Перейти к основному содержанию

11:12 17.06.2024

Прот. Дмитрий Смирнов о возможности канонизации Евгения Родионова

20.03.2013 11:20:18

 

Антонина Арендаренко: Отец Димитрий, в некоторых публикациях последнего времени бытует мнение о том, что времена исповедничества, новомученичества в нашей Церкви уже прошли. Эта тема возникла еще в связи с продолжающимся конфликтом в Чечне. А вот священники тогда, погибшие там (мы знаем их имена), воины, свидетельства смерти за веру которых известны? Как быть с этим утверждением?

 

О. Димитрий Смирнов: Любые такие границы - ну, допустим, как членить историю Церкви: эпоха Святой Руси, эпоха Синодальная, например, советский период… Конечно, условно можно периоды объединять. Если мы имеем в виду, что эпоха мучеников - от большевиков прошла - да, эта прошла! Но сейчас как бы другая эпоха и другие реалии. Христианин сопротивляется злу в других формах исторического бытия. То, что та эпоха прошла - эпоха умучения от большевиков - ну, прошла, слава Богу! Но это же не значит, что подвиг страданий, мученичества, он вообще как бы взят от Церкви. Церковь всегда гонима - в разных формах. Даже в таком виде: некоторые люди не в состоянии смотреть телевизор. Они воспринимают это как насилие. Они говорят: те люди, которые захватили телевидение и пользуются им как орудием, они абсолютно вне наших национальных устремлений. Поэтому это - тоже форма насилия, человеческий дух этому сопротивляется.

 

А. Арендаренко: Это бы полдела, как говорится, если бы это было какое-то частное мнение, высказанное в рамках какой-то дискуссии, но ведь речь идет о материале священника, опубликованном на страницах газеты Московской Патриархии…

 

О. Димитрий: Во-первых, интервью, кто бы его ни давал, даже на страницах "Церковного вестника", ни о чем не говорит. Отец Максим - человек еще совсем молодой, поэтому вероятно предполагать какие-то неосторожности и даже глупости…

 

А. Арендаренко: Батюшка, я с вами вполне соглашусь, я все-таки и сама журналист… Как нас учили, когда помещается дискуссионный материал, да еще и затрагивающий интересы многих и память погибшего и живущих его родственников как-то задевающий, все-таки существует такое правило (такая подверстка, что ли - от редакции), где редакция всегда какое-то свое резюме материалу предпосылает или его, наоборот, заключает. Редактор говорит, что он либо не разделяет мнение автора статьи, либо приглашает к дискуссии, - словом, он как-то оценивает.

 

О. Димитрий: С точки зрения профессиональной, вы совершенно правы. Но, с другой стороны, в "Церковном вестнике" не так уж много профессионалов, потому что Святейший Патриарх лично, например, очень внимательно к этому вопросу отнесся, наградил Любовь Васильевну Родионову (мать мученика Евгения Родионова) орденом Русской Православной Церкви за ее деятельность, направленную на такое миссионерство христианское, на социальное служение церковное. Не многие миряне удостаиваются такого ордена, но я Любовь Васильевну знаю много лет, мы с нею вместе трудимся и отправляем туда караваны в Чечню и гуманитарной помощи, и подарки солдатам, и прочее. Да я, собственно, этот орден и вручал ей. Отец Максим ничего об этом не знал - тоже не очень профессионально как бы: мог бы позвонить, спросить. Я бы сказал ему: "Знаешь, те сведения, которые ты выскажешь, немножко устарели! Надо тоже чувствовать, что происходит внутри церковного народа, чтобы печатать такие материалы, которые - совершенно ясно - вызовут реакцию именно такого плана. Тогда спрашивается: а зачем это делать? Намеренно или просто это какая-то недодуманность? Но я лично с отцом Максимом не знаком.

 

 

 

А. Арендаренко: Та публикация, которая появилась накануне "Рождественских чтений" - когда здесь было много народу: катехизаторов, священства со всей России! Они все это читали, недоумевали, обращали еще к нам свои вопросы… Это как-то еще совпало с публикацией в некоторых либеральных изданиях, которые, как ни странно, были на ту же тему: они писали как-то иронично, в своем стиле, о "военно-полевой святости"… И вдруг тут же, как бы в одном русле, выходит материал в нашем издании, и мы грешным делом подумали: а просто ли это какое-то недоразумение, недоинформированность или непрофессионализм, либо это продолжение той позиции ответственного редактора "Церковного вестника" Сергея Чапнина, которое неоднократно высказывалось на сайте "Соборность"? Вот что нас опечалило и взволновало.

 

О. Димитрий: Через 45 минут он хотел сам придти, но он сломал ногу и обещал прислать корреспондента, чтобы на эту тему поговорить. Я, конечно, не в курсе дела всех этих глубинных механизмов публикации, но, с другой стороны, у меня часто ведь спрашивают: а как ваше мнение? Человеку обычно неинтересно знать мое мнение с целью, чтобы свое изменить. Он просто хочет соотнести с ним свое мнение. Поэтому лично я - как человек - повторяю: верую и исповедую, что Евгений Родионов совершил поступок, вполне достойный канонизации. И все! Я на этом останусь! Даже если меня расстреливать будут, я все равно так буду считать! Неужели возможно представить, чтобы, например, мнение отца Максима как-то на это повлияло? А канонизация - это уже другое дело. Пусть она будет через 600 лет! Вот Дмитрия Ивановича Донского через 600 лет канонизировали… Если его имя и подвиг не умрут в веках - я в этом совершенно уверен - то пройдет время и все решится… С Блаженной Ксенией сколько времени прошло?

А потом: вот, например, была церковная позиция о преждевременной канонизации преподобного Серафима Саровского. Но царь-то настоял, царь настоял! Он эту церковную позицию своей царской властью изменил. И здесь может быть такая ситуация, вы разве не допускаете? Что ни в Церкви, ни в государстве нет таких сил, которые бы поколебали позицию отца Максима, что он считает, что это все преждевременно? А он так и скажет после канонизации: "Да, тогда, в феврале 2004 года она была преждевременной, а вот теперь, в 2005 году, она своевременна!" Или в 2007-м, или в 20027-м… Это Бог знает, кто свят.

 

А. Арендаренко: Подвиг, который совершают наши воины в Чечне, совместим ли он с подвигом христианским? Христианский ли это подвиг? Это тоже вопрос, навеянный публикациями некоторыми…

 

О. Димитрий: Понимаете, какое дело… Вообще, каждая душа, по природе своей, христианка. Это мнение Церкви. И всякий подвиг - это подвиг христианский. Поэтому что значит - христианский подвиг? С Женей все ясно вообще: он не снимал с себя креста, он исповедовал себя (а если не хотят слышать слова "исповедовал", то позиционировал себя) как христианин, а то, что он не смог, может быть, толково изъяснить догмат, допустим, о Боговоплощении, например, то 99 процентов наших прихожан этого тоже не могут! Многие наши святые тоже… Я думаю, если бы кто приступил к Блаженной Ксении и сказал бы ей: "Вот, изложи, пожалуйста…", к Матроне Московской, например, - они бы не смогли изложить, в силу разных причин, толково этот догмат. И ничего в этом страшного нет. Не говоря уже о том, что огромное количество святых у нас в Церкви, которых мы празднуем, служим им молебны, - они не сподобились святого Крещения. Ну, во-первых, все ветхозаветные святые, 14 тысяч младенцев убиенных, разбойник благоразумный, мучеников огромное количество, например, из Севастийских… Так что же вы говорите? Они даже некрещеные!

Женю я очень как-то полюбил, я о нем без слез думать не могу, и то, что он так стал широко известен, к его имени так с благоговением относятся - и у нас, и за границей, - ведь все это не просто так? Просто солдатик… Да у нас огромное количество солдатиков, но именно Женя Родионов как-то отозвался!

Вот царевич Димитрий… Мой Небесный Покровитель, он что, за Христа умер? Пришли, мальчика восьми лет зарезали, да и все! Что он там мог сказать о Христе! Так что, значит, надо деканонизацию проводить, разбирать станем?.. Ну, а Дмитрий Иванович Донской - он же умер под анафемой Церкви. Анафему эту возложил святитель Киприан… А он же во святых, он был уже прославлен Церковью за много веков до канонизации Димитрия Ивановича. Ну, так и что? Где тут формальный подход? Комиссия же сочла возможным эту канонизацию! Кто-то там чего-то не сказал, какой-то Хасроев там что-то не так сказал!.. Но Любовь-то Васильевну я знаю! И как хорошо знакомого мне человека, я не могу поверить в то, что она обманывает, например… А потом, то, что она говорит, можно ведь проверить - ведь есть же еще люди! Так что если кто хочет - можно еще узнать, еще проверить!..

Поэтому - зачем идти против рожна? У нас даже до сих пор есть люди в Церкви, которые против канонизации Николая II и его семьи? Конечно, они смиряются и склоняют головы пред мнением Церкви, комиссии, естественно и Собора! До канонизации было достаточно бурное обсуждение, кто-то очень сопротивлялся. Но это тоже - смешно идти против рожна!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+