Перейти к основному содержанию

17:34 18.04.2019

Что делать, когда война с грехом кажется проигранной?

01.04.2019 13:12:44

 

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/03/06/21-00

О. Елеазар: - Нашим радиослушателям было бы интересно, как провести Великий пост. Я имею в виду в плане пищи. И насколько чин прощения связан с самим постом?

О. Амвросий: - Когда начинается Великий пост – это самое благоприятное время для души и для тела. Есть два поста: Великий пост и Успенский пост – это два строгих поста. Нельзя вкушать мясной пищи, рыбы, молочных продуктов. Есть еще два многодневных поста: Рождественский и Петра и Павла – рыба разрешается только в субботу, воскресенье и когда на неделе бывает праздник какого-то святого, когда совершается полиелейная служба.

Великим постом Литургия Василия Великого будет совершаться 10 раз. Святитель Иоанн Златоуст ввел краткие молитвы; длинные молитвы были у Василия Великого, Златоуст сделал их короче. А Литургия одна и та же.

А по средам и пятницам бывает Литургия Преждеосвященных Даров Григория Двоеслова. Святые отцы пишут, и это написано в Минее: в Прощеное воскресение мы покушали скоромной пищи, и это называется заговение.

На 1 седмице Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг читается канон Андрея Критского: «Откуда начну свое покаяние? Но Ты как милостив, прости и помилуй мя». И когда в воскресение заговелись, то там, где службы идут в этот день, не вкушается пища, не пьется вода. Также во вторник не вкушаем пищи, не пьем воду. А в среду легкая пища без постного масла, так же и в пятницу.

А уже в субботу, в воскресенье разрешается пища с маслом, борщ или суп. Трудно войти только первую неделю, а потом легко. Человек привыкает. И, конечно, начиная Великий пост, надо пищу вкушать не досыта, с тем расчетом, если бы нас кто-то пригласил на обед, мы могли бы съесть такую же порцию. Когда человек постится – у него отнимается от тела и прибавляется к душе.

 Я лично сам пробовал 21 день не вкушать пищи. Трудно было три дня ничего не есть, а потом так легко было, особенно на 9-й день. Но надо было и гулять по шесть часов. И особые процедуры принимать. И каждый день только стакан воды выпивали. Но это самим делать нельзя. Это надо с разрешения врачей, потому что если хорошо бывает, когда ничего не кушаешь - то можно и дальше, и сорок дней. Но без разрешения врачей это нельзя.

Дальше, если человек физически здоров, ему пост пойдет на пользу. Особенно первая неделя, а если кто-то слабенький или больной - должны по силам. Это принесет большую пользу, особенно для тех, которые постоянно ходят в церковь. Так у нас в монастыре, мы это делаем в воскресенье вечером, Прощеное воскресенье, и говорим: прежде, чем начать пост, и чтобы Господь его принял, надо примириться со всеми. Обычно все православные собираются в храме. Они порой знакомы близко друг с другом. Собираются священники и послушники, и все просят друг у друга прощения. И вот когда попросят прощения друг у друга, то бесы боятся слова «прости». Если у человека гнев на ближнего, и ближний попросит, скажет: «Прости меня» - тот его должен простить. Это надо сказать от сердца. Есть, конечно, и другого рода. Говорят: «Ты меня прости. – Ладно, прощу». Но это не от сердца. А потом, еще не начался пост - они уже и поругались.

 Самое страшное, самое противное – это когда люди не могут жить в мире и в любви. Раздражаются, ругаются, доходит до мелочей.

Я газеты я не читаю, но как-то в руки попала ивановская газета. Посмотрел рубрику: «Бракосочетания». 970 было там, и разводов за год 920. Это о чем говорит? О том, что друг у друга не просят прощения. А доходит до мелочей. А потом разводятся и говорят: «не сошлись по характеру». Потому что плотское все быстро приедается, а духовного ничего нет, покаяния, молитвы, поста. То есть - духовности нет.

А когда все плотское приелось, тогда человек начинает духовно жить. Если что-то на душе появилось - человек сразу просит прощения у ближнего, и бес отходит. Но один другому говорит так: «Ты меня прости, муж». А муж должен сказать: «Жена, прости меня». Или везде где мы: друзья, соседи, должны мирно жить. А вот когда в человеке живет не Дух Святой, а злой дух - тогда все плохо. Устраиваем скандалы, споры, крики. Господь и рад бы нас взять в обители рая, но мы же там разнесем все! От ангелов там перья полетят. Вот таких-то в раю и нет. Поэтому что мы должны сделать? Обидели кого-то, грубое слово сказали - надо пойти покаяться и попросить прощения.

 Господь посылает благодать Духа Святаго. И в душе человека будет мир. Кратко скажем, что человек может всегда быть спокойным, уравновешенным, в человеке не будет ни гнева, ни зла, ни обиды, ни раздражения, ни крика, ни шума. Будет в душе тишина. То есть Дух Святой будет жить в человеке.

А когда человек устраивает скандалы с ближним, прощения не просит, и обиду таит, и еще за это мстит - то никогда в душе этого человека не будет мира, ни радости, ни покоя. Хотя апостол и говорит: «всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь, за все Бога благодарите». Как мы говорили позавчера, у Давида так и написано: «молитва слаще меда». И человек, если будет работать над собой, постоянно будет исповедоваться, просить прощения, примиряться с ближним – в нем постепенно исчезнет дух гнева и зла, и в душе будет радость. Вот тогда начинается радостная жизнь. А если будем за человеком смотреть, что он сделал, и как он сделал, и будем осуждать его - то благодать будет всегда отходить от нас.

Вопрос: - Что делать, когда война с грехом кажется проигранной? Как выстроить опоры в собственной душе?

О. Амвросий: - Если когда и впали в грех какой-то, надо покаяться во всех грехах. И Господь примирит душу. Тогда все встанет на место.

О. Елеазар: - Но как найти опоры в собственной душе, на что внутри опираться, чтобы бороться с грехом?

О. Амвросий: - Первое: покаяние. Пособороваться, причаститься и попоститься. Хотя, если человек и покаялся во всех грехах, Господь ему простил - но за это надо понести наказание. То ли вечное в аду, или временное. А временное что может быть? Какая-то в жизни скорбь должна быть. Неприятности, гонения или же болезни. И в болезнях надо не роптать, никого не обвинять.

Обычно обвиняют как? А вот соседка, или теща, мало ли кто там еще, они меня заколдовали. Начинаем обвинять, искать, кто же виноват в этом. А виноваты мы. Если человек святой, то к нему ничто не прикоснется. А если мы грешны - надо терпеть и не обвинять, кто в этом виноват. Вот такие опоры.

Вопрос: - Что такое генеральная исповедь? Всем ли она нужна? И для чего? И где можно поисповедоваться?

О. Амвросий: - Генеральная исповедь - это что? Просто надо помнить, это и ученые подтверждают: все, что мы делаем, говорим, мыслим – ничего не исчезает. Все запечатлевается в вечности на все времена. Насколько это позволяет память от юности или с момента крещения - надо в этом покаяться. Даже если до крещения были какие-то грехи, и они нас тревожат - на исповеди надо открыть. Я обычно так делаю. Я исповедую по Требнику, как там сказано. Я говорю, если кто-то приходит: «Вас как поисповедовать: поверхностно или поглубже?» Человек сам просит: «Мне надо поглубже».

Совесть – это Божественный голос в нашей душе. Чтобы совесть ни в чем не беспокоила. По милости Божией 50 лет исповедую. А ведь грехи-то одни и те же. Человек сам просит: «Я вот не помню, какие-то есть у меня грехи? Тревожат, а я не знаю, как от них избавиться». Но вот человеку поможешь, подскажешь - тогда ему идет облегчение. Для примера. Одна монахиня подводит женщину 47 лет. Говорит: «Она не может надеть крест». Говорит: «у меня внутри какие-то мужчины разговаривают». Я говорю: «Где живете? – В Иваново. - Работаете? – Нет». Я говорю: «А за счет чего вы живете? – Я торгую своим телом. – Сколько лет? – Семь лет». Я помог ей все грехи вспомнить, и говорю: «А вот теперь крест и Евангелие – это видимые знаки невидимого присутствия Христа. Поцелуй крест, Евангелие». Она поцеловала. Это было в субботу вечером. Стала по храму смотреть. Я говорю: «А ты что смотришь?» Она отвечает: «А мне кажется, я спала. А сейчас я проснулась». Вот так: диавол, то - есть грех, может омрачать ум. Человек даже соединился с грехом, и грех стал для него нормальным явлением, а тут вдруг она покаялась и проснулась.

Так вот все люди, особенно те, которые не знают этой тайны исповеди. Даже практикуют в медицине: «Ты напиши свои грехи на бумагу, стань перед окном прочитай их и сожги. И тебе станет легко». Зачем сжигать? Лучше пойти поисповедоваться и веровать, что Господь нам прощает грехи. Покаяться.

 Конечно, многие говорят: «а я дома каюсь». Но мы не знаем: Бог простил или нет, если дома покаялся. А вот когда пришел на исповедь – здесь невидимо Христос предстоит, и когда человек покаялся, ничего не утаил, все сказал, может быть даже и пот пробил - то Господь через священника видимым образом нам прощает грехи. Когда Христос воскрес, Он явился ученикам при закрытых дверях, сказал: «Мир вам. Примите Духа Святаго. Кому простите грехи на земле, тому будут прощены и на небе. Кого свяжете на земле, тот будет связан на небе». То есть, Господь священникам дал власть вязать и разрешать грехи.

Когда священник совершает Литургию, и как мы говорили, диакон говорит священнику, целуя престол, перед началом божественной Литургии: «Время сотворити Господеви». В Служебнике греческом переводится так: время настало служить, творить самому Богу. И вот если священник перед престолом покаялся в грехах, то Господь не даст ему перед престолом стоять нечистым. Господь ему прощает грехи. Но обычно в монастырях, если есть возможность, то там священник исповедуется каждый день. Но исповедуется в чем? Может быть, где-то возгордился, лишнее чего-то сказал, помолился рассеянно, или досыта поел, досыта поспал. Вот, грешен в этих повседневных грехах. А покается - тогда душа человека освобождается. И мы даем Господу обещание: больше не буду совершать эти грехи. Господи, помоги. Вот так человек вступает в покаяние в Великий пост.

Вопрос: - Правда ли, что в исключительных случаях можно дать умирающему кусочек артоса и крещенской воды, и это будет вместо причастия?

О. Амвросий: - Вместо причастия ничего не может быть. Потому что причащаясь– мы принимаем в себя живого Христа. Не часть Его Тела и Крови, а живого Христа принимаем. И когда мы принимаем Тело Христово, то оно проникает во все наши клетки, а кровь Христова соединяется с нашей кровью. И человек является частицей в теле Христовом.

 Как-то я пришел в наш храм, у нас священник отец Михаил, ученый, преподавал в институте разные науки, я спрашиваю его: «Отец Михаил, а когда человек достойно причащается?» Он говорит: «Не знаю». Я говорю: «Он достойно причащается только тогда, когда он себя считает недостойным». Потому что святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если человек будет готовиться даже 1000 лет, он никогда не будет достоин». Только надо надеяться на милость Божию, на Его человеколюбие.

Как при жизни Иоанна Кронштадтского жили - были два студента. Один подготовился, а второй не все дочитал. Тот, который подготовился, считал себя достойным – он не допустил его до Чаши, а того, который считал себя недостойным, допустил к причастию.

Вопрос: - Обычно в пост приходит знаменитый упрек самому себе: опять ничего не получится. Каким был, таким и остался. Что делать?

О. Амвросий: - Если ты будешь веровать в это, в свои мысли, то будет так. А если попросишь Господа о помощи, потому что Он сказал: «Без меня ничего не можете делать». И просить Господа и Богородицу: «Помоги, Спаситель; Матерь Божия, помоги». И святых просить, то Господь поможет.

Вопрос: - Уклонение от церковных служб – это признак омертвения души?

О. Амвросий: - Это – омертвение души. Потому что Божественная Литургия, как говорит О. Ургебадзе, грузинский…

О. Елеазар: - Гавриил.

О. Амвросий: - Гавриил, да. Если бы, говорит, люди знали, что такое Божественная Литургия, и какую помощь она дает, то все бы пригоршнями собирали пыль и умывались этой пылью. Допустим: мобильник выдохся, человек его ставит на подзарядку. Человек тоже выдыхается: нет ни радости, ни мира, ни покоя. А когда идет на Божественную Литургию, он как бы идет на подзарядку. Особенно, когда поисповедовался, причастился, или пособоровался, то в душе энергия. Человек начинает трудиться. Вот мне, допустим, сегодня задали такой вопрос: «Батюшка, я раньше, помню, в храм бежала с радостью, а сейчас все прекратилось. И молиться не хочется, и в храм не хочется. Что это такое?» Я говорю: «Знаешь, мать, вот когда ребенок родился, если ребенку не давать возможности стоять, ходить, бегать, а постоянно носить на руках, он будет калека. Точно так же и Господь. Он призвает к Себе – дает благодать. Мы готовы горы свернуть, постоянно день и ночь можем молиться и в храм постоянно ходить. Но потом, на определенном этапе, Господь у человека отнимает благодать. И человек чувствует, что он оставлен. И вот здесь-то человеку не хочется молиться, но он себя заставляет: «Я все равно буду читать утренние и вечерние молитвы, Евангелие, святых отцов». Не хочется в храм – он пересиливает. Он начинает ходить. И Господь помогает такому человеку. А потом появится, особенно при кончине. Господь даст такую благодать и примет в свои объятья. Поэтому самая ценная молитва - та, когда человеку не хочется, а он молится. Поначалу будет трудно, а потом станет легко.

Тел. звонок: - Я ходила в Церковную лавку, служительница сказала: снять копию со свидетельства о крещении, прийти к настоятелю храма, и он посмотрит: разрешит он называть имя Арина или нет. Но, дорогие мои, она же не Ирина, вот читают за Ирину, это – то же самое, что и за другого человека. Второй вопрос. Лекарство назначила врач принимать строго натощак. Я принимала всегда после чтения утренних молитв: приму воду святую и просфору. А нельзя лекарство сначала принять, потому что это строгое лекарство, а потом уже воду и просфору?

О. Амвросий: - Просфора и святая вода ничем не сравнятся с лекарством. В первую очередь надо помолиться, святой воды выпить, просфорочку принять, а потом лекарство. А потом, Господь знает, за кого молятся. Не думайте, что это за другого человека. Господь знает прошлое, настоящее и будущее.

Вопрос: - У нас много любителей бороться с лишним в чужой жизни. Требования можно предъявлять только к самому себе, а не к кому-либо другому.

О. Елеазар: - Я подозреваю, что человека кто-то наставляет против постов. Ну, вроде как, Церковь навязывает своим чадам, что нужно поститься. Если я правильно понял.

О. Амвросий: - Ну, пожалуйста, не постись. Каждый сам по себе.

О. Елеазар: - Адам как раз то самое и сделал. Вот так вот и подумал: «Что чего это мне кто-то навязывает? Бог мне навязывает, что я не могу вкушать от древа познания добра и зла? Вкушу-ка я этот плод. Что я, не свободен? Свободен». Вкусил. И что? И умер. Прервалась его связь с Богом.

О. Амвросий: - Хотя телом живой, а душой мертв.

О. Елеазар: - А потом и телом умер. Поэтому, если мы правильно поняли, смысл вопроса, то надо сказать, что пост – это не навязывание Церковью своим чадам какого-то ненужного подвига. Пост – необходимое для человека состояние. Не бывает духовного роста без поста, без воздержания. Не бывает.

О. Амвросий: - Я некоторым говорю так. Тем, которые посты не соблюдают или соблюдают первую и последнюю неделю, я говорю: «Вот Господь для воспитания, для послушания сказал: от всех деревьев вкушайте плоды, а от одного древа посреди рая если вкусите – умрете. Вот и вкусили, и потеряли благодать и не покаялись. И теперь весь род человеческий страдает». И не надо никогда обвинять Адама и Еву. Потому что мы все подвержены греху.

О. Елеазар: - Ну вот, батюшка, по поводу Арины, я посмотрел специально, освежил свою память по поводу Арины. В церковном православном календаре, то есть в Русской Православной Церкви, нет такого имени Арина. Есть имя Арина, но с него делается ссылка на Ирину. То есть если назвали Ариной, смотри - Ирина. Вот такая ссылка есть по церковному календарю. Есть еще имя Ариадна. Поэтому, мне кажется, у вас произошло какое-то недоразумение. Я не думаю, что священник мог назвать в крещении именем Арина. Наверное, была Ирина все-таки, а не Арина. Поэтому Арины нет в списке женских имен Русской Православной Церкви.

Тел. звонок: - Меня все время мучают блудные сны. Сейчас еще не начался пост. Я делаю, как вы сказали: крещу все время кровать с молитвой «Да воскреснет Бог». И почему-то все время они мне все показывают. Там противно так, что чуть меня не тошнит от них. Батюшка, помогите.

О. Амвросий: - Но возможно у вас есть нераскаянные грехи. Они имеют доступ. Вот допустим, мы читаем молитву «Отче наш»: «И прости нам грехи наши, как мы другим прощаем, кто против нас согрешил». Значит, если у нас есть нераскаянные блудные грехи, и мы только в общем покаялись, а конкретно не сказали какой грех - то бесы имеют доступ к нашей душе. Но вот для примера: мы кому-то дали 50 000 рублей в займы, и тот не отдает. Вы какую-то власть имеете постоянно ему досаждать, чтобы он отдал эти деньги. Точно так же бесы досаждают. Бог попускает, чтобы вы раскаялись в этих грехах. Надо вспомнить от юности, какие у нас были грехи. Ведь даже вот возьмите Требник для священника, там прямо написано: «спроси у человека, были ли аборты, и сколько было». Надо подсчитать. Были ли какие-то другие мужчины, и сколько их было. Надо посчитать. А то некоторые просто так, в общем: «проводила блудную жизнь». Но если 20 мытарств, если вы читали Феодорины мытарства. Самое тяжелое мытарство – это 16 – блуда, 17 – прелюбодеяния, а 18 – содомские грехи – это все виды извращений в плотской жизни. Вот особенно первое мытарство – это празднословие. Те, которые много очень смеются, анекдоты рассказывают или много пустословят. Особенно те бабушки, которые летом сидят у подъезда, человек пять-шесть. Всех пробирают, кто заходит: кто разошелся, кто сошелся, кто замуж вышел. Вот это пустословие. И плохо придется на первом мытарстве, когда бесы заберут душу!

Вопрос: - Существует ли до рождения и зачатия душа человека?

О. Амвросий: - Скажем так, что душа передается человеку тогда, когда зачатие произошло – в это время дается душа от родителей. А до рождения не может ни души, ничего быть.

О. Елеазар: - Тут еще продолжение есть: А после смерти? Имеется в виду, что если они существуют до рождения то, что тогда происходит после смерти? Ну вот, поскольку до рождения души не существует, до зачатия и после смерти - то вопрос отпадает.

О. Амвросий: - Хотя в Библии сказано, что если женщина имела в утробе ребенка, и кто-то ударил ее по животу, и выкидыш произошел, если еще не сформировался человек, то должен платить штраф.

О. Елеазар: - Но это немножко о другом.

О. Амвросий: - Это в Ветхом Завете.

О. Елеазар: - Нет, я знаю, я понял, о чем речь. Это немного о другом. Это никак не отметает того, что человек уже есть. Зарождение - ну, как определить момент, с какого момента начинается человек? Это сложно, но с момента зачатия уже есть человек, и неважно, сколько там клеток, одна или десять. А у евреев было так, да, действительно. Если был выкидыш, и видно, что уже человек сформирован, то там одно наказание. Если не видно, что человек сформирован, то там другое было наказание.

Вопрос: - Только ли через Христа путь к Богу?

О. Амвросий: - Христос – это путь.

О. Елеазар: - Я бы вот сказал, батюшка, что Христос – это и есть Бог.

О. Амвросий: - Да.

О. Елеазар: - Это Бог, пришедший во плоти. Но и через Него же. Ведь одновременно Он и Бог, и через Него приходим мы к Богу через Христа, потому что Он Бог воплотившийся.

О. Амвросий: - А поскольку Господь Иисус пострадал на кресте, то Отец отдал Ему власть прощать нам грехи.

Вопрос: - Как уберечься от того, чтобы воля твоя уклонялась ко злу?

О. Амвросий: - Часто будешь исповедоваться и пребывать в молитве, в чтении слова Божьего - то будет хорошо. Вот допустим, я одной говорю, она пришла в монастырь, и вот, говорит: «Такие помыслы у меня: в монастыре тяжело, мысли бывают нечистые, страсти. А может быть, я уйду из монастыря и поборюсь сама дома?» Я говорю: «Это помыслы от беса». Преподобный Серафим Саровский говорит: «Если тебя связали по рукам и ногам и насильным путем привезли в монастырь, то это воля Божия». А потом воля Божия согласуется с волей человека. Если у человека превыше всего намерение выйти замуж, а в монастырь нет желания: выходи замуж, чтобы потом не жалеть. А если у тебя больше желания в монастырь - значит, это воля Божия.

О. Елеазар: - Идти в монастырь?

О. Амвросий: - Да.

О. Елеазар: - Тут, батюшка, нужно еще добавить, что это очень глубокий вопрос на самом деле: склонение воли ко злу. До грехопадения Адама у нас не было такого, чтобы наша воля уклонялась, влеклась ко злу. Это в нас появилось только в результате грехопадения. Есть такой даже богословский термин «гномическая воля». То есть воля, которая склоняется не только на добро, но и на зло. Колеблется между двумя. Так вот, как уберечь свою волю от уклонения на зло? Это подвиг. Это…

О. Амвросий: - Борьба всю жизнь.

О. Елеазар: - И вот то, что сказали вы, батюшка, способно облегчить этот подвиг. Чтобы, действительно, было легко сопротивляться тому, когда твоя воля, ты чувствуешь, хочет уклониться на злое. Но без подвига это невозможно. А вот пост – это и есть подвиг. Молитва – есть подвиг. Простить ближнего – великий подвиг. И самому попросить прощения.

О. Амвросий: - Да, и попоститься хорошо.

Тел. звонок: - Из вашего личного опыта. Сила 150 молитв Божией Матери, то, что происходит в хождении по Дивеевской канавке. Расскажите ваш опыт, какова сила правила 150 молитв: «Богородице Дево, радуйся».

О. Амвросий: - Я просто из опыта знаю. Было время такое, когда жена обратилась к Богу, а муж нет, апостол Павел говорит, что неверующий муж освящается верующей женою. Иначе дети были бы нечисты, а теперь они святы. Если жена будет читать по 150 «Богородице Дево, радуйся» не торопясь и через 10 раз будет просить Матерь Божию, чтобы муж пришел к покаянию и спасся, многие так молились - и муж сам приходил. Говорит: «А что ж ты в церковь ходишь, а меня не приглашаешь?». А потом говорит: «А давай повенчаемся». Особенно тогда, когда жена поисповедуется во всех грехах, чтобы ничего не оставалось. Такой опыт есть.

Тел. звонок: - Как правильно прожить в семейной жизни? Как правильно поститься Великим постом?

О. Амвросий: - Ну, в семейной жизни нужно жить как? Должны полюбить друг друга, повенчаться и жить в Боге. На первом месте Господь, на втором месте муж или жена. И надо родить много детей, как архиепископ Никон Вологодский – у них было 23 ребенка. И все были от одной матери. Люди не предохранялись. А жили во славу Божию.

Потому что Господь сказал: «размножайтесь и наполняйте землю». И надо жить в Боге. Не ругаться, не спорить, не доказывать. В мелочи не входить. Часто исповедоваться. Это будет хорошо. Я даже знаю, что многие священники так живут свято, что матушка у него каждый день исповедуется. Она доверяет ему. И в помыслах исповедуется. Живут мирно, спокойно.

Но самое главное – это быть в Боге. Быть в молитве, быть в любви. Даже если одного человека не любим, мы уже не спасемся. Если бы не было злых духов, не один человек бы не спасся. Кругом борьба, а только в борьбе даются венцы. Дается вечная блаженная жизнь. Дается небо и новая земля. Так что жить надо в мире и добро творить. Как вот Господь говорит в день Страшного суда: напоили, накормили, одели, посетили болящего, в тюрьму пришли. Вот надо в добре расти. Это будет хорошо. Ну, и всегда помнить, потерял богатство – ничего не потерял. Потерял здоровье – половину потерял. Потерял веру в Бога – все потерял. Особенно страх Божий. И как святитель Василий Великий говорит: «Если человеку отдать все богатства мира и поставить его царем, душа ни в чем не насытится». Она насытится только в одном Боге. Нашел Бога – нашел все.

О. Елеазар: - Спаси Господи.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+