29.05.2025 18:23:52
Сергей Львович Худиев

По лентам социальных сетей ходит перепост сообщения от одного священника, служащего за границей. Он сообщает о том, что ему позвонила некая (не названная по имени) благочестивая немка. Он слышал ее первый раз, но по ее рассказу решил, что эта дама — весьма благочестива и имеет подлинный духовный опыт.
Дама подробно рассказала ему о положении дел в Русской Православной Церкви, выказав подробное знакомство с «философией русского мира», и, как пишет передающий ее слова священник, «В общем у нее было откровение про РПЦ. Новости плохие. Господь просил эту женщину нам передать, что мы - отступники, вера наша - не христианская. Креститься в РПЦ можно (собственно у любого можно), а вот причащаться — не желательно»
Может быть, этому не стоило бы уделять большого внимания, но это сообщение активно расходится по сети, и это — не единственный пример подобного рода «откровений».
Поэтому стоит заметить несколько вещей.
Есть несколько ироническое выражение «как будто первый день в интернете». Так говорят о человеке, который готов сразу поверить любому сообщению в сети.
Люди, претендовавшие на «откровение от Господа» были всегда, но интернет создал неслыханные ранее возможности для распространения слухов, а также «видений» и «откровений».
С 2014 года Сеть особенно полна сообщений скажем так, религиозно-политического характера. Разные люди — от предполагаемых «афонских старцев» до пятидесятнических пасторов — видели видения и получали откровения, которые (внезапно) полностью соответствовали политической позиции, которую занимали те, кто выдавал эти «откровения» в сеть, и, соответственно, находились в резкой противофазе друг с другом.
Это уже очень хорошо известное явление. Некоторые говорят, что такие «видения» сочиняют соответствующие спецслужбы — но предполагать это было бы чрезмерным. Люди отлично справляются сами, и, скорее всего, это проявление не обдуманных заговоров, а нездоровой подвижности психики — или, говоря более церковным языком, отсутствия трезвения.
Распространять подобные сообщения — тоже не признак мудрости и рассудительности.
Второе, что стоит заметить — обвинение отличается от брани тем, что обвинение четко формулируется. Когда нам сообщают, что «мы — отступники, вера наша — не христианская» это еще не обвинение. Обвинение — это утверждение, что «вы придерживатесь таких-то вероисповедных убеждений (цитаты) они противоречат таким-то положениям христианской веры (каким именно)»
Утверждение, что в храмах Русской Православной Церкви «причащаться нежелательно» требовало бы особенно тщательного богословского обоснования.
На внятно сформулированные обвинения можно отвечать; про брань можно сказать только то, что она на вороту не виснет.
Дама (в пересказе священника) «разобралась в нюансах философии "русского мира", начиная от средневековых концепций третьего Рима и еще каких то древних монашеских бреднях, прошаренная в царебожничестве, знает примерно в 100 раз больше меня про ВРНС и выстроила линию канонической преемственности ПК и считает ее неканоничной»
Это поразительно грандиозное заявление — потому что одно дело обвинять Патриарха Кирилла в каких-то личных грехах, другое — отрицать его каноничность.
Патриарха Кирилла признают, в качестве Патриарха Московского и вся Руси, во всем православном мире — даже Константинополь, при всех проблемах в отношениях, не берется это отрицать. Чему нам следует придать больший вес — мнению некой безымянной дамы, высказанному по телефону, или согласному учению православных Церквей?
Ошибка, в которую впадает это безымянная дама, да и многие вместе с ней, состоит в характерном неразличении догматического, нравственного и политического.
Люди могут иметь острые политические разногласия с патриархом Кириллом — и совершенно по-другому смотреть на текущую трагическую ситуацию. Но это еще не делает ни их, ни его еретиком.
«Русский мир» — это, в любом случае, не богословская доктрина. Даже в наиболее жесткой его форме — стремлению к воссоединению земель русского языка и культуры, в том числе, военными мерами — это доктрина политическая, и она имеет вполне устоявшееся название — «ирредентизм».
Ирредентизм, называемый красивым греческим словом «энозис» был буквально делом жизни многих греческих архиереев — в частности, митрополита Кипрского Макариоса, который предпринимал огромные усилия к воссоединению Кипра с Грецией — культурные, дипломатические, и скрывать того не будем, военные.
Можно порицать его за это. Можно напоминать, что дело епископа — вести людей в вечное Царство, а не участвовать в кровопролитии за расширение границ земного.
Но — нравится ли нам митрополит Макариос как человек или нет — его невозможно обвинить именно в ереси. Он не проповедовал догматически ложного учения. И уж совсем нелепо было бы утверждать, что в православных Церквях Кипра «нежелательно причащаться».
Как не проповедует ереси и патриарх Кирилл. Если считать ересью поддержку военных действий своего правительства — то, нравится нам это или нет, в православном (как впрочем, и католическом, и лютеранском) мире это дело совершенно обычное, трудно найти примеры обратного.
Относительно недавно, например, патриарх Варфоломей поддержал военные действия Турции против курдов.
Можно, конечно, глубоко огорчаться такой позицией иерархов — но было бы странно в одном случае выдвигать обвинения в ереси, в другом — нет.
Но, даже если вы сильно огорчились именно на патриарха Кирилла, уходить от Причастия в Русской Православной Церкви из-за этого было бы трагической ошибкой. Вы в любом случае причащаетесь не патриарха, а Христа, а
бегать в поисках безгрешной иерархии можно долго и (этому есть печальные примеры) без толку.
В любом случае, чтобы принимать такое важное решение, как приступать к Причастию или нет, нужно очень хорошо подумать, усердно помолиться Богу, посоветоваться с другими людьми. Нельзя круто менять свою духовную жизнь потому, что вам в Сети попался рассказ о каком-то телефонном звонке.
Если выйти из интернета в реальный мир, и войти в реальный храм Божий, вы, вполне вероятно, не услышите там политинформаций — вы услышите именно Божественную Литургию и проповеди от Писания, в которых точно не будет ничего еретического. По крайней мере, таков мой опыт.
И вы встретите там не отступников, а людей, которые с верой, благоговением и страхом Божиим собрались, чтобы совершить Евхаристию. И вы хорошо поступите, если к ним присоединитесь.
Если для того, чтобы приступить к Причастию, вам нужно тщательно исследовать (реальные или предполагаемые) грехи священноначалия, вы, увы, до него никогда не доберетесь.
Комментарии
31.05.2025 - 11:54 К сожелению, имеет место быть:
К сожелению, имеет место быть в последнее время. Нападки усиливаются, но спасение в церкви- дело не лёгкое. Даруй нам Господи мудрости и покаяния.
Добавить комментарий