09.10.2023 11:23:07

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/09/28/21-00
Вопрос: - Можно ли молиться своими словами, а не теми, что предлагают нам молитвословы?
о.Михаил: - Такая возможность нам всегда открыта. Как раз молитва о каких-то нуждах важна и нужна, потому что выражается в нашем состоянии души, исходит из души. Но важно помнить, что нашими молитвами не должен ограничиваться наш молитвенный путь. Можно и нужно молиться молитвами великих подвижников. Они слагали молитвы так, чтобы выразить свои нужды, которые конечно сильно отличаются от наших. Святые прошли длинный путь, хорошо отличают, где важное, а где нет, где святое, где бытовое, где временное, а где вечное. Человек, просветленный Духом Святым, видит всё совсем иначе. Поэтому молитвы своими словами нужно совмещать с молитвами подвижников, которые помещены в молитвословах, чтобы мы не тонули в трясине своих сиюминутных нужд. Молясь словами из книг, мы можем возносить мысли выше, вспоминать и о тех, кто эти молитвы составил. В то же время наша собственная молитва может быть гораздо более живой, чем просто повторение чужих слов. Бывает и наоборот – молитвы святых подвижников находят в сердце отклик, если человек вкладывает ум в слова молитвы, то эти искренние слова трогают наше сердце и даже слезы выступают на глазах. Эти слова – святые тропинки, двигают нас выше к Богу. Можно и нужно особенно выбирать в молитвах слова, которые сильно трогают душу. Молитву «Отче наш» нам дал сам Господь. Молитва Иисусова состоит вообще из нескольких слов, но какую силу имеет, какую пользу для духовного возрастания приносит. Молиться можно многими словами, а можно почти совсем без слов, когда уже не слова передают смыслы, а душа просто созерцает Бога, Его величие. Всегда, прежде чем мы еще попросим Господа, Он уже знает всякое наше слово и прошение. Именно поэтому в словах часто нет необходимости. Господь все знает, все ведает. Знает, когда послать нужное, отнять лишнее, исправить наши пути. Подвижник возлагает на Господа все упование и спокойно идет по пути Божьему. Путь трудный, но правильный, потому что Сам Господь указывает. Важно не какими словами молиться, а молиться в принципе. Если молитвы нет, то не стоит и искать какие-то наилучшие молитвы. Если же молитва пойдет, то она сама научит человека всему, что нужно. Отец Алексей Мечёв своим духовным чадам на вопрос о том, как молиться, советовал просто молиться, вообще молиться. Самое благодатное действие молитвы, ее существование очень важно.
Вопрос: - Есть какие-то способы понуждения себя к молитве, добрым делам, посту?
о.Михаил: - Нам часто понятно, что какие-то вещи надо делать, а как и как себя к ним понудить – совсем не ясно. Меня и на исповеди часто спрашивают об этом. Бог сам заставит человека молиться. Мягким, отеческим образом Он научит. Обстоятельствами жизни, встречами, самочувствием, даже простой мыслью, после которой человек получит самую теплую молитву. Молиться по принуждению – не пускать молитву в сердце. Молиться нужно простыми словами. Господи, дай мне веру. Дай мне то, что мне требуется в моей духовной жизни. И Господь даст потребное. Всё то же относится к духовной жизни. Мы должны подкреплять веру делами, это известно, но не часто исполняется. Веру свою мы можем показать делами нашими. Бесы веру тоже имеют, и даже трепещут, но где дела их? Их дела противоположные, злые. С делами как раз можно и поднажать, не ожидая пока осенит благодать, и ты с радостью побежишь на делание добрых дел. Тут неплохо бы себя заставить, помолиться о том, чтобы обстоятельства сложились так, чтобы появилась возможность проявить свое доброделание. Как только мы начинаем такие дела делать, то внутри рождается благодатное чувство. Добрые дела имеют подкрепление уже внутри себя, они приносят много пользы душе, которая не может этого не чувствовать. Тому, кто начинает доброе дело, Господь дает подкрепление. Человек сам чувствует, что без этого не может жить как христианин.
Вопрос: - Как научиться христианскому терпению?
о.Михаил: - Терпение очень большая добродетель, ему так просто не научишься. В Писании сказано в терпении вашем спасайте души ваши. По-настоящему душа может существовать только в терпении. Без него не бывает ничего. Если вернуться к началу нашего разговора, то вспомним про молитву и доброделание. Что из этого может получиться без терпения? Ничего. Как только не будет получаться, то сразу дело будет брошено. И так будет повторяться каждый раз, который будет труднее предыдущего, потому что делается дело без терпения. Если же потерпеть с самого начала, то можно потом наслаждаться плодами этой прекрасной добродетели. Макарий Великий говорит, что делая добрые дела, ведя христианскую жизнь, человек не может не чувствовать, что само по себе это делание ничего не значит. Взамен на эти дела, старания мы обретаем благодать Духа Святаго. Много лет терпения может понадобиться для такого возрастания. Через много лет подвижник может понять, что получает дар от Бога, к которому надо стремиться. Это будет составлять главное содержание нашей жизни после нашей кончины. Созерцание Бога, ощущение благодати Святаго Духа, который Господь дает любящим Его, а дела добра при этом выходят на второй план как важное средство достижения высокой цели. Когда строится собор, он окружен ласами, и убираются они только тогда, когда собор построен. Так и с нами – терпение станет теми лесами, тем средством, которое было необходимо для стяжания Царствия Божия.
Вопрос: - Как христианину поступать с боязливостью? Боишься за всех, за близких.
о.Михаил: - Думаю, что боязливости совсем избежать сложно чрезвычайно. Помните, чем отличается герой от труса? Говорят, что герой не имеет страха, а трус наполнен им. Но это совсем не так. Каждый чувствует страх. Герой его просто преодолевает, в то время как трус идет на поводу у страха. Бывает очень страшно в жизни. Вспомните первых мучеников за Христа. Они знали, что грозит им за исповедание веры во Христа. А боялись они? Скорее всего. Страх – свойство каждого человека. Не стоит думать, что тогда были сверхлюди. Разве может быть нестрашно, когда только что перед тобой отдали на растерзание львам того, кто недавно был рядом с тобой? Перед таким испытанием человеку страшно. Он не боязлив, ему просто страшно. Но мы знаем много примеров, когда волей Божией всё как-то управлялось. Укрощались львы. Даниила во рве со львами Бог хранил. Также и отроки в печи вавилонской. Это нам всем урок. Мы боимся временного, в то время как бояться надо вечного. Это единственный рецепт. Если мы по-настоящему чувствуем Бога, молимся, а в молитве этой Господь нам открывает себя, то открываем для себя присутствие Божие. Его уже потом никак не хочется терять. А то мы живем вяло, нестойко. Бог не выдаст, свинья не съест. В поговорках конечно тоже смысла много, но что это значит, если человек по-настоящему не научился молиться, если он никогда не чувствовал, что Бог есть, что Он о человеке заботится, что существует в мире промысл Божий. Так человек никогда не уйдет от своей боязливости. В сторону Бога надо смотреть, жизнь свою направлять, терпеть.
Вопрос: - В апокалипсисе говорятся такие слова. И ангелу Лаодикийской церкви напиши – так говорит Аминь, Свидетель верный и истинный, Начало создания Божьего: „Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч. О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Под горячностью или холодностью можно понимать разное, но в главном смысле это отношение к Богу, вере, Церкви. Вот если ты такой средний, никакой, ни горячий, ни холодный, вроде и верующий, но иногда хуже чем неверующий, потому что неверующий иногда горячее. По слову апостола, такие теплохладные люди являются фактически поруганием христианского рода у язычников. Язычники это сейчас почти все, даже те, кто называет себя православным. Живет иной на две семьи, а себя православным называет. Это любовь такая, так получилось. Человек по меткому народному выражению: ни Богу свечка, ни чёрту кочерга. Вроде и верующий, но спросишь, ответ даст лукавый, нас не учили, мы не знали. Хотя сейчас столько уже вокруг всего, что учит. Радио, книги, все рассказано по три раза. А песенка та же – нас не учили. Нет, дорогие, учиться мы должны сами. Если не захочет человек, никто его не научит. Можно подвести лошадь к воде, но кто заставит ее пить? Так и с людьми – положите перед ними сто книг, расскажите сто историй, но не захотят знать – ничего и не будет. Сколько сейчас всего доступного!? Библия, любые издания, другие книги, но в моде отчего-то психология, экономика, в книгах о которой люди ищут пути заработать миллионы. А про Царствие Небесное я знаю все, читал, не буду покупать книги. Если же спросить поподробнее, окажется, что и Библию человек читал не всю или почти не читал. Можно же за жизнь несколько раз всю Библию прочесть!? Это не так много времени займет в сравнении со всей жизнью. И кто такие люди, кто не читает? Самые теплохладные и есть. Приходят такие куда-то на собеседование и не могут ответить на вопрос, какие книги читали за последнее время. Чего только не услышишь в ответ. Библии кстати в этом списке нет почти. Что это, если не теплохладность? Что это, если не желание приспособиться к миру? Нетеплохладный человек использует любую возможность, чтобы проповедовать о Христе, чтобы привлечь людей, чтобы показать хоть кому-то путь в то место, где хорошо и замечательно. Горение в человеке должно быть. Таких горячих в вере, которые, как компас, указывают на Царствие Божие, мало, но увидишь – не забудешь никогда. Это толчок к тому, чтобы становиться таким.
Вопрос: - Почему люди не могут избавиться от дурных дел? Они ведь не только портят жизнь, но и негативно влияют на ближних.
о.Михаил: - Дурное дело – болезнь. Мы созданы по образу и подобию Божьему. Этот образ в нас запечатлен неизбывно, его никак нельзя в нас изгладить, но подобие может уйти, можно легко стать неподобным Богу. Мы сами хорошо знаем, кто нас старается от хороших дел отвести, а к дурным подвести. Есть Ангел, есть темные силы. Кроме всего этого есть наша свободная воля, которая может повернуться в любую сторону. Избавиться от дурных дел синоним того, чтобы избавиться от греха. Дурное дело – грех, который против Бога. Человек выбирает лево, где темные силы, или право, где Ангел его хранитель. Со своей свободной волей он либо туда, либо сюда. Но бороться только своей волей против искушений, как некоторые пытаются сделать, нет возможности. Кто-то собирается бросить пить и не получается. То же с курением, например. Без помощи Бога избавиться от этого невозможно. С тех пор как Адам и Ева согрешили, человек рождается поврежденным этим грехом. Он своих не сделал еще, но рожден с заразой первородного греха. Крещение смывает это, дает возможность выбирать между злом и добром. Во время крещения человеку дается Ангел его хранитель. Но человек все равно часто не может избавиться от дурных дел, привычек, грехов. Он не должен быть самоуверенным, считать, что победил грехи или грех. Есть организации, которые занимаются реабилитацией. Так вот там человек может встать на встрече и сказать «я алкоголик», хотя может уже несколько лет не пить совсем. Нам нужно равняться на таких. Представьте такую фразу: «я лжец, я не говорю лжи уже 30 лет». Можно 30 лет лжи не говорить, а на 31 год взять и солгать. Бог тебе дал силы, обстоятельства, которые тебе позволили держаться. Слава Богу, но твоей заслуги тут нет. Ты все равно лентяй. Просто исправившийся лентяй. Если признаемся, то может быть, тогда будем иметь возможность избавиться от наших дурных поступков. И самое страшное, что все эти наши грехи имеют столь негативное влияние на наших ближних. Тяжелые зависимости особенно болезненны. Дурные поступки, злые дела, иначе говоря, грехи, сильно портят жизнь человеку везде. Много таких дел сейчас. Люди не думают, что будет дальше, как избавиться, но как возобладать над другим, как получить многое из того, что Господь нам дал в преизбытке, чтобы вести скромную жизнь, быть довольными тем, что посылается. Но, увы, нам нужно больше, нужно столько, чтобы можно было показать, кто здесь первый и главный. Вот от этого хочется и нужно обязательно избавиться. Аминь.
Добавить комментарий