Перейти к основному содержанию

16:29 05.08.2021

Сергей Комаров, отец Владислав Береговой. «Пути Воцерковления».

27.06.2021 10:34:01

Слушать:
https://radonezh.ru/radio/2021/06/12/21-00

 

С. Комаров: - Мирянин в Церкви. Воцерковление. Что делать человеку в Церкви, когда он туда пришел? Процесс прихода долог, иногда десятилетиями. Но прийти это не конец, а начало пути. Начало важного, пути спасения как такового. Человек стоит в начале пути. Что этот путь из себя представляет? Сегодня поговорим об этом? У  нас в гостях известный миссионер, священник, руководитель молодежного отдела Песоченской епархии, частый гость телеканалов «Спас», «Союз», публицист и просто очень хороший человек отец Владислав Береговой.

о. Владислав:  - И слов твоих благоуханных отраден чистый был елей.

С. Комаров: - Благодарствую. Первый вопрос - можно ли сказать, что человек по мере своего воцерковления должен делать в Церкви что-то разное? Допустим человек в Церкви 2 года 5 лет и десять. Акценты его воцерковления разные или он делает одно и то же все время?

о. Владислав:  - Мне самому иногда кажется, ну почему же у нас не так, как в сектах? Разные уровни преподавания информации. Для новоначальных, для тех, кто уже несколько лет там раскрываются новые пласты информации, каждый следующий уровень дороже предыдущего, как у сайентологов, например. Приходит новый человек, на него хлынет всё от предания старцев, заканчивая полемикой святителя Григория Паламы с монахом Варлаамом Калабрийским, и вот такая синкретическая каша, человек пытается стяжать Духа Святаго, но при этом спрашивает, надо ли переворачивать стол, на котором гроб стоял, после отпевания, надо ли зеркала завешивать? Как это не надо? А наши бабушки делали... И все это приходится совмещать. Хорошо было бы - курс для неофитов, потом посложнее. Но у нас не секта, Церковь живая, так не получится. Не зря каждый священник, который говорит о воцерковлении и о Христе, призывает завести духовника, чтоб за духовным уровнем следил специалист, чтоб ты не окунулся в океан молитв, богословия, старцев, акафистов и чего-то еще. Так можно перемолиться, перепоститься, умалиться так, что молиться не сможешь никогда. Можно так перетрудиться, что вообще придет отвращение ко всему религиозному. Можно поститься до язвы желудка и всех членов семьи сделать мучениками. Мысль не моя: как только в доме появляется христианин, то все остальные становятся мучениками. Здесь есть ирония, конечно, потому что речь не о настоящем христианстве, а о его превратном толковании и максимально фарисейской его форме. С отцеживанием комаров, поглощением верблюдов, смирением всех, кто рядом с тобой. Ты же понимаешь теперь, как важно приобретение этого качества для души, особенно мужа, детей, родственников, и ты начинаешь их смирять. Очень обижаешься, когда они не соглашаются, начинаются обвинения в гордости, а то, что я веду себя бестактно, так это ради твоего спасения. Как ты спасешься? Я тебе буду говорить, как есть. Вот такое происходит воспитание. Грустно, когда человек начинает себя мнить спасителем своей семьи, всех воцерковлять неистово. По-хорошему у каждого свой уровень. Кто-то начинает с пышных архиерейских богослужений, великолепной мозаики, и хоров, проповедей великолепных. А там лет через десять смотришь, человек в махоньком храме, как послы князя Владимира в Константинополе - уже не знаем, где мы, на земле ли, на небе ли, так хорошо. Понимают, что не в пышности христианство, не в благолепии всего на свете. А в личном диалоге. Поют три бабушки  дребезжащим голосочком, а ты не знаешь, где ты. Но это нужно пройти путь. А Церковь использует все, что нам дают искусство, культура в миссионерских целях. Не Богу нужны эти все золоченые купола, архитектура, резьба. Это нам надо, детям, которые приходят в храм и открывают рот - как красиво, вот уже, правда, Дом Божий. Женщины все воспринимают чувственно, все красивое. Для мужчин нужно другое - знание. Им нужно знать, зачем я прихожу в храм. Если женщине достаточно чувствовать, что здесь есть Бог, то мужчине это не почувствовать, он воспринимает через ум, интеллект, ему надо почитать Евангелие, что толкования, радио послушать. 

С. Комаров: - Это уже об углублении. Но люди все разные. Человек по мере своего личностного развития воспринимает Церковь. Кандидат наука воспримет не так, как инженер или студент или старик. У каждого своя Церковь и свой Христос.

о. Владислав:  - Приходит человек, который жизнь прожил, 40 абортов сделал, много чего за плечами. Конечно, он будет больше воспринимать то, что исполнено покаянных мотивов. Господи, прости. Поклоны, долгие службы. А приходит совсем молодой человек без суммы грехов, которая есть у людей старшего поколения, он ищет новое отношение, ищет себя в мире, хочет радоваться, он по природе, по возрасту жизнерадостен. Конечно, он впитает то, что приносит радость, он иначе относится ко всему, а потому что и конфликт между поколениями. Ногти не крась, волос постриги, за ручки не держитесь... И вот человек идет к протестантам - ему там повеселее. А мы тут говорим, что не наш человек, вот они были не нашими, потому и ушли. Господь призвал, а ты оттолкнул. Хорошо, если на приходах понимают это священники, и есть помощники по миссионерской работе. Патриарх уже много лет назад благословил на каждом приходе таких помощников иметь. Кто только пришел, они подходят, спрашивают, что подсказать, что грустим? А вот давайте я вам про храм расскажу. Был бы такой человек на приходах, прихожан было бы больше.

С. Комаров: - Эта идея давняя, но почему-то она не воплощается.

о. Владислав:  - Знаю, почему, но это не для эфира.

С. Комаров: - Скажите уже, на «Радонеже» все можно говорить.

о. Владислав:  - Тогда хорошо, расправлю крылышки. Все упирается в человеческий фактор. Когда ты пишешь отчетную деятельность - помощник священника по социальной работе, по миссионерской работе, по работе с молодежью, по миссии, всегда пишешь себя или второго клирика, который в храме есть. Найти активных мирян, которые будут не пенсионного возраста и при этом будут хотеть служить Церкви, не работать, а именно служить, и ловить христиан. Господь постоянно сравнивает миссионерскую проповедь с рыбной ловлей. Люди есть, они хотят идти ко Христу, но нет ловцов, жатв много, делателей мало. Эта проблема была озвучена еще во время Христа. С каждый годом она становится более актуальной.

С. Комаров: - Кажется, что в этом есть доля участия и духовенства. Нужно мотивировать мирян. Чтоб человек понял, куда-то пошел и что-то сделал, нужно сказать. И я редко слышу с амвона проповеди на темы, о которых Вы говорите. Друзья, надо проповедовать Евангелие, помогать священникам, идите учиться, получайте дипломы катехизаторские, приходите к нам, вместе будем проповедовать Евангелие и осуществлять вселенскую миссию православия. Если бы побольше проповеди, чтоб было некоторое движение сверху, то было бы и движение снизу. Люди в Церкви делают то, что им говорят. По себе помню. Все приходят в Церковь и слушают и делают, что им скажут. А если такого послания информационного нет, то сознание человека в Церкви воспитывается таким образом: есть каста проповедников, духовенства, они всё делают, а мы люди маленькие, постимся, в церковь ходим и так живем.

о. Владислав:  - Соглашусь! Я приезжаю в Москву, назидаюсь и вдохновляюсь проповедью Сергея Комарова, думаю, сейчас выйду и как скажу. Вхожу с крестом, во имя Отца и Сна и Святаго Духа. И смотрю - какого же послать на проповедь? Марфу Никитичшну 68 лет? Евдокию Петровну 92х? Нет. Татьяна Олеговна 64х? Ладно, будет воскресной школой заниматься, работой с подростками. Всё упирается в человеческий фактор. Хорошо бы мотивировать воцерковленную молодежь к тому, чтоб они несли слово Божие в семьи. Научите все народы. Это всем православным христианам сказано, даже тем, кому 90 лет. Подросток скорее будет слушать или батюшку, или воцерковленного сверстника, нежели мудрого преподавателя в воскресной школе с 30-летним стажем. Тут есть нюанс. Надо, конечно, таких людей на приходе иметь. По-хорошему надо мотивировать финансово. Если человек будет понимать, что если он будет трудиться от души, с радостью, интересом, да еще и деньги за это и зарплату среднюю по региону, и ему не надо искать подработку, то он будет счастлив. Понятно, что будет текучка, но там, где выискивают средства, считая, что это важная часть расхода, то там появляются замечательные девушки и ребята, которые берут на себя координацию работы с молодежью, батюшка просто вовремя появляется  в те моменты, когда он должен по регламенту. Других священников, писателей, волонтеров зовут на встречи. Знаю, что множество приходов все это реализуют. В некоторых епархиях даже создаются круглые столы с благословения правящих архиереев на темы, как нам работать с нецерковной молодежью? У нас огромный опыт работ с разными людьми от младенцев до старости. А как работать с теми, кто не воцерковлен? С теми, кто не враг Церкви, крещен, но где их искать? Два только ресурса - высшие учебные заведения и соцсети. Хорошо, еще СМИ. Но что должно случиться в жизни 15-18 летнего человека, чтоб он решил послушать не какой-то новый хит, а «Радонеж» или «Спас», «Союз». Он должен задуматься о смысле жизни. Самое главное. Должна возникнуть скорбь или даже столкновение со смертью любимого человека, чтоб он задумался, а зачем я живу? Кто дает ответ на этот вопрос? Наверное, религия, философия. Начинается поиск. Хорошо попасться ему на глаза радио, СМИ, только нецерковным.

С. Комаров: - Интересную тему копнули.

Вопрос: - Батюшка говорит, что старики не очень подходят для проповеди. А как же Патриарх? Он тоже уже не молод. Нас сбрасывают со счетов. В школе и в семье не воспитывается правильное отношение ко взрослым. Поэтому и проповедниками старшее поколение не может быть. Но кто-то говорил, что самая устойчивая и лучшая часть Церкви это именно взрослое поколение.

С. Комаров: - Хочу защитить отца Владислава. Он сказал, что человек, безусловно, может быть проповедником, и упомянул патриарха, кстати. М говорили о проповеди, как о всецелом жизненном занятии, с полной самоотдачей, посвящением свей своей энергии.

о. Владислав:  - Да, я говорил о другом. О действенности проповеди. Важно не только, что т говоришь, но и кто говорит. У меня близкие родственники занимаются миссионерской деятельностью. Они сами говорят, что два слова, сказанные священником в школе, стоят сотни уроков, на которых я говорю с ними о Христе. Это важно - кто говорит. Да и вот еще момент: а в свою помощь предлагали? Придите к батюшке и предложите помочь своими знаниями. Нам нужны помощники, но с амвона мы об этом говорить не можем, хотя, может, стоит и так... Батюшка сам скажет сам то, что лучше. И дело будет не в том, что Вы чего-то не знаете, а как Вас будут воспринимать.

Вопрос: - А может пусть проповедовать будет меньше людей, но лучше? А остальные пусть молятся, потому что в мире недостаток молитв.

о. Владислав:  - А у нас и так никого нет. А Вы и молитесь, а Сергей будет проповедовать. Будет у нас такой дружественный союз. Когда мы говорим о миссии, то не призываем прекратить социальную деятельность, богослужение, но только читать Евангелие и прославлять Господа. Протестантские капустники вспоминаются... Нет, надо и первое, и последнее не забывать. Чтения, молитвы обязательны. Все, что мы говорим о миссии, о том, что говорить о Христе надо при первой же возможности, служит тому, что человек придет в Церковь. А там Бог. А что с Ним делать? Надо общаться с ним, должно быть живое общение в молитве. Все миссионерство - не цель. Задача наша не просто множество людей привести в храм, а научить их с Богом говорить. У миссионера одна цель - притащить людей и заинтересовать, а там уже священники, монахи, воцерковленные христиане, которые помогают идти дальше по этому пути.

С. Комаров: - Вспоминаю учебники наши. Там написано, в начале идет миссионер - он в общем говорит людям о том, что Христос воскрес, пришел на землю искупитель, веруйте в Евангелие. За ним уже, если люди уверовали и крестились, катехизатор, который объясняет основы веры, работает с уже церковными людьми. Дальше уже погружение в Богослужение. Вот три форм миссии, миссионерства как вести о Христе. На эти вещи мы выходим. Только как-то входит наоборот - человек может ходить в Церковь лет 10, он уже погружен в Богослужебное придание, но он плохо знает свою веру.

о. Владислав:  - Да еще и говорят, что знать необязательно, душа, мол, и так все понимает. Главное ходить. Не в обиду сказано будет, но это женское восприятие. М сначала воспринимаем чувственно, а только потом начинаем изучать вопрос. Но пока в дойдете до глубокого воцерковления и понимания того, что есть жизнь во Христе, столько мифов, суеверий будет в вашей голове, сложностей и утяжелений того, чего утяжелять не надо. Жизнь христианина начинает казаться пыткой, особенно для ближних. С одной стороны, жизнь миссионера состоит в том, чтоб привести в Церковь, а потом же надо их не отпускать. Все, что вы знали о Церкви, думали о ней, читали, оно не все соответствует истине. Христианин намного более свободен, нежели это кажется. Ваша жизнь становится мрачной, вам тяжело в христианстве, Церкви, да и родным вашим от вас тяжело - что-то не то происходит в вашей жизни, пусть даже в читаете сто акафистов и посещаете все богослужения. Не тот плод. Плод Духа Святого любовь, радость, мир, долготерпение. Где оно все? Язва желудка и мрачный лик. Я не против поста, богослужений! А то сейчас прочитаете между строк. Я о том, что ко всему нужно относиться здраво, рассудительно, самое главное к добродетели и соизмеряя со своими силами и духовным опытом. Потому и нужен духовник, чтоб где-то притормозить, а тут поднажать.

С. Комаров: - Но с духовниками у нас проблема. Священников мало, прихожан в десятки раз больше, а здравых и рассудительных духовников всегда было немного. Это тоже большая проблема.

о. Владислав:  - А еще проблема большая, когда нездорового духовника ты считаешь здравым. Это катастрофа совсем.

С. Комаров: - А что же посоветовать тем, кто в церковь пришел, духовника нет, как быть? Искать? Как?

о. Владислав:  - В резонанс надо войти со священником. Быть на одной волне. По хорошему, духовником должен быть человек, которому т доверяешь. В принципе т ходишь в какой-то храм, там же есть настоятель, священник, который тебя исповедует. Худо-бедно есть какое-то доверие к его словам? так пусть он и будет тем, кто руководит твоей духовной жизнью. Это не обязательно должен быть старец, но вчерашний семинарист и выпускник. Они кстати бывают очень замечательные и богобоязненные. И ни в коем случае не надо оформлять эти отношения формально. Духовничество предполагает послушание... Древние старцы говорили: почему нет духовников? Потому что нет послушников. Нет Аввы Дорофеев, потому что нет Досифеев. Так и здесь. Мирянин не призван в общем-то к абсолютному послушанию духовнику. Но священник является не руководителем, но тем, кто пришвартовывает его как судно или от пирса отодвигает. Такая примерно функция у священника. Человек как катер – едет, куда ему надо, а священник немножечко его регулирует. Хороший духовник не расскажет тебе, продавать квартиру или покупать, входить замуж или нет, а тот, кто вместе с тобою помолится, даст совет своего опыта, не навязывая ничего. Сам он должен быть укоренен в Евангелии, чтоб понять, как Христос действовал бы в подобной ситуации, и тебе посоветовал. А каким должен быть духовник? Он должен знать Евангелие и жить его Духом. Ссылаться на старцев нужно и важно, но ссылки на Писание всего важнее.

С. Комаров: - Отец Андрей Ткачев как-то высказывал такую мысль, что для мирянина лучший духовник это мирской батюшка, белый, а для монаха, послушника - батюшка монастырский.

о. Владислав:  - Думал, говорить об этом или нет, а то опять скажут, отец Владислав монахов не любит.

С. Комаров: - Я сам в монастыре работаю, вижу, что тысячи людей идут именно к монахам. Отчего такое желание?

о. Владислав:  - Стереотип такой, что если человек дал обет целомудрия, нестяжания, и послушания, то он окончательно ближе к Богу, и ему виднее, как тебе с мужем строить отношения, когда можно что или нельзя. Бывают, священники дают дикие совершенно совет. Я вспоминаю Алексея Ильича Осипова и его духовника игумена Никона Воробьева, который посоветовал ему крайне осторожно относиться к выбору священника, который будет окормлять тебя и вести ко Христу. Главный твой духовник - Писание. Читайте писания, Осипова, отца Никона Воробьева. Сможете уберечь себя от огромного количества ошибок на духовном пути.

Вопрос: - Мне очень не понравилась сегодняшняя ваша передача. В очень много говорите неправильно, предвзято, в том числе и о проповеди старшего поколения.

о. Владислав:  - В отличие от священиков - не мисионеров я сталкиваюсь с огромным количеством негатива. За эти годы научился анализировать причин. Подавляющее число читает между строк. Видят в моих словах и в словах священников то, что они увидели или услышали с первых строк, а до конца даже не доходят. Уходят в полемику. А если и прочитывают все, то видят что-то своё. Приходится часто переспрашивать, а где я вообще об этом говорил? Почему в такие вводы? Это мой текст, я его писал, знаю, с какими интонациями, и как вы могли понять здесь это, не понимаю. Часто подводят под общий знаменатель. Если ты говоришь, что есть проблема на приходе, то начинается, что обобщил и вот уже «Вы против Церкви». Или наоборот говоришь хорошее, а в ответ, что т слишком оптимистичен, все не так, Вы пропагандист... Иногда, поверьте, человек, особенно священник, особенно мужчина, имеет в виду то, что он сказал и ничего больше, никаких подтекстов, скрытых смыслов, обобщений, нюансов и полутонов. Мужчина человек прямой. Если сказал, что иногда проигрываем, а иногда нет, то не надо сводить все к пессимизму. Пользуюсь возможностью призвать слушателей к здравомыслию, и внимательности в чтении и понимании слов.

Вопрос: - Я хотел бы вас наоборот поддержать. Все в мире амбивалентно, полифонично, любая проблема имеет 256 оттенков серого. Если воспринимать вопрос в черно-белом варианте, то сколького мы лишаемся. То, что вы сказали о Церкви, правильно и актуально. Я студент семинарии, проповедаю, нахожусь в общении, но не в московской, а тверской области. Не столичная картина у меня. Действительно проблемы молодежи, среднего возраста были и никуда не делись.

С. Комаров: - Вот как отлично - позвонил человек-практик, учится в семинарии, видит Церковь изнутри, проповедует и это несколько другое слово.

о. Владислав:  - Не знаю, рукоположит я ли он или будет помощником священника по миссионерской деятельности, пусть будет воля Божия, но это прекрасный способ говорить о Христе не только с друзьями, но и с коллегами, в соцсетях, говорить доходчиво и профессионально.

С. Комаров: - Батюшка, сколько у Вас подписчиков в Инстаграмм?

о. Владислав:  - Почти 120 тысяч.

С. Комаров: - Люди массово подписываются на аккаунт священника - почему? Не хватает общения?

о. Владислав:  - Нашел я свою линию - говорить просто и кратко о сложном, развенчивать миф и суеверия, акцентировать о тех местах в Евангелии, где говорится о радостной жизни во Христе, свободной, недетерминированной, когда ты думаешь, что все про тебя задумано и ничего больше не будет, расти - не расти, а все будет плохо. Я пытаюсь людям дать правильный взгляд на самого себя и отношения с Богом, а они на самом деле очень радостные, они отрадные и утешительны. Человек, узнавая, что во Христе жить проще и легче, чем я им говорят друзья и батюшкинан приходе, подписывается, интересуется. Юморю там немножечко, разбавляю действительность офисных сотрудников.

С. Комаров: - Возрастной контингент какой?

о. Владислав:  - Весь. Полностью коррелируется с возрастным цензом инстаграмма. Основной возраст это 18-35 лет. Еще есть совсем подростки и большое количество 35-60. Я ориентирован на возраст 30-60, не сильно молодежный блоггер. Если хочешь говорить с подростками - будь помоложе. Помни себя священником в 25-27. Мне близка была подростковая ситуация, а сейчас вон уже старенький, молодежь не понимаю уже. Моя аудитория - мой возраст - плюс минус пять лет.

С. Комаров: - Вернемся к воцерковлению. Когда человек приходит в Церковь - это важный момент. Он именно в эти год вырабатывает направление своей церковности. Это зависит и от духовника, и от того, в какой храм и общину человек попал. Что посоветовать в самом начале воцерковления? Что читать? О чем думать?

о. Владислав:  -  Самое главное найти друзей и единомышленников. Он должен видеть свет Божьей благодати в глазах своих сверстников или хотя бы просто церковных людей. Не уставших выгоревших священников, церковных сотрудников, а именно горящих любовью ко Христу людей, уверенных в том, что они говорят. Чем ты моложе, тем острее чувствуешь фальшь всем своим существом. Человек может говорить правильно и воодушевленно, но не заходит. Потому и с подростками сложно говорить. Им не сумма знаний нужна, а личная жизнь, почему ты веруешь, почему во Христа, а не Аллаха, рассказать надо? А как проходила юность? Что слушал из музыки? Какие искушения? И чем более открыт священник, тем легче с ним нововоцерковленному человеку. Сначала должно появиться доверие, а потом уже человек начинает двигаться дальше. На священниках лежит особая задача быть совершенно полно отданным тем, кто хочет общаться во Христе.  В первую очередь надо идти к священнику, не к бабушке, ни к свечнице, ни к подружкам. Все можно спросить у священника. Какие мероприятия проводятся вне богослужений? Важно найти приход, где есть мощная пост литургическая деятельность, волонтерская, где ты знакомишься с единомышленниками. Если этого нет, то скучно станет. Службы пока не понятны, молитвы тоже, а после Литургии ничего - все разбегаются. Важно идти к священнику. Поговорить. Батюшка, я хочу быть христианской - что мне делать? Может быть, священник и станет вести вас дальше. В каждой епархии есть священники, которые ведут свои странички в соцсетях. Почитайте, сходите на приход, где он служит. Заочно вы уже знаком и не так страшно будет поговорить. Я периодически выкладываю опросник - чем пригодилась моя страничка. Подавляющее большинство говорят, что перестали бояться наших приходских священников. Они просто живые люди, а не бронзовые статуи. Живые хорошие настоящие люди. Стали подходить с вопросами. И общаться стали. Спасибо говорят, что разрушился барьер между людьми и священниками. Иногда говорю, что миссионерская деятельность в соцсетях важная вещь. Что мы без священников, которые занимаются работой с людьми на приходах? Ничто.. С все говорим, что послушали, воодушевились - дальше идите на приход, воцерковляйтесь, общайтесь, используйте те рекомендации, которые я сейчас дал. Волонтерские занятие, библейские кружки на приходах. А учиться можно как угодно. В одном Сретенском монастыре каких только курсов нет.

С. Комаров: - Получается, батюшку надо пытаться разговорить?

о. Владислав:  - Можно и нужно конечно! Но только не во время исповеди. Батюшки убегают и на требы, и на конференции. Но может быть дежурный батюшка, можно поговорить, исповедоваться даже.

С. Комаров: - То есть общинность создается не только усилиям священника, но и интересом прихожан к духовной жизни, к Евангелию, святым отцам. Если постоянно спрашивают батюшку, то он и сам начинает читать, изучать, отвечать, втягиваться. Процесс обоюдный.

о. Владислав:  - Помню, в ужасе был в первое время. Никому ничего не надо!? Ни проповеди, ни Евангелия. Пришли, помолились и разбежались. А когда вышел на большую аудиторию, увидел, какой духовный голод. Надо просто искать, мотивировать аудиторию к задаванию вопросов.

С. Комаров: - Священник направляет, а люди задают вопрос, а потом уже идут вместе со священником по этому пути. Дальше количество растет, интереса больше. На первом этапе не знаешь, что и спросить, а потом начинает все кристаллизироваться, структурироваться.

С. Комаров: - Спасибо, отче. Если можно, второй и третий этап воцерковления?

о. Владислав:  - Главный акцент - богослов тот, кто молится. А кто молится, тот настоящий богослов. Так говорил Викентий Леринский, кажется. Надо научиться не просто знать историю Церкви, Евангелие близко к тексту, но знать Бога. Он познается в Таинстве Евхаристии, в  личном молитвенном общении, в чтении Писания. Когда ты молишься - ты говоришь с Богом, но это монолог, а когда читаешь Евангелие - там можешь услышать ответ Бога. Молитва, Евхаристия, Таинства, личное благочестие. Господь тебе даровал все, чтоб ты был счастлив, будь благодарен Ему в ответ и превращай жизнь других в Царство Божие на земле, которое внутрь нас есть. Социальная деятельность христианина это важная часть жизни православных. 

С. Комаров: - Спасибо, отче, что пришли на передачу.

о. Владислав:  - Судя по звонкам, это последняя наша встреча.

С. Комаров: - Уверен, еще повоюем. Спасибо всем, кто звонил. Апостол Павел говорил, что надлежит быть и разномыслию между вами, чтобы открылись искуснейшие. Ничего, что мы спорим порой, это в порядке вещей, главное не переходить на личности и раздражение. Мира всем!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+