Перейти к основному содержанию

04:15 09.02.2025

Пророк Аввакум и два вечных вопроса Богу

20.01.2025 12:24:06

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/12/14/21-00

Добрый вечер, братья и сестры! В эфире радио «Радонеж». У микрофона Сергей Комаров. Поговорим сегодня о пророке Аввакуме. В книге, носящей его имя, нет ни хронологических указаний, ни сведений о жизни пророка - мы мало о нем знаем. Единственным намеком на время написания книги служит слово «халдеи», по-еврейски «касдим», то есть жители Вавилона, в котором пророк очевидно видит нового грозного противника Иудеи. После разрушения Ниневии и падения Ассирии на роль повелителя ближневосточный стран начинает претендовать Вавилон, великий, грозный, страшный. Начиная с 605 года до Рождества Христова власть нового вавилонского царя Навуходоносора, библейского царя, распространилась от Малой Азии до Аравии – огромная империя. Тревожный тон книги пророка Аввакума может объясняться тем, что на время его жизни пришлась трагическая гибель благочестивого царя Иоссии (609 год до Рождества Христова) и расширение Вавилонского царства, угрозы Иудее. Пророк Аввакум интересно упоминается в книге пророка Даниила в неканонической ее части. В книге Даниила есть такие отрывки, молитва о трех отроках в печи вавилонской, а неканонические последние главы потому, что их нет на языке оригинала. Они дошли до нас в греческом переводе. Описывается пребывание Даниила во рву. Ангел перенес Аввакума с похлебкой в ров, чтобы Даниил не погиб от голода. Если принять это свидетельство, то время служения пророка простирается и на время плена. Блаженный Иероним Стридонский, замечательный библеист, и святой Епифаний Кипрский считали, что пророк Аввакум во время нашествия вавилонян бежал в Аравию и после того, как был уведен в Египет пророк Иеремия, вернулся и проживал в Иудее. Таковы предположения святоотеческие.

Книга пророка Аввакума состоит их трех глав. В ней обычно выделяют три части. Вопрошание пророком ко Господу и ответ ему. Вопросы актуальны до сегодняшнего дня. Песни 5-20 второй главы рассказывают об участии угнетателей иудеи. Распространенный библейский прием: читателям рассказывать о будущих наказаниях их гонителей. Третья глава – гимн Всемогущему Богу. Пророк Аввакум ведет диалог с Богом. В этом его книга уникальна. Как долго зло и насилие будут царить в мире? Этот вопрос интересует пророка главным образом. По сути таков же вопрос Достоевского про слезинку ребенка. Вопрос теодицеи – как могут зло и страдание сосуществовать в мире с любовью Божией, милосердием? Как Бог может попускать такое зло в отношении невинных людей. Ладно, когда люди взрослые виноваты, а если про детей говорить? Достоевский до предела заострил эти проклятые вопросы в «Братьях Карамазовых». Особенно диалог Ивана и Алеши. Диалог о зле. Иван такого мира Божьего не может принять, не может принять, что жертва обнимется с убийцей в Царствии Божьем. Тяжелые вопросы… Алеша, положительный персонаж Достоевского, как бы даже сбивается, теряется. Вопросы эти трудные, не решаются в морализаторстве, но в области веры во Христа распятого, Того, Который Сам пришел и принял это зло на Себя, замкнул зло на Себе, пострадал как невинный, подобно Которому нет на земле. И Бог отвечает пророку, что непременно совершит Свой праведный суд и дарует верным спасение. Пророку открывается истина – перед лицом испытаний человек может найти опору только в полном доверии к Богу. Это похоже на вопрошание Иова, когда он разразился воплями и криками, адресованными Богу, о несправедливом страдании, боли незаслуженной. Иов не видит за собой такого греха, который бы привел к такому наказанию. Друзья его не понимают, более того разговаривают с ним по учебнику: согрешил, вот получай наказание. Если страдаешь, то вспомни, есть презумпция виновности. Иов честен перед Богом, он не принимает схем общения, он с Богом вживую общается. Все, что его по-настоящему мучает, это не то, что страдает он безвинно. Невинное страдание есть прообраз будущего страдания Христа, Мессии. Иова занимает не это, главная скорбь его сердца по-настоящему непонятна друзьям, потому что это скорбь о том, что Бог будто бы пропал из этой картины, небеса молчат. Где Бог? Как он на это смотрит? Почему Иов не может с ним поговорить? Раньше ведь мог. Пусть Бог объяснит, в чем проблема. Состояние богооставленности, переживание отсутствия Бога – главная скорбь Иова. Поэтому он и кричит: «Где Ты?» И когда Бог появляется, то Иов в прахе и пепле, не задает Богу уже никаких вопросов. Бог пришел - этого для него достаточно. Потрясающе! Пророк Аввакум тоже задает Богу скорбные вопросы. Наверное, каждый делает это в жизни, когда сталкивается со злом, страданием, особенно когда человек видит страдания невинных, детей, чьи страдания - самая трудная тема. Откуда нам получать ответы? Из книг – хорошо. Но прочитайте что-то из книги маме, у которой ребенок умер. Это ей ничего не даст. Ей сам Бог нужен с Его ответом. Это не может быть рационально выяснено, но у человека в таких ситуациях особая жажда Бога, желания, чтобы сам Бог пришел и объяснил. А человек не пустит тему веры дальше, если преткнется о тему страданий. Он просто не понимает, как дальше, если его молитвы будто без ответа, боль не утихает, для чего вера и где Бог? Может много пройти лет, человек может много перемучиться, чтобы прийти к тому, что в этой боли и есть Господь, и может быть, человек Бога не познавал так, как внутри этой боли и неопределенности. Бог - это всегда неопределённость. Когда с Богом все понятно, все работает, боюсь, что речь о выдуманных отношениях с Богом, о лжерелигии. Общение с Богом всегда некая неопределённость, потому что Бог неисчерпаем в Своей новизне, Он всегда будто выбивает у нас из-под ног привычные комфортные тезисы, понятия, определения о Нем, чтобы мы шли дальше и продолжали Его познавать в Его пугающей вечной новизне. В книге «Исход» говорится про Моисея. Моисей шагнул во мрак, где Бог. Прп. Дионисий Ареопагит говорит о том, что Бог обитает в неприступном свете, как нам это открывает Писание, но этот свет настолько непознаваем и неприступен для человека, что этот свет сродни тьме. Свет этот есть и тьма в одно время. Свет Божий иногда для нас в жизни бывает тьмою. Бывают моменты, нам кажется, нас окутывает тьма. На самом деле это свет Божий нас посетил, а мы в нашей ограниченности воспринимаем это как великую тьму, не можем выйти, нас все мучит, мы ищем определённости, а ее нет, нам кажется, что определённость в Боге, но нет. Может, человек и способен Бога по-настоящему познать именно изнутри этой неопределённости, внутреннего хаоса и неразберихи, когда не за что ухватиться. Как всегда – перед человеком Господь, но он не понимает, где именно, ищет Его подобно тому, как в книге «Песнь песней» прекрасная возлюбленная ищет своего возлюбленного. Он то появляется, то исчезает. Она ходит по улицам, ее стражники останавливают, то она прекрасная, то черная. Она ходит всех спрашивает о нем. Отцы говорят, что это образ отношений души человека и Бога. Так душа ищет Бога, Который приходит и уходит. Дух ведь дышит, где хочет. Душа одновременно прекрасна и черна, потому что имеет пятна греха, которые необходимо очистить. Вот откуда эти вопросы. Они нам по жизни сопутствуют, от них никуда не денемся. Пророки болели тем же, не могли не задавать Ему тех же вопросов, хотя Он был перед ними, они общались, но все равно задавали эти великие вопросы-почему. И первый вопрос: почему зло остается безнаказанным.

  «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный». Пророк стремится понять то, что мы все – почему благой и всесильный Бог допускает, чтобы зло так активно распространялось в мире. По сути, вопрос о страдании невинных и праведных. Давид тоже Бога спрашивал об этом не раз. Его любящую душу это заботило. Невозможно любить и не переживать об этом. В ответ на сетования пророка о беззакониях в Иудейском царстве Бог возвещает нашествие халдеев Вавилонской империи, которое осуществит наказание грешников. «Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали». Во все времена люди были уверены, что все будет, как и вчера. Трудно поверить, что все может сильно измениться. Вот ответ Бога. «Ибо вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его. Быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков; скачет в разные стороны конница его; издалека приходят всадники его, прилетают как орел, бросающийся на добычу. Весь он идет для грабежа; устремив лице свое вперед, он забирает пленников, как песок. И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеется: насыплет осадный вал и берет ее. Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его – бог его». Ужас! Пророк спрашивает, почему зло безнаказанно, Бог говорит, ох, как оно будет наказано! Никто и не поверит, что такое бывает. Такого ли ответа ожидал пророк? Он с ужасом смотрит на этот страшный народ халдеев, который сметал на своем пути царства, не то, что маленькие области как Иудея. Аввакум видит, что вавилоняне тоже творят злодеяния, но они не очень походят на роль карателей зла, потому что они сами есть зло. Они силу свою обожествили сами. Пророк спрашивает, неужели без конца халдеи будут обнажать свой меч и истреблять народы безжалостно? Да, они будут это делать, по слову Господа. Дальше Господь открывает, что все языческие державы подвластны Ему, что Он вершит суд над одними грешными народами через другие, которые становятся орудием его промысла.  Но сами сильные народы, в том числе вавилонский, не избегнут суда Божия. Об этом будет второй вопрос пророка.

Получается, что у Бога есть промысел о всех народах. Как не вспомнить фильм «Матрица», где показан необычайный компьютер? Но Бог – не компьютер, Он – Личность. Запутанность линий промысла не может не ужасать нас. Наш человеческий разум не в силах это придумать, но и просто объять умом. Как все звенья работают в связке, одно влияет на другое?

Откровения Божии должны были утешить Аввакума – зло будет наказано, но, с другой стороны, возникает вопрос, а как же одно зло наказывает другое? В чем смысл? Почему для отмщения избран народ лукавый? Пророку надо понять, докопаться до истины. Халдеи более грешны, чем те, кого они придут наказывать за грехи. Их дела более требуют наказания, чем дела тех, кого они будут наказывать. Такое бывает? Господь указывает, что каждый понесет ответственность за свои дела. То, что халдеи будут привлечены для суда над Израилем, их самих от суда не избавит. Каждый будет отвечать за свое беззаконие. Далее пророк поднимается на сторожевую башню, как бы неся дозор в Иудее, образ чего будет потом использоваться в нашей гимнографии. Всматриваясь в таинственные очертания будущего, он получает новое важное откровение. «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет». Это знаменитое место. Запомним его. Эти слова пророка часто цитирует апостол Павел, который подчеркивает, что  человек обретает спасение, вечную жизнь через веру в Иисуса Христа, а не через дела закона. Во Христе Бог явил свою любовь к миру. Вера здесь не просто признание бытия Божия, ибо и бесы веруют и трепещут, но вера - это верность Богу, и верность Бога завету с людьми. Ответную верность людей и верность Бога. Вера – онтологическая связь с Богом. Верность Ему, хождение перед Ним, как про Еноха ветхозаветного сказано, что он ходил перед Богом и Бог взял его. Хождение как полная подотчетность Богу, как некая таинственная связь с ним, будто человек с Ним разговаривает постоянно, все делает по Его благословению, живет с Ним, для Него. Пророк осознает, что человек не может постигнуть всю глубину замысла Бога о мире. Ответ Бога на все эти вопрошания – веровать надо, вручить себя Богу, именно этот путь будет спасительным, иначе запутаешься, потому что вопросы будут бесконечны. Помните, Антоний Великий задавал Богу вопросы, почему праведники страдают, а злые благоденствуют. Святой мучился этим. Господь ему ответил, чтобы Антоний внимал себе, а то – дела промысла Божия. Просто потому, что ты не Бог, не поймешь. Дай же Богу возможность действовать, и веруй, что сделает Он наилучшим образом. Человек – маленький бог, в него вложено это, есть же у него рассуждение на земле, он творчески одарен, рассуждает, где добро и зло. Но иногда мы хотим идти дальше и присвоить себе Божье, понять, как все устроено, вынести окончательный суд. Но это невозможно! Только Бог знает всё, знает, как судить по правде, от нас требуется только вера. Ум человеческий в этих размышлениях когда-то упрется в Божии тайны. Внимай себе, человек. Желая утешить страдающих, Господь возвещает, что гонителей, обидчиков накажут. Не потому, что Господь желает этого. Не потому, чтобы мы от этого испытали удовольствие. Грешник не может желать наказания другим грешникам, тогда ему самому придется быть наказанным. Есть риторический приём в Писании, когда господь говорит, что всякое зло в мире будет наказано, суд Божий реально справедлив. Милостив к тем, кто милости достоин, просит ее, и справедливый по отношению к тем, кто не был милостив, не припадает к Богу с просьбой о милости.

Вспоминается подобный ход во втором послании Петра. Речь о гностиках. Там дается характеристика лжеучителей. Они мотивированы любостяжанием, любовью к наживе, похотливы, искажают церковное учение, послание апостола Павла, они подвергают сомнению и поношению путь христианской жизни, поскольку себя позиционируют как христиане. Из-за этого путь истины в поношении, из-за них. Сюда прибавляется тема гонений. Апостол Пётр предлагает им такое специфическое утешение ветхозаветного характера, похожее на книгу Аввакума. Это три примера ветхозаветных наказаний. «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил (первое - наказание падших ангелов), но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира (второе наказание - потоп), но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых» 2 Петра 2:4-5. И третий пример – наказание Содома и Гоморры, избавление Лота от гибели. «И если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) –[Зач. 67.] то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания»… Господь не для того говорит это, чтобы христиане смаковали наказание своих обидчиков и желали этого. Такие примеры должны были уверить гонимых христиан в том, что Господь не оставляет верных ему людей никогда. Да, наказывает их гонителей в этом веке или будущем. Есть Божия справедливость, люди не должны в этом сомневаться. Это важно. Во втором послании к фессалоникийцам есть подобное место ветхозаветного характера. 1 глава 4 стих. «Будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству». Страха нагнетает апостол, но не чтобы христиане были кровожадными и ждали наказания обидчиков, но чтобы все на свете понимали, что у Господа есть промысел обо всех, всех он будет судить по своему закону. Христиан - по христианскому закону; тех, которые по объективным причинам не слышали проповеди о Христе, Он будет судить по законам совести, может быть. Но судимы будут все. Господь милостив, Он будет искать, как оправдать человека. Богопротивникам и тем, кто попирал законы и человеческие, Божии, законы совести, нравственности, все доброе и светлое, а даже закон человеческой доброты и любви, нужно приготовиться, - очень сурово все будет. Должен быть ответ на проблему зла. Этого любой нормальный человек жаждет. Невозможно смотреть на то, как зло царит в мире. Дышать нечем, если нет веры в то, что Господь зло осудит. Это требование праведности, святости, естественное желание человека, который к Богу идет. Не потому, что он желает кому-то зла, а потому что зло по определению должно быть наказано. Эта жажда в человека встроена, потому что он – образ и подобие Божие. Он понимает, что зло в мире не естественно и должно быть наказано. Мы сами носители зла. Конечно, желаем себе спасения, но зло должно быть наказано, Здесь существует дилемма отделения человека от зла, от его поступков. Люби грешника и ненавидь грех. Такой есть тезис. Это трудно. Грех и зло не существуют сами по себе отдельно от человека. Оно выражается в конкретных проявлениях. Зло – паразит, вирус. Без того, на ком паразитировать, оно не живет. Зло ипостасируется в жизни человека по-особому. Оно, как некто чужой, живет в человеке и заново рождается. Поэтому зло в каждом – индивидуально, личностно, неповторимо, если хотите. Почему каждого отдельно Бог и будет судить. Зло в жизни каждого человека неповторимо, это именно его зло. Трудно это оторвать от человека. Зло срослось с нашей природой. Потому нам и запрещено судить. Мы просто не сможем. Даже ангелам запрещено. Помните, как они хотели отделять плевелы от пшеницы? А Господь запрещает. До суда Божия ничего никому непонятно. Никакая подоплека, детские травмы, воспитание, что там с ним было, почему он такой, что на него влияло – только Господь знает. Мотивы наказания зла жирным шрифтом прописаны и в Ветхом, и Новом Завете. Пусть никто не думает, что Новый Завет – сплошная песнь о любви. Новый Завет процентов на 30 состоит из Ветхого. Цитаты, аллюзии, смыслы, аллегории. Книга Апокалипсис собирает ветхозаветные мысли в одно лоскутное одеяло, дает им разрешение, выход. Проблема зла тоже должна иметь выход и разрешение. Зло должно быть наказано, оно должно исчезнуть. Зло - временная болезнь человечества. Оно должно уйти, а жизнь должна остаться. Только Господь способен эту картину собрать воедино. Именно об этом все эти места. Те, кто срослись со злом, служили ему, ипостасировали его сознательным на земле, были проводниками, будут отвечать. И нас это касается. В этом и ужас зла, что оно никуда не девается, пока ты сам от него не избавишься, не поставишь черту между собой и злом. Не хочу так делать. Может быть, по немощи падаю, иногда поступаю так, но я не есть это самое зло, я человек, образ Божий. Господь знает, что для человека важно, что делать с проблемой зла. Насилие, грех, страдание праведных, детей – что с этим всем делать? Мы до конца ничто не можем понять. Господь нам только влагает что-то в умы. Сколько будет жить человечество, столько эта тема будет его тревожить. Проблема зла и страданий, которые, кстати, не являются злом. Это тоже особенность христианского догматического сознания, к которым многие внешние не готовы. Обычно люди смешивают страдания и зло, считая, что они и есть зло. На самом деле это не так. Страдания, правильно воспринятые и пережитые по-христиански могут стать ступенькой к Богу, могут - добром.  Страдание может быть злом для человека, если он зло носит в себе, и оно заражает все, что с ним в жизни происходит. А попускает Господь страдания, конечно, через грехи наши. Страдание вошло в мир через грех, его не было. Но Бог может превратить страдание в богопознание, если человек этого захочет. Для большинства из нас это единственный естественный путь познания Бога, потому что в весёлости, комфорте, непринужденности мы расслабляемся. Так устроена наша падшая природа, что стеснение пост, трудности, страдания нас к Богу вытягивают. И наоборот, праздник, радость, отдых от Бога отводят. Радость непрестанная – константа Царствия Божия, а тут падшая природа человек реагирует на радость вот так, исковеркано, по грехам своим. Когда затягиваем пояса, приходит беда, вот наш человек мобилизуется. «Я полюбил страдание», пишет св. Лука в своей потрясающей неповторимой автобиографии. Для человека внешнего это совершенно непостижимо, как такое может быть. Как можно полюбить боль? Нет, ее нельзя любить, речь о том, что святитель полюбил Бога в этих страданиях, он Его познал, узнал, встретил. В лике этих страдающих людей, которых он узнал за жизнь, в своих мучениях, вопрошаниях к Богу, в том, что он увидел пройдя страшную войну, видя репрессии сталинского времени. В то же время, он так много работал и оставался настоящим человеком, христианином. Его жизнь была полна страданий, в которых он обрел Бога настолько, что стал великим святым. Уверен, что если бы не такой страдальческий путь его жизни, мы бы не знали св. Луку Крымского. Вероятно, мы знали бы прекрасного хирурга, ученого, никуда бы его талант не делся. Может быть, картины бы он писал, ведь у него были способности, он поступал на художника. Интересный момент, что он поступил, но в последний момент решил, что хочет приносить конкретную пользу людям и пошел на медицину, хотя душа у него не лежала. Потом уже пришла к делу любовь. Интересная тема для отдельного разговора, как может меняться любовь человека в зависимости от воли. Говорят, мне не нравится то или то, а ты захоти, и тебе понравится. Ты пожелай, найди смысл Божий, настоящий, и понравится, и получится. Мы может быть слишком в этой жизни направлены на то, что нам нравится. Вот такой критерий стал. Ясно, что от этого никуда не деться, но вот св. Лука показывает интересный путь, который ему не нравится, но он его выбрал. Любовь – состояние воли, направление ее, а не чувство эмоций. Эмоции по природе присущи человеку, но тут любовь как выбор воли. Вспоминается Альберт Швейцер, потрясающий музыкант, органист, правда не православный, но не в этом суть. Он изучал Баха, написал о нем непревзойденный труд, дал тысячи концертов, свою музыку играл, а потом лет за 40 бросил музыку, поступил на медицинский и поехал лечить детей в Африке, заниматься благотворительной медициной. Потом он Нобелевскую премию получил. Удивительный человек, который занимался высоким искусством. Бах – высокое искусство. Это грань душевного и духовного, искусство, посвященное Богу. Он пришел к идее служения Богу и людям. Богу через людей или людям во имя Божие. Может быть, музыка Баха так на него повлияла. Может быть, он совершает непростой скандальный выбор, когда больше половины жизни прожито, ты отдал силы и умения на это, а вдруг… вот это выбор воли, выбор любви, когда человеку кажется, что он недостаточно полезен, он хочет ручками приносить пользу. Это потрясающие примеры! Я вспомнил об этом потому, что это добровольное окунание в страдание.  Я пошл туда, в этот мрак, где Бог, чтобы встретить Его в неопределённости и неизвестности. Он иногда там нас ждет, а мы туда боимся зайти, потому что привыкли, чтобы все было понятно, четко, расписано, на берегу океана ходим по колено, дальше – боязно. А люди такого рода окунаются глубоко в волны и там Бога находят. Мы видим в примере многих библейских праведников умели провести черту между собою прошлым и будущим. Апостол Павел после явления ему Господа задал Ему вопрос «Господи, что повелишь мне делать?» вот вопрос мужчины. Не какой учебник или катехизис прочитать, не как правильно веровать, не кто из учителей учил правильнее… А докажи, что ты Иисус! Нет, ничего такого!? Он просто спрашивает Господа о Его повелении. И потом Павел начинает делать и делает до конца жизни, и тоже много страдает. На память Петра и Павла читается апостольское чтение из Павла, где он перечисляет свои скорби за Христа, скорби от проповеди. Дано было ему столько-то палок ударов, столько он скорбей терпел от лжебратии, разбойников, изнурительных путешествий, и всё это перечисляет как некую славу его миссионерскую. Сегодня у нас миссионер – кто угодно. Кого им только не называют. Помню, отца Георгия Максимова приглашал я на «Радонеж». Уж кто-кто, а он настоящий миссионер, в Африку ездил, то в Азию. Миссия, проповедь язычникам, да и во внутренней миссии сколько он делает. И он ответил, что себя миссионером не считает. Для него Николай Японский – вот миссионер. А мы, грешным делом, себя именуем так. Сел, в блоге эфирчик завел или на радио приехал…. Апостола Павла же били, а раз и убили – камнями забросали, страшная такая казнь. Господь его воскресил. Гнали его отовсюду, то римская языческая власть, то иудеи вездесущие со своей клеветой – деваться было некуда. Мы знаем, что Павел ходил в миссионерские путешествия, а он часто попросту бегал, убегал от своих убийц и обидчиков, гонителей. Эти его миссионерские похождения постоянные убегания от смерти.

Я вас перегрузил, наверное, темой скорбей и страданий, а на самом деле книга пророка Аввакума имеет светлый конец, свет в конце туннеля есть, как у каждого пророка. Пророк каждый нагнетает, а потом дает выход некий, разрешение ситуации. Пророк восклицает, что какими бы суровыми ни были жизненные трудности и испытания, он будет полагаться на Бога, и эта вера принесет ему подлинное счастье: «Даже если не будет цвести смоковница, если виноградник не даст винограда, если оливки не уродятся, если поля не принесут хлеба… то и тогда Я о Господе буду радоваться, ликовать буду о Боге спасения моего! Господь Бог – моя сила!» Радость, не зависящая ни от чего – высший пилотаж, но так жить вполне реально. Гимн пророка Аввакума из третьей главы положен в основу 4 песни канона на Богослужении Утрени. Эти смыслы перепиваются не слово в слово, но основание – песнь Аввакума. В Пасхальном каноне вспоминаются слова пророка: «На Божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен». Здесь использованы слова из его пророческой книги: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне» (Авв. 2: 1). Не видел пророк Христа, но чувствовал, предсказал, предвидел. И это радость наша – Христос воскресший. Если не знает человек радости Христовой Пасхи, Воскресения, пасхальной ночи, то какую радость он знает в жизни, что он о радости сказать может? Здесь – вечной измерение жизни, вечное направление, радость как путь, цель и присутствие в жизни христианина. Иначе это не настоящая христианская жизнь. Скорбь или радость – христианская жизнь? И то, и другое. Златоуст писал об этом так: «радостотворный плач». Плач о скорбях, боли своей и чужой, о том, что не соответствуем мы призванию Бога, и всё-таки радость о Господа аввакумовская, несмотря ни на что, даже если бедствия произойдут уровня ветхозаветного…   Господь Бог – моя сила!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 7 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+