Перейти к основному содержанию

00:48 06.11.2025

О празднике Покрова Пресвятой Богородицы

05.11.2025 10:57:26

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2025/10/13/22-02
Смотреть: https://rutube.ru/video/b3fdfaae741a2d9fce95ded5d7db88a3/

Е. Никифоров: - Добрый день, братья и сестры! У микрофона Евгений Никифоров. Сегодня мы будем беседовать с Сергеем Вячеславовичем Перевезенцевым. Доктором исторических наук, профессором факультета политологии МГУ, сопредседателем правления Союза писателей России, награжденным всеми возможными премиями. Вы много издавали, много пишете – целую библиотеку можно из ваших сочинений собрать. Сегодня мы будем говорить об одном феномене. Праздник Покрова Богородицы один из самых любимых праздников, но противоречивый. Восстановление его очень странное. Почему? Вот об этом я и хотел вас расспросить. Как он возник, чему был посвящен, как праздновался и укоренился в России?

С. Перевезенцев: - Восстановлению праздника Покрова Божьей Матери мы обязаны событием, которое произошло в 910-911 годах в Константинополе, во Влахернском храме, когда во время очередного нашествия на Константинополь, когда собрались прихожане, моля Господа о спасении. Присутствовал в этом храме некий Андрей Юродивый. Интересная фигура, кстати говоря, для дальнейшей русской истории. Именно Андрею было чудесное видение Пресвятой Богородицы, Которая в этом видении распростёрла Свой омофор, ну или мафорий, как его называли, на Руси – покров, плат, и обещала заступничество за всех христиан и за Константинополь. В дальнейшем в греческой традиции было несколько таких установленных различных праздников в честь этого чудесного мафория и чудесного события. Это связано с тем, что Пресвятая Богородица – одна из самых любимых святых в православной традиции, да вообще в христианской традиции как таковой, что у римо-католиков, что в православной традиции. В этом отношении любые части её одежды тоже почитаются как святые, тем более что, в чудесном сказании о видении Андрею, Богородица Сама распростерла этот плат и обещала им укрывать христиан от бед.

Е. Никифоров: - Но не только Андрей видел, ещё же и Епифаний, который рядом с ним молился.

С. Перевезенцев: - Да, это тоже было, но я в данном случае больше имею в виду именно Андрея Юродивого, потому что, как ни странно, именно эта фигура оказалась близка нашей русской истории. Тут очень интересная вещь, которую мы не до конца знаем. Наш праздник Покрова установлен по старому стилю 1 октября, а по новому – 14 октября. Само установление до сих пор большая загадка.

Е. Никифоров: - Да, у греков-то не укоренился этот праздник?

С. Перевезенцев: - Позднее они, в некотором отношении подражая нам, начали его праздновать в 20-м столетии. Даже для нашей истории это событие несколько загадочное. Историки начали разбираться уже в 19-20 веках, когда и как был установлен праздник, и оказалось, что мы не имеем никаких точных сведений, потому что в чудесном сказании о празднике говорится об Андрее Боголюбском, но в других источниках есть упоминание о том, что возможно он был установлен еще Владимиром Мономахом, дедом Андрея Боголюбского. Насколько это верно, трудно сказать. Обычно праздник Покрова связывают с двумя вполне реальными фактами жизни князя. Андрей Юрьевич во многом усилил почитание Пресвятой Богородицы в русской православной традиции. Вспомним, что, собственно, во Владимирскую землю он пришел по абсолютному убеждению, приведённый чудесной иконой. Той иконой, которая, оказавшись в Владимире, стала Владимирской иконой Божьей Матери, а была сначала в Вышгороде под Киевом. Когда Андрей Юрьевич решил уйти в Су[ж]дальскую землю, как тогда писали, ибо Владимир был мелкий городишко по тем временам, а центром земли была Суздаль? и довольно долго называлась именно Суздальской землей. Владимиро-Суздальское княжество – это уже, конечно, название позднее, возникшее в исторической науке. И когда он уходил в Суздальскую землю, он взял с собой эту икону. Если верить сказанию о Владимирской иконе Божьей Матери, а само сказание было написано явно при непосредственном участии Андрея Юрьевича, то там говорится, что икона несколько раз покидала место, тем самым показывая, что она не хочет находиться в Вышгороде, а хочет куда-то уйти. Боголюбов был основан тоже потому, что икона Богородицы пожелала там остановиться. И связывают события с фактом, что Андрей Юрьевич особо почитал Божью Матерь, основал Владимиро-Успенский собор в память о Богородице, саму икону украсил необычайно, дарил ей различные подношения в знак того, что она является спасительной. Созданные под его непосредственным водительством «Сказания о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери» свидетельствует, что изначально Андрей Юрьевич подразумевал, что эта икона будет благодатной не только для Владимира, но и для всей русской земли. Чудеса, которые происходили по молитвам перед этой иконой или списками с нее, шли по всей русской земле и были зафиксированы уже в первом варианте сказания. Итак, первый факт – отдельное почитание Божьей Матери. Второй факт – известная история с основанием храма Покрова на Нерли. Мы все привыкли, что в честь того, что этот праздник основан, возник и сам храм. Но тут не так все просто. Дело в том, что в ранних источниках этот храм называется просто Богородицким, а храмом Покрова начинает именоваться где-то с XIV века. Особо пытливые историки считают, что, возможно, и переосвящение храма произошло в XIV столетии. Не думаю, что это так, потому что называние в источниках XIII века храма Богородицким не означает, что он не был посвящен празднику Покрова. Тем не менее, налицо некоторая загадка, такой люфт исторический, и такая свобода обращения с именованием храма в источниках сохраняется. Хотя должен сказать, что в русской традиции очень часто особенно богородичные храмы именовались не в честь каких-то икон, не по имени икон и праздников, а просто Богородицкими. Напомню, что тот же Владимир Святой, основав в 996-м знаменитую Десятинную Церковь в Киеве, собственно, посвятил её Богородице. И она так и называлась с тех пор Богородицкой церковью или церковью Богородицы. И по предположениям историков, скорее всего, она была посвящена Успению Богородицы, но это опять же предположение о самом названии церкви Богородицы в источниках. Это довольно распространенное явление, когда источники не указывают. Предмет посвящения, образ, которому он посвящен, указан, а в честь какого праздника или иконы источники зачастую умалчивают. Как бы то ни было, мы точно знаем, что к XIV веку относится возникновение этого праздника. В Месяцесловах он тоже появляется. Во всяком случае, в известных нам, сохранившихся, дошедших до наших времён Месяцесловах, в частности, Евангелии князя Симеона Гордого, праздника Покрова нет. А во второй половине XIV века он упоминается. И это говорит о том, что праздник-то был основан, но, видимо, не был почитаем ещё. Так часто бывает с праздниками. Праздник кем-то основан и почитается в каком-то монастыре или месте. А в целом по стране среди обычного люда недостаточно известен. Не было еще важного события, которое сознание людей связало бы со спасением или с какой-то радостью, другими эмоциями, которые этот праздник вызывает, и, соответственно, вызывает глубокое религиозное осмысление. Известно, что в московских землях первый храм, посвященный Покрову относится к началу XIV века, во всяком случае, это небезызвестно всем нам. Хотьков монастырь, который уже именовался как Покровский Хотьков монастырь. Напомню, что именно в этом монастыре свои последние дни провели родители преподобного Сергия Радонежского, которые туда ушли. И вот впервые появляется этот праздник. Но...

Е. Никифоров: - Я хотел бы расспросить, пока не ушли слишком далеко. В Греции праздник так широко не праздновался, естественно.

С. Перевезенцев: - Он вообще не праздновался в Греции.

Е. Никифоров: - Это поразительно. Потому что Покров Божья Матерь распростёрла над Константинополем, Византией, и Андрей видел это чудесное явление. А обычно пишут, уходя от точного указания, что за враги окружили Константинополь, наверное, арабы, а может и нет, вроде даже наш Вещий Олег.

С. Перевезенцев: - Есть такая версия, что, возможно, Вещий Олег был с русью. На самом деле, это тоже версия. В данной ситуации я просто не останавливаюсь на этом. Трудно сказать, что это было на самом деле. Интереснее другое. Мы возвращаемся опять же к образу Андрея Юродивого. Если в северо-восточных, в частности, в московских землях, почитание праздника было не особо распространено, то в новгородских землях как раз появляется несколько храмов в XIII-XIV веках, и, видимо, было отдельное почитание именно праздника Покрова Божией Матери. Потом празднование ушло сюда. Почему? Новгородцы пришли к выводу, что Андрей Юродивый был новгородцем. Соответственно, он наш человек, вот почему я и говорю, что именно Андрей непосредственно связан с русской историей. Русский человек, по убеждению новгородцев, наблюдал чудо! Соответственно, это было некое послание и всей русской земле, и всему русскому народу. Сейчас неважно, каково именно было происхождение Андрея Юродивого. Важно восприятие этого образа нашими предками. Напомню, что это было время ордынского плена. Именно тогда происходит очень важное укрепление христианского сознания людей, живших по всей русской земле. Классический пример, что именно в этот период земледельцев, которых до того на Руси называли просто «люди», или «смерды», или «селяне», традиционные именования в славянских языках земледельцев – селяне. Кстати говоря, в современном белорусском и украинском языках до сих пор жители сельской местности, занимающихся сельскохозяйственным трудом, так и называются «селяне». В северо-восточных и северо-западных русских землях, оказавшихся под ордынским владычеством в наиболее грубой и тяжёлой форме, вдруг наши с вами предки-земледельцы начинают себя именовать «крестьянами», то есть «христианами». Наверняка, Евгений Константинович, Вы помните, был такой совершенно замечательный русский лингвист Олег Николаевич Трубачёв, академик, гениальный абсолютно человек, покойный, к сожалению. У него есть отдельная работа, посвященная исследованию этого термина, самоименования. Он пришел к выводу, что это единственный пример мировой истории, когда народ начинает себя идентифицировать через религиозную принадлежность.

Е. Никифоров: - А как же христиане?

С. Перевезенцев: - Нет, христиане это же не это. Нет, это название же города всего лишь в честь Христа. А тут основная масса населения начинает себя осознавать, как некую социальную группу, через свою религиозную принадлежность. Если верить исследованиям Олега Николаевича Трубачева, нигде, ни у одного христианского народа в мире более такого факта нет. Это говорит о том, что период XIII, XIV и частично XV веков, то есть период ордынского владычества, стал важнейшим периодом в осознании нашими предками себя прежде всего как христианами, естественно, православными. Поэтому для них было, видимо, крайне важно, что Богородица явила это чудо не просто всем христианам и не только христианам, грекам в Константинополе, но прежде всего русскому человеку. И через него передала это чудо своё и свои слова всей Руси, в которой в это время происходит просто фантастическое укрепление христианской веры. Мы с вами недавно говорили о том, насколько именно в 14 столетии важна была монастырская реформа, монастыри росли как грибы по всей Руси. Как раз 14-15 века. И постепенное укрепление этого праздника – то же время. Ну и постепенно храмы Покрова начинают возникать в Московской Руси. Известно, что на рубеже 15-16 веков в Москве было четыре Покровских храма. Причем с одним до сих пор непонятно: то ли это был монастырь, посвященный празднику, то ли просто монастырь перенесли на другое место. Но во всяком случае упоминается Покровский монастырь на территории, которая сейчас находится по адресу Мясницкая улица, 2. Примерно в этом месте. Тогда это называлось Покровский монастырь в садех, что было территорией за границей Кремля. Появление храмов в Москве говорит о том, что постепенно и московские земли приходят к почитанию Покрова, тем более что на рубеже 15-16 столетий Москва – это уже столица независимого русского государства, время правления государя Ивана III. Постепенно праздник Покрова приобретает своё значение, но тому, что этот праздник стал вообще одним из самых основных в русской традиции, резко умножилось число Покровских храмов, послужили исторические события.

Е. Никифоров: - А почему такое значение придавалось? Какой смысл русские видели в этом событии, происшедшем в Греции, Византии?

С. Перевезенцев: - Давайте теперь, собственно, о тех исторических событиях, которые привели к тому, что этот праздник становится таким важнейшим и в русской церковной традиции. Напомню, до тех событий, о которых мы сейчас будем говорить, он был одним из праздников, а затем он входит в число праздников великих. Он не становится одним из двунадесятых, но во всяком случае одним из великих праздников, что тоже, казалось бы, неожиданно. Всё это было связано уже с годами правления государя Ивана IV и, самое главное, с тем периодом, когда Русскую Церковь возглавлял митрополит Макарий. Совершенно уникальная фигура в русской истории, благодаря которому и начинает формироваться и выкристаллизовываться та самая русская государственная идеология, которая легла в основу всего российского царства, русской истории и, по сути дела, всей русской цивилизации. В 16-м столетии при митрополите Макарии и чуть позднее при его учениках выходят главные тексты русской истории, в которой эта идеология формируется. Это «Сказания о князьях Владимирских», это «Лицевой летописный свод», это «Степенная книга царского родословия», ну и безусловно, гениальное сочинение, три собрания 12-томных великих, – Минеи-Четьи, написанные непосредственно и при участии под руководством митрополита Макария. Одно 12-томное собрание было подготовлено большой группой книжников под непосредственным руководством митрополита Макария в Новгороде, так называемый Софийский список, положенный в Софийский собор Новгородского Кремля. И два собрания, Успенский список, то есть список, положенный в Успенский собор, и царский список, подготовленный специально для государя Ивановича.

Е. Никифоров: - Не могу не похвастаться. Дело в том, что в новое время, в наше время уже, первый раз 12 томник издал «Радонеж».

С. Перевезенцев: - Удивительная вещь, потому что до того ведь изданий практически не было! Начали издавать его до революции, но так до конца и не довели же это дело. И в этом отношении, конечно, великие Минеи-Четьи – удивительная совершенно вещь. Вопрос, почему те тексты и сама фигура Макария, как и государь Ивана IV, кардинальными являются в русской истории? Связано это было с общей исторической обстановкой, духовно-исторической, духовно-политической обстановкой, которая сложилась в это время в христианском мире. Я напомню, что в конце XV века весь христианский мир пребывал в ожидании конца мира, которое не случилось, но в результате которого христианские мудрецы пришли к выводу, что скончания мира нужно ждать всякий час. А это означало, что всякий час всякий христианин, не говоря уже о государственных мужах и столпах Церкви, должны быть готовы к тому, что это скончание мира наступит. А ведь скончание мира наступает после прихода, воцарения антихриста, после второго пришествия Христа, после последней битвы и после Страшного суда. То есть, по большому счету, христиане должны быть готовы к этим апокалиптическим событиям. В 16-17 веках шло постоянное ожидание прихода антихриста, в ком его только не видели!? Самое главное, что это породило высочайшую нравственную и духовную наэлектризованность христианского мира, потому что нужно было готовить себя, Страшный суд мог случиться в любую секунду. Нам кажется, что всё это может быть разорвано, происходить в каком-то длительном историческом контексте, а Господь это может устроить в одну минуту. Мы же не знаем волю Божию. К чему и пришли мудрецы христианские на рубеже 15-16 веков. Воля Божия не дана. Мы можем только в этой нашей земной жизни сделать только одно – быть готовыми к приятию воли Божией, не более чем. И всё это породило, естественно, внутри России осознание того, что в силу исторических и духовно-политических обстоятельств Россия осталась единственной в мире независимой православной страной. Господь позволил России таковой быть, возложил на Россию миссию, которая заключалась в защите православия по всему миру и в том, чтобы, как только Господь явит миру Второе пришествие, вступить в воинство Христово, участвовать в последней битве и заслужить спасение посмертное, то есть добрый приговор на Страшном суде. И эта удивительная по своей напряжённости атмосфера и породила тексты, которые я называл, иконы, образы, храмы, фресковые живописи, вообще ту великую русскую культуру православную 16-17 веков, через которую наши предки как раз и пытались подготовить себя ко Второму пришествию, понять своё место. В этом отношении сама атмосфера повлияла на то, что праздник Покрова оказался крайне важен и крайне вписывался в эту атмосферу ожидания, потому что кто ещё может защитить Россию в случае какой-то битвы, кроме Богородицы, главной молитвенницы перед Господом и главной заступницей за Россию? Она же русскому человеку явилась-то!? Господь через Богородицу возлагал на Москву какие-то особые надежды, какую-то особую миссию. И, соответственно, эта атмосфера создавала сам факт того, что и праздник Покрова должен был стать какой-то значимой частью общей атмосферы ожидания спасения. Ожидание скончания мира – понятно, но самое главное было, конечно, ожидание спасения после скончания мира. Но было и чисто историческое событие, которое стало толчком к тому, чтобы праздник Покрова приобрёл особое значение. Напомню, в начале 16 столетия одним из главных внешнеполитических соперников Московского государства, Российского Великого Княжества, стало Казанское ханство. И несколько походов было туда организовано юным государем Иваном IV, все они заканчивались неудачей, пока в 1552 году не состоялся тот самый удачный поход, то самое взятие Казани. И это было первое завоевание русским царством другого царства. А уже к тому времени же был принят царский титул государем. То есть он уже в полной мере стал православным императором, защитником православия. В полной мере взял на свои юные тогда еще плечи... Напомню, что в 1552 году ему было всего лишь 22 года – абсолютный юноша. Хотя он, конечно, с 13 лет фактически самостоятельно управлял государством. Но тем не менее... В 16 лет он принимает царский титул, в 52 году первое царство. Царство ему покоряется, не случайно ведь потом в титул русского государя и всех последующих государей, включается и то, что он Царь Казанский, и выпускается специальная казанская царская шапка, которая сейчас, кстати, хранится в Оружейной палате Московского Кремля. И в этом отношении крайне важной оказалась дата покорения Казани, – 1 октября праздник Покрова, а 2 октября Казань оказалась в руках московского государя, он победно въехал в разгромленный Казанский Кремль, и первое «иное» царство оказалось у ног русского государя.

Е. Никифоров: - Мне кажется, важно подчеркнуть, что это не было просто захватнической акцией.

С. Перевезенцев: - Нет, конечно, Казанское ханство выступало как пират по отношению к русскому государству.

Е. Никифоров: - То есть это была антитеррористическая операция, скажем так.

С. Перевезенцев: - В каком-то смысле, да. По подсчётам историков, что-то до 100 тысяч пленных русских находилось в это время в Казани. Ну, потому что Казань занималась работорговлей помимо прочего. И уже в 1555 году, то есть спустя буквально три года после этой победы, по благосостоянию митрополита Макария на Красной площади возле рва, на месте стоящего там до той поры Троицкого храма, начинается сооружение нового собора, посвященное как раз празднику Покрова. Собор строится несколько лет. Мы знаем даже точную дату строительства этого собора, а именно 29 июня, или 12 июля по новому стилю, 1561 года, потому что на стенах Покровского собора сохранилась так называемая храмоздатная надпись, когда это строительство было завершено. И здесь мы опять встречаемся с несколькими очень серьёзными загадками. Существуют возможные толкования, которыми сейчас хочу с вами поделиться. Все, кто приходит на Красную площадь и видит это восьмое или девятое или десятое чудо света...

Е. Никифоров: - Первое, на мой взгляд, первое!

С. Перевезенцев: - Ну, может быть, не буду спорить. Но, представьте, середина XVI века, – на одном фундаменте девять храмов. Девять храмов! Плюс ещё десятый построили, когда умер всеми любимый блаженный Василий. И, собственно, основная масса людей, которые приезжают в Москву, наверное, даже не знают, что это Покровский собор. Настолько это был любимый святой, что до сих пор храм именуется храмом Василия Блаженного, хотя, конечно, это Покровский собор. Здесь 9 храмов, включая 10-й Василия Блаженного. На одном фундаменте - восемь, причём они все между собой связаны. Побывайте на экскурсии в Покровском соборе, приводите туда детей, его сейчас неплохо отреставрировали, чудесно пройтись вот по этим проходам, внутри этих стен, по всем этим коридорчикам, удивительно, по лесенке узкой-узкой, какие были в 16-17 веках. Но самое главное другое. Именно митрополит Макарий и государь Иван IV заложили в это сооружение совершенно удивительный смысл. Во-первых, сам главный храм, высокий шатрообразный, который стоит в центре, посвящен Покрову Божьей Матери. Четыре из восьми храмов посвящены вселенским святым, причем святым не очень известным, но они связанным с одним очень важным явлением. Дело в том, что праздник этих святых отмечался в те дни, когда русское воинство одержало те или иные победы над казанским ханством и над войсками казанцев еще до взятия Казани. И храм прежде всего почитался как храм-памятник воинам, погибшим при взятии Казани. То есть связь была абсолютно прямая. Победа над Казанью в дни Покрова Божьей Матери и Покровский собор в центре Москвы свидетельствуют о том, что есть связь покорения царства с помощью Божьей Матери Богородицы, Которая явила Свой покров Руси. И наши предки были в этом абсолютно уверены. Но остальные четыре храма посвящены были русским святым. И вот это объединение вселенских святых и русских святых: три храма вселенским святым, три храма – русским, кроме того, Троицкий храм в честь Святой Троицы, напоминание о преподобном Сергии Радонежском, известно, что Троицкий храм был на этом месте, он же стал частью большого храма. И, наконец, еще один важнейший храм – храм входа Господня в Иерусалим. Еще и этот праздник оказался. Причем храм входа Господня в Иерусалим стоит прямо напротив Фроловских, то есть Спасских ворот. Объясню потом, почему это будет важно. Фактически Покровский собор стал образом Москвы, как Нового Иерусалима.

Е. Никифоров: - Долго думали, кто же авторы идеи? Ну, Барма и Постник. Они исполнители, прежде всего, конечно. А знаете, какую версию потрясающую выдвинул митрополит Тихон Шевкунов? Почему Барма и Постник? Это никнейм. Постник — митрополит Макарий. Барма – государь.

С. Перевезенцев: - Известно, что Барма-Постник строил Казанский кремль позднее. Факты известны.

Е. Никифоров: - Ну, разрушили такую потрясающую легенду.

С. Перевезенцев: - Но красиво! Но по сути дела, этот храм стал посвящением Руси себя Господу. Осмыслением через этот праздник себя как Святой Руси. Не случайно именно в это время появляется термин «свято-русская земля». После этого события постепенно праздник Покрова превращается в общероссийский праздник и включается в число великих праздников, что прослеживается по источникам. И одновременно в это же время формируется полный список двунадесятых праздников и великих праздников. До того двунадесятые праздники именовались Господскими, иногда Богородицкими. На протяжении нескольких лет, даже десятилетий после этого, в Москве больше Покровских храмов не строили. Но они начали появляться в деревнях вокруг Москвы, в различных селах. А следующий этап любви к Покрову уже связан с новой династией – с Романовыми. Именно при Романовых Покровские храмы начинают покрывать всё Российское царство, потом всю Российскую империю и вообще становятся одними из самых любимых наряду с Никольскими храмами, Троицкими храмами, наряду с храмами, позднее возникшими в честь Казанской иконы Божией Матери. Покровские храмы приобретают такое же огромное значение. Почему? Напомню. Смутное время, 1613 год, на престол избирается юный царь, еще тогда 16-летний, как в свое время первый русский государь, принявший на себя царский титул. И тут 16-летний Михаил Федорович Романов принимает на себя царский титул. Но для русского духовно-политического сознания, общенародного сознания, крайне важна была непосредственная кровная связь представителей новой династии с династией Рюриковичей. Это, кстати говоря, оговаривалось в Утвердительной грамоте, которая была принята на соборе 1613 года. Там основной аргумент в пользу того, что именно Михаил Федорович может стать государем, была его опосредованная, но, тем не менее, кровная связь с первой русской царицей Анастасией Романовой, которая была первой супругой государя Ивана IV. Он был что-то вроде несколькоюродного племянника последнего русского царя, Фёдора Ивановича из рода Рюриковичей. Но был и Шуйский избранный царь, был Борис Годунов избранный царь, куча разных самозванцев в смутное время. Трудно было понять, а кто из них истинный царь. А вот истинность царя могло доказать только чудо. И это чудо случается уже в 1618 году, в дни празднования Покрова Божией Матери, 1 октября 1618 года. Именно в этот день польско-казацкие войска под руководством польского королевича Владислава и атамана Сагайдачного Запорожского явились под стены Москвы, прорвали укрепление земляного города и начали рваться к Белому уже городу, стремясь завоевать Москву. И если бы не дружины Дмитрия Михайловича Пожарского, который остановил их в Земляном городе, неизвестно, как бы повернулась бы история, но он их остановил и выбросил из пределов Москвы, а уже вскоре заключается мирное соглашение, знаменитое Деулинское соглашение с поляками, и смута заканчивается. И уже вскоре, в 20-е годы, Михаил Федорович Романов начинает в своем небольшом селе Рублёве строить храм. В 19-м году уже закладывают храм, в 1926-м он уже построен. Храм Покрова Божьей Матери. А в других селах, как царских, так и селах ближайших сотрудников, ближайших сподвижников Михаила Федоровича Романова, у других Романовых, в селе того же Михаила Пожарского строятся тоже Покровские храмы. И вот за годы 1619-1635 построено 11 Покровских храмов, которые возникают даже не в Москве, а вокруг Москвы в селах, которые принадлежали этим людям. Я когда начал это читать, назвал это первой волной строительства храмов. Война с поляками закончилась. А вскоре закончилась война со шведами. Начинается мирное строительство, бытие русского государства. Победа была явлена 1 октября, то есть в те же самые дни, когда была явлена первая победа над чужим царством государя Ивана IV. Значит, прямая связь с династией Рюриковичей. В одном военном событии оказались завязаны огромные связи и исторические, и династические. И это все начинает осмысливаться в русской традиции. И не случайно вскоре после этого государь Михаил Федорович уже официально принимает титул «самодержец» и официально объявляется внуком Ивана IV. Кстати говоря, его сын Алексей Михайлович уже официально себя назвал правнуком. Именно при Алексее Михайловиче начинается вторая волна строительства Покровских храмов и продолжается она до начала XVIII столетия. И это я имею в виду в Москве, не в России. И опять строится вокруг Москвы. Сейчас Москва очень большая. Я беру историческую Москву в пределах Земляного города, то есть в пределах нынешнего Садового кольца. Все эти Медведково, Фили, а именно Покровский храм в Филях, Нарышкинское барокко знаменитое, – это всё было за пределами Москвы исторической. Это всё было в деревнях или в сёлах. Романовы сыграли совершенно фантастическую роль именно в их царствовании, в годы их царствования, собственно, Покровские храмы превратились в такое массовое явление. А в Москве даже в меньшей степени. В какое-то время массовое строительство приостановилось, потому что столица перебралась в Петербург, а в 19 веке это здорово расширилось, и опять вокруг Москвы, и в самой Москве. До 1917 года таким пиком этого строительства стал, конечно, Покровский храм Марфо-Мариинской обители, в который вложились лучшие художники, лучшие творцы начала 20-го столетия. Совершенно уникальный храм! Опять же, всех призываю идти на Ордынку, большую Ордынку в Марфо-Мариинскую обитель, идти в этот храм, любоваться потрясающими фресками русских художников. Тут тебе и Нестеров, и Грабарь, кто только не участвовал в строительстве этого храма.

Е. Никифоров: - Причём он по-русски компактный, небольшой. Это не соборище питерский, который поражает.

С. Перевезенцев: - Да, он как раз в древнерусском же стиле. В Древней Руси строили же не очень большие храмы в силу определённых возможностей архитектурных.

Е. Никифоров: - Ну, это вкус Елизаветы Фёдоровны.

С. Перевезенцев: - Да, да, да! Причем немки опять же! Вот, и интересно еще другое: в советское время, понятно, это все восстановилось, а вот в постсоветское время, в 90-е годы, вдруг опять начинают массово строиться Покровские храмы. Во-первых, восстанавливаются разрушенные храмы. Огромное количество было восстановлено. Я знаю минимум 6 или 7 храмов, только в Москве построенных в 90-е годы и в начале 2000-х годов. В последнее время я не отслеживал.

Е. Никифоров: - Я живу в Ясенево. Покровский храм - один из самых красивых! Это Святейший сказал, который сам посещал храм этот.

С. Перевезенцев: - Не думаю, что, когда в 90-е годы снова начали строить Покровские храмы, люди как-то задумывались о том, что они продолжают ту самую традицию. Началась четвёртая волна строительства храмов. Если вы сегодня посмотрите на число храмов, посвящённых различным святым, праздникам или иконам, на первом месте по числу посвящений стоят традиционно Никольские храмы, посвященные, естественно, Николаю Чудотворцу, самому любимому русскому святому. На втором месте Покровские храмы. А начиналось это всё с маленького храма Покрова на Нерли, чудесного произведения древнерусского зодчества.

Е. Никифоров: - Он стал эталоном для всех. Поразительно, как прекрасно ощущать осмысленность нашей земли, осмысленность нашей истории, как Господь через нас действует, вразумляет.

С. Перевезенцев: - Нам остаётся только осознавать и радоваться тому, что, оказывается, это есть. Знаете, Евгений Константинович, когда мы писали учебники для Русской классической школы, мы старались сделать познание истории главным в постижении смысла бытия своего народа. Не факты, не события, не просто причинно-следственные связи, а картина того, что люди далёкого или близкого прошлого, современности живут не просто ради чего-то сиюминутного, а во имя каких-то смыслов. Наши предки во все времена обладали этими смыслами, стремились их познать и жили во имя них, если это понять, история становится совсем другой.

Е. Никифоров: - Спасибо Вам большое, что вы сегодня раскрыли нам глубочайший смысл русской истории. Спасибо большое!!!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+