Перейти к основному содержанию

07:12 11.08.2020

Откуда пошла традиция поднятия рук во время молитвы и поклоны, традиционно обозначающие падение - поднятие от греха?

21.04.2020 19:04:32

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/03/21/21-00

С.Комаров:  - Добрый вечер, братья и сестры, радио «Радонеж» в прямом эфире. У микрофона публицист Сергей Комаров. Жду ваших звонков, давайте этим вечером поговорим о душеполезном. А пока хотел бы озвучить тему, на которую мы будем говорить: послание к Евреям апостола Павла. Именно оно интересует нас потому, что оно читается Великим постом по субботним и воскресным дням и потому что это послание как раз годится для Великого поста. Это текст, который нужно скрупулезно разбирать. Сложный текст, наверное, самое трудное послание, я бы сказал- самое христоцентричное послание.

Какова проблематика послания? Послание направлено иудействующим христианам. Вообще само название дано Церковью. Если вы не знали, то знайте, что все послания в Новом Завете не имеют оригинального надписания, идущего от апостолов. То есть у нас нет рукописи послания к коринфянам I века, где написано «послание к Коринфянам». Сами апостолы не называли свои послания. Называла их впоследствии сама Церковь. И послание к Евреям названо Церковью так, потому что текст послания действительно очень иудейский, там много ассоциаций, ветхозаветных аллегорий, разных ссылок на Ветхий Завет. Без знания Ветхого Завета послание апостола Павла к евреям прочитать осознанно невозможно. Это послание, которое как в узел связывает главные нити ветхозаветных пророчеств о Христе. Это послание христоцентричное, поэтому важное для нас, потому что Христос всегда и во веки один и тот же и без Христа наша жизнь ничто, о Нем мы должны говорить и думать всегда. Послание апостола Павла адресовано так называемому второму поколению христиан, это поколение, которое жило  Церкви до разрушения храма, то есть до 70 года. Это не раннее поколение христиан 30-40 годов, это те, кто пришли в Церковь позже, в 50-60х. И именно тогда наметилась такая проблема в Церкви, как необходимость отмежевания христианства от иудаизма. Многие люди воспринимали христианство как иудейскую секту, между прочим, так римляне воспринимали христиан. Римляне не трогали до поры христиан, потому что думали, что это секта внутри иудаизма, а иудаизм был религией разрешенной, религией лицита (Religio licita). И только потом римляне поняли, что христиане не хотят, чтобы их считали иудеями и у них совершенно другие идеи. Тогда, по сути, начались гонения на христиан. Сами иудеи долго приглядывались к христианам и до конца не понимали, кем их считать. Это свои или не свои? И сами христиане долго не могли понять, кто для них иудеи - духовно чуждые им люди или все же близкие? Чтобы произошло осмысление этого, нужно было время. И тогда, когда пишет апостол послание к Евреям, это время пришло. Многие христиане проявили тенденцию возврата к иудаизму. Она видна в мотивах послания апостола Павла к Галатам. Павел рассуждает о том же. Эта тенденция видна даже в первом и втором посланиях к Коринфянам, и тем более - к Евреям. Павел решает, что нужно эту проблему обострить и расставить точки над «и», показать, что иудаизм и иудео-христианство, иудаизм внутри христианства - это вещь, несваримая для христианства, рано или поздно разрыв должен произойти. И разрыв этот апостол намечает в своем послании. Иудействующие христиане проявляли тенденцию возвратиться к вере отцов, кстати, их в некотором смысле можно было понять. Что мог иудей того времени сказать христианам, от чего христиане могли смущаться, особенно христиане из иудеев? Иудей мог сказать: ребята, а кто вы такие? Нам больше тысячи лет, у нас есть Писание от Бога, жертвоприношения от Бога, уставы от Бога, экзегетика Священного Писания, богословие, пророки, святые, мученики и храм. А что есть у вас? Действительно христианам нужно было ответить. И ответ был, конечно, один - у нас есть Христос, и так они, по сути, и ответили, таков ответ апостола Павла. Он говорит, что у нас есть Тот, который больше пророков, Тот, Кто даже больше ангелов. Там в послании есть такая тема, которая намечает развитие гностицизма во второй половине I века. Видимо, там уже появилась вера в ангелов, особая молитва к ангелам, обожествление ангелов. Апостол Павел борется еще и с этим лжеучением. Так вот, апостол говорит, что Христос больше пророка, ангелов, Моисея, больше Иисуса Навина, его священство больше священства Аарона, Он служит в лучшем святилище, Он водит лучший завет, Он является Тем, чьим прообразом было устройство скинии и завеса, и Он Тот, Чье жертвоприношение Самого Себя оказывается больше всех многократно совершенных жертвоприношений быков, козлов, овнов и других животных, которых евреи употребляли в качестве жертв. В этом смысле послание апостола Павла глубоко христоцентричное и апологетичное. Павел доказывает превосходство Иисуса Христа и превосходство Завета Нового над Ветхим. Этой теме посвящено все его послание. Надо сказать, что аргументация апостола Павла очень трудна для современного человека. Она легко считывалась иудеем того времени, который знал тексты Ветхого Завета, который был в иудейской теме. Сегодня, когда мы уже не знаем этого культурного контекста, нам трудно читать это послание, и аргументация апостола местами может показаться странной, мягко говоря. Поэтому нужно распутывать буквально каждую строчку, держа в одной руке послание апостола Павла, а в другой руке Ветхий Завет. Разберем сегодня пару интересных ключевых мест из послания апостола Павла. Скажу, что послание долго не признавалось в Церкви именно как послание с таким авторством. Само послание читали, но в авторстве апостола Павла сомневались. Стиль не его, он себя не называет, язык немножко не его, язык там выдает человека, хорошо знакомого с греческой философией, человека, который мыслит такими категориями. Чего только стоит определение веры в послании! Глава 11: «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Конечно, само по себе такое мышление не свойственно фарисейскому мышлению, представителем которого был апостол Павел, хотя Павел знал греческую философию, но все равно такой тип мышления не совсем его. Но нам Церковь еще в IV веке сказала, что послание апостола Павла мы принимаем. Хотя Феофан Затворник говорит, что не так важно авторство, как идеи, а идеи все-таки апостола Павла, несомненно. Если даже писал не он, то его ученик. Предполагается, что это мог быть Климент Римский или еще кто-то. До конца нам это неважно. Послание имеет в себе 13 глав и подобно другим посланиям, имеет три части: догматическую, нравоучительную, послесловие. Рассмотрим один момент из части догматической. А именно поговорим о священстве Господа нашего Иисуса Христа, о связи Его священства со священством по чину Мелхиседека. Этот сложнейший вопрос как раз решается в послании. Скоро будут в храмах читать стык 4 и 5 глав апостола Павла к Евреям, там говорится о первосвященстве Христа и произносятся такие слова:«Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, и Яныне родил Тебя». Как и в другом месте: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». С этим местом и разберемся: о чем здесь сказано? Мелхиседек - персонаж книги Бытия, который упоминается в книге только в одном месте. Глава 14 книги Бытия рассказывает о возвращении Авраама после победы над четырьмя царями, и даются такие строки: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его (Авраама) и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Авраам дал ему десятую часть из всего». Этот отрывок может быть назван странным по всем параметрам. Он не имеет ни предыстории, ни продолжения, это несвойственно для книги Бытия  и вообще Пятикнижия. Там все время говорится, кто, откуда, чей родственник, дается родословная. Тут человек Мелхиседек появляется ниоткуда и уходит в никуда. Это странно. Потом по какому праву Мелхиседек забирает у Авраама десятую часть добычи?  По какому праву Мелхиседек благословляет его? Ведь благословляет, обычно, больший меньшего, а Авраам, на секундочку, человек, которого Писание называет «другом Божиим». Больше оно никого не называет так. Таинствен образ самого Мелхиседека. Ниоткуда приходит, в никуда уходит и больше не упоминается, кроме одного места, но оно ничего не добавляет и не помогает понять что-либо. А место такое: псалом 109, 4 –«клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Это место еще больше запутывает все. Кто такой Мелхиседек, что такое чин Мелхиседека и кому Господь говорит : «Ты священник вовек по чину Мелхиседека»? В Ветхом Завете мы знаем чин Ааронов - священство Аароново, а что за священство параллельное Мелхиседеково? Если бы не апостол Павел, мы бы в жизни не поняли, о чем речь. Это одно из мест Ветхого Завета, о котором апостол Павел сказал, что это покрывало, которое снимается Христом. Это во втором послании к коринфянам Павел говорит: непонимание некоторых мест Ветхого Завета напоминает некоторое покрывало, которое набрасывал на себя Моисей, поскольку он светился, когда сошел с горы, где он получил заповеди. И он говорил, что тоже покрывало лежит на умах иудеев, которые читают Ветхий Завет. А покрывало снимается Христом, по слову апостола, то есть верою во Христа и богословием Церкви. Снимем это покрывало. Апостол Павел в 6-7 главах послания к Евреям раскрывает нам эту загадку. Из главы 7 читаем: «Мелхиседек… во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда...» Эти слова апостола Павла тоже надо истолковать. Как отмечает апостол, «по знаменованию имени». В переводе слово Мелхиседек означает «Царь правды», он же и Царь Салима означает «мир». Кого еще можно назвать царем правды и мира, как не Господа Иисуса Христа, который примирил и земное и небесное? Пророки говорили о Христе: - отрасль правды. Господь праведен Наш - это Иеремия пророк. Малахия писал о Нем «Солнце правды», Исайя говорил о Христе:«Царь мира» и сам Павел говорит:«Он есть мир наш». Это имя Мелхиседек - Царь правды, и Царь Салима - мира, эти два значения применимы к Господу нашему Иисусу Христу. Христос - это Мелхиседек. В духовном смысле Мелхиседек прикровенно прообразует Христа, потому что Христос - это Царь правды и Царь мира, каким являлся Мелхиседек по своему статусу.  Мелхиседек - Царь Салима. Библейские археологи говорят нам, что Салим - это возможно древнее название Иерусалима. В начале был Салим, Шалом, а потом стал Иерусалим. Получается, что Мелхиседек это Царь Иерусалима, который тогда еще, возможно, был маленькой деревушкой. Кого еще мы можем назвать царем Иерусалима, как не Христа? Ведь о Нем было написано на табличке на кресте Господнем: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Он отвечал на вопрос Понтия Пилата: «Так Ты Царь?». - «Ты говоришь», то есть - утвердительно. Христос Царь, но духовный, Иерусалима Небесного, в то же время Он Царь Иудеи, действительно Он Царь Иерусалима в духовном смысле - неузнанный Царь. В праздник Входа Господня в Иерусалим мы вспоминаем пророчества из книги Захарии: «ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, Праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». Это пророчество вспоминается и Евангелистами: Христос Царь и Салима. Все статусы Мелхиседека в духовном смысле относятся ко Христу. Далее продолжаем исследовать учение апостола Павла: «без отца и без матери Мелхиседек» - так  о нем говорит апостол Павел. Это не значит, что он не имел ни мамыни папы, нет, он был обычным человеком, рожденным естественным способом, но о родителях его в Писании ничего не сказано, а это опять же очень странно для книги Бытия, которая изобилует всякими родословиями. Это ведь тоже о Христе, друзья, потому что Христос без отца  по человечеству, а без матери по Божеству. Мы помним, что рождение Христа было безсеменным. Не имеющий ни начала дней, ни конца жизни. Почему Павел так говорит о Мелхиседеке? Потому, что опять же в Писании нет сведений о его рождении, и смерти. Он будто ниоткуда приходит и в никуда уходит. И опять мы видим намек на вечность Того, Кто стоит за этим образом, на Сына Божьего. Апостол сам потом говорит: «Сей, как Пребывающий, вечно имеет и священство непреходящее». Христос имеет священство непреходящее, потому что Он пребывает вечно. Пророчество об этом нам дано в образе Мелхиседека, который как будто не имеет ни начала, ни конца жизни, ни отца, ни матери. Далее Павел говорит, что Христос пребывает священником навсегда не только по причине своего приснобытия, Сын Божий вечен, но также потому, что жертва Его приносится однажды и на все времена. Жертва Христова неиссякаема, она покрывает всех и вся, она выше всего, она вечная, касается людей, которые жили в прошлом и веровали в эту жертву, и тех, кто жил во времена Христа, и тех, кто будут жить до конца мира. Такова жертва Богочеловека, поэтому Он пребывает священником навсегда, и Он единственный Священник в абсолютном смысле. Далее Павел отмечает, что в лице Авраама весь народ израильский дает десятину Христу в образе Мелхиседека. Напомню, что сам факт, что Авраам кому-то дает десятину, этот факт, очень интересный, опять же говорит о том, что Мелхиседек - не просто человек, но образ кого-то большего.

Вопрос:  - Откуда пошла традиция поднятия рук во время молитвы и поклоны, традиционно обозначающие падение - поднятие от греха?

С.Комаров:  - Это древнейшие формы молитвы, которые были не только в христианской религиозной культуре, но и в иудейской, и в других. Христиане молились в первые века все с поднятием рук, эта форма молитвы была распространена. Апостол Павел в послании к Тимофею, если не ошибаюсь, пишет: «хочу, чтобы благоговейные мужи на всяком месте молились Богу, воздевая руки». Это была обычная форма молитвословия. С течением времени она осталась только в алтаре. Только священники в алтаре поднимают руки во время богослужения. Если помните, это происходит в начале анафоры. Там другие были формы, например, молитва человека, распростертого на земле по образу распятого Иисуса Христа. То есть, руки крестообразно распростирались на земле. Некоторые подвижники могли всю ночь пролежать на сырой земле в молитве. Между прочим, крестово-купольная форма храма, то есть, когда храм строится по форме креста и в середине купол, тоже взята из формы молящегося на земле человека с распростертыми руками. Храмы в древности строились по образу человека. Человек был мерилом всего. Гуманизм в хорошем смысле. Например, мерили храм и все детали, все материалы, расстояния мерили человеческим телом. Сажени, ладони, локти - всем этим мерили, и так строили, что храмы до сих пор стоят. Мерили по человеку. Потом так называемое золотое сечение. Знаменитая Дарийская колонна. Там тоже мера вся восходит к человеческому телу, его пропорциям и размерам. Храм вообще создан для того, чтобы человек стал храмом, человек приходит в храм  и строит храм для того, чтобы стать храмом. В этом смысле человек больше храма, потому что человек больше стен, Бог желает жить не только в храме, но больше в человеке. «Вселюсь в них, и буду ходить в них, буду им Богом и будут моим народом» - говорит Господь. Христос говорит: «кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет, и мы придем к нему с Отцом и  обитель в нем сотворим». «Бог не в бревнах, а в ребрах», говорили на Руси. Конечная цель освящения - человек. Ною, кстати, Господь говорил размеры не в метрах. Там локти - древние меры, все от человеческого тела. Есть такой замечательный чин освящения храма. Этот чин похож на крещение  миропомазание: омывается водой Престол, помазуется миром, стены помазуются, каждение происходит, в храме новоосвященном обязательно служится Литургия, все причащаются, как и новокрещенного человека тоже обычно стараются причастить. Интересно, что эти чины во многом похоже. Это тоже не просто так.

Поклоны - это тоже древняя форма молитвы, почитательная форма. Она тоже родом не из христианства. Это было в иудаизме, в язычестве. Многие, и этим не надо смущаться, языческие и иудейские формы богопоклонения перешли к нам. Например, воскурение фимиама, возжжение свеч, каждение, религиозная живопись, изображения, пение, пение на два клироса из греческого театра. По Промыслу Божию формы богопочитания, формы богослужебного искусства готовились Богом столетиями. Об этом интересно размышлять. В Риме я был на Новый Год, успел слетать, и вышел за город и прошелся по Аппиевой дороге, на которой встречали апостола Павла, когда его арестованного вводили в Рим. В книге Деяний написано, что христиане вышли его встречать до Аппиева торга. Это дорога, которая была построена в IV веке до Рождества Христова, она проходит через всю Италию. Как построили ее тогда, так она и стоит. По ней можно ездить, ходить. Я так себе думал, что эти знаменитые римские дороги, которые опоясывали весь цивилизованный мир тогда, всю Римскую империю. Их строили столетия до проповеди апостолов для апостолов, чтобы апостолы потом проехали, прошли по этим дорогам побыстрее, и обратили как можно больше людей, чтобы христианские миссионеры прошли по этим дорогам. Ведь уже к концу I века христиане были во всех уголках Римской империи и даже за ее пределами, и римские дороги этому помогли.  Например, купол в храме - это не изобретение специфически христианское. Римские термы. Первые базиликальные формы храмов - это тоже римские здания для торжественных собраний. Римские языческие храмы строились в такой форме. То есть формы были подготовлены, а потом пришло христианство и наполнило их новым смыслом. И это очень прекрасно, глубоко и промыслительно. То же касается поклонов и поднятия рук - формы были, а христиане их использовали в истинном нужном контексте.

Возвращаемся к Мелхиседеку. Интересная деталь. Левий, который был в чреслах Авраама, во время встречи Авраама с Мелхиседеком, который принимал десятину впоследствии от всех остальных израилевых, а не давал ее. Левий тоже как бы принимает участие в даровании десятины от Авраама Мелхиседеку. Мелхиседек, благословляющий Авраама - это Христос, дающий благословение всему своему народу, всем верующим в Него. Мы имеем в виду не иудеям даже, но Новому Израилю, христианам. Тут работает система образов. Еще интересно, что слово «священник» употребляется в Библии впервые именно в 14 главе книги Бытия. То есть в эпизоде с Мелхиседеком. Может быть, это намек на то, что таким образом Мелхиседек являет священника истинного первого и последнего, единственного, Иисуса Христа, который родится через тысячелетия. И Мелхиседек приносит хлеб и вино. Это, по-моему, очень ясный образ, это Христос, который в Сионской горнице подает ученикам хлеб и вино, а под видом их скрывается Его Плоть и Кровь. Вот какую загадку как глубоко нам открывает апостол Павел. Без него бы мы вообще не знали, о ком это, кто этот Мелхиседек, и зачем он нужен. Получается, что еще  вВетхом Завете задолго до установления закона о ветхозаветном священстве, мы видим пророчество о новом истинном первосвященнике и о будущем новозаветном благодатном священстве. Наше священство новозаветное по образу Христа. Но священство Христово уникальное и оно священство по чину Мелхиседека. Это первосвященник, который входит в скинию, которую создал Бог, а не человек. Там больше у Павла развивается идея, что Христос входит в некую скинию Небесную, а мы не можем себе даже представить, что это, и приносит туда Кровь Свою. Священник ветхозаветный приносил кровь жертвенного животного, окроплял ковчег Завета и все, что было во Святом Святых. А Христос входит в скинию, по образу которой была построена скиния земная, в небесную скинию. Опять же, мы не можем представить, что это. Это может быть образ вхождения в присутствие Божие. Но апостол пишет, что Христос вошел во Святая Святых скинии истинной, которую воздвиг Бог, а не человек. Это глава 8 уже. Сделавшись для всех, послушных Ему, виновником спасения вечного и приобрел вечное искупление. Если помните, первосвященник входил во Святое Святых только один день в год (хоть и несколько раз) с жертвенной кровью и осуществлял, скажем так, искупление грехов народа за прошедший год. Поэтому это происходило каждый год в день, который назывался у евреев Йом-кипур (День искупления). А Христос входит один раз в Небесную скинию и этого достаточно, потому что Он приносит страшную и уникальную и высшую жертву за мир, Кровь Свою, Богочеловека. И приносящий - сам Христос, священник уникальный, Богочеловек. Он, как говорит молитва на Херувимской, есть Приносимый, Приносящий и Принимающий, Раздающий и Раздаваемый. Христос. Он Сам Себя приносит в жертву, Он приносящий и принимающий, потому что Он Бог. Он раздающий жертву - Таинство Причастия, руками священника, и Он раздаваемый, потому что Его раздают. Об этом говорится в молитве «никтоже достоин» на Литургии. Заметьте, что наш Первосвященник сидит одесную Отца, как сказано об этом в Евангелии. Не стоит, но сидит. Это говорит о некотором равноправии и о том, что Он упокоился от своего служения, Он уже осуществил жертву. В прощении грехов наших и заключается суть Нового Завета. Один из главных смыслов. Если помните, Иеремия говорит: вот Завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь, вложу законы в сердца их и в мыслях их напишу их и грехов их не воспомяну более. Это место уникальное - Иеремии 30 глава, где упоминается словосочетание Новый Завет. Интересно, что о Новом Завете впервые говорится в Ветхом Завете, в 31 главе послания Иеремии, а о Ветхом Завете говорится в Новом Завете, это словосочетание использует апостол Павел в послании к евреям. Так что Бог со Своей стороны прощает нам грехи через жертву Христову, а мы со своей стороны должны веровать в эту жертву и в сердце и мыслях тоже служить Христу, совершать некоторое богослужение в храме тела человеческого, в храме своего сердца. В этом и состоит Новый Завет, в прощении грехов и жизни по заповедям. Интересно, что Церковь читает отрывок о Мелхиседеке именно в Крестопоклонную неделю. Почему? Есть связь. Мне она кажется  очевидной. Священство тесно связано с жертвой и жертвенником. В Ветхом Завете жертвенник почитался великой святыней. Господь, когда объяснил Моисею, как устроить жертвенник и все богослужебные предметы сказал:«освяти их, и будет святыня великая». Это ветхозаветный жертвенник. Но насколько более великой святыней является жертвенник новозаветный, на котором Христос приносит искупительную жертву. Это крест. Когда Церковь празднует Крестопоклонную неделю и крест выносится для поклонения перед всей Церковью, тогда и читается это место из апостола Павла о Мелхиседеке и о священстве Христовом, потому что крест - это новозаветный жертвенник. Главная тут тема - жертва священства Христова. Жертва, благодаря которой мы получаем прощение грехов, освящение, оправдание, искупление, избавление от власти диавола, примирение с Богом, устранение средостения, то есть разрыва между человеком и Богом, и все те блага, которые нам дает Новый Завет. Прообразом Христа как первосвященника был Мелхиседек, о котором пишется в книге Бытия и один раз упоминается в Псалтири. Мы, кстати, не сказали, про эту фразу –«клялся Господь, и не раскается, Ты иерей вовек по чину Мелхиседека». Псалом 109, стих 4. Господь, Бог Отец, с клятвой, а это очень важная для древнего сознания реплика, которая означает, что Христа ставит на священство Сам Бог Отец, причем с клятвою, то есть торжественно запечатлевая это Своим благословением. Заметьте, что как Мелхиседека никто не ставил на священство из земных священников, тогда еще по сути статуса законного, Ааронова священства, ветхозаветного,  не было. События еще происходят до Моисея и до Аарона. И получается, что Мелхиседека никто не ставил на священства, получается, что это сделал Сам Бог. Можно спросить: а как это? Если не было еще священников?. Очевидно, это как-то духовно, пророчески произошло. Он чтил бога Яхве, приносил ему жертвы, еще до того, как было поставлено законное священство Аароново. Опять же это образ священника, которого никто  из людей не ставил. Образ Христа. Христос, как вы помните, не был из священнического колена, Он не был из колена Левитского, но из колена Иудина, а оно не священническое. Христос как бы не имел права быть священником. Он им и не был в земном плане. Но Он священник духовный, и на это священство его ставит не человек, а Сам Бог Отец и с клятвою, что важно. В словах «клялся Господь и не раскается» надо понимать, что речь идет не об исповеди Бога, но о сожалении о содеянном. Не пожалеет Господь, не поменяет решения Своего. Такая фраза есть в истории о потопе. Перед потопом Бог посмотрел на все безобразие, которым занимаются люди, и, сказано: «восскорбел в сердце Своем и раскаялся». Это не значит, что Он захотел покаяться, но что видел несоответствие между своим замыслом и его исполнением людьми и расстроился, пожалел, восскорбел. А в первом случае исполнение замысла Божьего будет соответствовать замыслу, потому что дело касается Христа. Клялся Господь и не раскается. «Ты священник вовек», вечный священник по чину Мелхиседека - кому это говорит Бог Отец? Богу Сыну, который готовится воплотиться или который воплощается. Христос священник по тому образу, который духовно был дан в лице Мелхиседека. Вот такое уникальное, многослойное пророчество, которое распутывает апостол Павел, а за ним еще святые отцы распутывают уже его слова. Мы с вами постарались эти вещи немного проговорить. Подумайте, насколько велик Бог в Своем промысле, что Он готовил спасение образа человеческого и показывал образы еще за тысячи лет. Такие образы, как Мелхиседек. Иногда спрашивают, был ли Мелхиседек человеком. Нет, он был человеком, не отметает того, что Мелхиседек историчен, потому что в книге Бытия о нем сказано, как об историческом персонаже. Апостол Павел не дает нам понять, что это просто аллегория, он историчен, но в то же время он аллегоричен.

Вопрос:  - Не могли бы Вы поподробнее рассказать, что значит - историчен Мелхиседек?

С.Комаров:  - В связи с Мелхиседеком написано много апокрифической литературы. Если этим поинтересоваться, там есть чуть ли не завещания Мелхиседека. В древне-русской духовной литературе тоже создавались памятники письменности. Мелхиседек - фигура, которая проникла во многие другие религиозные культуры, предания, мифы. Сама таинственность этого образа располагала к этому. Если порыть, можно было бы издать книгу. Но если это все строгим научным или  просто трезвым взглядом обозреть, то мы увидим, что это выдумки. Мы не знаем, кто был этот человек, что он делал. Мы можем предполагать, что это был глава рода какого-то, который имел контакт с истинным Богом, знал Его и Ему приносил жертвы, тогда как вокруг все были язычниками. В те времена мужчина глава рода был и священником, очевидно и старейшим мужчиной рода. То есть он приносил жертвы тем или иным богам, поскольку тогда был политеизм. Мелхиседек же чтил истинного Бога. Сказано: «он священник Бога Всевышнего». Больше мы не знаем ничего.

Вопрос:  - Каким праздником заканчивается Великий пост?

С.Комаров:  - Великий пост заканчивается официально, согласно богослужебным книгам , в Пятницу Лазаревой субботы. Там мы поем «течение святой Четыредесятницы окончивше», как-то так. Завершающие слова. Потом идут два уникальных дня. Лазарева Субботу, на которой мы поем уже воскресные песнопения, если помните, полиелей служится уже. И Вербное воскресение  - начало Страстей Христовых. Вербное воскресение открывает уникальный богослужебный цикл, который называется Страстная неделя. Она идет обособленно, отдельно от всего цикла великопостных богослужений, это уже собственно не Великий пост, это седмица Страданий Христовых. Поэтому к ней идут отдельные богослужебные тексты, они отдельно издаются. Триодь постная не содержит песнопений Страстной седмицы, которые входят в отдельный сборник. Там получается двухтомничек такой. Одно дело Великий пост, а другое дело Страстная седмица. Постом мы каемся в грехах, мы воспринимаем ветхозаветные образы, думаем о своем исправлении, ходим на службы, каемся. А Страстная седмица - это время думать не о себе, но о Христе, сопереживать Его страданиям, следить за каждым словом, которое Христос произносит в тот или иной день седмицы. Это время шествия со Христом к Его крестным страданиям.

Вопрос:  - Христос перед Пилатом отрекся от земного царства, сказав, что Его Царство не от мира сего. Прокомментируйте, пожалуйста.

С.Комаров:  - Да, Христос сказал такие слова. Но мы говорили, что Христос царь духовный. Это Царь Небесного Царства. Является ли Он царем Иерусалима? Иерусалим это город образ. Есть Иерусалим исторический, земной, а есть небесный, неземной, о котором говорится в книге Апокалипсис. Помните, Небесный Иерусалим в конце Апокалипсиса? Это некоторый образ Царствия Божьего. Поэтому Христос Царь Небесного Иерусалима, Царствия Божьего,но поскольку земной Иерусалим является прообразом Небесного Иерусалима, поскольку в земном Иерусалиме было истинное богопоклонение, то туда пришел истинный Бог, там Он пострадал ради нашего спасения, там осуществилось наше спасение. Христос подлинный Царь Иерусалима. Вообще-то он должен был быть признан иудеями, они должны были узнать в Нем своего Царя, потому что Мессия - царь Израилев, но они не узнали. Это их проблема, но Христос должен был бы быть Царем Иерусалима. Христос больше всех царей земных, которые ставятся уже по Его повелению и попущению. Он говорил Пилату: если бы не дано тебе было свыше, то не имел бы власти надо Мной. Власть свыше дается небесным Царем, Христом.

Земные цари используют власть, данную Богом по своему усмотрению, и, несомненно, несут за это несомненную ответственность.

Откроем главу 11 послания к евреям. Уникальная глава - своего рода гимн вере. Моя любимая глава. Этот вдохновенный гимн вере основан на подвигах ветхозаветных святых, которых апостол Павел поминает в каждой строчке. По мысли Павла ветхозаветные святые являются таковыми, то есть угодили Богу, благодаря своей вере. Им вменяется вера в подвиг. Это то, что от них требовалось. Апостол Павел каждому из праведников, которых он вспоминает, прибавляет слово «Верую». Верую, Авель принес жертву Богу, лучшую, нежели Каин. Между прочим, мы видим замечательный пример параллельного толкования Библии. Это метод, когда мы один местом Священного Писания толкуем другое место. Для этого и необходимо знать все Писание целиком, чтобы читать его стетоскопическим взглядом. Почему Каин убивает Авеля? Это не очень понятно по книге Бытия. И восстал Каин на брата своего Авеля и убил его. Жертву Авеля принял Бог, а жертву Каина - нет, а почем? там не сказано. Этот эпизод до конца остается необъяснённым в книге Бытия. А вот послание к Евреям объясняет. Все дело не во внешней форме жертвы, а в том, что у человека внутри. Авель был верующий, а Каин не то чтобы неверующий - он оба знали, что Бог есть. Но слово вера и веровать имеют разные значения. Есть вера как признание вещей невидимых, который невозможно доказать логически, и есть вера как обозначение учения, и есть вера как образ жизни и связь с Богом. Этот человек верующий означает, что он живет благочестиво. В этом смысле Авель был верующий. Потом про Еноха говорится, что верю, он был перенесен так, что не видел смерти. Про Ноя говорится, Авраама, Сарру - они угодили Богу верою Интересно тут, что апостол раскрывает нам мотивацию Авраама. Авраам решился принести в жертву Исаака. Согласитесь, что это место тоже непонятное в книге Бытия. Оно страшное. Отец решает убить сына потому, что ему Бог сказал. Не убивает, в конце концов, но заносит нож. До конца непонятно, как он мог пойти на этот поступок, что творилось в его голове  и сердце. Апостол объясняет: верую, Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака. Павел говорит что принес, хотя Авраам не принес, но собирался - намерение рассматривается как действие. Ибо он (Авраам) думал, что Бог силен из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Апостол открывает нам, что Авраам дела так потому, что веровал, что Бог воскресил Исаака и получил обратно живого в предзнаменование будущего воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых, потому что Исаак -это прообраз Христа и в будущее телесное воскресение из мертвых всех людей. Мотивы Авраама - вера в то, что Бог сына воскресит. Это, по сути, ветхозаветная дохристианская вера в воскресение Христа и в телесное воскресение из мертвых. Друзья, у нас недостанет времени, чтобы перечислить все сокровища послания апостола Павла к евреям. Предоставляю вам самим возможность читать, пользоваться толкованиями, изучать. Плод получите несомненный за свое усердие. Берегите себя, до скорых встреч!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+