01.12.2025 12:05:11

Уважаемые радиослушатели, 14 ноября 2025 года, на 89-м году жизни, после долгой болезни, причастившись к Святых Христовых Тайн, отошел ко Господу старейший духовник Московской епархии, почетный настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулова, схиархимандрит Михаил (Кречетов), более известный всем как протоиерей Валериан. 22 ноября исполняется 9 дней со дня кончины нашего дорогого и любимого батюшки. Предлагаем вашему вниманию передачу из архивов радиостанции «Радонеж» с участием протоиерея Валериана, записанную в 2014 году в преддверии Великого Поста.
Приветствуем вас, наши дорогие радиослушатели «Радонежа». Сегодня с нами будет, дорогой наш батюшка, протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма покрова Божией Матери, что в селе Акулова. Ведет передачу Екатерина Краснобаева.
Вопрос: - Батюшка, почему так бывает? Ждешь, ждешь Великого Поста, ждешь как праздника. Вот Великий Пост наступает, думаешь, я постом наверстаю все. И в храм буду ходить более усердно, буду читать и каноны, и... И псалтирь каждый день, буду и сугубо поститься, и со всеми помирюсь. Но вот уже прошел пост, у многих спрашиваешь, и говорят, ничего не успел, как-то пролетел пост, как одно мгновение, и никаких даров никто не принес. Почему так? И каждый раз все сначала?
отец Валериан: - Ну, во-первых, жизнь дается один раз человеку. И прожить ее нужно так, как Господь учит. Это истина, которая святыми отцами все время нам напоминается и в богослужебных текстах, и в их творениях. А мешает этому враг рода человеческого – дьявол. Все просто. Родственник лукавого приобретением ставит отвлечь человека от главного и не дать ему совершить хоть что-то благое. Поэтому одним из главных критериев истинно-духовного делания является то, что ему что-то должно мешать. Все дела, делаемые ради Господа, смешаны со скорбями, трудностями, препятствиями. Есть изречение, святых отцов, если какое-то дело сделано, а никаких искушений не было, то оно Богу, видимо, не угодно. Вот об этом мы часто забываем. Нас враг уловляет каждый день, каждый час, каждую минуту пытается уловить, чтобы запутать и отвезти от истинного пути. Тем более его война идет великим постом и вообще постами. Почему? Ну, это вы знаете. Потому что пост – оружие против него. Сей род побеждается только молитвой и постом. Чем замечателен Великий пост? Прежде всего, тем, что во все остальные посты круглый год в среду и пятницу богослужение практически остаётся обычным. Оно все, конечно, пронизано покаянным чувством, но особого строя, именно постного, нет. Традиция иная у нас уже почти утрачена. Не почти, а точно совсем. Рождественский пост, тоже Господский, и полагается читать молитву Ефрема Сирина. В некоторые дни после «Аллилуйя» читается эта молитва. У нас она теперь осталась только Великим Постом. И вообще, обратите внимание, Великий Пост – время особо благоприятное. Он пронизывает все. И напевы более тихие, смиренные, и ризы темные, черные даже. Хотя вообще черные ризы не присущи были православному облачению. Черные облачения имели только монахи, для которых основной подвиг был покаяние. Как мне сказал один архимандрит в Греции, что Афон – не место жительства святых, а место кающихся грешников. Поэтому для духовенства облачения следовали темных тонов, но не черных. Черные ризы одевались только на Страстной Седмице, в Великую Пятницу, в Великий Четверг, не говоря уже о Великом каноне Андрея Критского, о других всех подготовительных днях, о самих днях поста, когда все пронизано именно особенно покаянием. То есть это время благоприятное, понимаете? Враг рода человеческого все время мешает человеку на путях спасения, а тут особенно ополчается. Если человек начинает каяться и исправляет свою жизнь, значит, насмарку вся его работа. А святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что диавол лютой ненавистью ненавидит священников, потому что они виновники покаяния. В свое время мне сказал один архимандрит: никогда не ездить в посты никуда, потому что враг старается в обстоятельствах этих как-то повредить. Разбиваются люди, что-то такое. Он старается уловить. Нужно быть внимательным особенно во время такой борьбы. Чтобы это время пропало для человека, враг и старается. Отводит, так что человек говорит, мол, это потом, это потом, не сейчас. Я потом буду ходить в церковь, потом буду поститься, потом буду молиться, потом. А этого «потом» может не оказаться, потому что жизнь-то может прекратиться в любой момент. Очень просто. Но прежде всего лукавый старается помешать покаянию во всей жизни, а особенно Великим Постом, потому что там особые условия. Весь строй богослужения, содержание, напевы, облачение, и все это. И все единодушие. И не один-два дня, а семь недель. Для того, чтобы что-то как-то закрепилось, нужно время.
Вопрос: - Заметила, что, если я кому-то сделаю либо наставление, либо какое-то замечание, весьма вскоре сама глубоко согрешаю. Как мне быть? Может, совсем не стоит никогда никому ничего говорить?
отец Валериан: - Что касается поучения и наставления – тут непростой момент. Я где-то прочитал хорошее изречение: кто не поставлен учить и учит, тот оскорбляет величие Божие. Лезть с поучениями, если ты на это не поставлен, опасно. Священник поставлен на это, ему дана особая благодать, он находится под покровом благодати Божией, его Господь защищает особенно. А когда человек простой начинает вступать в схватку, то тут уже враг начинает нападать. Это совершенно точно. Больше того, даже есть высказывание мирское, потому что люди сами заметили эту закономерность: не сделаешь, говорят, добра – не получишь зла. Когда человек что-то делает доброе, старается другого наставить, то враг рода человеческого старается этому помешать или напасть на того, кому говорится или кто говорит. И туда, и туда. Человек сделал, а получил неприятность. Ага! Не делай, не делай! Зачем тебе неприятности? Больше того, есть такой момент очень важный и очень серьезный: через покаяние, раскаиваясь в каких-то грехах, мы благодатью Божией можем это изгладить. Господь принимает покаяние, а грехи изглаждаются. Не все задумываются над тем, что сила раскаяния абсолютная. Если раскаиваешься в зле, Господь простит зло. А если раскаиваешься в добре – пропадает добро. Это знали еще древние. Во всяком народе творящий угодное Богу приятен Ему. Людям, стремящимся к истине, Господь открывал. Есть древнее излечение: сделал кому добро – забудь. А если тебе кто сделал добро – запомни. Когда же мы учим, важно помнить, что обличать нужно с кротостью. Если мы стараемся наставить, с какой причины? Раздражает нас то, что делает другой? Если видишь недостаток другого, и он тебя раздражает, и тебе хочется исправить, но ты сам погрешаешь – погрешностью погрешность не исправишь. Она исправляется кротостью. Поэтому апостол и говорит обличать с кротостью, да не искушен будешь. Когда человек что-то делает, жди уже, будь осторожен, на тебя начнут нападать. Если ты учишь с чувством осуждения, то есть опасность. Что же человек делает так!? Ну, я его наставлю. А наставить не так и просто. И сам этот вопрос возмущенный – уже осуждение. А за осуждение человек попадает в то, в чем осуждает другого. Это закон. Чему посмеешься, тому послужишь. Если в нас что-то нехорошее есть, но мы еще не согрешили, то лишь потому что обстоятельств не было. Страсть, живущая в нас только ждёт случая. Поэтому и сказано, что ты видишь сучок, а у тебя бревно. Сучок – это сучок, ветка, а бревно – это ствол, а ствол – это страсть. Мы же определяем дерево чаще по листьям, по сучьям. Духовные отцы и по коре определяли, что за страсть. Как говорил святой Николай Сербский, что видимый мир есть символ невидимого. Почему Господь говорил притчами, приводя примеры смоковниц, зерна, семени плевелов, пшеницы? Потому что это как раз то, от чего можно поучиться. Поэтому учить вообще – очень высокое служение. Да ещё нужно дар к этому иметь. Иначе другого ты не научишь, да и сам как бы не повредился. Поэтому сказано: первые – апостолы, второе – пророки, третьи – учители. В этой иерархии учителя стоят на третьем месте. Поэтому кто берется учить, конечно, нужно прежде всего «врачу, исцелися сам». А святые отцы говорят, что учить не от себя лучше.
Вопрос: - Все бабы обрючились немножко, конечно, грубо. В знак протеста решил ходить в юбке. Мои друзья тоже хотят попробовать. Благословите.
отец Валериан: - Вы знаете, я бы не советовал таким способом исправлять это. Во-первых, нужно вспомнить подробность, которую немногие знают. Появилось у нас когда-то то, что именуется «эмансипация женщин». Это термин древнего римского права. Изначально – это выход детей из-под воли родителей. Как у нас, к несчастью, часто бывает, дети перестают слушать родителей. Вот в древнем римском праве это называлось «эмансипация». В древнем мире дело заключалась в том, что отец должен был продать сына трижды, тогда он считался эмансипированным, а дочь продавалась один раз. Есть нюанс, который теперь-то забыли, конечно. Когда сын становился эмансипированным, то лишался всех привилегий своего отца и наследства. У нас как раз сохраняют все привилегии и наследства, но не слушаются родителей. Вот разница в эмансипации древней и современной. Кстати, из эмансипированных детей пополнялись ряды пролетариата. Так написано там. Это движение было зарублено еще в Риме, а голову подняло в Средневековье, когда появилась эмансипация женщин, то есть выход женщин из-под воли мужа. Предводители этого движения заставляли своих последовательниц ходить в брюках. Это как раз началось в Париже. Французский конвент зарубил это немыслимое движение. Что это такое – женщина в портках!? И движение было забито до 20 века. А теперь эмансипированные – пожалуйста. Самое непонятное, когда приносят покойницу-старуху в брюках. Подобное я видел уже своими собственными глазами. Удобнее одевать, что ли, не знаю, какая причина тут. Или на том свете тоже нужно в брюках. Это уже объяснить я не могу. Но это факт.
Вопрос: - Моя дочка много лет занимается йогой. Как ее убедить, чтобы она в храм ходила, православие приняла, крещеная она.
отец Валериан: - Йога – понятие очень такое, как говорится, расплывчатое. Хатха-йога, агни-йога… Духовные практики. А есть физическая йога – упражнения, которые рассчитаны или на дыхание, или на статику. То есть, вот статическое упражнение в одном положении. В сущности, упражнения статические есть везде. Наше богослужение – это статическое упражнение с точки зрения физиологии. Стоят, стоят. Некоторые спортсмены приходят, а стоять в церкви не могут совсем. Физическое упражнение – поклон, земной поклон, работают все мышцы, позвоночник, дыхание. Но тут есть большая разница, потому что при наших поклонах творят молитву Иисусу, а там «ом, ум, ум, хум» - какие-то звуки, в которые вкладывают что-то. Буддизм вообще по своей сути – атеизм, потому что не признает Бога. Это безбожие. Человек старается достигнуть состояния Бога, стать как бы Богом. Первые люди на это же попались. Если говорить о вероисповеданиях, вопрос очень серьезный. Авторитет здесь – их гуру так называемые, наставники. Вместо кого они? Вместо святых отцов. Для меня это просто. А как убедить человека? Говорить можно, но человек может согласиться или не согласиться, это зависит от него. Поэтому нужно молиться прежде всего. Для людей истории своей страны, своего народа, все эти чудеса, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, и множество других святых, оптинские старцы – все для них ничего не значат. А какой-то там гуру… вот у него вся полнота. Хотя, по-моему, это даже слишком это наивно.
Е. Краснобаева: - Вчера, батюшка, отец диакон выступал по «Радонежу», и говорил, что по исследованию в Индии, последователи йоги оказались наиболее больными, практически даже неизлечимыми, наиболее страдающими от болезней и недолгожители. Это в самой Индии настоящие йоги. Уж куда же нам, которые совершенно в другом климате живут?
отец Валериан: - Понимаете, в чем дело? Если говорить о физических вещах, не всякому можно заниматься, допустим, бегом, не всякому поднятием тяжестей. Всякая физиология все равно имеет какое-то узкое применение. Практически нет универсальных вещей. Вся беда в том, что к этому всему приклеивается духовная сторона. И тут начинается… Все это, конечно, очень затуманивает сознание.
Вопрос:- Батюшка, кланяюсь вам низко и благодарю. Мы с сыном моим были у вас некоторое время тому назад. Маша Кречетова нас к вам благословила. Умоляю вас, батюшка, научите меня, как молиться о сыне моем. Он верующий. Но такие искушения сейчас, такие искушения в пост, ну просто сил нет. Я молюсь за вас все эти годы и благодарю за все. Нет сил никаких.
отец Валериан: - Видите, в чем дело. Вы правильно делаете, что молитесь, и молиться нужно. Блаженная Моника 20 лет молилась так, что ослепла от слез. Амвросий Медиоланский сказал, не может быть, чтобы дитя стольких молитв погибло. Поэтому тут одно только: набраться терпения, и учиться не мешать воле Божией. Молиться и чувствовать, как Господь ведет его. Человек начинает понемногу теплеть, а мы наваливаемся и сбиваем. Нужно чутко прислушиваться, помнить, что не мы что-то делаем, а Господь спасает. А постом такое ожесточение – так ведь враг особенно нападает в эти дни…
Вопрос: - Я по поводу замечаний и поучений. Иногда видишь, что дети себя скверно ведут или скверно говорят. У меня была ситуация: девочкам, которые скверно говорили, я сделала замечание. В какой форме, я уже забыла, резко или мягко. На следующий день я ее встретила уже на платформе, она подошла ко мне и стала просить у меня прощения за свое скверное поведение. Она испугалась, что я маме скажу. Мол, простите, Вы были правы. Я, конечно, опешила. Я-то давно простила, самое главное, что она это поняла, и у Бога просила прощения. И я так поняла, что детям все-таки нужно делать замечания?
отец Валериан: - Вы совершенно правы. Кстати, это беда нашего времени: когда посторонние делают замечания детям, родители начинают защищать детей и даже раздражаться, что ребенка учит чужой. А все наоборот! С точностью да наоборот! Господь еще сказал, что не бывает пророка без чести, только в отечестве своем. Для своих домашних быть пророком труднее всего. Беда современная, что мы небрежны и не обращаем внимания на детей других. Замечание очень хорошо сказать, главное, чтобы родители не начали оправдывать ребенка. На самом деле, конечно, это укор самим родителям, потому что они не воспитали своих детей. Это очень хорошо, но говорить лучше как-то с любовью – точно совершенно. Как сказал одесский преподобный, доброе слово и зло может сделать добрым, а злое слово и доброе может сделать злым.
Вопрос: - Батюшка, спасибо Вам огромное за проповеди, беседы, которые во славу Божию ведете. Мы с дочкой 10 лет на молитвах стоим вместе. Когда я работаю сутками, а работа в службе безопасности, бывает, что меня дома нет. Я её прошу хоть до Отче Наш помолиться, сложного нет. Мы и Евангелие с ней читаем вдвоем. А бывает, что она опускает молитвы и утренние, и вечерние. Как дозировать ребенку правило, чтобы и в церковь ходил. А то жена моя говорит, что я прям наседаю на них.
отец Валериан: - В какой-то мере она верно говорит, нужно быть менее назойливым. Если все время повторять одно и то же… С другой стороны, нужно все время помнить, что прежде всего все совершает Господь. Именно через это нужно смотреть на все, что совершается. Господь слово сравнивает с семенем. Семя ведь не сажают, когда попало и куда попало. Нужно принести, посадить, удобрить, и нужно искать времени подходящего. У меня есть скромный опыт, потому что у меня 7 человек детей и 34 внука пока что. Так вот, из этого опыта я могу сказать, что нужно говорить не так часто, и в подходящий момент. Я приходил иногда, дети дерутся, мальчишек пятеро ведь. Одним словом, есть моменты, когда говорить почти бесполезно. Их нужно только разнимать. А вот когда это пройдет немножечко, когда они лежат перед сном, тогда им можно слушать. Помню, прихожу, они лежат по кроваткам, а я говорю, вот видите, вот вы лежите, и игрушки лежат. И спокойно. А чего сегодня дрались? Почему? Я говорю, отнять – силы нужны, а уступить – смирение. Вот так. В другой день схватились снова, а я им: у кого есть смирение-то? Раз, и опустили двое. Другой раз один отпустил, довольный, а второй ему – а у меня смирение. А вещь им чаще не нужна, просто отнять. Иногда надо просто потерпеть, а им не хочется. То просто устанут, а враг нападает. Поговоришь в нужный момент, смотришь и наладится с Божьей помощью.
Вопрос: - Мой отец постоянно врет. Если во лжи его ловлю, он злится. Считается ли грехом ложь?
отец Валериан: - Если Вы читали Евангелие, то там прямо сказано: дьявол есть лжец, и отец лжи. Как может не считаться грехом такое состояние человека? Но нужно помнить, что кроме этого еще есть и Священное Писание, которое говорит не обличать безумного, чтобы не возненавидел тебя. Обличение нечестивого – рана ему. Когда человека во лжи обличают, то он становится врагом того, кто его обличает. Об это говорится в Священном Писании. Своей жизнью нас порочит, что мы неподобное творим. Поэтому неудобен нам есть. Убьем его. Так это и в жизни есть. В обществе часто бывает, когда человек живет порядочно, то его стараются извратить или вывести из этого состояния. в детстве даже иногда заводят кого-нибудь, чтобы он раздражился. Поэтому обличать нужно с кротостью все-таки. А если это дает отрицательный результат, может вовсе и не стоит. Кто-то из святых, когда говорил, то жалел, что что-то сказал, а когда молчал, никогда не жалел.
Вопрос: - Я часто работаю ночами, хотел бы узнать, а утром, когда я прихожу с работы, утренние молитвы читать, наверное, неправильно. И вечером, после того, как я высплюсь днем, вечерние молитвы тоже читать не совсем подходит. Что бы Вы посоветовали? Спасибо.
отец Валериан: - Вечерние и утренние молитвы – это богословение на дом, на день, а вечерние молитвы – богословение на ночь. Поэтому даже если и не спишь, ночью можно вечернюю можно прочитать. Если ты пришел со смены, утро наступило, а ты можешь потом лечь спать, то лучше утреннюю молитву прочитать. Я думаю, это будет богословение на день, потому что не весь же день будешь спать. И не всю ночь. А в молитвах просят, чтобы Господь нас оградил, ангела-хранителя просят, чтобы оградил. Очень хорошо. Нужно молиться. А уж как там кто спит, кто не спит, кто больше или меньше. На Афоне вообще очень мало спят. Там утренние молитвы читают в 2 часа ночи. Потому что полунощница начинается.
Вопрос: - Дело в том, что мой брат родной, которому уже 51 год, семь раз уже лежал в психиатрической больнице. И я брал такое дерзновение, это еще в 2002 было первый раз, молиться о его выздоровлении. Невозможно было вылечить в такой больнице, мне академики сказали. Вот, я приехал к отцу Николаю Гурьянову, задал этот вопрос в записке. Выздоровеет ли брат Георгий? Просил молиться. В ответ получил благословение отвезти его к Тихону Задонскому. Терпели этот крест, но к Тихону Задонскому я его повез. Батюшка же благословил. И с Вами мы встречались, Вы мне давали совет. В итоге я разбиваюсь на машине чуть ли не насмерть – свозил брата. Но он как болел, так и болеет. Уже сколько времени прошло. Я до сих пор измучен с вопросом, что имел в виду батюшка. Смириться и не молиться об этом? Сейчас умерла мама моя, он один остался, за ним уход нужен. А я один… Вот прошу помолиться.
отец Валериан: - Помоги вам, Господи. Дело все в том, что молиться, как апостол сказал, нужно друг за друга, «да исцелеете». То есть нам заповедно друг о друге молиться. А вот почему Господь не исполняет так, как мы просим, или то, что мы просим, – это Его святая воля, потому что ведь человек выздоровеет, а как дальше он будет жить? Вот сейчас он в таких условиях… психические заболевания – явление очень сложное. Бывает, человек психически нездоров, а духовно он может быть еще и не в таком плачевном состоянии, как иногда здоровый психически человек бывает, а состояние духовное печальное. Я когда-то был знаком с Дмитрием Евгеньевичем Мелиховым, профессором психиатрии. Целую плеяду психиатров воспитал. Был очень глубокий, верующий человек. Он сказал, бывают психически нездоровые, но духовно здоровые. Бывают телесно больные, но духовно и психически здоровые, как блаженная Матронушка. Тут все переплетается. Батюшки говорят с тем, чтобы человек потрудился как-то, возложил надежду на Бога. Когда человек занят, молится как-то, то у него меньше всякого другого... Как кто-то очень хорошо сказал, что когда его болезнь какая-то вдруг его оставляет, он как будто что-то потерял. А эта болезнь не своя, не личная, а другого человека, она, может, человека держит в таком состоянии, чтобы человек все время обращался к Богу. А кого Господь благословляет, тому посылает непрестанные скорби. Господь таким путем ведет по этому пути, потому что главное, куда потом пойдем, а мы хотим, чтобы здесь достигнуть. Даже иногда Господь дарование не дает, потому что человек без смирения может их не сохранить и даже повредиться. Поэтому это пути промысла Божия.
Вопрос: - Почему во время поста акафисты святым не читаются? Почему я читаю каждый вечер Псалтири с поминанием на славах? И почему с Великой Среды перестаём читать Псалтирь? Хотя есть сноска, святитель Василий говорил, чтоб ни на один день не прекращать чтение Псалтири.
отец Валериан: - Во-первых, почему акафисты не читаются? Акафист это по-своему, по своей сути, – прославление, радость. Акафист это прославление – радуйся, радуйся, радуйся. А пост – время смирения, скорби, так сказать, сокрушения. Поэтому акафисты не в духе поста. Читаются иногда Страстям. Но это уже тоже, так сказать, особо. Что касается Псалтири, то она читается весь пост дважды в неделю. Целиком должна прочитываться. Страстная седмица – дело еще более особенное. Дни самые главные, последние дни Спасителя. Потом страдание, крестная смерть и воскресенье. В дни Пасхи, которая есть радость, Псалтирь отлагается. В самой Псалтири – Ветхий Завет все-таки. Здесь первообразы, и тогда прообразы отходят в тень. Когда же Солнце светит, то все остальное, даже светильники, уже не даёт того света.
Вопрос: - Как преодолеть расслабленность? Нужно хоть что-то делать, понуждать себя, даже если ничего не хочешь?
отец Валериан: - Есть мнение: как я буду молиться, когда рассеянно молюсь? Но откуда ты думаешь, откуда знаешь – может, эта молитва более Богу угодна, когда ты ничего не чувствуешь, а все-таки молишься хоть как-то. Это не значит, что это нужно делать небрежно, ни в коем случае. Но нужно как-то стараться. Вот когда ребенок карабкается, и ни с места, на него жалко смотреть, но он делает все равно. Одну мать спросила ее дочь. «Мам, кого ты больше любишь?» «Того, кому труднее». И Господь может больше жалеть того, кто старается, пытается. Никогда не нужно полностью ничего оставлять. Хоть «Господь помилуй», хоть вздохни только «Господи». А первый вздохнешь раз, смотри, вот второй вздох, и уж трещина. И тогда пойдет дальше.
Вопрос: - История нашей страны, русского народа героическая. Столько не вынес никакой народ, сколько смог русский пережить, вынести, восстать, потому что потеряли все. Никакой народ не получил в истории такого же. Сейчас у нас многие страдают: безверие, расслабленность, страсти ужасные, алкоголизм. Сколько выносят из наших людей – ужас. Скажите, пожалуйста, повлияла ли на духовное состояние людей гражданская война, бывшая после революции? Может ли обернуться еще худшим бедствием война гражданская, в которую может быть втянут один и тот же народ, только разделенный на части политиками, границами. Будто всё к этому движется. Не дай Бог, чтобы случилось им оказаться по разные стороны на войне. Если случится, то не является ли это предзнаменованием конца всего мира?
отец Валериан: - Я, конечно, не пророк. Случится-не случится – никак не могу ничего сказать. Даров прозорливости, не говоря уже о пророческих, нет. Единственное, вспоминаю своего старца, отца Сергия Орлова, которому Господь сказал, что служить ему четыре с половиной года… А был батюшка 1890 года рождения. В те времена не было вот 11 этой войны, так сказать, межуособной, но на Церковь шел такой прессинг, что трудно было представить, что что-то еще будет. Батюшка же говорил, что никто знает, у Бога столько средств: так все повернёт… Заснем при одной власти, проснемся при другой. Что происходит в истории, мы уже знаем, бывало такое. Была такая поэма Алексея Толстого «Богатырь». Почитайте, узнаете там времена. Но это был 19 век. С тех пор много прошло. Россия переболела этой заразой безбожия. В какой-то мере, естественно, не все, как и всякие эпидемии не всех косят. В настоящий момент, слава Богу, есть некое пробуждение. Говорят, модно. Ну, если бы сейчас пошла мода слушать родителей и честно трудиться, то я за такую моду. Поэтому думаю, это не просто это мода, а какое действительно движение внутреннее, потому что это не так просто. Сколько это продлится? Как отец Сергей говорил, может сто лет. Из них уже сорок с лишним прошло.
Вопрос: - Мне за 70. Хочу спросить, как мне спастись? Я сейчас ничего не вижу второй год после автомобильной катастрофы, ничего не читаю. Слушаю Вас и плачу. Я любила очень Псалтырь читать, и читала. Сейчас только если включить магнитофон или просить кого-то. А я всех сейчас раздражаю: то пролью, то разобью. Было много друзей, приятелей. Теперь вообще одна.
отец Валериан: - Первое: для всех есть непрестанная Иисусова молитва. Кстати, есть правило, которое, я думаю, может быть, нужно опубликовать как-то. Можно ведь Иисусовой молитвой как бы заменить молитвенное правило, когда нет возможности прочитать вечернюю, полуночницу, утреню, изобразительные, часы, Псалтирь. По четкам можно спокойно исполнять полный суточный богослужебный круг. Молиться всегда можно. Помоги вам, Господи, конечно, но две Матрёнушки прославленные, Московская и Анемнясевская обе были слепые. Поэтому слепота в современной жизни просто отучает от всего, что видит зрячий. А что они по большей части видят? Рекламы всевозможные, да что только не видят. Слышать-то Вы все-таки слышите, поэтому старайтесь всю эту суету меньше слушать, а больше молиться, потому что от наших всех «знаний» да последних известий много не имеется. Думаю, что нужно всегда непрестанно молиться, за все благодарить. Апостольские назидания: молиться!
Вопрос: - Что такое исповедь, а что покаяние? Как так происходит: исповедуешь грех, и все время опять в этот же грех и впадаешь? У Вас столько книг, наверное, все это можно там прочитать и утешиться. Опять же, вот вспоминаешь всякий раз Сысоя Великого. Лицо его просияло перед кончиной, так что братья не могла на него смотреть. А он плакал. Его спрашивали, что же ты, отче, плачешь? Он говорил, что не знает, положил ли начало своему покаянию, а как же нам-то быть таким грешным? И вот очень много вопросов про исповедь и про покаяние. Можно ли в этой книге найти ответы?
отец Валериан: - Покаяние заключается именно в плодах. Рассказать о своих делах могут и бесы, но исправиться – не исправляются. Первое необходимое условие исправления – осознание своей греховности. Не просто, что наделал, а что сделал плохо. Иногда люди не сознают свои преступления, считают себя чуть ли не правыми и не думают исправиться. Покаяние именно в том исключается. Оно отличается от простого причисления грехов. И помощь Божия необходима, потому что своими силами от грехов не избавишься.


Добавить комментарий