Перейти к основному содержанию

07:37 23.10.2019

Елизаветинский крестный ход

19.09.2019 11:09:34

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/09/12/22-00

А. Арендаренко: - Здравствуйте, сегодня передачу открываем беседой с Анной Витальевной Громовой. Анна Витальевна - председатель Наблюдательного Совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», наш давний глубокочтимый  автор, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества. Поражаюсь, Анна Витальевна, как Вы все это успеваете совмещать. Знаю, что забот, новостей очень много, они сложные и радостные, потому что во славу Божию. Как всегда в начале сентября в канун такого волнующего и одного из самого главных в истории Вашего общества событий - Елисаветинского Крестного хода.

А. В. Громова: -  Дорогие друзья, честно говоря, я очень соскучилась и по нашим ведущим, и по нашей аудитории. В преддверии важного для нас праздника, дня тезоименитства великой княгини Елизаветы Федоровны, дня памяти святой праведной Елисаветы, матери Иоанна Крестителя. Это та святая, которую Елизавета Федоровна в Лазареву субботу 1891 года выбрала себе как небесную покровительницу при присоединении к православию через обряд миропомазания.  Таинство  состоялось в церкви Сергиевского дворца в Санкт-Петербурге. Этот день в усадьбе великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны всегда был радостным, молитвенным.  Служилась  Божественная Литургия в храмах: Спасском на одной стороне реки Москвы и Ильинском - по другую сторону реки.  В этот день проходил молебен, Крестный ход, народные гуляния, раздача подарков. Присутствовало   множество гостей. Вся усадьба праздновала именины своей хозяйки. Так же радостно, как празднование 18 июля, дня преподобного Сергия Радонежского чудотворца, который был небесным покровителем великого князя Сергея Александровича. Но все мы с вами любим нашу Елизавету Федоровну и знаем, что в этот день Господь призвал ее к себе.  Именно в этот день она взошла на свою Голгофу, 18 июля 18 года. Так что все в нашей жизни связано. Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество старается каждую осень почтить память нашей молитвенницы, преподобномученицы Елизаветы. Особенно удивительным и уникальным в этом отношении был прошлый год – год столетия памяти Елизаветы Федоровны. Огромное количество мероприятий прошло, по всей стране, и церковных, и светских, и научных, и культурных.

А. Арендаренко: -  Ваше общество много в этом потрудилось.

А. В. Громова: - Нас Господь сподобил создать два новых музея на императорском маршруте. Эта идея императорского маршрута родилась в недрах нашего общества и сейчас успешно существует, несмотря на все трудности, которые переживает паломническое туристическое направление в нашей экономике. Труды наши увенчались в прошлом году созданием первого государственного музея, посвященного семье императора Николая II в Тобольске в губернаторском доме, где 8 месяцев находилась в заключении императорская семья. И вторая наша радость - достижение всех, кто молитвенно обращался вместе с нами к святым царственным страстотерпцам - новомученикам и исповедникам земли русской. Это возможность создать музей преподобномученицы Елизаветы, сестры крестовой Варвары, алапаевских мучеников. Сейчас эти музеи активно включены в паломнические пути. Мы много делаем, чтобы они были легко доступны для паломников, и чтобы этот путь не стоил так дорого. В Тобольске уже запустили из Тюмени электричку «Императорский маршрут», и на ней можно легко в независимости от других видов транспорта добраться от Тюмени до Тобольска, побывать в Тобольском Кремле, в музее семьи Императора Николая II. С нашими екатеринбургскими коллегами мы договорились о том, что будет такой электропоезд из Екатеринбурга в Алапаевск, тоже будут ходить два вагончика. Самое интересное, что благодаря сотрудничеству с руководством Синечихинского района Алапаевска у нас появилась перспектива от Алапаевска до Синечихи -  до монастыря новомучеников довозить паломников на ретропоезде, который соединял рудники между собою, служил промышленным целям в начале века. Эти вагончики, эта узкоколеечка остались. Мы хотели бы не только прославить места памяти царской семьи, но и обратить внимание паломников на места где они проживали: великокняжеские резиденции, усадьбы, дворцы. Не просто потому, что это, как правило, красивые природные ландшафты, совершенные здания, для которых выбрались специальные архитекторы. Они вписаны в окружающую природу, по традиции российского императорского дома каждая усадьба имела, помимо усадебного дома, целый комплекс объектов социального служения, как мы бы теперь это назвали. Августейшие владельцы не только тратили немалую толику своих средств и времени на то, чтобы обеспечить медицинскую помощь и образование в селах, которые работали на эту усадьбу. То же делала великая княгиня Елизавета и великий князь Сергей Александрович, императрица Мария Александровна, которая была первой владелицей нашего Усово-Ильинского, это всего 15 километров от Москвы. Это адрес, по которому мы всех вас приглашаем 15 числа на Крестный ход. Божественная Литургия начинается в 9 утра в нашем Спасском храме села Усово. Почтовый адрес: Рублевское шоссе, дом 101. Это место  известно многими сохранившимися зданиями, помимо усадьбы.

Императрица Мария Александровна, когда государь император Александр II купил для своей супруги это имение, первое что сделала - посетила местный храм в Усово и познакомилась с уровнем жизни местного населения. Ходила по избам и смотрела, как народ живет. Она пришла в ужас. С войны 1812 года, а это был 1864 год, когда они купили усадьбу, храм стоял полуразрушенный. Даже солома с крыш был съедена. В такой глубокой нищете жил народ. И она сразу отдала указание министерству двора, из своей личной казны выделила 200 рублей на строительство школы и полностью обеспечила благоустройство храма. Школу построили каменную. И она с 1874 года простояла до сегодняшнего дня. Сейчас она выглядит очень прилично. До недавнего времени в ней еще учились дети. Под музейное учреждение она подходит максимально. Мы сейчас создаем экспозицию в здании школы Императрицы Марии Александровны. Мы создаем там музей школы и детства. Собрали столько материалов, что помимо экспозиции, состоящей из подлинных предметов той эпохи (парт, перьев, учебных пособий, книг, программ, ученических тетрадок, множества вещей, которые сопровождали школьную жизнь) у нас будет очень интересная мультимедийка. Во-первых, мы собрали статистические потрясающие данные по поводу школьной системы государя императора   Николая II, реформа Александра III в области образования, реформы Александра II, реформы женского образования императрицы Марии Александровны. Все это будет отражено в нашей экспозиции. Думаю, это будет любопытный музей для представителей всех поколений. И деткам любопытно (мы думаем делать и курсы каллиграфии, мастер-классы), позволим детям трогать экспонаты, писать старыми перьями. А для молодежи будет интересно мультимедийная составляющая, потому что там будет документальные хроники того времени. Это очень все интересно.

А. Арендаренко: -  Думаю, что это может иметь практический смысл для работников образования. Вряд ли современных учителей так глубоко погружают в историю образования, просвещения в России, а там как раз такой удивительный срез, погружение в историю.

А. В. Громова: - Для нас это очень важно, потому что один из преподавателей школы был в родстве с семьей местного священника, Константина Махаева, и это особенная личность. Отец Константин был более 50 лет настоятелем Спасского храма села Усово. Есть удивительное свидетельство 1923 года, когда прихожане обращаются с письмом к Патриарху Тихону с просьбой, чтобы их настоятелю разрешили служить в митре. Он был митрофорный протоиерей. Они дают развернутую характеристику своего настоятеля. Пишут, что он им был родным отцом, он их и лечил, и учил, никогда ничего не просил себе, но все делал для них. Он сам обрабатывал свою землю, все его 5 сыновей и 2 дочери пели в хоре, учили детей, помогали отцу. Самое потрясающее, что одной из первых под письмом стоит подпись председателя местного Усовского сельсовета. Это 1923 год. Пока в начале 30-х отец Константин не умер, не трогали ни его семью, ни храм.

А. Арендаренко: - А этот Сергий его сын?

А. В. Громова: - Это его старший сын. Это такая трогательная история. Елизавета Федоровна впервые приехала в Ильинское в 1884 году после венчания с великим князем Сергием Александровичем. Они в свадебное путешествие приехали в усадьбу. Сергей Александрович очень любил эти места, в его памяти они всегда ассоциировались с прекрасными днями детства, с первыми паломничествами, материнской любовью.

А. Арендаренко: -  Вспоминаю фотографии, это такой скромный особняк.

А. В. Громова: - Усадебный дом. И Александр II покупал срочно эту усадьбу, потому что связано это было с трагическими событиями в семье царской четы. 1865 году скоропостижно скончался их первенец, цесаревич Николай Александрович, на которого возлагались все надежды на наследование престола. Он был удивительно талантлив, необыкновенно хорош, красив внешне, обаятелен, общителен, у него масса была достоинств, которые максимально подходили для будущего монарха. Вдруг в возрасте 20 с небольшим лет он в Ницце умирает буквально в течение нескольких месяцев. Разные диагнозы ставили, но мы полагаем, что это был костный туберкулез. Императрица Мария Александровна принимает его последний вздох, закрывает его глаза, и траур она не снимала до конца дней. Поскольку у нее всегда были слабые легкие, то это страшное несчастье, этот удар отразился на ее здоровье. У ее образовался отрытая форма туберкулеза.

 Медицинская наука того времени с этим была безапелляционна, и ей запретили близость с супругом, чем кстати связана вся эта история с Долгорукой. Мария Александровна прекрасно знала характер своего супруга, прекрасно оценивала его темперамент и его отношение к жизни. И она никогда на протяжении всей своей жизни до смерти 3 июня 1880 года никогда ни при одном разговоре, ни словом не осудила государя Александра II. Она говорила, что они прожили счастливую жизнь, воспитали восьмерых детей, она видела столько радости в этой жизни, что она и мужу желала счастья. Такая была удивительная смиренная, христианская душа. Конечно, когда Елизавета Федоровна появилась в усадьбе, для нее все было внове, все было удивительно, интересно, открытие России. В этой новой ситуации она так же, как и Сергей Александрович, опиралась на поддержку местного священника, как Ильинского так и Усовского. Познакомившись с семьей отца Константина, она с большой симпатией отнеслась к его десятилетнему сыну. У них разница в возрасте получается 10 лет. И сейчас только 6 сентября мы отпраздновали 145-летие со дня рождения священномученика Сергия Махаева. Первого ноября будем праздновать 155летие  со дня рождения Елизаветы Федоровны. То есть Сережа, старший сын отца Константина, рос на ее глазах и многие шаги в его жизни, полагаю, делались по согласованию с великим князем Сергеем Александровичем. По крайней мере, мы достоверно знаем, что девочки в семье отца Константина, Антонина и Клавдия, учились в Мариинском епархиальном училище за стипендию великого князя Сергея Александровича. Так же они помогали получать образование и другим детям. В семье отца Константина два мученика. Отец Сергий Махаев прославлен в лике святых. Но брат его младший Александр также пострадал. В   1937 году, в ноябре был по доносу арестован и расстрелян по решению тройки на Бутовском полигоне. Александр был псаломщиком в храме Иверской Божией матери на Ордынке. И мы знаем, что Елизавета Федоровна в день своего ареста (это было на Иверскую на второй день Пасхи) она с утра была на богослужении в этом Иверском храме. Мы знаем, что Александр Махаев, которого расстреляли в ноябре незадолго до отца Сергия. Он был законоучителем и помогал Елизавете Федоровне в ее ведомстве для глухонемых детей. Он такой был жертвенный и много благотворительно трудился. В этом они были похожи со священномучеником Сергием, потому что отец Сергий был духовником Иверской общины сестер милосердия на протяжении 14 лет, пока его не убрали из Иверского храма на Якиманке. Отец Сергий был как раз доверенным лицом Елизаветы Федоровны в Московском отделении Общества Красного креста, руководительницей которого являлась великая княгиня. Он был и казначеем, и главным по сбору пожертвований в Императорском православном палестинском обществе.

 

А. Арендаренко : -Такие доверительные отношения существовали между великокняжеской четой и священником.

А. В. Громова: - Это мы  очень хорошо чувствуем в нашем храме Державной иконы Божией Матери. Наш Спасский храм в селе Усово верхний придел посвящен Принесению образа Спаса Нерукотворного из Едессы в Константинополь, и это как раз 29 августа. А нижний храм у нас имеет образ пещерного храма, он с очень низкой алтарной преградой, в византийском стиле. Отец Зинон Теодор так задумал его. Мы его очень любим и воспринимаем его сугубо молитвенно. Центральный престол освящен в честь Державной иконы Божией Матери, мы все знаем обстоятельства ее обретения. Первого марта или 15 по-новому стилю, когда Пресвятая Богородица обещала нам, что она Россию не оставит. И мы на это уповаем. Этот образ Богородицы с Богомладенцем и со скипетром и державой нас воодушевляет и укрепляет во всех обстоятельствах нынешней жизни. И северный и южный приделы посвящены священномученику Сергию, преподобномученице Елизавете. У нас получается, что Державная, с явлением которой начался их крестный путь и завершился у Елизаветы Федоровны в 1918 году, у священномученика Сергия в 37 году -  они самые теплые, самые близкие молитвенники за наше Усово, за наши подмосковные земли, за нашу Москву, за наше Отечество. Именно с этой мыслью и молитвой уже в этом году восьмой раз мы выйдем после торжественного Богослужения, которое в этом году возглавит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, из Ильинского храма. Мы все соберемся после Божественной Литургии в Ильинском и Усовском храме все-таки на той стороне Москвы-реки, потому что именно таким направлением двигался исторический крестный ход. Скорее не покаянный, а оградительный и благодарственный. То есть мы молимся за Отечество, просим у Господа и Богородицы и наших заступников небесных, преподобномученицы Елизаветы и священномученика Сергия помощи, поддержки, укрепления и главное- мира гражданского и большой рассудительности и осмотрительности для всех нас, когда мы принимаем участие в общественных движениях. Каждый наш шаг надо внимательно рассматривать прежде, чем его предпринимать. Некоторые необдуманные решения, в том числе, и обрушили Россию в революционные события, которые столь печально закончились для всех нас. И последствия не изжиты, и не будут изжиты никогда. Мы должны в первую очередь со всей ответственностью относиться к тому, как мы живем. Этой ответственности, рассудительности и мудрости мы и просим у Господа, когда идем от Ильинского храма к Усовскому за дивными полями. Среди крестоносцев множество пожилых, родителей с маленькими детьми. Малыши у нас и на плечах родителей, и в колясках, и пешком. Там 4-5 километров. Как считать, с рекой или без реки. Раньше мы переправлялись только на плотах, что тоже было замечательно, но немного медленно. Прошлый год нас научил. А тогда собралось 3,5 тысячи паломников, мы поняли, что переправляться будем до бесконечности, поэтому мы предусмотрительно попросили помощи у Одинцовской Красногорской администрации и нам пошли навстречу. Хаймурзина Эльмира Абдуллалбариевна и Иванов Андрей Робертович - главы наших районов помогли нам построить понтонный мост, помогли с шатрами для паломников, с полевыми кухнями. В общем, Крестный ход - это такой большой праздник в котором участвовали и власти, и Церковь, и общество - замечательная симфония наших усилий. Это в прошлом году привело к тому, что люди себя чувствовали радостно, комфортно, несмотря на то, что у нас регулярно всегда идет дождь и очень холодно. Вот и сейчас вроде обещают ухудшение погоды. Но мы ничего не боимся. Мы запаслись дождевиками, много сделали в преддверии этого Крестного хода, много трудились, выпустили потрясающий календарь, который посвящен Крестным ходам в честь Новомучеников Земли Русской, которые проходят по всей России. Да и Пермский, Екатеринбургский Крестный ход,  редкие Крестные ходы, которые мы никогда не добирались. В большей части мы участвовали, конечно. В этом году мы впервые участвовали в Брянске в Крестном ходе, посвященном небесному покровителю святого благоверного князя Михаила Александровича. Вы знаете, что он первым был убит в Перми. Именно с его убийства началось истребление царской семьи. После него уже все остальные 17 представителей императорского дома Романовых погибли в Екатеринбурге, Алапаевске и Санкт-Петербурге. У Михаила Александровича в Брасове было имение, которое он очень любил, была земля, о которой он очень заботился. Мы идем как раз с иконой его небесного покровителя,  и Лакоцкая чудотворная икона   также является святыней Крестного хода от Площанской пустыни к храму Новомучеников в Брасово. Там, где была усадьба. Молитвенное настроение, удивительные места, красивейшая Брянщина. И эти, и многие другие Крестные ходы отражены в нашем календаре. Мы объединили наши усилия с Гефсиманскими сестрами в Иерусалиме и впервые выпустили маленький, но очень красивый альбом с акварелями Гефсиманских сестер, посвященный святым местам Иерусалима и местам, в которых бывал Спаситель. Многие такие места святой земли вошли в этот сборник акварелей. Провели огромную архивную работу, подняли многие не известные ранее факты биографии священномученика Сергия Махаева. На самом деле, после того, как его устранили от настоятельства в храме Иверской иконы Божией матери, там, где сейчас клиника Рошаля. Процитирую интересный вывод, к которому пришла комиссия в 1920 году. Этот храм постройки 1901 года. Представляете, комиссия из представителей совдепа осматривала храм в 1920 году. Есть свидетельство такое: «Комиссия пришла к заключению, что храм подлежит учету и охране подсекцией по охране памятников искусства и старины как гармоничное художественное целое. Храм построен в Византийском стиле, воспроизводит мотивы Владимиро-Суздальского зодчества, в частности Дмитровского собора на Клязьме, знаменитого в истории русского искусства. Храм небольших размеров, стоит отдельно от здания общины, удобен для осмотра, по внутреннему своему устройству он художественно воплощает идею воссоздания русской старины, принимается на учет и охрану так же звонница новгородско-псковского типа». Представляете? Было рекомендовано эту общинную церковь не закрывать, сохранить, но милостью Божией она и сохранилась и пребывает почти в своем первозданном виде. Слава Богу, что место службы священномученика Сергия Махаева мы знаем, живы заветы его, потому что у него было совершенно особое отношение к воспитанию сестер. Он писал интересно отцу Трифону Туркестанову в докладной записке. Отец Сергий предлагает в каждой общине иметь свой священный стяг, предавая ему значение важного воспитательного средства к приготовлению достойных служителей с любви Христовой . В другой записке к епископу Трифону Туркестанову он предлагает чин молебного пения при возложении крестов сестрам милосердия, в пояснении отец Сергий говорит о необходимости в видах воспитания в сестрах понятия о святости их служения признать возложение Крестов чисто с церковным торжеством, сопровождаемым говением сестер и причащением Святых Тайн. Этот не только высокий профессионализм, но и особое влияние на пациентов, и особую духовную помощь отмечают многие, кто уже после революции, в 20-30 годах здесь лечился, потому что эти здания были настолько оборудованы совершенно с клинической точки зрения, что их тоже не закрыли, а использовали. Часть сестер осталась в качестве сестер милосердия. Есть такие отзывы пациентов, что они были удивительные люди. Для них не имело никакого значения, закончен рабочий день, что это вечер или ночь, если человек, страждущая душа просила помощи, если изранено и исстрадавшееся от болезни тело требовало поддержки, то эти сестры оставались до тех пор, пока они были нужны.

А. Арендаренко: -  Подлинное христианское милосердие. Это интересный опыт не только в историческом плане, но и для возрождающихся ныне обществ, сестер милосердия.

А. В. Громова: - Это отдельная тема, мы как-то можем собраться и поговорить о духовных поисках Елизаветы Федоровны. Она была попечительницей Иверской общины сестер милосердия в Москве и Елизаветинской в Санкт- Петербурге. А последняя была огромным клиническим комплексом на выборгской стороне. Она называлась только Община сестер милосердия. На самом деле это был огромный поликлинический комплекс, там впервые община сестер милосердия оказывала помощь всем слоям населения. Там был детский барак, то есть педиатрическое отделение, гинекологический барак, родовспоможение, акушерский барак, барак для инфекционных заболеваний. Это было совершенно потрясающее заведение, многопрофильное, равному которому не было в Санкт-Петербурге. Там была первая станция скорой помощи.

А. Арендаренко: -   Новое слово в медицине.

А. В. Громова: - Кто, кроме Елизаветы Феодоровны, так глубоко был погружен в задачи, стоящие перед сестринским составом? Именно поэтому она  выбирает новый путь диаконического служения, и не зря появилась Марфо-Мариинская обитель милосердия. Она ищет способ служения, золотую середину, царский путь между служением Марфы и Марии. Чтобы это было и молитвенное служение, и высокая профессиональная помощь, которую могут оказать, хорошая квалифицированная помощь. В то же время духовная поддержка и врачевание со стороны сестер. Это очень интересно было для нее и важно, потому что она видела, как, к сожалению, духовная составляющая работа сестер теряется. За чисто профессиональной службой теряется смысл служения ближнему. И она, таким образом, приданием особого статуса обители диаконис пыталась это положение изменить и создать оптимальную форму, которая могла бы быть распространена по всей России. В последнем уставе обители 1914 года у нее есть такой пункт, в котором говорится, что обитель имеет право учреждать местные отделения, филиалы. Она предлагала распространять опыт Марфо-Мариинской общины по всей России. И ближайшим сподвижником в деле духовного воспитания сестер для нее был как раз священномученик Сергий Махаев. И для нас огромное значение имеет, что милостью Божией несколько объектов социального служения помимо школы Марии Александровны, о которой я уже рассказала, есть родильный приют великого князя Сергея Александровича. Это бревенчатое здание, лиственничное, 1892 года постройки. Родильный приют, который построили в память об умершей в родах жены младшего брата Павла Александровича- греческой принцессы Александры Георгиевны. Она была дочерью греческой королевы Ольги Константиновны, сестры великого князя Константина Константиновича, фактически  двоюродной сестрой Сергея Александровича. То есть это была их близкая родственница. Чудесная молодая женщина, которую в семье очень полюбили, для всех ее смерть во вторых родах, которая произошла в Ильинском, была страшным ударом. Павел Александрович так и не смог оправиться от этого удара, потом был морганатический брак, потом было практически нарушение клятвы государю императору, которому он обещал не жениться, но, тем не менее, он это совершил. Только страшные условия алапаевской ссылки из заключения в напольной школе смогли отчасти примирить Елизавету Федоровну с сыном Павла Александровича от морганатического брака князем Владимиром Палеем. Владимир погиб с ней вместе в алапаевской шахте, как-то сердце ее утешилось и примирилось, потому что она не могла никак простить те страдания, которые Павел Александрович невольно причинил своим детям Дмитрию и Марии. Они выросли без отца. Сначала на попечении Сергия Александровича до его гибели и Елизаветы Федоровны. А потом  - Елизаветы Федоровны и государя императора Николая II. Это сложный внутрисемейный вопрос, но, тем не менее, Господь даже в последний месяц жизни послал такое утешение для души Елизаветы Федоровны, может быть, этот грех непримирения ее с этой судьбой Павла Александровича разрешился этой совместной мученической кончиной его сына и Елизаветы Федоровны. В любом случае у нас остался родильный приют. Сейчас мы путем сложнейших переговоров, несмотря на то, что у нас есть благотворители, прекрасные благородные люди, которые готовы за свои средства восстановить этот дом, а он является памятником. Вы знаете, что реставрация любого памятника требует вложений особых средств,  согласования на оценки, специально на каждую позицию, проведенных работ. Наши благотворители - благороднейшие люди. Взять на себя финансовую и хозяйственную ответственность!? И, тем не менее, столько бюрократических крючков, что мы все эти крючки не можем заключить, чтобы нам приступить к работам.   Ведь зданию столько лет, да и оно эксплуатировалось по полной программе. Там последний раз рожали в 80-е годы прошлого века. До 1980 года еще там жил медперсонал, когда здание оказалось заброшенным, из него выехали, оно тут же стало ветшать, у него провалился уголочек в одном месте. Есть такие вещи, которые требуют серьезного ремонта.

А. Арендаренко: - А что вы там планируете?

А. В. Громова: - Мы там хотим делать целый комплекс музеев в Усово-Ильинском, как я уже сказала. «Школа и детство» будет в школе Марии Александровны, а здесь мы хотели сделать музей материнства и младенчества 1913 году по инициативе государыни императрицы Александры Федоровны было учреждено специальное ведомство, которое называлось ведомством «по охране материнства и младенчества». И Александра Федоровна смогла начать очень интересную работу по поддержке молодых семей, по ознакомлению самых широких кругов населения с основами гигиены, ухода за детьми, со всеми новшествами и достижениями в области воспитания, вскармливания детей. Это целая огромная наука. Но у нее же была школа нянь в Царском селе. Когда были первые выпуски, а принималось там всего 50 молодых девушек, которые обучались основам гигиены, медицинской науки, педиатрии, педагогики - множества необходимейших предметов, которые нужно было знать. Эти нянюшки были нарасхват. Изо всех губерний присылали множество заявок в школу нянь. Выпуск заранее уже весь расходился, это было очень востребовано. Когда мы в Санкт-Петербурге проводили конференцию, посвященную памяти четверых великих князей, убиенных в Петропавловской крепости в ночь с 24 на 25 января 1918 года, Георгий и Николай Михайловичи, Павел Александрович, Дмитрий Константинович пострадали. Все четверо погибли. В числе докладов у нас был доклад о благотворительной деятельности Марии Александровны, наша сотрудница Светлана Бельченкова сделала его. Надо было видеть женщин в зале, которые очень удивились, сказали, что это прекрасная практика, давайте тоже делать школу нянь, это очень актуально, потому что добросовестную няню нигде не найдешь, а уж грамотную тем более. Это вопрос оказался востребованным.

А. Арендаренко: - О чем ни говорим, а все актуально сегодня.

А. В. Громова: - Самое интересное, что Елизавета Федоровна помимо того родильного приюта, который на самом деле посещала Александра Федоровна, когда была в 1896 году. Приют 4 года как функционировал, и она приехала туда, осмотрела, подарила свой портрет с автографом, приветствовала всячески инициативу великого князя Сергея и Елизаветы Федоровны по развитию этого приюта. И Елизавета Федоровна рядом строит здание детских яслей. Тоже по передовой немецкой технологии, была такая технология засыпного строения. Елизавета Федоровна по современным немецким технологиям осуществила эту постройку, и там были детские ясли.

А. Арендаренко: - Поразительно тоже. Не дал им Господь своих родных детей, но какой талант материнства в широком смысле слова, духовного даже можно сказать, дал Он Елизавете Федоровне.

А. В. Громова: - Мы должны обязательно об этом знать. Было бы преступлением не рассказать об этом. Читаешь подробности образования Елисаветинского благотворительного общества, это потрясающе. Император Александр III в конце 80-х получил сведения о том, что московский Воспитательный дом переполнен своими подопечными, и от этого увеличивается смертность. Он решил навести порядок, чтобы все было по закону и регламенту. Отдал указание о том, чтобы принимались только незаконнорожденные дети. К чему это привело? Всегда правдами и неправдами беднейшие родители подсовывали в эти воспитательные дома своих малышей и таким образом их спасали. А здесь приток законных детей, обедневших детей прекратился, получилась катастрофа. Практически через зиму после принятия этого решения весной нашли огромное количество мертвых младенцев. Общественность была в ужасе. И тогда Елизавета Федоровна подает в 1892 году императрице Марии Федоровне прошение об организации общества, которое  будет работать только на средства благотворителей, оно не будет претендовать на деньги казны, но будет заниматься спасением детей беднейших родителей. И вот Елизавета Федоровна - в Москве, Подмосковье, Московской губернии. В одной только Москве было этих учреждений Елисаветинского благотворительного общества больше 200 - по количеству благочиний. Это была интересная практика, потому что, как правило, благочинные знали хорошо свои благочиния. В свою очередь священники хорошо знали свои приходы. Прекрасно понимали, кто конкретно из родителей нуждается в поддержке. На каких детей из числа многих бедствующих нужно выделить, чтобы они не погибли. Именно такие дети, которые оказались под угрозой гибели, попадали в учреждения Елизавета Федоровны. Это были детские ясли, очаги так называемые, заведения для детей дошкольного возраста, родителей интеллектуального труда (художники, музыканты, педагоги). У них была там своя программа, самое главное, что Елизавета Федоровна последовательно, невзирая на трудности, проводила неукоснительно эту политику спасения детей не только с целью, чтобы они выжили, но чтобы они получили образование, и чтобы, когда достигнут подросткового возраста, они получили профессию. Таких детей она за время существования Елисаветинского благотворительного общества вырастила 9000. Вот и мама! Они стали полноценными членами общества. И это здание яслей сохранилось. После смерти Великого князя Сергея Александровича Елизавета Федоровна не ушла от людей, она не уединилась, не озлобилась, наоборот открыла свое сердце всем страждущим. Далеко не все близкие, даже ее сестра родная, любимый ею брат, как она называла Государя императора Николая II, все-таки у них была разница в возрасте. Елизавета Федоровна, мы знаем, была у истоков этой любви Александры Федоровны и цесаревича Николая Александровича, она, можно сказать, поддерживала их любовь в то время, когда они не виделись в течение несколько лет. Она всегда с материнской заботой относилась к Аликс( Аликс- младшая сестра), когда не стало их матери Алисы Гессенской, дочери английской королевы, выдающейся благотворительницы, общественной деятельницы, потрясающей матери. Кстати говоря, она выкормила всех своих детей грудью, и ее мать, королева британская Виктория, всячески порицала ее за это, считая, что это дело не Великих княгинь, принцесс и королев. Тем не менее, это дало хорошее здоровье ее детям. И как-то эта любовь во всех ее выражениях стала опорой в жизни Елизавета Федоровны, Александры Феодоровны, их сестер Ирэн и Виктории, брата Эрнста. Они все с огромной любовью вспоминали мать. Когда Александра Федоровна кормила грудью своих детей, ее, в свою очередь, тоже осуждало великосветское общество и говорило, что это не дело для императрицы. История повторялась. Тем не менее, я считаю, что это, безусловно, показывает и здравый смысл и способ воспитания детей, это оптимально для ребенка, никто аргументов против грудного вскармливания так до сих пор и не нашел. Таких, к которым следовало бы прислушаться.

А. Арендаренко: -  Все, что устроено Господом, нам на благо.

А. В. Громова: - И Елизавета Федоровна как раз рассматривала возможность после русско-японской войны сделать недалеко от дома своего в усадьбе место, где она могла бы оказывать помощь раненым воинам. Было Елисаветинско-Сергиевское убежище в районе Всесвятского, было убежище для увечных русско-японской войны. Так оно и называлось. Там был храм святой праведной Елисаветы. И Елизавета Федоровна поняла, что раненых на долечивание нужно куда-то за город вывозить. Тогда она срочно переформатировала эти ясли, переоборудовала их в госпиталь. Он был не очень большим, но там была возможность заниматься ручным трудом.

А. Арендаренко: - Как бы мы сказали - реабилитация.

А. В. Громова: - Да, именно. Интересное свидетельство я нашла однажды. Лечу в самолете, открываю журнал Аэрофлота и читаю статью, где семья из Казани рассказывает о своем дедушке, который в свое время после русско-японской войны долечивался в Усово-Ильинском, именно в этом госпитале, и в семье до сих пор хранится чулочная машина для вязки чулок, которую Елизавета Федоровна при выписке подарила ему. И эта машина спасла их в страшные годы. В 20-30е они вязали эти чулки, продавали их, к ним всегда односельчане обращались, когда у кого-то шерсть появлялась, и именно этим ремеслом, которое так хорошо освоил их дед, находясь на излечении у Елизаветы Федоровны в ее лазарете, спаслась вся семья. Насколько трогательно было ее отношение к людям, она специально заказала серебряные медальончики, образки, на которых была ее монограмма «Е.Ф.» и на другой стороне было написано: «В память об Ильинском лазарете. Ильинское. 1907 год». И когда у антикваров я увидела этот медальон, моему восторгу не было конца. Я легла на него грудью и сказала, что без него я не уйду. И благодаря этой огромной удаче мы в собрании нашего Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества имеем теперь этот знак, который Елизавета Федоровна давала всем солдатикам, которые завершали лечение в этом лазарете. Так вот здание лазарета сохранилось, и мы надеемся сделать там Музей милосердия и Общества Красного Креста.

А. Арендаренко: - Низкий поклон Вам, дорогая Анна Витальевна, за всю работу Вашего замечательного общества. Я думаю, что в завершении передачи мы еще раз расскажем, как можно добраться и принять участие в Крестном ходе. Хочу, чтобы Вы еще хотя бы несколько минут уделили важным новостям. Пребывание в Осташово. Удивительное такое место, исторически важное. И мне бы хотелось, чтобы Вы рассказали о дорогом нашему сердцу русском севере.

А. В. Громова: - История Осташово на самом деле очень близко переплетена с историей Подмосковья, потому что это Волоколамский район, и мы как раз попали на те мероприятия, о которых писали на сайте в связи с празднованием традиционных дней «Волоколамский рубеж», посвященных героизму наших воинов в Великой Отечественной Войне. В том числе в рамках этих мероприятий проходила презентация фильма, посвященного Константиновичам. Мы попали в жюри этого фильма. Не могу сказать, что все нам понравилось. У нас была очень горячая дискуссия по поводу того, как нужно делать фильмы о героях. Фильм был посвящен младшему сыну в семье Константиновичей, Олегу Константиновичу, как раз 27 сентября 14 года день его памяти. Он погиб в числе тех представителей нашей гвардии, которые во множестве полегли в августе 1914 года на полях Пруссии, на западных рубежах нашей Родины. Олег был один из самых одаренных детей в семье Костантиновичей. Мы знаем, что великого князя Константина Константиновича была большая семья - восемь детей. Олег унаследовал поэтический дар отца, знаменитого поэта  К.Р., как мы все знаем. И более того, его переводческие таланты. Представьте себе, что к своим неполным 20 годам он уже издал факсимильное собрание Пушкина. У него была идея собрать и опубликовать все, что находится из наследия Пушкина в Румянцевской библиотеке, в частных собраниях. Он начал огромную работу, которую, к сожалению, не завершил. Он помогал Елизавете Федоровне, в частности. Меня это в свое время умилило и поразило. Он был членом Императорского Православного Палестинского Общества, и в качестве члена строительной комиссии он летом 1914 года, практически за месяц до своей гибели, посетил город Бари, где заканчивалась постройка по проекту Щусева подворья для русских паломников со Свято-Никольским храмом. И он отдал целый ряд важных распоряжений по тому, как нужно делать крышу, какая должна быть ограда этого храма, как должно быть устроено отопление. Он полностью вник в эти задачи, которые поставила пред ним Елизавета Федоровна. Она заказала эту постройку Щусеву, и была главным куратором всей этой стройки. Просто заслуги Олега к его 20 годам перед отечеством так не перечислишь, что называется.

А. Арендаренко: - А давайте о нем сделаем как-то отдельную программу?

А. В. Громова: - Давайте!

А. Арендаренко: - Достойный человек. Не знаю, какой фильм, но говорить и рассказывать о нем надо. Ведь  он пошел на войну, получил тяжелейшее ранение в живот, умирал и знал, что умирает.

А. В. Громова: - И наша задача, мы с Михаилом Ивановичем, главой администрации Волоколамского района, объединяем усилия для того, чтобы создать музей посвященный, как говорят -благочестивой семье Великого князя Константина Константиновича, всем его детям, трое из которых, Игорь, Константин, Иоанн, погибли с Елизаветой Федоровной в алапаевской шахте. Мы побывали в храме Олега Брянского, небесного покровителя Олега Константиновича, князя крови императорской. Удивительные переклички. Смотрите, Брасово, Брянск, первая святыня, которую мы там посетили- приложились к мощам святого благоверного князя Олега Брянского. И там владыка Дмитрий нас благословил иконой с частицей его мощей. И после этого мы фактически через месяц с небольшим оказываемся в Осташове и ищем возможности, чтобы на императорском маршруте у нас появился еще музей в усадьбе Осташово, чтобы появился музей в усадьбе Брасово. Господь соединяет места, которые посвящены исповедникам и новомученикам Церкви Русской. Наши, мы же знаем, что они в зарубежной Церкви прославлены все.

А. Арендаренко: - Я думаю, что и у нас когда-то. Господь-то их прославил точно.

А. В. Громова: -  А что касается Русского Севера, то это отдельная радость, и мы очень надеемся, что Архангельск тоже войдет в императорский маршрут. Более того, есть древнее село XV века Ворзогоры, которое посетил Святейший Патриарх, где он освящал одну из старейших церквей на русском севере. Там Введенская церковь, Свято-Никольская церковь. Как раз это было в день святых основателей Соловецкого монастыря, преподобных Зосимы и Савватия. Чудесный был день в моей жизни. Удивительно, когда Господь умножает нашу радость. Когда Святейший Патриарх окроплял освященной водой купола и кресты, которые стояли на земле, и на следующий день должны были быть подняты на крышу Введенской церкви. Вдруг засияла радуга такой яркости. Никогда я такой не видела. Можно было различить все 7 цветов. И эта радуга от Белого моря протянулась к куполам освящаемых храмов. Это было что-то необыкновенное, небесное, радостное. Самое радостное - под этой чудесной радугой стояло множество молодежи. Многие участники движения «Общее дело». Под руководством священника Алексея Яковлева, вместе с матушкой Татьяной Юшмановой, вместе с их многочисленными друзьями. В Ворзогорах они уже 15-ый год. Каждый год они там трудятся. Множество других мест они смогли возродить на Русском Севере. Вместе с ними каждый раз приезжает молодежь, люди, которые хотят сделать доброе дело для истории своей страны, которые возрождают нашу историю, и, конечно, Господь дает им много духовных даров за их терпение и труды. Мне кажется, что если каждый из нас на своем поприще будет стараться хотя бы малую толику принести пользы и добра, необязательно в государственном масштабе, важно ведь принести добро и любовь своим близким в первую очередь, уделить внимание своим детям, преодолеть свою усталость, свою немощь и сделать то, что должно. Как говорила императрица Мария Александровна, меня это каждый раз воодушевляет и подталкивает на новые дела: в жизни надо делать не то, что нравится, а делать с любовью то, что должно. Я хочу еще раз пригласить всех на Крестный ход. Приезжайте, это будет очень здорово, интересно, молитвенно, радостно. И самое главное наш Крестный ход, наша молитва умножат добро и радость в этом мире, и думаю, Господь нас услышит молитвами преподобномученицы Елизаветы и священномученика Сергия.

А. Арендаренко: - Мы рады посильно участвовать в этом великом деле. Будем вместе молиться за Крестным ходом. Спаси Господи! До встречи!    

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+