Перейти к основному содержанию

05:08 01.11.2020

Протоиерей Максим Первозванский: «О духовных и социальных аспектах современных технологий».

12.07.2020 17:38:34

Сергеев: - Здравствуйте, дорогие друзья, у микрофона редактор Илья Сергеев. Гость нашей студии протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе. Отец Максим известен вам как ведущий цикла «Современная семья», но сегодня мы будем говорить о вещах более прозаичных и связанных с первым образованием отца Максима - физикой.

о. Максим: - Здравствуйте.

Сергеев:- Сейчас многие, в том числе наши православные братья и сестры, беспокоятся о том, чем может грозить нам чипирование. Будет ли оно вообще, будет ли обязательным или как в Советском Союзе добровольно-обязательным. Чипов многие боятся. А стоит ли их страшиться, если это опасно - как можно чипирования избежать?

о. Максим:  - Есть несколько технологий. Наиболее известная - мы неоднократно видели сообщения о них уже по центральному ТВ, эта та самая электронная карточка, банковская, социальная, карта метро или транспорта, которые много кто уже использует. В миниатюрном виде могут вживить такое под кожу, чтобы не надо было эту карту с собой носить, а можно было расплатиться или удостоверить личность бесконтактным способом. Также возможно хранить там базовую информацию. Вещь эта серьезно дорогая по нынешним временам, болезненная. Безусловно, чипировать таким образом человека без его ведома совершенно невозможно. Здесь наши страхи перед тем, что осенью нам под видом вакцинирования что-то  впрыснут, на данном уровне технологий безосновательны. Есть еще ряд технологий, в частности квантовых точек или наносенсоров. Эта технология разрабатывается с конца 90-х, она известна, несекретная. Речь идет не о чипах в прямом смысле слова. Слово чип всем нам хорошо известно слово чипсы - тоненький кусочек срез от картофелины. Так вот чип это кремниевый скол. Речь здесь не о кремнии. Это не кремниевая технология. А совершенно новая, обещающая человечеству реальный прорыв, потому что надо честно сказать, что кремниевые технологии полупроводниковые  уже приближаются к своему пределу производительности. Есть еще два-три шага куда расти, а дальше уже сделать этого будет нельзя. Нас ждет много интересного в чисто физической области. И для этого есть наработки. И вот так называемые квантовые точки или маркеры разрабатываются с конца 90х годов. Основана она на том, что нано объекты и их ансамбли начинают вести себя как полупроводники, приходить в возбужденное состояние излучать свет, в диапазоне видимом и инфракрасном.  На этой технологии можно много чего построить. Другой вопрос, что эти технологии не носят управляющего характера. С помощью этих маркеров можно отметить или пометить определенные зоны и даже отдельные клетки внутри организма. Эта технология разрабатывалась изначально и продолжает разрабатываться для борьбы с онкологическими заболеваниями, например. Как сейчас действует химиотерапия? Человек получает лекарство, которое как при ковровой бомбардировке начинает уничтожать определённую зону в органе вместе с самим органом. А в этом случае, мы можем с помощью этих точек отметить в организме конкретно больные клетки. Это описано в открытой печати, можно об этом почитать. Тогда лекарство действует выборочно. Оно действует только на раковые клетки, но абсолютно не затрагивает рядом находящиеся здоровые непомеченные клетки. С медицинской точки зрения это перспективная разработка, которая, в общем, приблизилась к своему промышленному применению. Это, впрочем, еще не массовая технология. Речь идет уже не о чипах,  а нано объектах, о полужидких формах, но подчеркну - максимум, что здесь можно выжать - это такая вот функция отметки. Можно пометить и контролировать, но не заставить вас что-то делать или не делать. Представьте, что на вас повесили радио маячок и спецслужбы по этому маячку могут наблюдать, где вы находитесь и даже что вы делаете. Такую функцию квантовые точки могут выполнять. Другой вопрос, что наши опасения по поводу их повсеместного, принудительного и массового применения, на мой взгляд, необоснованны, потому что как абсолютно  любая технология она требует длительной обкатки в разных условиях. Никто не применяет ни одну прорывную технологию сразу в массовом масштабе. Любое лекарство, технические новшества сначала обкатываются. Обратите внимание, сколько обоснованного и даже возмущенного опасения в нашем обществе вызывает ускоренная разработка вакцины против коронавируса. Мы знаем, что самая быстрая в истории разработка вакцины - это вакцина паротита, 4 года заняла, а нам говорят, что сейчас вот прошло два месяца и уже идут испытания на людях и где-то в начале 21 года можно говорить о внедрении вакцины... Явно есть опасения, что слишком быстро. Все равно долгое время это требует, даже в чрезвычайных обстоятельствах, даже при давлении государства. Для этого потребуется определенный консенсус в обществе и много чего еще. Здесь же пока серьезная дорогостоящая необкатанная технология, очень многообещающая, которая действительно в перспективе может по-разному применяться, но в любом случае не как управляющая человеком структура. Нельзя сделать так, что откуда-то поступает сигнал, и вы как зомби начинаете куда-то идти и что-то делать или не делать.

Сергеев:- А как же печать антихриста, о которой говорится в Апокалипсисе. Она тоже не будет действовать на человека? Или это будет нечто такое, что будет менять нашу волю и может быть разлагать личность?

о. Максим:   - В Апокалипсисе не говорится о том, что печать эта будет как-то действовать на человека, кроме обратной связи от осознания самого факта принятия печати и поклонения Антихристу. Ведь этот важный момент исповедания, который православные должны понимать, что «устами исповедуем во спасение», говорит апостол. То есть когда человек осмысленно говорит, что он христианин, верует в Господа нашего Иисуса Христа, видит в Нем своего Спасителя и Бога, и произносит это исповедание. Безусловно сам факт такого исповедания начинает на человека действовать. Он определил сам себя. Я всегда с осторожностью, и в нашей программе о семье мы это часто говорим, что прежде чем что-то сказать, сто раз подумайте, потому что определив себя вы самопрограммируетесь... Представьте, что у вас сложные отношения с женой и вы не чувствуете любви к ней, должны ли вы сказать, что не любите вашу жену? Как только вы сами себе в этом признались, произнесли это, это слово начинает жить своей жизнью и в вас начинает действовать, начинает влиять на вас,  обратная связь возникает. Нельзя так говорить. Слова всегда надо определять точно. Например так: «Я чувствую, что сейчас моя любовь не такова, какой она должна быть, я чувствую, что со мной происходят неприятные вещи. Я постараюсь над этим работать». Не надо в словах фиксировать какие-то вещи. А в некоторых случаях, как с исповеданием христианства, надо. Надо себе сказать, да, я христианин, да я православный, исходя из этого, я живу, действую, это для меня главное. То же и с антихристом. Если человек исповедует определенные вещи, поклонится зверю, если он примет начертание не в тайне от самого себя, а именно как сознательное исповедание, то, безусловно, это начнет действовать на него определенным образом. А прямой мистики, о которой Вы меня спросили, что принятая печать начнет жечь вас, войдет в кровь, начнет ее портить, заставлять вас что-то делать - об этом я бы не стал говорить.

Сергеев:- Слова имеют великую силу?

О. Максим:  - Безусловно. От слов своих оправдаешься, как сказано. От слов своих осудишься.

Сергеев: - А как Вы думаете, не только как клирик, но и как физик, о том, что с помощью слов можно влиять на материю? Несколько лет тому назад по телевидению прошел фильм, который наделал много шума, о том, как наши слова влияют на воду. Были показаны эксперименты, люди говорили разные слова, также молились.

о. Максим:  - Интересно, что можно сказать, что Вы по адресу задали вопрос. Я окончил Московский Инженерно-физический институт.  На 4 курсе во время курсовой работы моим научным руководителем был доцент Дмитриевский, который как раз тогда еще в 80-е занимался изучением этого вопроса (в полностью атеистическом государстве), но тема эта его интересовала как биофизика - насколько эти странные непонятные вещи можно померить, можно ли померить с помощью прибора святость святой воды, можно ли померить напряженность ауры или нимба того или иного святого. Существуют ли какие-то физические отличия священного от обычного? Я  четко понял, хотя тогда я не был христианином, что все это ерунда, как бы грустно ни было, людям 21 века, воспитанным на фэнтэзийной магии, на том, что многим хочется думать, что мы можем словами влиять, двигать предметы, влиять на материю. Православный Церкви такой взгляд никогда не был свойственен за исключением отдельных людей, а вот католический запад вполне вляпался  в эту историю. На границе позднего Средневековья и Нового времени увлечение так называемой симпатической магией (от слова симпатия) через слова, через действие на один предмет можно повлиять на человека или другие предметы было велико. Многие известные деятели, в том числе церковные, этим вопросом увлекались. К счастью наши западные братья тоже в какой-то момент излечились от этого ложного представления. И наш мир так устроен, что он гораздо более скучен, чем многим кажется. Нет, словом нельзя повлиять на материю.

Сергеев: - Многие считают, что от этой скуки они могут спастись в православии. Слышал об одном тогда еще архимандрите, который когда рожала его духовная дочь, открыл Царские врата. Не знаю, насколько это так. Мне говорили, что такой обычай существует, так клирики помогают роженицам.

о. Максим:    - Наша обрядово-таинственная сторона церковной жизни при взгляде под определенным углом может восприниматься как такая магическая. Вопрос не в том, что делает тот или иной человек, но в том, что он в это вкладывает. Если я думаю, что через то, что я в разлуке со своим сыном или женой поцелую ее фотографию непосредственно передастся (я специально привожу пример симпатической магии) поцелуй этот? Или что, проколов иголкой куклу моего недруга, я принесу ему реальный вред - это ложь. Этого нет. Но дело в том, что если я, придя в храм и молясь пред Царскими вратами о благополучии роженицы, открываю Царские врата не для того, чтобы сам факт открытия врат мистическим образом помог ей, а понимая, что открытые Царские врата символизируют милость Божию и открытость Царствия небесное и близость Богу тем, ради кого они в данный момент они открыты, то вот такое ритуально-обрядовое действие не несет магии. Как священник постоянно убеждаюсь, что Бог категорически не магичен. За годы моей службы мне приходилось тысячи раз читать молитву перед родами, раз уж мы об этом заговорили, есть специальный молебный чин «жене, готовящейся родить», и я не вижу непосредственной связи. Женщины рожают, получают помощь, но нет такого: правильно или неправильно я прочитал. Кому нужны молитвы? Богу или нам? Ясно, что если мы видим Бога, как любящего Отца, который и безо всяких молитв хочет подать все благое, выжать из ситуации, в которой мы живем, максимум, доступный для нас, то ясно, что Ему наши молитвы не нужны. В этом смысле молитва не носит магического характера. Но молитва меняет нас, молящихся, делает сердце и жизнь молящегося открытыми для Бога. Или наоборот - это уж как помолился. Молитва меняет нас и в этом смысле она важна, но она не мантра, а обращение к Богу, на которое Он, безусловно, отвечает, потому что Он и так нас слышит и видит. Ты пришел к Нему и говоришь Господи, дай. Иду по улице, вот нищий, а мне может и не придет в голову дать, а он попросит и я дам. А потом я, как человек много занимающийся семейными проблемами, могу точно вам сказать, серьёзнейшая ошибка в отношениях состоит в том, что мы начинаем делать что-то для другого, когда этот другой нас об этом не просит или не благодарит. Люди старшего поколения регулярно эту ошибку совершают. Они начинает помогать молодым, когда их не просят. И продолжают помогать, когда их не благодарят. В ответ получают пренебрежение и хамство. В результате обвиняют молодых в неблагодарности: - молодые хамят, из дома выгоняют, а раньше, когда я не делала для них ничего, они меня уважали, а теперь не уважают. Да вы дождитесь, когда человек попросил, то он тогда будет ценить то, что он получает, а во-вторых, он понимает, что он теперь должен. Это важный момент. Вот я прошу приятеля, когда мне что-то нужно, и он конечно помогает. Он сам и не считает, что я ему должен. Но я, как нормальный человек знаю, что я его должник, и постараюсь это вернуть, скомпенсировать. Он по слову Евангелия, дает просящему, не ожидая, что тот вернет. Поэтому те, кто помогают без просьбы, они действуют очень по-христиански, но для тех, кому  они помогают, это часто производит совершенно разрушительное действие. Поэтому Бог так устроил, чтобы мы Его просили, чтобы мы, как состоящие из души и тела, совершали при этом какие-то действия. Да, Бог не нуждается, как говорит архидиакон Стефан в служении Ему как имеющий нужду в чем-либо, но мы нуждаемся в том, чтобы встать на колени, чтобы подать милостыню, читать молитвы, акафисты. Без этого у нас не устанавливается взаимодействие с Богом с нашей человеческой стороны, мы не открываемся для Него и не испытываем благодарности, как следствие вообще перестаем в Него верить.

Сергеев:- Хотел бы вернуться к открытым Царским вратам. Мне не совсем понятно. Вы сказали, что это символическое действие. Тогда чем символическое отличается от магического действия?

о. Максим:  - Магическое действие безусловно обязательно для того, по отношению к кому оно совершается. Например, я потер лампу Алладина, и джинн обязан вылезти из лампы и выполнить мое желание. Символическое действие никого ни к чему не обязывает. В жизни даже абсолютно не религиозных людей постоянно присутствуют символические ритуальные действия. От того, что я при встрече с Вами произнес какие-то слова, произвел какое-то действие, мы лучше поняли друг друга, мы настроились на встречу, мы правильно сориентировались, но вовсе не обязали другого поступать определенным образом. Символ ведь как работает? Он работает только для тех, кто его понимает, своего рода тайная символика, но не в смысле спрятанная сознательно скрытая от других, доступная только посвященным, но тот, кто не в теме, не поймет. Если вы приедете в культуру вам совершенно не известную, вы не поймете почему там в барабан стукнули два раза, а теперь трижды повернулись вокруг своей оси, но для человека понимающего происходит внутренняя перенастройка. Так и для верующего человека особенно для священника открывание Царских врат сопровождается внутренней настройкой на то, что вот он я, вот Бог. Во внебогослужебное время Царские врата не могут быть открыты, они могут быть открыты только на Богослужении. Здесь все проникнуто символизмом. Почему на определённое богослужение, молитвы священник надевает только епитрахиль, почему он  в другие моменты он сверху надевает еще и фелонь, а на самые важные Богослужения он надевает полное облачение: подризник, палицу и так далее. Церковь вся пронизана символизмом. Для верующего подчеркиваю, живущего в этой культуре, он имеет то самое обратное действие, о котором мы говорили в самом начале. Он располагает человека, при этом, не обязывая Бога. В этом главное отличие от магии.

Сергеев:- То есть он открывает врата, потому что это помогает ему настроиться на молитву?

о. Максим:    - Если совсем примитивно объяснять, то можно, конечно, сказать и так. Я сейчас совсем страшное скажу. Есть такое понятие, прошу понять меня правильно, «игра». Что такое игра? Есть игра развлечение, а есть игра дочки-матери, когда девочки или мальчики играют в дочки-матери, они же понимают, что это просто игра, что они просто настраиваются на то, что они дочки, матери, что это кукла. Но это серьезная игра. Как Джуманжди. Она меняет играющих. Богослужение это такая игра, говорю, а самому аж страшно, где Бог играет с человеком. Он сказал, чтобы ты помолился, давай приходи туда-то. Надень то-то, делай так-то. Бог даже в раю посадил древо жизни. Ему что, сложно было бессмертие и единение с Собой просто распылить в раю в виде дисперсной смеси, чтобы человек ходил и вдыхал бессмертие? Нет. Но, Он сказал, вот есть древо жизни, ты приходи к нему, ты с него вкушай, а вот древо познания добра и зла, а с него не вкушай. Даже в райском состоянии Бог человека поставил в определенные символические и реальные действия. Опять-таки, подчеркиваю, это «Игра», потому что это условность. Но при этом также, как в игре в дочки-матери, девочка реально проживает свое будущее материнство, также и мы причащаемся Богу, вкушаем Тело и Кровь Христовы. Это не магия, но это реальное причащение. То же в большей или меньшей степени происходит во всех ритуальных и символических и таинственных действиях, которые осуществляются в Церкви.

Сергеев: - Вы сегодня вспомнили о первомученике Стефане. Он в этой своей знаменитой речи перед Синедрионом сказал, что Бог не в рукотворенных храмах живет, повторив в общем слова Христа, которые наш Спаситель сказал самарянке, что Богу нужно молиться не в Иерусалиме, и не на горе, а в духе и истине, потому что Бог есть Дух. Разве здесь нет указания на то, что Христос отменяет ветхозаветное отношение к сакральному и профанному?

о. Максим:    - Сложная эта тема. Хотя если вспомнить слова Христа, которые Он сказал самарянке, то Он не сказал, что Он отменяет поклонение там или здесь. Он сказал, что придет время, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине, потому что Бог есть Дух. И то, что это безусловно так, сомнению не подлежит, поскольку это слова самого Христа. Разделение мира на священное и мирское, которое свойственно языческому миру, христианством отменяется. Также как понятие чистого и нечистого, многие другие понятия христианством отменяются. Но также, как в отношении Бога, Который есть всеблагое и бесстрастное Существо, мы применяем наши слова для адекватного и правильного восприятия и говорим: -Бог гневается, Бог милосерд и другие эпитеты применяем мы к нему и уподобляющие Его нашим человеческим чувствам, ни в коем случае не отменяя Его собственного бесстрастия и вседовольности, так же и здесь. Отец Алексей Мечёв говорил, что молиться надо уметь и на балу. Я на днях смотрел молебен из главного храма Вооруженных сил. Я сидел в кресле, а там Президент вместе с Патриархом объявили минуту молчания, а я сижу в кресле. И я как ужаленный подскочил и эти 15 секунд, которые продолжалась минута молчания, когда отбивал метроном, я понял, что не могу сидеть в этот момент, я должен встать. Что мне мешает относиться с благоговением к подвигу наших предков, отдавших свои жизни в Великой Войне, что мне мешает делать это сидя? Могу ли я читать вечерние молитвы, сидя в туалет? Или я должен это разделить. Это цель, которую перед нами Господь ставит - уметь молиться и на балу, да, поклоняться Богу только духом и истиной. Так же как и слова апостола Павла, что для Бога нет эллина, иудея, мужеского и женского пола. Если мы начинаем буквально принимать их, применять впрямую, говорить, что да я ни мужчина и не женщина, то ничего у нас не получится. Не получится, если я забуду, что я русский, а мой сосед забудет, что он еврей, а эллин решит, что и он не эллин, то ни у кого ничего не получится. Каждый должен эти свои свойства, эллиниство или еврейство, мужественность или женственность, рабство или свободу в результате всей своей жизни преобразить с Божией помощью и Божиим воздействием так, что это станет несущественным фактором в его жизни. У меня есть интересный опыт, я о нем уже рассказывал. Будучи еще молодым человеком, не священником, где-то в начале 90-х, я разговаривал с одним послушником одного московского монастыря. Он тогда сказал, что он размышляет над заповедью Христовой о том, что кто не возненавидит отца или мать, тот не может быть учеником Его. И он удивлялся: для многих это сложная заповедь. А чего сложного? Я и так их ненавижу. Понятно, что речь идет не просто о природной ненависти к родителям. И здесь похожая ситуация. Чтобы научиться любить Бога, обычному человеку нужно знать любовь родителей, друзей и понимать, что стоит за словами любовь, дружба, преданность. Мы не можем перескочить телесный и душевный уровень и сразу оказаться на уровне духовном. Это будет выглядеть именно так, как  в случае с тем послушником, который  и так ненавидел отца с матерью, поскольку был брошен ими и воспитывался в детском доме. Самое страшное, что придя в тот монастырь он ощущал себя там также - что он там тоже никому не нужен, потому что все такие духовные, и все как-то к Богу, а он так и не нашел простого человеческого сочувствия. В последствии он как-то вырулил, к счастью, потому что это тяжелейшая ситуация для человека, который не чувствует, что может дарить, принимать человеческую людскую земную любовь. И для нас то же - чтобы молиться духом мы должны привести наше тело в соответствующее положение, желательно встать перед иконой. Да, можно молиться и без иконы. Икона для молитвы не обязательна. Знаю людей, которым иконы не помогают молиться, их ум и сердце возносится к Богу напрямую. А мне, например, как и многим другим это очень важно: встать перед иконой. Я отчетливо понимаю, что доски и краска здесь ни при чем, во мне нет ни капли магического отношения к иконам, но мне икона помогает, а также и горящая лампада. Можно много слов сказать, что лампада - это символ горения души. Но мне, например, неважно, какой это символ. Есть такая традиция символического толкования Литургии, что малый вход символизирует выход Христа на проповедь. Мне всегда это было глубоко чуждо, я это не понимал. Малый вход - это священники просто с Евангелием выходят, выносят Евангелие, потом позже я узнал, что издревле это был просто вход в Храм с Евангелием. Мне этот прямой символизм ближе - вот Евангелие, слово Божие в Нем, сейчас его будут читать, оно такое красивое, большое, тяжелое, украшенное, у диакона должен быть мощный голос, мне это важно, хотя перебор меня тоже начинает раздражать, когда этого всего слишком много. Но мне это нужно. Это помогает. Этот уровень душевно-телесный важен.

Сергеев:- А существуют намоленные иконы?

о. Максим:   - Конечно. Но не потому, что они намоленные, не просто потому что люди много перед ними молились. Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. А если копать в глубину. Почему-то Бог некоторые места, иконы, святыни делает особым источником Своего присутствия. Почему это происходит, почему именно эти - неизвестно. Может быть Бог, видя особую приверженность людей к молитве именно перед этой иконой отвечает им: Да, хорошо, вы так истово перед ней молитесь, так верите. С такой верой прибегаете, ожидая исцеления, например, что Я отвечу вам. Я так выстраиваю за Бога Его размышления, этим я нарушаю все правила приличия по отношению к Нему. Не знаю, но почему-то есть места, иконы. Мы знаем из Писания например, когда после своего знаменитого сна Иаков поставил жертвенник Богу на том месте, где Бог ему явился. Почему там? Не знаю.. Богу так было угодно, чтобы он Своей действие - явление совершал вот тут.

Сергеев: - Господня земля и исполнение ея. Ведь мы читаем тропарь Святому Духу, где говорится везде сый и вся исполняяй. На всяком месте владычества Его благослови, душе моя, Господа. Вы ведь верно сказали, что отношение к этому миру как поделенному на священное и несвященное это прерогатива язычников. Я полагаю, что вся земля свята, потому что это подножие ног Его.

о. Максим:    - Деление на священное и мирское - это базовое религиозное чувство находящееся в основании всех как простейших так и сложных религий. У одного из лучших религиоведов 20 века Мирча Элиаде есть книга, которая так и называется «Священное и мирское». Книжка может, конечно, быть рекомендована к прочтению. В ней хорошо показано, что в том или ином представлении языческое, а что не языческое.

Сергеев:- Но а мы должны избавляться от такого внутреннего устройства , когда мы хотим поделить мир на священное и мирское?

о. Максим:    - Это последовательный, я бы даже сказал педагогический процесс. Мы уже говорили, что человек постепенно восходит от своей плоскости, телесности, от которой он так до конца уйти и не может, он восходит к духовному, также и для многих их религиозное чувство базируется на этом противопоставлении священного и мирского. Простая вода, святая вода, это тряпочка от тапочка святителя Спиридона,  а эта такая же точно, но купленная в магазине, так это просто тряпочка. Бог освящает весь мир, об этом в Евангелии прямо говорится, что Бог любящий отец, который посылает дождь на праведников и на грешников без разделения. Но если мы не вкладываем прямого магизма и не обожествляем тот или иной предмет, то само по себе условное разделение на священное и мирское людям базово помогает вообще ощущать присутствие Божие в этом мире. Иначе у них просто не получается. Если это отнять, то они не взойдут на духовную высоту, а просто остановятся в растерянности. Как тот еретик из древнего патерика: отняли вы у меня Бога моего и ничего у меня не осталось. Поэтому прежде, чем что-то отнять, надо понять, а готов ли человек к следующему шагу, а если не готов, то надо по крайней мере его надо успокоить, ограничить, объяснить, что вот это уже излишество, магизм, что это совершенно недопустимо, а это надо перетолковать и твое восприятие переосмыслить. Это последовательный процесс, который не может быть решен насилием.

Сергеев:- А если человек готов?

о. Максим:    - Если готов, то он сам эти шаги постепенно совершает. Но еще раз хочу подчеркнуть это не в голове совершается, а в сердце. Точнее не только в голове. Известный нам всем раскол протестантский, который произошел в западной Церкви как раз был связан во многом (не во всем конечно, потому что причин там много) с серьезным увлечением всего западного мира симпатической магией, плюс последовательный юридизм в понимании отношений с Богом.  Магическое отношение к святыне, оно в частности и послужило тому, что часть христиан сказала, что нет, это так уже нельзя, отношения к христианству это уже не имеет, и мы просто пойдем отсюда. При этом выплеснув ребенка вместе с водой и построив заново собственную обрядовость, более простую, собственный символизм, без которого человек в принципе не может.

Сергеев:- А что такое святыня и как мы должны к ней правильно относиться?

о. Максим:    - Я впервые осмыслил, что такое символ, когда в детстве прочитал книжку «Дочь Монтесумы» Хаггарда. Там главный герой со своей невестой распилили обручальное кольцо вдоль, у них получилось два кольца. Каждый из них одел свою половинку на руку. А он уезжал в Америку, сказал, что обязательно вернется. Это такой символ. Чудесный просто. Именно поэтому обручальные кольца в наше время делают одинаковыми, хотя церковной традиции такой нет. Люди это делают, чтобы ощутить эту свою связанность. Кольца связывают. Давайте накачаем туда магии сейчас, и мы поймём, чем отличается символизм от магизма.

Сергеев:- Но ведь реально они не связывают. Вот у меня обручальное кольцо. Если я его сниму, то не перестану быть мужем моей жены.

о. Максим:    - Оно помогает. Напоминает. Вы ощущаете себя. Это своего рода исповедание. Я нося обручальное кольцо исповедую себя женатым человеком перед самим собой, перед Богом, перед людьми. Я себя по-другому воспринимаю. Если я в коротких штанишках сижу на пляже, то я себя ощущаю иначе, чем, если я в полном богослужебном облачении предстою перед Престолом. Поэтому многие священнослужители или монашествующие никогда не снимают с себя подрясник. А я именно по этой причине стараюсь не «портить край бороды своей», потому что «усы, лапы и хвост - вот они мои документы». Эта борода мне важна. Спрашивают, серьезно ли я к бороде отношусь или это фишка такая? Конечно фишка. Всего лишь. Но с обратным воздействием на меня. Я по-другому себя ощущаю. Когда человек пересматривает свою внутреннюю систему координат, то он обязательно меняют прическу, гардероб. Это внутренняя перестройка обязательно вызывает перестройку внешнюю. Если человек вдруг изменил свой имидж – сто процентов, он поменялся и внутренне. Мы едины в своем имидже, теле, душе, духе. Все одно на другое воздействует. То же и со священным. Если для меня это кольцо связано с моей женой, то оно будет меня держать, оно будет мне напоминать. Говорят же: "Ты либо трусы надень, либо крестик сними", это важно, внешние знаки. Да вот, о татуировках говорят, что это же ерунда, просто красивая картинка. Ничего подобного. Она имеет воздействие на самого человека, который ее носит. Не магическое, правда. Помните фильм «Мы из будущего»? Самая сильная сцена, когда герой по имени Череп – «нацик», вернувшись обратно сюда в настоящее из 1942 года начинает тут же раковиной, которая ему попадается ему под руку, сдирать с себя немецкую свастику, которая была у него  на плече. Они не верующие люди, там про Бога вообще и слова нет, но он понимает, что он ни секунды больше не может носить на теле свастику, которой до этого, еще два дня назад, он похвалялся. Это влияет на нас. Не магически, но мы так устроены, что влияет.

Сергеев: - Мы разные. На каждого влияет по-разному. Есть те, кто никогда не снимет с себя крест нательный, допустим в больнице. Есть те, которые совершенно спокойно его снимут и поймут, что от этого они не перестанут быть христианами. Об этом хорошо говорил протоиерей Дмитрий Смирнов, что а разве апостолы носили крестики? Мне иногда приходится снимать кольцо, когда я работаю в огороде, чтобы не повредить его и не поцарапать. Бывает, что я несколько дней его не ношу, но я ни разу не забываю о жене и о том, что я ее муж.

о. Максим:    - Вы сказали важные слова - люди разные. Это так. Апостол Павел об этом хорошо говорит в своем знаменитейшем тексте про идоложертвенное. «Идол в мире есть ничто, но не у всех такое знание». Там дальше страшные слова для большинства православных: «если немощный брат увидит меня сидящим в капище…». То есть апостол считал для себя возможным вкушать идоложертвенное мясо и сидеть в капище языческом, и это не было для него отречением от Христа. Но он говорит: «если увидит меня брат, совесть которого признает идолов, то из-за меня погибнет немощный брат (а дальше следуют слова, которые читаются перед Великим постом в мясопустную неделю), не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнять брата моего. Это важно, если ты совестью считаешь, что если ты снимешь крест, то тем отречешься от Христа, то если снимешь - отречешься. А если твоя совесть это никак не подразумевает это, для тебя в этом нет отречения, то снимай на здоровье. Я многократно видел подтверждение этому. Мы с моей супругой в первые роды в 92 году приехали в роддом, и ее заставляли снять крестик, я сдал ее и ждал просто, когда мне вещи вынесут. Выходит заплаканная жена и говорит, что заставляют снять крест, а она готова была под забором рожать, только не снимать крест. И я понял, что это такое. Для нее это было важно. Она не могла снять крест. И, слава Богу, мы ушли.

Сергеев:- Это не то, что апостол называл немощью?

о. Максим:    - Конечно, это немощь. Мы все такие. Признать себя немощным - в этом нет греха. Хуже, если некоторые посчитают, что они не такие уж и немощные и могут вообще ходить без креста. Это, кстати, легко проверить. У меня с одной знакомой немолодой женщиной была история. 90-е годы. Я ревностный такой христианин, не то, что сейчас остывший. Мы сидим на берегу. Она снимает крестик и идет купаться. А я ей говорю, зачем снимать крестик? Она отвечает, а если с ним что-то случится? Утонет? Я ей говорю: а вдруг с вами что-то случится? Без креста-то. И она сразу схватила крестик и на себя обратно. Вот проверка. Ты действительно уверен, что Бог с тобой настолько, что в кресте ты или без креста, ничего с тобой не случится и нет разницы? Если ваша совесть и вера столь глубоки и нематериальны, что вы вполне осознаете себя постоянно пребывающим с Богом и без креста, то спокойно можно снимать крест. А если вы хватаетесь за крест, когда рядом сидящий молодой человек говорит, а вдруг с вами что-то случится, то ваша совесть еще пока немощна и лучше носите крест не снимая.

Сергеев:- Хорошо, Вы сказали четко, ясно и кратко. Хочу вернуться к началу разговора. К тем страхам, которые испытывают православные и не православные. Поговорим о вышках 5G. Что такое? Чем оно опасно? Опасен ли вай-фай, телефон, микроволновая печь? Я категорически не ем еду, разогретую в микроволновке, фобия такая. Или я прав?

о. Максим:    - Любая термическая обработка еды приводит к изменению их физического строения. Приверженцы теории эволюционного развития человека утверждают, что именно термическая обработка еды позволила людям стать людьми. Резко повысило усвоение продуктов, которые они ели. Обработанное в огне лучше усваивалось.

Сергеев:- Обработка термическая - это ясно. Но сама технология вызывает у меня отторжение. Берется еда, кладется в коробку, где нет огня, воды ничего, с помощью какого-то излучения еда нагревается. Это нарушает порядок мира, так мне кажется. Так не должно быть, еда портится.

о. Максим:  - Я даже представил себе как соплеменники, глядя на древнего человека, достающего кусок мяса из огня, ужасались бы, потому что как нарушать порядок мира?  Что такое огонь? Что такое кипящая вода? Мы обладаем органами чувств, наше зрение видит электромагнитное излучение в определенном диапазоне от красного до фиолетового. Каждый из нас слышал про ультрафиолет и инфракрасное излучение. Если мы ультрафиолет мы видеть не можем, то инфракрасное излучение мы, например, ощущаем как тепло. То тепло, которое исходит от батареи, костра, нагретого чайника, это тоже излучение. Для нефизика это может быть странно. Это просто тепло. Нет, это такое же излучение как то, которое мы видим. Но длина волны несколько больше. Колебательная электромагнитная волна, которую мы воспринимаем как свет, длиннее. Помните волны на воде? Или маятник? Длина волны и частота колебаний. То же и здесь. СВЧ это сверх высокие частоты. То же самое электромагнитное излучение просто с другой частотой. В этом смысле оно ничем не отличается от тепла электрической плиты, например. Там тоже нет огня. Там есть железный блин, на который вы ставите сковородку, и почему-то оладушки начинают шипеть и готовиться. Но огня нет. Там все четко построено на инфракрасном излучении при этом переходящем в реальную красную область - мы видим как нагревающийся блин становится темно-красным, хотя основное излучение происходит в инфракрасной области. В микроволновке это происходит на сверхвысоких частотах.

Сергеев:- Длина волны тоже может быть разная. Слышал, что солнечное естественное освещение благотворно действует на человеческий глаз, а вот на которую дает электрическое излучение глаз разрушает. Или это тоже не так?

о. Максим:    - Безусловно, мы созданы таким образом, что для нас наиболее естественным и правильным является жизнь при температуре 20 градусов. Удивительно, в каком узком диапазоне мы можем жить, дальше нам уже нужны средства защиты в виде шубы, валенок. Безусловно, видимый диапазон для нас наиболее приятен и комфортен. А уже ультрафиолет диапазон врачами делится на полезный и вредный. При полезном мы можем загорать, с его помощью вырабатывается витамин D, и если мы не будем находиться под этим излучением достаточное время, то у нас начнутся проблемы. А есть и вредный диапазон ультрафиолета. Поэтому и голову в микроволновку совать не надо. Так ведь и в костер не надо. Интенсивность излучения падает обратно пропорционально квадрату расстояния. Если вы  находитесь в два раза дальше, то интенсивность излучения  в 4 раза меньше, если вы дальше в 10 раз, то уже в сто раз меньше. Интенсивность изучение падает очень быстро. Отодвиньтесь от микроволновки на метр и вам ничего не грозит. А что касается еды, которая там находится, то какая разница, с помощью какой частоты излучения она была нагрета?

Сергеев:- Если рядом с микроволновкой что-то грозит мне, то и еде, которая там внутри что-то грозит?

о. Максим:  - Ей грозит нагревание. Так же как и вашей голове. Не надо греть голову. Потому мы ее и отодвигаем от микроволновки. Но если в костер вы полезете головой или голыми руками? Руки же будут жариться. Для еды они будут пригодны, а вот есть уже будете не вы, а кто-то другой. Да, в том, что приготовлено для еды, нарушается структура, но для пищеварения это благотворно. Если вы поставите любой физический или химический опыт, то вы не увидите разницы принципиальной в еде, приготовленной на огне или в микроволновке. Больше того, когда вы готовите на сковородке, вы используете масло, а это вредно. Жареное масло это канцероген, который приводит к росту онкологических заболеваний. Если вы варите, то значительная часть полезных веществ вываривается в бульон, а не факт, что его вы будете пить. Когда вы готовите в микроволновке, все полезные вещества остаются здесь. Кстати, современная электрическая духовка, вот прекрасная вещь. Там вы ведь тоже ничего вы не видите. Нагревательный элемент сверху и снизу в инфракрасном диапазоне. Теперь о телефоне. Любое излучение потенциально опасно. Долго находиться на солнце тоже вредно. Это ясно. При этом современная человечество выработало такие понятия, как предельно допустимые нормы, концентрации, интенсивности, дозы. Делая МРТ, КТ, рентген, где вы получаете дозу жесткого ионизирующего излучения. Но подчеркну, нормы не должны быть превышены. Мы пьем воду, в которой растворены соли тяжелых металлов, мы дышим воздухом, в котором находятся всевозможные вредные вещества, которые испускают машины, заводы и люди, живущие рядом с нами. Но как правило мы не заморачиваемся этим. Помню, как произошла чернобыльская авария. Я учился на одном из последних курсов. Мы тогда уже размышляли над тем, что люди боятся двукратного превышения дозы предельно допустимой (не 20, а 40 микрорентген например), но они совершенно не боятся, когда концентрация тяжелых металлов здесь же в 20 раз выше. То, к чему мы привыкли, мы воспринимаем спокойно, хотя это вредно - никто не боится. А помните, был антинитратный бум, когда никто не ходил на рынок без прибора. А потом все успокоились. И здесь есть предельно допустимая интенсивность излучения. У меня нет оснований думать, что здесь государство займет не такую же позицию, которую оно всегда занимало по отношению к любым вредным воздействиям на человека. На улице вы видите линии электропередач. Вредно просто находиться рядом со столбом с проводами. А насколько вредно? А сколько времени? А на каком расстоянии? Есть четкие нормативы: если у вас обычные 220 вольт, то вот такие нормы. Есть нормы, на каком расстоянии от обычных проводов можно строить жилье, чтобы жить постоянно. А если мы видим ЛЭП 500 или 1500, то там вред больший, поэтому ходить под ними можно, а жилье можно строить не ближе, например, 100 метров. И с вышками этими то же будет: никто не разрешит ставить их на такое расстояние, чтобы они приносили вред здоровью.

Сергеев:- Большое спасибо, отец Максим. Вы вселили в нас оптимизм. А сотовая связь вредна вообще?

о. Максим:  - Как и любая технология, она имеет побочные эффекты. Другой вопрос, что человек те или иные издержки считает приемлемыми. Приведу страшный пример. Мы все согласились, что необходимо использовать автомобили. 200 лет назад не было еще ни одного, а сейчас их миллионы на наших дорогах. Мы же все решили, что это нам необходимо. А под колесами автомобилей ежегодно только в России погибают десятки тысяч человек. Но мы считаем, что эти издержки для нас нормальны. Это каждый раз ужасно, когда под словом издержки мы подразумеваем человеческие жизни. Но только так и рассуждают люди, принимающие решения. То же касается любой технологии. Пустив в свои дома электричество, мы решили, что это нормально, что короткие замыкания, при том что у нас есть УЗО, автоматы и прочее, все же приводят к пожарам. Но издержки оправданны, мы не перестанем пользоваться электроприборами. Вред и здесь есть. И не только физический. Мы видим, как увлеченность интернетом приводит к душевным и духовным повреждениям.  Когда люди усаживаются в социальные сети, разрушаются семьи, а еще игромания, порнография, чего там только нет. Но мы все вместе решили, что издержки оправданны. Мы в конце придем к балансу: при максимальной пользе, которую дает технология, мы минимизируем издержки.

Сергеев:- Наше время истекло. Благодарю отца Максима в нашей студии.

о. Максим:   - Храни нас всех, Господь!  

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+