Перейти к основному содержанию

10:58 11.04.2021

Можно ли молиться за новорожденного, если его еще не крестили?

23.03.2021 23:54:58

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/03/02/21-00

о. Фёдор: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры, в эфире радио «Радонеж» протоиерей Федор Бородин. Мы вступили во вторую подготовительную седмицу к Великому посту. Неделя о блудном сыне. Богослужебные тексты, мысли наши все время возвращаются к этой величайшей притче Господа нашего Иисуса Христа. Она поистине бездонна, в ней колоссальное количество смыслов, открытий. Нужно обязательно говорить о самом главном, что в ней есть - мы любимы Богом. Наша надежда и радость. Эту притчу придумал не человек, который пытался навязать Богу то представление о Нем, какое нам хотелось бы встречать. Ее сказал Сам Господь, ответил на важнейший вопрос человеческого бытия. Много написано текстов, миллионы сказаны слов о том, кто такой Бог, и чуть поменьше сказано о том, Кто Он  для человека и кто человек для Бога. Однако в личном богословии, в осмыслении своего пути жизни, это самый главный вопрос - Господи, кто я Тебе? Кто Ты мне? В истории религиозной мысли люди по-разному отвечали на этот вопрос. Кто-то говорил, что Бог это только Творец, Он только сотворил человека, мир. Как говорили в эпоху просвещения отходившие от христианства европейские философы, особенно французские, что Бог это великий часовщик, который построил великий и гениальный механизм, завел его и отошел. С равнодушием наблюдает, как шестеренки крутятся, как проходят человеческие судьбы, как человек мучается страдает, как любит и бывает счастлив или погружается в горе. Кто-то считает, что бог это строгий судья. Христианство переделывает под такое видение Бога. Да, мы верим в Бога-Судью, но это не главное в Боге. Это не главное в его отношении ко мне человеку. А вот что главное - в притче. Поэтому она так и велика. Когда нам уныло, тяжело, тоскливо, когда нам кажется что бессмысленно, что мы оставлены, то надо брать Евангелие, открывать 15 главу Евангелия от Луки, еще раз читать эти великие слова - было у отца два сына. Бог уподобил Свое отношение к человеку отношению Отца к сыну. Никак иначе. Он не только Творец, Судья, Промыслитель, Он Отец. Христос, когда апостолы просили Его научить молиться, говорил им молитесь так: «Отче наш». Сам Господь разрешил нам называть Бога своим Отцом, только не земным, а Небесным. Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса - так говорит апостол Павел. Мы все сыны Божии. Сейчас впервые за всю историю прочтения этой притчи, а это 2000 лет в которые человечество читает ее и утешается ею, мы пришли ко времени, которого раньше не было. Притча становится огромному число людей непонятной. Происходит это от того, что утрачивается отцовство. Раньше, когда я приходил в школу, а я ходил в школы в своей хиротонии священнической на протяжении 17 лет, это были общеобразовательные простые школы. Когда я начинал говорить о христианстве, то всегда начинал с этой притчи. В классе сидели дети старшие подростки, которые это понимали. К концу моего хождения в школы и сейчас, когда я пытаюсь о чем-то поговорить уже не в школе, потому что священника в школу уже не приглашают, было и бывает так, что иногда в классе из 25-30 человек, среди которых один или двое, кто растет со своими отцами. Один раз был класс, где не было ни одного воспитываемого своим отцом, а не отчимом или вообще без отца. Говорил Господь притчу тем людям, которые прекрасно понимали, что такое нормальный отец. Даже если твой отец погиб, и ты был сирота, кругом были нормальные отцы. И ты хотя бы на их примере знал, что это такое. А сейчас, увы, это приходится объяснять. Из этой притчи Господа мы узнаем, что такое настоящий отец. Притча о том, что в Боге как в любящем отце, всегда есть опора для ребенка, как бы плохо ребенок себя ни вел, как бы человек не нагрешил, как бы далеко ни ушел, что бы он ни натворил, на нем печать сыновства. В Библии это называется образом и подобием Божиим. Отец в притче не готов принять сна не то что в рабы, но даже наемники, хотя сын понимает, что недостоин называться сыном. Ему дается перстень, который есть символ хозяйской власти, перстнем ставили печать на документы, вдавливая в сургуч, и белая одежда - цвета чистоты, одежда прощения. В память именно об этих словах о новой ризе мы с вами, когда были крещены, облачались в белую одежду - нам все прощено, начинается новая жизнь, мы омыты водами крещения. Это важно не только тогда, когда ты приходишь к вере, когда ты разочаровался в бывших своих богатствах, внутренних, внешних, в смыслах, идеях, понимаешь, что тебе сколько-то лет, а ты ничего не держишь в руках. У тебя нет ничего ценного. И сам ты - сегодня есть, а завтра нет. И когда человек долго живет в Церкви - это тоже важно. Все равно ты сын. Даже если ты где-то далеко. Если придешь в себя, вот эти ключевые слова "он пришел в себя и сказал в себе" в себе ты признаешь, что ты согрешил, что надо возвращаться, что ты не на месте, неправильное то место, где ты, но дом твой у Отца Небесного, Церковь. И начнешь возвращаться. И тогда тебя не будут упрекать, позорить перед домочадцами, отец выбежит и падет на выйю, на шею, то есть. Он смотрел на дорогу и ждал возвращения. И вот сын появляется в страшном виде, все промотав, все равно для отца он мил, люб и родной. И мы имеем откровение, что мы Богом любимы, мы уверовали, как говорит Иоанн Богослов в своем первом послании в 4 главе «мы уверовали в любовь Божию». Наш основной символ веры, кредо христианское. Во что мы верим? В то, что Бог нас любит, как Отец Небесный. Важна и вторая часть притчи, которая от нас ускользает. Нам так радостно и светло и счастливо толковать эту первую половину притчи, что разговор о старшем сыне обычно ни в проповеди священника в Неделю о блудном сыне, ни в наши мысли не проходит. А на самом деле разговор о старшем сыне не менее важен. Сейчас, когда воцерковившиеся в 90-е люди, возрастают, становятся старше, существенная часть их жизни прошла в Церкви, а для кого-то и вся жизнь там прошла, они больше становятся перед проблемой такой: можно быть в доме Отца Небесного и при этом не быть на Него похожим, не понимать Его, не стараться подражать, не понимать широты Его любви к людям. Я как настоятель храма с ужасом и скорбью наблюдаю это явление. Приходят новые люди, чтобы войти в общину храма, а старые их клюют, как большая птица, решившая выбросить беззащитного птенца из гнезда. Клюют, не принимают, не понимают, почему этот новый другой, почему не такой как я. Я здесь в твоем доме, Отец, а это кто? Ведь старший сын даже братом его назвать е может. Написано - он осерчал. На отца, на Бога гневается человек - что это Ты всех принимаешь? Мы вот тут все время служим Тебе, ограничиваем себя, заповеди соблюдаем, прошли мы через трудности, а вдруг такая же радость дается вчерашнему блуднику и грешнику. А он совсем не такой как я. А сейчас и правда воцерковляются совершенно другие люди, потому что люди просто стали другими, у них другой менталитет. И в богатстве, и красоте православия они акцентируются на других вещах, не тех, которые были важны для нас, когда воцерковлялись мы. Для каждого времени и поколения эти акценты при условии сохранения главного и важного могут быть разными. Мы часто вспоминаем слова блаженного Августина, что надо иметь в главном единство, во второстепенном разнообразие, во всем любовь. Оказывается, если мы не признаем, что у этого человека может быть другой путь к Богу, то это потому, что у нас нет этой братской любви. А можно ли быть сыном достойным своего родителя при этом ненавидеть, не любить своего брата  или сестру? Я когда вижу, как ссорятся мои маленькие дети, то мне больно от самого факта, даже неважно, кто прав или неправ. Это боль, будто одна рука твоя бьет другую. И обе болят. Для Господа это также. Эти люди читают других авторов, их поражают и привлекают во Христе другие вещи, они по-другому относятся к храмовому благочестию и мало того, что это другое поколение христиан, так каждый из них еще и индивидуален. Для них не так важно как для нас невозможность найти тексты. Помню 90-е. Учась в семинарии, я достал 4-х томник епископа Кавказского Игнатия, еще не причисленного к лику святых, св. Игнатия Брянчанинова. Это была вручную переплетенная и перешитая слепая ксерокопия. У меня был один друг по семинарии, который как я понимал, готовился к монашеству, был чадом отца Кирилла, приехал из другого города, потом стал прекрасным монахом, и пой сей день монашествует, игумен в одном далёком монастыре. Я ему книгу подарил. Он берет в руки эти 4 тома, а у него слезы на глазах. Это сокровище. Как говорит пророк - голод на слово Божие. Нельзя было достать почитать. Помню, мама моя от руки переписывала Евангелие, чтобы дать его почитать людям. Книгу богословскую, святых отцов давали на ночь почитать. Это было сокровище. Библия была выпущена митрополитом Питиримом, Царствие ему Небесное. Приурочено было к 1000-летию Крещения Руси. Это была великая победа. А текстов не было. И он берет этот текст, за который он готов был бы любые деньги отдать, и берет его как подарок самый дорогой, подарок от Господа, слова великого аскета, молитвенника, богослова, так удивительно знавшего душу человека и путь к Господу. А сейчас любой в метро может открыть гаджет и набрать имя св. Игнатия и работу необходимую, и выскочат тексты. Мы ими пресыщены. Сейчас другое: открыты храмы, нет искушения, что до храма трудно добраться, невозможно стоять, почти все благочестие человека состоит в том, что если ты стоишь в воскресение на службе, и от тесноты не можешь перекреститься, я помню такие времена, то главная добродетель не осудить тех, кто стоит вокруг тебя. Это было очень тяжело. Сейчас открыто все каждый день, но людей борет лень. Всё иначе. И эти другие люди иначе идут к Отцу нашему Небесному, наши братья и сестры. И вдруг оказывается, что те, кто давно в доме Отца, не научились этой любви. Вторая часть притчи с годами становится все более и более важной. Не стать этим старшим братом. Мы забыли наше верование как первый глоток свободы, как первую любовь нашего сердца. Вчера еще неверующий человек открывает текст Евангелия, случайно найденный, и читает, и заканчивает его читать уже верующим - перед ним открылся Христос, и он готов всю жизнь поменять, и он меняет ее. Для нас это обыденно, пройдено, понято, все смыслы пережеваны, мы все усвоили, но ничего не получается, хотя вроде мы тюхаем по жизни как старенький паровозик, а эти люди пришли и они горят. А мы устали и говорим нет, хотя понимаем, что им даются какие-то откровения, чудеса у них случаются, как у нас когда-то. А у нас уже дано ничего этого нет, потому что горения нет. Упрекаем Господа. Не хотим этих людей принимать. Беда такая современная. Но притча нас утешает. Отец в этой притче даже не отругал ни младшего, ни старшего брата. Идет в доме пир, старший не признает младшего и не хочет зайти. Отец смотрит, старший должен был прийти с поля. Не приходит. Выходит с пира, находит старшего, садится и начинает неспешно разговаривать. Как же так - сетует старший сын - ты мне и козленочка не дал? Отец говорит: все Моё - твоё. Это все принадлежит тебе. Ты должен был научиться радоваться, что пропадал брат и нашелся, погибал и ожил. Как же ты не научился? Очень нежно, ласково, без упрека - приглашение поменяться. Есть в Апокалипсисе такие удивительные слова, которые Ангел Господень говорит одной из Церквей в первых главах, как упрек: ты забыл первую любовь свою. Ты забыл эту любовь уверования. Весна не может продолжаться вечно, медовый месяц в браке не может быть всегда. Но помнить об этом надо, восстанавливать эту любовь в себе надо. Понять это надо так, что когда приходит другой человек, то тебе надо всю свою усталость, опыт свой, уверенность в том, что ты прав и всех научишь, а посмотреть, как с ним занимается Господь. Эта ревность в том, что священник, у кого человек исповедуется 15-20 лет, вдруг перестает уделять ему столько внимания как раньше, на исповеди просит быть кратким, а новопришедшего прихожанина, которого и не видели никогда прежде, который не восстанавливал храм, не отмывал полы, не снимал леса-перекрытия, получает все внимание священника. И рождается ревность. А священник  понимает, что ты в доме, ты все знаешь, ты должен на кончиках пальцев чувствовать, что и как нужно, а этот человек нуждается в том, чтобы его ввели, научили христианской жизни. Это тяжело. И враг не дремлет. И мы скудны и слабы. Но вторую часть притчи о блудном сыне надо себе постоянно напоминать.

Вопрос: - Великомученица Варвара на иконе изображена с чашей, что это обозначает?

о. Фёдор: -  Великомученице Варваре молится о том, чтобы не умереть без Причастия. К сожалению, не помню, какой эпизод ее жития послужил основанием для такого изображения, но именно об этом ей молятся. Об этом молимся и на каждой Литургии просим христианской кончины живота нашего. Христианская кончина живота, это когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, исповедуемся, когда готовимся к уходу, мы страшимся, но любви больше - идем к Отцу Небесному, который нас встретит как в притче.

Вопрос: - Как выбрать школу для ребенка?

о. Фёдор: - Мне кажется, вариантов не так много. Я бы посоветовал выбирать прежде всего педагога начальных классов. Мы всегда выбирали, посоветовавшись с родителями детей из этой школы, выбирали по педагогу, который поможет или не поможет ребенку начать учиться. С другой стороны, это не должно быть далеко - дорога изматывает ребенка. Но все же это должна быть школа с хорошими результатами, хорошим поступлениями в ВУЗы, с хорошими педагогами начальной школы.

Вопрос: - Хочу семью, но боюсь не справиться с трудностями. Как быть?

о. Фёдор: - Апостол Павел советует нам все делать во имя Христово. Самые обыденные и простые общечеловеческие вещи все мы, как христиане, можем делать во имя нашего Бога, Господа Иисуса Христа. Тогда это становится служением, а любое служение, если я так это называю и так это строю, не бывает без дара Духа Святаго, если я прошу об этом. Если Вы хотите жениться, чтобы стать счастливым, чтобы жена вокруг Вас бегала, то это нехристианский подход. Если жениться ради того, чтобы помочь спасению еще одного человека, чтобы человека другого сделать счастливым, чтобы родить и вырастить счастливых детей, служить им, чтобы тещу и тестя полюбить, упокоить их в старости, тогда человек может просить Бога о помощи и Бог поможет. Бог создал мужчину и женщину, Сказано - плодитесь и размножайтесь. Реализуйте семью - вот, что сказано Богом человеку в раю до грехопадения. Конечно, если так относиться к семье, как к малой Церкви, то Господь вразумит, убережёт, поможет построить отношения. Надо понимать, что это дорога любви, счастья, но и смирения, потому что жизнь придется всю менять, и будет это и тяжело, потому что все мы эгоисты, и радостно, потому что служить другому есть блаженство. Блаженнее давать, чем получать. Апостол Павел, передавая слова Господа, говорит, что блаженнее отдавать. Если ты служишь, отдаешь, то ты приближаешься к блаженству, тебе хорошо. Надо молиться короткой прекрасной старой молитвой: Господи, дай мне жену Тебе угодную и мне приятную. Просить у Бога, хранить себя в чистоте ради будущей жены, не вступать в греховные связи. Тогда Господь может дать Вам жену как подарок и помочь устроить малую церковь.

Вопрос: - В Германии на св. Варвару есть традиция срезать ветки вишни или других плодовых, ставить в горячую воду и к Рождеству они должны зацвести. Нам православным можно следовать этим традициям?

о. Фёдор: - Первый раз слышу, но традиция какая красивая! Надо попробовать обязательно. Дома будет красиво.

Вопрос: - Дочь хочет поменять имя в паспорте. Что делать?

о. Фёдор: - Надо, наверное, дать дочери свободу жить под тем именем, под которым она хочет. Если это болезненно, если это может способствовать вашему с ней разрыву, то позвольте. Имя её в Крещении конечно не должно не забывать, не менять, и когда она в храме, как бы она не называлась в миру, нужно быть под именем, которым крещён. И ко всем Таинствам приступать с именем, данным в крещении. А так у нас много святых, особенно князей, которые крещены одним именем, а в миру назывались другим. Князь Владимир в миру был Василием в крещении. Ольга - Елена. Борис и Глеб - Роман и Давид. Это сейчас ушло, а раньше это было распространено. Почему дочери не нравится имя? Может, стоит поговорить, понять, в чем причина. Возможно, это просто внешнее обозначение тяжелого внутреннего конфликта с семьей, родителями, с родом, историей, детством. Причин может быть много. Главное имя, которым мы наречены для Царствия Небесного в Таинстве Крещения. И это имя неизменно.

Вопрос: - Как воспитывать девочек?

о. Фёдор: - Детей надо воспитывать в любви. Задача воспитания дать ребенку такой стандарт любви, служения, тепла, радости семейной жизни, на который он потом всю свою жизнь будет опираться и к этому стандарту будет тянуться при создании семьи своей. Отдельно как воспитывать девочек, я не могу сказать, у меня больше опыт воспитания мальчиков. У меня две дочки есть. Целовать и обнимать. Рисовать принцесс, читать книжки, рассказывать сказки, ходить с ними гулять. Остальное сама жизнь подскажет.

Вопрос: - От Иоанна 4 глава: настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. И второй стих: Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине. Вопрос такой - как это делать? В книге Иоанна Кронштадтского сказано, что каждый человек - ложь, в земной жизни имеет на сердце одно, а на душе или в мыслях другое, так и в молитвах. Но Бог видит, как человек молится, что  у меня на сердце одно, а ы мыслях другое. И как этим управлять?

о. Фёдор: - Два разных вопроса Вы задали. Начнем со второго. Мы действительно чрезвычайно рассеяны в молитве, подвержены приходу помыслов. Преподобный Антоний Великий, который прожил в пустыне больше 70 лет, говорил, что нет ни одного человека, включая его самого, свободного от прихода помыслов и от рассеяния в молитве. Степень рассеяния разная у всех. Приобретается это опытом. Чтобы меньше отвлекаться на молитве, чтобы чаще совпадали слова молитвы с мыслями молящегося, надо отсекать помыслы все время молитвы и в другое время и меньше рассеиваться, меньше смотреть телевизор, меньше болтать, осуждать, мечтать, листать новости в соцсетях - все это разбивает крепость и сосредоточенность души. Необходимо сосредоточение. Для этого надо меньше впускать в себя разных картинок, образов, мыслей, текстов, новостей. Это очень помогает. С другой стороны надо настроиться. Не во время, а перед ней. Восстав от сна, умывшись, постой мало, представляя себя перед лицом Бога дондеже утишатся все чувствия твоя. И тогда говори со вниманием. Это совет из старых молитвословов перед утренними молитвами. Это постой мало молча - важно это делать перед молитвой. Вспомним каждение в тишине перед началом Всенощного бдения воскресного и любого другого. Древнейшая практика начинать службу Богу с молчания. Тогда будет легче. Но вообще это огромный всежизненный труд. О нем написаны тысячи советов святых отцов, которые делились опытом как нерассеянно молиться. А Ваш первый вопрос о том, что Бог есть Дух, что Он ищет Себе поклоняющихся в Духе и истине. Надо понимать контекст, в котором сказаны эти слова. Это слова из Беседы Господа Иисуса Христа с самарянкой. Самаряне народность, которая образовалась, когда в 6 веке после Рождества Христова ассирийский царь Ашурбаннапал завоевал территорию Израильского царства, не Иудейского. Святой богоизбранный народ был разделен на два государства. Иудейское, в котором было два колена Иудово и Вениаминово со столицей в Иерусалиме. И Израильское, где было десять других колен, столица которого была в Самарии. Поскольку было политическое и иногда военное противостояние между двумя частями богоизбранного народа, то, разумеется, израильскому руководству не нравилось, что их подданные ходят на поклонение в иерусалимский храм. И было открыто другое место для поклонения гора Горизим. Основной спор и первое, что спрашивает самарянка у Христа - она возвращается к извечному спору. Кстати, Территория десяти колен была заселена другими народами, которые смешались с оставшимися там коренными жителями. Это была обычная практика, по которой ассирийцы вели себя на покоренных землях. Народ переселялся на другую территорию, чтобы у них не было корней, чтобы нечего было защищать, чтобы полностью народ обезволить, подчинить. Но память о едином Боге постепенно возобладала и согласно последним исследованиям, которые мне попадались. Очень близок к почитанию в Иерусалиме и было почитание единого истинного Бога и среди самарян. Интересно, что самый древний список из всех имеющихся на земле, если не ошибаюсь, как раз находится в одном из самарянских сел до сих пор, где совершается богослужение по тем традициям, свидетелем которых была самарянка. Христос ей говорит, что не в этом дело, что это не вопрос, где поклоняться, скоро все изменится, потому что придут тысячи и сотни тысяч других людей вообще не из наших народов, это будут христиане из язычников и поклонение Богу будет в Духе и истине. То есть в истине мы должны знать, что в мир пришла Истина, Иисус Христос, Который о Себе говорит, что Он путь, истина, жизнь. А в Духе - потому что мы духовные люди. Мы живем духом. Аще вы духовные, духом и ходите. Мы ходим духом, Бог есть Дух, мы с ним общаемся, мы Им наполнены. Наша духовная жизнь, о которой мы столько говорим, это Святого Духа в каждом из нас. есть она, или ее очень немного, сегодня есть, а завтра нет. Как хромые на оба колена идем, но все же в нас эта духовная жизнь есть. Господь говорит об этом. Эти слова прочитывали неправильно за историю прошедших 2000 лет. Некоторые считали, что не должно быть вообще никаких храмов. Это не так, конечно. Но можно приходить в храм и быть далеко от Господа и вообще о Нем не думать. Отстоять и отпеть обедню, но никак Господа не коснуться. А можно быть в лагере на Колыме, не иметь возможности крест надеть, молитву пропеть, к святому углу подойти, в храм сходить, к Таинствам приступить в течение многих лет, но поклоняться Богу в Духе и истине. Как и поклонялись тысячи новомучеников. Вот об этом говорит Господь.

Вопрос: Можно ли молиться за новорожденного, если его еще не крестили?

о. Фёдор: - Конечно, молиться можем за любого человека. На Литургии мы не поминаем человека, который не стал частью Церкви. В записочках на Литургию, сорокоуст его нельзя указывать, а в своих молитвах конечно можно.

Вопрос: Разведена. Разрешать ли бывшему мужу общаться с детьми?

о. Фёдор: - Обязательно разрешать. Папу не заменит никто. Папа нужен в семье. Когда возможно это ставить под сомнение - когда отец сильно пьет или он склоняет детей к тяжким грехам. Хотя обычно приходя в свою, к несчастью, бывшую семью, мужчины держатся, им важно показать себя с хорошей стороны. Это нужно обязательно для мальчика и девочки регулярно встречаться с отцом. Единственное важно - страшнее развода родителей только тогда, когда они ругаются друг с другом и перетягивают ребенка как канат в разные стороны. Надо отдельно встретиться с мужем, если нет возможности восстановить семью, что было бы самым хорошим, поговорить о том, что он может принимать участие в воспитании детей, но нужно договориться, что друг про друга вы никогда ничего не говорите. Это боль для ребенка, когда он слышит, что мама унижает, ругает и поносит отца. Это разрушает мир ребенка. Договоритесь и тогда такие встречи нужны и плодотворны для детей.

Вопрос: - Мама не верит Бога, обвиняет меня и заставляет лгать. Что делать?

о. Фёдор: - Не очень понятно, как заставляет лгать. Если Вы не можете сказать, что Вы были в храме, то это вопрос взрослого человека и это Ваша жизнь. Вы можете защищать то, что ходите в храм. Вы ходите в храм для того, чтобы еще яснее понять и выполнить заповедь о почитании родителей. Обнимите, поцелуйте. Предложите ей отдохнуть, а сами приготовьте ужин, уберитесь. Если мама увидит, что хождение в храм меняет ее дочь в лучшую сторону, то мама сама рано или поздно придет к вере. Знаю множество людей, которые пришли к вере после того, как долгие годы боролись с верой их детей. Знаете, молитва детей за родителей приводит их в храм. Поэтому с терпением, без хамства и грубости, вранья. Если мама начинает кощунственные вещи говорить, скажите, что для Вас это серьезно и слушать это невозможно. Развернулись и ушли. Но с уважением. Не переступая заповедь ни в коем случае. Ваша молитва рано или поздно даст плод и мама уверует. За свою практику у меня десятки таких случаев.

Вопрос: - Я виновата, что ребенок родился больным?

о. Фёдор: - Тяжелый вопрос. Я не могу на него ответить. Только двое могут - Бог и Вы. Еще на него может ответить пророк - святой человек. Когда болеет ребенок, родитель тысячи раз себе задает вопрос, в чем его вина. Часто это служит к радикальному исправлению жизни родителей. Тогда корректнее звучит вопрос -ради чего ребенок этот болеет. Оказывается, что такой крест любви дан ему Господом, чтобы души радетелей не погибли, чтобы они изменили жизнь. Такого тоже много я видел, что рождение больного ребенка полностью меняет жизнь родителей, сначала просто технически, потому что за ним много лет надо следить, а потом прорастает добрый благой и радостной верой. И крестоношение такое родительское спасительно. Но сказать человеку, что ты виноват в том, что твой ребенок болен, я категорически себе запрещу, и советую никому никогда не говорить такого, пока не станете святым пророком. Станете, позвоните на «Радонеж», пригласим вас.

Вопрос: - Насколько важно родительское благословение для православного христианина? Как оно влияет на детей?

о. Фёдор: - Родительское благословение, молитва утверждает основание домов. Это слова из чина венчания. Дом детей основывается на благом пожелании родителей. Это и есть благословение. Прочитайте книгу Бытие, посмотрите, что такое благословение патриархов, как Исаак благословлял детей своих, благословение Иакова своим 12 сыновьям.  Это и пророчества о будущем их потомков, благословение, наставление, указание как жить и чего остерегаться. В этом есть тайна. Родитель сам может не всегда ее знать, но нам надо внимательно относиться к тому, что говорят нам родители. Через них мы получаем наставления от Господа. Эта притча о блудном сыне очень важна еще и в свете понимания пятой заповеди десяти заповедей Моисея. Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет долголетен будеши на земле. Если человек не в состоянии почитать земного отца, он не построит отношения с Отцом Небесным. Именно поэтому это единственная заповедь, за которую Господь Готов обещать благоденствие и долгожитие на земле. Нет ни одной другой заповеди, за которую это обещается. Очень связано Божие Отцовство и наше сыновство Ему с тем, как мы чтим своих земных родителей. Их слово важно и страшно родительское проклятие. Бывает такое, что мать считает, что дочь вышла замуж не за того, как будто это ее брак. Препятствует. Разрушает молодую семью. В упоении своей родительской властью, которая выскальзывает из ее рук, любовь как обладание заканчивается, это невыносимо и она проклинает. Дочь вынуждена из-за материнского безумия выбирать между матерью и мужем, выбирать мужа, по заповеди Божией. И даже это страшно. Соломон говорит в своих притчах о том, что несправедливое проклятие летит как птица и не останется на земле следа его, все равно нам родителям надо быть очень осторожными с нашими словами. Благодарю за внимание, дорогие братья и сестры. До новых встреч на «Радонеже». Храни всех Господь!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+