22.08.2016 07:26:33
Протоиерей Олег Стеняев
Прямой эфир. Протоиерей Олег Стеняев отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий Владимир Носов.
14.08.2016
О.Олег Стеняев: - Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно, по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев.
Владимир Носов: - И Владимир Носов. Дорогой отец Олег, расскажите, как родился популярный сейчас вид спорта футбол?
О.Олег Стеняев: - Если говорить о футболе - есть общеизвестные даты. Прежде всего - 217 год н. э., матч между Кельтами и Римлянами, который проходил в Англии. Традиционно считается, что родина футбола - Англия, хотя не все народы согласны с этим. Например, в древнеяпонской традиции, в традициях Ближнего Востока футбол - это игра, которой полубоги научились от ашуров, т.е. от демонов, когда те путешествовали по преисподним Ада. Там они играли головами грешников. Если говорить об Англии, то в 1313 году король Эдуард II запретил футбол в границах города, потому что ему сопутствовали драки, битье стекол. Тогда стекло ценилось дорого. Игра часто кончалась поножовщиной. Но следующий король Эдуард III на территории Англии запретил футбол совершенно, потому что всё происходило дико в те времена. Разные группы болельщиков вооружались, когда шли на матч, и очень часто игра кончалась погромами, избиениями и смертоубийством. Только в 1660 году Карл II разрешил в Англии футбол, и после этого запретов не было. Если говорить о древних корнях футбола, то мы знаем, что древние индейцы Северной Америки использовали игру футбол как часть оккультного ритуала. Например, они ловили человека из соседнего племени. Уже вырыт топор войны. Уже начинаются военные действия с соседним племенем. Но чтобы война была удачной, этому человеку отрезали голову. Всё зашивали, чтобы она была более подвижна под ногами воинов. И начинали гонять эту голову по полю, чтобы у каждого из этого племени на мокасинах была кровь противника. Чтобы потом, когда они пойдут реально убивать людей, этот оккультный, жестокий, колдовской обряд помог им своими мокасинами попирать кровь противников. Подобное наблюдалось в Юго-Восточной Азии, среди монголов. Кстати, красное знамя - мало кто знает, но это тоже оккультный знак. Он возник среди древних монголов, когда они вели военные действия. Они брали пленного, отрубали ему голову и ткань окрашивали в красный цвет его кровью. Во время битвы они поднимали вверх кровь поверженного противника и шли вперед, т.е. это не то знамя, которое напоминало древним о крови погибших защитников Отечества. Нет, это диким образом выставлялась на вид кровь врага. А откуда Серп и Молот? Я в своё время написал статью, это ещё было в советские годы. Серп и Молот - это известный колдовской обряд, который сохраняется в Африке до сих пор, когда одно племя враждует с другим. Берутся серп и молот и скрещенные кладутся на землю в сторону соседнего племени, чтобы всех их срезать, как серпом срезают пшеницу и размозжить им головы так, как молотом раскалывают кокос и орехи.
Владимир Носов: - У вас не было проблем после этой статьи?
О.Олег Стеняев: - Нет, проблем не было. Тогда многие писали на подобные темы. Если говорить о футболе, мы не видим серьезного нравственного его влияния на молодых людей. Это драки бесконечные, избиение не только одних болельщиков, избивают и других болельщиков, и полицейским достается, и случайным людям. Хотя обычно такие мероприятия объявляют праздником, но это праздник со слезами на глазах и с кровью на руках. Похоже, что это оккультное происхождение дает о себе знать. С другой стороны, мяч в некоторых древних культах являлся символом солнца. Опять же, принесение жертвы. Брали чистого ребенка, которого не кормили какое-то время, чтобы организм очистился. Потом резали его, сливали всю кровь, зашивали. Потом это солнце подбрасывали ногами торжественным образом. Жрецы этим самым подчеркивали, что они управляют стихиями природы. Конечно, современный футболист дальше истории английского футбола может ничего такого не знать.
В России футбол существовал до революции. Это были любительские команды. Тогда было модно всё английское, потому что были антигерманские настроения. Интерес проявлялся на волне увлечения джазом, английским футболом. Первые матчи были непрофессиональными. Собственно говоря, мне всегда нравился непрофессиональный спорт, потому что он действительно дает людям здоровье, крепость. А эти профессиональные спортсмены - мы видим, сколько среди них инвалидов. Потом как говорится - в начале было слово. Почему люди, которые переживают за разные команды, называются болельщиками? По сути дела - больными? В каком смысле - интересно выяснить. Может, у лингвистов надо поинтересоваться, почему эти люди добровольно называют себя болельщиками, больными? Какой характер этой болезни? Внешне вроде крепко выглядят. Может, действительно некий недуг азарта? Я вспоминаю футбол моего детства. Я играл в футбол, и так, как у меня очень много братьев и сестер, двоюродных, троюродных - мы собирались на берегу реки Клязьмы, за кинотеатром «Родина», там стоял мой дом. И из родственников делали две команды. У нас было много родственников. Они жили в пятиэтажках, в других местах. Вот, на берегу реки наш родовой дом, родовое гнездо, мы любили собираться, и там у нас было своё футбольное поле. Эта была игра, которая приносила нам удовлетворение. Как ни странно, я помню до сих пор самые удачные голы, которые я забил. Хотя я вообще никогда не занимался профессиональным футболом. О наличии агрессии стоит задуматься. Может, это связанно с древними корнями этой так называемой игры? Иногда люди играют со злом, некоторые играют с демонами, с бесами. Но эти люди не замечают того, что дьявол сам играет со всеми. Нельзя играть с силами зла. Если такая игра начинается, то на самом деле ты являешься игрушкой в руках лукавого. Поэтому такие страсти, которые возникают иногда на футбольном поле, до смертоубийства доходит. Это плоды, как сказано: «По плодам их узнаете их».
Владимир Носов: - Батюшка, но мы всё равно, как христиане, мы не должны чураться этого, наполнять духом.
О.Олег Стеняев: - Христиане должны всё наполнять своим содержанием. На самом деле есть очень много явлений чисто языческого происхождения, которые были восприняты христианским сообществом. Но тем или иным вещам было сообщено совсем другое содержание. Например, почти все древние христианские храмы наиболее почитаемы. Они строились на местах разрушенных языческих капищ. Многие известные источники когда-то уже существовали. Но христиане переосвящали эти места, а так как дорожка была уже к ним протоптана, они наполнялись абсолютно новым содержанием, не просто другим. Потому что одно дело - дух бесовский, а другое дело дух Божий.
Владимир Носов: - Очень интересно, если вспомнить, что футбол называется спортом номер один на земле. Т.е. мы знаем, что это наиболее популярный вид спорта. Как бы было хорошо батюшка, мы знаем, что любой матч, даже самый непопулярный, может собирать тысячу и тысячу болельщиков! Как иногда бывает печально, когда ты приходишь в храм в воскресенье утром или в субботу вечером - а там очень мало людей.
О.Олег Стеняев: - Мне рассказывал мой крестный сын. Он болельщик «Спартака». Скажем так, болеет «Спартаком». Никак пока его не вылечим. Какие-то переклички происходят. Была перекличка с татарской командой, а то русские стали перекликаться, это были пасхальные дни. Одни кричат: Христос Воскресе! А другие им в ответ: Воистину Воскресе! И он мне показывал видео, когда тысячу людей кричат: Христос Воскресе! - Воистину Воскресе! Здесь, конечно, бес, поджав хвост, бежал куда-то в сторону. Дьявол иногда пытается выстроить свою комбинацию. Но как учил Блаженный Августин, Бог никогда не допустил бы существование зла в этом мире, если бы Он не мог обратить его в добро. Действительно, для многих молодых людей футбол - это школа мужества. То, что потом помогает им служить в армии. Но я опять же не имею в виду профессиональный футбол, когда всё это заканчивается инвалидностью и разложением. Там деньги большие и особенно гладиаторство, когда человека продают. Одна команда покупает, другая - какая - то проституция получается, некрасиво как-то все это.
Телефонный звонок: - Добрый вечер, отец Олег! Я очень ценю вас как миссионера. Вас беспокоит Татьяна из Жуковского. В Евангелии написано: «Богатому трудно войти в Царство Небесное, так же как верблюду пройти через игольные уши». Правильно я говорю?
О.Олег Стеняев: - Да, близко.
Телефонный звонок: - Такой вариант родился, что верблюд через игольные уши - это через уши кактусов, которые в Оазисе произрастали. Верблюд, когда очень хочет пить - проходит через игольные уши, его жажда мучает, они его ранят, поэтому очень трудно пройти. Как к этому относитесь?
О.Олег Стеняев: - Вы знаете, есть несколько объяснений. Например, есть такое объяснение: в Иерусалиме были ворота, которые назывались «Игольные уши». Эти ворота были маленькие. Основные большие ворота закрывались на ночь, а эти даже не закрывались, потому что они были как некий лаз между огромными камнями. Чтобы верблюда протолкнуть в эти ворота, с него надо было снять весь товар. С него снимали весь товар, весь груз, ещё могли намазать бараньим жиром. Вот так его с трудом проталкивали. Иными словами это можно понять как эвфемизм. О том, что наг человек входит в этот мир, наг его покидает. А по отношению к богатым этот эвфемизм означает, что богатство, которое имеет богатый человек - это поручение от Господа. Человек должен до момента своей смерти, чтобы войти ему в Царствие Небесное, это поручение от Господа исполнить. Конечно, он должен позаботиться о родных и близких. Оставить наследство, нельзя благотворить за счет других людей. Покидая этот мир, он должен максимально освободить себя от всего того, что уже не имеет для него, переходящего в другой мир, никакого значения. В основном, экзегеты придерживаются такого истолкования, что этот эвфемизм означает очень узкие ворота, которые были в Иерусалиме. Даже не ворота, а как лазейка, которые назывались «Игольные уши».
Владимир Носов: - Как отдавать десятину, когда денег хватает только на необходимое, жилье и еду? Раба Божья Евгения, из Москвы.
О.Олег Стеняев: - Мне кажется, что такие проблемы могут возникать, где не на что не хватает именно в том случае, когда не отдают десятину. Что такое десятина? Десятина соответствует доходу человека. Если у человека очень маленький доход, тогда у него очень маленькая десятина. Но институт существования десятины, во-первых, приучал людей бережно относиться к средствам. Потом древние считали, что деньги надо очищать. Деньги добываются по-разному. Они могут учувствовать в каких-то махинациях. Может, где-то бизнес - операция была проведена неправильно или человек получил деньги за работу, но он её выполнил недобросовестно.... Десятина очищала деньги и предоставляла возможность человеку рассчитывать, что теперь Господь проявит о нём заботу. Вот как человек описывает свою жизнь, это очень напоминает Послание к Тимофею, 6 глава, 8 стих: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем». Далее 9 и 10 стих: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». Проблема нищеты реально существует. И в древности, я наверняка об этом рассказывал, три категории людей считались мертвыми. Это прокаженный считался в Палестине мертвым. Это муж и жена, у которых не было детей, считались мертвыми. И нищий считался мертвым. Не потому, что он нищий, а потому, что он не мог заниматься благотворительностью. Цель десятины, цель благотворительности, что называется цедака - это научиться проявлять жертвенность. На еврейском языке эти два слова: цедака - милостыня и цадик - праведный, они однокоренные. Подлинная праведность - это жертвенность. Я дал бы совет этой семье именно от скудости тех средств, которые они имеют, жертвовать десятину. Церковь строго не настаивает на десятине. Если мы почитаем древнерусские княжеские уставы, то там строго говорится о десятине. Церковь со временем перестала настаивать на десятинах, и сейчас она не настаивает. Если человек из благоговения перед законом Божьим будет придерживаться таких принципов, то вскоре он ощутит, что заповедь является источником жизни. Как сказано: исполнишь заповедь - будешь жив этой заповедью. Мне рассказывали такой случай интересный, в каждом народе свои законы. Важно, когда человек исполняет что-либо во имя Бога. В Израиле объявили тревогу. Вертолетчики вскочили, оделись и бегут к двум вертолётам, ловить террористов. Один вертолетчик, религиозный юноша, бежит - и вдруг вспоминает, что не помнит, как он одевал обувь. А у них по закону надо сначала левый ботинок, потом правый или наоборот. И эта мысль его мучает: может, он нарушил что-то? Он здесь же бросает свой рюкзак, автомат, расшнуровывается. Командир ему кричит: что ты делаешь? Он: сейчас, я бегу за вами. Он опоздал на свой вертолет, но сделал всё, как положено. Потом прыгнул в другую машину и полетел. А ночью другие вертолёты погибли, и только он остался жив. Когда он давал интервью, это мне рассказывал батюшка, он видел по израильскому телевиденью – этот солдат сказал: я понял, почему я выжил. Потому что в Библии сказано: «Исполнишь заповедь - будешь жив этой заповедью». Здесь очень важна не форма, что ты делаешь, какие действия, а твоё отношение, то, что называется богобоязнью. Другой очень важный аспект. В каком случае Бог заботится о нас, а в каком случае его забота от нас отходит? Представьте себе: вас берут в армию. Призвали в армию – конечно, проблема, но эта проблема снимает много других проблем. Вам не надо думать об одежде, вам выдают сапоги, портянки, форму летнюю и зимнюю. Вам не надо думать о питании. Вы не оплачиваете жилье. Вас кормят три раза в день. О вас заботятся, вас защищают. Если получили ранение, вас бесплатно лечат, по отношению к вам может использоваться самое хорошее медицинское оборудование. Представьте себе - вы стали дезертиром. Как вы думаете, армия будет продолжать проявлять заботу о вас? Вы убежали, вы дезертир. Будут ли вас кормить три раза в день. Получите ранение - будут ли вас так бережно лечить, как действующего солдата? Многие верующие люди как дезертиры, не будучи дезертирами, т.е. не живя законами веры. Ведь православие - это, прежде всего, образ жизни: как мы молимся утром, вечером, как соблюдаем посты. Всех поздравляю с наступлением сладкого поста. Как мы участвуем в жизни Церкви? Поддерживаем ли мы свой епископат или нет? Злословим мы братьев по вере или защищаем их? От таких вещей очень многое зависит. Когда человек начинает предъявлять претензии: я, вроде, верующий, вроде все нормально, но как-то жизнь не складывается - это сигнал, надо что-то менять. Пойди на службу к Богу Царю. Начни исполнять Его законы, Его заповеди, вчитывайся в каждую строку Святого Евангелия. Живи этим - и ты увидишь, как твоя жизнь изменится. Даже если ты пойдешь долинами и тенями смертными, Бог не оставит тебя. Его жезл, Его посох будут с тобой там.
Владимир Носов: - Как говорил отец Даниил, блаженной памяти батюшка: «Возьмите себе личным официальным спонсором Господа Бога. Вы не будете ни в чем нуждаться». Батюшка, может быть технический вопрос. Когда мы творим цедаку, как вы сказали, милостыню. Считается ли она десятиной, входит она или в это понятие десятины?
О.Олег Стеняев: - Десятина и милостыня, если это одно и то же - нет. Милостыня - это если брать на греческом языке, на еврейском языке. На еврейском это «хесед», это необоснованное проявление доброты, т.е. человек мог бы этого не делать. Но он это делает, у него такой характер. Десятина это был закон, это был порядок установленный. Он очень долго поддерживался Церковью, не только православной, но и западной. Католическая Церковь очень долго придерживалась этого принципа. Кстати на западе есть очень много христиан, которые до сих пор платят десятину. В Германии просто законы. Если человек устраивается на работу - он говорит, к какому религиозному течению принадлежит и автоматически с его зарплаты отчисляют какую-то сумму денег. Но у нас Церковь не требует никаких десятин. Заповедь дана человеку для того, чтобы он чему-то научился от этой заповеди. В Ветхом Завете Бог говорит: «Отдайте Мне Мои десятины». Если мирской человек прочитает, то скажет: а зачем Богу десятина? Действительно, а зачем Богу какие-то средства? Ему это не нужно, Бог самодостаточный. Это нужно нам. Это, прежде всего, нужно человеку. Он должен переступить через себя. Почему в жертву Богу приносили животных, пищу? А это то, что было насущным, люди этим жили и они делились этим с Богом. В пище Бог не нуждается, ни в какой пище. В Псалтыри сказано: «Да все звери на горах, они Господу принадлежат. Зачем там Ему твоя овца?». Просто это научило человека быть жертвенным. Последнее, что мне хотелось сказать этому нашему брату. Иногда Бог попускает нам испытание, но не надо думать, что это проявление божественного равнодушия. Бог никогда нам не попускает испытаний для того, чтобы нас проверить, перепроверить, переэкзаменовать. Мы в глазах Бога абсолютно прозрачны. Он всегда это делает с одной целью, усовершенствовать нас, когда мы это поймем - ситуация начинает меняться.
Владимир Носов: - Я в заключение ответа на этот вопрос хотел рассказать историю, которая произошла в Москве. Один человек, будучи бизнесменом, дал обет, что будет посвящать свою десятину Богу и хочет построить храм. Простой человек, не олигарх, не бизнесмен высшего эшелона. С Божьей милостью, через несколько лет в Москве появился храм Архангела Гавриила. Вот именно на десятину этого человека.
О.Олег Стеняев: - Дай Бог, чтобы мы давали обет. Кстати, именно во время постов было принято давать обеты, но давали обеты, которые можно было исполнить за время поста. Я обычно даю обет прочитать какую-нибудь часть Священного писания за время поста. Когда мы даем какие-то обещания Богу, мы не делаем это в ультимативной, категорической форме. Вот я обязуюсь, как монашеские обеты - с Божьей помощью, Богу содействующу, т.е. со смирением. Потому что в этом тоже не должно быть гордыни. Мне рассказывали, как один человек, в одном монастыре любил запираться и молиться, но молился очень громко: окно открывал и молился долго - долго. Старец ему говорит: ты так хорошо молишься, но у меня к тебе одна просьба: закрывай окно и молись про себя. Тут он стал закрывать окно и молиться про себя. И все стали замечать, что молитвы стали очень короткими. Стал быстро их оканчивать и бегать по своим делам. Потом старец стал с ним беседовать и говорит ему: а ты знаешь, почему ты так успешно молился так долго? Это было самолюбование. Ты хотел всему монастырю показать, какой ты. Да и я здесь на радио рассказывал как - то: однажды молюсь, у меня нет своего жилья, где нахожусь. И у меня такое чувство: молюсь, молитва пошла хорошая. Думаю: вот благодать, а потом вдруг я понял, почему это. Боковым зрением увидел, как в зеркале отражается благочестивый Стеняев, осеняющийся крестным знамением и кладущий поклоны. Я тогда это закрыл и стал уже молиться. И вот здесь уже посложнее, здесь элемент самолюбования пропал. Так и поститься надо со смирением. Всё, что мы делаем по - настоящему ценного в глазах Бога - это всегда со смирением. Приведу пример царя Давида. Недавно в одной древней книге нашел удивительное истолкование. Все знают слова царя Давида в Псалтыри: «Возрадовалась душа моя, Господи, о сказавших обо мне: пойдем в дом Господень», и комментатор дает объяснение. А какой дом Господень? Давид жене построил дом Господень. Дом построил Соломон, его сын. А Давид пока был жив - дом не был построен. Давид был препятствием для построения дома. Бог сказал: ты много воевал, много крови пролил. Твой сын Соломон, а что такое Соломон? Шломо-мирный, шалом-мир. Мирный построит, и воинствующий построит. Так почему ж Давид говорит: «Возрадовалась душа моя, Господи, о сказавших обо мне: пойдем в дом Господень». Он услышал, как люди, видя, насколько он больной, старый, смотрят на него с надеждой, что он скоро помрет. Его мирный сын Шломо - Соломон построит храм, и люди будут ходить. Он не испытывает досады, он говорит: возрадовалась душа моя, Господи, о сказавших обо мне. А что они сказали? Они могли сказать: он долго не протянет, этот старик, пойдем в дом Господень. Он думал о том, что есть некое препятствие в его жизни, потому что Бог сказал сыну построить. Поскорее бы это препятствие устранено было! И радовалась его душа даже о таких дерзких мыслях этих людей, которые видя, что он скоро умрет, ожидали, что войдут в храм и будут молиться. А Давид ищет славу Господу. Возрадовалась душа моя о Господе. Вот и смирение.
Владимир Носов: - Забывая про себя.
Телефонный звонок: - Добрый вечер батюшка! Раб Божий Александр. Некоторые люди считают, что пирамиды в Египте были построены пришельцами. Поскольку даже современные средства не дают возможности с такой точностью вывести все углы и прочее. Но, как известно, пришельцы, как считает православная Церковь - это бесы. Как вы считаете, кто на самом деле так искусно построил пирамиды? Второй вопрос. Сколько лет нашей планете, поскольку библейское летоисчисление расходится с мнением ученых, которые говорят, что миллион лет?
О.Олег Стеняев: - Если говорить о летоисчислении,
то еврейское слово «иом» может означать любой промежуток времени. В контексте Ветхого Завета так и есть. Иногда иом - это мгновение. Иногда это действительно 24 часа. Иногда это неопределенный промежуток времени. Ведь что такое иом, как 24 часа? Это время обращения оси земли по отношению к солнцу. Когда солнце не было создано, вспомните Библию, иом является чем? По отношению к чему? Поэтому присутствует условность. Отцы придерживались некоторых научных теорий своего времени. Причем не самых интересных и не самых правильных. Например, многие отцы были сторонниками того, что солнце является центром мироздания. Есть отцы, которые считали, что земля есть центр мироздания. В первой книге Царств сказано, что Бог создал землю, и на основах земли Он сотворил всю Вселенную. Есть тексты в Писании, и особенно в святоотеческой традиции самые разные. Но надо понять, что Библия - это не учебник по зоологии, по астрономии. Эта книга, которая помогает нам пережить то, что описано в ней. Давайте, первую главу вспомним: «И отделил Бог свет от тьмы». Вот в чем нуждается каждый верующий человек! Я знаю, в моей жизни есть и свет, и тьма. И в душе есть свет и тьма. И каждый видит в себе не только плохое, но и хорошее. Не только хорошее, но и плохое. Очень важно, что Бог помог нам отделить свет от тьмы. Когда мы читаем Священное писание в применении к жизни человеческой или Апокалипсис. Все носятся с Апокалипсисом: конец света, конец света. Я написал книгу в свое время, Апокалипсис, 700 страниц, по-моему, получилось. Однажды ко мне приехала целая делегация верующих и говорят: вот, ваша книга самая большая на русском языке, вы самый главный специалист по Апокалипсису. Скажите нам, когда конец света? Они немножко улыбаются, чуть ли не шепотом: мы никому не скажем. Я ему говорю, этому человеку, который за всех спрашивал: вот умрешь, вот тебе и конец света. Для меня всегда был интересен более мой личный апокалипсис, который я переживаю. А не исторический апокалипсис не очень интересен. А вот апокалипсис человеческой души.... Как эти события будут переживаться каждым из нас в отдельности? Вот об этом мы должны думать. Тогда Библия будет не учебник истории, а учебник жизни. Как сказано: всё Писание полезно для научения, для наставления, для обличения. Там же не сказано: для изучения пирамид, для постижения разных цивилизаций! Это обращено к человеку. Когда Христа один еврейский юноша спросил, это, наверное, был ученик какой-то фарисейский: Учитель, как спастись? Христос отвечает вопросом: Как читаешь? Вот главное назначение Библии. А тогда читали только Священное писание. Чтобы обрести спасение на страницах этой удивительной книги. Я благодарю Бога, что с 12 лет читаю эту книгу, и дай Бог мне её до смерти читать. Время поста, который сейчас наступает, давайте использовать для того, чтобы по благословению ваших настоятелей прочитать какую-то часть Писания. Может, кто-то Псалтырь будет читать, кто-то Святое Евангелие или что-то другое. Почему это важно? Потому что слово Божье есть источник веры. Сказано: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия».
Телефонный звонок: - Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, мы подаем на сорокоусты, это является десятиной? На сорокоусты, на псалтырь, ведь молитва же бесплатна?
О.Олег Стеняев: - Десятина относится к жизни священника, прежде всего. Десятины отделялись колену Левину, потому что они не могли активно вести производственную деятельность, чтобы создавать для себя капитал. Ваши десятины могут рассматриваться, как пожертвование для спокойной жизнедеятельности священника, чтоб ваш священник не думал, чем кормить детей, а чтоб он сидел и обдумывал, какую проповедь он будет говорить в воскресенье. Чтоб ваш священник сидел и не думал: вот, сейчас в школу идти, какие портфели детям, платья для матушки, как дома дует всё, как ремонт сделать? Он должен думать о ваших душах, о ваших семьях, а вы как община должны создать все необходимые условия, чтобы он где-то жил. Я могу сказать о себе, что моя прописка, т.е. место, где я живу - это Церковь. Я с 17 лет живу при храмах. Мне сейчас 56-ой год идет. И сейчас я живу, верующие предоставили мне возможность за совершенно символическую плату жить в квартире. Вот с 17 лет до 56 у меня, собственно говоря, нет своего постоянного жилья. Но всегда появляются люди Божьи, или при храме я жил, или при монастыре, или где-то ещё. Бог действительно хочет, чтоб мы заботились друг о друге. Священник молится, он - предстоятель, и вы правы, когда даете какие-то средства, просите помолиться. Здесь, конечно, очень важно, чтоб священник не был загружен ничем лишним. Священник - это не прораб. Мне не нравится, что институт старосты отменили. Сейчас многих священников превратили в прорабов. Священник должен думать о проповеди. Он должен думать о тех парах, которые будут венчаться. Как посетить больных в ближайшее время. Вот, парень уходит в армию этой осенью, а с ними ещё двое уходят, вот какие беседы провести. Священник должен выполнять естественную функцию, а его функция быть пастырем. Когда пастыря освободят от того, что не нужно ему, собственно говоря, что мешает - и действительно десятина будет восстановлена в Церкви, когда люди будут пещись о столах, всяких проблемах, а служители будут заниматься проповедью слова Божия. Вот это, конечно, идеальная ситуация. И то, что святейший патриарх Кирилл приближает епископов к служению народа, что епископов так много, что везде скоро будут, наверно, епископы. Я думаю, это очень важно, потому что у нас пропало благоговение перед священником. Может, перед епископами не пропадет хотя бы? Чтобы епископ со священниками стали помощниками. Занимались теми делами, какими должны заниматься, а вы обеспечивайте тем необходимым, чтобы они ни на что не отвлекались. Я помню, я жаловался одному старому католику, в Париже это было в Медоне. Он видел Николая II, и он был мне интересен, и он у меня спросил: а где вы живете в Москве? Я говорю, да нигде я не живу, при храме я живу «Всех скорбящих Радость», тогда я там жил. Он говорил мне: не бойтесь, у нас есть такая пословица «ни один благословляющий не умер с пустой миской». Я говорю: в каком смысле? Он говорит: ни один благословляющий не будет оставлен куском хлеба. Да Бог будет заботиться о пастыре, но Он будет заботиться как раз через вас. И то, что вы хотите связать вашу просьбу о молитве с желанием помочь священнику - это хорошее намерение.
Телефонный звонок: - Здравствуйте, отец Олег! Я слушал вашу лекцию про апокалипсис 2016 года. Там вы говорили: город Аркадия - вот это что? Это первое. Я хотел спросить у вас: как вы относитесь к тому, что говорят, что никто не знает конца света, когда будет второе пришествие, и как бы ссылаются на слова самого Господа, что Господь сказал: «Никто не знает, только Отец Мой небесный, ни ангелы, ни Сын». Но в тоже время прав Даниил в своей пророческой книге, указывает точно, даже по годам, о первом пришествии Христовом. Вам не кажется, вы толковали Апокалипсис, что с первый главы Господь как бы дает ответ апостолам на их вопрос, когда это будет? Он говорит, что откровение Иисуса Христа, которое ему дал Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть горе.
О. Олег Стеняев: - По первому вопросу посмотрите богословский словарь, там найдете более подробное обозначение этой географической местности.
Телефонный звонок: - Отец Олег, я ещё хотел спросить, герменевтика - способ толкования? Никто не пробовал раскрывать смысл того же Откровения через этимологию например русских слов и греческих? Спаси Господи.
О. Олег Стеняев: - На последний вопрос я вам сразу не отвечу, потому что я ни разу об этом не слышал. Если говорить по поводу даты пришествия, Господь скрыл дату конца света. Когда мы читаем первую главу книги «Деяния апостолов», там сказано, что апостолы видели, как ноги Его оторвались от земли, Он стал возноситься, и облако скрыло Его из вида. Подошли два ангела и сказали: как вы видите Его возносящимся, так Он и вернется. С этого момента история Церкви становится историей ожидания, когда же Он опять явится в этот мир? Если бы Господь назвал бы точную дату своего пришествия и конца света - для многих людей это было бы поводом к беспечности. Поэтому Господь скрыл дату своего пришествия и конца света, чтобы мы, не зная ни дня, ни часа, бодрствовали. На самом деле, как я уже сказал, личный апокалипсис, начитанный, важнее исторического. Вот сколько людей сейчас слушает радио «Радонеж», у всех есть уверенность, что завтра жизнь ваша будет продолжаться на земле. У меня нет такой уверенности за себя. Человек должен бодрствовать, ибо не знает дня и часа, прежде всего, своей собственной кончины. Исторический апокалипсис - это событие космического масштаба. Но и когда человек умирает. Смотрите, какими трагическими словами это описывается на страницах Священного писания. Эта книга Екклесиаста, 12 глава, со 2-го стиха ниже: «доколе не померкли солнце, и свет, и луна, и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха, и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его». Эти слова действительно показывают значимость личного апокалипсиса. А вот попытка понять исторический апокалипсис мне представляется очень праздной и в некотором смысле - даже лишенной смысла.
Добавить комментарий