Перейти к основному содержанию

14:35 19.03.2024

Как можно научиться любить людей?

19.04.2019 11:44:35

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/03/23/21-00

о. Дмитрий: - Добрый день, братья и сестры. Мы с отцом Александром начинаем нашу программу в прямом эфире «Радонежа». У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

о. Александр: - Добрый вечер, дорогие слушатели.

Вопрос: - Иоанн Лествичник пишет, что Бог радуется,  когда мы усердно стремимся к бесчестью, чтобы потрясти, уязвить и уничтожить суетное наше тщеславие. Полезно ли нам стремиться к бесчестию, не соблазним ли мы других людей на злословие?

о. Дмитрий: - Спасение – это  такая вещь, которая требует внимания к себе. Если человек ставит целью победить тщеславие, то он должен думать о своей пользе.

о. Александр: - Но при этом другие могут соблазняться нашим поведением?

о. Дмитрий: - А в чем? Вольному воля. Все юродивые ради Христа для многих служили искушением. В них кидали камни, ругали их скверными словами, окунали их в лужу с грязью. Можно сказать, что они сеяли соблазн.

о. Александр: -  Их поведение людям было непонятно.

о. Дмитрий: - Кому-то понятно, кому-то нет.

о. Александр: - То есть, человек должен больше заботиться о том, к чему лежит его душа?

о. Дмитрий: - Да, если он страдает от тщеславия, это способ радикальный, но он приносит огромную пользу.   У юродивых день без поношения считался погибшим.

о. Александр: - Обычно чужое мнение  - это главный аргумент в выборе человека.

о. Дмитрий: - Да, потому что все люди обычно человекоугодливы. Им главное не кто он есть, но как он выглядит. А что  о нем скажут? Это очень важно: как кто скажет.

о. Александр: - Болезненная зависимость.

Вопрос: - Прошел год после брака, вышла замуж за неверующего, пренебрегла конечно, верой, а через год муж развелся, сам подал на развод,  хотя прошло меньше полгода. Теперь не знаю, что делать. То ли молиться о втором браке? Или вообще оставить все эти надежды? Мысли появились, что, может быть, пора взять ребенка под опеку, чтобы приносить какую-то пользу.

о. Дмитрий: - А Вы такой радикал? Либо оставить надежды, либо впасть в отчаяние? Живите спокойно, молитесь Богу, принимайте жизнь такой, как она есть -  а дальше посмотрим. И потом, Вы не спешите, Вы производите впечатление человека, который  вдруг заторопился. Сколько Вам лет?

Слушательница: - 38.

о. Дмитрий: - Господи, помилуй. Какая молодая! Что-то Вы рано хотите прибегнуть к каким-то радикальным решениям! Если есть воля Божия, то Господь Вам кого-нибудь пришлет, только смотрите повнимательнее.

Слушательница: - Я в 37 лет  подумала, что надо скорее замуж, вот  и вышла за неверующего. О чем и пожалела. Как Вы правильно говорили, дорогого будет стоить. Так и обошлось дорого.

о. Дмитрий: - Ну что ж, батюшки дают всякие советы для того, чтобы их никто не слушал. Меня никто никогда не слушает, я слушаю сам. А потом говорят: «Батюшка, как Вы были правы!» Я отвечаю: «Спаси, Господи».

о. Александр: - Для чего же спрашивают, если не слушают?

о. Дмитрий: - А чтобы утвердиться в своем желании. А вдруг батюшка скажет: «Давай»!

о. Александр: - Ищут поддержки?

о. Дмитрий: - Да, ищут поддержки в своих исканиях. Тех или иных.

о. Александр: - Как правило, человек уже знает ответ на свой вопрос.

о. Дмитрий: - Да, это то, к чему он стремится. А зачем спрашивать - ему нужна санкция от Церкви, от Господа Бога. Для этого существуют священники. А если священник скажет неправильно -  то ему говорят: а вот, батюшка, как же в Евангелии написано? И предъявляют аргумент.

о. Александр: - Чтобы батюшка все-таки согласился.

о. Дмитрий: - Ну да. А если нет, то есть же и другой батюшка.

о. Александр: - Сейчас стало побольше.

Вопрос: - Как можно научиться любить людей?

о. Дмитрий: -  О, очень просто. Надо запомнить, что такое любовь. Это добродетель. Нужно совершать дела любви. И так научишься этой добродетели. Потому что любовь у нас благодаря телевизору и романам для юношества, и также  дамским романам - это такое чувство. Все так мило и романтично, руки трясутся, ладони потеют, все забывает, из рук сыпется -  вот она, любовь. А не об этом говорит Господь. Речь о том, чтобы научиться с любовью относиться ко всем. А для этого нужно понуждать себя на это отношение.

о. Александр: - Даже когда душа не лежит к человеку.

о. Дмитрий: - Особенно когда не лежит!

о. Александр: - Когда человек ничего, кроме противных эмоций не вызывает?

о. Дмитрий: - Ну, а жизнь -  это не поиск эмоций.

о. Александр: - Это, например,  он голоден - а ты его накормил.

о. Дмитрий: - Да. Куртку потерял - отдай ему свое пальто. Он спешит - дай ему 500 рублей на такси. И так каждый день можно упражняться.

А потом так человек войдет во вкус, что будет постоянно делать это, и его внутренняя   начнет меняться.

о. Александр: - А почему войдет во вкус? Он от этого что-то приобретает?

о. Дмитрий: - Конечно. Господь изменяет его сердце. Оно становится добрее, участливей, сочувственнее.

о. Александр: - Окружающие порой начинают над таким человеком посмеиваться, что он ведет себя как юродивый.

о. Дмитрий: - Окружающие всегда либо равнодушны, либо осуждающие. Но мы же ставили в начале нашего диалога задачу научиться любить. Я аккуратно об этом рассказал. Теперь остается пробовать.

о. Александр: - Когда ребенка учат за себя постоять:  не давай себя в обиду, что это они на тебе ездят?

о. Дмитрий: - А вот у меня нет обиды. Какая обида? Он просит, я ему послужу. Я только радуюсь, что день зря не прошел. Я поднес человеку тяжелую сумку - у него руки были заняты -   вызвал ему лифт. Увидел, что у него грязные ботинки - наклонился и почистил их ему. Какая тут обида?

о. Александр: - Обидно, когда тобою понукают, командуют, начинают унижать в глазах других.

о. Дмитрий: - Человека можно унизить, только если он гордый, а если он смиренный  - как ты его унизишь? Только самого себя унизишь тем, что ты невоспитанный человек.

о. Александр: - Как учить дитя постоять за себя, и нужно ли это?

о. Дмитрий: - Это вопрос, да и само  обучение - дело тонкое. Лучше в каждой ситуации разбираться отдельно, конкретно. Каждая ситуация требует рассуждения. При одной ситуации нужно отойти, а при другой - дать в нос, а при третьей надо бежать, в четвертой этот побег заканчивается кабинетом завуча.  Бежишь прям к завучу и там решаешь эту проблему. Всегда по-разному. А бывает так, что по   нарастающей….

о. Александр: - Нужна некая житейская мудрость.

о. Дмитрий: - Да, опыт. Знание того, кого ты обучаешь. Это не шимпанзе, но человек с определённой психикой, навыками, характером. Важно подобрать такое средство, чтобы  он и не совершил малодушия, и не совершил предательство.

о. Александр: - Хорошо, если родитель сам такой. Тогда он может передать это ребенку. Родители на словах часто учат правильным вещам, как поступать.

о. Дмитрий: - Родители имеют такую власть - учить правильным вещам, даже если не всегда делают что-то правильно.

о. Александр: - А дети видят эту разницу в поступках и словах.

о. Дмитрий: - Конечно, видят. И слово отцовское и материнское девальвируется. А авторитет падает. И так бывает.

Вопрос: - Батюшка, Вы сказали про волю Божию, часто выражение: «все по воле Божией» используется людьми для оправдания своих ошибок, но ведь вряд ли воля Божья присутствует в нехристианских поступках человека?

о. Дмитрий: - Это выражение неправильное. Никакой воли Божией не бывает во всяких мерзостях. Открыли вместо булочной публичный дом - на все воля Божия. Это же кощунство!

о. Александр: - Раз Бог не воспротивится этому действию?

о. Дмитрий: - А мы этого не знаем. Конец -  делу венец.

о. Александр: - Когда Господь говорит «волос с головы вашей не упадет без воли Отца Небесного». Имеется в виду, что даже зло ..?

о. Дмитрий: - Это говорится о том, что Богу все известно. Нельзя думать, что Бог чего-то не знает. Впадать в истерику по этому поводу.

о. Александр: - Если Бог не попустит - того не произойдет. 

о. Дмитрий: - Это верно. Но то, что он попустит - не значит, что на это есть Его воля, что Он благословляет на это действие людей. Воля Божия -  только на доброе.

о. Александр: - А то зло, которое наполняет нашу жизнь?

о. Дмитрий: - Это есть результат нашей человеческой безбожной деятельности. Бездумной.

о. Александр: - Господь дает человеку возможность вкусить плоды желаний?

о. Дмитрий: - Ошибок -  да.

о. Александр: - Дорого порой обходится?

о. Дмитрий: - Зато лучше запоминается.

о. Александр: - Особенно если какие-то ошибки в воспитании детей, то потом пожинать всю жизнь. Когда сын -  не опора в жизни, а обуза. Как иголка под ногти - только боль приносит.

Вопрос: - В утренних и вечерних молитвах есть отдельные молитвы Богу Вседержителю и Господу нашему Иисусу Христу. Иисуса Христа легко представить, его облик, историю Его мучений. А когда молишься Богу Вседержителю, как себе представлять, на что опираться?

о. Дмитрий: - А Вы никогда на иконах Христа Спасителя не видели надпись Господь Вседержитель?

Вопрос: - Но мне кажется, Он другой.

о. Дмитрий: - А Вы никогда не слышали, что Бог един?

Вопрос: - Конечно, знаю. До недавнего времени все было нормально, а вот вдруг появилось такое наваждение, какое-то разделение..

о. Дмитрий: - Где, в голове?

Вопрос: - Когда молишься и думаешь, то есть представляешь себе.

о. Дмитрий: - А вот представлять не надо.

Вопрос: - Знаю, что не надо, но как тогда молиться?

о. Дмитрий: - Молиться надо без представления. Ничего не представлять. Молитва должна идти с соображением, но без представления.

Вопрос: - После причащения сладкая запивка - кто это придумал?  Некоторые говорят, что можно ее и не пить. Для чего она?

о. Дмитрий: - Чтобы частицы того, Чего мы причастились, не осталась на зубах, чтобы случайно не попало в платок или на землю. Такая вот гигиеническая предосторожность.

Вопрос: - Муж увлекся коллекционированием мелких изделий, раритета. Уделяет этому  массу времени и все деньги на них тратит, перестал даже давать на еду.  Хочет оставить меня, жить для себя - я ему мешаю. Могу я что-то здесь поделать? Брак венчаный.

о. Дмитрий: - Венчаный - хорошо. Венчаные браки также разваливаются, как и невенчанные, потому что люди относятся к венчаному браку как к гарантии чего-то. А гарантия - само качество человека.

о. Александр: - Человек в течение жизни проявил некоторые качества.

о. Дмитрий: - Надо качества проявлять в период знакомства. К браку должен быть научный подход. Десятки раз я говорил. Нужно человека исследовать.

о. Александр: - А вот пишут, что развелись после 20 лет совместной жизни.

о. Дмитрий: - И такое бывает, и через 50 лет разводятся.

о. Александр: - А вот увлекся. Кто-то где-то подсказал.

о. Дмитрий: - Так и зубы. Сначала молочные, потом коренные, а потом метало-керамика.

о. Александр: - Выходя замуж, трудно предположить, каким будет избранник.

о. Дмитрий: - А не надо предполагать. Надо изучить. Вот, смотрим на растение. Определённый вид коры, форма и вид листьев, плоды - да, это дуб, говорим мы. Даже сорт дуба можем определить. То же и человек. Как он относится к своей маме, к своим братьям, что у него за друзья, чем он увлекается в жизни.

о. Александр: - И все равно человек в течение жизни меняется порой до неузнаваемости.

о. Дмитрий: - Порой все бывает, конечно. Но основные линии его души закладываются в детстве. Есть даже такое у психологов выражение - все мы родом из детства. Поэтому и те хорошие, прорезанные резцом жизни на душе свойства  отца  - они обязательно отразятся в сыне. С разной степенью яркости, но это вполне может стать предметом исследования. Важно еще и говорить друг с другом. И человек тогда открывается постепенно.

о. Александр: - Хочется порой закрыть глаза на некоторые недостатки. Остальное хорошо, а этот недостаток потом вырастает.

о. Дмитрий: - Да, надо оценивать. Сейчас во всех европейских странах бывших христианских полностью разрушен институт сватовства. Раньше супружеству относились с гораздо большим вниманием. И к  самой семье. Стремились правильно отдать замуж. Другой совершенно был взгляд на брак. Мне кто-то говорил, что в прошлом году 90% браков в Санкт-Петербурге развалились. Это о чем говорит? Что семье - капут. В переводе с немецкого это значит «конец». Называется: дожили.

о. Александр: - Люди вступили в брак, но не сумели его сохранить.

о. Дмитрий: - Нет, есть определённое количество зарегистрированных браков за год, и есть количество разводов. 90% от общей суммы брачующихся  - это разводы.

о. Александр: - Люди вступают в брак в надежде прожить всю жизнь. И вот…

о. Дмитрий: - Совсем не все. Тысячи могут быть мотивов. И важно этот мотив уловить. Что он или она хочет? Какие планы строит? Взять ипотеку или выписать кредит на своего супруга, предварительно его к этому склонив? Бывают и такие меркантильные цели. Сколько угодно!

о. Александр: - Изощренное что-то.

о. Дмитрий: - Да ничего извращенного. Есть гораздо хуже, просто не хочу никого наталкивать на дурные мысли. Мир, в котором мы живем, давно сошел с ума. Раньше еще общество воспитывало молодёжь, сейчас никто не занимается этим в стране.

о. Александр: - Реклама, которая по всем дорогам развешена, говорит о ценностях человека.

о. Дмитрий: - Да, что может привлечь его внимание. Все опустилось совсем.

о. Александр: - Наверное, это людям нравится, если они терпят?

о. Дмитрий: - Наш народ привык терпеть.

Вопрос: - Как относится к человеку, которого интересует только внешняя форма христианства, а все остальное -  абсолютно нет, только раздражает? Он называет это пустой болтовнёй.

о. Дмитрий: - Если он так называет, то с ним какая-то катехизация невозможна. Может быть, постепенно он, как маленькое дитя, через внешнее перейдет к внутреннему. Маленькие подражают сначала взрослому. Стоят в храме на коленочках, крестятся не в ту сторону, к иконочкам прикладываются, но он же не понимает, что такое крестное знамение. Просто подражает. Это самое поверхностное восприятие христианства. Но потом человек может через книги, собственный молитвенный опыт приобщиться к более глубоким сокровенным для него вещам в детстве. У большинства детей этого не происходит.

о. Александр: - А почему?

о. Дмитрий: - А потому, что нет опыта молитвы. Есть опыт выучить молитву. Отче наш, Богородицу, Символ веры. Он знает это наизусть. Но это для него так же, как и стихотворение  о лошадке, везущей хвороста воз. Это просто ритм. Голова отсутствует.

о. Александр: - Но молитвенный опыт у одного появляется, у другого нет.

о. Дмитрий: - Ему должен папа помогать.

Вопрос: - Иногда на иконах видишь изображение старца с восьмиугольником над  головй, с очертаниями, и от него исходит Дух Святой. Это неправильно?

о. Дмитрий: - Неправильно. Это неправильно по-гречески называется не канонично. Это изображение возникло в XVII веке. Они изображают Ветхого Деньми, это из видения пророка. И усвоили этому видению, что это образ Отца Небесного, что совсем не так, потому что Он абсолютно безвиден. Его нельзя изобразить, но изображают это пророческое видение, подразумевая Бога - Отца, и ставят даже подпись: Господь Вседержитель.

о. Александр: - Бог есть Дух, а люди пытаются какими-то чертами  этот дух нарисовать.

о. Дмитрий: - Такая задача неправильна. Это поздняя попытка, ей всего 400 лет. Мы их очень чтим, мы к ним привыкли, я, например, не смущаюсь, но тем не менее…..

о. Александр: - А человеку необходимо что-то представлять или видеть во время молитвы. Не может он никак от этого отойти!

о. Дмитрий: - Ну, пусть поставит крест. икону Богородицы. Никто не мешает. Можно икону Святой Троицы в изводе, как Троицу принимал старец Авраам.

Вопрос: - Паисий Святогорец говорил думать о Том, с Кем ты говоришь. А что это значит?

о. Дмитрий: - Потому, что человек иногда в молитве допускает вольную позу, или грубый тон. Как бы забыв, с Кем ты вступил в беседу. Нужно эту разницу между Отцом Небесным и тобой, грешником, ощущать со смирением. Иначе растает благоговение, а оно просто нивелирует молитву.

о. Александр: - Когда человек огорчен или возмущен, он это возмущение и на молитву переносит.

о. Дмитрий: - Возмущение - гнев, он не творит правды Божией. В гневе вообще молитва не будет услышана. То есть Господь все слышит, но надеяться на то, что Господь ее исполнит -  нет.

о. Александр: - Сначала успокойся, приди в себя.

о. Дмитрий: - Успокойся -  значит смирись. Пусть Дух Мира сойдет на твою бунтующую душу.

о. Александр: - Одно возмущение сменяет другое. И человек пребывает постоянно в состоянии недовольства.

о. Дмитрий: - Ну что ж, надо такого пожалеть, а ему надо начать против своей гневливости подвизаться.

Вопрос: - Работаю за рубежом, на днях поздравила сына с днем рождения дочери, на что получила ответ:  Ваш приезд   самым лучшим  подарком  для неё не будет. Как дальше после такого выстраивать отношения с сыном?

о. Дмитрий: - Это не мой сын. Мама должна знать, чем вызвано такое густопсовое хамство. Мама знает весь анамнез. Мама помнит, какие она ставила задачи по воспитанию, чему учила, в какие школы его отправляла, и так далее. Только мама может.

о. Александр: - Обычно: я всю жизнь ему отдала!

о. Дмитрий: - Есть чудовищная ошибка. Взрослые люди должны вовлекать своих детей в свою жизнь, а не отдавать свою им. Это значит - встали с ног на голову. Дети тогда и вырастают  вот такими.

о. Александр: - Кажется, что чем больше я ребенку дам -  тем больше он будет благодарен.

о. Дмитрий: - Смотря чего.

о. Александр: - Стараются детство его украсить различными...

о. Дмитрий: - Нет. Что надо дать? Надо дать навык в молитве. Знание Священной Евангельской истории. Заповеди Божии. Научить послушанию старшим. Дать трудолюбие. Уважение  к старшим. Любовь к братьям и сестрам, к родне. Вот что надо дать, а не подарочки. Не служат они ничему. Они необходимы, в них плохого нет, ребеночек радуется, развивается, но главное развитие - это приобщение ребенка к добродетелям и воспитание в нем вкуса к этим добродетелям. А то мама вырастила хамло, а отец Дмитрий давай советы. В Древнем Вавилоне таких убивали по закону. Сейчас это немодно.

о. Александр: - Сейчас даже ответить ребенку несовершеннолетнему незаконно порой. Приструнить или наказать.

о. Дмитрий: - Приструнить, если мама крепенько подумает -  она увидит, как можно приструнить.

о. Александр: - Часто дети обвиняют родителей в том, что они их обкрадывают. Не давая им то, чем пользуются другие дети.

о. Дмитрий: - Это не значит, что их обкрадывают. Мы в детстве жили очень бедно. Одно пальто носили по 6-7 лет, отпуская рукава. У мамы было вообще одно пальто. Оно истлевало на ней. Но жили мы весело и в любви. Не просили даже ничего купить, денег-то не было. Ни одного случая не было, чтобы мы дожили до зарплаты. Занимали. Дед помогал.

о. Александр: - Раньше многие так.

о. Дмитрий: - У всех было по одному ребенку, а у нас трое, которые много ели. Смирновы  - это те, которые руки тянут и просят добавки хлеба. Мы ели хлеб, который всегда был на столах. И в детском саду, и в школе. Много хлеба. Набивали живот.

о. Александр: - Сейчас иное. Одни хвастаются, что у них все есть, а другие с завистью смотрят.

о. Дмитрий: - Поэтому нет большей мерзости, чем детский коллектив. Внутри одной семьи, где 8 детей, можно порядок навести и рассказать, что так нельзя хвалиться, это общее. Ты играешь, потом эти игрушки перестанут для тебя что-то значить, ты должен ее не ломать и сохранить для младшего брата   и сестренки. И они будут потом играть. У нас было пальтишко серенькое, я его помню очень хорошо, его носил я, потом брат, потом третий брат.

о. Александр: - И сейчас в многодетных семьях такая преемственность развита.

о. Дмитрий: - На этих благозвучных примерах можно отрабатывать правильные христианские вещи. А когда школа, где дети, которыми никто не занимается…... Они приобретают мерзейшие навыки, это все во всем детском коллективе пышным цветом расцветает. Незнамо, что...

о. Александр: - Люди, которые занимаются обучением детей в школе, имеют специальное педагогическое образование.

о. Дмитрий: - Это понятно. Я сам такое образование имею. Но я прекрасно понимаю, что то количество детей, которое приходится  на одного педагога -  воспитать невозможно. Эту ораву разношерстных детей - один на мерседесе, а другой на самокате. Это непосильная задача.

о. Александр: - Чтобы ее разрешить, нужно школ понастроить, классы разделить, учителей подготовить.

о. Дмитрий: - Нет. Нужно чтобы семья воспитывала и учила детей, как это было до  XVIII  века везде. С XVIII века в России появились школы. Не буду рассматривать средневековые школы, которые возникли еще в Киеве, буквально для полутора десятков ребят, боярских сынков -  вот их чему-то учили. А так все навыки человек воспринимал от семьи и от деревни, где он живет, или от околотка, слободы. Все взрослые в этом участвовали, потому что у всех было единое представление о том, что правильно и что неправильно. А теперь единства никакого. Что ребенок ухватит, что понравится, что больше соответствует его психофизическим свойствам -  то и вырастает как плесень. А потом мама говорит, что сын не обрадуется, если она к ним приедет.

о. Александр: - Для женщины это, похоже, было неожиданностью.

о. Дмитрий: - Надо тогда полистать свою воспитательную работу и посмотреть. А так заочно не скажешь. Это уже скандал.

Вопрос: - Как отличить настоящего духовника от лже-духовника? По каким признакам понять, старец перед тобой или нет?

о. Дмитрий: - Только опытным путем.

о. Александр: - Обычно человек обращается к старцу - опытному, знающему человеку -  с доверием.

о. Дмитрий: - Но доверие у современных православных основано на слухах. Кто-то расписал, а он и поехал. Но сам не хочет голову включать.

о. Александр: - И встречается с вполне внешне благообразным человеком.

о. Дмитрий: - А из чего состоит это благообразие? Из бороды?

о. Александр: - Бороды, одеяния.

о. Дмитрий: - Но это все внешнее. Бороду можно постричь, одеяние стандартное. А разбираться надо из опыта общения. Из того, что и как он тебе посоветует.

о. Александр: - А у людей нет опыта общения со старцами.

о. Дмитрий: - А если нет, то и не надо ходить к старцам. Довольствуйся приходским священником и с ним налаживай отношения.

о. Александр: - А хочется чего-то особенного.

о. Дмитрий: - А вот тут-то ты и попался. Тебя особенное и будет ждать.

о. Александр: - Почему люди и едут за тридевять земель, не довольствуясь тем, что у них есть в храме?.

Вопрос: - Может ли быть  допущен к Причастию на Пасху человек, который не соблюдал Великий Пост?

о. Дмитрий: - Это дело священника, который решает, будет ли это способствовать его приближению ко Христу или наоборот.

о. Александр: - В Огласительном слове Иоанна Златоуста такие есть слова: и постящиеся, и непостящиеся, войдите в радость, то есть приглашаются как бы все.

о. Дмитрий: - Я каждый год это читаю, ты зря мне напоминаешь, я близко к тому, чтобы наизусть прочесть это слово. Тем более, я его сам читаю.

о. Александр: - Оно настолько умилительно! Такое снисхождение к человеку в этот день. А священник может и отстранить.

о. Дмитрий: - Он берет это на себя. Аще свяжете, будет связано, аще разрешите на земли, будет разрешено и на небеси. Вот и всё.

Вопрос: - Все ли люди, которые нам встречаются на жизненном пути, посылаются нам Богом?Как определить, какие от Бога, а какие нет?

о. Дмитрий: - Смотря, как мы готовы принять этого человека. Что мы ожидаем. Человек - образ Божий. Если перед нами враг, то, как сказано в Писании, если он голоден, то надо его накормить.

о. Александр: - Если через человека соблазн распространяется?

о. Дмитрий: - Отвернись, перейди  в другую комнату.

о. Александр: - То есть этот не от Бога?

о. Дмитрий: - А может от Бога, который хочет тебе экзамен дать, устоишь ты или нет? Как ты себя поведешь при встрече с ним.

о. Александр: - Выходит, любой человек ..

о. Дмитрий: - Любой человек в своих вопросах хочет создать примитивную ситуацию, а для Бога важно, чтобы человек разбирался с умом. А человек хочет трафарета, чтобы было написано: выход, выход... А Богу угодно, чтобы человек ручку подергал, посмотрел, в какую сторону дверь открывается, не стоит ли там человек, которого можно зашибить. А большинству надо не думать. Или вот это - руками не трогать, на пол не плевать. Так проще. А жизнь и все христианство  - это вещь непростая, а очень даже тонкая.

о. Александр: - Выходит, что она даже не всем по уму. Не для всех.

о. Дмитрий: - Да нет, для всех, но просто это слишком широкое поле деятельности. Человек может на основании своей жизни, когда сама жизнь простая. Вот как в стихотворении Амвросия Оптинского.

о. Александр: - Часто говорят, что жизнь сложная вещь.

о. Дмитрий: - Ну, сложная вот, мы можем прилагать Евангелие к этой сложной жизни и находить правильный выход. Только каждый день по многу раз. Тогда ум будет затачиваться.

о. Александр: - Для этого ум должен плавать в Священном Писании, как Вы говорите.

о. Дмитрий: - Это не я первый сказал, многие отцы, ушедшие давно от нас в мир иной - они об этом говорили.

о. Александр: - Каждодневное чтение Евангелия приводит к этому состоянию ума?

о. Дмитрий: - Подводит. По моим наблюдениям большинство людей читают Евангелие формально. Тараторят  просто, чтобы прочитать. Батюшка сказал, что надо читать по главе каждый день, вот они и читают. А должно быть, чтобы это проникало в ум, а потом и сердце.

о. Александр: - У каждого ли человека ум способен вместить Священное Писание?

о. Дмитрий: - Целиком нет.

о. Александр: - То есть нужны особенные качества ума?

о. Дмитрий: - Во всяком случае, для начала нужно знание Писания.

о. Александр: - Обычно когда с человеком воцерковленным говоришь, он более  -  менее знает.

о. Дмитрий: - А теперь нужно понимать.

о. Александр: - Для этого проповеди.

о. Дмитрий: - Проповедь может помочь. Проповедь бывает на полчаса, а человек способен слушать 12 минут. Дальше ум улетает. Из 90% вечером уже не вспомнят, о чем проповедь была.

о. Александр: - Думаю, что и Евангелие, утром прочитанное, не вспомнят. Это тоже сложно. Будем заканчивать.

о. Дмитрий: - Пожелаем нашим слушателям внимательнее читать Евангелие. Всего доброго!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
9 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+