18.06.2019 14:19:24
Слушать: https://radonezh.ru/radio/2019/05/11/21-00
о. Дмитрий: - Всех поздравляем с Днем Жен-мироносиц. Они совершили подвиг любви, за что мы их прославляем и восхищаемся этим подвигом. Мы с отцом Александром начинаем нашу обычную передачу, и вы можете позвонить нам по телефону 8(495)959- 59-39. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.
о. Александр: Добрый вечер, дорогие слушатели. Напоминаю вам, что вы можете присылать нам вопросы смс на короткий номер 5522. В начале сообщения напишите слово ВЕРА и через пробел текст вашего вопроса.
Вот, батюшка, вы начали с поздравления всех с Днем жен-мироносиц. Такое впечатление, что Церковь в какой-то период своего существования опиралась на женские плечи, которые понесли все тяготы…
о. Дмитрий: - <…> Это с самого начала так. Учениц (у Христа) было гораздо больше, чем учеников. Учеников было около 500 человек всего.
о. Александр: - И удивительно, что вера этих женщин, действительно, оказалась крепче, чем вера мужчин.
о. Дмитрий: - Конечно! Потому что скрепляет веру смирение. А женщина гораздо смиреннее мужчин – гордыня им не дает двигаться к свету.
о. Александр: - А каким образом Господь распорядился сделать женщину более смиренной? Или она в процессе…
о. Дмитрий: - Трудно сказать. Может быть, она раскаялась особенным образом после своего опрометчивого поступка, когда предложила Адаму плод от Древа познания добра и зла? Вот, это трудно сказать…
о. Александр: - Женщины более эмоциональные существа – они выплескивают всё…
о. Дмитрий: - Но женщины слабее умом… Конечно, бывают там какие-нибудь Кюри, но все-таки это редкость.
о. Александр: - А мужчина, который, собственно, призван быть путеводителем для женщин к Богу, порой, отстает от нее, и она оказывается впереди.
о. Дмитрий: - Женщина, более терпелива. В ней больше любви. Не сравнить ту заботу, которая женщина оказывает детям (хотя всякие мамы бывают – очень хорошо это знаю), но не сравнить с тем, что мужчина выносит…
о. Александр: - У нее особое призвание…
о. Дмитрий: - И призвание. Но ведь это все труды! За каждым женским деланием стоит подвиг!
о. Александр: - Так, если взглянуть, из чего состоит жизнь матери, жены, хозяйки? Это непрестанное такое служение и…
о. Дмитрий: - Да-да! Это как раз то, что ждет Господь от каждого человека. Ну, во-первых от мужчин, естественно… Но они увиливают…
о. Александр: - Они очень хорошо прячутся за спины…
о. Дмитрий: - Да, да.
о. Александр: - … а женщины не противятся, порой, этому.
Вопрос: - Сказано, что неверующий муж спасается верующей женой, но как же он спасется, если не участвует в церковных таинствах?
о. Дмитрий: - Никак. Речь идет о том, что в нем проснется совесть, и он, глядя на ее подвиг, начнет стремиться к царству света. Просветится светом Христовой истины. А не так, что она там моет, трет, готовит, стирает - а он лежит и спасается.
о. Александр: - Дело спасения вообще сложно понимаемо…
о. Дмитрий: - Ой, всё сложно понимаемо, потому что христианство – это и есть практическая жизнь, и если человек ее не ведет и даже слышит об этом ничего– то полу чается по слову Господа: «Не мечите бисер перед свиньями». Это все равно, что проповедовать поросятам. Сердце человека открывается только через добродетели – терпение и смирение. Без смирения вообще не открывается, Бог дает благодать только смиренным. Смирения нет – хоть пять университетов закончи, ничего не узнаешь. Гордость делает человека слепым и глухим. И чем человек более горд, тем больше он противится Духу Святому.
Вопрос: - Преподобный Серафим Саровский говорил, что для спасения недостаточно только молиться, поститься и ходить в храм, нужно стяжание Духа Святого?
о. Дмитрий: - Да, который можно стяжать через терпение и через то, что человек начинает упражняться в смирении, постигать смиренномудрие. Он выбирает мудрый поступок, который расширит сферу смирения в его сердце. Если сравнить спасение с домостроительством, то смирение – это раствор, который соединяет отдельные кирпичи добродетелей в цельное, твердое строение. А если раствора нет - то этот дом можно разрушить даже ладонью.
Тел.звонок: - Одни мои знакомые католики утверждали, что в православии есть особые богослужения, на которых православные проклинают своих врагов в особых молитвах. Как отвечать на подобные утверждения, действительно ли это так?
о. Дмитрий: - Нет, я думаю, это не так. Я не могу сказать, что я специалист по нашей литургике. Может быть, они имели в виду молебен на Торжество православия, но там нет проклятий, там есть анафематствование. Анафема – это показатель, что мы от них отделяемся.
Тел. звонок: - Однажды священник на моих глазах исповедовал мальчика-инвалида, но, как мне показалось, мальчик ничего не сказал священнику, и священник у него ничего не спросил, а разве такая исповедь действительна?
о. Дмитрий: - Это не наше дело. Священник сам знает, что ему делать. Во-первых, можно этого человека, который осуждает, спросить: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» У священника сложная задача – беседа с мальчиком-инвалидом, он сам ее решает так, как он знает, как он может, как его учили или как он сообразил. А все эти фарисеи только осуждать умеют.
Что тут смущает? Стоит священник, исповедует мальчика, какое твое собачье дело?! Я понимаю, собака все время в поиске еды, поэтому она все время и головкой крутит, и принюхивается. Ты-то что принюхиваешься? Не к тому принюхиваешься, себе внимай и не испытывай судеб Божиих.
Вопрос: - Скажите, а можно ли на сплошных седмицах продолжать держать пост в среду и в пятницу?
о. Дмитрий: - Да, разумеется, сколько угодно. Можно всю Пасху поститься.
о. Александр: - Вообще-то на пасхальной неделе пост отменен для всех…
о. Дмитрий: - Нет, пост - это же не еда! Ну, кто заставляет человека есть мясо или смотреть телевизор? Или горланить какие-то безумные песни?
о. Александр: - Так иногда говорят – «поститься грех!».
о. Дмитрий: - Да, это звучит, конечно. Были, например, древние монастыри, в которых вкушали рыбу раз в году на первый день Пасхи - и всё. Какое там мясо? Ели сухари и пили воду. В праздники сухари обмакивали в оливковое масло. Всё! Ну, и рыбки на Пасху, да и то не для того, чтобы поесть, а чтобы отметить этот день.
Вопрос: - Можно ли поминать на проскомидии людей, которые хоть и крещены, но к Церкви никакого отношения не имеют?
о. Дмитрий: - Разный может быть взгляд на эти вещи, это дело священника, он сам решит, наше дело – подавать.
Вопрос: - о. Дмитрий, подскажите, как побороть обидчивость?
о. Дмитрий: - Надо перестать обижаться.
о. Александр: - А человек даже не знает, откуда это чувство у него возникло…
о. Дмитрий: - От гордости. Человек считает себя достойным чего-то важного. Вот, ему срезали зарплату – он обиделся, орденишко не дали – он обиделся, очередное повышение в звании не дали – он обиделся. Или, например, у меня в одной семье конфликт – папа очень сетует на дочку, что она не поздравила его с днем рождения комсомола. И он в обиде, представляешь, как много разных людей есть? А причина обиды в гордости и, конечно, в беспросветной глупости.
Вопрос: - Как быть, если моя свекровь на различные ситуации в моей жизни, самые простые, говорит, что меня сглазили. Что отвечать в этом случае?
о. Дмитрий: - Зачем отвечать? А если «с-носили»? Ну, сглазили - и всё, и всем большое спасибо. Можно к офтальмологу сходить.
о. Александр: - О, да! Куда сходить - это обязательно посоветуют.
о. Дмитрий: - К офтальмологу. Есть вера христианская – это вера в Пресвятую Троицу, а есть суеверие. Суеверие – очень действенная и вредная вещь, если человек своей верой это оживляет в своем сердце, в мозгу, человек страдает - это такой вид сумасшествия. Разве можно сумасшедшему что-то объяснить? Значит, он должен поверить тебе больше, чем в свой сглаз. Но это же невозможно. Это все равно, что сумасшедшему объяснить, что он не Наполеон I и даже не Наполеон III.
Вопрос: - Моя мама относит себя к адвентистам седьмого дня и посвящает Богу день субботний, про воскресенье и слышать не хочет. Я знаю, что это сектанты, и пытаюсь приобщить маму к православной вере, но не могу объяснить ей, почему нужно ходить в церковь по воскресеньям. Как мне ее убедить?
о. Дмитрий: - Зачем адвентистке ходить в церковь, объясните мне, пожалуйста? Человек предал веру отцов, дедов, прадедов, прапрадедов. Это все равно, что на Бессмертный полк ходить с портретом Гиммлера. Это же предатели нашей истории, нашей церкви, нашего обычая, нашего порядка, всех предков от начала до конца. Что им можно объяснить?! Ладно бы они жили где-нибудь в дебрях Амазонки, пришли бы к ним адвентисты. Они, развесив уши, поверили. А тут, в России, стать адвентистом?! Это духовные коллаборационисты. О чем с ними говорить? Россия – светоч православия, тысячи святых, десятки тысяч церквей, две тысячи монастырей, библиотеки, иконы, кресты, купола, а она – адвентист седьмого дня! Голова где-то есть или нет? Нету, темень непролазная!
о. Александр: - И вот, при всем этом изобилии православного учения, люди совершенно равнодушны!
о. Дмитрий: - Ну да. Это естественно. Человек, который в коме, совершенно равнодушен к тому, как «Зенит» сыграл в футбол. Также и эти все люди, они в коматозном духовном состоянии.
Вопрос: - Батюшка, расскажите поподробнее, как научиться во всем полагаться более на Бога, нежели на себя?
о. Дмитрий: - Ну, вот как научиться ходить? – Нужно встать на ноги и идти. Как научиться мыть посуду? – Нужно в течении недели самому ее мыть. Как научиться полагаться? – Надо положиться и так жить. Если ты не доверяешь Отцу Небесному, то ты вообще верующий в кого и во что?
Вопрос: - Какова моя ответственность перед крестницей, если по прошествии времени вижу охлаждение молодых родителей в воспитании ее в вере, а мое участие и желание помочь не находит отклика?
о. Дмитрий: - Крестными у таких людей быть не надо.
Вопрос: - Моя близкая подруга встречается с женатым мужчиной. Попытки вразумить ее на основе Священного Писания не увенчались успехом. Говорит, что понимает, что плохо поступает, но останавливаться не собирается. При этом соблюдает пост, говоря, ну должна же я себя хоть в чем-то сдерживать. И занимается еще реставрацией храмов. Что делать мне в такой ситуации? Можно мне ее хоть как-то вразумить?
о. Дмитрий: - Не знаю, может и можно с помощью пистолета Макарова, а больше никак. Взрослая женщина, все понимает. Кто назначил ее вразумлялкой? Она, выходит, умная, а эта, значит, дура? Но, судя по этому письму, она все понимает.
о. Александр: - Письмо длинное, я зачитал только часть, все ее удерживают, мама родная ее пытается от этого отвратить, все бесполезно.
о. Дмитрий: - Ну и ладно. У нас в детском саду говорили: «Не учи ученого». Люди в детский сад не ходили, что ли?
о. Александр: - Вот проблема. Читаю: Моя 18-летняя дочь бросила учебу, ушла из дома к мужчине. Я ей по - доброму объясняю, что это блуд, и будут последствия. Хотя мы всегда жили дружно, да и сейчас не ссоримся. До 17 лет она ходила со мной в храм, сейчас нет. Молюсь за нее. А что еще могу сделать?
о. Дмитрий: - Ну, посадить на цепь.
о. Александр: - Человек дожил до возраста, когда сам определяет, что он хочет.
о. Дмитрий: - Да. И воспитание проявляется.
о. Александр: - Он реализовал то, что он хочет, а мама теперь в шоке от такого выбора, как же так, до 17 лет в церковь ходила…
о. Дмитрий: - А до 3-х лет? В три года она не уходила к мальчику четырех лет?
о. Александр: - Человек столкнулся с ситуацией, в которой он бессилен.
о. Дмитрий: - Ну, если человек до 5 класса по математике получал пятерки, а в 6 классе стал получать двойки, что делать? И ни в какой институт и даже колледж не поступил. Что делать? – Значит, чего-то не доложили, не объяснили, , никакие беседы не проводили. Значит, ребеночек не понял.
о. Александр: - И теперь остается только пожинать тот плод, который выращен собственными руками. Горький плод.
о. Дмитрий: - Да, горьковат, конечно, но что делать? Если ночи холодные, то огурцы горькие. А надо не лениться, укрывать их полиэтиленчиком. Надо во все вкладывать – в поле вкладывать, в сад вкладывать, в кур вкладывать. Всё вкладывать. Если собакой не заниматься, она может и хозяина куснуть. Надо все знать, понимать, изучать. Шаляй-валяй – она так и ребенка загрызет, сколько таких трагедий…
о. Александр: - Но вот когда плоды начинают проявляться, тут человек-то и спохватывается.
о. Дмитрий: - А надо не спохватываться, надо подходить научно.
о. Александр: - Чаще всего говорят: «Да я в то время еще сама была далеко от церкви».
о. Дмитрий: - А тогда что за претензии?..
о. Александр: - И вот здесь и начинается вопрос: почему Бог позволил этому быть?
о. Дмитрий: - Бог плохой? – Поменяй, иди к адвентистам седьмого дня, там хороший, по субботам окна не мыть, простое требование, и всё.
о. Александр: - Вот еще одна трагедия, батюшка. Сын 14 лет ведет себя по-хамски, даже один раз пришел пьяный домой. Общается с детьми, стоящими на учете в милиции. Вижу один выход – забрать из школы, учить дома, контролировать каждый шаг, восстановить авторитет родителей. Правильно ли я собираюсь поступить?
о. Дмитрий: - Правильно, но поздновато.
о. Александр: - Т.е., 14 лет это уже поздно?
о. Дмитрий: - Нет, может быть, и получится, но это трудно.
о. Александр: - Выпустили вот так из дома, в надежде, что у самого голова на плечах есть…
о. Дмитрий: - Ну да, ну да. Интересно, у кого это есть? У меня в 14 лет не было головы на плечах. А почему-то у этого парня будет голова на плечах? Там на головах чугун, который только звенит, а внутри все пусто, только одно самомнение.
о. Александр: - И вот тоже недоумевают: был послушный, всё хорошо, а теперь…
о. Дмитрий: - Нет, ну, был. А когда было ему 7 месяцев? Положишь – лежит, посадил – сидит. Погремушку дал – доволен. Глазками хлопает, хорошенький такой.
Вопрос: - Батюшка, подскажите, как перестать иметь блудные помыслы?
о. Дмитрий: - О, нет ничего проще. Надо перестать осуждать. Перестать смотреть порнографию.
о. Александр: - Т.е. часто сам человек себя к этому распаляет?
о. Дмитрий: - Конечно. Не часто, а всегда. В человеке все чувства имеют извращенную форму в силу его грешности. Человек – это духовно больное существо. Он извращен в каждом проявлении. Человек не ест, а жрет. Вот дети, здоровую пищу не едят, всякую гадость, специально созданную для детей, они все время требуют у мамы, всякие чипсики, все, что от начала и до конца вредно, всякие эти кока-колы ему надо! А мама не может устоять и кормит, и кормит этой гадостью. Он жиреет, болеет.
о. Александр: - Мама переживает, но остановиться не может, потому что, когда его покормишь этой гадостью, он доволен, ласков, благодарен.
о. Дмитрий: - Потом становится 360 кг веса.
о. Александр: - И потом нам присылают вопрос: что делать?
о. Дмитрий: - Да, когда всё уже сделано.
о. Александр: - К сожалению, понимание того, что может произойти, приходит тогда, когда все уже произошло.
о. Дмитрий: - Здесь мы ничего не можем сделать.
о. Александр: - Но может Бог.
о. Дмитрий: - Бог может, если человек покается. А это значит изменить образ мыслей, изменить образ слов, поступков и чувств своих, и самому измениться. А человек-то хочет, чтобы ему таблетку дали или какое-то слово, заговор, оберег, лишь бы ничего не делать – оберег повесил на шею - и всё.
Добавить комментарий