01.12.2025 11:53:57

Добрый вечер, дорогие радиослушатели, добрый вечер, друзья радио «Радонеж». У микрофона протоиерей Михаил Дудко, настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудниково и настоятель храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, что в Китай-городе. 12.11.2025
отец Михаил: - Приветствую всех! Поговорим сегодня о молитве. Молитва бывает разная и по месту, и по способу совершения, по цели. Если речь идёт о месте, то мы знаем, что на всяком месте владычество Его. Господь дает нам возможность помолиться Ему везде, где только это будет для нас удобно. Господь слышит независимо от того, где человек находится, слово, обращённое к Богу. Но все-таки каждый знает, что в первую очередь молитва в храме ценится более всего. По одной простой причине: молитва в храме особенная не только потому, что там совершается бескровная Жертва не только потому, что мы служим Божественную Литургию, таинства совершаем, но еще и потому, что мы приходим в храм и выделяем специально время для этой молитвы. И если уж мы пришли в храм, то обретаем там очень много чего. Множество икон, которые смотрят на нас со стен, с иконостаса, пение хора, друзей, братьев, сестёр по православной вере, которые здесь же собрались в храм, а молитва общая, как известно, более сильная: где двое или трое собираются во имя Господне, Сам Господь говорит, и «Я посреди них». Это очень важно. Каждый из нас знает, что постоять в храме час, помолиться во время литургии значительно легче, чем тот же час выделить на молитву дома. Поэтому в храме, конечно, молитва особенная. Однако, молитва творится и дома. Совершаются молитвы и в дороге, некоторые даже ставят записи с молитвами или утренними, или вечерними, или даже молитвами к Причастию. Слушают молитвы в наушниках, еще как-то, чтобы никому не мешать, – тоже бывает на пользу. Везде, где только это возможно, молитва совершается. Молитва благодарения Богу – самая большая молитва благодарения Богу – Божественная Евхаристия, что и означает как раз «благодарение». Молитвы просительные, молитвы-славословия – всё это типы и роды молитв. Перед каждым из нас встает вопрос: какова мера этой молитвы, насколько эта мера к нам применима. Мы все хорошо знаем изречение апостола Павла, который говорит о том, что молиться надо непрестанно. Что значит непрестанно? Значит, не переставая. Когда мы соразмеряем свою меру молитвы, свою практику молитвы с данной нам мерой, бесконечной фактически, то отчетливо чувствуем свое не только недостоинство, но и немощь, так как не можем исполнять все, как положено, как нужно. У кого нам учиться молитве? У кого, если не у святых подвижников, которые прилежали в особенности молитвы? В первую очередь монашествующих, потому что они особое внимание молитве уделяют. Те монашествующие, которые удаляются от мира, делают это не просто так, чтобы невозбранно молиться Богу, и ради этого они и удаляются от мира. Не во избежание соблазнов, хотя и это есть, но в первую очередь для того, чтобы иметь время, силы, неразвлекаемый помысл и быть в общении с Богом, то есть молиться. У монашествующих очень много всякого рода советов, которые они дают и нам, мирским людям, то есть тем, которые живут в миру. А в особенности это касается опыта затворников, то есть тех, кто совсем удался от мира и даже от общежития. Совершенные затворники, пустынники, отшельники, которых сейчас очень немного. Из последнего времени мы, конечно, знаем в первую очередь святителя Феофана, которого так и называют Затворником Вышенским. Он очень много рассказал нам о практике молитвы. Кое-что мне бы хотелось зачитать. Особенность того, что я вам сейчас расскажу, в том, что Феофан Затворник советует не монашествующим, а мирянам, то есть тем, кто живет в миру, но все-таки имеет некоторое прилежание к молитве. Вот какие советы он дает. Эти советы содержатся в письме номер 763. Видите, сколько он всего написал, сколько писем, сколько трудился, даже будучи в затворе. Он пишет о руководственных указаниях к благоговейно-молитвенному чтению правила. Сразу стоит отметить, что правило подразумевает систематичность, конечно, в первую очередь, и молитву, которую творить надо в благоговении. Благоговейно-молитвенное чтение правила.
«Руководственныя указания к благоговейно–молитвенному чтению правила
Собираетесь вычитывать правило… Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение: чтобы это получалось,
1) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… близко к тому. В древности все читаемыя молитвы брались из псалмов.
Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь…
Рецепт, казалось бы, такой простой. Мы все знаем, что торопиться-то не надо. Мы все знаем, как читают в хороших храмах, близко к монашескому деланию, действительно читают нараспев как бы. Вот так же надо читать и нам тоже. Нараспев, значит, не особо торопиться.
2) Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемаго воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.
Не только смысл надо постигать, не только логикой брать, не только вникать в каждое слово, но вникать и в какую-то эмоцию. Есть такое слово, сегодня оно часто употребляется – «эмоциональный интеллект». Вроде противоречивое сочетание, казалось бы? Эмоцию мы привыкли отделять от рацио, от размышлений, от логики. А тут соединяются эмоциональность и интеллект. Вижу, что святитель Феофан Затворник предвосхитил этот термин. Он говорит о том, что не только во всякое слово вникайте, и не мысль только читаемо воспроизводите, но и чувство, соответственно, возбуждайте. Поэтому, если благодарим Господа, то надо действительно всей душой, всем сердцем своим, всеми своими, если можно так выразиться, эмоциями, эмоциональным своим составом, тоже то чувство, которое заложено в эти слова, тоже, как пишет Феофан Затворник, возбуждать.
3) Чтоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь, что сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…
Ну вот что это значит? Это значит очень простую вещь. Если вы читаете свое правило молитвенное вечером, например, 20 минут, то и положите это время употребить на молитву. Соответственно, если вы читаете очень и очень неспешно, вникая и в смысл, и в настроение каждого слова, то, конечно, вы будете читать гораздо медленнее, чем обычно. И поэтому молитва эта может затянуться. Феофан Затворник в этом случае советует определить время обычное ваше. И сколько успели, столько успели. А остальное не надо.
4) Положив это, на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…
То есть вот читаете вы 20 минут, и вроде бы положили, что да, слишком много не будем, но в это время посматривайте, а не закончилось ли это время. Не надо этого делать, а просто про себя, когда время придет это 20-минутное, внутри счетчик какой-то сработает. И вот должен вам сказать, что как правило, этот счетчик, при условии, конечно, хорошей деятельной молитвы, не срабатывает. То есть человек молится и с охотой молится дольше, чем даже он обычно привык рассеянно молиться.
5) Чтоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которыя входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.
Надо знать, о чем молитвы, и заранее уже быть готовым к тому, чтобы эти молитвы совершать.
6) Никогда не читайте без перерыва молитвы… а всегда перерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правильце — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвеннаго… Если иногда, какое чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте… так до самаго конца положеннаго времени. Молитвы творите не утром только и вечером, а и днем почасту кладите по несколько поклонов без установлений на то часов. Означенное в 5–м и 6–м пункте сделайте предварительно для одних утренних и наночных молитв. Может быть, больше их и не окажется нужным читать другое что».
Если молитва захватила сердце, не надо торопиться, остановитесь с этим чувством, кладите поклоны, а чтение, говорит святитель, даже бросьте. И с этим чувством и оставайтесь до какого времени? До конца вот этого положенного вами времени. 20 минут, значит 20 минут. Больше, значит больше. Даже и меньше, видимо, можно. Но вот то, о чем говорит святитель Феофан Затворник, сделайте это предварительно для одних только утренних и вечерних молитв. Может быть, больше и не окажется нужным читать другое что. Хватит и утренних, и вечерних молитв в том случае, если мы подходим к этим молитвам так, как нужно.
Вот эти краткие советы, которые я только что вам зачитал из творений нашего великого подвижника Феофана Затворника, который предлежал молитве и, конечно, знает, о чем пишет, опытно знает. Это, конечно, для каждого из нас может оказаться очень важным и полезным.
Вопрос: - Отец земной должен иметь живую и действенную связь с Отцом Небесным?
отец Михаил: - Не только отец, но и мать, и дочь, и сын, и вообще любой человек должен иметь живую и действенную связь с Отцом Небесным. И поэтому вопрос этот представляется мне немножечко излишним. Ответ на этот вопрос может быть только «да». Каждый христианин должен иметь живую и действенную связь с Отцом Небесным. Поэтому мы и молимся молитвой, которую сам Господь дал нам – молитвой Отче наш. В молитве эта связь особенно тесная, и мы просим у Бога все то, что нам требуется для жизни. Хлеб насущный, оставление согрешений наших, и чтобы Господь не дал нам впасть во искушение и избавил нас от духов злоба. А потом и словословие мы произносим, ибо Царство Господне, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Отец земной должен, если отвечать прямо на ваш вопрос, должен иметь живую и действенную связь с Отцом Небесным, потому что мы все должны это делать.
Вопрос: - Настоящий отец должен постоянно заботиться о своем внутреннем духовном совершенствовании?
отец Михаил: - Настоящий отец должен, конечно, заботиться. И в первую очередь, конечно, речь идет не столько и не только об отцах, которые кого-то родили, отцах по плоти. Есть ведь и духовные отцы. Есть отцы, которые служат за нас, Божественную Литургию, и таковых мы тоже называем отцами. Даже преимущественно отцами, потому что к отцу часто не так обращаемся, а вот батюшку называем по имени и обязательно присовокупляем сакраментальное слово «отец». Отец Александр, отец Николай… Должны ли отцы по духу заботиться о своём внутреннем духовном совершенствовании? Должны-то они, конечно, должны… Вот я тоже священнослужитель, уже протоиерей, долгое время стою у престола Божьего. Должен перед вами покаяться, что мне очень далеко еще до того настоящего идеала, который вы здесь описываете в этих словах. Да, мы должны в непрестанной молитве пребывать, должны постоянно заботиться об исповедании своих грехов, об избавлении от них. А что касается священнослужителей, то они должны быть таковыми, чтобы могли посвятить свою жизнь не себе только, но и тем, кто называет их духовным отцом, то есть пасомым, то есть овцам стада Христова – в этом задача духовных отцов. Без внутреннего духовного совершенствования такое пастырство, конечно, совершенно невозможно.
Вопрос: - Слушала передачу о мытарствах. Потом задумалась: получается, у нас будет дважды суд, сначала при мытарствах, если улавливают грехах, а потом на страшном суде Господь будет судить? Поясните, пожалуйста.
отец Михаил: - В православной догматике нет учения о мытарствах, и Вы не найдете этого учения в том числе и в Священном Писании. А все-таки мы стараемся ориентироваться именно на Священное Писание. Что касается идеи о мытарствах… Сравнительно недавно я читал лекцию своим студентам в Российском православном университете и обратил внимание, изучая заповеди Господни, что заповеди таковые есть и были в разных религиях, и в частности в религии египетской, точнее древнеегипетской, то есть в том месте, откуда израильский народ вышел в обетованную землю. Тридцать с лишним заповедей богини Маат. Исполнение заповедей проверялось после смерти каждого человека, по верованиям этих древних египтян, судьями. Можно даже сравнить с мытарствами. Судьи проверяли, а действительно ли эти заповеди выполнял египтянин или не выполнял. Если не выполнял, соответственно, его не пропускали в жизнь загробную. Разве эти вещи друг друга не напоминают? Учение о мытарствах мы встречаем, как известно, даже не в апокрифах, а в житиях святых. И Церковь очень осторожно к этому относится. Вы очень правильно сказали, что получается так, что у нас два суда. Суд частный на мытарствах, а уже после этого Господь начинает судить как бы по результатам прохождения этих мытарств. Более того, некоторые богословы обращают внимание на то, кто конкретно на этих воротах, которые называются мытарства, сидит. Оказывается, там сидят бесы. Мы знаем, что Господь в Священном Писании предупреждает, обещает 12 апостолам, что они сядут на престолах судить 12 колен Израилевых. Конечно, под израильскими коленами подразумеваются вообще все народы. То есть он вверил суд, предварительный, по крайней мере, над всеми племенами земными и над 12 коленами израилевыми своим апостолам. И мы верим, что это так и есть. Вот учение о мытарствах. Все-таки мы видим, что вместо апостолов на этих мытницах или заставах сидят какие-то другие сущности, существа темные, и нас задерживают на пути, видимо, по суду уже... Я не хочу сейчас спорить с учением о мытарствах, потому что они имеют, конечно, глубокое основание, но должен сказать, что то, что нас встречают в том числе и темные силы, не должно заслонять от нас ни милость Божию, ни тот факт, который засвидетельствован в Священном Писании: единый Судья – наш Господь, Иисус Христос Милостивый, хотя и неумытный, то есть неумолимый, но праведный Судья и милостивый одновременно. И, конечно, отдавать свою судьбу и суд вообще над человеческой душой в руки темных сущностей неправильно. Будут ли нам препятствовать бесы проходить в Царствие Божие? Часто на древних фресках русских, которые обычно изображаются на западной стене храмов, мы видим подобие некоторой лестницы, по которой души карабкаются туда наверх, где Сам Господь сидит на Престоле со всеми святыми, а бесы внизу стараются скинуть их с этой лестницы, чтобы они не добрались до настоящего милосердного Суда Божьего. Я все-таки верю, что Господь по милости Своей великой даст нам возможность Своего милостивого суда, а не суда этих злых сущностей. Суд Божий будет над всеми. Все дойдут до него. Другое дело, куда они пойдут? Налево, где козлища, или направо, где овцы благословенные Отца Небесного, как об этом в притче говорится. Это, конечно, уже зависит от жизни, которую человек провел, да и от милости Божией. Но сказать, что кто-то не дойдет, потому что бесы его остановят, это будет совершенно, конечно, неправильно. Все дойдут до суда Божьего, и все будут судимы, и это, конечно, будет очень непросто, более того, будет страшно. Недаром Суд Божий называется Страшным. И в последнюю неделю перед Великим постом мы будем, как каждый год это и делаем, вспоминать, этот великий Страшный Суд, который надлежит пройти каждому православному христианину, каждому человеку. Так что я отношусь к этому сказанию о мытарствах двойственно. С одной стороны, очень хорошо, что человек приходит в ум и старается избежать огненного осуждения и мучения, а с другой стороны, совсем уж не верить в милость Божию и отдавать свою душу на попечение врагам рода человеческого, конечно, будет совершенно неправильно.
Вопрос: - Отцовство и ответственность должны ли стать синонимами?
отец Михаил: - Ответственность может быть там, где есть ответ, где есть перед кем отвечать. Для христианина понятно, что отвечать всем нам, мы об этом только что говорили, придется перед Самим Господом, перед Богом. Он Судья Наш, Милостивый и Справедливый. Поэтому слово «ответственность» применимо в данном случае только к людям, которые верят в Бога, которые верят, что придется дать за всякое деяние свой ответ. Поэтому для христиан отцовство и ответственность, конечно, очень близки. Насчет того, чтобы стать синонимами, я абсолютно не уверен. Синонимы, в моем представлении, – разные слова, которые обозначают одно и то же. Все-таки отцовство немножечко шире ответственности. Ответственность распространяется в том числе не только на отцовство, но и на другие жизненные проблемы, задачи. Отцовство сопряжено с ответственностью – безусловно. Но синонимом ответственности отцовство, конечно, не является. Как и наоборот. Народная мудрость: отец должен быть в детях, чтобы дети были в отца.
Вопрос: - Детям надо общаться с отцом, какими бы они ни были родственниками?
отец Михаил: - Общение, конечно, вещь очень важная и нужная. Это фиксируется в нашем вероучении православном заповедями Божиими. Пятая заповедь Божия известна каждому из вас и гласит, что отца и мать надо почитать. Господь говорит... «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Отцы говорят, что это единственная из десяти заповедей – с обетованием. Не будешь почитать, значит, и благо тебе не будет. Хочешь долголетия, долгой жизни? Кто же не хочет!? Значит, почитай отца и мать. Другой вопрос, в чем выражаться должно это почитание? А если отец или мать безответственны? Если в то время, когда ребенок нуждался в их участии, в их присутствии, в воспитании, внимании, отец или мать отсутствовали? Бросили семью, слишком много занимались работой… Казалось бы, работа – благо, она ведь не просто для себя, но для того, чтобы обеспечить семью, чтобы дети имели возможность не хуже других выглядеть, посещать хорошую платную школу, хорошо питаться, с родителями выезжать время от времени на теплые моря. Вот для этого работает отец. Работает, работает... Ответственность вроде большая, задача важная, но с детьми он не общается или общается мало. Дети вырастают здоровыми, но здоровые-то они здоровые, а что у них в голове и в сердце после такого отношения? Богу известно... Часто очень здоровые, упитанные дети превращаются на самом деле, не побоюсь этого слова, в негодяев. Негодяев, которым ни Бог не нужен, ни отец с матерью не нужны, и закон им не указ. Избалованные отпрыски, привыкшие, что все им дается бесплатно, что все работают только на них. И если жизнь их научит все-таки самим что-то делать, быть полезными для окружающих, для общества, себя почаще на второе место ставить по сравнению с другими, – это слава Богу. Но довольно часто так не случается. Казалось бы, отец все давал детям, а дети выросли не в отца, а вообще ни в кого. В каком-то возрасте человек начинает сам нести ответственность за свои поступки. Это неизбежно. Каждый отвечает за себя сам, каковы бы ни были его родители.
Вопрос: - Люблю читать про себя. Когда читаю вслух, у меня рассеивается внимание. Читать про себя мне очень комфортно. Плюс еще ко всему я люблю молиться ночью. Врачи говорят, надо ночью обязательно спать, а я люблю. Ночью для молитвы очень удобно, ни шума, ничего. Эти два момента молитвенных для меня очень благодатные. Хорошо ли это?
отец Михаил: - Действительно, по-разному всё очень бывает. Вслух или про себя – это всё-таки дело индивидуальное. Мне кажется, что Феофан Затворник говорил не столько о том, чтобы вслух или не вслух, а о том, что темп должен быть такой приблизительно, как вот если бы читали не быстро, как мы обычно сейчас читаем, а вот нараспев – то есть немножечко замедленно. Если такой темп будет в том числе и во внутренней молитве, которая называется еще сердечной молитвой, умной молитвой, то есть не молитвой вслух, то очень хорошо, замечательно. Торопиться не надо! Ночные молитвы и ночные службы известны с глубокой древности. Мы знаем даже, что первые христиане, когда их преследовали, а первые два века с лишним только так и было, так вот молились они в основном как раз по ночам. Те, кто бывал в катакомбах, римских или других, где жили христиане древние, они знают, что в эти катакомбы люди спускались как раз ночью. Чтобы не поймали, чтобы не увидели. При свете солнца выловить их поодиночке было не так-то сложно. А ночью, если пробираться тайно и там молиться при свете свечей или других светильников масляных, – это был особенный такой подвиг. Люди заходили туда по заходу солнца и возвращались в свои дома, выйдя из катакомб уже перед восходом солнца. Иоанн Златоуст даже говорил в свое время, что встань прежде восхода солнца и предвари, как он говорил, «предвори природу молитвою». Пока еще природа спит, птички не поют, зверьки спят, еще свернулись к клубочкам, а человек уже встал, человек уже встал и возносит молитву Богу. Ну, конечно, так называемые «совы» днем как раз любят поспать, да и с утра тоже. Это все-таки не о том немножко. Это особенный склад характера. В старости, в особенности, довольно часто бывает так, что человек перестраивает свой режим дня таким образом, что днем он дольше спит с утра или даже днем может прикорнуть. А ночью ему не спится, наоборот, и он уже начинает чем-то другим заниматься. Ну, насколько это полезно действительно – врачам судить, а то, что касается ночных молитв, это известная древняя практика, вызванная обстоятельствами того времени, а сейчас, может быть, для людей уже в возрасте, у которых нет дневных особых занятий, не надо на работу рано утром идти, тем стоит помолиться тогда, когда уже все тихо за окошком. Один только отшельник этот городской, современный, в тесноте бетонных келий стоит и возносит молитву и о мире всего мира, и о себе в самом, и о семье своей, и о граде всем и верою живущих в нем. Это, конечно, тоже бывает очень нужно и очень полезно. Если Вы в семье живете, вслух читать иногда просто неуместно, а про себя читать – выход. Правда, если читаешь про себя, довольно часто внимание уходит. Если же получается, то, конечно, надо таким образом молиться. Не только в древнем мире, но даже до революции очень немногие умели читать про себя вообще. Это навык уже 20-го столетия. Про себя читать – это было какое-то чудо. У нас сейчас даже специальные упражнения есть для тех, кто читает быстро. Упражнения, которые сбивают внутреннюю артикуляцию с тем, чтобы можно было очень быстро схватывать целые куски текста. Скорочтение любое основано именно на этом. Но для молитвы такой способ чтения совершенно не уместен, потому что задача совершенно другая – не в единицу времени охватить как можно больше смыслов в тексте читаемом, а наоборот, свою душу, мысли, чувства привести в соответствие с тем, что в тексте. Это медленное чтение, сродни чтению художественного произведения, которое тоже быстро читать совершенно не нужно, иначе пропадает весь смысл такого художественного чтения.
Вопрос: - Духовная гармония является большим духовным ресурсом, соединяет человека с Богом, с обществом, объединяет семью. Но как достучаться до родителей, если они вне храма?
отец Михаил: - Вы, наверное, о самой себе пишете. Родители вне храма – это значит, что родители или вообще неверующие, или просто скептики, или, как сейчас принято выражаться, агностики. Вроде бы и допускают бытие Бога, но к Церкви особо не прилежат, в храм не ходят, молиться не считают нужным, есть Бог или нет – они тоже совершенно не уверены, но зато уверены в том, что если есть учение церковное о Боге, то оно весьма сомнительного такого качества, а поэтому сообразовываться с Ним, молиться Богу, прибегать к таинствам – пустое, и совсем не нужно. Если Бог захочет, Сам нас приведет, а если не хочет, то и не нужно. Действительно, духовная гармония – это определенный ресурс. И каждый верующий знает, что в любых обстоятельствах нашей жизни, если настоящая молитва есть в душе человеческой, человеку, конечно, гораздо легче все переносить. Не далее, как сегодня я был в храме, одна прихожанка подошла с просьбой помолиться: у ее мужа резко началась болезнь, такие резкие перемены в жизни. За болящего она прибежала в храм помолиться. Что её привело в храм? Она думала, что это такой хороший ресурс для неё? Нет, конечно, ни о чём она таком не думала. И слова, может быть, такого даже и не знает или не применяет его по отношению к молитве, к духовной жизни вообще или духовной гармонии, о которой вы спрашиваете. Привело ее внутреннее духовное чувство, которое уже навыком отточено, которое живет в ее душе. Я знаю, что Бог поможет, даст утешение, даст возможность продолжить свою жизнь, так как Господь уже благословил ее. Вот это действительно духовный запас какой-то. Действительно, очень важно, если есть возможность, достучаться до семьи, до близких, пока есть такая возможность.
Вопрос: - Батюшка, прокомментируйте мои мысли: мне кажется, что Господь наш Иисус Христос апостолов очень тщательно выбирал. Кроме иуды они были из сильных патриархальных семей, получили максимальную любовь из семьи. Про Иуду неясно, полноценно любили ли его. И вот мне кажется, что Иуда – герой нашего времени. Так это?
отец Михаил: - Сложно сказать, насколько тщательно отбирал, насколько они в семьях своих получили всё, что нужно. В Евангелии написано про человека, который подошёл к Господу и говорит, что « хотел бы за Тобой следовать, но позволь мне прежде идти и погребсти отца моего», то есть похоронить отца. Видимо, отец у него только что только умер. И Господь что сказал ему? Пусть мертвые хоронят своих мертвецов, ты по Мне гряди, то есть иди за Мной. Жестокое слово с точки зрения нашего современника. Как же так!? Отец скончался, а Господь даже не позволяет идти его похоронить, последний долг, как это называется, отдать. Какие отношения были у отца и сына его, которого Господь призывает на проповедь, трудно сказать на самом деле. Сын хочет похоронить отца, а Господь говорит, мертвое – мертвым, пусть мертвые погребают своих мертвецов. Господь называет мертвым человека не в прямом только смысле, а в более высоком смысле… Господь, конечно, избирал своих апостолов Сам. И избирал, видимо, по одному важному критерию – отзывчивости, которая была совершенно невероятной. Он к рыбакам подходит, говорит следовать за Ним: «Я сделаю вас ловцами человеков». И люди эти оставляют в лодке сети, всё, чем они, собственно говоря, жили, и идут за Господом. Невероятная вещь, невероятная отзывчивость! Все апостолы именно такие – следуют за Христом, вообще не оборачиваясь назад. Никто из апостолов не собирается отойти от Господа. И мы видим их отзывчивость, но видим и плачевный пример Иуды, который говорит нам тоже очень о многом. Мы можем считать себя верными учениками Христовыми, можем вспоминать свое призвание, вспоминать, как мы резко, быстро и рьяно откликнулись на зов Божий, пришли в храм, старались все сделать. Но, взирая, на пример Иуды, мы понимаем, что мы должны очень и очень сильно беречься, чтобы враг рода человеческого не похитил Слово Божие из душ наших. Мы знаем, что соблазнило Иуду. В Евангелии даже говорится об этом. Он был вор, брал из сокровищницы общей, в которую вметали для пропитания этой маленькой группы апостолов, Самого Господа и тех, кто следовал за ними. Именно сребролюбие Иуду и погубило, когда он взял 30 сребреников и продал за это своего Господина и Господа. Так что Господь все-таки отбирал очень тщательно. И пример нам все апостолы, а Иуда – урок. Господь, конечно, знал, кого отбирает. Предвидел Он, конечно, и предательство Иуды, и все остальное. Тем не менее, Он это сделал. Для чего? Ну, вот Его святая воля. Мы не можем в божественный замысел проникнуть. Житие каждого апостола советую вам перечитать, они весьма нравоучительны для каждого из нас. Храни всех Господь!


Добавить комментарий