Перейти к основному содержанию

20:23 28.03.2024

Можно ли заниматься йогой, и при этом сохранять православие?

30.11.2018 16:33:47

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/11/04/21-00

Владимир Носов: - Я напомню, что наш эфир проходил в день памяти иконы Божией Матери Казанская, в праздник единства, и хотел бы вас, отец Олег, рассказать об истории и традиции этого праздника.

Прот. Олег Стеняев: - История и традиции этого праздника связаны с обретением иконы Казанской Божией Матери и с освобождением Москвы от польской интервенции. Обретение иконы Казанской Божией Матери произошло задолго до Смутного времени, еще во времена Ивана Грозного, когда состоялся известный Казанский поход. Это был ранний период царствования Иоанна IV -  Иоанна Васильевича Грозного. Этот военный поход был обусловлен несколькими причинами. С одной стороны -  разделением в самом Казанском царстве, когда татарские князья просили защиты у русского царя, потому что их как бы обошли и отстранили от управления Казанским ханством. И еще - там жили православные христиане, представители других религий, иудеи. И Казанское царство ущемляло права христиан, иудеев, других верующих. К тому же,  со стороны Казани случались нашествия. Объединяясь с крымскими татарами, казанские сообща шли на Русь и брали в плен русских людей. Этот казанский вопрос был закрыт Иваном Грозным, а крымский  - только уже Екатериной II, когда перестали платить миллионы за выкуп похищенных русских людей. Больше терпеть это было невозможно.

И вот произошло чудо. Девицей по имени Матрона произошло обретение иконы Божией Матери. Икона была названа Казанской. Ее показали царю Ивану Грозному, но царь и духовенство высказывали недоумения по поводу этой иконы. В изображении была некоторая необычность.  Во-первых, младенец Иисус изображается благословляющим Божию Матерь, чего мы не видим на других иконах. Потом, Дева Мария как бы повернута в сторону Младенца, Младенец  - в сторону Божией Матери, но при этом они смотрят на человека, который стоит перед иконой. И возникает неожиданный эффект. Когда смотришь на этот образ – Мать и Дитя  смотрят друг на друга, и в тоже время  - и на человека, который стоит по центру перед Ними. Этот список не был известен ни в Греческой иконописной традиции, ни в Болгарской, ни в Сербской. Это  - русская икона с необычным сюжетом, расположением фигур, и так далее. Так что некоторые ученые в близкий к нам период высказывали мысль, что, может быть, эта икона была изначально обычного письма, а потом она реставрировалась. И мастер употребил творческий подход и написал так, как написал.

На Руси эту икону сразу полюбили. Ее приняли. Благословляющий Младенец, Который благословляет Свою Мать, и в то же время смотрит на стоящего перед иконой человека.  И Дева Мария смотрит на Сына, и в то же время Они глядят друг на друга, как бы призывая верующих войти в союз любви между Христом и Его Матерью. То  - есть, Святое Семейство приглашает к общению других верующих людей. Царь Иван Грозный велел, чтобы в Казани построили храм, создали монастырь,  и чтобы эта икона там находилась. Она и пребывала  там достаточно длительное время. Но мы знаем, что именно тогда имела место Смута и  польская интервенция.

Возглавив народное ополчение против захватчиков, Минин и Пожарский взяли эту икону, и с нею освободили Русь от вражеских полчищ, которых привел сюда Лжедмитрий I. Кстати, Лжедмитрий I въезжал в Москву тоже с иконой Богородицы, но с другой иконой   -   с Курской Коренной. Он взял ее, как бы она его привела с поляками в Москву и  защищала.

Вот так и одна, и другая сторона прибегала к иконам. Если Лжедмитрий въезжал в Кремль с Курской Коренной, то освободители Кремля -  уже после смерти Лжедмитрия I  -  въезжали с иконой Казанской. И это было настоящее единение. В нашей армии, в этом ополчении, которое собрали Минин и Пожарский, были и татарские полки, были люди разных национальностей, включая даже поляков - перебежчиков. Скорее всего, это были польские семьи православного исповедания. Или может быть, обитатели окраинных земель, то есть украинцы, которые служили Речи Посполитой, а в какой-то момент перешли на нашу сторону.

Освобождение Москвы было знаковым событием. Заметим, что важные для России события, связанные с этой иконой, имели место и  в дни Петра I. Когда Петр строил северную столицу - он приказал возвести собор во имя Казанской Божией Матери. Этот огромнейший собор в Санкт-Петербурге был построен для этой иконы, и она была туда перенесена.

Пришла война 1812 года. Этой иконой благословляют русскую армию и народное партизанское ополчение. Ее стали считать покровительницей России. «Как некогда захватчиков -  поляков изгоняли с этой иконой, так и французских басурман тоже будем изгонять с   нею», - говорили русские люди.

Трагические события свершились с Казанской иконой Богородицы в революцию 1917 года. Эта икона похищена, она пропала. Но был найден человек, который ее украл. Этот человек сообщил на допросе революционным властям, что он разбил золотой оклад, выколупывал и продавал камушки, а икону  - чтобы убедиться, что она не чудотворная, разрубил и сжег. Но уже тогда следствие поставило это под сомнение. Потому что нашли предметы, сожженные этим человеком, когда он заметал следы. Но там не нашли того, что должно было остаться от иконы, она же писалась на левкасе! Такие вещи не горят, просто напросто. Так что ничего подобного в этой золе не обнаружили.

Поэтому с момента пропажи существует точка зрения, что ее все-таки спрятали. И икона внезапно икона появляется заграницей и выставляется на торги богатым иностранцем, который предлагает ее у него перекупить за полмиллиона долларов. И владыка Иоанн Максимович попытался собрать деньги, чтобы выкупить эту икону. Потому что было подозрение, что это та самая пропавшая икона, которая была явлена девице Матроне, та самая, с которой выгнали интервентов -  поляков.

Владыка Иоанн Максимович несколько раз пытался собрать нужную сумму, но ничего не получилось. Сумма была неподъемная – полмиллиона, огромные деньги. И вдруг икона появляется в Ватикане. Кто-то ее перепродал, и она оказывается в личных покоях Иоанна Павла II. В течение 10 лет она была в личных покоях Папы, и Иоанн Павел II молился перед нею, читал утренние и вечерние молитвы. А когда уже пришли годы, и он понял, что скоро ему предстоит покинуть этот мир -  он принял решение подарить икону Русской Православной Церкви. Пригласили специалистов, реставраторов, они осмотрели икону и заключили, что это все-таки не подлинник. Это очень хороший список XVIII века, но это, конечно, не XVI век, ведь оригинал как раз относится к XVI веку. Русская Церковь с благодарностью приняла этот прекрасный список. Он называется: икона Казанской Божией Матери «Ватиканская». Ее подарили Московской патриархии. Эту икону отправляют в Казань, и она находится там, в соборе. Где, возможно, было историческое место первоначального пребывания этой иконы. И этот список  - безвозмездный дар Иоанна Павла II, Ватиканский список, как его называют, находится там. А верующие по-прежнему надеются, что, может быть, эта икона будет найдена. Но на Руси всегда почитали списки этой иконы. И многие древние образа не сохранились, а остались только в списках. Но мы почитаем эти иконы наравне с оригиналами. И, памятуя роль той или иной иконы в судьбе нашего народа, мы видим ее не только религиозную, но и историческую ценность. Вот это, пожалуй, все, что можно сказать об этой иконе.

Владимир Носов: - Отец Олег, благодарим за обширную историческую справку, потому что важно знать сегодня природу праздника. То, что вся страна с таким размахом празднует, что имеет для нас такие глубокие смыслы.

Прот. Олег Стеняев: - Мне кажется, что Иоанн Павел II, будучи поляком,  мог вспомнить, что именно с этой иконой поляков прогнали из Кремля, из Москвы. Может быть, у него был комплекс вины, что захватчики тут много чего награбили. Отряды Заруцкого вообще живодерствовали. И, зная эту историю, он, может быть, не счел возможным, чтобы икона осталась после его смерти в Ватикане. Он полюбил  ее, перед ней молился утром и вечером. И передал ее в безвозмездный дар Русской Православной Церкви Московского Патриархата. 

Вопрос: Я слышала, что одно из значений слова смирение – это мера. Хорошо было бы развить эту тему и раскрыть как можно больше грани этого понятия.  

Прот. Олег Стеняев: - Мне трудно сказать, означает ли слово смирение некую меру. Но то, что смирение мы должны как-то соизмерять – об этом известно. Об этом писал, прежде всего, блаженный Феофилакт. Он пишет, что смиренный – не тот, кто совсем не гневается. Это тот, который умеет соизмерять, когда сдерживать гнев, а когда его проявлять в полной мере. Например, на войне человек не должен сдерживать своего гнева. А в личных обстоятельствах он должен всегда свой гнев сдерживать и ограничивать. Здесь своя логика. И Феофилакт пишет, что совсем не гневаются только душевнобольные люди. Он пишет: совсем не гневаются только больные люди, а нормальные знают, когда гневаться, а когда сдерживать гнев. Мы знаем, что гнев проявлял и Господь, поэтому смирение может быть оправданным, а может быть и неоправданным. И в этом смысле человек должен соизмерять, как в Писании сказано: время миру, время войне; время разбрасывать, время собирать камни. Всякой вещи есть место под небом.

Владимир Носов: - О гневе сейчас заговорили. Какой Вы дадите совет по  борьбе с гневом?

Прот. Олег Стеняев: - Гнев - это страсть. Надо понять, что любовь – тоже страсть. Такая же страсть,  как ревность. Это все то, что связано с человеческой страстностью. Влюбчивость, романтические чувства  - это все из области страстей. Но в Библии дается неожиданное определение понятию любви. Сказано: любовь есть совокупность совершенств. И самое главное сказано, что Бог есть любовь. Значит, есть два типа любви: любовь человеческая, страстная, и любовь Божественная, бесстрастная, которая есть совокупность совершенств. Точно также и смирение. Оно может быть проявлением трусости – это попытка за смирением спрятать свой испуг. А есть смирение  - как подвиг, когда человек смиряясь, проявляет подлинное мужество. Как мученики, например. Они могли уклониться от мучений, а могли добровольно пойти  и смириться. Как вот русские князья Борис и Глеб, они могли бы с оружием в руках отбиваться от окаянного своего брата, но они избрали другой путь –  смирения.

Но не в каждом случае мы должны выбирать этот путь. Каждый соизмеряет свои силы и принимает решение. Тут очень важна всегда мотивация. Почему Борис и Глеб отказались сопротивляться брату? Им же было известно, что он послал к ним убийц! Потому что они не оспаривали его права, они считали его старшим братом,  для них братолюбие было важнее даже их личной безопасности. И надо сказать, что в период княжеской междоусобицы они как раз и вдохновляли князей сдерживать свой междоусобный пыл. И они сыграли в этом смысле положительную роль, ограничивая вот эту конкуренцию между княжескими родами. И они тем более были одними из первых канонизированных  русских святых. Поэтому их смирение на самом деле очень активное смирение, оно вдохновило всю русскую землю на поиски примирения  между князьями. Здесь Церковь всегда выступала посредником, когда осуществлялось примирение - давали клятвы на кресте и Евангелии не подымать оружие друг на друга, не приводить татар на Русь друг против друга. Ведь такое же случалось,  когда одно русское княжество нанимало татар против другого! И Орду приводили по нескольку раз. 

Вопрос: Сегодня была передача, как Авраам из-за своего Лота, племянника, пошел на войну. И вот тут же Вы рассказываете про смирение. Что же Вы тогда не растолковали, почему Авраам решился воевать? Где эта грань между тем, чтобы подставить другую щеку  - и тем, что нужно идти на грабителя или разбойника с мечами и кольями?

Прот. Олег Стеняев: - Есть хороший ответ святителя Филарета Дроздова. Когда одна дама его спросила: «Как это вы можете служить молебен на войну с турками? Господь же говорит: любите врагов?». Он ответил: «Личного своего врага – люби. Врага Христова – ненавидь. Врага Отечества – бей». А в случае с Авраамом я как раз ответил. Я сказал, что родство обязывало Авраама взять в руки оружие, вооружить своих учеников и напасть на тех людей, которые пленили Лота. В общем-то, по вине Лота это произошло же: он поселился в Содоме, они напали на нечестивых содомлян, и Аврааму пришлось освобождать содомлян вместе со своим племянником и его семейством. То есть, в некоторых случаях человек обязан сопротивляться, когда агрессия касается не только лично его. Вот лично тебя касается что-то – ты можешь стерпеть, но если это касается твоего семейства, твоей страны -  ты не задумываясь должен брать оружие и идти и выполнять свой гражданский долг. Почему, например, по Библии на войну брали людей только тех, кому уже двадцать лет, у кого уже есть дом, у кого есть жена, у кого есть дети? Почему? Потому что человек должен знать, за что он воюет. Когда ты идешь на войну, а у тебя за плечами дом, виноградник, который ты насадил, жена, ребенок -  это реальность, которую ты переживаешь, как необходимую. Это трудная реальность – взять в руки оружие какому-нибудь виноделу и отправиться на войну. Но Писание учит, что в некоторых случаях это необходимо делать. И в Библии есть молитва, которую священник должен читать перед началом боя. Она помещается в Книге «Второзаконие», где дается законы ведения войны. Там все это подробно рассказывается, поэтому время -  миру, время бывает и войне.

Владимир Носов: - Батюшка, спаси Господи, потому что очень популярный вопрос и крайне важный. Потому что молодежь сегодня направляют по некоему ложному пути, говоря, что вы не должны воевать, почитайте Библию, смотрите, что вам говорят ваши священники. То -  есть, пользуются духовной неграмотностью молодежи и заводят в такие тупики.

Прот. Олег Стеняев: - Нет, на самом деле есть библейский закон о ведении войны. Мы знаем, как это должно происходить, и как не должно. И мы должны придерживаться этих законов.

Владимир Носов: - И еще популярный вопрос, которые не раз звучали в эфире нашего радио – это вопрос, касающийся  йоги. И, пользуясь случаем, я хотел бы представить сегодняшнего нашего гостя – это кандидат психологических наук Александр Борисович Невеев. Мы намеренно не отвечали, чтобы дать слово компетентному профессионалу, знатоку своего дела…

Прот. Олег Стеняев: - Да, были звонки, люди спрашивают: можно ли заниматься йогой, и при этом сохранять православие? И некоторые даже задавали вопрос: а не вредно ли заниматься йогой? Я помню, что вы  год или два года назад были в нашей студии, я не спешил сам отвечать. И мы с Владимиром посоветовались и  решили опять вас пригласить, как специалиста.

Александр Невеев: - Конечно, первое, что православный христианин должен понять о йоге – это очень простая вещь. Йога неполезна для здоровья. То есть, нет никаких данных, что занимающийся йогой человек улучшает самочувствие или лечит остеохондроз, или, тем более, какие-то серьезные заболевания. Йога – это типичный новодел, из серии: как бы мне так за деньги кого-то чему-то научить, чтобы хорошо кушать, и все у меня наладилось? Сегодня почему-то люди считают, что йога – это проверенная тысячелетиями практика индусов, которые были большими специалистами по защите здоровья, и так далее. Но такое представление содержит целый ряд откровенных мифов. Во-первых, какая забота о здоровье в Индии? Каждый правоверный индус прекрасно знает, что он умрет еще не один раз в другом теле, побывает и насекомым, и животным, и деревом, и камнем. И в этом смысле забота о здоровье в Древней Индии представлена не была. Кто ж тогда создал, у кого сверкнула эта уникальная мысль, что с помощью поз можно воздействовать на здоровье? Был такой человек, звали его Тирумалай, фамилия у него была такая говорящая -  Кришнамачарья. И, кстати говоря, он был вовсе не ариец. Люди, знакомые с культурой Индии, знают, что на территории Индии, помимо арийских народов, проживают еще и не арийские, более древние, дравиды. Так вот, Тирумалай был представителем тамилов, одной из дравийских народностей. Поэтому, каким образом он мог знать секреты Вед и прочее - это очень большой вопрос. Когда он жил? Вот, когда я начинаю об этом рассказывать в аудитории, мне обычно говорят: это, наверное, до нашей эры, что-то такое… Нет, он жил в начале ХХ века. Родился он в 1888 году, а умер он в 1989. Но сразу надо отметить, вот сто один год человек прожил, значит, вроде как йога помогает. Но такие выводы делать нельзя. Во-первых, потому что в те времена никто не фиксировал вот так четко возраст. Мне тоже говорят: расскажите, как так, что на Кавказе люди долго живут? Вот, есть всякие аксакалы. Я говорю – да очень просто. Кавказ – это была периферия России, Российской империи. Там могли просто в роддомах напутать, и так далее. С питанием и свежим горным воздухом это не связано. И вот что он делал этот человек? Он был таким народным целителем, этот Тирумалай. Он был достаточно бедным  и стремился найти метод, который бы помог ему заработать. И однажды ему удалось вылечить одного местного раджу. Это речь идет о городе Майсур, городе Махишасура – это такой демон есть в индийской мифологии, который был убит богиней Дургой. В этом городе Тирумалай начал свою деятельность, смог вылечить раджу. Там же он и изобрел йогу. Говорят, что он нашел некую книжечку, книжка эта тоже достаточно современная, по крайне мере намного более современная, чем Веды, Упанишады и вся индуистская религиозная литература. И в этой книжке были рисунки. Сегодня эта книга издана репринтом, каждый может на нее полюбоваться и эти рисунки трактовать как йогические асаны. В общем и целом, они допускают разную трактовку. Как у меня один знакомый, каратист нашел боевую расшифровку советской гимнастики.

Прот. Олег Стеняев: - Да. На Украине есть боевой гопак.

Александр Невеев: - Да. Да. При желании боевое применение можно найти у чего угодно. Скорее всего, то, что он нашел в Майсурском дворце – это было пособие по индийской гимнастике, оно называется маллакхамб, если я не ошибаюсь. Гимнастика эта очень интересная. И вот если кто-то хочет действительно что-то традиционное индуистское поделать, то надо заняться маллакхамбом. Это гимнастика на шесте. Но, простите, без эротического подтекста, мужчины залезают на этот шест и принимают на нем различные интересные позы, как гимнасты на козле или на кольцах…

Прот. Олег Стеняев: - Ну, прямо, как в цирке…

Александр Невеев: - Да. И цель такая же. То есть не оздоровление, а развлечение публики. Вот на праздниках, в Майсур, если поедете, там можно это все понаблюдать до сих пор.

Прот. Олег Стеняев: - Кстати, на Руси был такой обычай: ставили столб, смазывали его жиром, а наверх ставили сапоги. И кто залезет – тому их отдают.

Александр Невеев: - Да. Это такое развлечение. И поэтому те, которые говорят о древности йоги, они просто немножко не в теме.

Прот. Олег Стеняев: - То есть это какой-то новодел?

Александр Невеев: - Это абсолютный новодел. Да, более того, вот сегодня говорят: я ходил в фитнесс-клуб, занимался хатха-йогой. Ну, простите хатха-йога к тому, что изобрел Тирумалай, никакого отношения не имеет. Если мы сравним, возьмем книгу по хатха-йоге XV века нашей эры, хатха-йога Прадипика, то мы там не увидим такого количества асан. И самое главное -  мы не увидим там цели оздоровления. Потому что хатха-йога, кстати говоря, среди, на постсоветском пространстве очень распространена трактовка вот этого понятия хатха-йога  как единства солнца и луны.  Мол, ха – это солнце, тха - это луна. Но это абсолютный бред, потому что в санскрите таких слов нет. Нет слова «ха», и оно не означает солнце. Солнце на санскрите – это Сурия. На самом деле, последние исследования лингвистические показывают, что хатха – это, действительно, достаточно древнее слово, но оно означает просто силу. То есть это йога, йогический путь с помощью силы, усилия как достичь чего? Не оздоровления, а просветления. И, конечно, хатха-йога, помимо асаны…

Прот. Олег Стеняев: - Просветления в языческом понимании…

Александр Невеев: - В языческом понимании, конечно, в языческом. Состояние сознания -  самадхи. И для достижения этого состояния практиковались не только асаны, и даже не столько асаны. Асана – это просто подготовительный этап. А практиковались гораздо более серьезные вещи, в том числе нанесение увечий самому себе. Но, вот например, кхечари мудра, так называемая. Это – такая процедура, под языком, если вы посмотрите, уважаемые радиослушатели, у нас есть такая уздечка, которая не дает языку западать туда, в горло, и в рамках хатха-йоги предлагалось эту уздечку потихонечку отрезать. Не сразу, конечно, а то можно кровью истечь, а потихонечку, по кусочку. Для чего это нужно было? Это нужно было для того, чтобы язык поместить в носовую полость и пить лунный нектар. Потому что, по представлениям йогов, у нас в голове находится луна, луна дает некий нектар. И если его пить, кто-то скажет, что это сопли. Возможно, они и правы…

Прот. Олег Стеняев: - Ну, слизь…

Александр Невеев: - Ну, да, какая-то вот эта слизистая оболочка. Да. То есть. А сегодня люди говорят как? Да, мы читали хатха-йогу Прадипику, но мы вас не заставляем глотать куски материи, вытягивать их, чтобы очистить пищевод, не заставляем вас кхечари мудра... А простите, а почему это вы не заставляете? А кто это вам дал право взять кусок книги, убрать, оставить только то, что приемлемо для сегодняшнего дня…

Прот. Олег Стеняев: - То есть, есть как бы видимая сторона йоги, а есть как бы невидимая сторона – то, что они замалчивают. Это метод многих сектантов. Они о чем-то говорят, а о чем-то недоговаривают.

Александр Невеев: - Банальная подтасовка. Причем более того. Хатха-йога – это традиция, которая сложилась в рамках поклонения Шиве, а то, что Тирумалай к этому отношения не имел, в общем, понятно даже по фамилии – он был вишнуистом, то есть поклонялся совершенно другому божеству. Вот. Но это исторический момент. Собственно, кто-то скажет: ну, вот какую-нибудь хирургическую операцию, аортокоронарное шунтирование -  оно тоже не древнее, его недавно изобрели, но оно работает, и так далее. Так вот, поэтому очень важно понимать, что йога не работает. Жрецы Ваала молились, молились, но не смогли сделать так, чтобы возгорелось жертвенное пламя, точно также и специалисты по йоге. Какие бы позы вы не принимали -  это повлиять никак не может. Как происходит сегодня проверка лекарств? Во-первых, нужно знать механизм воздействия лекарств. Берем перекись водорода, всем знакомую, почему она обезоруживает рану? Потому что распадается перекись водорода Н2О2 – это соединение нестабильное, выделяется радикал кислорода, и он разрывает оболочку клеток, уничтожает их, в том числе  - и бактериальные клетки. Механизм понятен. Второй этап – это проверка эффективности. Потому что есть механизмы более эффективные, есть менее эффективные. Ну как на войне. Ножом тоже можно врага уничтожить, но автоматом это будет сделать эффективнее. Правильно? Вот эти два параметра проверяют. Что касается йоги. Первый параметр – механизм воздействия – он непонятен. Каким образом от того, что я сяду в позу лотоса, у меня излечится позвоночник? Просто потому, что я с прямой спиной сижу? Да нет ничего подобного – этого мало. Если я березку какую-нибудь приму, всем известную позу, тоже…

Прот. Олег Стеняев: - Это ногами кверху…

Александр Невеев: - Да. Ногами кверху. Говорит, что она поможет, на самом деле… То есть, механизм неясен. Ситуация точно, как с астрологией. Астрологи утверждают, что планеты влияют. Покажите механизм! Как это происходит? На это, естественно, какой ответ? Вот, эзотерически как-то. Вот поза содержит в себе некую информацию. Например, поза змеи –  она содержит некую информацию по гибкости. Но простите, тогда это уже не йога, которая безопасна для христиан. Это в чистом виде магия. С помощью каких-то секретных поз или жестов…

Прот.  Олег Стеняев: - Тотемизм, подражание животным…

Александр Невеев: - Да, тотемизм, да…

Прот. Олег Стеняев: - Кто-то будет прыгать, как кенгуру, кто-то извиваться, как змея…

Александр Невеев: - Да, да, да, пытаясь перенять сверхспособности этих зверей. Да. То есть механизмы отсутствуют. Теперь, проверяем эффективность – есть что-то? Да нет, ничего нет. Что у обычных людей после 30 лет начинается, практикует он йогу, не практикует - все те же самые проблемы со здоровьем. То есть, полезной йога не является. Ну, и наконец, самая главная вещь – она может вообще шокировать любителей йоги. Дело в том, что есть статистика того, что в результате занятий йогой человек вредит своему здоровью.

Прот. Олег Стеняев: - Расскажите об этом поподробней.

Александр Невеев: - Ну, например, варикозное расширение вен – это один из тех диагнозов, который сегодня уже доказан, он может возникать в результате йогических упражнений. Почему возникает варикозное расширение вен? Потому что мы долго сидим в неподвижной позе. Кровь по вене не может циркулировать, потому что у вены своих мышц нет в стенках, и кровь по венам двигается только за счет мышечных усилий. Поэтому когда мы сидим не подвижно, да еще и в скрещенной, скрюченной какой-то неимоверной позе – вены расширяются, они пережимаются, кровь застаивается, получается варикоз. А человек думает: откуда у меня варикоз, простите? А вот от йоги. Второй момент. Это пережатие нервов. Йогические позы приводят к тому, что например, пережимается седалищный нерв. Но те же самые ваджрасана, падмасана. Они пережимают этот нерв, и в итоге сегодня очень часто людям в Америке ставят диагноз: йогический отказ ног. Именно йогический. Потому что он как бы скрытый. Человек не понимает, почему он перестает сначала чувствовать ноги, а потом вообще перестает иметь возможность передвигаться с помощью ног. Оказывается,  из-за этих поз. Дальше. Стеноз позвоночного канала. Это серьезнейший диагноз. Это фактически говоря простым языком – сужение просвета позвоночника, где у нас расположен спинной мозг. Это все тоже приводит и к атрофиям, и к невралгическим болям, то есть очень широкий спектр негативных последствий. А самое, наверное, серьезное, к чему приводит йога – это инсульт. Почему? Каким образом? Вот здесь механизм как раз понятен. Когда мы пережимаем шейный отдел позвоночника, когда мы его скручиваем, мы…

Прот. Олег Стеняев: - Вот эта березка, как раз…

Александр Невеев: - Березка, как раз. И вообще, все перевернутые позы из серии собака мордой вниз – вот все эти йогические позы – значимо повышают вероятность инсульта, потому, что мало того, что идет воздействие на позвоночные артерии, питающие мозг, еще и масса крови, которая в голове, она оказывается чрезмерной. Потому что люди – это не жирафы, не летучие мыши, у нас нет специального механизма, препятствующего повышению кровяного давления, если мы долго находимся вниз головой. И весь этот букет человек получает ряда чего? Ради того чтобы гибкость развить? Да? То есть получается, что с одной стороны -  вы не получаете пользы, а с другой стороны  - вы повышаете вероятность вреда для здоровья.

Владимир Носов: - Александр Борисович, и таких действительно много людей, которые говорят, что я православный, я молюсь, хожу в храм, но йога мне нужна как физкультура, и не больше того. Вот все-таки назовите цели йоги, которые ставят перед собой люди, которые серьезно этим занимаются? Это же не просто гимнастика, это некий выход в астрал, насколько я знаю. Эти духовные вещи там есть…

Александр Невеев: - Нужно понимать, что люди, которые вас обучают йоге, они все останавливаются только на каком-то фитнесе, да? Занимаясь йогой, вы себя приучаете к восприятию индуизма, к восприятию индийской философии, в том числе и йогической. Ну, например, названия огромного количества поз или прямо отсылают к индуистским богам, или же намекают на то, какому к богу какая поза относится.

Прот. Олег Стеняев: - А надо сказать, что в Книге «Исход», в Библии, сказано, что даже имен этих богов не называть.

Александр Невеев: - Да, а те, кто занимаются йогой непроизвольно…

Прот. Олег Стеняев: - Неизбежно, потому что они обладают как бы мантрической силой. С точки зрения христианства, когда называются имена этих ложных богов, на самом деле призываются бесы, которые за ними скрываются.

Александр Невеев: - Конечно, когда мы называем имя – мы зовем. Нельзя просто так произнести чье-то имя. Поэтому я названия поз стараюсь не упоминать. Ну, разве что падмасана. Посмотрите на образы индуистских божеств – они все, многие из них, или стоят на лотосе, или сидят. В общем, все понятно. И кому интересно посмотрите дальше эти списки. Но, конечная цель йоги –и хатха-йоги, которая описана в Хатха-йоге Прадипике, и йоги Патанджали, знаменитый трактат V века до н.э., цель – достижение самадхи. А что такое самадхи? В японском язычестве под названием синтоизм есть прекрасная статуэтка. Да. Три обезьяны она называется: одна обезьяна закрыла рот – не говорю ничего злого, другая заткнула уши, третья закрыла глаза. Не слышу зла, не вижу зла.

Владимир Носов: - Сейчас говорят, четвертая появилась - со смартфоном…

Прот. Олег Стеняев: - Да, со смартфоном. То есть, что такое самадхи? Самадхи – это смерть души. Это потеря душой малейшего интереса к миру. То есть, душа выходит из круга перерождений, по представлениям индуизма, теряя интерес ко всему. Но простите, с христианством тут никакой параллели нет. Конечно, в христианстве тоже есть понятие бесстрастия, но в христианстве нет такого понятия, как безразличие. Даже бесстрастный человек должен понимать свою греховность, свою порочность, свою страстную природу, он должен понимать, что он не Бог, и спастись он может не только, конечно, своими усилиями, но и движением Христа к этой душе, которая желает спастись. Ничего подобного мы в йоге не видим. Поэтому если вы сегодня, как некоторые христиане заявляют, занимаясь йогой, произносите Иисусову молитву -  вы фактически совершаете что-то вроде черной мессы. Потому что это осквернение нашего православного обряда за счет его смешения с обрядом языческим, абсолютно чуждым православным идеалам.

Владимир Носов: - Александр Борисович, вот у человека проблемы со спиной, с шеей. Что бы вы могли посоветовать православным людям, да и всем вообще, в замену, в альтернативу? Какие-то упражнения, или какие-то гимнастики. Есть ли какая-то готовая вещь? Потому что люди скажут: ну, хорошо в йогу нельзя, а куда можно? У меня проблемы со спиной.

Александр Невеев: - Если вы молодой человек, у вас проблемы со спиной, - я предлагаю вам прекрасные виды спорта – это плавание, это если вы хотите еще и себя защитить -  это самбо, это танцы, в конце концов. Все эти виды спорта укрепляют мышечный корсет вокруг позвоночника и в общем, если у вас там что-то болит – это должно помочь. Если же вы уже человек более возрастной, или если вы просто по своему типажу не склонны к занятиям спортом – у нас есть прекрасная, научно-обоснованная методика. Называется она лечебная физкультура. Вот туда входит и массаж, и определенные физические упражнения – будете их делать -  и все у вас будет хорошо. Только имейте в виду, что в этой сфере тоже огромное количество шарлатанов. То есть самое лучшее – это пойти просто в городскую поликлинику, поговорить с врачами, что-то они вам, безусловно, посоветуют. Ну, а вообще, хотелось бы еще отметить, что не нужно так трепетать над своим телом. Я не говорю, что его надо там ломать и корежить, но так уж прямо так  бояться физического дискомфорта или каких-то болей – ну, мы же с вами христиане! У нас более высокие цели в этом мире. Понимаете?

Почему в России при громадной территории, при таких, в общем-то, прекрасных климатических условиях, жителей в разы меньше, чем в Индии, где все неправильно?

Прот. Олег Стеняев: - Во-первых, наша земля – Русская земля, подвергалась целому ряду нашествий. В ХХ веке мы пережили две мировых войны, в каждом случае мы теряли мужское население, причем продуктивного возраста, молодых людей, зрелых людей. Это и Первая мировая война, потом Гражданская война, потом Вторая мировая война. И в то же время, мне кажется, что увлечение просроченными  продуктами- на самом деле – это подыгрывание химической атаке против нашего населения.

Вот эта та же самая кока-кола, когда дети это пьют - а потом у них гастриты возникают и другие проблемы. Человек должен, на мой взгляд, питаться очень просто, и лучше  - той пищей, которая произрастает на той земле, где ты живешь. Потому что она будет усваиваться, здесь нет ничего неожиданного. К сожалению, в советское время поддерживалась в некотором случае на определенных этапах система абортов. Я знаю, что одно время при Сталине запретили аборты. И был всплеск рождаемости. Это уже заслуга этого периода. После войны был всплеск рождаемости. А в целом советская мораль и этика допускала совершение аборта. Это не считалось преступлением. Церковь не имела тогда доступа к людям, чтобы разъяснить им, что это преступление против жизни – грех аборта. И прежде, чем сознание россиян вернется к православным, христианским началам восприятия семейной жизни как границы ответственности -  будут опять большие семьи. Но здесь должно пройти какое-то время.    

Александр Невеев: - Есть более связанная с йогой область, называется она «спорт». Покажите мне успехи индусов в спорте? Вот, я могу большой список составить видов спорта, где русские люди являются самими успешными в мире: фигурное катание, бокс, борьба, плавание, тяжелая атлетика, и так далее. Огромное количество существует видов спорта, где мы в первой тройке. А где индусы  с их йогой? Где китайцы? Китайцы-то где с их тайцзицюанем и цигуном? Нет их. Поэтому если говорить о воздействии на тело, нужно понимать, что йога – это просто фейк, пустышка.

Вопрос: В послании восточных патриархов начала XVIII века, среди прочего, есть такие слова: «мы веруем, что души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, покаявшихся еще до смерти, но не успевших принести плодов покаяния, как-то коленопреклонение, слезы, добрые дела, сокрушение -  души таких людей находятся в аду. И им помогают молитвы сродников. Было такое мнение раньше, что когда человек перед смертью кается -  они уходит в рай, а вот из послания следует совсем другое. Подскажите, если еще у кого-то из святых отцов такие же мнения?  

Прот. Олег Стеняев: - Нет, на самом деле, когда человек умирает -  он не оказывается в раю, или в аду в прямом смысле этого слова. Он находится или в преддверии рая или преддверии ада. И это происходит по принципу некоей справедливости. Если человек грешил в теле, он должен отвечать в теле. Если человек творил благие дела, живя в теле, он и наслаждаться будет в теле. А человек без тела – это как бы не совсем полнота человеческого бытия. Потому что человек не есть только душа, или только тело. Человек – это именно дух, душа и тело. Это такая вот целокупность. И, вообще, когда мы говорим о загробной жизни -  мы не можем говорить со всей определенностью, потому что в 13 главе 1-го Послания к Коринфянам апостол Павел пишет, что мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно. И только тогда, когда мы перейдем этот рубеж между жизнью и смертью, мы познаем так, как мы познаны. Но мы верим в то, что если человек перед смертью исповедовался в своих грехах, причастился Тела и Крови Иисуса Христа….Надо помнить, что причастие предлагается как Святая Святым, человек, который умирает в таком состоянии, он конечно же, неизбежно входит в Царствие Божие. Но опять же сначала через преддверие блаженств. Потому что окончательное решение принимается на окончательном суде, последнем суде. Собственно говоря, поэтому мы и молимся за мертвых. Потому что окончательное решение по поводу этих людей не вынесено, и мы молимся за них. А что значит «за человека молятся»? Это, во-первых, вменяется в заслугу самому умершему человеку. Если за него молятся, значит, он произвел мощное нравственное воздействие на людей, и они о нем помнят. Даже если на похороны собирается много людей и вот мне приходится иногда проповедовать на похоронах, я говорю: своей массовостью вы показываете, что этот человек произвел на вас нравственное впечатление. И это уже в пользу этого человека говорит, по своему, конечно. Ну, бывают разные ситуации. Хоронят и воров в законе. И непонятно, кого еще и как. Но в целом, если память о человеке сохраняется из поколения в поколение, то это не просто так. А когда человек живет, он творит добрые и злые дела. После его смерти эти его дела не исчезают. Те влияния, которые мы оставляем в этом мире, хорошие или плохие, они продолжают существовать. Как камень, который падает в воду. А камня-то уже не видно, а круги по воде идут, идут, идут. Если человек воспитал людей неправильно, образовал их неправильно – это отразится и на последующих поколениях уже того, кого они будут воспитывать. И так далее, и так далее. Поэтому мы, конечно, верим в то, что бывает христианская кончина. Вот с этого, наверное, надо начать. Мы же молимся о христианской кончине. А христианская кончина предполагает, что человек сделал все правильно перед смертью. Он обратился к священнику, он прошел соборование, он прошел исповедь, он причастился. И такой человек спокойно отходит в мир иной. И у нас есть такой обычай, если человек действительно перед смертью все сделал, то когда его накрывают покрывалом -  не просто земле предают, а льют то, что чем его соборовали: масло освященное, смешанное с освященным вином, и поют: «аллилуйя». Аллилуйя означает «слава тебе Боже», что этот человек совершил все как положено перед смертью, ничего он не упустил. Тут и друзья позаботились и духовные наставники, поэтому здесь надежда на спасение – она реально существует.

Владимир Носов: - Батюшка, а правда, что священник, который отпевает человека, он испытывает какое-то ощущение. То есть, отпевая праведника или человека, ведущего такую духовную жизнь, появляется радость. И наоборот, если человек не ходил в церковь, был неверующим -  при отпевании священник тоже может испытывать какое-то состояние?

Прот. Олег Стеняев: - На самом деле не только священник может это испытывать. Вот, есть воспоминание, что когда хорони святого и праведного отца нашего Иоанна Кронштадского, то у всех было ощущение пасхальной службы. То есть все переживали пасхальную радость. Не было ощущения, что мы хороним батюшку, вот все – разлука трагическая. То есть для многих он стал даже ближе. В том смысле, что его начали молитвенно призывать. Или действительно, я помню, я был подростком, 14- 15 лет, в Орехово-Зуевском храме был чтецом. И меня приглашали на ночь отчитывать покойников, потому что бабушки иногда болели – они меня приглашали. Но, конечно, советские люди удивлялись, когда приходит не бабушка, не дедушка, а 14 летний школьник с Псалтырью под мышкой. Я отчитывал покойников и ощущал реально: если это тяжелая ситуация, мне было очень тяжело читать, а когда человек действительно умер, подготовившись -  читаешь легко псалтырь и все молитвы. И так как это продолжалось в течение нескольких лет, до армии. Я ходил на эти отчитывания, был заработок небольшой для меня и духовный опыт, очень интересный. А действительно, когда становишься священником и отпеваешь того или иного человека, тоже есть ощущение: ты чувствуешь какую-то радость за усопшего, в том смысле, что легкая молитва, и даже вид усопшего человека тоже о чем-то может говорить.

Владимир Носов: - В заключение, я хотел бы еще слово предоставить Александру Борисовичу  подытожить. Благодарим за ваш подробный анализ…

Прот. Олег Стеняев: - Да, подытожьте.

Александр Невеев: - Можно ли христианам заниматься йогой? Если вы христианин, если вы воцерковленный человек, вам надо сосредоточиться над сбором тех сокровищ, которые дает Церковь. И вам не надо обращаться к жрецам Ваала, молитва которых силы не имеет.

Прот. Олег Стеняев: - Мы благодарим вас, Александр Борисович, за то, что вы пришли к нам на студию и надеемся что, если у вас будут какие-то новые изыскания в этой области, вы будете другом нашей радиостанции.

Наша передача подошла к концу. Спаси Христос!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

03.12.2018 - 08:51 :

Моё мнение о йоге. Если заниматься этим как физкультурой, то можно. Воспринимать, изучать как философию, религию нельзя! Индусы верят в многобожие, а это никак не вяжется с Православием!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+