Перейти к основному содержанию

07:03 20.11.2019

Как жить под крышей православия, если нет духовника?

01.11.2019 17:52:10

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/10/20/21-00

Вопрос: - Чем отличается компьютерная безопасность от информационной безопасности?

о. Олег: - На самом деле, друзья, мы не шпионы, чтобы нам скрывать что- то от кого-то.  Если человек не лазит по дурным сайтам в компьютере, что ему опасаться, что за ним смотрят? И не очень понятно, о чем речь при словах: информационная безопасность. Если человек ведет нормальный христианский образ жизни, то он должен открыто вести его. Как сказано в Нагорной проповеди: и так да светит свет ваш пред людьми с тем, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного. А если у человека есть злые дела и он их хочет скрыть, то от людей он их может скрыть, а от Бога не получится. Поэтому в абсолютном смысле никакой информационной безопасности нет. Или люди определяют наши недостатки, Господь их знает и Ангелы Божии. Они знают наши проблемы, поэтому для чего шифроваться? С другой стороны, некоторые, кто не верит во всевидящее око Божие, по крайней мере, будут бояться, что власть их контролирует, смотрит за ними и записывает. Может, хотя бы из страха наказания перед властью не будут делать злое дома или где-то еще. Сейчас много видеокамер, которые фиксируют поведение человека и в подъезде, и в лифте, а христианину чего бояться, если он живет по заповедям Господа?

Вопрос: - Что православному слушать и смотреть в наше сложное время?

о. Олег: - Слушайте радио «Радонеж». В наше сложное время это как раз та радиостанция, которая не идет ни на какие компромиссы, называет вещи своими именами. Правда, от нас иногда требуют, чтобы мы политикой занялись, начали обличать и так далее, но мы православные, и нас политика не интересует. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что с переменой правления люди лучше не становятся. То есть люди грешили и при патриархах, и царях, и в период политического плюрализма. Нас политика мало чем интересует. И Писание нас учит перестать надеяться на человека, дыхание которого в ноздрях его. Это у пророка Исайи, насколько я помню. И в Псалтири сказано: «Не надейтесь на князи, на сыны человеческия, в них же нет спасения». Поэтому мы проповедуем Христа, и притом Распятого. Для иудеев соблазн, для эллинов безумие. Когда нас толкают на путь провокационных заявлений, нам это не интересно. Эта временная жизнь слишком коротка. Она дана нам для того, чтобы мы определились, где мы будем проводить жизнь вечности. А по поводу того, что смотреть - сейчас есть православные телеканалы, библейский портал «Экзегет» на Ю - тюбе, можно смотреть и слушать выступления священников по текстам книг Священного Писания.

Вопрос: - Я понимаю, что канал «Спас» не может существовать без рекламы, но все же кто-то следит за рекламой? Меня волнует то, что они говорят, что икона - украшение, а может ли икона быть украшением на теле человека?

о. Олег: - Знаете, икона - это, прежде всего, благословение. Но когда мы говорим о благословенной иконе -  это освященная икона. Икона как украшение - я бы не использовал это слово, хотя о красоте иконы говорить можно. Но обычно слово «украшение» означает украшение чего-то, а икона Божией Матери сама по себе источник красоты, поэтому это не довесок к чьей-то красоте и, тем более, это не украшение для тела человека. Поэтому все образки, крестики нужно носить на теле, под одеждой. Но если кто открыто носит - то как свидетельство о вере. Это допускается, священники носят кресты напоказ, и епископы ходят с панагиями. Торжественное провозглашение веры, если хотите. Поэтому тут надо понять, в каком смысле красота - как что-то самостоятельное или как довесок к чьей-то красоте.

Вопрос: - Будет ли у Вас, батюшка, еще цикл передач про Феодору и 12 мытарств?

о. Олег: - А Вы хотите их послушать? Через воскресенье я буду в командировке и можно попросить поставить записи передач, чтобы их послушать в полном объеме. А в Сретенском монастыре продается книга «О мытарствах». Моя книга, в которой в дополненном виде каждое мытарство подробно рассмотрено. По поводу того, что смотреть. Смотрите множество интересных христианских фильмов. Не только исторических, или на библейские сюжеты. Но и чисто христианские фильмы на бытовые темы. Как живут современные христиане в разных странах мира. Мне самому бывает интересно смотреть такие фильмы. С какими трудностями сталкиваются христиане, какие испытания они переживают.

Вопрос: - Как жить под крышей православия, если нет духовника?

о. Олег: - Святитель Игнатий Брянчанинов еще в XIX веке сказал, что духовников не будет. Уже в конце XIX - начале XX духовников можно было по пальцам сосчитать. И он дал совет спасаться по книгам. Есть же книги великих духовников. Творения святого праведного Иоанна Кронштадтского и других известных пастырей, наставников верующих людей. На Руси, кстати, духовника никто не выбирал. В  ближайшем к дому храме или настоятель сам становился духовником человека, или он назначал духовника из числа других  клириков этого храма. Особо не мудрствовали. Более того, считалось, что когда избирают духовника, который живет далеко - это глупость, потому что духовник должен быть в шаговой доступности, а если далеко, то такие живут для того, чтобы пасти самих себя, а это не очень правильно и удобно.

Вопрос: - Какой бы Вы советовали ежедневный объем Библейских чтений помимо обычных рядовых зачал из Нового и Ветхого Завета? Где можно заказать карманную Киевскую Псалтырь?

о. Олег: - Есть такое издательство «Актеон», издание «Летописный свод». Наверняка найдете сайт этого издательства и можно как-то договориться о факсимильном издании. Священное Писание надо читать под закладку. Купите Библию удобного шрифта, чтобы обязательно были две закладки, чтобы читать параллельно Ветхий и Новый Завет. Читайте регулярно. Назначать правило не стоит, наверное, но, со всяким постоянством, Вы прочитаете Писание целиком очень скоро. Главное - когда Вы читаете Писание, делайте это с молитвой. Если молитва не соединяется с чтением Писания, то возможно она выше потолка не поднимается. Она может быть монологом, а при чтении с молитвой строится диалог, в молитве мы обращаемся к Богу, получаем ответы на наши молитвенные вопрошания.

Вопрос: - Как приобрести смирение в миру, где бывает много искушений от людей? Чем может спастись христианин?

о. Олег: - На самом деле искушения преследуют человека и в миру, и в пустыне, причем там в большей мере. В миру бывает человеку легче выжить, чем если он убежит в пустыню, и там им будут заниматься бесы. Вспомните искушения Антония Великого, Марии Египетской. Если бы не было искушений, об этом писали древние духовные наставники, то никто бы не спасся. Искушения обнаруживают в нашем внутреннем мире то, что надо исправить. Если мы себя ловим на какой-то искушении, то, по крайней мере, мы понимаем, в каком направлении надо действовать, что надо стремиться в себе справлять. Не надо бояться искушений. Надо бояться того, что они реализуются в греховные поступки. А искушениям надлежит прийти, но горе тому, через кого они приходят в мир, то есть реализуются в поступке. Горе тем. А сами по себе искушения не являются чем-то греховным. Может, диавол бы и хотел скрыть от нас самих наше реальное состояние, чтобы нам казалось, что мы такие абсолютные праведники - это уже состояние прелести. А если человек замечает свои грехи, то тогда надежда на исправление есть. Нечувствие собственных грехов - это крайняя форма прелести.

Вопрос: -  Я помогаю погорельцам материально, иногда в разговоре об этом проговариваюсь. Изглаживается мое доброе дело или если покаешься, то все восстановится?

о. Олег: - Действительно, если мы проговариваемся по поводу тех дел, что мы делаем, это не очень хорошо. Мы как бы расточаем свою награду, потому что люди, услышав об этом, начинают к нам относиться особым образом. И мы всю награду получаем на земле. В этом смысле надо действовать так, чтобы твоя рука левая не знала, что делает правая рука. Но может быть и другая ситуация: вы помогаете погорельцам, и вы вынуждены говорить об этом другим для того, чтобы они приняли сочувствие и участие в жизни погорельцев. Поэтому здесь огласка может быть неизбежной. Если  Вы помогаете своими только силами, то это одно, а если привлечёте других - это другое. Во втором случае ничего такого нет, помогать погорельцам лучше сообща, объединяясь в этом служении. Погорелец неожиданно оказался безо всего, помощь ему не должна задерживаться, чем больше людей Вы оповестите -  тем лучше. В каждом таком случае Вы должны понимать, для чего Вы посвятили людей в обстоятельства этого Вашего важного и ответственного служения.

Вопрос: - Где в Писании написано о времени, в котором мы живем? если можно прокомментируйте.

о. Олег: - Библия - книга, которая позволяет нам увидеть свое положение в истории. Кто-то родился в пятидесятые, кто-то в 70-е, а кто-то в 2000-е. И каждый проживает свой отрезок времени и покидает мир. И мы не видим всей картины происходящего, не можем определить свое положение в истории. Так вот, Библия позволяет нам это сделать. С чего начинается Библия? С того, что сотворил Бог небо и землю. А чем кончается? Апокалипсисом, где говорится о том, как все кончится. Библия предоставляет нам возможность не просто прожить под Божественным руководством свой отрезок времени и увидеть всю картину от начала и до конца, то есть конца Света и начала царства Славы. Важно через слово Божие распознавать свое время.

 Сейчас многие считают наше время последним. На самом деле так христианам казалось почти всегда. Например Иоанн Богослов говорил, обращаясь к ученикам: «Дети! Последнее время». Ничего плохого в этом нет, если мы распознаем свое время как последнее. Ведь Господь и скрывал от нас дату конца света, чтобы мы не расслаблялись, бодрствовали, всегда пребывали бы в ожидании. С другой стороны, смерть каждого из нас и есть конец этого света, персональный конец для каждого из нас.  Умрешь - вот тебе и конец света. Человек существо любопытное, он хочет знать, когда будет коллективный конец света, а это праздный вопрос на самом деле. А касаясь вопроса смерти каждого из нас - Господь тоже не дает нам знать эту дату, это только особые избранники Божии знали, когда они умирают, когда  состоится их переход из этой в будущую. По той же причине Господь от нас скрывает дату собственной нашей смерти, чтобы мы не расслаблялись, но бодрствовали.

Никто не знает, когда придет Господь, как тать в ночи, когда никто не будет ждать, когда Он придет в реальность этого мира. Итак, с помощью Писания мы видим начало и конец всего. Свое положение мы распознаем как некое серединное или близкое к концу, в этом смысле Библия дает характеристики людям последнего времени. Характеристики плохие. Сказано: в последнее время люди будут наглы, злоречивы, родителям непокорны, то есть произойдет падение нравов. С другой  - каждому поколению пожилых людей кажется, что именно в их время наблюдается такое падение нравов, которого никогда не было раньше. Ничего плохого в этом нет, когда мы распознаем время наше, как последнее. Пожилой возраст сам по себе последний период в жизни человека. И если он так распознает свое время в жизни, ничего плохого в этом нет, он будет более мобилизован, собран, чтобы к моменту смерти подготовиться, а момент этот очень важный. Поэтому за каждым Богослужением мы молимся о ниспослании нам христианской кончины, чтобы это произошло не неожиданно, а чтобы мы смогли подготовиться, примириться с Богом и ближними и со спокойной душой отойти в иной мир.

Апостол Павел говорил так: для меня жизнь  - Христос, а смерть приобретение. В каком случае смерть будет приобретением?  Если мы живем Христом, тогда смерть будет долгожданной встречей с Господом. А если человек живет грехом, то в момент смерти грехи окружат его, об этом мы читаем в Псалтири – «Множество беззаконий моих окружили меня»  - имеются в виду бесы, потому что у каждого греха есть бес-покровитель. В момент смерти все они окружают душу.

Но нам на помощь приходят два ангела. Один - Ангел-хранитель, небесное существо, которое нам дано при крещении, а другой ангел - святой, имя которого мы носим. Он по происхождению может быть человеком.

Вопрос: - На даче я подкармливаю кошек, а соседи злобствуют. Я не могу их бросить –они  бегают голодные. Не знаю, доброе ли это дело, не знаю, как по-христиански правильно на это смотреть?

о. Олег: - Экзюпери говорил, что мы в ответственности за тех, кого приручили. Если б вы их не приручали и не подкармливали, то они ушли бы и нашли место, где они смогут выжить, потому что животные более приспособлены к миру природы, чем люди. Человек, оказавшись на улице, может и не выжить. А когда мы начинаем их подкармливать, то как бы приручаем и несем ответственность, они подсаживаются на это иждивение, когда мы решаем их проблемы. И им трудно будет существовать, если в какой-то момент Вы не сможете делать то, что Вы делаете. Поэтому надо лишний раз подумать, стоит это делать или нет именно с христианской точки зрения. Вы же не можете их постоянно брать с собой, в каждом случае заботиться о них! могут быть и проблемы не только с соседями, но и с членами Вашей семьи. В такой ситуации нужно проявлять эмоциональную сдержанность и разумность. Но в самом желании помочь даже животному - ничего плохого нет. Если Бог промышляет не только о людях, но и птицах небесных, зверях полевых, Он даже лилии одевает так, как Соломон не одевался во всей славе своей, как сказано в Нагорной проповеди. А человек создан по образу Божию, это, наверное, вложено в каждого из нас: заботиться не только о себе, но и об окружающих нас и не только в мире людей, но и животных. Особенно маленьких животных мы любим, потому что они напоминают нам наших детей. Но привязанность к животным не должна перекрывать того служения, которое можем мы совершать по отношению друг ко другу, потому что иногда привязанность к животным, кошкам и собакам приобретает форму страсти.

Я однажды беседовал с одной молодой женщиной, спросил, почему у них с мужем нет ребенка. Она ответила, что у них есть собачка, ребенок им не нужен. Такой перенос материнского чувства с возможного ребенка на эту реальную собачку, ради которой они отказываются от следования заповеди Божией - плодитесь и размножайтесь и наполняйте Землю – очень вреден для души. Потом я считаю, что те, кто дома держит собак, совершают акт живодерства. Понимаю, если собаку держать на даче. Я сам вырос в доме на берегу реки Клязьмы, в городе Орехово-Зуево. У меня во дворе бегало три собаки. Собака подвижное существо, а когда ее держат в какой-нибудь квартирке -  это жестокое обращение с животными.

Человек без движения разрушается, что говорить о собаке? Поэтому надо подумать, стоит ли так поступать. Тем более, что в православной восточно-христианской традиции в жилье собаку не пускают. Но отцы говорят так, что если не завел собаку, то лучше не заводи, а если завел, то не прогоняй. Мы в ответственности за тех, кого приручили. Если приручили собаку, выжить ей в других условиях будет очень тяжело. А вот кошку иметь можно. В самой христианской традиции кошка может находиться даже в храме, потому что она выполняет важную функцию - ловит мышей, крыс. Она очень чистоплотная, следит за собою, к ней другое отношение. Если собака заскочит в храм, то надо переосвящать храм, то место, по которому она пробежала  - надо водой святой покропить. А если кошка ходит - ничего страшного нет.

Вопрос: - Можно ли считать ХХ век временем, когда Россия уже процвела, как пророчествовал нам Иоанн Кронштадтский, св. Серафим Саровский?

о. Олег: - Надо понять, что внебиблейские пророчества не являются чем-то небезусловным. Это очевидно. Только Библия - вернейшее пророческое слово. А ко всем частным пророчествам Церковь относится настороженно.

После окончательного написания книг Ветхого и Нового Завета мы не ждем от Бога нового откровения. Этим христиане отличаются от других верующих. Те же мормоны верят, что книгу Мормона надо вклеивать в Библию. Мы как раз этого ни в коем случае не допускаем. Это связано с тем, что в конце Библии 22 глава книги Откровения 19 стих гласит: если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге Жизни. А выше, в 18 стихе говорится: если кто приложит что к ним (этим книгам), на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей.

То есть написанием Апокалипсиса эта книга закрыта, мы не ждем никаких новых пророчеств от Бога, потому что Господь дал нам вернейшее пророческое слово -книги Библии, Священного Писания Ветхого и Нового Завета, в них содержится полнота откровения.   Тот, кто признает еще какие-то дополнительные пророчества, частного характера, подвергается опасности, бросает вызов Библейским откровениям, это не совсем правильно. Хотя Бог давал в разные времена своим угодникам проницать будущее в силу той святости, которую они имели от Господа. Но это уже не небезусловно. Священное Писание - абсолютный авторитет. Потом идет Священное Предание. В нем мы выделяем Апостольское предание и святоотеческое предание, учение отцов Церкви, как я часто объясняю - отцы Церкви - это только до VIII века. Последний отец Восточной Церкви - Иоанн Дамаскин, последний отец Западной Церкви - Бэда  Достопочтенный. Все последующие авторы никакие не отцы Церкви. Именно в VIII веке на Вселенском Соборе было принято решение: никто не имеет права ничего толковать, не ссылаясь на отцов Церкви. Таким образом круг замкнулся. Все последующие авторы перестали быть самостоятельными, а если кто-то вдруг сохранял свою самостоятельность и начинал что-то комментировать от себя - то он попадал под анафему Вселенских Соборов. Которые установили, что нельзя, минуя отцов Церкви, предлагать какие-то объяснения. В этом смысле Библейская эра была закрыта с написанием Апокалипсиса, святоотеческая эра тоже была закрыта. Все последующие авторы занимались компиляциями из Писания или отцов, а если они проявляли самостоятельность, пророческое творчество или что-то еще, это было неправильно, конечно. Поэтому всегда осторожно относитесь к объявлениям такого рода. Один тут объявил, что у них в области явился новый столп Церкви, новый отец, какой-то батюшка Василий. Я ему стал объяснять, кто такие отцы Церкви, он немного отрезвел и даже чуть разочаровался. Это было давно и не у нас. Но мы все время хотим сделать перенос на нашу реальность, это неправильно.

Вопрос: - Я работаю администратором. Наш начальник очень суров, постоянно унижает сотрудников, заставляет компроматы собирать на других. Тяжело работать всем. Я молюсь за нее - была у батюшки, надо молиться, но так тяжело, что возникает желание уволиться. Такие люди есть, что не знаешь, как быть. Их становится все больше -  тех, для кого ничего святого нет. Только деньги главное. Как молиться правильно? Может, себя надо исправить?

о. Олег: - Объединю Ваш вопрос  с тем, как поднять самооценку школьнику, которого обижают учителя. Человека могут обижать от школы до того рабочего места, на котором он трудится. Это некая реальность, в которой мы живем. Что можно противопоставить агрессии, которая выплескивается на людей  на  месте учебы или труда?. Во-первых, надо попытаться понять, что является раздражителем для людей, которые бросаются на нас или детей, родных.

Возможно, что никакой причины с нашей стороны нет. Люди Срываются на других, потому что сами пребывают в таком болезненном состоянии, или сами обижены кем-то, не знают как выйти из этой ситуации, начинают нападать на тех, до кого им проще дотянуться. Одни человек срывает злобу на другом человеке, потому что его кто-то самого обидел. Иногда бывает и так. Можно дать человеку успокоиться.

Если же систематически оскорбляют человека по месту учебы, то стоит подумать, надо ли ходить в такую школу, что его учителя угнетают?. Сейчас существует система домашнего обучения детей. Родители эвакуируют детей из школы.

 Или, например, работа перестала быть для вас источником радости, потому что вы все время сталкиваетесь с непониманием и неприятием того, что предлагается на работе. Тогда и есть смысл поменять работу. Конечно, в наши времена есть опасность поменять работу, а там еще хуже. Или ребенка привезут из одной школы в другую, что там будет? Русская рулетка - как выпадет. В случае с детьми домашнее образование - очень интересная система. Познакомьтесь с ней, прочитайте. Вы выясните, что многие православные семьи уводят детей из этих депрессивных школ и дети учатся успешно, поступают в высшие учебные заведения, они только экзаменуются в официальных школах, у них хорошие показатели. Благодаря тому, что их родители -  учителя, родители больше проводят времени с детьми. К сожалению, остальные родители совсем не беседуют с детьми, но выращивают их как картошку или капусту, а надо именно образовывать ребенка. Образование - от слова образ. В грехопадении образ Божий, по которому был создан человек, был омрачен, и важно его восстановить в человеке -  вот каково изначальное значение процесса образования. Все великие русские люди получали домашнее воспитание и образование. Граф Толстой, Алексей Степанович Хомяков, и многие другие учились дома. Общественные школы создавались для тех, кто не имел возможности от родителей получать необходимые знания, сироты, например. А зачастую именно родители преподавали детям то, что могли преподавать. Подумайте, стоит ли вам оставлять ребенка в такой депрессивной ситуации или самим оставаться на такой работе, которая давно не приносит вам ни радости, ни отдохновения?. Труд должен радовать человека, который должен идти на работу со светлым, радостным чувством.

Вопрос: - Единственное, что может нас объединить - православие?

о. Олег: - Нет, не только православие объединяет людей. Православие объединяет единоверцев. А людей разных других вер, наций может объединить общая беда. Господь иногда нам посылает общую беду, чтобы мы понял, что нуждаемся друг в друг и жить друг без друга не можем. Великая Отечественная Война - это была такая общая беда, одна на всех. Чтобы одержать победу, всем приходилось предпринимать колоссальные усилия -  верующим, неверующим. Православным, монархистам, коммунистам, атеистам, мусульманам, иудеям. Все трудились на войну, не только те, кто воевал с оружием в руках, но и те, что в тылу стояли у станков, работали. Общая беда объединяет людей, но и радостно, конечно, когда нас объединяет что-то менее трагичное. Может, потому, что мы не можем научиться радоваться вместе, Господь нам посылает трудности, которые могут сплотить нас именно в беде. Тут мы начинаем понимать, что мы ближе друг к другу, чем  кажется. Православный человек не должен замыкаться только на своих, хотя он и должен иметь правильную иерархию ценностей, что там на первом месте, что на втором. Делайте добро всем, наипаче своим по вере. Но когда общая беда -  уже не спрашиваешь человека, свой он по вере или нет. Надо идти и помогать.

Помню, по благословению священноначалия, покойного Патриарха Алексия II, я пять раз ездил в Чеченскую республику, возил туда гуманитарную помощь во время II чеченской войны, это 98-99 годы. Патриарх говорил, что надо помогать всем, не только христианам, хотя мы с этого начинали - въезжал через блок- пост «Кавказ», в станицу Асиновскую, там был православный храм на территории республики. Мы им, конечно, помогали. Но потом мы помогали всем, кого встречали на дороге в Грозный, а там, на площади «Минутка»,  мы раздавали вещи, продукты, самое необходимое. Беда сплотила.

Вопрос: - Я начала воцерковляться в 90е. Такая в голове каша была. И к экстрасенсам ходили, и к гадалкам, везде свечи, иконы, пока все это в порядок в голове уложилось, были совершены многие грехи. Являются ли эти все действия отступлением от православия? Надо ли совершать чин присоединения к православию, как Вы советовали другим, кто к Вам обращался?

о. Олег: - Если человек из темной комнаты войдет в ярко освященную, то его глаза, конечно, должны привыкнуть к свету. У некоторых процесс адаптации растягивается на некоторое время. На самом деле, если Вы ходили к гадалке, Вам не надо проходить чин присоединения, потому что в требнике в части исповеди задается такой вопрос. Это компетенция исповеди. Но в требнике не спрашивают, не перекрестился ли ты в другую веру, потому что это уже не компетенция исповеди. Если перекрестился, то ты уже не можешь в этом каяться, нужно пройти чин присоединения. А по поводу некоторых суеверий, мы видим вопрошание в чине исповеди - это значит, мы можем ограничиться в этой ситуации исповедью. Надо понять, что неофит, человек, который из мрака вошел во Свет Христов, для него потребуется время для адаптации к Свету  - новой жизни в Боге и с Богом. Те, кто годами ходят в храм, должны с терпением относиться к тем, кто в состоянии  неофитства пребывают, в состоянии первой любви. У этого состояния есть свои преимущества и недостатки, и первый - неопытность, когда человек может пребывать в некоем синкретизме, у него такая каша в голове. И свечки ставит, и к бабке бегает и еще что-то такое. Надо с терпением относиться к таким людям, как к капризам младенцев. Это неизбежная болезнь роста.

Вопрос: -   Дары, посылаемые Богом, есть чудо?

о. Олег: - Все, что от Бога проистекает - чудо. Сама жизнь наша - чудо из чудес, рождение, зачатие.

Вопрос: - Почему мы молимся Кресту?

о. Олег: - Во-первых, апостол Павел говорит, что он похваляется крестом Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, для него крест Христов - источник радости. Поэтому речь не только о кресте как о предмете, потому что к предмету нельзя обращаться в молитве. Но имеется в виду Крест Христа - Его страдания, скорбь, победа, потому что Крест – это тот жертвенник, на котором была принесена самая великая жертва Богу. Поэтому молитвы, которые внешне обращены ко Кресту, на самом деле обращены к Распятому на Кресте. Никто же не молится кресту, на котором был распят последователь Спартака или кто-то еще, Лже – Нерон, например. Мы даже кресты мучеников так не почитаем.  Крест Христа  - это Его муки, жертвенник. Вспомним, что в Ветхом Завете сказано, что если человек спасался от смерти, то он подбегал к жертвеннику и хватался за рог жертвенника, и его не имели права взять на казнь.  Это был для человека шанс, что его поведение оценят с милостью, может быть, примут его раскаяние за грехи.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+