22.12.2023 13:15:52
Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/12/12/21-00
Н. Карташева: - Доброго дня, дорогие радиослушатели. Сегодня у нас прекрасные гости и мы беседуем об интересном событии – 65-летии Союза писателей России и вообще о писательском деле. Сейчас нет такой цензуры, как было раньше, но увы, цензура денег на лицо. Любой состоятельный графоман может выпустить собственное издание высокого качества, а внутри…
Н. Иванов: - У нас работает приемная комиссия. Мы научились распознавать такие книги. Даже те, кто выпустил уже несколько книг, бывает, нами не принимаются. Написано: издана книга в авторской редакции, а нет ни редактора, ничего. Человек написал сам и ни одного слова не дает никому поменять. Это настораживает, потому что всегда можно искать более точные варианты. Это нормальная работа писателя, который, по сути, чернорабочий. Можно сделать обыкновенную стену в доме, а можно с завитушками, украшенную. Поиск – нормальное дело, работа писателя. В общем, книги, издание при финансовой поддержке, в авторской редакции вызывают у нас настороженность.
Н. Карташева: - Расскажите о недавнем важном для вас событии.
Н. Иванов: - Недавно прошел праздник Союза писателей России. 65-летие! Прошли празднования. Величайшее воодушевление! Люди соскучились по общению, единству, гордости за историю свою. Это всё у нас прозвучало. Важно не забывать и о тех, кто нам помогает выстоять в такое время. Сергей Павлович Козубенко с нами на протяжении многих лет и, конечно, всего праздника. Вместе с ним мы учредили премию «Слово», теперь уже престижную. С лета уже начинают проситься. Эта премия – своеобразное подведение итогов. Наша знаковая премия. Сергей Павлович дал старт, а мы держим качество этой премии. Планка высока. Если человека наградили, то мы точно знаем – это качественное.
Вопрос: - Как можно посодействовать возвращению здания Славянского фонда в Черниговском переулке?
Н. Иванов: - Там есть проблемы, которые были допущены предыдущим руководством. Но всё решаемо. Не перестаем бороться. Нам самим очень хочется решить все проблемы и вернуть здание.
С. Козубенко: - Совсем недавно с Крутовым, Большаковым, Савченко, бывшим губернатором Белгородской области, стали составлять единый протокол понимания. Если мы его сможем правильно довести до Малофеева и согласовать, то какое-то решение будет приниматься, думаю, в нашу сторону.
Н. Карташева: - Слава Богу, а то слухи идут, что там хотят сделать офис для наследника Георгия Михайловича, но важнее, наверное, русская словесность, культура, искусство. Возвращаясь к нашей теме. Мы записали передачу для канала «Союз». Там выступал лейтенант Сергей Лобанов. В орденах весь. Какие стихи хорошие. У нас в союзе писателей такие герои есть!
Н. Иванов: - Героев надо выращивать, ими сразу так легко не становятся. Помню гвардии лейтенанта Сергея Лобанова, сейчас автора уже трех книг, сержантом, который только-только приехал к нам на российское совещание Союза молодых писателей. Мы на него обратили внимание – некоторых он поверг в шок своей прямолинейностью. Из парня такой вырос человек?! Он был ранен, с первого дня в зоне СВО. Какие у него стихи!? И как он их умеет читать. Мы горды тем, что идет молодежь, есть кому передавать дело. Мы захватили фронтовиков, уловили их отношения к писателям, их отношения между собой, отношения разных поколений фронтовиков – интереснейшие. С каким юмором они друг другу относятся. Нам хочется передать атмосферу и новому поколению. Новое поколение – тоже уже фронтовики.
Н. Карташева: - Николай Федорович, в будущем году столетие Бондарева?
Н. Иванов: - В 2024 году, верно. Полгода назад мы обратились в АО «Марка» с просьбой рассмотреть вопрос о том, чтобы к столетию его была выпущена марка. Сейчас она в разработке, она выйдет. Бондарев - один из руководителей начала 90-х. Самое сложное время ему выпало. В память о нем у нас учреждены две уникальные медали. Первая – «Горячий снег», для фронтовиков. Вторая – «Жди меня». Эти два названия настолько говорят за себя, что ничего не надо объяснять. Когда не стало писателей-фронтовиков, и медали закончились. А потом пошли ребята с СВО. И мы возродим медали! И для ребят-фронтовиков, и для тех, кто пишет на эту тему. У нас в союзе писателей много тех, кто ездит и летает за ленточку. Я сам живу там. Моя тема. Поэтому мы не хотели бы особенно выделять фронтовиков, но показать, что мы все переплетены и это важно, чтобы они чувствовали, что мы рядом. Мы их подзадориваем, учим, заставляем творчески работать. Учим их, чтобы они перешагнули этап ученичества, школы, и сразу стали писать серьезные работы.
Н. Карташева: - Сергей Павлович, расскажите, вы же еще памятник Белову открыли?
С. Козубенко: - Бюст. Памятник не получился. Власти Вологды немного опоздали с ним, потом сами решили поставить. Мы планировали его в другом месте.
Н. Иванов: - На могиле Федора Абрамова. Они друзья. Федор Абрамов, Валентин Распутин, Василий Белов. Планы были такие.
С. Козубенко: - А потом стечение обстоятельств и вышло так, что нам пришлось установить памятник в Союзе писателей России.
Н. Иванов: - Мы его не отдали, но поставили себе. Автор - Сергей Полегаев. Выполнил работу. Приезжали оценивать Геннадий Иванов, Крупин. Когда увидели облик, то были под впечатлением.
Н. Карташева: - Союз писателей – великие русские имена. Распутин, Белов, Гамзатов – многие, многие. Сергей Павлович, расскажите немного о своей биографии. Знаю, что вы – сибиряк. Ваша мама – преподаватель русского и литературы в школе. Вы стали спортсменом потом.
С. Козубенко: - Я из семьи педагогов. Папа – директор школы, преподаватель географии и немецкого, мама – учитель словесности. Папа вернулся после войны с Германией, войну не застал, но после нее служил в германии, изучил хорошо немецкий и стал его преподавать в школе. Деревня наша обыкновенная. Зимой снежная, холодная. В семье братьев трое и три сестры. В деревне мы росли. Большое хозяйство, огород, много скотины. Росли, зрели, мужали в труде и подзатыльниках, в семейных традициях. Всё было. Армия подошла. Погранвойска. После школы училище ДОСААФ. Армия.
Н. Карташева: - А теперь вы глава большой семьи, в которой шесть детей, прекрасная мама, жена, экономист, помощница Ваша, которая совершенно не запрещает Вам тратить средства на благотворительность.
С. Козубенко: - Со мной уже лет 20 рука об руку команда греко-римской борьбы из Омска. Федерация бокса Омска – тоже мой попечительский совет. Труда много, много и тех, кто нуждается в помощи и поддержке.
Н. Карташева: - Трудно сейчас быть предпринимателем?
С. Козубенко: - Главное делать свое дело, которое ты можешь делать. Если получается, то о трудностях не думаешь.
Н. Карташева: - Николай Федорович, а теперь Ваша очередь рассказать о своей семье.
Н. Иванов: - Корни мои брянские. Дед комиссар партизанского отряда. Мама в 17 лет партизанкой была, тоже, кстати, и учителем в младших классах школы. Учился я в Суворовском. Когда я поступал, по стране было 8 суворовских по всей стране. Они были распределены по зонам. По географии и по языку, который изучал, попал в московское училище. В 14 лет я был старшиной роты. Мне пророчили Московское командное училище Верховного Совета, но я категорически отказался. Перевелся во Львовское училище на факультет военных журналистов. Редкое училище. Всего 60 человек набор был. Меня еле отпустили, но все же я закончил. Потом десантные войска. Афганистан. Италия. И далее… Я стал первым журналистом военным, который после Великой Отечественной получил медаль за отвагу. Вот могу похвастаться. В Афгане я повоевал, конечно. Военные журналисты ходили на операции иногда чаще, чем командиры взводов. И после этого все горячие точки я прошел. Сейчас я стараюсь не пускать молодых. Берегу их. Сам хорошо знаю, что делать в таких местах, куда бежать, кому представляться, что можно и что нельзя. Интересное наблюдение сложилось за много лет: похоже, что в войнах участвуют одни и те же военные, журналисты, артисты. Тех, кого я знал в Афгане лейтенантами, сейчас встречаю на Донбассе полковниками, генералами. Одни и те же воюют. Но это и хорошо. В этих людях есть уверенность.
Н. Карташева: - А Ваши художественные произведения?
Н. Иванов: - Да, я пытался и в погонах быть, и писать. Это было сложно. Но удавалось в некоторой степени. Я миновал окружную газету «Красная звезда», о которой мне сказали, что меня как журналиста там просто высушат, и лучше сразу стремиться в литературный журнал. И меня взяли в журнал «Советский воин». Я писал, работал. Там меня научили добывать материал. Для своих материалов я добываю материал, которого больше ни у кого нет. В реальности такое есть, что не придумаешь.
Н. Карташева: - Сергей Павлович, а помните в Институте культуры мы представляли книжечки такие маленькие. Маленькие фронтовые книжечки «Запрещенная русская поэзия».
С. Козубенко: - Название такое, чтобы привлечь внимание.
Н. Иванов: - Мы долго придумывали название этой серии. И оно получилось такое немного провокационное. Но, по сути, так ведь и было. Они были запрещены – не выпускались. Светлана Сырнева, Анатолий Анищенко. Это писатели первого звучания. А имена эти выбрались не случайно. К нам пришел совет молодых литераторов, и они выбрали эти имена, этих поэтов. Мы порадовались.
С. Козубенко: - Сложно было выбрать формат книги и оформление. В этом нам помог Никас Сафронов. Я спросил его, как он мог бы изобразить литературу, сделать ее более увлекательной. На какой странице написать портреты? Как книгу оформить? Он написал свои портреты на страницах книги, и она заиграла.
Н. Иванов: - Книга удалась!
Н. Карташева: - Сейчас книги стали так дороги. А как хочется держать в руках не только электронную книгу, но настоящую.
Н. Иванов: - Книги очень дороги, это так. Здесь вопрос государственного внимания ко книгоизданию. У нас получилось все наоборот. Издатели имеют дачи на Мальдивах, а писатели ничего. Сам принцип перевернут – на издании книги зарабатывает только издатель. Всё должно быть не так. Каждая бутылка водки имеет штрих код – все акцизы уплачены. То же должно быть с книгой. Должна быть отметка о том, что гонорар автору выплачен или нет. Когда такое поставим на контроль, будет все нормально.
Н. Карташева: - А как толстые журналы?
Н. Иванов: - И эта проблема существует. В проблемах толстых литературных журналов виноваты и редколлегии. Они не удержали авторов, читателей, подписчиков. То же, что с книгами – почта нас давит. Она накручивает такую цену, что выгоднее бросить электронную версию, чем печатать. Сергей Павлович и такие, как он, дают нам возможность глотнуть воздуха и идти дальше работать, не бросать литературу. Благодаря такому содружеству мы надеемся хранить Россию.
Н. Карташева: - Что можем пожелать друг другу и всем нам?
Н. Иванов: - Не потерять читателя и не разочаровать его. Важно помнить, что мы ответственны за то, что мы написали.
С. Козубенко: - Сейчас время сложное. Есть и непонимание и раздрай в отношениях, работе. Будьте терпеливы, веруйте в Господа, при любом исходе реализуйте себя. Человек должен быть нужен обществу, времени. Он не должен роптать, что родился такой или сякой, но делать своё дело!
Добавить комментарий