02.07.2024 11:37:53
Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/06/22/21-00
С. Комаров: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры, в эфире радио «Радонеж» миссионер Сергей Комаров. Сердечно всех поздравляю с праздником Пятидесятницы. Об этом празднике и его богослужении я бы хотел говорить сегодня с вами. Звоните, будем в живом диалоге. Само название праздника не новое для библейских текстов. Понятие Пятидесятницы было и в Ветхом Завете. Праздник этот был одним из главных трех времён Ветхого Завета. Кущи, Пасха, Пятидесятница. Именно в эти дни все взрослые иудеи должны были приходить в храм, где бы они ни жили. Минимум три раза в год взрослый иудей должен был в храме принести жертву Богу. Изначально праздник Пятидесятницы, а изначально Седмиц был земледельческим праздником собирания плодов. Отмечали его через семь дней после появления серпа на жатву. Потом уже стали связывать праздник с Пасхой и отмечать его на пятидесятый день после нее. Был еще один важный смысл этого праздника – дарование Синайского законодательства. Именно в этот пятидесятый день исхода евреев из Египта Господь через Моисея дарует десять заповедей, а потом и заповеди обрядового характера. Дарование закона и отмечалось. Иудеи считали, что это праздник обновления завета с Ноем. Якобы потомки Ноя совершали ежегодное празднование обновления завета, а потом обычай этот забыли и восстановили его уже при Моисее. Первая или весенняя жатва у иудеев начиналась жатвой ячменя, а заканчивалась жатвой пшеницы. В начале плоды, начатки урожая приносили в храм. Вот так все было интересно и красиво. Если эти смыслы сопоставить с новозаветной пятидесятницей и ее значениям, то станет заметна логика и связь. В Новом Завете на этот праздник люди получают Духа Святого для духовного внутреннего сердечного исполнения закона Божия. Праздник мы называем и Троицей, поскольку в этот день Третье Лицо и ипостась Троицы являет себя ярко, видимо, ощутимо, о чем много написано в книге деяний. Литургическое чтение праздника - главное апостольское. Именно в апостоле - историческая канва, сюжет событий. Еще один смысл праздника – откровение Бога людям Троичности лиц. Мы исповедуем Бога, Единого по существу, и Троичного в лицах. Кульминацией этого троичного откровения явилось схождение Духа Святого на первую общину учеников, костяк которой составляли апостолы. Этот день мы называем и днём рождения Церкви. Богословы спорят, считают, что день рождения Церкви – Тайная Вечеря, другие вообще говорят о Церкви ветхозаветной. Условно мы и говорим, что новозаветная Церковь рождается в день Пятидесятницы, когда апостолы получают Духа, который организует Церковь, устраивает, превращает общину верующих в Церковь. Без Духа Святого Церкви нет, она дышит им, Он ее питает, осуществляет. По сути Церковь – жизнь Духа Святого в общине верущих во Христа.
Сам праздник отмечался апостолами. Они устанавливали для христиан правила празднования этого дня. Есть такой древний памятник христианской письменности – Апостольские постановления. Написаны не апостолами, но идущие от речей и мыслей апостолов, учения их. Там есть прямое указание праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи): сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». Этот праздник праздновался пышно и широко в 4 веке, когда христианство становится имперской религией и появляется возможность праздновать его открыто в городском масштабе. Появились первые воспоминания очевидцев об этом празднике. Есть такая Етерия, которая составила знаменитые записки паломницы в Иерусалиме. Она в 4 веке описала то, что видела своими глазами. Схождение Святого Духа на апостолов – также совершение завета Бога с людьми, это важно. В текстах Богослужения об этом тоже много говорится – это исполнение обетований пророческих, Христовых. Можно задаться вопросом, для чего приходит Дух Святый. Не только для того, чтобы утешить. Это окончание домостроительства нашего спасения. Христос Своим подвигом обожил, исцелил человеческую природу. Он победил диавола, смерть, страстность, тленность человеческого естества. Всё это Он делает «Сам в Себе». Это всё происходит во Христе. Сам в Себе Он примиряет человека с Богом, попирает диавола. А как мы можем стяжать плоды подвигов Его? Ответ – через Церковь, через Духа святого, Который сходит именно затем, чтобы составить Церковь, где мы имеем возможность приобщиться к Христовой победе. Христос и создает Церковь для этого, прося Бога Отца. По молитве Сына он посылает Духа. Мы в Церкви усваиваем плоды домостроительства нашего спасения, соделанного Христом. Именно в Церкви мы приобщаемся к обоженной человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. В Церкви мы получаем и некий инструментарий спасения – Таинства, благодать, которая струится во всех церковных чинах, обрядах, дисциплинах. Жизнь в Церкви и есть спасение в действии. Мы облекаемся во Христа. Кстати, на Литургии в День Пятидесятницы вместо Трисвятого поется Елицы во Христа крестистеся. Это напоминание о практике массовых крещений в этот день, которые массово происходили на Пасху и в День Пятидесятницы. Пятнадцать паремий читаются в Великую Субботу, когда крестили оглашенных, чтобы время чем-то занять. Потом они уже выходили, переодетые в белые одежды, приобщались святых Христовых Тайн. Песнопение Елицы во Христа крестистеся – отголосок той древней крещальной практики. Нас это тоже касается. Мы тоже облекаемся во Христа, прививаемся ко Христу так, как веточку прививают к лозе винограда. Дух святой в День Пятидесятницы сходит видимо в виде языков огня. Наш Бог Огнь поядающий есть. С одной стороны, это то, что горит. Если ты в Духе святом, то должен гореть, иметь ревность о Господе. Огонь согревает, но также может и сжечь. Наш Бог – Ревнитель. Огонь Его Божественной любви может действовать на человека и сокрушительно, если человек идет против Бога. Образ огня очень содержателен и совсем не случаен. Известно, что на каждого апостола сходит язык пламени. Церковь имеет и личностное и соборное начало. Происходит соборное осуществление замысла Божия. Община учеников становится Церковью, появляется общность в Боге. Языки пламени сходят на каждого из апостолов, что говорит о том, что каждый в Церкви знает Бога особо, имеет возможность с Господом беседовать через свое сердце, через призму своей личности, хотя каждый входит в общину, живет в ней, но личное измерение у каждого тоже есть. Каждый знает Христа особо, личностно, соборно, церковно. Соборное и личностное измерение тут очень важно. Церковь – не толпа, а собрание личностей во имя веры во Христа. Церковь – это не что-то атомизированное – каждый сам по себе. Люди Церкви соединяются друг с другом и Богом по воскресениям через таинства Чаши. Образ единства и образ личности. Личное остается, но приобщается к соборному в Церкви.
Теперь перейдем к обсуждению богослужебных текстов, из которых я буду заимствовать смыслы. Тексты прекрасны и содержательны. Откроем текст службы. Великая вечерня. Стихиры на Господи, воззвах.
Господи воззвах:» стихиры на 4, глас 1. Пятдесятницу празднуим, / и Духа пришествие, / и предложение обещания, и надежди исполнение, / и таинство елико, яко велико же и честно. / Темже вопием Ти: / Содетелю всех Господи, слава Тебе.
Так прекрасно начинается праздничный текст. Текст написан преподобным Иоанном Дамаксиным, одним из величайших гимнотворцев, песнописцев древней Церкви. Богослужебный текст начинается с ликования. Мы имеем дело с предложением обещания – сроком осуществления обещания Господа Иисуса Христа послать Духа Утешителя. Имеется в виду обещание Бога, данное через пророков Ветхого Завета создать Церковь. Христос тоже говорил, что создаст Церковь и врата ада не одолеют ее. Это происходит именно в день Пятидесятницы. Надежда пророков, праведников Ветхого Завета исполняется и создается Церковь.
Языками инородных («иноплеменников») обновил еси, Христе, Твоя ученики, да теми (т.е. «на этих языках») Тя проповедят Безсмертнаго Слова и Бога, подающаго душам нашим велию милость.
В день Пятидесятницы апостолам Господь дает особый дар говорения на различных языках. Мы до конца не понимаем, что за дар, как он действует. Апостолы говорили на этих языках, прославляя имя Божие, их понимали представители всех народностей, которых собралось в Иерусалиме множество. Мы не знаем, говорил ли каждый апостол на отдельном языке, или все говорили так, что это было понятно каждому. Для нас это тайна. Но ясно, что Бог дает нам некий дар, который символизирует распространение Евангелия по всей земле, что и произошло в апостольское время. В послании Коринфянам и других фрагментах Нового Завета мы читаем, что дар говорения на языках имел другие грани. Апостол Павел пишет, что если кто-то в общине говорит на языках, то иногда бывает необходим переводчик, человек в Духе, который понимает, о чем говорит пророк на языке, может эти смыслы перевести общине. Это откровение, которое касается общины.
Языки апостолов – ангельские языки, которые предназначены для того, чтобы человек в глубине сердца своего славил Бога. Из людей его никто не понимает, но понимают ангелы и Господь. Это некое личное удостоверение истинности христианства, которое Господь дает человеку в Таинстве молитвы. Это особые непонятные вещи. Господь щедро раздавал такие дары в те времена, чтобы способствовать успеху миссии. В наше время этих даров нет, нам явно не заметно, что есть кто-то способный говорить на языках без подготовки. Святые отцы объясняют, почему в то время этот дар был дан, а сейчас нет. Дух Один – дары различны. Каждой эпохе в жизни Церкви Господь дает то, что ей нужно в это время. В то время апостолам не нужно было тратить время на изучение языков, культуры той или иной страны, куда они собирались идти, времени бы на это у них просто не хватило. Господь дает им дар так. Они идут проповедуют, заквашивают христианством вселенную. Проходят столетия, христианство становится государственной религией во многих странах. Чтобы доносить Евангелие, теперь проповеднику нужно учиться, изучать быт, культуру, язык народа. Господь желает, чтобы теперь мы употребляли больше усилий для успеха. Это похоже на то, что ребенка мать сначала носит на руках, пока он маленький, а потом его ставят на ножки. Ему трудно, он падает, но он должен трудиться и учиться ходить. Помните Николая Японского, который имеет статус равноапостольного, то есть повторившего подвиг апостолов, заквасивший целую языческую страну, где православия почти не было. Как он поступил? Девять лет он ничего никому не говорил, а просто учил язык и культуру. Потом уже начал проповедовать.
Господь устраивает так, чтобы Церкви было полезно. Невозможно искусственно возродить то, что было когда-то. Это будет выглядеть смешно. Это не будет от Духа Святого, но какой-то человеческий обман и лукавство. Не нужно такое.
Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный. Единосущне и сопрестольне Отцу и Сыну, Утешителю, слава Тебе.
Эта стихира посвящена тому, как Церковь осуществляется Духом Святым. В Ветхом Завете действовал тот же Дух Святой. Тут сказано про пророчества, очевидно для борьбы с древними еретиками, которые отрицали божество Духа Святого. А некоторые считали, что Ветхий Завет не от Бога, но написан о другом боге, который истинным Богом не является, но именно он стал вдохновителем Ветхого Завета. Поэтому как богодухновенная книга он отрицался. А тут говорится, что все подает Дух Святой и Он источает пророчества.
В наше время часто встречается смущение от слога стиля, языка, образов Ветхого Завета. Некоторым кажется, что ветхозаветные смыслы не увязываются с новозаветными. В Новом Завете откровение иное, но автор тот же – Бог. Речь просто идет о некой божественной педагогике, о постепенном раскрытии божественного откровения людям. Есть особый смысл и домостроительство Ветхого Завета. Есть – Нового. Блаженный Августин говорил, что Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий в Новом раскрывается. Это всё взаимосвязано и произошло один за другим. Дух святой источает пророчества, священников поставляет. Это не собор архиерейский делает рукоположением, но на служение священника поставляет Бог. Может быть, священник кому и не нравится, грубоват ли, страдает ли какими-то вредными привычками, но он священник. От Духа Святого ему дана благодать совершать таинства. Он уполномочен от Бога. Он как инструмент, но поставлен на свою должность. В некотором смысле священник свят, он отделен от мира для особого служения Богу. Потому мы и называем их отцами, поскольку они помогают нам родиться и возрастать в Боге. Есть биологическое рождение, а есть духовное. Мы целуем руку священнику так, как целовали руку Христу, почитая Его сан, благодать, которая дана ему от Господа. Показательно церковности человека, евангельского измерения его жизни – уважительное отношение к священнику независимо от того, как он может недотягивать по своим человеческим качествам. К каноническому священнику должно быть благоговейное отношение в любом случае. Мы живем в удивительное время, когда имя священника могут таскать в зубах, осуждать днем и ночью, создавать группы недругов, мыть ему кости, потому что кто-то имеет свои понятия о священстве, не любит стиль проповеди или еще что-то. У нас откуда ни возьмись появляется злоба и осуждение кого? Священника. Страшно произносить. Краще село спалити, нiж священника осудити говорили когда-то на Украине. Бог священника судит, так будем же мы беречься от этого. Помните, как апостол Павел сказал священнику «Бог будет бить тебя, стена подбеленная!» Священник повелел бить апостола. Чем, кстати, нарушил закон. Павлу сказали, знаешь ли, кому говоришь такое? Павел же не знал, что это был первосвященник. Взял свои слова обратно, хотя формально был прав.
Как Дух учит простецов мудрости? Разве становятся они академиками? Конечно, нет. Они получают апостольскую проповедь. Рыбаков апостолами тоже Дух явил. От этого рыбаки не перестали быть простыми. Они остались простецами, но им дана была великая благодать и познание Бога. Человек может иметь великие знания и быть простым. Мы путаем простоту и невежество. Одно – добродетель, второе – грех, особенно если невежество еще и позиция. Мы видим, что благодать не зависит от знаний, она дается по сердцу, для которого главный закон – любовь. Знания могут помочь вместить благодать, но, если их нет, это не проблема для Бога.
Вопрос: - Расскажите, пожалуйста, немного о коленопреклоненных молитвах, которые читают после Литургии на Троицу?
С. Комаров: - После Литургии на Пятидесятницу служится вечерня. Не вечером потому, чтобы не разрывать динамику этой службы. На Великой вечерне читают как раз эти молитвы, которые имеют огромное символическое значение. Мы впервые после поста становимся на колени. Молитвы на коленочках дают христианину стройное догматическое осознание, если говорить о текстах. Если говорить о позе, то вводят в смиренное состояние. Мы входим в естественное для кающегося грешника состояние. Звучат впервые после Пасхи интенсивные просьбы о прощении грехов, об очищении, о послании Духа Святого. Молитвы имеют покаянный характер. Приписываются они Василию Великому, жившему в 4 веке. Всего есть три коленопреклонения. В первом мы читаем «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме, непостижиме, неизследиме, непременне, непобедиме, неизчетне, незлобиве Господи». Это молитва Богу-Отцу. Мы исповедуем грехи, испрашиваем прощения их, благодатной помощи против козней диавольских, страстей. Вторая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. В ней мы просим о даровании Святого Духа.
«Дух премудрости Твоея моим подаждь помышлением, Дух разума безумию моему даруяй, Духом страха Твоего моя осени дела, и Дух Правый обнови во утробе моей, и Духом Владычним мыслей моих поползновение утверди, да на всяк день Духом Твоим Благим к полезному наставляемь, сподоблюся творити заповеди Твоя».
Некоторые ошибочно полагают, что коленопреклоненные молитвы адресованы Духу Святому.
Третья молитва тоже обращена к Сыну Божьему. «Приснотекущий, животный, и просветительный Источниче…» Тексты молитв великолепны! Высочайшая церковная поэзия. В третьей молитве есть поминание усопших, как во аде держимых.
Вот эти три продолжительных молитвы, которые мы получаем как аскетический подвиг. По сути, это возвращение к нашей церковной жизни. Потом будет попразднство Пятидесятницы, и мы войдем в период Октоиха и Миней. До сих пор мы служили по Триоди постной, потом по Триоди Цветной и добавляли Минеи. Теперь мы откладываем Триодь Цветную, праздничную книгу, и вернемся к обыденному Октоиху и Минеям. Праздники у нас всегда были и будут, нам есть что праздновать, но из ликующего пасхального и пост пасхального настроения мы выходим в более привычную атмосферу сдержанного покаяния.
Вопрос: - Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. Поясните эти слова, пожалуйста!
С. Комаров: - Это слова из 17 кафизмы 118 Псалма, который называется непорочны по первым словам «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем». По уставу непорочны должны читаться едва ли не каждое воскресение. В нашей приходской традиции как правило они опускаются, а мы на воскресной всенощной, когда они должны читаться, служим полиелей. Но по уставу полиелей далеко не каждое воскресение служится, а как раз читаются непорочны.
Псалом этот представляет целую кафизму. Он является ничем иным, как похвалой закону Божьему. Большой гимн заповедям Божиим. Пять или шесть синонимов используется в псалме ко слову «заповедь». Мы слышим «пути» Твоя, «заповеди», «законы» Твои, а также слово «оправдание» Твое. Это церковно-славянское слово, означающее заповедь. Есть разные трактовки этого слова. Мы оправдаемся перед Богом исполнением Его заповедей, что уже есть путь к праведности. Оправдание Божие – заповеди Его, исполнение их. В каждой строчке алфавитного псалма (он построен по числу букв еврейского алфавита, а именно 24 буквы, звучат восьмистишия) – восьмистишие на соответствующую букву. Искусно выстроен псалом. Плод тщательной писательской работы, составленный по особым законам. Что делать древнесемитскую поэзию поэзией? Не рифмы, как у нас сегодня. Параллелизмы, акростих, алфавитное построение. В каждой строчке псалма – слово «заповедь» в виде того или иного синонима. В целом здесь сплошное воспевание красоты закона Божия. Сейчас есть модное богословское направление – теоэстетика – красота закона Божия, который есть не просто инструкция по выживанию, не просто свод правил. Он прекрасен сам по себе, достоин восхваления, достоин, чтобы о нем петь, что и делает Давид, создавая прекрасное произведение. Можно было бы выучить этот псалом наизусть, ходить его и повторять, восхваляя закон Божий в сердце своем. Есть потрясающее толкование св. Феофана Затворника – целую книгу он написан, выбрав удивительную логику: он взял каждую букву еврейского алфавита и выстроил на этом значении главный смысл того или иного стиха.
Вопрос: - На Пасху сходит благодатный огонь на Гроб Господень. Это тот же Дух Святой?
С. Комаров: - Нет, пожалуй, тут смысл другой. Это некое знамение от Бога, подарок от Бога православным на Пасху. Поддержка, умножение радости, предпасхальное чудо, знак истинности православной веры. Любое знамение Божие и чудо происходит не без Духа Святого, но сказать, что это снисходит Сам Дух, не было бы правильным. Форма похожа, но значение иное. Дух уже сошел, Он в Церкви живет, которая есть Его обитель, дом. Недаром Дух Святой нисходит на апостолов, когда они молятся в горнице, в доме. Златоуст, толкуя место это, говорит, что дом – есть символ Церкви. Она является домом Божиим. Так что это все уже произошло, а благодатный огонь – подарок.
Продолжим стихиры.
Дух Святой составляет весь устав церковный. Это каноны, дисциплины.
Видехом Свет истины, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельной Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть.
На Литругии Иоанна Златоуста мы это поём после причастия. Священник опускает в чашу частицы, которые вынимались о здравии и упокоении, со словами: «Отмой, Господи, грехи зде поминавшихся Кровью Твоею честною молитвами святых Твоих», и уносит Чашу на жертвенник. В это время хор поёт эту самую стихиру. Церковь связывает это песнопение с причащением христиан. Мы причастились и увидели свет Истины. Не иначе человек может увидеть истину, как сердцем, очами сердца. Истину мы увидели в Литургии. Свет в ней явлен, то есть Христос. Его Тела и Крови мы причащаемся, слушаем проповедь православия в Евангелии, правильно православно молимся Богу-Отцу через Господа Иисуса Христа на Литургии и приобщаемся к Телу и Крови Христовым. Всё это Церковь и называет увидеть Свет истины. Далее стихира говорит о принятии веры истинной, что сочетается с благодатью и одного без другого не бывает. Если Дух отходит от человека, то ему истинность эта непонятна и недоступна. Истинность веры познается только в благодатном житии в Церкви. Истинность веры и благодать связаны. Истина изъяснялась отцами только под действием Духа Святого. Благодатность жития помогала веру воспринимать правильно. В вере истинной и с Духом Небесным мы нераздельной Троице покланяемся.
Вот в этом всё богословское догматическое богатство наших вероучительных истин! Храни всех Господь!
Добавить комментарий