12.04.2017 09:48:54
Протоиерей Олег Стеняев
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/03/26/21-00.html
— Отец Олег, почему, когда мы воскреснем в теле, не будет мужа и жены, а будем как ангелы?
О. Олег Стеняев: —Да, мужчина будет оставаться мужчиной, как отцы толкуют, в частности, блаженный Иероним Стридонский, его комментарий на Евангелие от Матфея издано на русском языке, а женщины будут оставаться женщинами. Но при этом они будут жить как ангелы. Имеется в виду, что они будут придерживаться такого образа жизни, что им не нужны будут какие-то отношения. Кстати, «как ангелы» на арамейском языке означает эвфемизм «как дети», потому что тут слова синонимичны. Как дети бывают мужского и женского пола, но не вступают ни в какие такие отношения по чистоте своего возраста, так и взрослые. Хотя и будет разница в полах, но при этом не будет никакой необходимости.
Владимир Носов: — Батюшка, а будет ли связь ближе? Ведь мы помним, что сказано, что прилепится муж к жене, и будут двое одна плоть. Каким образом эта связь будет выражаться потом?
О. Олег Стеняев: — Мы знаем, что в Царствии Божием не женятся и замуж не выходят, а именно пребывают как ангелы. А ангельское единение — это единение в любви. В этой жизни мы не всегда можем распознать природу того или иного чувства. Например, человеку кажется, что это настоящая любовь, а потом выясняется, что это было только половое влечение. Или наоборот, человеку кажется, что это только половое влечение, а потом это перерастает в серьёзное чувство, люди создают семью и любят друг друга до глубокой старости.
Владимир Носов: — Да, но ведь бывает, что без человека физически тяжело. Когда человека долго не видишь, тебе буквально становится плохо, как будто чего-то не хватает.
О. Олег Стеняев: — Да, но это не обязательно, что речь идёт о взаимоотношении между полами. Нам тяжело долго находиться без родителей, без друзей, без близких. А ангельский мир — это мир, который определился в добре, это те ангелы, которые сохранили верность Богу, не пошли за дьяволом и за другими падшими ангелами, а состояли в добре, в любви. И то, что мы будем пребывать как ангелы — означает: мы придём к окончательному решению, сделаем последний выбор. Например, в молитве «Отче наш» мы просим, чтобы всё было «яко на небеси и на земли», т.е. как на небе, так и на земле. И святитель Филарет толкует этот текст из молитвы Господней, он спрашивает: «А как на небеси?» — и отвечает: «На небесах мятежные ангелы свергнуты из этого пространства, остались только ангелы, верные Богу». Так и в Царствии Божием будут люди, которые определились уже в этой земной жизни в добре, а там они войдут в вечное состояние любви. Поэтому мы и называем святых «земными ангелами, небесными человеками».
— Вечны ли мучения для грешников или всё-таки нет? Поможет ли последний кодрант или нет?
О. Олег Стеняев: — Речь идёт о том, что Христос сказал, что человека могут бросить в заключение и держать там до последнего кодранта, т.е. пока он все долги не вернёт, все деньги не заплатит. На самом деле те люди, которые окажутся в аду, вечно будут пребывать в этом состоянии. Если мы на мгновение поставим под сомнение вечность мучений, тогда надо ставить под сомнение вечность блаженства в раю. Это как минимум. Собственно говоря, земная жизнь нам и дана, чтобы мы определились, где мы будем находиться в вечности. Вообще, постановка вопроса провокационная. Я не имею в виду этот вопрос, а вообще, когда люди спрашивают, вечные ли мучения или временные. Потому что очень безответственно вести такую дискуссию. Я часто цитирую высказывание одного западного богослова, который сказал: «Кто не верит во всеобщее спасение, тот толстокожий буйвол. А кто проповедует всеобщее спасение, тот безответственный осёл». Поэтому не будем проявлять ослиную безответственность. Я, кстати, по этому вопросу предпочитаю оставаться толстокожим буйволом, тем более, что моя комплекция позволяет.
—Как мне известно, намечается судебный процесс по поводу «Сторожевой башни» свидетелей Иеговы. Они за последнее время были довольно агрессивны и не хотели признавать православного учения о Христе. Хотелось бы узнать ваше мнение об этом.
Кто провоцировал еврейские погромы, отчего они происходили?
О. Олег Стеняев: — Начну со второго вопроса. Когда проходили еврейские погромы, по факту этих погромов всегда организовывались военно-полевые суды, и погромщиков безжалостно вешали решением военно-полевого Имперского суда. Поэтому это очень странное утверждение, что якобы государство провоцировало такие погромы. Этого никогда не было. Они всегда носили стихийный характер, как и морозовская стачка. Это же не государство организовало, наоборот, можно сказать, это против государства. Любое такое действие, которое выходит за рамки закона, государство никогда не может организовывать. Это всегда какие-то деклассированные элементы, пьяницы какие-нибудь начинают. В своё время Высоцкий пел: «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». А вот когда такие «буйные» появляются, особенно весной или осенью — весеннее или осеннее обострение, — вот тогда пьяная толпа может вести себя как-то неадекватно. Поэтому это не исторично — настаивать на том, что государство поддерживало погромы. Государство жёстко пресекало, военно-полевые суды резко разбирались с самими погромщиками.
Если говорить о свидетелях Иеговы, это религиозная организация, которая не верит в Святую Троицу, не признаёт Божество Христа Иисуса. Так было в их вероучении достаточно длительное время, ничего нового не происходит. Свидетели Иеговы — это классические ариане. А сейчас пытаются решать вопросы с этой организацией путём некоего юридического решения, но юридического решения нет по поводу нетрадиционных религиозных групп, тем более сект, потому что бóльшую часть своей истории любая секта существует без всякой регистрации. Если взять, например, движение тех же свидетелей Иеговы, они появились и начали активно действовать в нашей стране после присоединения западной Украины. И они не имели никакой регистрации. Они преследовались советской властью, их репрессировали, они и не искали для себя никакой регистрации. Я помню свидетелей Иеговы с советских времён, они считали, что иметь регистрацию — отступление от веры. Они заявляли, что регистрация — это печать антихриста. Такие были убеждения. Со временем, когда на волне безответственной демократии происходила легализация разных сект, религиозных групп, они могли получить регистрацию и имели её, там была какая-то собственность. Но мне представляется, что людей надо судить по факту совершённых преступлений. А как можно судить человека за его убеждения? Если свидетель Иеговы, или православный, или молоканин, или католик что-то украл - их надо судить не потому что они свидетели Иеговы, православные, молокане или католики, а потому что они нарушили уголовный кодекс, нарушили закон. И перед законом мы все должны быть равны, не может быть каких-то привилегированных групп или каких-то чёрных списков: этим ничего не прощаем, а этим прощаем всё. Это тогда уже не закон, а произвол. Как правило, такие резкие действия по отношению к подобным структурам создают им ореол мучеников и способствуют тому, что они превращаются в неконтролируемое движение, уходят в подполье. Например, когда скандальная секта «Аум Синрикё» имела регистрацию, мы могли их контролировать, я диспуты организовывал в своё время на Звёздном бульваре, а когда секта была запрещена и они ушли в подполье — всё. Был родительский комитет, который добился их запрещения. Родители потом ходили, локти кусали. Когда регистрация была, они хотя бы знали, где можно найти своих детей, а когда в подполье ушли — всё: дети пропали, никто их не может найти. Поэтому такие решения — это больше политика, нежели религия. У нас, у христиан, есть свои средства противоборства каким-то еретическим заблуждениям. Это Библия. В своё время я организовывал диспуты с теми же свидетелями Иеговы. Мы собирались с ними вместе, открывали Писание, смотрели и по вопросу Божества Христа Иисуса, о Святой Троице. Друзья, вы можете в интернете набрать в Яндексе «диспут со свидетелями Иеговы», и вы найдёте текстовый формат этого диспута. Это моя книга, была составлена по результатам тех встреч, которые я проводил с одним Орехово-Зуевским и. о. старейшины, когда я некоторое время жил в Орехово-Зуево, и некоторые московские старейшины тоже со мной общались. Потом я эти темы оформил в виде печатного материала, дал прочитать этим старейшинам, чтобы у них не было претензий, что мы именно так говорили, а потом опубликовал это в виде книги. Сейчас на просторах интернета это есть. Это религиозное решение этой проблемы. А если говорить о юридическом решении... А почему Церковь должна заниматься юридическими решениями? Это не наша сфера, такие вопросы должны решать светские лица.
Владимир Носов: — Батюшка, так-то оно так, но... Я понимаю, была бы у нас тысяча отцов Олегов, которые бы регулярно проводили такие диспуты с сектантами, но о подобном крайне редко приходится слышать. А вот видеть их приходится ежедневно, особенно, как вы сказали, осенью и весной. Они выходят к метро, стоят толпами, завлекают людей. Общаются, причём бабушек в первую очередь обрабатывают.
О. Олег Стеняев: — А может быть, нам тоже надо ходить, ставить свои пикеты везде? Господь, вообще, говорил: «Ходите от дома к дому». Это не ноу-хау свидетелей Иеговы, это Христос говорит. Почитайте Евангелие от Матфея, гл.10, там даются вот эти наставления: «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших...» Это повеление Христа Иисуса, данное Его апостолам. Другое дело — апостолы верили в Божество Христа Иисуса, верили в Святую Троицу и т.д. Но это вопрос дискуссии. Свидетелями Иеговы — это те же самые древние ариане, они также веруют. И святые отцы, когда вели полемику с арианами, вели, как правило, чисто богословскую полемику. Почитайте слова Златоуста против ариан, слова других отцов. А когда мы начинаем задействовать светские ресурсы - мы как бы расписываемся в своей неспособности вести нормальную богословскую дискуссию.
—Ангелы помогали Богу при сотворении Первого мира, я так понимаю. А когда будет сотворение Второго мира, люди будут как-то помогать Богу? Присутствовать люди, наверное, будут тоже, а будут ли помогать?
Я слышал притчу или предание, что как будто бы Адам уснул, и всё, что он во сне видел, происходит с нами в жизни. И когда он проснётся, он поймёт, что вот так делать нельзя, и жизнь пойдёт по другому пути. Что вы знаете об этом?
О. Олег Стеняев: — Если говорить о сотворении мира, то мы видим, что в нем участвуют Три Лица Святой Троицы. В начале сотворил Бог небо и землю — это действие Бога Отца. Потом Бог творит мир своими речениями: «И сказал Бог... И сказал Бог... И сказал Бог...» А божественное Слово — Логос — это Христос, как и сказано: «В начале было Слово, и Слово было Богом». И мы видим Духа Святаго, Который носился над водами. Правильнее, конечно, сказать «парил над водами». И действие Святой Троицы — это действие Единого Бога при сотворении мира. О Христе вообще прямо сказано в Послании Павла, что Им, через Него и для Него был сотворён мир. Т.е. Христос является подлинным Смыслом истории существования мира, потому что Он, как Божественный Логос, есть Начало бытия через Слово творческое и есть Смысл существования мира, как Он Сам говорил: «Альфа и Омега, начало и конец».
Участие ангелов — это уже вопрос немножко посложнее, потому что ангелы сами были сотворены Богом. Ангелы — это служебные духи. В некотором смысле, каждый ангел есть поручение Бога, которое так стремительно исполняется, что для каждого поручения посылается новый ангел. Это видно в некоторых текстах Библии. Например, в случае с бегством Агари в пустыню, там сказано: «и встретил её ангел», «и сказал ей ангел», «ангел наставил её», и т.д. И совершенно непонятно, почему это всё время повторяется. Древние экзегеты пишут, что ангелы так стремительно выполняют волю Бога, что для каждого повеления — новый и новый ангел, они как бы опережают друг друга в стремлении исполнять волю Создателя. Поэтому мы святых называем «земными ангелами», ведь святой — это человек, который тоже стремительно готов исполнять волю Бога. Вспомните, Бог являлся Аврааму, Моисею, и какая была реакция этих святых праведных людей, они говорили: «Вот я, Господи!» А про Авраама, которому было уже много лет, за семьдесят пять, сказано, что Авраам побежал в поле — явление трёх ангелов к нему, когда при Мамврийском дубе к нему пришли три ангела, которые являлись иконой Святой Троицы; Авраам побежал к жене; Авраам побежал туда, туда. Пожилой человек начинает бегать — он так стремительно исполнял волю Бога. Это ангельское дерзновение в желании исполнять волю Создателя есть особое служение. Но ангелы сами были сотворены Богом, поэтому утверждать, что они участвовали ещё и в процессе всего творения, мы так однозначно не можем.
Про сон Адама. Ну, это может быть какой-то поэтический образ, может быть, в какой-то книге это прочитали. Конечно, до грехопадения Адам был совершенным человеком. Иногда у людей проявляется предвидение: люди чувствуют опасность. Мозг современного человека работает на три-четыре процента, а представьте себе, если он на все сто процентов заработает. Вот Адам был таким совершенным человеком. Но после грехопадения он оказался подобным каждому из нас, и та природа, которую мы несём - это падшая адамова природа. И Адам умер, он прожил определённое время. И утверждать, что мы пребываем в каком-то сне Адама, как некая голограмма, я бы, конечно, не дерзнул бы. Это, скорее всего, какой-то поэтический образ.
—Наша бабушка была крещена и венчана. Родилась она в 1917 году, преставилась в 1991 году. Я был маленький и не помню, чтобы у неё в доме была икона, но она не отвергала Бога. Она не успела прийти к вере, исповедаться и причаститься, и её похоронили — родственники настояли — иеговисты. Можно ли бабушку, если она была крещена и венчана, поминать, подавать на проскомидию и т.д.? И вообще, можно молиться о ней? И как молиться?
О. Олег Стеняев: — Она что, ушла в какую-то секту?
— В секту она не ушла, я помню, потому что слышал такой разговор, что она не успела креститься у свидетелей Иеговы. Но похоронили её свидетели Иеговы.
О. Олег Стеняев: — Если она не перекрестилась, то вы можете подавать помин, можете даже отпевание заказать. Потому что человек, который сохраняет верность православному крещению, считается православным человеком. И даже если человек перекрестился в другую веру, через покаяние, через прохождение чина присоединения он опять может получить статус православного человека. А так как она всё-таки не вошла в эту организацию, она считается православной. И тем более мы не знаем, в каком состоянии человек покидает этот мир, но мы должны подозревать усопших в лучшем, потому что родство обязывает нас молиться за них. Если мы за них не будем молиться, то кто тогда за них будет молиться?
Владимир Носов: — Батюшка, вчера услышал пугающую историю, её рассказала мать человека, который наложил на себя руки. Спустя время он снится ей и сообщает, что ему очень плохо. Что в таких случаях делать? Мы знаем, что подавать записки нельзя. Кроме келейной молитвы, наверное, ничего нельзя делать. Как помочь?
О. Олег Стеняев: — На Руси было принято: если во сне являются мёртвые и просят еды, они просят помина. Был один случай, когда я жил в Орехово-Зуево. В храм пришла женщина с большим букетом цветов, подарила их нашему настоятелю, покойному отцу Сергию, и она очень благодарила его. Потом она вышла, села в какую-то такую официальную машину, «Волгу» чёрного цвета, и уехала. Я всё это наблюдал. Потом спросил у отца Сергия, что это за женщина. Он рассказал, что она какой-то партийный работник, её сын был комсомольский активист в Орехово-Зуево, он разбился в автоаварии, и во сне является матери. Во сне он сидит в каком-то очень тёмном помещении, на нём русская рубаха белая, стол какой-то, пустая миска, пустая кружка, чего-то капает сверху, и у него на губах замок. И он говорит, с трудом открывая рот: «Мама, я при жизни говорил, что Бога нет. И вот теперь я нахожусь здесь, я хочу кашу с молоком, хочу, чтобы у меня была пшённая каша, и в этой кружке было молоко. Но у меня тут озноб, мне холодно, и сверху что-то капает всё время». Эта женщина пошла в церковь, рассказала всё это и попросила помина. Не было основания считать, что его действия выражали его убеждения. Т.е. тогда некоторые были вынуждены участвовать в каких-то комсомольских мероприятиях, но при этом внутри могли сохранять веру. И отец Сергий стал молиться за этого человека. Он не решился в храме молиться, он стал молиться дома. И через некоторое время сын вновь приснился матери. У него не было замка, но остался рубец на губах; он сидит, у него миска с пшённой кашей, в кружке молоко, и ничего сверху не капает, но находится он в таком же тёмном помещении. И он поблагодарил мать, что она о нём позаботилась, предоставила эту пищу. И она купила эти цветы, приехала к отцу Сергию, благодарила его. Это тот момент, который я сам наблюдал.
Дело в том, что если взять «Догматическое богословие Православной Церкви», классический труд митрополита Макария, всё остальное — детский лепет. Хотя все новомодные догматисты любят обвинять митрополита Макария в схоластичности, — так вот там сказано, что образы того мира отталкиваются от той реальности, к которой мы привыкли здесь, но они являются слабым отражением того, что происходит там на самом деле. Потому что тот мир мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно — как пишет апостол Павел в 1-м послании к коринфянам, гл.13. Опять же, в образах, распознаваемых нами. Поэтому нам может казаться, что там миска какая-то стоит, кружка, замок какой-то висит, но это распознаваемые образы. Оцените все библейские пророчества. Они же тоже распознаваемые образы! Кто-то видел камень, падающий в воду. Кто-то видел стену, в которой образовался пролом. И т.д. Это просто образы, которые дают возможность людям распознать некую информацию, но они не отображают суть тех вещей, которые там происходят. Опыт многих людей показывает, что если после всех таких сонных видений, когда просят какую-то пищу — заказать помин об этих людях или дома молиться по Псалтири, как родство обязывает- то потом ситуация меняется на положительную.
—Василий, Москва. Евангелие от Матфея, 13:52. Иисус Христос в этой главе рассказывает притчи и в конце говорит: «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое». Объясните, пожалуйста, почему выносит из сокровищницы своей новое и старое, а не выбрасывает старое, а заносит новое? Новое — как бы учение Иисуса Христа.
Книга пророка Амоса, 8:7: «Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их!» Скажите, пожалуйста, что это за слава Иакова? Спасибо.
О. Олег Стеняев: — Начну со второго вопроса. Слава отцов, — сказано в Писании, — это их дети. А если говорить о книжнике, имеется в виду соферим, переписчик книг, человек начитанный в Писаниях, он научен Царству Небесному, т.е. Евангелию. И он из своей сокровищницы, т.е. из сокровищницы своей веры выносит новое и старое. Новое — это Новый Завет, это вот то, что он научен Царству Небесному, а старое — это Ветхий Завет. Но старое... Что имеется в виду? Вот мы говорим «Ветхий Завет», или говорим вот старое, и нам представляется, что ветхое — это что-то такое одряхлевшее. Но извините, о Боге сказано в Библии: «Видел я Ветхого днями». Ветхое и старое — имеется в виду не в смысле устаревшее, ветхое не в смысле обветшавшее, а древнее, вечное, непреходящее. Т.е. человек, который будучи иудеем, был научен Царствию Небесному, Царствию Божию через проповедь Евангелия - он сохраняет и Ветхий, и Новый Завет. То, что он получил новое, он не отвергает, он принимает, но при этом он использует и старое, т.е. ветхозаветное. И даже есть такой текст, который рассказывает о гонениях на Церковь во дни антихриста: «И даны были жене два крыла, и она улетела в пустыню». Два крыла — это опять же Ветхий и Новый завет.
Владимир Носов: — Т.е. всё Писание богодухновенно.
О. Олег Стеняев: — Всё Писание богодухновенно, сказано в Библии, и полезно для научения, для наставления. И только еретики маркиониты могут противопоставлять Ветхий Завет Новому, а Новый Ветхому. А нормальный православный человек действительно понимает, что всё Писание полезно. Это, кстати, сказано не в Ветхом Завете, а в Новом Завете. В Новом Завете как бы подводится итог всему Откровению. И более того, сказано: «Никогда пророчества не изрекались по воле человеческой, но изрекали их мужи Божии, будучи движимы Духом Святым». Разве то, что от Духа Святаго, может состариться или обветшать? Это маркионитская, дикая какая-то мысль, но, к сожалению, некоторые её высказывают, скорее всего, по невежеству и по лености.
Владимир Носов: — Батюшка, вас можно назвать соферимом?
О. Олег Стеняев: — Переписчиком книг? Нет, я не умею переписывать книги. Я сейчас своим иждивением, с помощью некоторых благотворителей готовлю к изданию Новый Завет, и Бог даст, на предстоящей неделе мы получим тираж, три тысячи книг Нового Завета на древнеславянском языке. Будет два формата: маленький карманный и большой. Будет воспроизведён текст Острожской Библии 1581 года.
Владимир Носов: — А кто может получить эти книги?
О. Олег Стеняев: — Это будет бесплатно распространяться, но мы не будем раздавать всем подряд, мы понимаем, для кого этот текст будет представлять интерес. Это единоверцы, которые очень ценят подобные издания, они, собственно говоря, только такими и пользуются, и это наши братья - старообрядцы, которые всегда благодарны нам за любое такое издание, когда господствующая Церковь не забывает об этих древних текстах и с уважением относится к ним. Кстати, на Украине, в Луцкой епархии трудами митрополита — он скончался — были изданы Луцкая Псалтирь и Луцкое Евангелие. Это, на мой взгляд, событие колоссального значения. И там пройдут годы, а этого владыку будут помнить, его не забудут. Не потому, что он митрополит — митрополитов много, а потому что он, издав эти священные древнеславянские тексты, внёс свою лепту в дело славянского просвещения. И в Белоруссии тоже очень интересные проекты были по сохранению древнеславянского литературного наследия, было издано Слуцкое Евангелие, прекрасное факсимиле было Полоцкого Евангелия. У нас в стране, к сожалению, мало чего издают из древних текстов, а белорусы, например, очень преуспели в этом направлении, они сейчас осуществляют проект издания всех книг Скорины, это практически вся Библия. Всё то, что вышло из его типографии, будет переиздано, станет доступным. Собственно говоря, славянский язык невозможно понять без этих текстов. Например, славянская грамматика Смотрицкого просто делалась по тексту Острожской Библии Ивана Фёдорова. И если вы будете под рукой иметь только церковнославянскую Библию, Елизаветинскую, вы не сможете понять славянскую грамматику, она отталкивается от других текстов. А если вы будете иметь текст Острожской Библии, под грамматику Смотрицкого это очень подходит. Покойный митрополит Питирим, известный, который служил в Москве, в Волоколамском монастыре, издавал факсимиле. Он издал блестящее факсимиле, точнее, новый набор Нового Завета святителя Алексия Московского и всея Руси, того самого, который был митрополитом во дни преподобного Сергия, в древние времена. И его иждивением начинался проект, который назывался «Русская Библия», по изданию всей Геннадиевской Библии, где на одной странице было факсимиле Геннадиевской Библии, а на другой — русский синодальный перевод для удобства, чтобы можно было читать и понимать, что ты читаешь. Собственно говоря, в древности, язык — это есть народ, а народ — это есть язык. Понятие нации — это, вообще, немцы придумали. Наши предки говорили: «Язык словенский», — т.е. народ славянский. Или говорят: «Язык немецкий». Что значит «немецкий»? Немцы не называют себя немцами. Значит «немые». Нашим предкам со стороны казалось, что они сами друг друга не понимают.
Владимир Носов: — Батюшка, сегодня я более-менее собрался на чтение Евангелия, но вот «Апостол» тоже мне не был понятен. Как подготавливаться к службе, чтобы понимать?
О. Олег Стеняев: — Время Поста — это время интенсивного изучения Библии. Я стараюсь за время Великого Поста дважды прочитать Библию, насколько у меня сил хватает. И я знаю, что в этом году значительно больше православных христиан по разным храмам участвуют в «Библейском марафоне». В том году храм Дмитрия Донского организовал «Библейский марафон» в Бутовском храме, там около трёхсот человек участвовали в чтении.
Владимир Носов: — Если не ошибаюсь, настоятель отец Андрей является духовником олимпийской сборной.
О. Олег Стеняев: — Да. И несколько десятков людей в первый раз прочитали Библию целиком. И сейчас большее количество людей участвуют в «Библейских марафонах», и уже не только в этом храме, но и в других храмах.
Владимир Носов: — Мне кажется, очень хорошая эстафета.
О. Олег Стеняев: — Конечно, потому что обычно люди не знают, как читать Библию. Здесь почитал, здесь почитал, и нигде не прочитал. Библию надо читать подряд, от начала и до конца. Я одному знакомому подарил Библию, он почитал Бытие, потом начал Исход читать, дошёл до гл.20, там законы пошли, перескочил на Евангелие от Матфея, потом стал читать Марка — там то же самое, посмотрел Луку — там то же самое, потом стал читать Апокалипсис. Потом приходит ко мне и говорит: «Как вообще это читать-то?» Я ему говорю: «Читать надо подряд». Я новоначальным рекомендую сначала целиком Новый Завет прочитать, и как только они прочитают, начинать от начала до конца читать Библию. Время Поста — это самое благоприятное время, которое надо использовать именно таким образом. Вот я, кстати, на время Поста не захожу на свои сайты, где у меня форумы. Я считаю, что во время Поста крайне неблагочестиво участвовать в спорах, пересудах. Меня это раздражает, когда люди позволяют себе что-то такое. Я вообще стараюсь телевизор, интернет отключать на время Поста. Это время раздумия, молитвы. Чтобы молитва не была монологом, надо совмещать её с чтением Писания. Когда мы совмещаем молитву с чтением Писания, — как я часто объясняю, молитва становится полноценным диалогом с Богом. В молитве мы обращаемся к Нему, а через чтение Его слова получаем ответы на наши молитвенные прошения. А если мы только молимся, но не соединяем с молитвой чтение Писания, молитва выше потолка не поднимается. Ведь в православном календаре есть евангельское чтение, апостольское чтение и даже ветхозаветное чтение на время Великого Поста на каждый день. И люди, которые читают утренние молитвы в традиции нашей Церкви, после чтения утренних молитв как минимум открывают календарь и смотрят, какое Евангелие дня, какой апостол дня, и тут же это читают.
Владимир Носов: — Как раньше среди монахов говорили, что келья тебя всему научит, так сегодня в монастыри буквально пролез интернет, и в некоторых кругах, уже шутя, с болью сердца говорят, что интернет тебя всему научит.
О. Олег Стеняев: — С другой стороны, конечно, интернет — это ад, но Христос сходил и во ад, и блистал ад сиянием Божества. И нам, православным христианам, иногда тоже приходится сходить в пространство интернета, разыскивать там, в этих адских кругах, в этой паутине застрявших людей, и помогать им как-то выбраться на свободу. Мне кажется, надо совершить национальный исход русского народа из этой паутины интернета.
Владимир Носов: — Хотя бы на три недели, до Пасхи.
О. Олег Стеняев: — Как минимум.
— Добрый вечер, всех с Великим Постом! Вчера человек причащался, и по рассеянности сначала проглотил запивку, а потом частицу проглотил. И вот переживает теперь. Это плохо?
О. Олег Стеняев: — Это называется «небрежение». В любом случае это Причастие, он причастился, но т.к. он проявил такое небрежение, он просто пойдёт на исповедь и расскажет об этом. Я не думаю, что это что-то такое трагически страшное. В любом случае запивку он должен был пить - правда, после Причастия, но если это так произошло, то так произошло.
Владимир Носов: — У друга в среду была тяжёлая операция на голову, и он был вынужден пить с утра таблетки. Батюшка, как в таких случаях быть? Это допускается перед Причастием?
О. Олег Стеняев: — Это вполне допускается. Вот я, например, диабетик, и года полтора назад распространялась по всем храмам такая брошюрка о Евхаристии, где было решение священноначалия нашей Церкви, как причащаться больным, в т.ч. больным диабетом. И нам разрешается где-то за два часа до Причастия принимать пищу, потому что есть такие формы диабета, что мы должны делать уколы и принимать пищу. Т.е. мы не можем принять таблетки, сделать укол без приёма пищи. Но если нам приходится служить Литургию, то это делается где-то за четыре часа, а потом мы идём на службу и совершаем её. Поэтому и миряне тоже, если врач назначил им лечение, должны соблюдать определённую дисциплину. Сказано в Писании, что искусство врача от Господа, и нельзя пренебрегать этим искусством.
— Здравствуйте. Отец Олег, я читал Апокалипсис, гл.4. Ваши и Андрея Кесарийского комментарии — они, в принципе, схожи, вы с ним согласны. Он пишет, что двадцать четыре старца — это ветхозаветное и новозаветное, т.е. апостолы. Но у меня возникает вопрос. Если апостолы, — как говорил Господь, — сядут на двенадцати престолах, чтобы судить двенадцать колен Израилевых, то что тогда могут судить ветхозаветные двенадцать старцев? Получается так, что Ветхий Завет не может судить Новый. Я так понимаю, что из Нового Завета должны быть двенадцать новозаветных старцев, потому что судить Новый Завет могут только те, кто жили в этом Завете.
Если взять Лаодикийскую Церковь, считается как бы, что если брать по периодам, то она последняя Церковь. Там Господь обещает, что даст сесть побеждающим с Собою на престоле, где и Отец Его сидит. Правильно ли я понимаю, что это как раз те последние христиане, которые могут стать первыми?
Кто разбил Новый Завет на главы? Приписывают это достоинство какому-то католику из XIII века, но мне совсем это непонятно, потому что заглавия, которые употребляются в Церкви, были введены гораздо раньше.
О. Олег Стеняев: — Разбивку на главы и стихи осуществил католический кардинал, и это действительно произошло в период средневековья. Но он сделал это так удачно, что это восприняли не только все христиане, но даже иудеи приняли эту разбивку на главы и стихи, и весь мир христианский с благодарностью пользуется этой разбивкой.
Владимир Носов: — Батюшка, иудеи читают Откровение?
О. Олег Стеняев: — Нет, имеется в виду, что он всю Библию разбил на главы и стихи, в т.ч. и Ветхий Завет. Это оказалось так удачно, что и иудеи тоже придерживаются этой разбивки.
Заглавия. Вы говорите о церковных зачалах. Действительно, зачала значительно древнее. И, кстати, не во всех изданиях Библии зачала прописываются. Но если это православное издание Библии, там обязательно указываются эти церковные чтения.
Нам не надо смущаться, что что-то добавили католики. Если бы, например, мы решили бы совершить декатолизацию, т.е. убрать из нашей Церкви всё католическое, связанное с Латинской Церковью, то что бы у нас осталось? Тогда надо убрать двенадцать томов житий святых. Это просто списано всё. Святитель Дмитрий Ростовский был переводчиком этих сборников. Тогда надо убрать половину икон Божией Матери, которые у нас в календаре, они латинского происхождения. Тогда надо убрать чин экзорцизма, который был составлен в средневековье латинянами. А он, кстати, действует и когда православные экзорцисты читают эти молитвы. Убрать целый ряд служб, которые проникли к нам через требник Петра Могилы. Убрать понятие Семи Таинств Церкви. Кто это придумал, что именно семь Таинств? Пётр Ломбардский это придумал, это ранний схоласт. Надо отменить все катехизисы, какие только есть, потому что там настаивают на семи Таинствах, и сама структура катехизиса взята даже не от католиков, а от лютеран. Католики потом издавали свои катехизисы. И т.д. На самом деле, взаимные влияния были огромные, и они непрерывно существовали. И, кстати, влияние православия на католиков было не меньше, чем католиков на нас, потому что когда были крестовые походы против Константинополя, латиняне вывезли целые библиотеки. С одной стороны, они сохранили эти книги. Если бы они не вывезли, то это всё погибло бы. Даже мощи святителя Николая, по сути дела, латиняне выкрали. Но если бы они этого не сделали... Я был в Мире Ликии в Турции, там эта гробница разбитая — они же разбили гробницу ночью и мощи украли, — и знаете, что в гробнице обитает? Собаки там живут. Только когда паломники приходят, там какой-то турок прибегает и прогоняет их. И мощи были бы выброшены. Бог иногда использует разных людей, для того чтобы хоть что-то сохранять. Или, например, во время советской власти, в начальный период, очень много икон продавали за границу. А сейчас обратный процесс начался: те иконы, которые увезли из Советской России, стали возвращаться. И то, что их продавали — это было благо, иначе их просто кидали бы в огонь. Когда в Ярославле советская власть разоряла храмы, на несколько километров текли иконы по реке. Сохранилась хроника, как на кострах всё это сжигают.
Про Апокалипсис. На самом деле, я никакой свой комментарий не провожу, тем более Апокалипсиса, я беру разные комментарии отцов и делаю сравнительный анализ. Потому что это совсем было бы неприлично, если бы какой-то Стеняев начал толковать Апокалипсис. Слава Богу, что такая безумная мысль мне в голову не приходит. Настоящий священнослужитель не может излагать свою точку зрения. Во-первых, это запрещено правилами Вселенских соборов. Он должен говорить, опираясь на высказывания святых отцов, т.е. авторитетных служителей Церкви. Если этого нет, и он говорит от мудрости головы своей, ничего хорошего мы не услышим. Поэтому когда я захожу в магазин, посмотреть какую-то книгу, я беру, листаю и визуально распознаю: есть ли там цитаты из Писания — это очень важно, — и есть ли там библиография, где был бы список книг святых отцов. Если есть, я уже с каким-то доверием отношусь, а если нет пространных цитат из отцов, вообще отсутствуют цитаты из Священного Писания - мне такая книга просто не интересна, я её закрываю, прохожу мимо.
—На сайте Российского Библейского Общества (РБО) написано, что они делают переводы для всех языков, для католиков, протестантов и т.д., и не делают — подчёркнуто — комментарии. Что это, вообще, за организация, нет ли опасности для нас? Может быть, это экуменическая организация? И почему это продаётся в наших церковных магазинах?
О. Олег Стеняев: — Если вы купили книгу, которая издана РБО, и там есть благословение Патриарха, это значит, что текст адекватен, они ничего туда не внесли. Но если вы купили Библию, изданную РБО, и там нет благословения Патриарха — как правило, в таких изданиях они сообщают, что текст сверен с оригиналом и исправлен — в этом случае надо быть осторожным, потому что они никогда не вывешивали списки этих исправлений, чтобы понять, что они исправили, а что не исправили. Здесь с их стороны могут быть какие-то чудачества. Но в целом они очень неплохо издают синодальную Библию. Кстати, на территории нашей страны и католики, и протестанты, и баптисты, и пятидесятники пользуются синодальным переводом, т.е. православным. Только совсем недавно адвентисты сделали свой исковерканный перевод, очень конфессионально такой зашоренный. Мы знаем, что и свидетели Иеговы сделали свой перевод. Кстати, любой перевод — это комментарий в той или иной степени. Зачем православному пользоваться не православным комментарием? А если это синодальный перевод, если там есть благословение священноначалия, смело покупайте и пользуйтесь. Эти издания могут продаваться в церковных лавках.
Ещё можно рассказать, что РБО сделало свой перевод. Это перевод Селезнёва, со своими сотрудниками он перевёл Ветхий Завет, и перевод госпожи Кузнецовой, она переводила Новый Завет. И была очень жёсткая дискуссия, когда не только православные, но и те же самые баптисты, пятидесятники высказывали замечания по поводу этих переводов. Какого характера были замечания. Почему-то все мессианские места, где содержатся пророчества о Мессии Христе, изменены до неузнаваемости. Т.е. как бы выхолащивался мессианский смысл этих мест. Это вопрос к господину Селезнёву. Теперь вопрос к госпоже Кузнецовой. Мне показалось, и об этом писали те же самые баптисты, что она пользовалась Александрийскими списками. Это списки Нового Завета, они очень древние, которые были испорчены арианами. В таких списках всегда делаются попытки Божественность Иисуса Христа не подчёркивать, а всячески сглаживать, потому что ариане не признавали Божество Христа Иисуса, а христианство не может быть без веры в Божество Христа Иисуса. У нас Пасхальная служба начинается с этого чтения, это начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть». И тем более, если там обнаруживаются какие-то неточности в текстах, на основании которых мы провозглашаем учение о Святой Троице, это тоже недопустимо. На просторах интернета можно найти критические заметки по поводу адвентистского перевода и перевода РБО. Но опять же, повторяюсь, РБО издаёт и наш синодальный перевод, и неплохо издаёт. Просто когда вы выбираете из тех книг, которые они издали, всегда смотрите: если есть благословение Патриарха, можете смело покупать, нет — тогда лучше не брать.
Я испрашиваю ваших молитв, братья и сёстры, за служение, которое мы совершаем на радио «Радонеж», за то служение Слову - Евхаристии, которое я совершаю. Спаси вас всех Христос!
Добавить комментарий