Перейти к основному содержанию

07:27 20.04.2024

Есть ли мужской и женский нательный крест? Какие различия? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. В гостях Владимир Александрович Носов, куратор движения «Сорок сороков».

30.07.2014 04:36:37

Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. Сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. И вы можете звонить нам по телефону прямого эфира. Или послать ваши вопросы по смс.

У нас уже есть вопросы, связанные с праздником Вознесения Господня. Вот один из вопросов.

-Почему в день Вознесения в храме читали «Апостол», где сказано о Втором Пришествии: не ваше дело знать времена или сроки?

-Святитель Иоанн Златоуст писал: подобно тому, как мы, когда видим, что дитя плачет и постоянно просит у нас какую-нибудь ненужную ему вещь, подальше спрятав эту вещь, показываем пустые руки и говорим: видишь? У нас ничего нет. Так и Христос поступил с апостолами. Но то дитя, хотя мы и не показываем просимой вещи, оно продолжает плакать, зная, что его обманули. Тогда мы оставляем его и уходим, говоря: меня зовет такой-то. А ему даем взамен просимого что-нибудь другое, чтобы отвлечь его от избранной им вещи. Причем хвалим эту свою вещь более той. И, отдавши ее, удаляемся.

Так поступил и Христос. Ученики просили. Он сказал, что у Него нет, и на первый раз даже устрашил их. Когда же они снова стали просить, Он опять сказал, что у Него нет. Но только теперь не устрашает их, а показывает. И высказывает благовидную причину: именно Отец положил в своей власти времена и сроки.

Но это не может означать, что Сын Божий не знал того, что знал и Отец. Ибо все, что имеет Отец, имеет и Сын. Все, что имеет Сын -имеет и Дух Святой.

И Ларри Пиктовейский писал: итак, Сын знает то, что знает Отец и не является незнающим Сын, потому что знает один Отец. Так как Отец и Сын пребывают в единой природе. Конечно, можно  все-таки продолжать спрашивать: почему Господь скрыл от нас дату Своего пришествия? Прежде всего, это связано с тем, чтобы  в каждом поколении мы бы ждали, когда это произойдет. То- есть чтобы мы не расслаблялись и бодрствовали. Именно поэтому нам не дано знать ни времен, ни сроков. Чтобы в каждом поколении люди пребывали в ожидании.

Поэтому если кому-то кажется, что наступает конец света- не надо отговаривать этого человека, потому что Господь для того и скрыл дату Своего пришествия, чтобы мы были в постоянном ожидании. И когда мы анализируем некоторые апостольские послания- там даже апостолы говорят, что скоро уже. И действительно, у Бога один день как тысяча лет. А Первое Пришествие было когда? Почти две тысячи лет тому назад. Неполные две тысячи лет назад.

На общественное служение Господь выходит в тридцать три с половиной года. Но если у Бога один день как тысяча лет, то это было позавчера. То есть не позавчера, а вчера это было. Поэтому не надо говорить, что Бог медлит. Он не медлит. Он долготерпит. Когда мы окажемся готовы, Он явится в реальность этого мира. У нас еще вопрос от наших радиослушателей.

-Для чего Вознесение было во плоти? Этот вопрос тоже связан с праздником Вознесения.

-Святой Иустин Мученик так отвечал на этот вопрос. И узнав со всяким доказательством, что это Он, то есть Христос, и что Он имеет тело, они попросили Его есть вместе с ними.  Чтобы по этому точно понять, что Он воистину воскрес во плоти. И Он ел медовые соты и рыбу, таким образом, показав, что существует истинное воскресение плоти. И желая показать, что жилище наше на небесах, для плоти возможно подняться на небо- Он поднялся в глазах их на небо, будучи во плоти. Итак, если после всего сказанного кто-то требует доказательств воскресения, то он ничем не отличается от саддукеев. Ибо воскресение плоти есть сила божия и стоит превыше всякого доказательства, подкрепленное верой и видимое в делах. Это Иустин Мученик «Трактат о воскресении.

-Просят объяснить паремию праздника Вознесения Господня.

-Мы теоретически не сможем объяснить паремию ветхозаветную, связанную с этим праздником. Потому что это не одна и не две паремии. Еще вопрос по празднику Вознесения.

 -Каким Он вернется?

-Действительно, этот вопрос не может нас не волновать. И вот интересный ответ нам предлагает блаженный Августин. Это его трактат на Евангелие от Иоанна: «Как они видели Его восходящим во плоти, до которой они дотрагивались, к которой прикасались, чьи раны они осязали в том теле, в котором Он ходил с ними в течение сорока дней, являя им Себя в истине не каким- либо обманом, не как призрак, тень или дух, но как Он сам сказал, не обманывая: осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух во плоти костей не имеет, как видите у Меня.

Ибо это тело достойно небесного жительства, не подвержено смерти, не изменяется во времени. Он остается таким, как возносится. Он хотел, чтобы Его слово было проповедано. Следовательно, Он придет в человеческом образе. Это увидят и нечестивые. Увидят и находящиеся по правую сторону и по левую. Как написано, воззрят на Того, Которого пронзили.

Если они воззрят на Того, Которого пронзили, то увидят и само тело, которое они поразили копьем. Слово не поражается копьем. Значит, речь идет о теле. Следовательно, нечестивые могли видеть то, что могли ранить. Они не увидят Господа, скрытого в теле. После суда Он будет увиден теми, кто будет находиться по правую сторону. Вот что Он говорит: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. Ибо Сын придет на суд вьявь. Являясь людям в человеческом облике, говоря, находящимся по правую сторону: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство. А находящимся по левую: идите в огонь вечный, уготованный дьяволу и аггелам его.

Вот так достаточно аргументированно блаженный Августин в своем трактате на Евангелие от Иоанна объясняет, что как Господь вознесся в теле, так Он в этом же теле вернется.

А в самой книге «Деяния святых апостолов» (Деян.1, 4 и далее) наиболее подробно говорится о Его Вознесении. «И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.

Посему они, сойдясь, спрашивали его: не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух святой и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Самарии и даже до края земли.

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде. И сказали: мужи галилейские, что вы стоите и смотрите на небо? Сей же Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким  же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

То- есть как в ранах Он поднимался на небеса - так же с ранами Он явится в реальность этого мира.

И вот после того, как два ангела сказали, что как Он ушел, так Он и вернется, история церкви становится историей ожидания, когда же небеса с шумом придут, и Господь явится в окружении святых. Он вознесся на небо, умолил Отца, и Отец послал Духа Святаго и божественную силу. И Дух Святой, который является ипостасной личностью, вошел в жизнь первых христиан и соделал их быть сокровищами благих и жизнью божественной преисполненными.

Так же в Евангелии от Луки мы читаем, что Дух Святой сообщает нам необходимые силы, а божественная ипостась- личность способствует тому, чтобы сообщить нам те благодатные потоки энергии, которые укрепят нас в божественной силе Всевышнего. В Евангелии от Луки, где  свидетельство ангела деве Марии- 1 глава, 35 стих- Ангел сказал ей в ответ: Дух Святой наидет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя. Поэтому и рождаемое наречется Сыном Божьим.

Поэтому у кого не хватает сил, как некоторые говорят: мы какие-то расслабленные, давайте вспомним, что все таинства церкви совершаются Духом Святым. И когда мы участвуем в таинствах церкви- это подлинный источник силы Всевышнего, который может укрепить нас для преодоления любой греховной, духовной или телесной расслабленности.

Дух Святой-  это личность, которая научает нас и наставляет на всякую правду. Он  может оскорбиться, поэтому сказано: хула на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем. И Христос вознесся, чтобы умолить Отца. И Отец послал Духа Святаго и потом, при конце царства благодати, когда будет апостасия, и перед временем Суда Господь так же явится на эту землю, как Он ее и покинул.

 Я, пользуясь возможностью, всех вас поздравляю с днем Вознесения Господня. Это важное событие, как я уже сказал, после того, что ангелы сказали:  Он вернется таким же образом. С этого момента вся история церкви становится историей ожидания.

Братья и сестры!  У нас есть печальная новость. Скончалась Серафима Никитична Бобкова. 2 января 1914 года рождения. Умерла она 30 мая. Многим верующим в нашей стране она известна как монахиня Сергия. Монахиня Сергия скончалась, когда ей было уже сто лет с половиной. Я имел счастье видеть эту удивительную женщину. У нее было очень интересное расписание. Вставала она в четыре часа утра и молилась до 11 часов. Ела, потом лила свечи до 16 часов и шла на службу в церковь, а вернувшись, вычитывала правило. И вот такой режим в течение всей ее жизни, когда она тяжело не болела, она строго выдерживала.

В 30-40 годах она находилась в заключении за свою веру и убеждения. Причащалась каждое воскресенье. Она была духовной дочкой батюшки Амфилохия. Сегодня было ее отпевание, и она похоронена на Кузьминском кладбище. Те, кто знал матушку Сергию,  не могут не вспоминать о ней. Я расскажу только один случай из моей жизни, который может засвидетельствовать о силе ее молитвы. У нее такая была сильная молитва, что я однажды чуть не помер. Я лежал в больнице с сахарным диабетом, позвонил свой знакомой и попросил: пусть матушка Сергия помолится, чтобы у меня сахар понизился. А у меня был высокий сахар.

А матушка Сергия, она простой человек. И она стала молиться: Господи, убери этот сахар, чтобы у него не было. И я пережил состояние гипогликемии. То- есть я попросил о молитве, прошло два часа- и у меня сахар понизился ниже трех. У меня никогда в жизни такого не было. Я просто упал. Ни разу в жизни у меня не было никаких обмороков. Срочно врачи взяли стакан горячего чая, сахара намешали.

И я сразу стал перезванивать через знакомых, чтобы матушке сказали: не надо, чтобы совсем сахар пропал. Надо чтобы он пришел в норму. Вот что надо. Потому что для диабетика опасен и высокий сахар, а еще более -низкий. И матушка помолилась- и я сразу почувствовал, как мне стало хорошо.

Вот удивительная сила молитвы простой русской монахини, образ жизни которой поражал всех людей, бывших с ней рядом в общении. И я видел, как самые разные люди с ней общались. Священнослужители, пастыри, архипастыри. Слышал много об этом, видел как люди бедные, богатые приходили к ней. Ее деятельность заключалась в том, что свечки, которые она делала, она их продавала в церкви, а на полученные деньги помогала храмам, которые недавно открылись.

Вот даже храм, в котором я служу, Иоанна Предтечи в Сокольниках. У нас там стоит прекрасное деревянное распятие. Это распятие куплено со свечек матушки, которые она отливала, потом продавала. И вот в ней уживалось то, что уживается в очень немногих людях: труд и молитва. Молитва и труд.

Все мы помним Марфу и Марию. Евангельскую Марфу и евангельскую Марию. Так вот, не было противоречия в матушке Сергии, потому что в ней уживалось и трудолюбие Марфы, и молитвенная созерцательность Марии. И перед смертью ее причащали почти каждый день. По-моему, отец Феодор. Мне позвонили поздно ночью в день ее смерти, сказали, что ей стало совсем плохо. И я попросил тех людей, которые были рядом, чтобы они начали читать отходные молитвы.

И они прочитали дважды отходные молитвы. Священник приехал причастить ее в последний раз. Потом третий раз читал  отходные молитвы. И она предала свою душу Господу. Сегодня после божественной литургии в своем храме, я заехал в Вешняки в тот храм, где было отпевание, и имел счастье проститься с таким удивительным человеком. Царствие небесное новопреставленной монахине Сергии!

Такие люди это наши наставники в вере. Как в писании сказано: поминайте наставников ваших, невзирая на кончину их. Подражайте вере их.

Но сегодня у нас есть и радостная дата. Сегодня исполняется год движению «Сорок сороков». И у нас в гостях Владимир Александрович Носов, куратор этого движения.

-Владимир, я поздравляю вас и ваше движение «Сорок сороков» с годовщиной. Какие последние новости связаны с движением «Сорок сороков»?

-Во-первых, здравствуйте, батюшка, дорогие радиослушатели, братья и сестры. Огромное спасибо за поздравления, батюшка. Я сразу хочу выразить благодарность за молитвы, за благословения, за ту помощь, которую вы оказываете нашему движению.

Да, год пролетел. С одной стороны - сделано много. С другой стороны - ничего не сделано. Потому что, как говорят отцы: то, что доброе сделал -  приписывай Богу, все, что сделал плохое- приписывай себе. Но с божьей помощью какие-то дела были сделаны. Надеемся посвятить их во славу Божию. Вот из последнего, что запомнилось особо, хотелось бы вкратце рассказать. О посещении братьями движения «Сорок сороков» Можайской воспитательной колонии. Где находятся так называемые малолетки.

Мы туда отправились не так давно. Приехали оказать внимание. Было чаепитие, теплые разговоры. Был показан с нашей стороны мастер-класс по перетягиванию канатов, привезли литературу, сладости.

Напомню, что там ребята содержатся с 14 до 18 лет. Которые оступились, быть может, но, тем не менее, многие их них верующие люди. Так сказать, малолетние благоразумные разбойники, которые признали свою вину, которые посещают храм на территории колонии. Это храм святого апостола Андрея Первозванного. Они,  кстати, тоже просили молиться за них. Передали небольшой списочек своих имен. Я думаю, что в конце, если будет удобно, мы попросим радиослушателей.

-Давайте прямо сейчас, зачитайте список этих несовершеннолетних людей, которые попросили, чтобы за них помолились.  Пожалуйста, читайте медленно, потому что может, кто-то из наших радиоприхожан запишет  эти имена. Или хотя бы одно имя внесет в свой список, чтобы помолиться за этих ребят.

-Да, если честно, то меня очень тронула просьба этих ребят. Потому что они знали, что мы верующие, православные и подошли с небольшим листочком со своими именами. Вот я зачитаю их имена. Это заключенные: Николай, Артемий, Артемий, Игорь, Рустик, Артемий, Александр, Кирилл, Илья и Александр. Вот, пожалуй, и все.

-Господи, помоги рабам Твоим. Те люди, которые несут наказание за свои проступки, выгодно отличаются от тех людей, которые согрешают и не получают никаких наказаний.

-Ну, также, батюшка, хотел рассказать о недавно прошедших мероприятиях. Дело в том, что 3  мая, в день 700летия со дня рождения нашего преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской, на Ходынском поле совершились, во-первых, торжественные богослужения, которые возглавил владыка архиепископ Егорьевский Марк. Нашими силами, при помощи известных байкерских клубов, общественных организаций, мы совершили авто-мотопробег, который стартовал от стен обители преподобного Сергия- Троице-Сергиевой лавры.

Он стартовал не просто так. Он стартовал с некой капсулой, в которую мы собрали землю с мест, связанных с именем Преподобного. Это Варница, место его рождения. Это Радонеж- начало его духовного пути, это Хотьково- место, где покоятся его святые родители, преподобные Кирилл и Мария.

И эта торжественная колонна растянулась буквально на километры. Она стартовала с этой капсулой, и, на дороге просто душа радовалась, слезы радости появлялись, когда окружающие видели эту колонну  с наклейками, с флагами, с хоругвями, люди звонили клаксонами, крестили нас, улыбались, поддерживали нас всячески.

-Это было просто крестное движение.

-Да.

-У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

-Алле. Здравствуйте, меня зовут Галина. С праздником вас.

-С праздником.

-Я хочу задать вот такой вопрос. Я проживаю на Ленинском проспекте. И у нас тут раньше было село Семеновское. И был храм. В храме был батюшка Александр,   теперь мученик и исповедник. Храм строился в 20-х годах. А при Хрущеве его снесли. И наша община, причем община с детьми, больными ДЦП- детским церебральным параличом, и многодетные матери добивались восстановления этого храма. Правда, не в этом месте, на Ленинском 73, а немножечко подальше через дорогу.

Но нам не дали разрешения на восстановление храма. А наш приснопамятный  патриарх Алексей сказал: если больше будет храмов, то меньше будет тюрем. Вот вы сейчас зачитали список мальчиков, которые сидят в тюрьмах. Мы с детьми, больными детским церебральным параличом, можем ездить только в храм при

1-ой Градской больнице, что очень, очень неудобно.

Батюшки приходят к нам домой. Но дом- это не храм. Помогите нам, пожалуйста. Потому что  наша община не может, как вы, собираться на Ходынском поле с многодетными матерями и отстаивать храм. Нас травят собаками. Это все можно увидеть в интернете.

-Вы знаете, вам надо обязательно зайти на сайт движения «Сорок сороков», связаться с лидерами этого движения. И я думаю, что они примут участие в этой проблеме. Действительно, этот вопрос очень актуален. Почему Бог посылает скорби? Почему дети впадают в преступления, попадают в тюрьмы? Верующих больных детей с церебральным параличом травят собаками! Ужас какой!

Вот интересное есть высказывание святителя Иоанна Златоуста на слова из книги «Деяний»: «Я вижу притеснение народа Моего в Египте, слышу стенания его и пришел избавить его». Златоуст пишет: слыша это, будем и мы прибегать к Господу в скорбях. «Стенания его, -говорит, -слышу». Не просто говорит, «слышу», но по причине их страданий.

Если же кто спросит: для чего Бог допустил им так страдать, тот пусть знает, что всякий праведник, в особенности за страдания, удостаивается награды. И  для того Он попустил им страдания, чтобы Свою силу явить через это во всем свете. И этими страданиями научить любомудрствовать. Посмотри, когда он были в пустыне- имеется в  виду еврейский народ- тогда он не только тучнел, толстел и разжирел.  Но и оставил он Бога. Беззаботная жизнь, возлюбленные, всегда есть зло.

Потому и в начале Бог говорил Адаму: в поте лица твоего будешь есть хлеб. Итак, чтобы они вместо великих страданий, пользуясь беззаботной жизнью, не сделались  порочными, Господь попускает им, верующим претерпевать скорби. Скорбь есть великое благо. А что скорбь благо, послушай Давида, который говорит: благо мне, что Ты смирил меня.

Да, действительно нам было легко, когда общество рукоплескало каждому вновь открываемому храму. Нам было радостно, когда каждый священник на улице вызывал позитивную реакцию. Но сейчас времена меняются. Я думаю, что они будут меняться в худшую сторону. Но в этом есть божий замысел. Поэтому мы должны учиться жить и в достатке, и в скудости. И во времена спокойствия, и во времена гонений. И наша сила -это наша любовь. А слабость наших врагов- сама их агрессия. Потому что зло поедает человека.

Мне уже несколько раз рассказывали, как собаками травят верующих, а вот сейчас рассказали про детей, больных церебральным параличом, как их травят собаками эти якобы противники строительства храмов. Я вообще добился бы закона, если бы был политиком, о запрете нахождения собак в жилищах людей. Это же живодерство. Собака- это подвижное животное. У меня в детстве, я рос в своем доме на берегу реки Клязьма, три собаки бегали во дворе. А они засовывают их в какие-то свои бетонные комнатушки.

И как же мучают они животных! Это не любовь к животным- то, как они выгуливают по 15-20 минут своих собак. Это настоящее издевательство, живодерство, и ради этого они хотят еще и препятствовать построению храмов! Я думаю, что такая жестокость, она еще  вернется к этим людям.

-Батюшка, я бы особенно хотел обратиться к этой девушке. Сестрица,  зайдите, пожалуйста, к нам на сайт, свяжитесь с нами, чтобы была обратная связь. Мы постараемся помочь, с божьей помощью что-то сделать, что в наших силах. Потому что действительно, когда слышишь такие вещи… Когда происходят противоборствующие действия именно в отношении женщин, детей. Тем более, как мы сейчас слышали, детей-инвалидов. То- есть здесь, я не знаю, ну просто слов нет. И, к сожалению, это в Москве происходит очень часто.

Прокалывают шины машин верующих. Угрожают, запугивают женщин, многодетных матерей. У меня просто нет никаких комментариев на эти случаи. И я думаю, что Господь, наверное, их попускает, чтобы мы стали активнее.

-Владимир, а вот я вас перебью цитатой из Василия Великого. Он пишет: «И от всех опасностей избавил меня. Вся жизнь праведника исполнена скорбей. Тесен  и скорбен этот путь. И много скорбей у праведного. Вот почему и апостол говорит об отовсюду притесняемых, и о том, что многими скорбями надлежит нам войти в царствие божье. Избавляет же своих святых от скорби Бог. Не без испытания их оставляя, но даруя им терпение. Ведь если от скорби происходит терпение, от терпения опытность, то избегающие скорби лишает себя самого и опытности».

Проще сказать, как никто не увенчается победным венком без противника, так никто опытным стать не может, если нет скорбей. Значит от всех скорбей Он, Господь избавил меня, не освобождая меня от скорбей, но вместе с испытанием дарует и силу воздержания. И потом всегда надо помнить, что Господь никогда нам не посылает испытания сверх наших сил. Но в самом испытании, как пишет Апостол Павел, посылает некое облегчение.

-И вот записку мне подали. Отец Олег, когда в ближайшее время у вас в храме будет служба посвященная святому Олегу Брянскому?

  -Служба Олегу Брянскому совершается 3 октября нового стиля. Но до этого у нас целое лето еще впереди и начало осени.

-Расскажите, как люди действительно могут обратиться в движение «Сорок сороков», и всем ли вы помогаете? На всех ли хватает сил?

-Батюшка, сейчас рост начинается. Но, к сожалению, сейчас это только лишь группа «В Контакте». В интернете можно набрать «Сорок сороков», поисковик находит группу «Движение «Сорок сороков», но, к сожалению, пока только так. Но, тем не менее, у нас есть возможность осуществить обратную связь. Потому что очень много всего происходит. Только вчера в этом нашем сообществе в интернете мы увидели число  участников нашего движения. Это 4040. Читается сорок сороков. Тоже символично.

-Прямо знамение какое-то…

-Да. Поэтому я и помню. Мы немножечко порадовались. Я понимаю, конечно, что дело не в количестве, а в качестве. И вспоминая слова преподобного Максима исповедника, который говорил: Я и Бог уже большинство. И дальше он говорит: причем подавляющее большинство. Поэтому, конечно же, сила в правде, в Боге.

-Как во время праздников больших церковных поют: «С нами Бог!»

-Да, батюшка.

-У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. Алле.

-Алле. Здравствуйте еще раз. Храм на Молодежной. Дмитрий Ненароков проводил молебны вместе с нами, вместе с матерями многодетными и с детьми ДЦП.

- Я все понял.

-Ну да. Продолжайте.

-У нас Ленинский, Ломоносовский, Университетский проспекты, проспект Вернадского, улица Строителей, дом 5 -там  находятся дети-инвалиды. Центр детей-инвалидов. Мы оттуда.

-Вы знаете, это место для нас - это такая отправная, стартовая точка. Представляете, батюшка, так Господь все устроил. Это место, с которого все и началось у нас. Почему? Потому что конкретно мне позвонила сестра во Христе наша знакомая, многодетная мама, и она мне сказала вот такие слова: Володя, помогите нам, пожалуйста, потому что на молебнах нас травят собаками! У нее четверо детей, она приходит на молебен, который был  в субботу в парке, в сквере- и вот верующие претерпевали такие вещи. Их прогоняли, закидывали палками, ледышками. Это происходило прошлой зимой. Травили собаками какие-то безумные люди. Я не знаю, как назвать этих людей, которые позволяют себе такие вещи! И там мы все объединились и уже начали…

-Ну, если они так жестоко относятся к животным, что держат их в бетонных клетках, чего же ожидать, если они даже на детей бросаются?

-У нас вопрос. Что такое паремия? Сегодня уже был вопрос. Есть паремии, которые читаются на праздник Вознесения Господня.

-Паремия - это ветхозаветные чтения, которые тематически связаны с тем или иным праздником. И во время вечерней службы, то есть во время всенощной такие паремии читаются, отрывки из Ветхого Завета. Это отрывки из Пятикнижия, из пророка Исайи. Из самых разных текстов, фрагментов ВетхогоЗавета. Во время чтения паремии мы даже слышим некоторые имена божии. Например, имя Саваоф, или имя Адонаи. У евреев это тоже такая традиция чтения паремии за богослужением.

Обычно когда читаются паремии ветхозаветные, то царские врата закрыты. Потому что Ветхий завет- это преддверие Нового Завета. Но всегда, когда читаются новозаветные тексты, или Апостол, или Евангелие -это делается только при открытии царских ворот.

Есть такие книги, где даются паремии на разные праздники с дословным переводом на современный русский язык и еще с объяснением о тех сюжетных линиях, которые в этих паремиях  присутствуют.

-У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. Алле. Нет телефонного звонка.

-Владимир, я хотел еще задать вопрос. Вот ваше движение «Сорок сороков», ему уже год. Сколько приблизительно людей участвует в этом движении сейчас?

 -Батюшка, ну вот, допустим, те события, которые происходили в Москве и в других городах. Это Питер, Киев, Волгоград…

 -То- есть это движение не ограничивается Москвой?

-Нет. Я хочу, чтобы вы поняли, о чем я сейчас говорю. Я говорю о том мероприятии, которое называлось «Привоз Даров волхвов».

-Да-да-да.

-Если судить по этому мероприятию, то у нас есть еще наши братья, может наше отделение есть еще и в Балашихе, мы можем об этом говорить точно. Есть отделение в Ивантеевке. Есть еще наши братья.  Это Волгоград, Владивосток, это другие города нашей страны. Это друзья наши близкие, верующие православные христиане, спортсмены, артисты.

Но вот то, что касаемо Москвы. Нас тоже просили предоставить информацию, сколько было человек с нашей стороны, я насчитал около двухсот. Именно то, что связано с дарами волхвов. Конечно, там много было наших братьев. Их родных, друзей. Всех, кого мы звали на помощь. Причем мы сами прекрасно понимали, что это трудно нам в первую очередь.

Потому что это большая честь, большая ответственность именно в осуществлении такого серьезного святого дела. Мы помогали с охраной, помогали с порядком в храме Христа Спасителя. Наши братья ездили в Киев. Напомню, что с Дарами они находились почти неделю в Киево-Печерской лавре. Потом отправились в Крым, в Волгоград. Но говорить о нескольких сотнях человек, которые были с нами, наверное, можно.

-Скажите, а воспитательная работа с молодежью? К вам приходят, наверное, люди разного возраста?

-Согласен, у нас есть пробел. Потому что мы не так много времени уделяем молодежи, подрастающему поколению. Как правило, это люди, которые тренируются у наших братьев- тренеров в секциях. Это наши родственники, дети, племянники. Вот, молодежь, наверное, только из их числа.

Но мы сейчас планируем проводить широкие встречи с молодежью, потому что понимаем, как это необходимо. Потому что, к сожалению, сейчас время подменило ценности. Сейчас, я это вижу сам, как тренер, который общается с молодежью, ценность для молодежи измеряется такими понятиями как айфон, айпад, интернет. К сожалению, сейчас это становится самым главным для молодежи.

Поэтому мы намерены работать с детьми, с молодежью, с подрастающим поколением.

 -А вот вопрос такой пришел. Что такое епитимья?

-Епитимья - это не наказание. Вот некоторые считают и серьезно ошибаются по поводу епитимьи, что это наказание. Когда человек на исповеди говорит о своих грехах, над ним читается разрешительная молитва, но при этом дается еще и епитимья. Епитимья- это подсказка, что надо делать для того, чтобы исправиться.

Ведь никакой грех он не возникает на пустом месте. Человек не может вот просто взять и начать грешить. Это как-то связано с образом жизни человека. А если, например, человек ведет неправильный образ жизни, то будут и неправильные поступки. Один монах- Афонит мне сказал, что самое ужасное состояние для монаха- это когда ему не дают никаких послушаний. Он просто не знает, что ему делать. Вот всем дают послушания, а его просто игнорируют, не дают никаких послушаний.

И это более тягостно оказывается для настоящего монаха, чем нежели какое-то тяжелое послушание, от которого, может, кто-нибудь хотел бы и уклониться.

Епитимья не является сатисфакцией за содеянный грех. Человек исповедал грех, и на исповеди снимается ответственность за грех, как за поступок. То есть на Страшном суде он не будет отвечать за это.

У католиков было такое ложное представление: да, грех с тебя снимается, но ведь ты своим грехом еще и оскорбил Бога. Поэтому ты должен принести удовлетворение, сатисфакцию. Но это неправильно. В православном понимании епитимья- это именно школа исправления. Когда человек исповедуется, мы приблизительно представляем себе какие поступки могли привести его к совершению  того или иного греха.

И мы начинаем подсказывать, что ему надо делать. Может быть, ему надо усилить молитву вечернюю, утреннюю, может, ему надо дать совет после семи часов не вкушать пищу, чтобы не было пресыщения. Или человек может получить епитимью не увлекаться каким-то зрелищными мероприятиями, которые на него воздействуют, и он не может себя контролировать. И собственно говоря, если священник не дает епитимью на исповеди, то вы вправе ее попросить.

Потому что особенно молодые священники как бы не придают значения епитимье как исправляющему средству. И человек верующий, который исповедуется в одних и тех же грехах постоянно, он просто обязан попросить епитимью. Потому что это очень тягостно, когда в течение длительного времени одни и те же грехи. Это значит, что что-то не меняется в жизни. И  вот как раз епитимья, данная священником, действительно может помочь.

Конечно, кто-то может спросить: А насколько   опытен молодой священник? Правильную епитимью он даст или нет? Как я часто говорю, есть такие слова в Писании: прими пророка во имя пророка -и получишь награду пророка. Прими праведника во имя праведника- и получишь награду праведника.

Неважно, к какому священнику ты подошел, отнесись к нему как к священнику, с молитвой подойди к нему, пройди исповедь и попроси епитимью. Ту, которую он тебе даст, постарайся исполнять, и это, конечно же, будет помогать тебе.

-Скажите, вот в этой колонии, где вы были, там есть церковь? В каком она состоянии? Или это молитвенная комната?

-Нет. Это полноценный храм. Деревянный храм. Напомню, храм святого Андрея Первозданного. Священник приезжает, и знаете, я бы хотел отметить такой момент. Мы когда приехали туда, нас встречал зам. начальника колонии по режиму. И очень тщательно интересовался, что мы привезли. Ну, он в рамках своей работы обязан это делать. Мы сказали, что это духовная литература.

И меня знаете, что поразило? Его вопрос показал, что человек воцерковлен, он понимает, о чем идет речь, и это никакой не формализм. Он спрашивал: а благословение у книг есть? А у вас вообще есть благословение? Вообще, откуда вы приехали? То- есть человек начал задавать вопросы…

-Да. Церковная дисциплина….

-Да, батюшка, да. Это, честно говоря, нас просто поразило. И он пояснил свое поведение. Вы знаете, очень много приезжает сюда сектантов. И я как человек верующий- а он действительно оказался православным христианином- я понимаю, что этого не должно быть. Увидев нашу литературу, наше благое намерение, он нас пропустил. И мы очень тепло с ним побеседовали.

-А вот я хотел спросить, кто входит в движение «Сорок сороков», и какие у вас планы на ближайшее время?

-Ну, в состав входят в первую очередь православные христиане, воцерковленные люди. Напомню что среди наших братьев активного костяка, так сказать, есть и пономари, то есть люди, которые помогают во время богослужения, алтарники.  Конечно же, может быть больше активных людей. Это известные спортсмены, чемпиона мира, Европы. Это члены сборных команд России по боксу, борьбе, каратэ.

Есть так же и люди творческие. Наш друг, идеолог, один из лидеров Андрей Кормухин, является «генератором мысли». Его сестра, известная певица Ольга Кормухина, нас постоянно поддерживает. Осуществляет помощь со своей стороны. Потом чета Аверьяновых. Семья тоже очень близкая, мы постоянно что-то делаем вместе. Он просто  ночами не спит. Еще  Дмитрий и Валентина. Это силовики, силовой экстрим наш, православные богатыри.

Люди с виду внушительных размеров, они весят 125 кг, 140 кг.                  -Я думаю, что такие люди ломают стереотип, что в церкви одни только слабаки собрались.

-Да, и в общении они ну просто лапочки. Широкой души люди, добрейшие люди…

-Русский тип богатыря.

-Да. Но человек сильный никогда не обидит слабого.

-Да.

-Человек сильный знает: он силой все доказал. Злость, скверна обычно исходит от людей с комплексами. Маленьких, загнанных. А эти люди, которые добились много в жизни, они добрые. Они стараются что-то делать во славу божию, хотят прославить имя Бога.

-А какие планы у вас связаны с Ходынским полем?

-Сейчас, я думаю, что если Бог даст, есть такая радостная информация для всех жителей Ходынского поля, для общины. Напомню, что она больше десяти лет существует на этом поле, ждет храма. Напомню, что храм там был, его взорвали. Священник был расстрелян и причислен к лику святых. Страшные вещи, но я все-таки надеюсь, и дай Бог, чтобы все получилось. В скором времени ожидается закладка камня на Ходынском поле.

Информация, я думаю, появится в интернете, но я думаю, что это состоится 12 июня, в День независимости России. Очень памятная дата, очень насыщенная смыслом. И в этот день планируется закладка камня в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского нашего и в год присоединения Крыма к России.

Вот это мероприятие, у меня есть такая информация, посетит первое лицо нашего государства.

-Дай Бог, чтобы это было.

-И у нас есть вопрос. Есть ли мужской и женский нательный крест? Какие различия?

-Вы знаете друзья, действительно на Руси были крест мужской и крест женский. Эта традиция насколько я знаю, сейчас сохраняется у старообрядцев и у наших единоверцев. Единоверие- это люди, которые придерживаются старого обряда и находятся в подчинении у нашего Патриарха. Как отличить? Мужской крест абсолютно квадратной формы и более увесистый. У него размер отличается от женского. А женский имеет такую же форму, но по краям идет орнамент, типа украшения. То- есть не получается абсолютно квадратная форма. Такие как бы лучики отходят от центра этого креста.

И в старину именно так определялось, это мужской крест, это женский крест. Я не знаю, завод в Софрино владеет такой информацией или нет, связанной со старинными традициями, но в принципе это вопрос непраздный. Если выбирается крест с традицией  древней Руси, то тогда  были детские кресты. Они были маленькие, но форма сохранялась. Мальчик имел квадратный крест,  не абсолютно квадратный. Там три лучика одинаковой правильной формы, и нижний чуть побольше, чем верхний. А у девочек опять же он меньшего размера, чем у мальчиков, и опять же там такие лучики, исходящие от центра. Это была на Руси традиция именно женского креста.

Я думаю, что наши предки серьезно относились к таким вопросам, потому что в Священном писании    сказано, что в одежде должны быть отличия между мужчиной и женщиной. И проклят тот мужчина, который одевает женскую одежду, сказано в Моисеевом законе. И проклята женщина, которая одевает мужскую одежду.

Хотя как я однажды объяснял в древности, в те времена, когда Бог дал такие заповеди, внешне одежда мало чем отличалась. Разве что каким-то орнаментом.

-Господь, батюшка, говорил о нашем времени, когда сейчас такое происходит.

-Да, сейчас это происходит, конечно. Эта заповедь реально нарушается. И люди действительно могут оказаться под проклятием, когда женщина будет ходить в мужской одежде или наоборот. Но в любом случае закон никто не отменял. И дресс-код должен существовать. Внешний вид человека должен выражать, если не состояние его, то некую принадлежность.

Мужчина должен выглядеть как мужчина, а женщина как женщина. И если мы начинаем воспитывать так с ранних лет, когда мальчик понимает, что он мальчик, а девочка понимает что она девочка, тогда все нормально. А сейчас все мы знаем, какова система так называемого сексуального воспитания на западе.

-Помолимся о здравии.  И о упокоении новопреставленной монахини Сергии. Царствие ей небесное, этой удивительной труженице. Пусть Господь ее благословит в небесных обителях.

-А так же помолимся еще раз о заключенных Можайской воспитательной колонии:  о здравии Николая, Артемия, Артемия, Игоря, Рустика, Артемия, Александра, Кирилла, Ильи, Александра.

-Я думаю, все осенили себя крестным знамением.

-И как всегда я спрашиваю ваших молитв за себя, за то служение Слову, евхаристии, которую я совершаю.

-Храни вас всех Господь! 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+