Перейти к основному содержанию

02:15 19.04.2024

Всемирный день радио. Слушать и слышать.

27.02.2023 15:11:30

о. Сергий: - Приветствую вас, дорогие радиослушатели! Хочу напомнить, что сегодня празднуем День радио, и поздравить «Радонеж» с этим замечательным днём. Слушаем «Радонеж» уже больше 30 лет и всё не наслушаемся. Апостол говорил – вера от слышания. И наше слышание слова Божия – это главное. Мы повсюду сталкиваемся с тем, что никто никого не слушает. Вспомните все эти программы и ток-шоу на телевидении. Один рассказывает, а другой начинает уточнять, додумывать, договаривать – мешать говорить, концентрировать мысль. Детям в воскресной школе я давал задание в течение недели отследить – перебиваю ли я кого-то из взрослых и детей, а если да, то исправляться – учиться дослушивать, сколько бы ни говорили. Это оказалось очень сложно – главное тараторить своё. Это такой косвенный признак того, что я всё знаю. Еще есть характерная вещь и тенденция, что бы ты ни говорил, человек тебе отвечает «нет», хотя дальше может начать рассуждать совершенно в ключе противоположном. Это признак гордости, превозношения, человек ставит себя выше. Какое мнение вы можете иметь, если я все лучше знаю? Это весьма простые вещи, но нам всем нужно обращать внимание на это и учиться выстраивать нашу жизнь на уровне любви. Много от слушания и от слышания. Невозможно научиться слышать, если не слушать. Вот принцип: если ты сам все всегда знаешь, не научишься ничему, невозможно ничем поделиться, если ты этого не имеешь. Как можно поделиться любовью, если у тебя ее нет?

Слушать и слышать – важные вещи. От них, между прочим, происходит слово «послушание», когда тебе сказали, а ты послушал и послушался. Это формула счастья послушных детей, жён, граждан. А закононепослушные называются преступниками, которые считают, что закон написан не для них, и он что дышло. Такой интерпретатор закона духовные законы тоже пытается под себя подстроить. Он делает противоположное, незаконное, чтобы это его выделяло, превозносило, чтобы его слушали.

Вспомним Богоявление – «сей есть Сын мой, Его послушайте». Господь нам уже сказал, кого слушать. Если Его послушать и послушаться, то это гарантия нашего мирного состояния духа – того, за что мы бьемся. «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем есть и обрящете покой душам вашим». Если хочешь быть спокойным, мирным, недёрганным, то ты должен учиться у Господа. Он нам Сам лично доказал – так можно.  С Ним ты никогда не пропадешь, а без него – все равно счастлив не будешь. Это всё очень откликается у детей.  

Сегодня я был во втором классе общеобразовательной школы.  Они очень живо воспринимают это слово. Могу сказать, что и остальные классы, будь то первый или одиннадцатый. Все ищут мира друг с другом. Привожу детям пример. Господь нас сотворил от избытка Своей любви, потому что Он хотел поделиться со Своим творением Свей любовью. А как это поделиться? Тогда напоминаю о том, что у многих живут домашние питомцы. Их кормят, заботятся о них потому, что любят. А что хотят получить от кота, например, когда его гладят? Мурлыкание и удовольствие. И мы, взрослые, должны делить своей любовью с детьми. Мне жаловались, что есть такие мамы, которым сделаешь что-то, чтобы показать, что ты уже научился букву писать или картинку рисовать, а она говорит «потом» - всё время занята, ей не до тебя. Всё дело в слове. Не люблю формулировку эту, когда детей называют «мелкими». Как назвать предмет имеет значение. А ребёнок сколько больше предмета? Это точно такой же человек, как и ты! Он не мелкий, а маленький ещё. И ребенок вырастет. Будет расти, возрастать. Получается, что мы маленьких людей пренебрежительно воспринимаем как некое ничего не значащее, под ногами болтающееся. А на самом деле это просто маленькие люди, вверенные нам Господом, чтобы мы сделали из них больших людей, законопослушных, боголюбивых, добрых, настоящих граждан Царства Небесного и земного нашего отечества. Господь специально так сделал, чтобы мы учились отдавать. А когда мы ребенка называем мелким, то как он должен себя ощущать? Недочеловеком? По слову Иоанна Златоуста, если бы вещи назывались своими именами в мире, то грехов и пороков не было бы столько.

Слово – самое важное в мире. С экрана мы слышим много слов, по радио, но все ли они верны, как их вообще подбирают? В заголовке новостном слова выбраны так, чтобы человека зацепить, чтобы ему захотелось отреагировать, а в первую очередь осудить. Неважно кого! Кого-то да осудишь. Эти сделали плохо, эти не доделали, эти сломали… Так специально формулируется всё.

Про слово мы говорили много раз. Тема центральная. Слышание от слова, от слова Божьего, которое сказано. То, что человек имеет уши и не слышит, то Господь упрекает. Они сами говорят, что хорошо слышат, но с них спрос больше потому, что они о себе говорят, что слышат и знают, что им уже ничего слушать не надо. 20 лет в храм ходят, что им слушать проповедь на Сретение? А то они не знают праздника… Что нового мы можем там услышать? Такое возникает мировоззрение у людей. Но слово живое, оно никогда не одно и то же для всех, оно отличается любовью как раз. А нашим маленьким людям, детям, о которых я сегодня уже говорил, нужно, чтобы было с кого пример брать. Я интересовался, откуда дети знают скверные слова. Выясняется, что наши же христиане эти слова им и рассказали, потому что сами на этих словах и общаются иногда. Достаточно один раз, чтобы папа при ребенке что-то такое сказал – всё, моральное право утрачено, авторитета нет, значит, бесполезно уже говорить, что дети «совсем уже». Уже тогда это нормально – дети же подражают, и заражают друг друга. Эта инфекция почище любой пандемии. Непросто дело очистить язык от сквернословия, злоречия, колкостей, превозношения. Если уже есть что-то грязное, есть навык, то труд понадобится большой, чтобы очистить эту скверну. И об этом наше решающее и основное попечение.

Вопрос: - Какие добрые дела должен творить христианин?

о. Сергий: - Обратим внимание на формулировку «должен». Добрые дела делаются не от долга, а бескорыстно, по любви. Какие дела? А те, что сейчас подворачиваются. Господь Сам устраивает, чтобы было что доброе делать. Начинать делать добрые дела нужно с того, чтобы не делать злых. Самое доброе дело – не осуждать ближнего, находиться в мирном состоянии духа, доброе слово сказать, и не сказать злого. А дела милосердия – по месту. Где можешь помочь, помогай ближнему, жертвуй, тогда и совесть чиста. Женщине с тяжелой сумкой помоги, что сложного? Она может отказать, сейчас такие женщины серьезные. Ну и что? По крайней мере, ты предлагал. Дела такие делаются бескорыстно, то есть не за спасибо. Мы рабы неключимые, делаем то, что должны были бы делать и никак не хвалимся.

Вопрос: - Как правильно читать дома тропари и кондаки?

о. Сергий: - Правильно или неправильно здесь нет. Благочестивая традиция есть. Мы с матушкой, например, после утреннего или вечернего правила читаем тропари и кондаки, которые сегодня полагаются в честь праздника или святых, может быть, особо чтимых святых. Нужно чтобы правило было в радость всегда. Чтобы не было обязаловки, это важно. Нужно любить молиться, любить святых и читать им тропари. Даниил Ургебадзе имел множество икон, которые он собирал по помойкам, где попало. Собирал себе иконостас. И он читал им величание, всем! По крайней мере, это благодатно - читать в ту меру, в какую можешь. Если разово – читайте как хотите, если на постоянной основе как часть правила – согласуйте с духовником.

Вопрос: - Можно ли присутствовать на Литургии и не причащаться?

о. Сергей: - Вопрос непраздный, между прочим. Если не готовишься, то причащаться ты  и не должен. Подготовка может быть разная, обстоятельства могут быть разные. Если есть болезни, если запрещено поститься, если ты вообще в больнице лежишь, то тут разговор не идет, что нужно все обязательно читать, все правила, тут дело «как есть». А женщине в сложный период причащаться нельзя, а быть на Литургии можно. К святыням не прикасаться, а молиться – пожалуйста.  В стандартных же ситуациях лучше обыкновенно готовиться. Причащайтесь хоть каждое воскресение, но готовьтесь. Обсудите с духовником, тогда он благословит соответствующий пост, подготовку. Сколько бы вы ни причащались, нужно читать молитвы, старательно к этому относиться, потому что апостол Павел предупреждает, что кто причащается недостойно, многое заболевают, а некоторые даже умирают. Человек, правда, может впасть в другую крайность – не буду причащаться, не могу нормально подготовиться. Так тоже нельзя. Ты готовишься, стараешься, и пусть священник скажет – это его ответственность. Вот и это самый простой вариант - послушание.  

Вопрос: - Какую молитву мне читать в сложных обстоятельствах?

о. Сергей: - В личной беседе я мог бы дать совет. Так сложно давать совет. Если ситуация такая, что ты споткнулся или что-то подобное произошло, то нас приучали обычно бесам молиться – чтоб побрал, подрал и всё тому подобное. Самый простой способ молиться в любых обстоятельствах – «Господи, помилуй!» Мы всегда призываем имя Господа и просим милости. Если Господь помилует, то обстоятельства сразу перестают быть сложными. Так что читай такую молитву, какую можешь.

Вопрос: - Можно ли читать Новый Завет, не прочитав перед этим Ветхого?

о. Сергий: - Не только можно, но и нужно. Сначала надо читать Новый Завет. Это правильнее. Если ты в Новый не вник, то есть опасность ветхозаветного устроения мозгов и сердца. Лучше всего знать действующее законодательство – Новый Завет, который о том, что уже есть. Ветхий – о том, что будет. Мы, христиане, имеем дело с тем, что есть ,а не с тем, что будет, было бы, могло бы быть. Наше единственное чаяние, нам известное, Царство Небесное, которое будет. Пока есть время, у нас есть будущее.

Вопрос: - Для чего нужны сретенские свечи и как их взять в храме?

о. Сергей: - Сретенские свечи освящаются специальным чином на Сретение. Сретение – встреча Ветхого и Нового Завета. Господь приходит в ветхозаветный храм и начинается Новый Завет. Свечи – существенная часть нашей жизни. На Сретение свечи имеют особое значение потому, что являются тем самым светом, который загорелся в храме, свет Христов. Свечи нужно спросить в храме. Свечами этими дома надо пользоваться. Свет этот ничем не заменишь – это утепление нашей молитвы. Нам запрещается служить Литургию без светильников, то есть свечей. Обратите внимание. Есть ведь и свеченосцы, которые несут свечи при Малом и Великом входе. Вначале идет Свет.

Вопрос: - 70 лет в нашей стране убивали веру в людях, уничтожали храмы, монастыри, всё святое – возродится ли Россия?

о. Сергий: - Разве 70 лет? А потом разве не продолжали веру бивать? Храмы до сих пор уничтожают. Апостол говорит вы «храмы», вы «члены Тела Христова», «сотелесники Христу». Блудники эти самые храмы оскверняют. Разврат, блуд, прелюбодеяние – уничтожение храмов. Так что этот процесс уничтожения не закончился. Всё святое поносят. Возродится ли Россия? Зависит это от нас с вами. Пророчества есть о том, что возродится, но будем ли мы иметь отношение к возрожденной России, к святой Руси? Зависит от каждого из нас! От каждого молитвенника. Я верю, что наше отечество не может не возродиться. И именно потому, что у нас не только веру убивали в людях, но и самих людей, носителей веры. Не раз уже, и продолжают. Диавол ненавидит святую Русь, саму концепцию ее, что люди объединяются этой русской святостью. Я верю, что наш народ возрождается. Молитвенная жизнь в монастырях и скитах, храмы наполняются верующими. Хочется верить в возрождение. Судя по детям, это возможно. Если мы им дадим пример, если на нас закончатся те, в ком убивали веру, если не будет дедовщины, когда мы бьем потому, что нас били, то вероятно! Будем примером! Нужно, чтобы с нас можно было брать пример. Что было, то было, ладно. Господь простил и блудницу, и разбойника. Люди покаялись, всё. А сейчас нужен актуальный пример.  От нас зависит всё Нужно передать другим поколениям что-то, а то, чего нет, передать будет невозможно.  Давайте стяжать мирное состояние духа, любовь, то, что можно передать. Это не невозможно. Надо пробовать.

Вопрос: - Атеисты говорят, чтоб Бога нет. Церковь – что Он есть. Кому верить? Как поверить?

о. Сергий: - Атеисты говорят, что Бога нет, но сами они в свой атеизм верят. У них есть вера. В принципе,  ответ на этот вопрос базируется в ветхозаветном 13-м и 52-м псалмах царя Давида: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог». Сказал безумец в сердце своем, что Бога нет. Это безумие считать, что Бога нет. Надо быть умалишенным, чтобы такое измыслить. 70 лет убивали веру. А какая разница атеисту? Никакой. Почему же атеисты заставляли детей говорить, что Бога нет, плевать на небо, чтобы доказать Богу, что Его нет. А если Его нет, зачем туда плевать? А если он есть, зачем ему доказывать, что Его нет? Вера от слышания – еще раз повторю. Если есть у тебя возможность послушать обе стороны, выбери ту, где есть истина Истину нужно искать. Ты ищешь для себя ответ на вопрос – кто я, зачем я живу, что после жизни? Атеист скажет, что умер ты и всё. Мы от животных ничем не отличаемся. Какой-нибудь Ницше тебе скажет, что человек – только тело. Зачем мне мозги, я просто живу и всё. Недавно я детей спросил, кто такой счастливый человек. Мальчик один ответил совершено искренне: это тот, кто делает то, что ему нравится. А всё совсем наоборот - это самые несчастные люди. Тот, кто не преодолевает себя, своего ветхого человека, которому не пойми что хочется, тот никогда не будет счастливым. Вы спрашиваете, кому верить. Ну, вот умер человек, закопали и забыли. В веках может быть останется имя твое. Сколько в веках имен таких? Да никто не вспомнит… Люди забывают. Найти ответ можно только через поиск истины. Всё легко. Приходишь в храм, подходишь к иконе, говоришь, как есть: «Если Ты есть, Господи, то дай мне знак, чтобы я понял». Только этот эксперимент должен быть честным. Обязательно Господь даст. В моей практике таких случаев было много. Сомневающиеся в таком элементарном, но желающие эту грань переступить в сторону Бога, так делали, ответы получали. Господь живой! Что тут удивляться. Он не абстракция. Он всегда нас слышит. Он и сейчас здесь с нами. Не зря и вопросы  такие ставятся, чтобы на них можно было ответить. Помоги Вам, Господи.

Вопрос: - Есть ли смысл заказать сорокоуст в нескольких храмах?

о. Сергий: - Смысл есть. Чем больше народу в Церкви молится, тем лучше тебе самому и тому, за кого ты подаешь записки. Тут выходит взаимная польза. Ты храму жертвуешь что-то, там молятся. А по молитвам Господу много всяческих чудес совершается. Всякие точные цифры типа в семи храмах или сорока – сомнительны. Господь Один и Тот же во всех храмах. Есть для меня и в церковной теме слово неприемлемое. «Новодел». Я его воспринимаю как ругательное по отношению к храмам. Чтобы построить храм, люди столько терпят искушений! Люди хотят сделать дом Божий. Это всё очень непросто. И ты строишь красиво, на века, чтобы для людей. А потом кто-то приходит и сетует, что он старинные храмы любит, а это новодел, ненамоленный храм. Сердце кровью обливается. Благодать им не та. Но тогда уж давайте намаливать храмы эти, раз вы любите намоленные. Дух Святой один и тот же, освящается одинаково. Не сомневаюсь, что когда построили Лавру, то тоже находились скептики.  Храни всех, Господь! 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
9 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+