Перейти к основному содержанию

15:24 20.05.2019

Иногда спрашивают, вот оскудение в вере. А это прямой результат того, что человек перестал общаться со Словом Божиим.

19.04.2019 11:53:33

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/04/14/21-00

о. Олег: - Добрый вечер, как обычно по воскресениям у микрофона протоиерей Олег Стеняев.

В.Носов: - И Владимир Носов. Добрый вечер. Сегодня у нас в гостях публицист, катехизатор и миссионер из Украины Сергей Комаров.

С.Комаров: -  Приветствую вас.

о. Олег: - Брат Сергий, расскажите, как миссионерское служение происходит в Украине?

С.Комаров: -  В документах нашей Церкви, которая говорят о миссионерстве, есть такие пункты: внутреннее миссионерство и внешнее. Мне кажется в беседе об Украине, важно поговорить о миссии внутренней, то есть по сути о приходской катехизации, когда мы миссинерствуем не среди язычников, неверующих, инославных, а когда мы говорим о вере с людьми крещенными, обучаем азам православия тех, кто в Церковь пришел. То, что сегодня в Украине происходит, это некоторый экзамен на общинность: стал ли приход общиной. А это напрямую связано с катехизацией. Если прихожане изучали свою веру, если они в опыте общения, волонтерства, совместной катехизации, миссионерства слились в единый организм, научились любить Бога и друг друга на приходе, то такой храм будет трудно захватить, нарушить его единство. Те приходы, что переросли в общины через катехизацию и миссионерство, стоят крепко и непоколебимо в Украине. Те, на которых не стало общины, эти часто захватывают, как мы читаем. Важно говорить о приходской катехизации.

о. Олег: - Мне кажется, важно проводить параллели с теми временами, которые были. Мы знаем, что в Украине были православные братства львовские, когда силами епархиального управления ничего нельзя было решить. А если была община, те приходы выживали. Все остальное рассыпалось. Поэтому мне видится, что это важный и ценный опыт, когда формируется община внутри приходов, такие на уровне братства епархиального формата. Это залог того, что православная жизнь не прекратится. А если все основано на командных решениях, то ничего не сохранится, развеется как плевелы на гумне. В перспективе весь православный мир должен ратовать за возрождение православных братств, потому что в критических ситуациях епархиальные структуры не срабатывают. Ратовать надо за общинную жизнь. Опыт существования львовского братства и других православных братств в период насильственной экспансии уний, то, что они выжили, это именно общинная жизнь, братства, этот формат - самое важное, а остальное церковный истеблишмент, номенклатура, которые можно легко рассеять. Об этом надо думать не только в Украине, но и в России, потому что ситуация может измениться. Слава Богу, что сейчас у нас правители, которые поддерживают Церковь, а что если придут к власти те, кто будут враждебно настроены к Церкви? Мы тогда вспомним, что не только Церковь может быть скрепой для общества, но нужны внутренние скрепы для епархиальной жизни, для общецерковной жизни. На уровне поместной Церкви такими  скрепами всегда были общинники, братства. А Вы в каких миссионерских программах участвуете?

С.Комаров: -  В самых разных. Если говорить о приходской нашей жизни, по благословению блаженнейшего Онуфрия у нас работают в храме (а в нем служил Андрей Ткачев, известный проповедник) в Пушкинском парке в Киеве, он начинал те проекты, которые мы продолжаем, многие мы сами уже начали. У нас действует вечерняя школа для мирян. Это серьезные курсы по изучению веры. Мы ездим в реабилитационные центры для наркоманов и алкоголиков, проводим катехизацию и там, а потом люди оттуда становятся нашими прихожанами. Ездим в тюрьму строгого режима, говорим в ребятами о вере, тоже они после освобождения приходят молится. У нас такой духовно-культурный центр. Изучение греческого, церковно-славянского. Мы пытаемся объединить людей не только на Литургии, а и в жизни за пределами храма: в волонтерстве. Изучение своей веры - это по сути исполнение первой заповеди - возлюби Господа Бога твоего. Если мы любим Бога, то мы изучаем то, что открыто Церковью о Нем.

о. Олег: - Более того, в Писании сказано, что из-за недостатка ведения народ погибает. Отсутствие Церковного образования или самообразования -  это опасное явление. Апостолы Иисуса Христа назывались учениками. Они были действительно учениками и у них был учитель Христос. Христианином может считаться тот, кто все время пребывает в исследовании Писания. Как блаженный Иероним говорил, что тот, кто не познает Писание, не познает Христа.

С.Комаров: -  Верно. Наш Бог - Бог Слова. У нас есть икона Бога Слова - Библия, которая, по сути, словесная икона Христа. Поэтому Богопознание возможно не только в Таинстве Причастия, молитвы, но и в таинстве изучения Слова Божия.

о. Олег: - Так и сказано - вера от слышания, а слышание от Слова Божия. А как без веры приступать к Таинствам? Иногда спрашивают, вот оскудение в вере. А это прямой результат того, что человек перестал общаться со Словом Божиим. Источник веры всегда один. Апостол Павел, когда дает наставления юному епископу Тимофею, пишет: вникай в себя и в учение, занимайся этим постоянно, так ты спасешь и себя и слушающих тебя.

С.Комаров: -  Ибо ты с детства знаешь Священное Писание.

о. Олег: - Бабка его научила.

В.Носов: - Интересно, Сергей, мне, как координатору одного из братств «Сорок сороков», что сейчас с братией? Мы сейчас часто об этом говорим, что мужчин можно встретить где угодно - на охоте, на трибунах, в бане в воскресение, но их мало в храмах, а по слову Силуана Афонского - молиться - кровь проливать, поэтому мужчины у нас так технично женщин подталкивают идти кровь проливать. Как последние события повлияли на количество мужчин в храме? Где они?

С.Комаров: -  Вот это Вы тему затронули!? Видели, как мусульмане молятся? Сколько там мужчин и как они в одном порыве падают перед Богом. Вот нам бы так. А Вы еще одно место не назвали, где мужчины. Я бывал в одном лагере реабилитационном, где наркоманы, я там увидел сотни здоровых мужиков. Вот они там. Разбираются со своим наркотическим прошлым. В тюрьме много их. Там, куда мы ездим 700 человек на зоне,  храм ходят 11-15. Остальные считают, что у них все хорошо. Трагедия с мужчинами. Трагедия инфантильности. Мужчина должен быть хранителем веры больше чем женщина, он должен иметь грамотное понимание веры, это от мужчины. Мы это потеряли. Я преподаю на курсах, там в основном женщины. Странные вещи происходят. Был у меня предмет - древнегреческий язык. Мужики пару раз пришли и все, не понравилось. Остались женщины, сидят и изучают грамматику, читают Новый Завет на греческом, потом где мужчины? Рядом в храме стоят молятся. Это непонятное. Мужчина веру не изучает, женщина наоборот. Мужчина идет молиться, а в это время изучает веру. Как-то все перевернуто.

о. Олег: - Думаю, это связано с тем, что в самой семье все наоборот. Раньше мужчина какую роль имел в семье? Если взять Пятикнижие Моисея, там раза четыре говорится о том, что отец обязан обучать вере своих детей. Ложась и вставая, в дороге, за столом. А сейчас роль мужчины взяли на себя женщины. Мужчина молчит, это в лучшем случае. В худшем - смотрит матч по телевизору, а женщина должна и обучать детей, и успевать сбегать в магазин, порой женщина и главный добытчик в семье. Перемена этих ролей как раз и обессилела мужчин. Они перестали быть добытчиками в полном смысле слова, перестали собеседовать с детьми и женой, а ведь это его обязанность. И это рецидив постсоветского сознания. Советские времена понятие «семьи» подменили понятием «коллектива». Интересы коллектива ставились всегда выше интересов семьи. А женщину вынуждали вливаться в коллектив. Ясли эти создали, чтобы женщину «раскрепостить». Я из города Орехово-Зуево, там ткацкая фабрика. Так вот до революции ткачами были мужчины. Это в основном был мужской труд. А в советское время ткачиха это устойчивое понятие. Перемена ролей прежде всего на уровне семьи, а потом и на уровне общества. Все это имеет такие уродливые формы.

В.Носов: - Хочу напомнить слова известнейших спортсменов, боксеров. Я говорю про Александра Усика, абсолютного чемпиона мира по боксу, уважение безмерное к поведению, поступкам, спорту. Ему задали провокационный вопрос: как Вы поступите, если на Лавру будут нападать? Он, не мешкая, встал бы на сторону монахов, понимая, что будет в ответ публикации, статьи. Как такие люди меняют тех самых мужчин, головы, мысли их?

С.Комаров: -  Конечно. Думаю, что одно слово из уст такого человека способно больше сделать, чем прокламации и воззвания. У него огромный контингент поклонников. И он произносит это слово о вере и его слушают. Это очень важно. Усик действительно такие вещи говорит: его спросил, чем Крым, а он ответил - Божий. Прекрасно. Такое ощущение, что ему Дух Святой подсказывает ответы.

о. Олег: - А меня интересует вопрос в Украине как функционируют миссионерские отделы, есть ли общая программа  и как вы взаимодействуете с этими отделами?

С.Комаров: -  Я взаимодействую с миссионерским отделом Киевской епархии. Сейчас мы открыли пятимесячный курс для мирян. Краткий курс по изучению основ веры. Такие краткие курсы мы проводим каждый день. Я преподаю Новый Завет. Много людей приходит. Скажу, что люди голодные к изучению Слова Божия на хорошем уровне. Люди ходят от храма к храму, чтобы найти хорошее качественное изучение Слова Божия. К сожалению, часто они находят просто просмотр православных фильмов, чаепития. Хлебом не корми, дай о чем-то поговорить, ни о чем. Духовные беседы. А качественного обучения не находят и приходят в итоге к протестантам часто. Отец Олег, я знаю, что Вы ведет разные занятия в разных храмах, поделитесь опытом Вашей практики, как меняет людей совместное изучение Слова Божия?

о. Олег: - Само Слово Божие обладает духовной силой. Оно и есть сила. Слово Бога это не слово человека. Когда мы проповедуем не свои познания, не мир политических страстей, а именно Писание, люди начинают чувствовать разницу принципиальную. Когда может священник читать доклад ни о чем, или когда священник вчитывается в Писание вместе с верующими и они пытаются эти святоотеческие традиции осмыслять. Потом каждое Библейское слово имеет свой объем. Когда людям объясняешь значение слов на иврите или на греческом или арамейском, это как бы показывает каждый Библейский стих или слово в его многогранности. Как древние говорили, что у Писания есть 70 ликов. В еврейской древней традиции было преставление такое, что Слово Божие имеет разные грани. И даже на протяжении жизни одного человека один и тот же текст открывается нам новыми гранями. Каждый Библейский стих как драгоценный камень. Сначала ты видишь одно, чуть повернул и краса меняется. Был бирюзовый стал янтарный. И это неизбежно. Погружение в само Слово. А потом когда мы читаем слово вместе со святыми отцами, видим их комментарии, воспроизводим их - это очень важно. Если мы прививаем людям интерес именно к Священному Писанию в свете святоотеческой традиции, то мы помогаем им потом самостоятельно дома продолжать этот процесс.

С.Комаров: -  Хотел вспомнить, как Слово Божие влияло на святых. Например, блаженный Августин, помните: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Он понял, что это ему Бог сейчас говорит. Это очень на него повлияло. Антоний Великий, будучи еще молодым крестьянином, зашел в храм и услышал: раздай все и следуй за Мною. И он понял, что Бог именно к нему обращается. И он раздал все и ушел в пустыню.

о. Олег: - А знаете, что в православной традиции, когда Евангелие читается в храме, не важно, кто читает, каждый находящийся в храме должен воспринимать, что это голос Христа, обращенный непосредственно к нему в этот момент его стояния в храме. И на Руси был обычай после чтения утренних молитв по календарю смотреть, какое Евангелие дня и какой Апостол и обязательно читали и только после этого чтения вкушали антидор, святую воду натощак и потом приступали к завтраку. 

С.Комаров: -  У Амвросия Оптинского есть замечательный совет: прочитывайте какой-то краткий стих из Писания утром и как бы носите его в памяти весь день, как бы пережевывайте это. Была мысль святых отцов о чистых и нечистых животных. Чистое животное жует жвачку, отрыгивает - это образ человек, который прочитал Слово Божие и пережевывает его в уме, отрыгивает - проповедует его, такие интересные образы.

о. Олег: - Нам не просто надо читать что-то, а когда человек каждый день в курсе того, что сегодня читается в храме, даже не посещая храма, он рассуждает над этим текстом и это дает ему направление надень. А у нас люди гороскопами дня интересуются. Чем угодно...

С.Комаров: -  Вопрос такой, что любят церковные люди. Если мы любим например джаз, то мы все о джазе собираем. Если марки - то марки и все о них. если человек любит Христа, то он должен читать все, что Церковь знает о Нем, Слово Божие, толкование, собирать материалы, любить образ Господа и носить его в своем сердце. Часто мы имена политиков чаще произносим, чем имя Господа нашего. Нам даже друг с другом как бы неудобно говорить о Господе. Это странным кажется. Православные люди говорят о чем угодно, но не о самом главном.

о. Олег: - Многие православные имеют прямое отношение к слову Божию, не расстаются с ним. Я сам вырос в православной семье, где евангелие было излюбленным чтением моей бабушки, Журавлевой Матрены Федоровны. Она все время, ежедневно читала Евангелие. Она одевала огромные очки, открывала и читала. Ей это приносило огромное удовольствие. Помню, в 12 лет у меня появилась огромная Библия на церковно-славянском языке. Для меня это было открытие вселенной, другого космоса, такое было внутреннее ликование и торжество. Думаю, каждый испытывал что-то подобное, когда Библия появилась в доме или семье. Библия не просто так появляется в нашей жизни. Она появляется тогда, когда мы созрели до этого момента, что надо взять и читать. И не просто читать, а как пророку было сказано - съешь эту книгу. И Христос говорил: не хлебом единым жив человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих.

С.Комаров: -  Насчет того, когда Библия должна появиться у человека. Он должен созреть. Вспоминаю рассказ одного церковного человека. Он рассказал, что сильно пил и однажды после пьяной ночи проснулся утром, ничего не помнит, смотрит библия на столе. Он не помнил, он ее купил, украл, нашел. Ему плохо, лежит. И начал читать. Страницу прочитал, две, три. Потом жену толкает и спрашивает, читала ли она. Такая говорит книга интересная. Он прямо прозрел. Стали они вдвоём читать. Потом пришли в храм за толкованиями. И со временем воцерковились и стали прихожанами нашими. Вот какие истории, как по-разному Господь приводит к Себе людей.

о. Олег: - Она должна прийти в нашу жизнь, и мы должны ее съесть и отрыгнуть это слово. Другим засвидетельствовать.

Вопрос: - Сергей, хочу спросить, а вам не предлагали стать священником?

С.Комаров: -  Это вопрос большой. Наверное, любой церковный мужчина когда-то об этом задумывается, не послужить ли Господу вот так. Мне однажды по этому поводу хорошо сказал мой наставник, духовник, друг, близкий и любимый человек - отец Андрей Ткачев, священство убегает от того, кто ищет священства. Но если оно от Бога, оно находит того, кто его не ищет. И вот эта мысль меня успокоила. Я понял, что если это Богу будет угодно, когда-то это произойдет, хочу я этого или не хочу. Для меня главное говорить о Господе, проповедовать Его святое имя, а это можно делать и не в сане. Правда, отец Олег?

о. Олег: - Да, я думаю, что у Вас есть некоторое преимущество, когда Вы общаетесь с людьми мирскими, ваше свидетельство воспринимается более достоверно. Когда человек, облеченный в священный сан проповедует, иногда это может выглядеть так, будто он исполняет свои служебные обязанности. Нравится или нет, но он их исполняет. А когда мирянин общается с мирянином, они открывают Библию, беседуют - здесь нет корпоративного элемента, а просто любовь к слову Божию. В конце концов, Сын Божий стал человеком, чтобы приблизиться к каждому из нас. Как пишет апостол Павел: стал подобным нам во всем кроме греха. А иногда ряса может являться ширмой между нами и другими людьми, тем более что у людей могут быть предубеждения по поводу священства. Сильные антиклерикальные настроения. Так что свидетельство мирян выглядит более достоверным.

Вопрос: - Слушал рассуждения о страсти. Интересная была мысль, что страсть может возникать из самых добрых помыслов. Например, для меня болезненно все, что касается здоровья детей, их успехов, то во что вырастает молодая поросль. Это у меня в гипертрофированной форме. И вот хочу понять, в основе страсти всегда лежит порочная сила или это может и доброе стремление перерастать в порочную страсть?

о. Олег: - Я бы начал с другого - порочная страсть в некотором случае может превратиться в свою противоположность. То есть вырасти в добродетель. Вспомните, во время чтения молитв в течение дня мы произносим слова: как прежде служил сатане льстивому, наипаче послужу Тебе, Господи. Человек может использовать и свой негативный опыт, чтобы трансформировав его, пережить эту ситуацию как нечто противоположное страсти негативу. С другой стороны, Вы совершенно правы. Источником страсти может быть и доброе побуждение. О диаволе так и сказано в Писании - он берет повод от заповеди, искажает подлинный смысл заповеди и превращает ее в нечто противоположное. Например, один мужчина рассказывал, что у него была проблема с некоторыми грехами, и он сделал буквально все, чтобы дистанцироваться от этих грехов. А однажды, изучая Священное Писание, он вдруг увидел упоминание об этих грехах. И такой был всплеск. Диавол на него навел искушение, и для него это было серьезное потрясение. И он не устоял, поскользнулся. Благими намерениями дорога может быть вымощена в ад. Это надо опасаться. Христианин должен осторожно относиться к своей жизни, потому что диавол ходит как рыкающий лев, ища кого ему поглотить. Вопрос к брату Сергию. А молодежное православное движение в Украине как выживает в современных условиях?

С.Комаров: -  У нас есть Центр православной молодежи - Ионинский монастырь, владыка Иона собирает мощное волонтерское движение, да и по другим храмам есть такое движение. В нашем храме на молодежку после службы собирается около 60 человек. Сегодня было обсуждение романа «Бесы» Достоевского. Мы пытаемся поднимать важные вопросы, о  чем-то говорить. Молодежь должна объединяться и за пределами храма, не только в молитве и в посте. Она должна общаться, важные темы проговаривать, куда-то вместе ходить. Мы пытаемся это делать.

о. Олег: - А молодежь принимает участие в миссионерских программах?

С.Комаров: -  Тут все сложнее. Для этого нужно иметь уровень подготовки. Не у каждого он есть. Для этого человек должен поучиться в Церкви немного. Я все время говорю студентам на лекциях, что человек, который пришел в Церковь, должен засесть за парту хотя бы на несколько лет. Он должен пройти какой-то систематический курс обучения.. Лекториев в интернете и вживую хватает у нас. Есть машина, перед тем, как человек на ней поедет, он же учится. А как можно прийти в Церковь и начинать жить духовной жизнью, ничего не зная? Надо поучиться. Мы же православные. Православие это не только правильное проставление Бога, но и Его правильное понимание.

о. Олег: - Этимология этого слова именно о правильном понимании.

С.Комаров: -  Церковь это столп и утверждение истины. Она и в себе имеет истинные познания о мире, Боге, человеке. Конечно познания эти человек должен приобрести. Тогда он может говорить о Христе. Но тут другие вещи уже подключаются. Важно мотивировать мирян на миссию со стороны священноначалия. Мне бы очень хотелось, чтобы от наших батюшек звучали проповеди такие надо учиться, надо говорить о своей вере, мы все призваны к миссии. Тогда человек ощущает некоторое благословение. А иначе он стесняется. Думает, да, я грешный, я не смиренный тогда буду, разве я могу говорить о Хористе? Но нам надо понять, что мы говорим о Господе не потому, что мы хорошие,  а потому что Он прекрасен, Он воскрес и мы не можем молчать.

о. Олег: - Брат Владимир, расскажите, когда привозят святыни какие-то  в Россию,  как православная молодёжь принимает участие в духовной поддержке людей, которые стоят иногда на морозе очень долго?

В.Носов: - Хочу подтвердить слова, что нам важно слышать о том, что мы должны говорить о Боге и проповедовать. Сильнее охлаждают слова некоторых священников, которые говорят наоборот, какой тебе проповедовать? Надо расти лично сначала, конечно. Но некоторые вообще эту тему включают, будто она не имеет места быть. Получается у нас мертвая вера, которая без дел мертва. А что о привозе святынь, то кончено это неописуемое ощущение, стать причастным к таким событиям: в помощи организации доступа к святыням, в помощи в самой очереди. В Москве очереди достигали 15-20 часов, здесь появлялась возможность и для проповеди и для помощи, для разговоров. Поле для миссии огромно. Молодежь откликается на дела.

о. Олег: - Некоторые ходили разносили чай, кто-то листовки приносил о святыне.

В.Носов: - Это основы православия, много трудов. Мы помним отца Даниила Сысоева, который говорил, что делать, если ты крещен, как жить дальше?

о. Олег: - Да, он говорил о важности уличной миссии.

Вопрос: - Евангелие от Матфея гл5, строка 19. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Нам, христианам, нужно не только говорить, но и  научиться жить по заповедям, делать дела Божии. А потом уже мы имеем право нелицемерно учить. Так я понимаю. А чтобы научиться самому, надо знать, как это, нужно внутренне расти. Нам нужны миссионеры, которые это знают практически.  Тогда это будет сила.

о. Олег: - Есть такой схоластический перекос, когда говорят, что есть Церковь учащая и Церковь учащаяся. На самом деле Евангелии сказано никого не называть учителем. У нас один Учитель. И священник, и мирянин - все ученики Христа. Его мы почитаем высшим авторитетом в церкви. Но я с Вами согласен, что человек должен практически постигать истину веры и помнить, что вера без дел мертва. На самом священном языке есть определение того, что есть мудрость. Например, есть слово еврейское «хохма» - мудрость как набор неких знаний. Теоретические представления. А ест слово «даат» - постижение. Например - и познал Адам Еву, жену свою. То есть это опытное познание, постижение. И в православном миропонимании одно не должно отделяться от другого. И когда преподобномученица Елизавета организовывала обитель в Москве, она назвала ее во имя Марфы и Марии. Почему? Мария - тип созерцательного восприятия истины, то, что можно отнести к библейской категории «хохма», то есть мудрость в духовном понимании. А Марфа - деятельный тип человека, именно «даат», когда человек не просто верит, он живет в соответствии со своей верой. И на самом деле человек всегда действует так, как он верит. И верит так, как действует. Это неизбежно. Поэтому, если у нас в делах не все в порядке, то мы должны осуществлять ревизию своих вероубеждений, значит что-то не так здесь. Сегодня вспоминали блаженного  Августина. Он прочитал послание к Римлянам  и стал тем, кем стал. Учителем Церкви. Вселенским учителем. А сколько раз мы читали послание к Римлянам? Некоторые уже сотни раз читали, но почему-то в нашей жизни не произошли такие радиальные перемены, как в жизни Августина, Аврелия, когда он прочитав послание совершено стал новым человеком. Слово Божие надо не просто читать как роман. Ее, эту книгу надо съесть, то есть срастворить верою в своем сердце. Понимаю, что многие кто делают первые шаги, имеют трудности. Я часто привожу пример: если человек из темной-темной комнаты зайдет в ярко освещённую, то ему потребуется время, чтобы привыкнуть к свету. Это необходимость адаптироваться к свету через научение вере. Этот процесс не должен оканчиваться с получением семинарского диплома. Это дело всей жизни. Когда Игнатий Богоносец доставлялся на казнь в Рим, он писал, что он только становится учеником. И это ощущение принадлежности к ученичеству оно не должно нас покидать даже в старости или на смертном одре.

С.Комаров: -  Мне близки Ваши слова, батюшка. Мы часто аргументируем отсутствие проповеди, миссионерства тем, что мы грешные, несвятые, а надо сначала стать благочестивым, духовным, а потом уже говорить. Тем самым мы не делаем ни того, ни другого. Свято не живем и никому не проповедуем. Мы никого не убеждаем жизнью. Она у нас не святая. И надо иметь смирение понять, что раз мы не убеждаем никого своей жизнью , то надо по крайней мере простые слова о вер говорить людям. Потому что Христос воскрес, а не потому, что мы какие-то достойные. Он достоин.

о. Олег: - Кстати, преподобный Ефрем Сирин предлагает интересное рассуждение, которые эти противоречия сглаживает. Он задается вопросом, а в чем смысл моей проповеди, если я остаюсь грешником, который утопает в грехах? А может смысл моей проповеди в том, что я буду кричать всей вселенной не подходить ко мне слишком близко, потому что вы тоже будете утопать со мною в этих грехах. Не будьте таким как я - хотя бы в этом я нахожу для себя смысл проповеди. Когда мы говорим о проповеди и в церковном понимании это то, что произносится с амвона. Может быть правильнее говорить о необходимости свидетельствовать о вере. Самарянка, помните, побеседовала у колодца Иакова со Христом, и бегом побежала в селение. В результате все селение вышло на встречу Христу, Он провел там два дня, сказано, что многие самаряне уверовали. То есть свидетельствовать о том, какие перемены от Бога происходят в нашей жизни. Как сказано в Нагорной проповеди – «итак да светит свет ваш пред людьми с тем, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного». Да, миряне преимущественно проповедуют своею жизнью.  Они живут в гуще общественной жизни и они письмо Христово. Мы священники реже общаемся с людьми внешними, мы больше общаемся в внутренними. Поэтому свой апостолат должен совершать каждый христианин. Трудишься ли ты на заводе, фабрике, в бизнесе - совершай свой апостолат там, где Господь тебя поставил. И если пример твоей жизни не очень вдохновляет людей, говори, что без Христа ты был бы намного хуже.

Вопрос: - Жена брата моего (это выяснилось уже после  свадьбы и после рождения и крещения дочери) объявила, что она пятидесятница из христиан веры Евангельской. Мы расстроились, но никто ее не отторгал. Родители им помогают. А как  с ней общаться? Она же высказывает свои мнения, а внучка растет, мать и иконы может просить убрать. Молиться надо, а общаться-то как?

о. Олег: - Сказано, что необходимо дать отчет о своем уповании с надлежащей кротостью и благоговением. Каким? Перед каждым. Неважно еретик или православный - он самая достоверная икона Бога. Человек был создан по образу Божию. Златоуст в слове о проклятии пишет: «Еретические догматы мы проклинаем, испепеляем их огнем веры, самих же еретиков любим как немощных братьев наших и добрыми делами стараемся обратить их ко Христу. А в слове о статуях он пишет: И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего». Населяем землю, питаемся пищею, имеем одного Отца Небесного, который нам посылает Свои законы. «Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник – тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление». Поэтому надо деликатно общаться с людьми этими. Пятидесятники как и баптисты признают учение о Святой Троице, о Богочеловечестве Христа, и мы не отказываем им в том, что в этом смысле они близки к церковному понимаю догматов. Они не изобретали своих. Но есть вопросы, по которым они серьезно разнятся с православными христианами. И мы ненавязчиво должны им объяснять, что вот в этом случае существует другая точка зрения. Вы, может, сами не знаете, как беседовать с ними, а делать это надо с Библией в руках, поэтому лучше обратитесь к действующему миссионеру, который трудится в вашем городе. Пусть какая-то встреча произойдет с миссионером, который может аргументированно, отталкиваясь от Священного писания провести беседу. И помните, что каждое утро в Церкви молимся за этих еретиков, это молитва из утреннего правила. «Отступивших от православной веры и погибельными ересями ослепленных светом Твоего познания просвети и к Святой Твоей Апостольской Соборной Церкви причти».

Вопрос: - Батюшка, а вы не собираетесь поехать на Украину миссионерствовать?

о. Олег: -  А надо говорить в Украину. Объясню. Размежевание между нами поменяло некоторые понятия. А миссионер должен быть для всех всё. Как Павел пишет для иудея как иудей, для эллина как эллин, для современной Украины надо быть как человек, понимающий их язык в том виде, как они воспроизводят слова, высказывания, обороты. Это неслучайное замечание Вам. Я бы с радостью съездил в Украину, но я не уверен, что меня туда пустят. Там вроде до 60 лет россиян не пропускают. Если же не выпустят. То можно и в тюрьме проповедовать. Это хорошее завершение жизни проповедовать в каких-то экстремальных условиях.  Последние годы, лет 10, я обращаю больше внимание на веру прихожан, это очень важно. Мы можем бегать по Москве искать китайцев и корейцев, но если при этом у нас нет нормальной программы для собственных прихожан - это неправильно. Но и это надо делать, и того не оставлять. Современный миссионер должен насыщать информационные потоки беседами, а потом беседы эти на просторе ютуба того же сами начинают работать. Чем больше мы больше будем насыщать информационные потоки, чем занимается радио Радонеж и другие православные СМИ, тем легче людям будет услышать нормальную проповедь, свидетельство о нашей вере. Этим можно заниматься, не выходя из дома. А апостолам приходилось обходить города и веси. Было сложное служение. Сейчас есть возможность проведывать, не выходя из дома. Желательно, чтобы каждая община имела свою страничку в ютубе и проповедовала. Наша передача подходит к концу. Брат Сергий, мы были рады встрече, просим передать наше сердечное приветствие православным в Украине, пожелать, чтобы они не унывали в стесненных обстоятельствах, пусть особое Божие благословение будет для этих людей!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+