Перейти к основному содержанию

07:00 23.04.2019

Некоторые священники в передаче говорят, что нужно молиться за Президента, а я 4 года назад обращались к Президенту - не только не помог, а вообще никакого ответа.

29.01.2019 15:22:04

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/12/15/21-00

Вопрос: - Я заметила, что Ветхий Завет написан последовательно, в нем указывается четко, что нужно делать для спасения. Указано, как исполнять Закон, устройство Ветхозаветной Церкви, ее священство. А вот Новый Завет написан так, что его можно трактовать насколько угодно широко. Но чем больше возникает разных мнений -  тем тяжелее найти истину. Почему Господь не оставил в самом Писании что-то вроде последовательного Символа Веры, чтобы людям, далеким от Православия, сразу было бы понятно без споров, как найти Истинную Церковь, и что нужно делать для спасения?

прот. Дмитрий: - Для этого Господь основал Церковь. И поэтому если взять только одно Евангелие без толкований святых отцов Церкви -  то получится протестантизм. Действительно, будет много мнений, каждый говорит то, что он считает нужным. У каждого своя точка зрения, и получается хаос. А если следовать церковному преданию, особенно тому, которое зафиксировало мнение тех людей, которые,  ведя евангельскую жизнь, достигли святости, признанной Церковью – то к этим мнениям мы прислушиваемся, потому что именно эти толкования мы признаем за истинные.

прот. Александр: - То есть, Евангелие без толкования Церкви человеку понять невозможно?

прот. Дмитрий: - Правильно понять - да.

прот. Александр: - То - есть обязательно человек должен воцерковить свою жизнь, чтобы начать понимать ее…

прот. Дмитрий: - Да. В свете предания.

Тел. звонок: В Евангелии написано о том, чтобы оставить имение, раздать нищим, тогда будешь иметь сокровище на небесах. А другие люди, которые попадают туда, у них там тоже будет разделение какое-то? В сокровище материальном или в другом плане? Разность будет у людей? В сокровищах или вообще? О каких сокровищах идет речь? Второй вопрос: У нас дальняя родственница, ее кремировали, о ней нельзя молиться? Псалтырь читать можно?

прот. Дмитрий: - На здоровье. Сколько угодно читайте. По поводу того, что как там будут кого делить. Есть такое выражение: индивидуальный подход. Потому что мера там только одна – это благодать Святого Духа, которую стяжал человек в своей жизни. И то стяжал – это слово условно. Стяжал – возымел человек. Сколько в его душу вошло. Вот это и будет критерием. Просто тому человеку, о котором говорит Евангелие, мешало его имение, поэтому Господь и сказал: пойди, раздай нищим. А другим людям не надо продавать имение. 

прот. Александр: - С точки зрения Ветхого закона человек был достаточно праведен, исполняя те заповеди, которые повелевалось.

прот. Дмитрий: - Конечно. Очень хороший был человек.

прот. Александр: - Но все-таки не доставало ему…

прот. Дмитрий: - А не доставало-то благодати. Вот это имение и многопопечительство об имении, а ведь каждое имение требует постоянного ухода.

прот. Александр: - Когда юноша вопросил Господа, что мне делать, чтобы наследовать Царствие Божие, Господь ему не сразу сказал: пойди, продай. А остановился на том, что перечислил некоторые заповеди Ветхого закона.

прот. Дмитрий: - Да, конечно.

прот. Александр: - Их было достаточно, чтобы наследовать Царствие Божие?  

прот. Дмитрий: - При условии, если богатство не мешает. Потому что богатство – это такой же дар Божий, которым нужно пользоваться во славу Божию.

прот. Александр: - То есть если человек богат, но не на себя его тратит, а во славу Божию, то…

прот. Дмитрий: - Нет, на себя тоже можно. Это вполне приемлемо. Но нужно не только на себя. Вот если только на себя - это уже плоховато.

Тел. звонок: - Псалом пятидесятый, мне непонятны эти слова: «Избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего». И еще один вопрос: по-моему, кто-то из святых говорит, что молитва «Отче наш», «Отче наш» - он же не мой, Отче наш, а Отче наш – она охватывает всю вселенную, весь мир.

прот. Александр: - «Избави мя от кровей»  - это из 50 псалма. Имеется в виду  - от тех страстей, которые возникают в человеке под действием возбуждения, когда человек гневается, когда у него кровь закипает. Так вот говорят. И конечно, мы просим, чтобы Господь избавил нас от действия в нас возмущения, страсти.

прот. Дмитрий: - Горячение крови.

прот. Александр: - Горячение крови.

прот. Дмитрий: - Отче наш – это молитва не о всей вселенной, а о тех, кто именует Бога Отцом. Только для тех, кому Бог – Отец. Они имеют дерзновение обращаться к нему: Отец наш небесный.

прот. Александр: - То есть люди, которые сами признали Его таковым.

прот. Дмитрий: - Да.

прот. Александр: - Он по факту, по существу, является Отцом всех живущих, но не каждый человек это для себя воспринял. И это отвержение Бога как собственного Отца приводит человека к чему?

прот. Дмитрий: - К духовной смерти.  

прот. Александр: - То есть, человек без Бога умирает?

прот. Дмитрий: - Да. Источник жизни же Бог.

прот. Александр: - Так посмотришь на людей ходящих вокруг: такие живенькие, такие радостные, куда-то торопящиеся, спешащие…

прот. Дмитрий: - Посмотришь на курочку, которая по двору бегает такая живенькая, потом ее раз – башку отрубают и едят. Ну, общипать, конечно, надо еще.

Тел. звонок: - Некоторые священники в передаче говорят, что нужно молиться за Президента, а я 4 года назад обращались к Президенту - не только не помог, а вообще никакого ответа. В феврале обратились снова - опять нет ответа. Вы знаете, честно, Господи, прости, вот рука не поднимается. Скажите, как молиться, как себя пересилить?

прот. Дмитрий: - Ну как? Молиться надо так: сложить три перста вместе, сначала на лоб, потом на живот, потом на правое плечо и на левое. Потом поклон и говорить: Господи, помилуй. Вот так надо молиться. 

прот. Александр: - Видно, обида мешает человеку помолиться.

прот. Дмитрий: - Разумеется. Но Господь сказал: молитесь за обижающих вас.

прот. Александр: - Хотя трудно здесь усмотреть, чем провинился наш Президент перед этой женщиной.

прот. Дмитрий: - Дело в том, что, конечно, Президенту десятки тысяч писем идут. Это же известно. Чем отличается англичанин от русского? Вернее, советского? Русских уже практически не осталось. Если прохудилась крыша, англичанин берет лестницу – лезет наверх и ее чинит. А русский, то есть советский, прости меня, Господи, пишет письмо Президенту.   

прот. Александр: - Так приучили, так воспитали.

прот. Дмитрий: - Да. А я чего? Я не обижаюсь. Я понимаю.

прот. Александр: - Каждый должен за свое отвечать. И вот, соответственно…

прот. Дмитрий: - Да, и поэтому не могут руки дойти до всего. Причем тут Президент?   

прот. Александр: - Местная администрация тоже молчит. И люди пытаются достучаться наверх. Может, оттуда  на тех повлияют…

прот. Дмитрий: - Но до Президента достучаться сложнее, чем до местной администрации.

Вопрос: - Батюшка, на ваш взгляд, почему в обществе такое негативное отношение к многодетным семьям?

прот. Дмитрий: - Я это тоже наблюдал. И пришел к выводу, что по разным причинам. Первое, что присутствие многодетной семьи человека укоряет. Сразу перед глазами встают аборты, и он понимает, что есть люди, которые детей не убивали. Это первое. Второе – из-за зависти. Завидуют счастью. Потому что когда человек многодетный отец -  у него всегда и лицо-то скорее склонно к улыбке, чем к угрюмости. Вот я живу среди многодетных, и как-то это тоже наблюдаю. Они счастливы, хотя жизнь их трудна. А эти, которые  хоть и наскребли себе там на лишнюю шубку, все равно несчастны – не умеют радоваться. Потому что -  жизнь против Бога. Так уж она так построена.

прот. Александр: - Людей раздражает шум, который создают дети. Иногда толчея, которая из-за них возникает…

прот. Дмитрий: - Конечно, конечно, потому что каждый человек должен жить в своем доме. А тут забились в эти гнездышки, которые называются квартирами, и это очень тяжело. Каждый зверь имеет свою берлогу. А птица -  гнездо.

прот. Александр: - А человек живет в улье.

прот. Дмитрий: - Да, в улье. Все жужжит. Зачем?

Тел. звонок: - Отец Дмитрий, подскажите, пожалуйста, вопрос по Ветхому Завету. Не понятно: сыновья Божии стали входить к дочерям человеческим, потому что они хороши. И стали рождаться исполины. Что это означает? Как это понимать?

прот. Дмитрий: - Я не знаю, что это значит. Разные существуют толкования. Я их читал, они меня не устраивают. И поэтому я их забыл. Вы уж сами поищите.

прот. Александр: - Но были до потопа такие люди – исполины, как их именуют.

прот. Дмитрий: - Ну да. Ну а кто сыны Божии, кто сыны человеческие? В некоторых толкованиях, что сыны человеческие – это потомки Каина. Но, в общем, это понятно, что это может такое мнение существовать, но мне это не показалось убедительным. Таинственное место.

Вопрос: - По вашему опыту, существует ли зависимость между частотой заболеваний человека и его воцерковленностью?

прот. Дмитрий: - Нет. Не наблюдал. Моя опытность это не наблюдает.

прот. Александр: - Нельзя сказать, что если человек воцерковлен, постоянно причащается, то он меньше болеет!

прот. Дмитрий: - Нет. Это у всех по-разному. Кому Господь что даст.

прот. Александр: - Некоторые даже крестят детей с этой целью: чтобы Господь хранил от болезней, несчастий, бед. 

прот. Дмитрий: - Господь, конечно, если его молить, Он в отдельных случаях может исцелить. Но Его цель не такая. В отношении нас, людей, чтобы нас сохранить от болезней.

прот. Александр: - Хотя об этом молятся  больше всего, наверное.

прот. Дмитрий: - Потому что большинство людей говорят: главное  - здоровье. Даже по телевизору это повторяют.

прот. Александр: - Потому что здоровый человек весел, бодр. У него все в жизни…

прот. Дмитрий: - Хорошо. А много ты встречал весело-бодрых?

прот. Александр: - Обычно куда-то бегущие…

прот. Дмитрий: - Ну вот. Все обремененные усталостью, болезнями, заботами. Поэтому это совсем не главное. Главное – это болезни.

прот. Александр: - Главное – это отношение человека к этой болезни.

прот. Дмитрий: - Но это отношение у нас, как я наблюдаю, оно вообще неправильное.

прот. Александр: - То есть, человек скорбит…

прот. Дмитрий: - Он и скорбит, и жалуется, в общем – совсем неправильное.

Тел. звонок: - В 1914 году пострадало полторы тысячи монахов на Афоне за то, что славословили Господа, Имя Божие. Потом у нас в России Синод осудил их, лишил сана ….

прот. Дмитрий: - Вы про имяславцев говорите, да?

Тел. звонок (продолжение): - Про имяславцев и имяборцев. Какое-то сейчас окончательное по ним есть суждение?

прот. Дмитрий: - Вообще, суждение есть. Это движение осуждено было официально как ересь. Но все равно есть такие люди, и достаточно серьезные, которые придерживаются того, что их просто неправильно поняли. Сейчас это уже как бы совсем неактуально. Это не будоражит Церковь. Это был как бы такой всплеск. 

Вопрос: - Что сказать подруге, она обижается на Бога, что забрал ее маму?

прот. Дмитрий: - То, что душа мамы тоже понадобилась Богу.

прот. Александр: - Человек осиротел и теперь в обиде, что Господь заставил его страдать.

прот. Дмитрий: - Ну, хорошо. А эта дочка хотела бы умереть первой? Чтобы мама страдала?

прот. Александр: - Некоторые предпочли бы да, что вот сначала я, а потом все вы остальные.

прот. Дмитрий: - К счастью, человек это не выбирает.

прот. Александр: - Но дерзает скорбеть и обижаться.

прот. Дмитрий: - Ну, ничего тут не сделаешь. Поскорбит, поскорбит -  да и умрет.

прот. Александр: - Что можно было бы ей сказать в утешение или в назидание?

прот. Дмитрий: - Вы знаете этого человека, так что вы уж сами подыскивайте слова. Родственные чувства, которые понуждают вас – они подскажут вам и те слова.

Вопрос: - Дети обычно требуют от родителей все их внимание и время. Глядя на своего трехлетнего ребенка, я вижу, что это ему неполезно, и он не становится более самостоятельным, хотя уже пора. Как реагировать на его требования? Помогите советом.

прот. Дмитрий: - Надо все делать с рассуждением – это первая аксиома. Вторая – нельзя поддаваться стремлению ребенка манипулировать тобой. Он должен подчиняться ходу вещей.

прот. Александр: - Но здесь как раз момент такой, что он манипулирует.

прот. Дмитрий: - Это антипедагогическое явление.

прот. Александр: - Иногда ссылаются на его внутреннее неспокойствие, заболевание, или даже на родовую травму. Что у него психика еще слабенькая. Что его нельзя травмировать.

прот. Дмитрий: - Тогда надо подключать врача. И использовать рекомендации.

прот. Александр: - Ребенок требует. Или просто: дай-дай, дай-дай – вот так тянет жилы.

прот. Дмитрий: - Тянет жилы – это потому, что у него уже есть опыт. Что потянешь жилы – получишь то, что хочешь. А надо никогда, ни при каких условиях, ни на какие жилы не отвечать «да», а только «нет».

прот. Александр: - Даже если он закатывает истерику?

прот. Дмитрий: - Тогда вообще надо выходить из комнаты - и все.

прот. Александр: - Истерику боятся: как бы чего не вышло.

прот. Дмитрий: - Ну, а чего там выйдет?

прот. Александр: - Вид такой очень…

прот. Дмитрий: - Ну, непрезентабельный, конечно. Но ребенок не должен управлять взрослыми. Он погибнет как нравственный человек. Это будет эгоист, подлец, предатель, врун, алчный.

прот. Александр: - Ситуация другая: ребенок достаточно послушен, но проходит какое-то время, он вырастает и начинает предъявлять какие-то свои требования.

прот. Дмитрий: - Ребенок не может предъявлять требования к родителям, пока он а) не платит свою долю за квартиру, не платит свою долю за электричество, за теплую воду и за газ.

прот. Александр: - То есть до тех пор, пока он не станет самостоятельным.

прот. Дмитрий: - Да. Вот 14 лет исполнилось – найди себе работу – работай. И не то, что берешь себе зарплату, а отдаешь все маме – и еще будешь должен. Потому что еще еда же. А сколько ребенок может заработать? И вот тогда – да. А если требовать? «Там вон, у Васи есть компьютер, а у меня нет. А вы мне ничего не покупаете». А в детский дом хочешь? Там есть компьютерный класс. Там будешь пользоваться. Вот и все.

прот. Александр: - Шантаж: вы меня не любите.

прот. Дмитрий: - Нет, мы тебя очень любим, но мы хотим вырастить из тебя настоящего, хорошего, умного, развитого, благородного человека, да еще и христианина. А твои требования указывают на то, что ты пока это не умеешь.

прот. Александр: - А если я этого не хочу?

прот. Дмитрий: - Если не хочешь – тогда в детский дом.

прот. Александр: - То есть ребенок должен принять, хочет он или не хочет соблюдать те правила, которые родители….

прот. Дмитрий: - Конечно.

прот. Александр: - А что делать с обидами?

прот. Дмитрий: - С обидами – надо прощать. Христианин должен прощать.

прот. Александр: - Одна женщина говорит: дочка на меня обиделась. Она, говорит, со мной просто не разговаривает, не замечает….

прот. Дмитрий: - Ну и что?

прот. Александр: - Вот так она свою обиду выражает.

прот. Дмитрий: - Замечательно. Доесть все, что есть в холодильнике и больше ничем его не наполнять. И все. Захотела поесть – пошла в кофехауз или чайхона. И все. А ей не копеечки. И пусть она живет. И не покупать, ни носочков – ничего. Пусть штопает рваные. Отбирать не будем. Все те вещи, которые куплены до того – пускай будут. Но ничего пока не скажет: мамочка, прости. Я была не права.

прот. Александр: - Ну, материнское сердце не выдерживает…

прот. Дмитрий: - Не выдерживает – тогда вырастет из сына свин. А из дочки – свинья. Каждый растит детей  - для чего? Чтобы потом ходить в церковь и жаловаться: Вот у меня дети свиньи. Не хотят ни позвонить, ни помочь.

прот. Александр: - Но эта проблема – да…

прот. Дмитрий: - Да нет никаких проблем. Кого вырастил с тем и живешь!

Тел. звонок: - У меня вопрос, как психологи говорят, опустевшего гнезда. Они говорят [дети]: мама, займись, наконец, собой! Ты всю жизнь нам отдала – ходи по театрам, а мне это – как суп без соли есть. Я одна не могу радоваться в театре. Мне надо всегда с кем-то разделить. Чтобы вы посоветовали в такой ситуации?

прот. Дмитрий: - Ну как? Завести себе подруг. Лучше всего из храма. Там, в храме, всегда много одиноких женщин. Найдите себе подругу, которая разделит с вами свой досуг. Вот, у нас в храме есть целые группы женщин, которые ходят по театрам, по концертам, делятся. Каждый друг другу помогает, старается купить билеты. Те, кто побогаче, помогают тем, кому дороговато. И все замечательно себя чувствуют.

прот. Александр: - Человек привык жить для других, для своей семьи, для своих детей. И вдруг они…

прот. Дмитрий: - Так вот в этой группе и можно реализовать свою заботливость.

прот. Александр: - Как-то странно все. Говорят: мам, мы больше не нуждаемся в твоей опеке, заботе. И даже просят: оставь нас в покое…

прот. Дмитрий: - Но даже человек, что значит «привык»? Ну, есть привычки хорошие, а есть похуже.

прот. Александр: - И вот эта привычка из тех, что похуже?

прот. Дмитрий: - Конечно, надо же давать свободу взрослым людям.

прот. Александр: - Ну как вы говорите, нереализованное материнское чувство…

прот. Дмитрий: - Тогда можно взять ребеночка из детского дома. Того, который лишился мамы. Ну, папы вообще никогда не было. И приложить усилия, чтобы вырастить.

прот. Александр: - То есть так вот заново окунуться в эту…

прот. Дмитрий: - Да, раз нерастраченные силы. У нас, у всех советских женщин есть не растраченная энергия материнства. От силы на 15-20% они расходуют. А 80% так и гуляют по крови впустую. И бросаются к телефону, к вотсапу, едут незнамо куда.

прот. Александр: - Вот удивительно, эта сила вдруг проявляется в человеке, когда он уже стал бабушкой. А в свое время…

прот. Дмитрий: - Как? Ты вот сейчас стал дедушкой?

прот. Александр: - Да.

прот. Дмитрий: - Ну, ты чувствуешь, какие у тебя эмоции, глядя на внука?

прот. Александр: - Конечно.

прот. Дмитрий: - Это же сильнее, чем на детей.

прот. Александр: - Может быть, это уже с возрастом такое?

прот. Дмитрий: - Нет, нет. Просто человек уже в серьезных годах, он глубже все это воспринимает.

прот. Александр: - Тогда, когда они были и нужны эти силы, они почему-то не проявлялись…

прот. Дмитрий: - Не развиты еще чувства. Если бы все детки вырастали бы в многодетной семье сами, то тогда бы они обязательно участвовали в воспитании младших братьев и сестер. И у них часть этой энергии уже бы была затрачена, и приобрелся бы опыт. Все было бы гармонично. А так как у нас при советском режиме жизнь каждой семьи была искалечена, советский человек – это искалеченное существо, не знающее счастья, поэтому все такие и угрюмые. Потому что наш народ – несчастный.

прот. Александр: - Несчастный  - из-за того, что его в такие рамки наше советское государство поставило?

прот. Дмитрий: - Но переломало все. Многодетный народ – а теперь раз – опа – детей нет. Женщина – хозяйка. Всех выперли искусственно на работу с помощью низких зарплат мужей. Потому что не может один мужик прокормить свою семью, 10 -  15человек детей – не может. Сто лет назад мог спокойно, а сейчас нет.

прот. Александр: - Но сто лет назад на земле работали, и сами выращивали себе все необходимое.

прот. Дмитрий: - Ну да, но согнали же с земли. В деревне было жить нельзя. Деревня ограблена и уничтожена. Я уже не говорю про миллионы, которые вообще просто сгоняли и туда, на пустошь высаживали в ноябре -  декабре. Выживало там, ну может 5%. За зиму все помирали. Не говоря худого слова.

прот. Александр: - Наш народ, конечно, претерпел…

прот. Дмитрий: - Да это просто невыносимые муки. Народ – страдалец.

прот. Александр: - И те, кто выжили, стали новым народом. Как Вы сказали  - не русским, а советским.

прот. Дмитрий: - Да. Советским.

прот. Александр: - То есть им насадили новую идеологию, новые принципы жизни.

прот. Дмитрий: - Да. Вместо Вятки – вот тебе, будет Киров. Вместо Санкт-Петербурга – вот тебе, будет Ленинград.

прот. Александр: - Ну, и конечно, вместо многодетной семьи – вот тебе, счастливая…

прот. Дмитрий: - Будет тебе беспробудное пьянство. Потому что куда деваться? Только на дно стакана. Выпил – и легче стало. Самый доступный способ уйти от действительности.

прот. Александр: - Это было сделано целенаправленно?

прот. Дмитрий: - Я не знаю. Я не думаю, что водка стала так доступна из-за заботы о народе. Просто это всех устроило.

прот. Александр: - При любой зарплате она всегда была доступна.

прот. Дмитрий: - Да. Она должна была возвращать те деньги, в казну, которые заплатили в виде зарплаты. То есть, труд совсем обесценился.

прот. Александр: - И отношение к труду. Оно стало соответствующим.

прот. Дмитрий: - Разумеется. Одни делают вид, что платят, а другие делают вид, что работают.

прот. Александр: - И при этом как-то все были, в общем, довольны.

прот. Дмитрий: - Довольны, потому что выпьют.

прот. Александр: - И сейчас есть такие люди, которые с ностальгией вспоминают те времена.

прот. Дмитрий: - С ностальгией, потому что были молодые и могли много выпить. И этим и жили.

прот. Александр: - Нет, они считают, что народ был добрее, открытее как-то, веселее.

прот. Дмитрий: - Чем ближе к той, предыдущей эпохе -  тем, конечно….. Потому что такого озлобления, как возникло в результате этих огромных потрясений сотнями тысяч убийств, страх, который испытывал каждый человек… Боязнь же была жуткая!

прот. Александр: - Каждый не знал, чем закончится его день. И вообще наступит ли для него следующий.

прот. Дмитрий: - Да. Конечно.

прот. Александр: - И вот мы пытаемся преодолеть последствия того периода…

прот. Дмитрий: - Конечно. И очень много сделано. Во всяком случае -  такого страха уже нет. Это, я считаю, большое достижение.

прот. Александр: - Но замечают, что народ стал более равнодушный.

прот. Дмитрий: - Да. Во-первых, от Евангелия  - все дальше и дальше. Поэтому нет никакой жалости.

прот. Александр: - Когда чувство сострадания…

прот. Дмитрий: - Да. Очень часто говорят: так тебе и надо, сам виноват.

прот. Александр: - Даже во время войны пленных немцев…

прот. Дмитрий: - Да. Я, правда, не с немцем разговаривал, а с французом. Я был в одном французском городе и пошел в музей. Вот не помню что-то, по-моему, Анри Матисса. Выхожу, стою на остановке, ехать назад. И подходит ко мне старик француз. Это было очень давно, ему было под девяносто. И говорит: вы русский? Я говорю: да. Он говорит: вы самый прекрасный народ на свете. Я говорю: с чего вы взяли? - А я был в плену в России. И вот, когда мы голодные, рваные шли по улицам, нас вели, с автоматами наперевес, русские женщины нам кидали хлеб через спины наших конвоиров. Мы оккупанты, мы пришли на вашу землю, мы воевали против вас, но их жалость к нам побеждала эти чувства. Это, говорит, потрясающе. У нас бы никогда ничего такого не было. Вот мы с ним так поговорили. Меня это до слез проняло. Но он там поработал, конечно, на стройках пятилетки какой-то срок как военнопленный, и вот вернулся в свою Францию.

прот. Александр: - Вот было что-то в людях. Но это видно еще той, дореволюционной закваски женщины…

прот. Дмитрий: - Да, конечно. Это же христианский поступок! Если враг твой голоден – накорми его. Это они еще впитали это от предков. Это еще осталось. А сейчас этого ни у кого не осталось. Только и слышишь: так им и надо.

прот. Александр: - Но преемственность была разрушена, не передавались…

прот. Дмитрий: - Совсем поэтому другой народ. Это не русский, а советский.

прот. Александр: - То, что воспитывается в семье, исчезло, потому что исчезла семья.

прот. Дмитрий: - Исчезла семья – водка осталась. Поэтому бесконечные эти разводы, драки. Это…

прот. Александр: - Но сейчас нельзя сказать, что у нас народ сильно пьющий. Как это…

прот. Дмитрий: - Нет. Сейчас уже умереннее пьют. Но все-таки.

прот. Александр: - Но при этом народ становится равнодушнее и озлобленнее.

прот. Дмитрий: - Да нет, просто  - каждый за себя. Перенимают американские ценности. It`s your problems.

прот. Александр: - То есть, такой западный стиль…

прот. Дмитрий: - Да. Это твои проблемы. И ослепительная улыбка.

Вопрос: - Можно ли рассказывать детям о Деде Морозе так, чтобы они в него верили? Или это уже язычество и идолопоклонство?

прот. Дмитрий: - Нет. Это просто сказка. А в сказке все бывает: медведь может с волком разговаривать, поэтому это просто как сказка. Можно даже и начинать: расскажу тебе сказку. А давай в сказку будем с тобой играть. Вот мы сейчас заснем, и тебе из этой сказки Дед Мороз принесет подарок. А ты когда проснешься, умоешься, зубки почистишь, тапочки наденешь, и чтоб не шлепать голыми ножками по паркету – пойдешь смотреть под елку. Он все это сделает, придет: мам, подарок! – Вот, Дед Мороз. Сказка кончилась, а чем? И тут, и это, и это – всего он тебе, Дед Мороз наложил.

прот. Александр: - А он что, правда, приходил?

прот. Дмитрий: - Ну, ты видишь, подарки есть?

прот. Александр: - До определенного возраста, конечно.

прот. Дмитрий: - Да. Это будет действовать.

прот. Александр: - Дети – у них просто глаза сияют от такой сказки, которая еще венчается реальным подарком.

прот. Дмитрий: - Да.

Вопрос: - Наш батюшка рекомендовал постить детей с младенчества: не давать мясное, яйца. Детям сейчас год и восемь месяцев. Начался Рождественский пост. Переживаю, что дети голодают без мясного. Как быть? Идти против воли батюшки? И где у нас в Православии прописаны правила поста для детей?

прот. Дмитрий: - Нигде не написана такая глупость. Написано, что детям пост ослабляется. А также беременным, кормящим матерям, находящимся в тяжелых работах и в армии.

прот. Александр: - Но ослабляется кем и насколько?

прот. Дмитрий: - Ослабляется разумно с помощью своей собственной головы.

прот. Александр: - Родителями определяется.

прот. Дмитрий: - Да, конечно. А кто же еще будет детей приучать к посту, как не мама с папой?

прот. Александр: - Вот, родители приходят за благословением к батюшке, который определяет…

прот. Дмитрий: - Им пост, а дети – они в компетенции папы и мамы.

прот. Александр: - То есть, когда батюшка говорит: вы своим детям того не давайте, этого не давайте…

прот. Дмитрий: - Во-первых, он не имеет права. Если мама, папа -  твои духовные дети, вот и командуй, а ребенок еще не исповедуется.

Тел. звонок: - Если человек пьет и  все время дает обещания, и болеет, и очень тяжело ему…..

прот. Дмитрий: - Так алкоголизм – тяжелое психическое заболевание.

Тел. звонок (продолжение): - Это не только психическое. И болеет на этой почве, и желудок, и кишечник, и все остальное…

прот. Дмитрий: - И печень, и сосуды сердца.

Тел. звонок (продолжение): - Ну да. Если не хочет, никак не поддается -  пойдем лечиться…

прот. Дмитрий: - Большинство людей не хотят лечиться потому, что они не считают себя больными.

Тел. звонок (продолжение): - А что мне-то делать? Потому что я сама заболеваю…

прот. Дмитрий: - А вы делайте то, что вы пожелаете. Вы можете это терпеть и всю жизнь потратить на….

Тел. звонок (продолжение): - Но это не то, что муж, с кем, может быть, можно было развестись. Это родной человек – брат.   

прот. Дмитрий: - С братом еще легче развестись, чем с мужем.

Тел. звонок (продолжение): - Знаете, когда он не пьет, он очень хороший, с ним не наговоришься…

прот. Дмитрий: - Так если не пьет, так вообще все красота.

Тел. звонок (продолжение): - Если он не хочет лечиться: я сам, сам, потом опять запивает, мне-то, может,  вообще с ним прекратить все связи?

прот. Дмитрий: - Да как хотите, так и поступайте.

Тел. звонок (продолжение): - Нет, что вы посоветуете?

прот. Дмитрий: - Да я ничего не посоветую. И не дерзну даже. Это ваше решение. Он очень хороший человек, с ним говоришь – не наговоришься. Он замечательный. Вы, понимаете, ставите задачу, у которой решения нет. Это решение находится в ваших руках. И в вашей воле.

прот. Александр: - Хочется, чтобы оно было правильным, с правильными последствиями.

прот. Дмитрий: - Тут не бывает правильных последствий. Тут всегда будет на разрыв. Борьба будет внутренняя.

прот. Александр: - И жить с ним не могу, и бросить не могу.

прот. Дмитрий: - Да. И все. Что мне делать? Да ничего. Я всем говорю: если не знаешь, что делать – не делай ничего.

прот. Александр: - Оставь все как есть.

прот. Дмитрий: - Ну, а что делать?

прот. Александр: - Действительно, время проходит, все меняется…

прот. Дмитрий: - Ну да, человек может и помереть. Как мой отец говорил: водка – не свой брат.

прот. Александр: - Некоторые говорят: да он все понимает, он ее ненавидит, но пьет.

прот. Дмитрий: - От того, что он ее ненавидит – мне от этого не легче. Я если ненавижу – я не пью.

Вопрос: - Мне хотелось бы еще раз исповедовать свои грехи, которые я уже исповедовала. Может быть, более подробно, чем раньше. Скажите, пожалуйста, есть ли в этом смысл, и стоит ли мне это делать?

прот. Дмитрий: - Надо сначала ответить на вопрос: «зачем»? Человек должен обязательно, прежде чем что-то делать, ответить сам себе на вопрос: «зачем».

прот. Александр: - Я не знаю, как конкретно у этого вопрошающего, но часто люди говорят: нет у меня после исповеди легкости на душе, чувства прощения. Наверное, что-то не так сказала. Можно я еще раз….  

прот. Дмитрий: - Чисто женский подход. Главное – от того, что человек кается, должно быть изменение жизни, а не легкость. Это не безалкогольное пиво. А совсем другая процедура. Должны быть плоды покаяния, а не легкость. Ой, я в церковь сходил – так на душе легко. Ну, на душе легко, может быть, от того, что погода изменилась, дождик кончился, изменилось атмосферное давление, и уже не так тяжело в голове. Но Христос не этого хочет. Он нам нигде не сказал, что главное -  здоровье. Легкость – это не критерий. Но женщины существа эмоциональные – они все вот так меряют: ой, там такая благодать! Как будто у нее работающий благодатометр в кармане.

прот. Александр: - Но человеку хочется…

прот. Дмитрий: - Нет. То, что кому-то хочется – это, пожалуйста. Но не все, что человеку хочется -  канонично.

прот. Александр: - Вот и возникает отсюда вопрос: так простил мне Бог мой грех или нет?

прот. Дмитрий: - Так ты и спроси у Него, у Бога. Что ты у меня, у грешного, спрашиваешь?

прот. Александр: - А он не знает, в каком виде ответ будет.

прот. Дмитрий: - А тут не вид надо. Нужно от сердца молиться Богу. И Господь найдет способ.

прот. Александр: - То есть, повторение уже исповеданных грехов…

прот. Дмитрий: - Не имеет смысла.

прот. Александр: - То есть, это есть недоверие Богу.

прот. Дмитрий: - Это есть и недоверие, это есть, как бы это сказать, недостаточное покаяние.

прот. Александр: - То есть человек ищет не покаяния, а именно некоего чувства на свою исповедь.

прот. Дмитрий: - Да. Человек ищет чувства. Он доверяет своим чувствам. А не доверяет таинствам Церкви.

прот. Александр: - Но вот и Господь говорит: блаженны не видевшие, но  уверовавшие.

прот. Дмитрий: - Господь-то знает, что Он говорит.

прот. Александр: - А человек хочет обязательно пощупать, увидеть.

прот. Дмитрий: - Пусть он хочет. Но наша задача как людей, поставленных в качестве пастырей – мы должны объяснять человеку, где находится ошибка. Чур, ваша ошибочка. Младенец для своего развития должен обязательно белки, углеводы употреблять в нужном количестве. Почему? Пост может быть только сознательным. Так лет с трех можно что-то пробовать.

прот. Александр: - А будет он уже сознательным?

прот. Дмитрий: - В известной степени.

прот. Александр: - То есть, уже с трехлетним можно…

прот. Дмитрий: - Начинать…

прот. Александр: - Договариваться, объяснять…

прот. Дмитрий: - Попробовать, потому что… Но лучше с пяти.

прот. Александр: - А если ребенок уже подросший, лет восьми, говорит: я не хочу поститься. Оставить его в покое?

прот. Дмитрий: - Нет, не оставить. Нужно продолжать воспитывать. Только не с помощью нотаций. Есть такой педагогический прием. Например, мама это заметила, разрешила ему не поститься. А когда все сели за стол – навалить мяса, котлет. И все постятся, а он сидит с этим блюдом. И когда кто-то глаза вытаращит, сказать: не удивляйтесь, он не хочет с нами. Мы постимся, а он не хочет быть с нами.  

прот. Александр: - Это может повлиять?

прот. Дмитрий: - Да это так повлияет, что ему кусок в горло не полезет. Я помню, у меня один племянник проснулся и запросил есть. Я говорю: слушай, но мы собираемся все причащаться. Ты тогда не сможешь причаститься. Он говорит: я хочу есть. Поел. Все причащались, а он нет. На всю жизнь запомнил.

прот. Александр: - Больше не просил?

прот. Дмитрий: - Не - а.

прот. Александр: - Это, действительно, когда все едят, а ты оказываешься в стороне.

прот. Дмитрий: - Конечно. Он понимает, что он отделяется … Так желание есть, оно может быть довольно сильное.

прот. Александр: - Дети - это, конечно…

прот. Дмитрий: - Но надо подбирать такие к ним ключики, чтобы не было обиды. Как-то заставлять - не за чем. Нужно такой ход придумать, от которого будет только польза и запоминать.

прот. Александр: - Некоторые родители говорят: все было замечательно, не было никаких противоречий, а в каком-то возрасте ребенок меняется.

прот. Дмитрий: - Меняется, конечно.

прот. Александр: - И тут же возникают: а я не буду, а я не хочу, а мне это не надо.

прот. Дмитрий: - Отлично. А я не буду тебе стирать. А я не буду за тобой тарелку мыть.

прот. Александр: - А он спрашивает: а какая польза от того, что ты меня заставишь идти в храм?

прот. Дмитрий: - А я тебя не заставляю. Ты свободный человек – иди хоть куда. Дверь открыл – иди. Какой храм? Это мы все идем. А ты куда хочешь.

прот. Александр: - Но имей в виду, что ты уже не с нами.

прот. Дмитрий: - Ты не с нами. Не надо подходить: пап, мам. Либо мы вместе, либо мы не вместе. Либо мы кое-кто не вместе.

Всего доброго. До свидания.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+