Перейти к основному содержанию

07:25 27.02.2020

Простите за наивный вопрос. Есть ли конкретный час, когда Христос родился? Это 12 часов или это неопределённое время ночи?

22.01.2020 14:04:09

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/01/05/21-00

о. Олег: - Добрый вечер!  Как обычно, по воскресениям, у микрофона протоиерей Олег Стеняев. Я выбрал три темы: поклонение волхвов, Вифлеемская звезда, бегство в Египет. Напомню, что Писание говорит о поклонении волхвов. «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Вопрос: - Простите за наивный вопрос. Есть ли конкретный час, когда Христос родился? Это 12 часов или это неопределённое время ночи?

о. Олег: - Вопрос сложный. Ни один теолог не ответит Вам, потому что в разных христианских традициях делались попытки ответить, но в православии не заостряли на этом внимание. Насколько я знаю, римо-католики тоже. Важнее был факт, что Христос рождается в этот мир в простой обстановке. Не как царь, правитель или сын царя, но в пещере, которая была загоном для скота. Была зима, было холодно, волхвы пришли на это место, пастухи, которые охраняли загон для скота, грелись у костра, получили ангельское благословение и тоже вошли в пещеру. Для нас важнее само событие.
Когда рождается Христос? По Писанию - именно в то время, которое было предсказано. Вот, что пишет один из толкователей: Патриарх Иаков точно определил именно это время, он говорит: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресел его, пока не придет и Сам Тот, кому должно прийти». Это значит, что было точно определено время, как пишет древний автор. Когда патриарх Иаков умирал, он предсказал, что Мессия придет именно тогда, когда царем над евреями будет не еврей. И законодательная власть будет отнята от еврейского народа, а это право выносить смертный приговор. Доколе не придет Искупитель, пока не отнимется скипетр от Иуды - царская власть отойдет от еврейского народа. Это пророчество исполнилось точно. Еще есть другое пророчество пророка Даниила, где четко сказано об определённом событии, и от этого события надо отсчитать столько-то лет - и мы выйдем на время рождения Иисуса Христа. И мы действительно выходим на время, когда правил царь Ирод, первый царь над евреями, который евреем не был, потому что он был идумеянин.

Вопрос: - Можно ли купить диски с толкованиями и проповедями отца Олега?

о. Олег: - Можно, в книжных магазинах. На Евангелие есть 4 диска, целиком беседы на Матфея, около 90 часов времени. Можете слушать и те передачи, которые прошли на радио «Радонеж» в течение 5-7 лет. Этот труд весь опубликован. Слушайте по 1-2 беседы, передачи, чтобы не смешалось все.

Вопрос: - Не понимаю психологии Иосифа Обручника. Если бы он отпустил непраздную Божию Матерь, то Она бы погибла, и наоборот, опозорена была бы.

о. Олег: - Если бы он Ее тайно отпустил, то вряд ли кто-то бы пытался выяснять, от кого она беременна. Она могла считаться изнасилованной, вдовою. Он именно тайно и хотел отпустить, чтобы Она могла уйти.

А если бы он оставил Ее при себе - была бы проблема. Книга Божия, Второзаконие, где сказано, что если обрученная дева беременна не от того, с кем она обручена, то обручник должен привести ее к городским воротам, чтобы судьи приказали побить ее камнями, и сам должен бросить в нее камень. Тайна была скрыта от Иосифа, Дева Мария ничего не говорила ему, потому что тайна была столь невероятна, что даже если бы Она рассказала, сомнения могли бы закрасться в его сердце. Помните, как жены-мироносицы пришли к апостолам, говорят: «Христос воскрес», а они и не верят. Иосиф тоже мог не поверить Деве Марии. Потому Она себя предала в руки Божии и ждала, когда Господь Сам даст знамение Иосифу. Вот что пишет Златоуст: Каким же образом ангел уверяет его? Послушай и подивись мудрости того, что сказано. Пришедши, ангел говорит ему: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою» (Мф.1:20). Тотчас приводит ему на память Давида, от которого должен был произойти Христос, и не дает оставаться ему в смущении, наименованием предков напомнив об обетовании, данном всему роду. Иначе, для чего бы его называть сыном Давидовым? «Не бойся». Словами этими показывают, что Иосиф боялся оскорбить Бога, держа в доме прелюбодейку. Иначе он и не подумал бы Ее прогонять. Итак, из всего открывается, что Ангел пришел от Бога, обнаруживая и пересказывая все, о чем Иосиф размышлял, и чем был встревожен ум его». Таково истолкование Златоуста - он проследил внутренние сомнения этого человека и попытался представить, почему Ангел именно так отвечал. «Изрекши же имя Девы, ангел не остановился на этом, но присовокупил: «жену твою», каким именем не назвал бы, если бы Ее девство было растлено. Женою же называет здесь обрученную: так обыкновенно Писание обрученных еще до брака называет зятьями. Что же значит: «принять»? Удержать у себя в доме, потому что Иосиф мысленно уже отпустил Деву». Эту-то отпущенную, говорит Ангел, удержи у себя; Ее поручает тебе Бог, а не родители. Поручает же Ее не для брака, но чтобы жить вместе; вручает, объявляя о том чрез меня. Как Христос после поручил Ее ученику, так ныне поручается Она Иосифу. Вы помните, когда на Голгофе сын Божий умирал, Он проявил заботу о Деве Марии, поручив Ее Иоанну Богослову. А здесь, когда Она беременна и должна родить, Бог через Ангела поручает заботу о Ней Иосифу Обручнику, или Иосифу Труженику. Иосиф считается святым, который помогает людям в трудоустройстве, но также ему молятся жены, когда у мужей возникает неоправданная ревность, потому что Иосиф без сомнения испытал это. И когда ему молятся - просят, чтобы он успокоил ревность мужей или жен, он помогает. Он считается покровителем всех трудящихся. В свое время на Западе, когда на Первое мая проходили коммунистические манифестации, Западная Церковь решила Первое мая объявить днем Иосифа Труженика, и вместе с красными знаменами стали выносить статую святого Иосифа. Потом в некоторых местах это превратилось в праздник Иосифа Труженика, без красных знамен, но с хоругвями, священниками, разными рабочими гильдиями, когда плотники выходили, рабочие, столяры - трудящиеся.

Вопрос:  - Я прочитал евангелие 45 лет назад в 30-летнем возрасте. Волхвов я тогда воспринял как провокаторов, которых спровоцировали убийство детей, а звезда уж больно была похожа на летающую тарелку. Не было необходимости к царю идти - она их привела и повисла над домом, где находился младенец.

о. Олег: - Если говорить о звезде, то святые отцы настаивают на том, что это не совсем звезда, потому что звезды так по небу не перемещаются. Из древности было истолковано, что Вифлеемская звезда - это Божий Ангел, который под видом звезды спутешествовал людям этим, волхвам, чтобы они пришли и поклонились ему. Если говорить о волхвах, то это духовная тайна, почему Бог открылся этим людям. Вот, что пишет Григорий Великий:  Но нам надобно спросить, что бы это значило, что, по рождении Искупителя, в Иудее Ангел явился пастырям, а от Востока на поклонение Ему волхвов привел не Ангел, но звезда? – Это именно потому, что иудеям, как имеющим разум, долженствовало проповедовать разумное существо, т. е. Ангел; а язычники, как не имеющие разума, приводятся к познанию Господа не гласом, но знамениями.

 То есть Григорий Великий Папа Римский рассуждает так: пастухам явились ангелы в открытом виде, и они беседовали. А этим волхвам является звезда, которая ничего не говорит, но своими таинственными движениями на что-то указывает. Почему так? Возможно, это связно с верой самих волхвов. На востоке распространена была наука о звездах - астрология, звездам придавали значение. Когда появлялась новая звезда, странно себя вела, явно подсказывала, что надо идти в каком-то направлении - люди следовали этим направлениям. Волхвы, в общем понимании -   восточные мудрецы, маги, даже так можно понять слово. Без сомнения, они были посвящены в тайны. Как это происходило, мне трудно сказать.

И Григорий Великий далее пишет:  Поэтому и через Павла говорится: «пророчество не неверным, но верующим,...знамения же суть не верующим, но неверным» (1Кор 14.22). Пастухи верующие были израильтяне, а волхвы были язычники. Следовательно, и тем даны пророчества, как верным, но не верующим, и этим – знамения, как неверующим, но не верным. И замечательно, что Искупителя нашего, когда Он был уже в совершенном возрасте, тем же язычникам проповедуют Апостолы. А о малолетнем, и еще по устройству тела человеческого- не говорящем, возвещает язычникам звезда, потому что порядок разума требовал именно того, чтобы и проповедники говорящего уже Господа были известны нам также говорящие.  А еще не говорящего проповедали немые стихии. Писание тоже свидетельствовало о Мессии. Он начинает свою проповедь, когда Он совершенный взрослый человек, когда Ему исполнилось 30 лет, а по еврейским законам это время, когда человек может вступать в священническое служение, а волхвы видят младенца.

Но в то же время, они постигли великие тайны. Мы это видим из того, что они принесли дары. Золото, ладан, смирну. Золото принесли Ему как Царю царей, ладан - как Господу, смирну (состав, из которого делали бальзам и которым натирали тело мертвого человека) - как человеку, которому надлежало умереть. Их путешествие длилось, скорее всего, два года. Когда Ирод выведал от них время появления звезды, потом он приказал избить всех младенцев от двух лет и ниже. За эти два года они, наверное, пережили духовный рост, и, может быть, была возможность изучать Писание, немые стихи, как пишет Григорий Великий, чтобы через них узнавать истины о Боге.

Вопрос: - Почему Дева Мария не назвала Своего младенца, как в пророчествах было сказано, именем Эммануил? Почему Он назван  другим именем: Иисус?

о. Олег: - Имя должен был дать Иосиф, а не она, потому что Ангел Господень так ему и сказал: «Наречешь Ему имя». Для чего это было важно? Имена обычно на востоке дают женщины, но когда есть основания сомневаться - отец выступает вперед и дает имя. Давая имя ребенку, он признает его, усыновляет, сообщает ему права своего родословия.

Мы в Новом Завете видим два родословия: Девы Марии (Евангелие от Луки, которое не очень подходит, потому что не по царской линии). Обрывается на Давиде, а после идет Натан, который не был царем, и четкое родословие Иосифа, царственное (все цари в нем). Были пророчества, что Мессия будет Сыном Давидовым и сыном Соломона. Когда Иосиф усыновляет Иисуса Христа, он Ему сообщает все Его права с родословия, так что никто из противников Христа не смог бы сказать, что Он не по царственной линии, потому что усыновление считалось тогда очень серьезным делом.

Вопрос: - Поясните противоречие между Евангелием от Матфея и Луки. Из Евангелия от Матфея следует, что как только волхвы отошли, Иосифу явился Ангел, и он совершил бегство в Египет. В то время как в Евангелии от Луки сказано, что по прошествии 8 дней Иосиф с младенцем пришел в Иерусалимский храм, чтобы совершить обряд обрезания.

о. Олег: - Я думаю, это не противоречие. Бегство в Египет просто не было таким поспешным, как сейчас люди любят бегать от опасностей. Уйти в Египет, не выполнив обряд очищения, не принеся младенца для благословения в Иерусалим, считалось, наверное, чем-то опасным, даже более опасным, чем попытка Ирода убить младенцев. Тем более, что в Иерусалиме легче было затеряться. Туда приносили младенцев со всего Израиля, чтобы над ними совершили маруха,  то есть молитву благословения. Здесь в одном случае говорится более кратко, а в Евангелии от Луки более подробно. Это связано, может быть, с тем, что каждый из авторов-евангелистов преследовал свою цель, излагая события так, как он их излагал. Противоречия нет.

Когда они приходят в Иерусалим, они обязаны был принести ребенка, иначе бы Христос не мог бы сказать, что не нарушить Он пришел, но исполнить закон. Если бы не было этого приношения в храм, положенного очищения, то возникла бы другая проблема. Так что затеряться в большом городе - а Иерусалим был таким - было просто. Тем более, что в толпе Мария была не единственной матерью с детьми.

Надо понять, что Евангелие - это не историческое повествование, как сейчас пишут учебники с жесткой хронологией. Задача евангелистов - дать людям объяснение целому ряду событий именно с религиозной точки зрения. Почему у нас целых 4 евангелия? Это связано с тем, что в законе Божием сказано, что слово верно при двух-трех свидетелях. И таким образом, если бы было только одно Евангелие, то те же противники христианства - иудеи, сказал бы, что свидетельство одного человека субъективно. Если бы было два, то они бы сказали, что два - это свидетельство, но в таком важном событии должно быть и три. А тут сверх меры, четыре свидетеля. Таким образом, соблюдается достоверность событий. Внешние противоречия устраняются в Евангелиях с помощью истолкований. Например, в одном случае мне обратили внимание на то, что в событиях, связанных с Воскресением Христовым и приходом жен-мироносиц называется в двух случаях разное время. И я тоже подумал, что было какое-то внешнее противоречие, чуть ли не неразрешимое. И я обманулся очень серьезно.

 Я посмотрел истолкования.  Отцы говорят, что действовало две временных системы: римская, потому что они захватили эту землю и не хотели переходить на еврейское время, и еврейское. И когда я посмотрел разницу между временем одного и того же события, то оно точно соответствовало той разнице, которая существовала между римским и еврейским временем, тем, как понималось время суток, первый час, третий, и так далее. Обратим внимание на то, как ведет себя Ирод. Был такой христианский исследователь Петр Хрисолог, в собрании его проповедей есть такие слова. «Что же означает, что Бог нисходит на землю во времена нечестивого царя, Божество соединяется с плотью, человеческое тело обретает связь с небом? Что же это означает? Когда Тот, Кто не является царем, изгонит тирана, когда Он защитит отечество, обновит лик земли, вернет свободу? Ирод, отступник рода иудейского, захватил царство, отнял свободу, осквернил святыни, разрушил установленный порядок и низложил всякое благочестие и богопочитание. И справедливо к святому народу приходит на помощь Бог, потому что люди были бессильны, и явился Сам Бог, у Которого не было человека, который мог бы помочь. Итак, Христос придет, чтобы свергнуть антихриста, освободить мир, вернуть райскую отчизну, сделать свободу мира вечной и уничтожить все мировое рабство».  Вот это действительно абсолютная справедливость - Господь нисходит именно тогда, когда деградация еврейского теократического царства достигла предела. В молодости я обратил внимание на текст Писания, там сказано: Господь сходит тогда, когда в мире все религиозные принципы приходят в упадок. Это, конечно, то писание, которое нам не нужно, но логика ясна. Когда царем является не еврей, а идумеянин, его управление жестоко, и евреи  находятся в оккупации римлян  - это самое трудное время Он приходит, Спаситель наш Иисус Христос, чтобы оказать людям помощь, утешить труждающихся и обремененных и вернуть им человеческое достоинство.

 Был такой человек Людвиг Фейербах, безбожник, атеист. Он написал историю философии, где в первом томе в самом начале пишет, что Христос - это Тот, кто вернул людям человеческое достоинство. Этот безбожник пишет, что до появления христианства человека как такового не существовало. Человек мыслился как понятие сугубо национальное, грек был греком, египтянин - египтянином, и только с приходом Сына Человеческого появилось понятие о человеке как о человеке, как о сыне Божием, Человеческом. Христос возвращает человеку его божественное достоинство. Спасение в его христианском понимании это восстановление человека в том состоянии, в котором он был  до грехопадения. Об этом нам важно помнить.

О великой тайне Боговоплощения говорит святитель Иоанн Златоуст: «Звезда на небе призывает волхвов, иноплеменные мужи отправляются в столь далекое путешествие, чтобы поклониться лежащему в пеленах и яслях, и пророки еще ранее предвозвещают обо всем этом. Все эти события были больше человеческих», однако ничто не удержало Ирода. Он не останавливается. Люди шли два года, чтобы поклониться Младенцу, от Которого они не услышат сокровенных истин. Но, похоже, познание озаряло их по мере того, как они приближались к Святой земле. Наверняка перед выходом из своих земель они уже имели откровение от Бога. Золото, ладан, смирну вряд ли они могли найти по дороге. Скорее всего, это они взяли с собой заранее, получив откровение, характер которого установить сложно. Об Ироде говорится, что он встревожился. Состояние, которое он переживает, услышав, что родился Царь иудейский, можно назвать паникой. Почему же? Ирод постоянно подозревал, что его хотят свергнуть. От его подозрительности погибали даже его родственники, дети, это был очень жестокий человек. Ироду, как царю, естественно было опасаться и за себя, и за детей; но чего боялся Иерусалим, когда пророки задолго предсказали о Христе, как о Спасителе, благодетеле и освободителе? Что же смутило иудеев?

То же легкомыслие, которое и прежде отвращало их от Бога – их благодетеля, так что, получивши полную свободу, вспоминали о египетских мясах. Смотри же, как пророки ничего не опускали: один из них задолго предсказал и об этом: «Будут отданы на сожжение, в пищу огню. Ибо младенец родился нам – Сын дан нам» (Ис. 9:5–6). Но, несмотря на свое смущение, жители Иерусалима не заботятся сами проверить случившееся, не следуют за волхвами, не любопытствуют: столько-то они были всех упорнее и нерадивее! Им надлежало бы хвалиться, что у них родился Царь, и привлек к себе страну персидскую, и что все им покорятся, когда обстоятельства так переменились к лучшему, когда самое начало так блистательно!

 Так отчего же встревожился Иерусалим? Мы привыкаем к любой жизни, которая иногда невыносимо тяжела, но люди боятся перемен. Да, мы тяжело живем, а что если будет еще хуже? Тут какой-то новый царь, Сын Божий, а как Бог отнесется к нам, как решится вопрос с нашими грехами? Эта их психология нам ясна. Они боятся перемен. Да, они плохо живут, да у них царь не еврей, да у них оккупация римская, да они платят тройной налог (римлянам, храмам, десятину левитам) и потому они измученные люди в социальном смысле.  Но в то же время они встревожились: а что же будет? а вдруг война?- они знали ревность Ирода. То есть они не вели себя как люди, которые возрадовались бы как волхвы или пастухи. Потому у яслей в лице волхвов встречается человеческая подлинная мудрость и простота - пастухи.

Вопрос: - Вопрос по Евангелию от Матфея, глава 1, родословная Иисуса. В стихе 3 и 5 упоминаются имена женщин, что это значит?

о. Олег: - Действительно, там упоминаются четыре имени. И надо хорошо знать Библию, чтобы найти такие неудачные имена. Фамарь совершила грех кровосмешения с тестем, патриархом Иудой, Рахав - проститутка из Иерихона, Руфь - моавитянка, от кровосмешения, и в книге Второзакония сказано, что моавитянин и в десятом поколении не войдет в народ Божий, а бывшая за Урией – Вирсавия-это прелюбодеяние при живом муже. Здесь нет имени праведной Сарры, Рахили, Лии, других, которым должно подражать, которые поражают своим духовным величием.  Но есть имена женщин неудачных, судьба которых сложилась тяжело. Объяснение такое: Матфей делает это сознательно, ведь женщина в еврейском понимании это источник жизни. Ведь им первой женщины было Ева, по-еврейски Хавва, от слова хая - жизнь. И Матфей хочет показать, что этот источник, из которого по величеству выходит Христос, а по Божеству в него входит, был замутнен. А какое же это имеет для нас значение? Повторяю, что огромное значение в том, что он не погнушается нашей с вами замутненностью, ведь Он и пришел в мир спасать, не праведных, но грешных, поэтому сделано так, что выделены имена женщин. Фамарь не была еврейкой, она хананеянка, Ахав тоже, Руфь моавитянка, Вирсавия одна была еврейка, а они даже не принадлежали еврейскому народу. В то же время Руфь, прабабка царя Давида, которая совершила великое покаяние, то есть настолько изменила свою жизнь, что сподобилась стать праматерью Господа Иисуса Христа. И каждая из этих женщин совершили над собою великое усилие, одержали победу.

Даже Фамарь, этот грех кровосмешения, она действовала по закону, потому что Иуда пренебрег ею, когда младшего своего сына по закону Левирата не отдала. В любом случае эти женщины были правы. Рахав, проститутка из Иерихона, в книге Иисуса Навина рассказывает, как она спряталась от соглядатаев еврейского народа, от этих разведчиков. И те поклялись ей, что она будет пощажена со всеми своими близкими, и она вошла в народ Божий. У нее возник дом в народе Божием. Она прошла искус и стала частью этого народа. Евангелие и обращено к людям, которые считают себя грешными. Все учение Христа построено на том, что человек не может оправдаться своими делами. Когда апостолы услышали, что богатые не могут войти в царствие небесное, а у иудеев считалось, что богатый - благословенный от Бога, они ужасались от таких слов.

И они спросили Иисуса - кто же может спастись? Иисус же им ответил, что человекам это невозможно, но не Богу, ибо Богу все возможно. Я часто опираюсь на книгу «Добротолюбие» и объясняю, почему человек не может спастись. Когда мы говорим о спасении, то знаем, что под этим понимается вечная жизнь. Человек не может спастись сам, без Бога, без его милости, а сегодня милость эта явилась в мир, как «Отроча младо» и одновременно «предвечный Бог». Разве можно ценою временной жизни купить жизнь вечную? Разве можно ценою жизни на земле купить жизнь на небесах, ценой тленной жизни приобрести жизнь нетленную? это вообще несоизмеримые вещи. Если человек все сто лет своей жизни не будет есть и пить, а только будет творить Божии дела - что он заслужит? Сто лет в раю. Ни больше, ни меньше. Меру за меру. Но мы-то получаем вечность. И кто же скажет, что он это заслужил своими делами? Это просто безумие. Если от вечности отнять  сто лет, то останется вечность. Если пятьсот - все равно останется вечность.

 Но здесь интересен другой вопрос. Почему Бог является, рождается в этот мир как маленький ребенок? Почему Он не сходит в величии, славе как Ангел, как Царь небесный, как совершенный, восседающий на троне? На это обратил внимание Августин, потом владыка Блюм, мы слишком взрослы в своей греховности, мы покрыты коростой взрослости во грехе. Чтобы раздолбить эту коросту, необходим «Отроча младо, Предвечный Бог». И здесь в эти дни каждый становится немножко ребенком.

Мы делаем подарки друг другу, как-то украшаем жилище, поздравляем так, будто в нашей семье родился Этот Младенец. И это так: Он родился для каждой семьи человеческой, существа каждого независимо от религии, нации, пола, возраста, социального положения. Поэтому это разумно, что мы поздравляем с Рождеством Христовым. Я пользуюсь возможностью, тоже хочу поздравить всех с Рождеством Христа! А те, кто живут на Востоке, уже встретили Рождество Христово! Это наш общий праздник. Он рождается в мир для каждого из нас. Если в доме рождается ребенок, это очень личное, но все всё равно поздравляют друг друга и особенно - родителей.  А здесь рождается Тот, Который пришел в мир нас ради человек и нашего ради спасения. И не поздравить в таким событием являлось бы наверное верхом неблагодарности к Богу, который воплотился на земле, соделался нашим сотелесником.

Последняя тема, которую мы хотели разобрать - бегство в Египет. «Когда волхвы отошли в страну свою, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе». Из текста не видно, что это сразу происходит, бежать в Египет через Иерусалим или Иерихон можно было по-разному. Кстати, безопаснее было бежать через Иерусалим. Но почему именно в Египет отправляется святое семейство? Египет в Библии -символ диавольского упрямства, это оккультная цивилизация, и вдруг туда отправляется Спаситель! Это как схождение во ад. И вот гомилия Златоуста: и Сама Мать, никогда не отходившая от своего дома, получает повеление отправиться в далекий и прискорбный путь, по причине этого чудного Отрока и духовных мук рождения. Вот еще что удивительно: Палестина строит для Него ковы, а Египет Его принимает и спасает от наветов! Таким образом сбывались прообразования не только на детях патриарха, но и на Самом Владыке". В Ветхом Завете есть пророчество, что посреди земли Египетской Господь поставит Свой престол. Это пророчество о том, что Сын Божий будет в Египте. И было пророчество у Исаии, что на границе земли Египетской Господь тоже обозначит место, какое особое место на границе с Египтом? Это Святая Екатерина, Синай. И пророк Исайя это видел и обозначает эти места.  

Вопрос: - Какими книгами, сборниками толкований Вы пользуетесь на своих беседах?

о. Олег: - Я пользуюсь несколькими книгами. Блаженный Феофилакт, библейские комментарии отцов Церкви других авторов 1-8 века, Гладков. Когда я составляю конспект для беседы, я обкладываюсь книгами, и они мне помогают находить святоотеческие ответы на те вопросы, которые нас волнуют. Сейчас разные еретики из псевдоправославных групп, харизматических, наталкивают людей на то, чтобы они самостоятельно изучали Писание, мол, надо отказываться от учения святых отцов. А что это значит? Это остаться один на один со своим субъективным, незрелым пониманием Библейского текста. А когда мы читаем Писание со святыми отцами, мы собеседуем с ними, слышим их советы, голоса, аргументы, а это все живо и действенно для нас. Благодарю Вас за внимание и испрашиваю молитв за то служение Слова - Евхаристии, которое совершаю. Спаси Христос!  

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+