Перейти к основному содержанию

21:49 02.12.2021

Православная культура и семья. Талдомские святыни.

17.06.2021 16:33:24

Слушать: 

Н. В. Карташева: - Дорогие друзья, добрый день! Начну сегодняшний эфир с рассказа, как я побывала в Дубне и Талдоме, где в центральных дворцах культуры состоялись премьеры кантат композитора Виктора Аграновича на мои стихи «Голоса поднебесья». Народный коллектив, академический хор под управлением лауреатов международных и всероссийских конкурсов супругов Чайковских (дирижер и художественный руководитель Марина Валентиновна Чайковская, а Александр Васильевич - руководитель вокального коллектива). Премьеры прошли вдохновенно. Хор великолепно исполнил это сложное монументальное произведение. Отрадно, что в празднике участвовали и выступили представители духовенства Дубинско-Талдомского благочиния. Получился истинно православный праздник- красивый, наполненный смыслом, верой и любовью. Такие вечера проводятся  уже не в онлайн режиме, а от сердца к сердцу. Это отрадно!

А сегодня впервые в нашем эфире - священник из Богоспасаемого Талдома, с которым мы будем говорить о нашей жизни, семье, культуре, о преодолении невзгод. Наш дорогой гость, протоиерей Илья Шугаев - настоятель храма Архангела Михаила города Талдома, кандидат богословия, преподаватель Коломенской духовной семинарии. Батюшка, благодарю, что Вы приехали. Благословите!

о. Илья: - Господь да благословит всех, труждающихся на радио «Радонеж».

Н. В. Карташева: - Слушаете наше радио, батюшка?

о. Илья:  - Всё меньше - занятость большая. Работа в семинарии. И семья большая. У нас есть и свои, и приемные дети. Всего девять.

Н. В. Карташева: - Батюшка, Вы были на концерте? Каково Ваше впечатление?

о. Илья:  - Говорят, что по европейским меркам пришло достаточно народа. Но мне, как принимающей стороне, хотелось бы, чтобы был полный зал. Мероприятие замечательное. Мы погрузились с Вами в музыку. Я не совсем согласен с Вами, когда Вы говорите, что произведение сложное, и понять его нелегко. Так настроили всех. Но хор пел ясно, музыка была прекрасная, плюс Ваше сопровождение многое объясняло, настраивало и ложилось на сердце. Из десяти произведений этой кантаты семь - арии членов Царской семьи. Мы дома обсуждали - каждому понравилось что-то своё. Разные голоса, разные слушатели. Семь голосов прозвучали, и это было замечательно.

Н. В. Карташева: - Мне понравилось, что прекрасно слушали, хотя пришли люди обыкновенные, не совсем подготовленные. Самая первая премьера была в Александро-Невской Лавре. Потом мы повторили в консерватории, в зале Архиповой. Публика была подготовленная. Хотя и не было хора такого, как Дубнинский академический. А здесь так монументально и красиво! Основной концерт был в Дубне, там хор огромный, более 60 человек.

о. Илья:  - По поводу подготовленности слушателей. Пришли верующие - они уже подготовлены, у них особая культура.

Вопрос: - Родственники мусульмане утверждают, что Христос умер только за нас, но не за них. А если  умер родственник - молиться я о нем в храме не могу, только дома. Но неужели истины у нас разные? Как им объяснить, что Господь наш умер за всех и истина одна?

о. Илья:  - Как убедить мусульманина - я не смогу дать хитрых приемов, чтобы человек поверил, иначе это не было бы подвигом самого человека. Если бы такие приемы были, Господь, как лучший педагог и психолог давно б всех нас привел к вере. Тут требуется подвиг веры, души. Это свободное решение. Вы можете подвести, подготовить почву. Только свидетельствуйте о Христе.

 Самое главное доказательство - мир существует по закону любви, жертвенной любви. Это учение о том, что Бог любит нас так, что Сам готов умереть за нас. Это самое главное доказательство. В других религиях взаимоотношения между человеком и Богом другие. В некоторых религиях Бог смотрит на нас сверху вниз, как строгий судья, он нас не любит, но сверху пальчиком грозит: слушайтесь, Я вам заповеди оставил, не будете слушать -  будете наказаны. Но христианская вера говорит, что Бог не просто смотрит сверху вниз, но как любящий Отец. А если отец видит, что дом горит, и там дети погибают -  он сам сгорит, но детей спасет. Господь бросился на землю, в этот горящий грехом дом, в котором мы живем, и Сам умер, лишь бы нас спасти. Поэтому у нас представление совсем другое. И оно состоит в том, что Бог, который нас сотворил, Сам есть любовь. Если сердце откликнется на такую любовь, будет хорошо. В других религиях такого учения о любви нет.

Н. В. Карташева: - Город Талдом понравился мне своей   русскостью. Мне кажется, у вас там мусульман и нет.

о. Илья:  - Мусульмане есть везде, как и христиане. Сейчас все везде есть. И сектанты есть. Язычники повсюду. Атеистов сейчас меньше, зато растет число тех, кто привержен магическим представлениям о Боге. Легче верить в Бога, которым можно магически управлять, чем в Того, Который требует от тебя чистоты сердца.

Н. В. Карташева:  - А как ваш храм, приход?

о. Илья:   - У нас храм в городе единственный. Он, к сожалению, закрывался. Сейчас в нашем небольшом районе с населением 50 тысяч человек открыто 17 храмов, из них только два не закрывались. Весь район небольшой. Город всего 14 тысяч жителей. Миниатюрно все.

 Может быть, Вам понравилось как раз это, что всё такое небольшое. И, может быть, это спасает нас от мощного проникновения цивилизации, которое из Москвы расползается, но до нас не доходит, потому что там начинаются болота. Край у нас болотистый. Главная особенность нашего района – что он- журавлиная родина. Одно из немногих мест, где гнездятся журавли и выводят потомство. В нашем районе во время перелета останавливается более 1000 журавлей, а несколько семей живут постоянно. Даже экскурсии водят смотреть. И есть фестиваль «Серебряный журавль». Нам есть чем гордиться. Производства мощные не открываются, это нас спасает.

Н. В. Карташева: - А чем люди живут, если нет предприятий?

о. Илья: - Это обратная сторона. Выручает близость к Москве, люди ездят, да и какие-то производства есть. Традиционно мы были сельскохозяйственным районом, сейчас нужно всё восстанавливать. У Администрации есть настрой стать туристическим центром, достопримечательностью. Я не готов давать интервью об экономической жизни нашего района, но планы администрации вот  такие.

Н. В. Карташева: - Да, в Дубне, неподалеку, есть градообразующие предприятия?

о. Илья:  - Есть, да. От нас Дубна всего в сорока километрах. Мы единое благочиние.

Н. В. Карташева: - А новомученики?

о. Илья: - Известны 17 новомучеников, которые служили  здесь. В нашем храме это священномученик Иоанн Чеснов. Он в многих храмах служил, у нас было последнее место его служения. Это был всего год, но мы можем гордиться, потому что он был очень яркий священник  и проповедник. Поэтому его и гоняли с места на место. Был арестован, сослан в Казахстан, где и был расстрелян в месте, подобном нашему Бутову - полигон Жаналык. Бывал я там, привез земельки.

Н. В. Карташева: - Мощи его не обретены?

о. Илья: - Да, там общий полигон, это невозможно.

Вопрос: - Добрый день. Я прихожанка храма, в котором служит батюшка. Я являюсь председателем комиссии по литературному наследию Сергея Клычкова. Он тоже пострадал в годы репрессии. О нем тоже хотелось бы напомнить. Его стихи вошли в книгу «В начале было слово», сборник духовной поэзии, который мы совместно с отцом Ильей выпустили 20 лет назад.

Милей, милей мне славы
Простор родных полей,
И вешний гул дубравы,
И крики журавлей.

Нет таинства чудесней,
Нет красоты иной,
Как сеять зерна с песней
Над вешней целиной.

Ой, лес мой, луг мой, поле!..
Пусть так всю жизнь, и пусть
Не сходят с рук мозоли,
А с тихой песни грусть.

о. Илья:  -  Кроме отца Иоанна были еще многие. Первым был прославлен мученик Феодор Дорофеев. Наш край отмечен милостью Божией, и у нас были люди, которые верили во Христа и готовы были умереть за веру.

Н. В. Карташева: - Какие у вас есть святыни в храме?

о. Илья:  - Благотворители передали нам частичку мощей Вифлеемских мучеников, потому что многие имели желание молиться о грехе аборта и специально писали икону и частичку передали. Грех этот для нашей страны актуален, многие хотят молиться. Передавали частичку мощей воина Феодора Ушакова. Многие молятся перед иконой «Неупиваемая Чаша». Сколько я себя помню, как приехал в храм в 1997 году, всегда молились этой иконе об избавлении от греха пьянства.

Н. В. Карташева: - Мне очень понравилось, что в вашем благочинии вы все такие дружные. Отец Владимир, помощник благочинного по Талдомскому району- прекрасный батюшка. И Вы, батюшка, меня поразили, у Вас 9 детей. Расскажите о семье. Есть ли еще такие семьи на приходе?

о. Илья:  - Думаю, что у нас пошла хорошая мода на многодетные семьи. Причем, и детей приёмных не боятся принимать. Это прекрасно. Есть страх у людей - своих боятся родить, лишний рот в семье, проблемы с воспитанием, не справимся. А когда люди не боятся брать приемных детей - это подвиг, хотя понятно, что тут не должно быть самонадеянности. Те, кто хотят брать детей, проходят специальную школу приемных родителей, готовятся. Школу любви надо пройти - любить надо учить. Многие думают, что любовь нечаянно нагрянет. Шел ты по улице -  и на тебя упала любовь. Такого не бывает. Сверху падает только влюбленность. Глаза горят, кровь играет, но это быстро потухает. У Эриха Фромма есть книга «Искусство любить». Любое искусство, а любовь - одно из них, требует серьезной подготовки, освоения. Проблема любви - не в выборе объекта любви, а в способности любить. Ее и надо воспитать. Нельзя выбрать или не выбрать ребенка удачно. Не от выбора все зависит.

Н. В. Карташева: - Как Вы справляетесь с ребятишками?

о. Илья:  - Если б они были одного возраста, мы бы с ума сошли. А когда постепенно - то все хорошо. Старшему уже 23 года. Он не только слушается, но и помогает. Младшему у нас 4 годика. Он самый всеми любимый. И это, наверное, тоже искушение, потому что когда любой каприз может исполняться- то есть риск быть балованным. Стараемся построже. Девочки более послушны, спокойны. Но пацан должен быть хулиганистым, задиристый, это особенность мужского характера.

Н. В. Карташева: - А как обстоят дела с гаджетами?

о. Илья:  - Это коварный вопрос. Нет идеальных семей, проблемы  есть везде. Мы с нашими прихожанами обсуждаем, столько мы рассказываем друг другу! У всех свои проблем, хорошо учатся не у всех, мы с супругой опытны и в отрицательном смысле: если мы чему-то и научились, то только потому, что было море ошибок.

Вопрос: - Добрый день, Нина Васильевна, рад слышать Вас на боевом посту, атаман Комшилов. Бывал я в Дмитрове. Город Дмитров, как и Касимов, основал Юрий Долгорукий. Наш проект постановки памятника. В Касимове и Клыков бывал. В Дмитрове памятник стоит. А сегодня круглая великая дата: 125 лет со дня священной коронации Императора Николая II и 25 лет со дня открытия памятника в Тайнинском, около храма, где находился путевой царский дворец. Когда цари и император ездили помолиться в Лавру - они останавливались там. Выбрали это место. Материал большой вышел на «Русской народной линии». Можно ознакомиться.

 А сейчас я нахожусь в Касимове, устанавливаем бюст святому благоверному князю Александру Невскому. В Касимове потому, что он здесь скончался. По преданию, он возвращался из Орды в 1263 году, остановился на Оке, пришел в Богоявленский монастырь и там скончался. Будут празднования в Переславле Залесском. Мы с Клыковым неоднократно бывали там. Приглашаю всех приехать и познакомиться с этими прекрасными местами.

Н. В. Карташева: - Вернёмся к семьям прихода.

о. Илья: - У нас много многодетных, которые не боятся брать приемных, так что, думаю, складывается хорошая традиция.

Н. В. Карташева: - Откуда берут детей? Из приютов?

о. Илья:  - Сейчас можно пройти школу приемных родителей, но тебе не сразу дадут ребенка, там очередь. Даже пройдя все подготовки и процедуры, можно еще не получить ребеночка. Многие хотят совсем малышей. Еще и очередь может быть. Наши берут таких, у кого самые маленькие шансы, что его возьмут вообще. Например, братьев и сестер. Одного готов брать, а двоих уже не готовы. Есть у нас семьи, которые брали троих. Подростков брать сложнее - они уже сложившиеся личности. Но, тем не менее, берут.

Н. В. Карташева: - Какие молодцы! Как дружно. А повсеместно - всё больше разводов, молодые живут в каких-то пробных браках, даже гражданскими их не назовешь. Отчего так? Может, уже пора на законодательном уровне решать вопрос семьи?

о. Илья: - Это можно, конечно. Но современный уклад жизни в обществе потребления такой, что все построено на том, что нужен человек, который всем недоволен, несчастлив. Простой приведу пример. Если с милым рай и в шалаше, а семья крепкая, то кто будет брать ипотеку? Никто. Если бы человек прочитал книжку и стал доволен и счастлив, то кто бы ходил по магазинам и занимался шопингом? Чтоб современная экономика крутилась, нужен потребитель, который постоянно всем недоволен. Несчастный человек. Он приходит домой, все вроде хорошо, евроремонт, но что-то не так. Наверное, надо еще раз ремонт сделать. И вот, все закрутилось. Для мощного производства нужно мощное потребление, а оно возможно для несчастного человека, который не удовлетворён семьей, которым легко манипулировать. Вся экономическая система не заинтересована в крепкой семье.

Н. В. Карташева: - А в абортах заинтересована?

о. Илья: - Только сами родители заинтересован воспитать зрелого ребенка, который крепко стоит на ногах и кому трудно промыть мозги. Это сложно. Мы постоянно думаем, что делать. Мы передаем ценности свои детям.

Как только ребенок пришел в сад или школу, он становится погруженным в другую нравственную среду, где ценности совершенно другие. Противостоять нелегко. Если ребенок больше или одинаково времени проводит в семье или другом месте, то тут начинается: какие ценности он больше впитает? Один из главных путей - нам организоваться вместе, создавать островки пребывания. Лето сейчас, православные клубы, лагеря. Там мы будем, не выходя из системы своих ценностей, проводить время. Говорят, что в живете в своих тепличных условиях. Так это хорошо! Лучше, чтобы дети сформировались, и система ценностей окрепла до подросткового возраста. А крепко став на ноги, уже можно идти в жизнь, если дети выросли не в тепличных условиях, а в духе борьбы с грехами. На словах это легко, но на деле не так, конечно. Так что на законодательном уровне вряд ли такие меры  смогут  быть  эффективны.

Но если пофантазировать, что если будет такая ориентация на духовные ценности, то в течение нескольких поколений, может быть, удастся что-то сделать. Правильная цель государства - пресекать грех, поощрять добродетель. В таких условиях за несколько поколений наше общество сможет выйти хотя бы на нулевой уровень, при котором все грехи и добродетели, поиски Бога будут хоть как-то уравновешены. Сейчас навязывается греховный образ жизни. Мы сейчас в нездоровом состоянии.

Н. В. Карташева: - Стоять трудно. Доброе дело делать - у нас даже материальные возможности неравны. Поп-концерт оплачивают и билеты по 15 тысяч покупают. Мы же приглашаем бесплатно - приходят единицы.

о. Илья: - Как бы плохо ни было - люди ищут Бога. Он всегда рядом. Человек, окунувшийся в грех, когда увидит чистоту учения Церкви о браке, то он, как изголодавшийся по чистоте, сразу примет это к сердцу. Есть надежда, что Господь нас сотворил и то, что Он нам заповедал, будет откликаться в сердце.

Вопрос: - Почему уходит доверие детей, нет общения и взаимопонимания между родителями и детьми?

о. Илья:  - Часто причина не в детях, а в родителях. Есть два способа взаимодействия с другими - манипулирование и диалог. Увы, в нашей педагогической культуре мы больше детей воспитываем, а в какой-то момент воспитание должно перейти в другое качество. Ребенок однажды открывает, что он не просто объект для воспитания, но и личность. 

В этот момент должна произойти перемена во взаимоотношениях с ребенком. Все больше должно быть диалога, когда мы видим в ребенке взрослеющую личность. Встроить диалог не удается именно родителям. Ребенок - не объект для манипулирования. В 10-11 лет ребенка надо изменить способ взаимодействия. Ребенок хочет ответить на вопрос: кто я, зачем живу?. Это можно сделать только в общении с ним, во взаимном поиске. Помогите ему искать вместе. Перестраивайтесь раньше переходного возраста.

Вопрос: - Как научить детей читать детей, которые все время в телефоне?

о. Илья: - Вопрос - а почему они все свободное время в телефоне? Это совет к родителям - есть вещи, которые детям давать нельзя. Однозначно до 12 лет, а то и дальше- никаких смартфонов. Общество давит, что в классе у всех есть. Не дадим же мы нож младенцу? Нельзя. И здесь такой же подход. Психика не сформирована. Рано.

Вопрос: - Батюшка, расскажите о своем членстве в Совете Иоанно - Предтеченского братства трезвения. Что это такое?

о. Илья:  - Есть такое замечательное братство, которое занимается делом утверждения трезвости. Это не антиалкогольная пропаганда. Это миссия с главным девизом «Свидетельствовать о Христе радостью трезвой жизни». Трезвость -  это радостное состояние, когда у тебя чистые мысли, светлая голова. В этом состоянии тебе легче познать Бога. Трезвость как духовное делание, добродетель христианскую.

Н. В. Карташева: - Благодарю, батюшка!

о. Илья:  - Да благословит Господь всех здесь труждающихся, слушателей и всех православных христиан! 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+