Перейти к основному содержанию

13:14 28.03.2024

Немного о паломничестве в Индию и Индонезию

01.07.2016 07:06:51

Немного о паломничестве в Индию и Индонезию

«Православное паломничество в Индию, в Индонезию? - Не смешите меня!» Наверное, так вам ответят братья по вере на призыв посетить эти экзотические страны. Скорее всего, сочтут авантюристом с болезненной фантазией. В лучшем случае – просто неприкаянным.

Даже современные молодые и начитанные священники полагают, что распространение истинной – православной - веры ограничивается рамками Святой земли и близлежащих к ней стран, контуром канувшей в Лету Римско-Византийской империи и кругом современной России-Белоруссии-Украины. В порядке исключения - отдельными местами на карте мира, куда волей судьбы занесло российских и греческих граждан. И как-то не вспоминается, что Господь любит все народы, живущие на планете, и заботится о спасении каждого из них.

Какую пользу паломничество приносит верующей душе? Оставим вывод для завершающих строк нашего повествования. И попробуем осмыслить недавно пройденный пионерский - в смысле первый - маршрут в Индию и Индонезию, организованный при участии ПС «Покров».

Начнем с Программы поездки – альфы и омеги любого паломничества. Вот что она нам предложила[1]:

1. Посещение в Индии мест, связанных с последними годами жизни, а также убиения и погребения святого апостола Фомы. Знакомство с историей и культурой народов, населяющих Индию.

2. Встреча с индонезийцем, обратившимся в Православие из мусульманства и принявшим священный сан. Более, чем за четверть века миссионерской и богослужебной деятельности на родном для островитян языке архимандрит Даниил обратил массу местных жителей. Посещение богослужений в храмах на островах Ява и Суматра - епархия Православной церкви в Индонезии.

3. Посещение исторических мест на острове Суматра, возможно, связанных с подвигами апостола Матфея. Известно, что он принял мученическую смерть он за обращение людоедского племени в азиатской Эфиопии.

Примечание: В древних документах термин «эфиопия» означал не столько название страны, сколько ареал обитания «людей с обожженными лицами». Не исключено, что это могли быть острова в Индийском океане, жители которых имеют «постоянный загар». Некоторые племена батаков, живущие на острове, практиковали каннибализм. В наши дни именно они принимают христианство[2], несмотря на государственную политику поддержки ислама.

 

 

Паломническая поездка была построена по убыванию «точных знаний» о святости посещаемых мест: от признанных мест жительства и убиения апостола Фомы, где сейчас стоят католические храмы - к предполагаемым местам пребывания и казни апостола Матфея, настоящим джунглям. Познание новых для нас земель проходило через знакомство с новой ветвью Православия. Зарождающейся в многомиллионной азиатской мусульманской стране, казалось бы, из ниоткуда....

Итак, начнем с Индии.

В настоящее время хорошо известны места, связанные с последними годами жизни апостола Фомы в районе города Ченнай на юго-восточном побережье Индостана. Хотя от местных христиан мы услышали, что апостол также проповедовал на территории Кералы. Кроме того, по слухам, в юго- западной части полуострова, подальше от океана есть даже православные храмы.

 Из-за задержки рейса в Москве у нас внезапно появилось свободное время в Дели. Нас прокатили на автобусе к главному авеню с въездными воротами-аркой [3] в Индию. В столице Индии - климат жаркий и влажный, однако он не препятствовал полосатым бурундучкам весело сновать между деревьев с задорно задранными хвостами. Вечером после небольшого перелета мы оказались в городе Ченнай, в довольно приличной гостинице в колониальном стиле. Традиционно наперченный индийский ужин - к этому уже начинаем привыкать – и отдых

С утра посетили три католических духовных центра, связанных с пребыванием апостола Фомы:

  1. Собор, где хранились мощи апостола до III века. В реликварии хранится копье, которым апостола пронзили в спину.
  2.  Пещера апостола с источником и вырезанным им в камне крестом, возле которого он молился.
  3. Большой Богородичный собор с мощами всех апостолов и молельным каменным крестом апостола Фомы в алтаре.

После обеда мы решили посмотреть уже чисто индийские достопримечательности – резьбу по камню в барельефах и в древнем храмовом комплексе города Мамалипурам, в котором была запланирована наша ночевка перед вылетом в Индонезию. Второй отель оказался скромнее первого, но имел преимущества в том, что находился на берегу Бенгальского залива. Многие из нас в сумерках успели вкусить воду Индийского океана, запивая свои первые впечатления чаем с молоком и специями, характерными для индийской традиции чаепития.

Сразу же напишу о заключительных днях нашего вояжа, которые мы также провели в Дели. На обратном пути мы прилетели в столичный аэропорт почти ночью, разместились скромненьком, но весьма колоритно украшенном индийском отельчике. С утра поехали на осмотр достопримечательностей. Среди них были:

1.Храмовый комплекс всех религий в виде дворца-Лотоса.

2.Мечети, перестроенные на месте и за счет древних индуистских храмов; знаменитая нержавеющая железная колонна, около которой любят загадывать желания. (Людей, не знающих индийскую историю, удивило влияние Великих Моголов на архитектуру городов Индии и то, что они способствовали появлению мусульманства в этой стране).

3.Почитаемый в Индии храм, посвященный одному из трех индуистских богов – Вишну.

Напоследок нас завезли в чайный магазинчик с лучшими сортами чая. Из окна автобуса увидели живой символ страны - слониху с маленьким слоненком, неспешно передвигающихся по проезжей части.

Перелет из Индии в Индонезию и обратно проходил с транзитом в столице Малайзии Куала - Лумпур, опять же в целях экономии. В принципе, для завершающих закупок, в том числе индонезийской продукции - чая, батика и всяких сушеных и вяленых экзотических фруктов это оказалось весьма кстати.

Вот уже и в Индонезии

Первым островом Индонезии, с которого началось наше знакомство с этим островным государством, стала Ява. И приятным сюрпризом оказалась радушная встреча нашей группы с архимандритом Даниилом и его причтом прямо в аэропорту Джакарты. Далее следовало размещение в хорошо расположенной, но подавляющей «пенальными» номерами гостинице, с комнатами без окон и примитивной сантехникой. Потом немедленное погружение в сон после едва заметного ужина. Всем желающим справиться со своим лишним весом рекомендуем отправиться в такую поездку.

От отца Даниила мы получили повторное приглашение на Литургию в храм апостола Фомы. Однако утро не обошлось без искушений. В 7 утра по местному времени и 3 часа ночи по московскому раздался звонок. Недовольный женский голос воззвал к нашей совести. Оказалось, мы заставляем ждать прихожан храма князя Владимира и самого отца Иоасафа, которые должны уже через час вместе с нами служить запланированную месяц назад Литургию по случаю нашего приезда. Обескураженная открывшейся перспективой, я обратилась к игумену Матфею с просьбой о помощи. Все-таки решили остаться послушными разработанной в Москве Программе нашего паломничества и не принимать скоропалительных решений [4].

Служба в храме апостола Фомы, построенном на средства прихожанина-бизнесмена Давида, прошла чудесно, отец Даниил подпевал церковному хору, а все положенные по чину молитвенные прошения исполнял отец Борис, в прошлом занимавшийся йогой. Почти все из нас причастились, даже, похоже, в первый раз в жизни, наш украинский проводник Миша. Нас очень тепло приветствовали прихожане этого храма и угостили вполне съедобным (т.е. не сильно острым) завтраком.

После храма мы поехали знакомиться со страной в популярный среди туристов парк «Индонезия в миниатюре». Из кабинок двух линий фуникулера, или вагончика мини-трамвая, можно воочию представить себе всю страну с высоты птичьего полета, так как в центральной части парка располагается искусственное озеро с островками, повторяющими расположение и контуры основных крупных островов страны. Вокруг озера расположены экспозиции, представляющие особенности разных территориальных областей. А уж по внешнему контуру парка расположены многочисленные павильоны-музеи. В принципе, по такому музею-выставке можно ходить не один день, так как выставочные экспозиции областей выполнены по принципу музея под открытым небом. Наподобие нашего музея северной архитектуры - «Кижи» или архитектурно-паркового музея под Киевом – «Пирогово». В числе музейных павильонов можно встретить культурно-исторический, палеонто-зоологический музеи, аквариум и экзотариум, павильон бабочек и оранжерею орхидей. Кроме того на территории выставки есть и технические музеи – транспорта и нефтедобычи.

На следующий день мы углубились еще дальше к югу, в центр острова Ява, который полностью лежит в Южном полушарии. В городе Соло, или, по-другому - Суракарта, который считается культурной столицей острова Ява, мы посетили общину отца Даниила, с которой, собственно, и возникла нынешняя епархия Индонезийской Православной Церкви. Литургия проходила в небольшом Троицком храме и включала помимо нас еще некоторое количество местных прихожан. После службы у нас состоялось приятное общение с местным клиром и прихожанами. Нас угостили почти царским завтраком, как мы смогли убедиться чуть позже, по экспозиции одного из двух посещенных нами царских дворцов, расположенных в центре этого города. Кстати, в одном из дворцов мы познакомились с сестрой здравствующего короля и ее мужем и получили приглашение в следующий наш приезд посетить ее королевский ланч с бальными танцами. Принимающая нас община отца Даниила «угостила» нас также посещением традиционного ткацкого производства чудесного батика с утонченным геометрически-растительным орнаментом и сочными красками охры, пурпура, лазури и изумруда. Мы купили чудесные незабываемые сувениры – изделия из индонезийского батика.

По возвращении в Джакарту во фруктовом баре-магазине мы первый раз увидели запечатанные в вакуумную упаковку разделанные плоды хлебного дерева. Вес отдельных экземпляров достигает от 30 до 50 килограмм, а средний вес тянет не меньше чем на 10-15 кг. По жизнеописанию апостола Матфея, именно это дерево произросло из жезла, поданного Господом апостолу во время молитвенного бдения.

На следующий день мы продолжили путешествие, перелетев на остров Суматра, в большой город Медан.

В аэропорту по уже почти сложившейся традиции нас встречали прихожане православного храма преподобного Сергия Радонежского, в котором мы по ходу запланировали попасть на воскресную службу. Завтракали в кафе кокосовым молоком молодых зеленых орехов и прочими местными блюдами, к которым никак не хотели подстроиться наши организмы.

В связи с полученным приглашением сослужить воскресную Литургию в Медане, нам предстояло серьезно пересмотреть оставшуюся часть маршрута нашей Программы. В первоначальном варианте мы должны были с северо-востока - из столицы Северной Суматры Медана - пересечь остров до столицы Западной Суматры – Паданга, который лежит на противоположном побережье острова на тысячу километров южнее. Этот большой переезд был предусмотрен с тем, чтобы мы могли побывать в разных городах и областях. Эдакая мини -этнологическая экспедиция.

На русский язык переведено мало историко-культурологической информации о народах Индонезии. Современные туристические программы по Индонезии и этому острову, в частности, в основном специализируются на природных достопримечательностях: джунглях с уникальной флорой - несекомоядные цветки Раффлезии, и фауной - орангутанги, слоны, тигры, носороги и т.д. , вулканах, серных источниках, горных озерах, водопадах, пляжах и прилегающих островах с дайвингом и рыбалкой. Уникальным фактом является то, что на Суматре можно организовать бесплатный аттракцион по пересечению Экватора (даже поставить опыты по разнонаправленности водяной воронки в северном и южном полушариях). Объекты культурного наследия населения острова, например, батаков, тоже привлекают внимание из-за яркой самобытности: домики с седловидными или похожими на перевернутый вверх дном корабль крышами, гробницы, которые соседствуют с современными жилищами или располагаются прямо в обрабатываемых полях, яркие и причудливые орнаменты на шарфах- улусах и многое другое.

Одним словом, теперь нам предстояло изменить Программу с тем, чтобы вернуться на воскресную Литургию в Медан через пару дней после нашего прибытия-старта путешествия. Кроме того, надо было заехать в еще один город-порт на западном побережье Северной Суматры (строго напротив Медана, но на другом побережье, то есть по сути еще раз вернуться на широту стартовой точки) – Барус, в котором в самые ранние века прибывающие путешественники встречали христианские знаки. Здесь была обретена первая Библия, или так называемая первая христианская книга на языке бахаса, написанная арабскими буквами. Удивительно, что название этого города - Барус, означает в дословном переводе – Благоуханный. Про него рассказывали нашему проводнику мрачные истории про действующих колдунов, случаи отравления и прочей порчи. Кроме того, этот древний порт с давних пор известен именно производством смирны-ладана[5].

Первую ночь на удивительном острове Суматра мы провели в чудном отеле «Экология» в первичных джунглях, как объяснил нам гид-проводник Иван, русский биолог, который всем сердцем полюбил этот индонезийский остров. Из-за большого количества дождей река Бохорок, возле которой располагается отель, стала полноводной, и посмотреть на кормление орангутангов у нас не получалось, так как прямые дорожки-мосточки были подтоплены. Программу знакомства с местной флорой и фауной мы ограничили посещением трехзальной пещеры с летучими мышами, пещерными стрижами и осами и прогулкой по прилегающей территории. Около наших домиков-номеров было достаточно много диковинных деревьев – коричного дерева, из коры которого делают специю - корицу, пальмового дерева из сока, которого добывают латекс, спеющие ананасы, банановые деревья с удивительными банановыми цветками, соседствующими с плодами и многое другое.

Далее дорога лежала к озеру-кальдере (бывший кратер вулкана) Тоба с посещением водопада Сиписо-писо, изучением фруктового рынка и ночевкой в городке Берастаги.

 Из-за того, что длина нашего маршрута значительно увеличилась, весь световой день, который в непосредственной близости к Экватору продолжается с 6 утра до 6 вечера, мы проводили в дороге. Тряслись вместе с вещами в комфортабельном, но небольшом автобусе, по дорогам, которые могут посоревноваться с российскими дорогами на звание «наихудших». Учитывая такие обстоятельства, у нас были весьма ранние подъемы, и все осмотры на местности мы старались проводить в первой половине дня. Водопад Сиписо-писо, означающий в переводе «острый как меч», и заинтересовавший нас своим подземным происхождением, т.е. «из корней» деревьев, мы наблюдали со смотровой площадки. Подъем и спуск по серпантину очень нежелателен в темноте и даже сумерках. Мы очень торопились успеть до закрытия местного фруктового рынка - и успели, но это оказался не совсем тот рынок, о котором мечтали. Первую часть нашей поездки наш поводырь по острову относился к нам как к обычным туристам и предоставлял нам стандартный туристический набор услуг. Настоящий местный рынок мы так и не посетили, поэтому никаких плодов хлебного дерева, кокосовых орехов, дуриана или еще каких-нибудь неокультуренных фруктов мы не встретили.

Рано утром мы начали полуторачасовое возвращение в Медан на Литургию. По дороге познакомились с летучими лисицами, которых продают живыми из клеток, в которых они свисают вниз головой, на придорожных рынках для изготовления бульонов, целебных для астматиков. Уже на въезде в город начались небольшие искушения в виде проколотого колеса у нашего автобуса. Но отец Константин, настоятель маленького домового храма преп. Сергия Радонежского, направил к нам своего прихожанина-мотоциклиста, который помог с вызовом ремонтной помощи и машин прихожан. На них мы в несколько заходов добрались до храма.

После чудесной воскресной службы, где нам удалось вторично причаститься, а нашему батюшке в третий раз сослужить Литургию, мы были приглашены в частный дом настоятеля на завтрак. Именно на завтраке-ланче каждый из нас отведал плодов хлебного дерева, которые по вкусу напоминали [6] смесь ананаса и банана. Во время завтрака-ланча начался настоящий тропический ливень, а к его окончанию к нам присоединился для совместной поездки по острову архимандрит Даниил[7].

Почти весь оставшийся световой день мы возвращались на свой маршрут, так как планировали по Программе следующую ночевку осуществить на внутреннем острове озера Тоба. Буквально на последнем пароме мы успели отплыть на остров Самосир уже в полной темноте, но зато были доставлены на кораблике непосредственно к корпусам отеля.

В нашем распоряжении на выбор были просто двухэтажные корпуса отеля и традиционный дом батаков – с теми же крышами, украшенными местными орнаментами, расположенный «на курьих ножках», т.е. номера только на втором этаже с полуудобствами на лестничном пролете. Самые отважные из нас совершили купание в озере на зорьке. Пришлось помогать экологам – вытаскивать из чистой воды пустые пластиковые бутылки - неприятно поражающая азиатская черта. Мусор виден везде и принимается местными как элемент современной живой природы.

Перед завтраком посещаем культурные объекты в поселке Амарито, в котором расположен наш отель, и доезжаем на местной маршрутке-коробченке до близлежащего поселка Томок. Посещение малюсенького кладбища с древними гробницами и близлежащего местного музея с каменными креслами и столами, где экскурсовод красочно показал нам почти все стадии суда и казни древних преступников. Обошлись без местечка Сималунги с центральным на острове музеем батаков и знаменитыми театрально-концертными номерами.

На следующий день состоялся переезд с востока на запад острова вдоль южного побережья озера Тоба. По пути осматриваем монумент на месте захоронения почитаемого островитянами князя и духовного лидера Сисингаманджарая. Далее обедаем-кофейничаем в местах, окруженных горами серы, образующими причудливые бело-желто-голубые пейзажи, и кипящими сероводородными источниками, в которые мало кто рискнул залезть. А те, кто немного в них посидел, на следующий день получил сильную головную боль и вынужден был отказаться от чудесного купания в теплом океане. На практике убедившись, что паломнические программы плохо сочетаются с принятием сероводородных ванн.

Опять ночуем на побережье Индийского океана, но теперь на западном берегу Суматры в городке Сиболга. В этот же вечер состоялась первая вечерняя беседа с отцом Даниилом - история его обращения в христианство и текущая ситуация в его епархии.

В праздник Казанской иконы Божьей матери наконец-то едем в таинственный город Барус. Первыми в городе нас радостно встретили дети, которые на перемене играли на большом футбольном поле перед протестантским храмом. Мы направились туда за информацией о местоположении католического храма, в котором могли узнать о местах археологических раскопок, связанных с историей христианства. В пригороде города Барус, куда мы приехали к католическому храму, когда-то велись раскопки древнего христианского храма французскими и малазийскими специалистами-археологами. На местах отступившего океана теперь расположились рисовые поля, в которых можно отыскать даже вросший в землю якорь. В джунглях встречаются заросли хлебных деревьев. А рядом, забор к забору, с современным католическим храмом в этих местах расположен храм почитателей Сисингаманджарая, в который нам зайти не удалось, так как он был закрыт.

Далее следовал праздничный обед на пустом жемчужно-песочном океаническом пляже с дегустацией местной скоропортящейся (как мы убедились сутки спустя) водки туак на соке сахарной пальмы. Запомнились прогулки босиком вдоль берега, купание в океанических волнах на предложенных нам местными детьми ватрушках. А уже ближе к вечеру состоялось возвращение к новому месту ночевки - Сиденпуан.

Далее следовал день переезда в городок Буккитинги, дорога не столько живописна, сколько ухабиста: два километра безупречного асфальта сменяются огромными ямами, что не мешает сквозному островному траффику быть перегруженным грузовиками и мопедами. Обедаем в кафе у дороги и горной реки. Пешая прогулка и знакомство с растущими вдоль трассы фруктами, в том числе с тяжелыми плодами хлебного дерева. Пересекаем Экватор под сезонный дождь. Следим за направлением водяной воронки и показаниями приборов в обоих полушариях. В темноте въезжаем в хорошо освещенный и очень современный Буккитинги. Ужинаем в близлежащей пиццерии, что не очень спасает нас от азиатски переперченных блюд. Сил на дегустацию знаменитого кофе-люфак, добываемого из экскрементов местных мусангов семейства виверровых, уже не хватает. Для отдельных, особо закаленных путешественников-паломников, которых не сморил сон, состоялась заключительная беседа с отцом Даниилом.

Утром ждал ранний переезд в Паданг в аэропорт и возвращение-перелет в Джакарту. Всего в этот день у нас получилось путешествие на трех самолетах. При этом немного застреваем при транзите через Малайзию в знакомом уже сверхсовременном[8] аэропорту Куала-Лумпур из-за серьезной непогоды с грозой и молниями. Уже завтра из Дели будет перелет домой.

На обещанную тему о том, зачем же простому православному паломнику такая экзотическая поездка, можно написать отдельное обширное эссе. Лично в моем багаже уже были не совсем традиционные православные паломнические маршруты в США-Мексику, Испанию-Португалию и Эфиопию. Каждая поездка по паломническому туру помогает лично мне убедиться в том, что Господь пребывает везде. Благодать Его щедро «разлита» по всему миру. То неожиданно встретишь не очень широко разрекламированную святыню: как, например, в Испании - «Судариум» (погребальный плат с лица Спасителя), в Португалии - место Фатима, где произошло явление Богородицы в 1917 году, в ветвях дуба, детишкам-пастушкам. И где в украинском православном храме (ныне униатском) долго хранилась православная икона Казанской Божьей Матери, которую уже на рубеже XXI века римский понтифик вернул в Россию. То удивишься большому количеству православных греческих, живущих по строгому афонскому уставу, монастырей в США и Канаде. То прикоснешься к удивительному миру горячей православной веры по-эфиопски, с глубоким почитанием Ковчега Завета, как Сокровища Десяти Заповедей, а не золотого, богато украшенного артефакта, физически ощущаемой преемственности в Новом Завете божественного духа Ветхого Завета и принятием «Христа во младенчестве» от Волхвов.

По моему глубокому убеждению, многие места на земле нуждаются в наших даже немощных православных молитвах, через простые утренние и вечерние правила, многие зарождающиеся или существующие на последнем дыхании православные церкви также нуждаются в наших скромных пожертвованиях и живом участии в совместных Литургических службах. Каждый православный человек, по сути, призван по мере сил миссионерствовать, потому что это только укрепит его собственную веру, как и во всем остальном мы эффективнее помогаем себе тогда, когда помогаем другим. В дни нашего отдыха от утомительных трудов на пропитание, важно вспоминать не только об отдыхе для тела и души, но и о пользе для нашего Духа.

 

[1] Поподробнее о целях нашей поездки можно почитать в записке - «Нужна ли поездка православному паломнику в экзотическую Индонезию?»

[2] В основном- протестантского направления, что объясняется активной миссионерской деятельностью немцев и голландцев.

[3] Выездные ворота-арка находятся в городе Мумбай.

[4] О существующем запрете к служению архимандрита Даниила.

[5] Среди даров Волхвов младенцу Христу было два вида Ладана: собственно Ладан, который воскуряется Божеству во многих религиях. И Смирна, которую используют не только и не столько как благовоние, но скорее как ароматическое масло, которым натирают умершего для сохранения тела от тления.

[6] По практикуемым описаниям экзотических фруктов.

[7] Несмотря на свою больную ногу и потребность в палке для ходьбы, батюшка был готов терпеть и терпел все невзгоды нашей кочевой жизни

[8] Лично у меня создалось впечатление, что даже лондонский аэропорт Хитроу отстал в развитии инфраструктуры.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

04.07.2016 - 17:33 :

Было очень интересно почитать! Правда, пришло в голову, что христианам, особенно не опытным, нужно с большой осторожностью посещать места религиозного поклонения других религий из-за опасности идолопоклонства (угостят бананчиком, который бесам пожертвовали)."Фатимское чудо" не признается в Православии как подлинное явление Богородицы.

06.07.2016 - 13:39 :

Конечно каждый автор отвечает за свою статью, как же иначе? Критика НУЖНА!!! Цитаты: Критика хороша уже тем, что озвучивает проблему. Истина любит критику, от нее она только выигрывает. Критика самым прямым образом указывает либо на наши недостатки, либо на недостатки нашей деятельности, то есть на наши ошибки. Основной задачей, которую следует выполнить, является - возможность оптимально реагировать на критику, с извлечением из нее максимальной выгоды для себя. Будьте предприимчивы и используйте информацию разумно, так как нет бессмысленной критики. Всегда воспринимайте критику по-деловому, независимо от критикующего человека и формы его высказывания. Важен принцип: все, что делалось хорошо раньше, будет делаться еще лучше после критики. Уметь подсказать, что нужно исправить – уже помощь и еще какая! Результат налицо – ЗДЕСЬ статья уже давно исправлена.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 9 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+