа Иисуса Христа. Углубиться в такую богословскую науку, как христология. Это важно, потому что мы увидим, что именно исцеляет в человеке Христос и как это происходит, почему Христос мог это сделать.

Во Христе была одна ипостась и две природы. Ипостась - большое понятие, условно можно дать синоним - личность. Только личность не в современном нашем европейском понимании. Две природы - божественная и человеческая. Божественная ипостась Господа нашего Иисуса Христа личность Его, воипостазировала, то есть вобрала в себя, человеческую природу. Каждая природа во Христе имеет свою волю. То есть у Христа две природы, две воли, два действования, которые проявляют эту волю, божественную или человеческую. Например, мы можем увидеть в истории с четверодневным Лазарем яркие проявления двух природ Иисуса Христа. Когда Он подошел ко гробу Лазаря, Он заплакал, тем самым проявив свою человечность. Заплакал, как человек о друге своем. Но через несколько минут Он совершил то, что никакой человек сделать не может. Он воскрешает четырехдневного мертвеца одним Своим словом: Лазарь, гряди вон. Это проявление божественной природы.

А в Гефсимании человек проявляет человеческую волю и божественную. По человечеству он боится чаши страдания (если можно, авва Отче, пронеси мимо Меня чашу сию), а потом прибавляет, уже больше слушаясь своего, Божественного: да будет воля Твоя. Он проявил по Своей человеческой воле человеческуюнемощь, но Божественная воля укрепила его человеческую волю и привела в послушание Божественной. Это не значит, что две воли в нем противодействовали, но человеческая воля во  Христе была обожена, получила нетленность произволения. Она была исцелена, она слушалась воли Божественной. Две воли Христа гармоничны: человеческая - в послушании Божественной. У этих воль два действия.

Именно эта богословская мысль поможет нам адекватно понять Евангельскиестраницы, почему Христос в одном месте действует так, а в другом так, почему в одном месте Он немощен, а в другом силен, почему Он мог вообще умереть, как Он мог плакать, почему Он иногда проявлял Своеневедение. Где вы его положили?- спрашивал Он о Лазаре, проявляя человеческую природу. И так далее. Христос принимает человеческую природу, исцеляет ее в Себе. Святые отцы, говоря о боговоплощении, уже говорили об исцелении человеческой природы.  Хотя тут надо сказать, что Христос в некоторых аспектах отличался от нас по человечеству. Например: Он родился сверхъестественным способом, без семени отца, отсюда в нем не было первородного греха, он был безгрешен, не совершил ни одного личного греха,но в то же время Он свободно подчинил Себя последствиям грехопадения и принял, не будучи грешным, по Своей воле наши грехи на Себя и принял Свою природу неукоризненной страсти. То есть Христос мог плакать, уставать, хотеть кушать.  Он проявлял Себя как человек в этих неукоризненных страстях. Впоследствии Он исцеляет человеческую природу даже от неукоризненных страстей в Своем Воскресении. Но об этом позже.

По «Символу Веры» перед нами дальше следующие важные этапы жизни Христа:  «распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна». Здесь мы сталкиваемся с огромной богословской проблемой.   Недоумением, которое заставляло многих людей задавать вопрос - а зачем вообще нужно было распятие, почему Бог устроил спасение рода человеческого так страшно, так кроваво? Неужели Бог не мог спасти человека более гуманно? Алексей Ильич Осипов в одной из своих лекций говорит, что  в человеческой нашей жизни существуют фундаментальные законы бытия, выстроенные Богом. Один из них - то, что любое повреждение природы рождает боль, а исцеление природы от этой боли тоже связано с некоторым страданием. И чем больше, глубже повреждение природы -  тем серьезнее может быть страдание, связано с исцелением природы. Например, я наступил на гвоздь и проколол палец. Больно. Замазал зеленкой, стало больнее, но я понимаю, что дезинфекция необходима, чтобы палец выздоровел. Ладно, наступил на гвоздь, а если человек приходит в больницу с раком, ему говорят, что надо ложиться на операцию. Что здесь видно? Человека будут резать, но опять-таки ради того, чтобы он выздоровел. Незря, когда мы приходим в больницу, нам там ничего приятного не предлагают:горькиепорошки, уколы, а того гляди - и операцию. Так вот, Христос, исцеляя радикальное повреждение человеческой природы, идет на радикальное  страшное страдание. О распятии Цицерон говорил, что это самое страшное, что люди придумали. Самая страшная казнь древнего мира.

 Христос принимает распятие всеобъемлющее: психологическое, социальное, физическое, егоунижают, от Него отказываются друзья, Он сам был человеком, которому негде было главу приклонить, то есть Христос принимает страдание человеческой жизни во всей его полноте. Он знает все лабиринты наших страданий. Никто не может из людей сказать Христу, что Он не знает, что такое страдать. И пиковый момент этого страдания, связанный с исцелением человеческогоестества - Голгофа. На Голгофе происходит исцеление произволения человека. Пока еще только в Господе Иисусе Христе. Святые отцы говорят о Христе, как о втором Адаме, употребляя такой термин, как рекапитуляция -перевозглавление. Человеческий род получает нового Адама, нового всечеловека, который собирает вокруг Себя новое человечество. И этот новый Адам проходит путь ветхого Адама, ни разу не согрешив. Вся жизнь Христа от воплощения до распятия исцеляет человеческую волю, Христос всегда с Богом, всегда с Отцом и всегда послушен Ему даже до смерти, смерти же крестной, как пишет апостол Павел. Или в другом месте: страданиями Христос навык послушанию. Важный момент. Святые отцы, говоря о Христе, употребляют сочетание: нетление воли или произволения. Христос на кресте исцеляет пока еще объективно произволение человеческой природы, в Себе пока, но для нас. Пиковый момент этого исцеления - крестные страдания. Даже на кресте Христос слушается Отца и идет по пути Адама даже до страданий и смерти. Хотя страдания, которые принимает Христос- это страдания за нас. Он был чист, невинен, безгрешен. Он не рождался для страданий. Апостол Павел писал: претерпел крест вместо предлежащей Ему радости. Это в том смысле, что Христос не имел в себе греха. А Писание говорит, что наказание за грех-  смерть. И мы знаем, что страдания – это последствия греха, в общем. Христос берет на Себя чужое: нашу проблему, страдание, а потом смерть. Он идет за Адамом в глубины его страдания и даже в смерть. Для этого нужен был Крест.

Вопрос: - Как понимать «иже от Отца рожденного прежде всех век»?

Комаров: - Это говорится о Христе. Он, по сути, имеет два рождения. Одно -  предвечное, как Сын Божий, от Отца прежде всех век, прежде начала времени, а второе рождение - на земле, от Марии Девы, когда Сын Божий рождается как богочеловек. В этом месте «Символ веры» рассказывает нам о первом рождении Христа, Сына Божьего от Отца. Как понимать это рождение? Оно не похоже на человеческое, потому что человеческое происходит во времени, а рождество Христа от Отца происходит вне времени, оно не имеет длительности. Мы могли бы сказать, что Он все время рождается, вечно, непрерывно, но это будет неправильно, потому что мы погружаем рождество Христа, рождение Сына от Отца -  во время, а оно вне времени. Мы не можем понять, какое это ипостасноесвойство. Три лица Пресвятой Троицы имеют одно существо, а отличаются друг от друга ипостасными свойствами. Отец имеет ипостасное свойство - нерожденность, безначальность, Сын - рождаемость от Отца, а Дух святой - исхождение от Отца. Так мы их отличаем. Так что речь о рождении вне времени. Арий-еретик сказал:«было, когда не было». Было время, когда не было Сына. Церковь сказала, что нет, такого времени не было, Христос, Сын Божий вне времени, рожден от Отца прежде всех век, до начала времени.

Вопрос: - Что значит: «не введи нас во искушение»?

Комаров: - Апостол Иаков говорит, что Бог не искушает никого, и Сам не искушается, а человек искушается сам, своей похотью. То есть, когда мы в молитве «Отче наш» просим не ввести нас в искушение, мы просим Бога, чтобы Он нас не поставил в такую ситуацию, в которой наша любовь к Богу, наша вера, наша личное благочестие претерпели бы поражение от наших страстей. Бывают опасные,искусительные ситуации для человека, когда мера его благочестия может закончиться. Губерман говорил, что всякая нравственность имеет свой материальный эквивалент. Тот же принцип: любое наше благочестие имеет границы, у нас есть свои слабые звенья, ахиллесова пята, характерный грешок, характерная страсть, к которой мы имеем слабость. Вот мы и просим не вводить нас в искушение, не ставить в ситуацию, когда моя греховность победит мое благочестие, веру в Бога и любовь к Нему.

Вопрос: - Почему короновирус может коснуться храмов?

Комаров: - Я сейчас ехал на передачу и наблюдал, как колоннами люди бегут из Москвы, выезжают и выезжают. Ладно, неверующиебоятся помереть, всего боятся. Современный человек всего боится.Если Бога не боишься, то боишься всего другого. Но я поражаюсь верующим. Честно. Mы будто бы забыли, что  мы верующие, мы смертны, смерть - встреча со Христом.  Человеку суждено заболеть и умереть каждому в свое время.  Христос говорил, что ни один волос с головы нашей не упадет без воли Отца нашего небесного. А мы будто Евангелие не читали. Как отец Андрей Ткачев сказал, что еще никого не убивали, чихнул кто-то - а уже все попадали от страха. Я поражен, насколько можно возбудить истерию и панику в людях, когда у нас, по крайней мере,ещеничего страшного не происходит - тысяча с лишним больных при 150 000 000 населения России. Да, допустим, больных в разы больше, но все равно. Нет пока прецедента, который бы заставил поднимать панику. А потом - да, может быть, придется поболеть, кому-то придется и умереть - такова жизнь. Мы же все смертны, на все воля Божия и промысел Его. И как потрясающе: мы не боимся грешить, но боимся заболеть и умереть. Это ситуация настолько обнажила наше состояние! Этот страх заразиться во время Причастия - невероятная для менявещь! Я никогда не думал, что христиане всерьез будут обсуждать,перетиратьэту проблему. Что  богословы будут высказываться: а можно ли заразиться через Причастие? У священников есть 30-40-50 летний опыт служения в тюрьмах, в инфекционках. Есть 2000-летний опытЦеркви, когда служили - и никто не заражался.

 У меня есть мой маленький опыт. В Реабцентре мы служили Литургии несколько лет, причащались с ребятами, запивали с ними и даже не думали об этом. Есть опыт Церкви - благодать Евхаристии сохраняет верующего человека. В тюрьме строгого режима мы с батюшкой служили несколько лет, там были ребята с разными интереснейшими болезнями, и тоже мы с ними причащались и запивали, и мы с батюшкой и не думали, что там что-то может случиться, а он за ними потреблял Дары. И так делали все церковнослужители 2000 лет. И вдруг так серьезно верующие начали обсуждать: можно ли заразиться? Ладно, от Тела и Крови Христовой - нет, а от ложечки можно, а что же делать с ложечкой? Для меня это всевообще удивительно.

А что касается храмов - тоже удивительно. Если уж закрывать, то давайте закрывать бордели, рестораны, кафе, ТЦ. Раньше на Руси Великим постом всё закрывали - и театры, и балы….. Нет, давайте храмы закрывать!  Что это такое?! Не знаю, православные власти и я, и все  мы молимся на Литургии, но где они и о чем они думают, есть ли в логике этих решений учет фактора Бога?! Бог правит миром. Молитва к Богу побеждала всегда всё, решала наши проблемы:покаяние, благочестие, молитва и вера в Него. Если мы храмы закроем, на что мы будем полагаться? На нашу жалкую медицину, которая не может до сих пор придуматьвакцину, даже не знаю, тесты придумали или нет. Вот наша великая медицина. Эта ситуация - проверка всех и вся.

Но, а насчет храмов - тут есть позиция властей.  Святейшие наши члены Синода как-то пока договариваются. Отсюда и этимеры, которые многим могут показаться странными - ложечки протирать. Я уверен, что это для них, что они заложники ситуации. Молиться надо за наше священноначалие и понимать, что им тяжело. Но если будет объявлено о закрытии храмов, надо будет как-то реагировать, потому что мы сами себя лишаем главного нашего козыря. ТЦ и рестораны закрывают, да - но это же не храмы!  Если посмотреть на решения Синодов Польской, Сербской, Грузинской Церкви, то никто не поддержал меры по дезинфекции ложечек. Грузины вообще сказали: Таинства не могут повредить человеку, всё, аминь. Отстаньте от нас. Приблизительно так и сербы сказали, и поляки, хоть и чуть помягче. И Блаженнейший Онуфрий. Стаканчики поставили одноразовые -  и все, остальное никто ничегоне будет дезинфицировать. Есть Таинства, они не могут быть Таинствами смерти. Это Таинства жизни. Унас просто с властями договариваться, но тем не менее. Все это показывает кучу наших проблем.

Какая на самом деле милость Божия, что Бог заставил нас вспомнить о Нем? Бог заставил нас вспомнить, что мы смертны, поднять глаза к небу, остановиться в бесконечнойбеготне. Человек же бежит, бежит, потом - бах, упал, умер. Это наша жизнь. Бог останавливает нас в этой беготне. Садись дома с книжкой, с Евангелием - успокойся, почитай, помолись. Кайтесь в своих грехах за день до смерти, так еврейская мудрость говорит. Никто не знает, когда умрет. А вдруг завтра? Кайся прямо сегодня. Побудьте дома с родными, когда бы у нас еще была такая возможность? Отец Владислав Береговой недавно сказал, что для наших детей дни короновируса будут самые счастливые в жизни, потому что мама и папа с ними хоть побудут. Апостол Павел говорит, что любящему Бога все содействует ко благу, даже это, можно повернуть во благо нашего спасения. Бог наказывает -  в смысле вразумляет, что-то хочет нам сказать. Например, Кто главный?

 А наша реакция расстраивает. Особенно -  у верующих. Не бойтесь ходить в храмы, ходите, пока ноги носят. Если уж христиане будут бояться ходить в храмы, то кому мы вообще нужны? Какие мы христиане, если боимся идти в храм причащаться?!

Мы вдругой раз продолжим беседу о спасении, берегите себя, исполняйте нормы гигиены, которые нам советуют врачи и постановления Священного Синода.  Не бойтесь ничего и помните: волос с головы нашей не упадёт без воли Отца нашего. Аминь.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: i[email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+