Перейти к основному содержанию

21:34 28.03.2024

О добродетели и воздержании, или что такое пост и кому он нужен?

11.12.2020 08:37:23

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/11/30/21-00

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами в эфире священник Сергей Генченков, клирик Никольского храма села Никулино Истринского благочиния Московской епархии. Поздравляю всех вас с Рождественским постом. Наша тема сегодня: "О добродетели и воздержании. Что такое пост, и кому он нужен?".  Во-первых, тема актуальная, во-вторых, есть неправильное представление о том, что такое пост, кому он нужен.

Что такое воздержание? По-другому можно сказать: обуздание. Воздержание от чего? И какой смысл от чего-то воздерживаться, когда мне этого хочется? Что бы мне ни хотелось - это правильно. У нас декларируется, что ничего нет плохого в том, что у каждого есть право иметь свое мнение и делать, как ему заблагорассудится. Потому что мы все свободны, и эту свободу нельзя ни в коем случае нарушать. Даже сформулированы чудовищные идеи, что Православная Церковь - это некий институт, запрещающий совершенно всё. Шаг вправо, шаг влево - в ад. Потому что наша вера - жестокая, мы - ортодоксы, как нас называют остальные деноминации. Мы себя с радостью тоже называем ортодоксами, то - есть, у нас нет компромиссов. Но у нас есть две крайности: или воздержание - или распущенность. Если Я хочу - то никого не спрашиваю, можно или нет. У нас с пеленок обучают этому злу: не воздерживаться. Мама спрашивает маленького ребенка: «Чего ты хочешь: гречку или макароны, курицу или колбасу? Что хочешь - то мы тебе и дадим. Хочешь эти мультики или эти? У ребенка послушание  должно быть главным словом. А как можно слушаться, когда надо принять решение?

Вот, мама говорит: «Сегодня у нас макароны». Ребенок: «Я не хочу». Ну и что, а мы тебя разве спрашивали? Зачем тебе думать, мама приготовила макароны, поэтому сегодня макароны. Хочешь ты или нет.

Откуда это берется, зачем это нужно? На этот вопрос мы сегодня отвечаем.

Держать, удерживать себя от своего «хочу» лучше самому. Что порой происходит, когда      человек что хочет, то и делает? Почему? Не удерживается. Не хочешь удерживаться сам - есть Уголовный кодекс. Вот почему надо удерживаться. Ну били и били бы друг друга, ничего страшного. Я  специально привожу грубый пример, чтобы было ясно: зло не должно доминировать в мире. Мир лежит во зле, но православные христиане должны делать всё, чтобы зло уменьшалось. Хотя бы, чтобы у меня не было, в нашем доме не было. Так не принято в нашем православном обществе.

 - Православных христиан очень мало. Как известные иерархи учиняют раскол? Не только такие яркие личности, как Иерофей Влахос, Андрей Конанос  выходят из Православия. Раскол проявляется в  Константинопольской церкви, на Украине. В «Деяниях» мы читаем, если что-то не от Бога, то рассеется. Почему мы рассеиваемся сейчас? Посмотрите, как многочисленны мусульмане, как мусульманство набирает силу! Если мы расколемся - неужели Господь отдаст нас в руки  кому-то?  

о.Сергий - Если кто-то не хочет быть в православии, он из него выбывает. Это стандартная практика. Иуда Искариот был апостолом, взял и выбыл.  Во-первых, те, кто выбыли - не наши. Если человек хочет быть с Богом - он с Богом, не хочет- значит, не хочет. Господь Сам знает, зачем конкретные люди, приведенные в пример, снимают с себя священнические одежды и на весь мир трубят об этом. Мы все грешим, никто от этого не застрахован. Любой грех, любое невоздержание - это уже раскол, откол.

Мы откалываемся от Церкви через грехи, через наше падение. Не включайте телевизор - и не будете знать, что где творится. Концентрация на внешних вещах, которые тебя не касаются - главный пример невоздержания. Я начинаю переживать за то, где у меня нет никакой меры ответственности, необходимости об этом думать. Я с этим не могу ничего сделать, даже если очень захочу. Если я буду говорить об этом во всеуслышание, призывать к миру, то от этого все равно ничего не изменится. А от спасения моей души для меня изменится всё.

Пока я размышляю, как лучше осуждать их, я не занимаюсь собой, не ставлю вопрос, угоден ли я Богу, когда сам нахожусь не в мирном состоянии духа. У нас, что, расколов не было? Нет тех, кто удержался бы от зла, кроме Христа. Поэтому, конкретно мы никого не осуждаем, но осуждать расколы, ереси - наша прямая обязанность, чтобы зло и добро не были на одной волне. Почему растет мусульманство, а православных мало, с чего вы это взяли? Я где-то слышал, что аудитория радиостанции "Радонеж" 10 миллионов человек. Почему мало? Если 10 миллионов человек в мире спасают свои души, даже пусть не все миллиарды, которые есть, это очень немало. Для Господа весь мир не стоит одной души, а мы говорим о миллионах. Православные священники делают всё, чтобы было больше православных христиан, в том числе, чтобы люди слышали истину. Я сюда езжу, чтобы говорить об истине, а не о таких предметах, которые раздражают всех людей, потому что всё это временное. Человек ушел в раскол, он может ещё вернуться, покаяться, такие случаи есть. И патриарх Варфоломей может принести покаяние, и Папа Римский может прийти в православие, любой мусульманин, сектант, сатанист, Рокфеллер - все люди могут в любой момент покаяться и принять Святое Православие. Мы не осуждаем конкретных людей, а осуждаем грехи. Это базовый принцип Православия. Не суди людей, ярлыки им не вешай, разберутся там без нас. Наша задача самим не оказаться в аду. 

Вопрос. Благодарю вас за то, что вы сейчас говорили. Вы так оптимистично всё объяснили! Вот пример: человек очень беспокоится, состояние тяжелое. Она этим влияет на других. Надо за неё помолиться.

о.Сергий - У нас оптимистическая вера. Но на всякий случай надо помнить о праведности Судии нашего, Господа, о праведности Страшного суда. Это дисциплинирует. «Держи ум свой во аде, но не отчаивайся» - как сказал Господь преподобному Силуану Афонскому. Мы много раз приводили эту цитату. Надо её почаще вспоминать. В этом сущность воздержания ума.

Почему воздержание - добродетель? Потому что это результат нашей работы над своим сердцем. Мы получаем плод духовный, последний из девяти, который я в прошлый раз рекомендовал запомнить. "Плод духовный есть, - пишет апостол Павел («Гал.,» , гл.5) - любовь, радость, мир". Последний из этих плодов, девятый -это воздержание. Я хотел бы, но удерживаюсь, воздерживаюсь. Нужно просить Бога, чтобы Он удержал: "Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти".

Вопрос. Хочу вас поддержать в вопросе о расколе. Если у человека болит душа, она не убита. Иисус говорил: «По отшествии Моем придут в ваше стадо волки лютые». У одного из святых отцов читал, если бы даже Луна столкнулась с Землей, то он сердцем бы не поколебался, остался спокоен.  То есть в спокойствии кротости будешь так же непоколебим. Отпадение от веры, как мы читаем по Новому Завету, должно произойти. Поэтому надо успокоиться, жить по Нагорной проповеди, по Новому Завету.

о.Сергий - Однажды у меня был такой эпизод в жизни, я тогда ещё не был священником. Меня пытались во время разговора вывести из мирного состояния. Я говорю: « погоди, что ты как нервничаешь, давай в мирном духе будем, не надо дергаться». Где-то через 2 часа мне этот человек заявляет: «Ты меня со своим мирным духом уже довел!». Господь нам благословил находиться в мирном состоянии духа. Мир - это третий плод духовный. Надо быть в мирном состоянии духа вне зависимости от того, что происходит: война, мир, голод, здоровье. Слава Богу за всё!

- По поводу правильного понимания поста. У нас сейчас пол России работает на машинах. В сумке у водителя, как правило, кусок сала, тушенка, яйца. Сейчас рыба дороже мясных продуктов. У нас всё сводится в название продукта. Как с этим разобраться?

о.Сергий - Пост - это и есть воздержание. Кому он нужен? Он нужен мне. Богу, другим людям мой пост не нужен. Когда у нас люди начинают поститься первый раз, то всем об этом рассказывают. Таким образом, они выделяются: теперь я праведник. Был грешник, а теперь пощусь. Для первого раза это неплохо, по-другому обычно не бывает. Все, кто начинает воцерковляться, делают так.

Чревоугодие - это один из смертных грехов. После воздержания чрева может быть и воздержание блудных страстей. Почему в церковном уставе речь идет именно о пище? Чтобы люди ограничивали свое чрево. Мы находимся не в Ветхом Завете, где ошибся - в ад, условно-забить камнями. Мы находимся в Новом Завете, Завете любви, в Духе, который животворит. Чтобы нам правильно понимать, как относится пища ко спасению наших душ- мы должны запомнить, что установление сделано не просто так. Оно введено Церковью Христовой, Святой и Непорочной специально, чтобы люди могли найти в своей жизни место для воздержания. Воздержание чрева - очень большое дело. Воздержание - это когда я очень хочу, меня распирает - а я не делаю. Хочу включить телевизор, посмотреть, что скажут про патриарха Варфоломея, мне же интересно, распирает меня. А ведь пост, воздержись. Зачем мне сейчас это надо? Любое, что я сейчас посмотрю, заставит меня кого-то осуждать или как-то еще реагировать. Лучше я помолюсь, почитаю что-то, поговорю с ребенком или женой, займусь делом. Но человек ломается, он включает телевизор. Тогда он понимает, зачем было воздерживаться: 2 часа просидел, устал, разнервничался.

Пищевое воздержание - это важно, но это не главное. Если человек страдает от диабета, или ему надо по часам есть, или он может умереть от того, что не ест мясо, разные есть болезни. Мы не занимаемся тем¸ что выискиваем в составе остатки яичного белка где-то в печенье. Если не знаешь состав, то и не ешь. Если люди не знают, что ты постишься, угостили чем-то - то ничего тебе не будет. Другое дело, когда ты потом делаешь себе послабление. Пришел домой, я же всё равно уже съел в гостях, не мог обидеть хозяйку, могу себе позволить теперь всё. Пост насмарку, теперь можно спокойно не поститься. Нет, так нельзя. Говорят, я беременная или кормящая, поэтому у меня поста нет. Ничего подобного. Пост у всех православных христиан. Господь сказал в Евангелии от Луки: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом». Род – это бесы, наши противники. Как ещё можно с ними справиться, если не поститься?

Пост - это не только еда. Послабление в пище не означает послабление на язык, послабление на уши, послабление на руки, ноги, на ум, на помыслы. А надо наоборот, еще строже. Одно дело - когда болящий человек молоко пьет, а другое - если торт ест. У меня же нет поста, поэтому я могу, что хочу. Мясо, если гемоглобин низкий. Но зачем мясо просто так? Надо шашлык или потушить по-французски. Разное воздержание, в зависимости от обстоятельств.

Вот рыба, сало. Человек сам решает, что ему в дорогу положить. Он может положить вместо тушенки овощные консервы, зная, что пост. Силы дает не еда, а Бог. «Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй». Откуда тогда у монахов, которые строго постятся, берутся силы на всенощные бдения? Не такие, как у нас, там вообще люди не спали. Это уже отдельная тема.

Продолжаем. Не только чревоугодие является грехом. Можно подумать, если ты постишься, воздерживаешься, но при этом ругаешься, материшься, то это угодный Богу пост. Когда ты уже начинаешь соображать, что такое пост- то начинаешь работать над своей душой. Не зря я вас поздравил с началом Рождественского поста, а не выразил соболезнования, что теперь не поешь до Рождества толком нормально.

Вопрос. У нас в Вырице 3 храма на 10 тысяч человек. Появилось раскольническое сообщество под руководством бывшего игумена Романа Загребнева. Расскажите о духовных причинах раскола.

о.Сергий - Духовная причина раскола одна и та же, как основная причина ереси и всего прочего - это гордость. Есть смирение - я хочу, как меня благословят, есть гордость - я хочу, как я хочу. Гордость берется от невоздержания. Во-первых, я имею право на собственное мнение на уровне святых отцов. Некоторые даже выше, критикуют святых отцов, что те что-то не так пишут, делают. Теологумен(понятие о частном   богословском мнении- ред.)у них придуман  специально для этой цели. Святой ошибся, с кем не бывает? Есть учения, которые подвергались критике, сам святой от него отказался, допустим, и его не признают как святого.

А в основном это выискивания, что к современным условиям это не подходит, например, воздержание. Раньше не было интернета, когда жили святые, они не знали, что это такое, как от чего воздерживаться - сказано не было. Хорошо это или плохо- нам не объясняли. Поэтому мы не будем воздерживаться, так как об этом не написано. Лучше мы не будем есть мясо, молоко, яйца, но с утра до ночи будем листать новости, смотреть сериалы. Мы же пост соблюдаем! Расколы с этого и начинаются.

У святых есть пример, когда монах или игумен начинает считать, что он лучше разбирается, чем другие. «К этому священнику - говорит такой прихожанин,- я на исповедь не пойду, он какой-то не такой, не Христов, скорее всего». Отсюда начинается разделение. Потом другой священник для тебя тоже становится неавторитетным, потому что ты в нём что-то выискал. Затем начал выискивать в священноначалии, во властях. Они все какие-то не такие. Если бы меня поставили, если б я была царица- тогда было бы совсем другое дело. Но меня не ставят. А как сделать?Я же хочу власти! Но я не могу воздерживаться, я должен смиряться, что вся власть от Бога. Поставил Господь над нами митрополита - мы смиряемся, когда он нас благословляет так или этак. Поставил патриарха- смиряемся. Поступаем, как благословили, если это не против Евангелия, не против совести. А эти люди начинают выискивать недостатки, и мне это против совести, поэтому, я считаю, что имею право на мнение об этих предметах, которое мне не заявлено. Вместо того, чтобы заниматься своей душой и сердцем, своей женой и детьми, работой, на которую ходит, человек надевает  розовые очки, где он видит себя как пуп земли. Отсюда и берутся расколы.

 Есть такие примеры, когда у человека появляется звездная болезнь. С этим у нас жестко в церкви, и это правильно. Если мы внимательно прочитаем первое послание к Коринфянам апостола Павла, то вспомним, что тут некие начали разводить: "я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, я Христов". Я за вас на кресте не висел, поэтому глава Церкви - Христос, который знает, кто где должен быть. Кто должен быть прорабом, кто должен быть патриархом, кто должен быть президентом. Ему виднее, потому что нет власти не от Бога. Если бы мы это поняли, то перестали бы судачить, воздерживали бы свои языки. Напротив, не изощряли бы их, как у апостола написано, как бы кого осудить.

Так что, чтобы самому не оказаться в расколе, нужно самому  быть Христовым. Для того, чтобы быть Христовым, нужно делать всё, чтобы стяжать эти 9 плодов Святого Духа, о которых говорит апостол Павел. Вдумайтесь: "плоть распяша со страстьми и похотьми". Вот где корень этого воздержания: нужно распять её, сораспяться Христу. Христос называется подвигоположником, Он прошёл этот подвиг - 40дневный пост в пустыне. Мы с Него берем пример, как нам и велено: "научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим".

Вопрос.  Хочу сказать по поводу первого звонка про расколы, что мы можем сделать? Посмотрите, что у нас в стране делается, бедствуем, сколько детей болеет, храмов разрушается! 

о.Сергий – Это, может, и объективная ваша картинка, но опять же - она взята из этих же самых источников, интернета и телевизора. Я вам скажу: ничего подобного! Храмы у нас строятся, напротив, паства увеличивается, детей у нас рожают, открываются хосписы детские и взрослые, куда Господь сейчас поставил меня, дела милосердия делаются, Православная Церковь сотрудничает с властями, армией, полицией и тюрьмами. Поэтому, это как посмотреть. Кому-то наполовину пустой стакан, а кому-то наполовину полный. Есть пессимисты и оптимисты. У нас лишь бы не поблагодарить Бога за то, что есть, а посетовать на то, чего недостаточно.

Любой человек, услышавший слово Евангелия, может выбрать Христа и стяжать дары Духа Святого, о которых я говорю. При условии желания. Никто не мешает, например, взять и перестать судачить на работе в коллективе. Никто не мешает приходить на работу и там работать. Никто не мешает свекрови с невесткой навести порядок, быть двумя христианками, которые уступают друг другу. Но мы ведь помним, кто мешает. Мешает враг рода человеческого. Что он может сделать против кротости и смирения? Ничего. У нас любят с больной головы на здоровую переваливать. Если уж не друг на друга, на ближних не получается перевалить - тогда переваливают на бесов. Бес попутал. Конечно, попутал, ты же не воздержался. Бес с радостью тебя путает, но ты можешь воздержаться, можешь не делать. Заставить он тебя не может, пока ты не становишься его рабом.

Можно встретить уже спивающегося человека, у которого трясутся руки, он постоянно ищет стакан. Допустим, это одноклассник, или человек, которого ты знал в детстве. Сейчас ты его встречаешь и спрашиваешь: как ты докатился о такой жизни? Что он ответит? «Всё началось с первой рюмки. Когда в первый раз ему говорили: да ты слабак, маменькин сынок, ещё не пил водку, не знаешь, что это такое». Когда этот человек выпил- то стал рабом, пристрастился к выпивке. Это уже болезнь невоздержания. Физиологически и химически это уже моя вторая натура, и дня без водки не бывает. Если человек привык кричать в истерике на своих ближних дома - то и будет на них кричать, пока не возненавидит. Пока не поймет, что это страсть, которая его обуревает. Она поднимается- и он ничего не может сделать. Он говорит: «Я сам не понимаю, что на меня нашло, ничего не могу на это ответить. Я становлюсь рабом, инструментом в руках демонов, которые крутят мной, как хотят. Я могу поставить вопрос, кто они такие, чтобы мной крутить? Как сделать так, чтобы мне из этого выкарабкаться?» Для того, чтобы освободить Освенцим, требуется Красная армия - вот смысл. Для того, чтобы мне оказаться вне рабства демонов - мне надо быть рабом Божьим. Для того, чтобы быть рабом Божьим, я должен воздерживаться. Первое -   возненавидеть эту страсть. Уверовать в то, что я сам не могу справиться с этой страстью. Я пробовал с понедельника начать- не получалось. Потом всё равно накрывает. Есть те, кто бросали курить, а потом снова начинали, тот же Марк Твен. Нет ничего проще, чем бросить курить, говорил он. Всё сваливают на бесов. Я у них в рабстве, они виноваты. Так и другие.Кто к ним в это рабство поступил добровольно, кто соглашался преступить заповедь Божью, кто не сохранял целомудрие, кто тебя заставлял при живой жене смотреть на каких-то ещё женщин, кто заставлял смотреть развратные фильмы, кто заставлял читать развратные книжки в интернете, и так далее? Кто тебя это заставлял делать, бесы? Мы знаем, как отреагировала Ева, когда Господь к ней пришел и спросил: как же так, Ева? Она сказала: это змей, он во всем виноват, если бы не змей, я бы ни в жизни. Его наказывай, что я могла сделать? - Ты могла ничего не рвать, не есть эти яблоки. Могла спросить у знающих людей, у Адама. Могла напрямую сказать: Господи, помоги мне разобраться, что этот змей мне наговорил. Может быть, я чего-то не понимаю? - Нет, ты стала сама смотреть, сама размышлять, сама нарвала яблок. А теперь змей виноват. Мало ли кого искушают, но ты ведь можешь выбрать. Когда ты впадаешь в смертные грехи - у тебя уже наступает ослепление. В какой-то момент Господь постучится в твое сердце. Тогда ты приносишь покаяние, переламываешь свою гордость через коленку, приползаешь или бежишь со всей силы на исповедь. Говоришь: «Господи, прости меня грешного, я совершил то-то и то-то, хочу от этого избавиться. Верую, Господи, что только Ты один можешь меня избавить от этого, Спаситель поэтому Ты и называешься. Ты можешь меня спасти от рабства греху, дьяволу и смерти». И Господь спасает, Он спасет, Единственный, кто может спасти. Потому что Господь взял на себя грехи мира и сказал: "Придите ко Мне все труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы". Приходите, у кого есть любые проблемы, страсти и так далее. Возненавидьте их, оставьте их там, приходите ко Мне, Я вас от всего исцелю. Возненавидьте то, что противно Мне, что Я вам говорил не делать. Для чего Я вам дал заповеди? Чтобы вы их соблюдали с радостью. Не надо пробовать совать пальцы в розетку, может убить током. Господь нас любит, всё сделает, чтобы не совали, но если мы захотим - суём. Почему? Свобода.

Вопрос. Хочу вас поблагодарить. Если мы верующие, то должны говорить: «Слава Богу за всё» . Потому что Бог знает, где, кто и чем болеет, что происходит. Спаси вас Господи.

о.Сергий - Господь, конечно, знает, насколько я верующий, потому что у меня есть тоже свои грешки. Без греха только Господь. Но то, что Господь дает нам с вами возможность пообщаться, и то, что есть что сказать -это хорошо. Ради этого я и езжу сюда. Спасибо за добрые слова. Хочется прочитать вам "Толковый Псалтирь". Евфимий Зигабен, древний святой, в 1118 году он преставился. 12-ый стих из 33-го псалма царя Давида. "Придите, дети, послушайте мене: страху Господню научу вас". Господь говорит чадам. Чада - это мы с вами, православные христиане, дети Божьи. Затем 13-ый стих: "Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо"? Человек хочет жизни вечной. И 14-ый стих: "Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов". Толкование преподобного Евфимия Зигабена: " Отселе начинает Давид увещевать людей касательно дел, как последствий Божия страха". Дела начинаются с языка. С Божьей помощью удержи язык сам, потому что у тебя есть страх Господень. Ты боишься Бога оскорбить языком своим. Поэтому язык тогда становится другом твоим, а не врагом. "То есть, основного и предварительного. И, во-первых, предлагает в сем учение о языке, потому что он есть малая часть тела". Разные дела, основное и предварительное. Попробуйте понять мысль преподобного Евфимия. "И ,во-первых, предлагает (Давид) в сем учение о языке, потому что он есть малая часть тела, удобно ввергающая, по Феодориту, в пропасть греха и весьма способная ко всякому виду зла, как говорит Василий Великий. Ибо язык бывает орудием хулы против Бога и злословия против людей, бывает возбудителем гнусных и плотских вожделений, клевещет, оговаривает, поносит, строит коварства, обманывает простых, свидетельствуете против невинных, произносит ложные клятвы; словом: язык есть служебное оружие всякого зла". Конец цитаты.

Дорогие братья и сестры, давайте воздерживать не только чрево, насколько можем, но и языки, руки, ноги, голову. Спаси вас Господи. 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
7 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+